Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема - Философское учение о бытии и материи

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Тема : Философское учение о бытии и материи.Вопросы  :  Проблема

      бытия  в  философской  картине  мира  Философское  учение  о  материи

      Движение  как  атрибут  материи  Пространство  и  время   как   формы

      существования материи.Литература :Введение в философию в  2-х  ч.  М.

      ч2.Гл.Философия ( под редакцией Кохановского В.П. Ростов,1996 )Основы

      философии  (  под  ред.   Попова   Е.В.   Москва,   1997   )В.А.Канке

      Философия.М.1997Философия ( курс лекций) М.1997Алексеев  П.В.,  Панин

      А.В. Философия М.1997Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия. М. 1997Основы

      философии  в  вопросах  и  ответах.  Ростов.   1997ВВЕДЕНИЕ.Настоящей

      лекцией  мы  открываем  2  раздел  курса  “  Человек  во   вселенной.

      Философская, религиозная и научная картина мира. ”  ,  в  которой  мы

      рассмотрим проблемы бытия  и  материи  в  философской  картине  мира,

      выделив её из религиозной, мифологической картин, рассмотрим проблемы

      сознания и развития мира и мышления.

          Тем  самым  мы  приступаем  к  изучению   философского   знания,

      называемого онтологией ( онтос – сущее, логос – знание ) – учением  о

      бытии.

          Раскрытию содержания лекции  “  Философское  учение  о  бытии  и

      материи ” посвящены 4 вопроса

   1.   Проблема бытия в философской  картине мира.

   2. Философское учение о материи

   3. Движение как атрибут материи

   4. Пространство и время как формы существования материи

                                 1 ВОПРОС

           Вопрос  вопросов  для  человечества  –  это  определение  места

        человека в природе и его отношение к  Космосу.  Человек  по  мнению

        А.Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира.

        Этим   занимается   и   художник,   и   поэт,    и    философ,    и

        естествоиспытатель, но каждый по-своему.

           Другими  словами,  определение  места  человека   во  вселенной

        связано с построением картины мира как  упорядоченной  целостности,

        объединяющей разнообразные  знания,  на  основе  системообразующего

        начала  (  принципа  или  идеи  ),    задающего   мировоззренческую

        установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем  самым  картина

        мира всегда мировоззренчески окрашена.

           Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и

        помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ  вселенной  и

        человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

           Мы рассмотрим мифологическую, религиозную, научную, философские

        формы миропонимания, оставив обыденную и эзотерическую картины мира

        для дальнейшего изучения. Каждая из них дает свою  версию  “  каков

        мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и противоречат

        друг другу.

           Мифологическое   постижение   мира,   как   целостности   имеет

        созерцательное основание и предстает в виде  конкретно-чувственного

        образа, в котором воспринимаемое  и  воображаемое  человеком  слиты

        воедино,  а  сам  образ  мира  включает  человека  во  все  стороны

        космического целого.

           Религиозная картина мира  обобщает  религиозный  опыт  людей  и

        делает главным предметом своего внимания  соотношение  повседневной

        эмпирии  и  потустороннего.  Земное  и  небесное,  человеческое   и

        божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир

        божественного определяет людей и в их физическом бытии, и  в  бытии

        духовном. Центральный пункт религиозной картины мира –  образ  Бога

        (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает  иерархическую

        упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в  нем,  в

        зависимости от его отношения к Богу.

           Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу  явлений

        мира   как   целостность   по   правилам   определенной   науки   с

        использованием её особого языка. Но такие  локальные  картины  дают

        мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира  принимают

        за наглядный образ мира в целом.

           Философская  картина  мира  осмысливает  мироздание   в   плане

        взаимоотношений человека и мира во всех  ракурсах   онтологическом,

        познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские

        картины мира не похожи одна на другую.  Их объединяет и отличает от

        религиозной  и  мифологической  картин  мира,  то,  что   философия

        относится к  теоретическому  способу  освоения  мира.  Этот  способ

        характеризуется  тем,  что  человек   познает   мир   в   понятиях,

        умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание,  это  знание

        или взгляд живого  человека.  Поэтому  наряду  со  знанием  о  мире

        философия формирует и ценностное отношение к нему.

           Философия отдает  отчет  в  том,  что  мир  бесконечно  сложен,

        необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь  -  понять

        мир не "вширь", а "вглубь", не в  многообразии  его  явлений,  а  в

        единстве его сущности.

           Тогда философская  картина  мира  осмысливается  как  системно-

        рационализированную совокупность  представлений  о  мире  в  целом,

        включая в него и самого человека.

           Системообразующим принципом философской картины  мира  вступает

        понятие бытия. В этой категории фиксируется  убеждение  человека  в

        существовании  окружающего  его  мира  и  самого  человека  с   его

        сознанием.

           Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в

        целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается  от  всех

        конкретных различий вещей, предметов и процессов,  кроме  одной  их

        черты - их существования, что задает миру  исходную  целостность  и

        гарантирует миру устойчивое существование.

           Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает  мир

        серьезным и ответственным, предсказуемым.  Вощздерживаясь  от  темы

        бытия,  или  отрицая  ее,   философия   порождает   нигилистическое

        мировоззрение. Действительно,  если  нет  бытийной  опоры,  то  все

        теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный и неизменный

        абсолют приводит  к  тому,  что  человек  начинает  действовать  по

        собственному произволу.

           Таким образом категория бытия обозначает  реально  существующий

        мир, лежащий в основе всех  вещей  и  явлений  и  гарантирующий  их

        существование.

           И один из первых вопросов,  возникающих  на  пути  философского

        осмысления мира является вопрос  о  многообразии  способов  и  форм

        бытия.

           Основные формы бытия:

     1.  Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою  очередь  делится  на

        природное бытие во всем его  многообразии,  и  материальное  бытие,

        созданное человеком;

     2.  Материальное бытиё человека, в  котором  можно  выделить  телесное

        существование человека как части природы  и существование  человека

        как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;

     3.  Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность

        и общечеловеческую духовность;

     4.  Бытиё общества или иначе, социальное бытиё.

           Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от  человека  и

        его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её

        объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

           Материальное  бытие,  произведенное  человеком,   или   "вторая

        природа" - это, не  что  иное,  как  предметно-  вещественный  мир,

        созданный людьми и окружающий нас  в повседневной жизни. Это  бытие

        возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него

        жизнью. К элементам "второй природы" относится и бытие  техники,  в

        том числе и военной. Особенность  бытия  техники  в  том,  что  она

        выступает   как    совокупность    содеянным    человеком    вещей.

        Рассматриваемые в качестве  химических,  физических,  биологических

        они не  отличаются  от  природных  явлений,  но  как  искусственные

        объекты,  они  являются  результатом  опредмечивания   человеческой

        деятельности.  Следовательно,  техника   бытийствует   в   качестве

        природного и социального объекта. Человек  и  техника  находятся  в

        противоречивом  единстве.  Используя  технику  человек   изменяется

        физически  и  духовно,  сила  его  интеллекта   реализуется   через

        технологию, через целенаправленное использование  техники.  Однако,

        есть и отрицательные  последствия, они ослабляют человека. Конечно,

        человек никогда  не  откажется  от  своих  технических  завоеваний,

        поэтому  необходимость  оптимального   сочетания   бытия   человека

        остается необходимым условием его выживания.

           Во взаимоотношении между  1  и  2  природой  определяющая  роль

        принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая

        природа  обладает  способностью  разрушения  "первого"  бытия,  что

        делает ( при известных обстоятельствах )  физическое  существование

        человека невозможным.

           В рамках  природного  бытия  необходимо  выделить  человеческое

        бытие. В нем пересекаются 1).  бытие  человека  в  мире  вещей  как

        мыслящей  вещи,   2).   бытие   человека   как   индивида,   особи,

        принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального

        существа в рамках бытия общества.

           Человек, как целостность, есть единство физического, природного

        и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют

        его существование.

           Духовный мири человека характеризуется двояким  существованием.

        Его  можно  подразделить  на  субъективный   и   объективный   дух,

        реализуемый   через  бытие  индивидуального   духовного   и   бытие

        общественного сознания. Индивидуальное духовное  реализуется  через

        бытие сознания индивида (  идеи,  убеждения,  ценности,  установки,

        мотивы,   мысли,   впечатления,   чувства,   переживания   ),   его

        бессознательное  (   желания,   сны,   побуждения,   патологии)   и

        неосознанное ( интуиции, наития, откровения).

           Бытие    общества    понимается    как     реальный     процесс

        жизнедеятельности людей, центральным  моментом  которого  выступает

        практика.

           В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их

        взаимоотношения.  Материализм  считает  основой  природное   бытие,

        субъективный идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за

        основу берет объективный дух.

           Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же

        объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно

        многообразного мира.

           Идея такого единства приводит к представлению об общей   основе

        всего  существующего,  обозначаемой  категорией   субстанция.   Эта

        категория  фиксирует  внутреннее  единство  всех  вещей,   явлений,

        процессов, первооснову, не от чего  независящую,  причину  всего  и

        вся, единство сущности и существования.

           Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной

        субстанции относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая

        трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций.  В

        зависимости от того, какой сфере  бытия  приписывается  первичность

        (природа   или    дух,    материя    или    сознание),    различают

        материалистический и идеалистический монизм, а философов относят  к

        материалистам или идеалистам. Оба течения имеют  в  равной  степени

        имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому  современная

        мысль, осмысливая по-новому идею  субстанции  приходит  к  принципу

        целостности всего материально-духовного процесса.  В  нем  потенции

        субстанции  актуализируются  в  процессе  развития   мира.   Однако

        общечеловеческий опыт, принцип научности при его усвоении позволяют

        выделить философское понятие "материи".

                                 2 ВОПРОС

           Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает  основы  любого

        развитого мировоззрения.

           Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем  историческом

        развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления

        в  древнегреческих  философских  учениях  (   Фалеса,   Анаксимена,

        Гераклита и др.). В основу мира полагались  те или  иные  природные

        стихии: вода, воздух,  огонь  и  т.п.  Все  существующее  считалось

        модификацией этих стихий.

           Второй этап  -  этап  вещественно-субстрактного  представления.

        Материя отождествлялась с веществом, с атомами,  с  комплексами  их

        свойств, в том числе со свойством  неделимости  (  Бекон,  Локк  ).

        Наибольшее  развитие  такое   физикалистское    понимание   материи

        достигло  в  трудах  французских  материалистов  18   в.   Ламетри,

        Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 -  18

        в.  Трансформировала  понятие  "бытия"  в  понятие   "материя".   В

        условиях, когда наука  поколебала  веру  в  Бога,  как  Абсолюта  и

        гаранта бытия озабоченность человека  об  основаниях  существования

        мифа снималась в категории "материя".   С помощью ее обосновывалось

        как истинно сущее  бытие  природного  мира,  который  был  объявлен

        самодостаточным,  вечным,  несотворимым,  не  нуждающимся  в  своем

        обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность,

        непроницаемости,  тяжести,  массой,  как  субстанция  -  атрибутами

        движения, пространства времени,  и  наконец  способностью  вызывать

        ощущения ( Гольбах ).

           Третий  этап  -  философско-гносеологическое  представление   о

        материи. Сформировалась оно в  условиях  кризиса  естествознания  в

        начале ХХ века. Рентгеновские  опровергли  идеи  о  непроницаемости

        материи; электроизлучение  урана;  радиоактивный  распад  атомов  -

        разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия  "поля"

        описывало новое состояние материи отличное от вещества.

           Идея неделимого атома,  первокирпичика  -  рухнула.  Разрушение

        атомистическо-механической картины мира было  названо  "кризисом  в

        физике".  Рушиться  наука,  поскольку  "материя  исчезает"  считали

        ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не

        наука, а старый предел понимания мира.  Картина  мира  усложнилась,

        следовательно   наука   испытывает   кризис,    а    с    него    и

        материалистическая философия.

           Выход нашелся в образе  квантово-механической  картины  мира  в

        естествознании и диалектико-материалистического  понимания  материи

        философии.

           Материя стала трактоваться как  всякая  объективная  реальность

        как  данная  человеку  в   его   ощущениях,   которые   копируются,

        фотографируются,   отображаются   нашими   ощущениями,    существуя

        независимо  от  них.  В  этом  определении  признак   существования

        отдается исключительно  самим  конкретно-чувственным  веществам.  А

        такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и

        то  же  понимание  бытия:  оно  отождествляется  с   существованием

        чувственных вещей, а функция  обоснования  их  бытия  приписывается

        материи. В этом и методологическое значение определения.  Названная

        нами формулировка определения материи называется  гносеологическим,

        поскольку  содержит  элемент   связи   объективной   реальности   с

        сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое

        понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко  с

        конкретным  строением  материи,  но  и  неспособна   охватить   все

        многообразие  понятия  материи.   Такое   многообразие   раскрывает

        рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

           В этом случае атрибутами  (  неотъемлемыми  свойствами  материи

        являются:  структурность,   системность,   воздействие,   движение,

        самоорганизация, пространства, время и отражения ).

           Все объекты материального мира,  как  и  духовного  могут  быть

        рассмотрены  как  системы.  Материальные  системы  -  это   системы

        предметов, объекты вещей. Духовная система - это система  ценностей

        идеалов.

           Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.

           Материальный мир делится на три сферы : неживая природа,  живая

        природа и социум ( или типы материальных систем  :  неорганическую,

        органическую и социальную).

           Неживая природа представлена уровнями :

           а) субмикроэлемнтарный;

           б) микроэлементарный;

           в) ядерный;

           г) атомарный;

           д) молекулярный;

           е) макротел ( соизмеримых человеку величин);

           ж) планет;

           з) систем планет;

           и) галактик;

           к) систем галактик;

           л) метагалактик;

           м) вселенной, мира в целом.

           Живая природа имеет свои уровни :

           а) доклеточный (ДНК,РНК,белки);

           б) клеточный – клетки;

           в) многоклеточный – многоклеточные организмы;

           г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера.

           В  рамках   биосферы   начинает   развиваться   свободный   тип

        материальной системы – человеческое общество.

           Социум представлен такими уровнями :

           а) индивид;

           б) семья;

           в) коллективы;

           г) социальные группы;

           е) этносы, нации, племена, расы;

           ж) государства;

           з) союзы государств;

           и) общества, человечество в целом.

           На разных  уровнях  материи  мы  сталкиваемся  с  особенностями

        проявления просранственно-временных  отношений,  различными  видами

        движения.

                                 3 ВОПРОС

           Философов всегда волновал  вопрос  о  бесконечном  многообразии

        материальных форм.  Откуда  и  как  оно  произошло?   Высказывалось

        предложение,  что  это  многообразие  есть   результат   активности

        материи.  Большинство   мыслителей   идеалистического   направления

        объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

           Материалистическая философия не признает наличие души в материи

        и объясняет ее активность взаимодействием  вещества  и  полей.  Но,

        термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное

        перемещение   тел.   В   философии   такое   движение    называется

        механическим.  Существуют   и   более   сложные   формы   движения:

        физическая, химическая, биологическая, социальная  и  другие.  Так,

        например,  процессами  микромира  характеризуются  взаимодействиями

        элементарных   частиц    и    субэлементарными    взаимодействиями.

        Галактические взаимодействия  и  расширение  Метагалактики  –  есть

        новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

           Все  формы  движения  материи  взаимосвязаны.  Так,   например,

        механическое движение  (  самое  простое),  обусловлено  процессами

        взаимопревращения     элементарных      частиц,      взаимовлиянием

        гравитационных  и  электромагнитных   полей,   сильных   и   слабых

        взаимодействий в микромире.

           Что же такое  движение  вообще?  Философское  понятие  движения

        обозначает любые  взаимодействия,  а  так  же  изменение  состояний

        объектов, вызываемых этим взаимодействием.

                 Движение – это изменение вообще.

             Оно характеризуется тем, что

           1.   неотделимо  от  материи,  поскольку  является  атрибутом  (

              неотъемлемым существенным  свойством  объекта,  без  которого

              объект  не  может  существовать  )  материи.  Нельзя  мыслить

              материю без движения, как и движение без материи;

           2.  движение объективно, изменения в материю может  внести  лишь

              практика;

           3.  движение  –  есть  противоречивое  единство  устойчивости  и

              изменчивости, прерывности и непрерывности,

           4. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой –  это

              тоже  движение   ,но   такое   при   котором   не   нарушатся

              качественная   специфика   предмета   (   особое    состояние

              движения);

           Типы движения, наблюдаемые в объективном  мире,  условно  можно

         разделить на количественные и качественные изменения .

           Количественные изменения связаны с переносом материи и  энергии

         в пространстве.

           Качественные   изменения   всегда   связаны   с    качественной

         перестройкой внутренней структурой объектов и  превращением  их  в

         новые объекты, обладающие новыми свой  свойствами.  По  сути  речь

         идет  о  развитии.  Развитие   –   это   движение,   связанное   с

         преобразованием качества предметов, процессов или уровней  и  форм

         материи. Развитие разделяется  на  динамическое  и  популяционное.

         Динамическое  –  осуществляется  как  усложнение  объектов,  через

         раскрытие  потенциальных  возможностей  скрытых  в  предшествующих

         качественных состояниях , причем превращения не выходят  за  рамки

         существующего вида материи ( развитие звезд ).  При  популяционном

         развитии  осуществляется  переход   от   качественных   состояний,

         характерных для одного уровня материи, к  качественному  состоянию

         следующего  (переход  от  неживой  природы  к  живой  ).   Истоком

         популяционного движения служит самодвижение материи,  по  принципу

         ее  самоорганизации.  Проблема  самоорганизации  решается  научной

         дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).

           Перечисленные формы  движения  материи  и  их  связь  с  видами

         материи и их развитием схватывается в следующих принципах :

   1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая  форма

      движения;

   2. Между формами движения существует  генетическая  связь,  т.е.  высшие

      формы движения возникают на базе низших;

   3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

             Многообразие видов движения  получает  единство  через  такие

         всеобщие формы, как пространство и время.

                                 4 ВОПРОС

             Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени  ведется

         с древности.  Во  всех  спорах  стоял  вопрос  в  каком  отношении

         относятся пространство и время  к  материи.  По  этому  вопросу  в

         истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы  называем

         – субстанциональной концепцией; пространство и время  трактовались

         как самостоятельные сущности, существующие  наряду  с  материей  и

         независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ).  То  есть  делался

         вывод о независимости свойств пространства и времени от  характера

         протекающих материальных процессов. Пространство  здесь  –  пустое

         вместилище вещей и событий, а время  –  чистая  длительность,  оно

         одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.

             Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo  –  отношение

         ).  Её  сторонники  (  Аристотель,  Лейбниц,  Гегель  )   понимали

         пространство и  время  не  как  самостоятельные  сущности,  а  как

         систему отношений, образуемых движущейся материей.

             В наше время реляционная концепция  имеет  естественнонаучное

         обоснование в виде созданной А.Энштейном  теории  относительности.

         Теория относительности, специальная ее часть, гласит  пространство

         и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое

         пространство – время ( пространственно-временной  континиум  ).  В

         свою   очередь   общая   теория   относительности   утверждает   :

         пространство и время не  существует  без  материи  их  метрические

         свойства  (  кривизна  и  скорость  течения  времени  )  создаются

         распределением и взаимодействием тяготеющих масс.

             Таким образом, согласно реляционной концепцией:

             Пространство – это форма бытия  материи,  характеризующая  ее

         протяженность,  структурность,  сосуществования  и  взаимодействия

         элементов во всех материальных системах.

             Понятие пространства имеет смысл  постольку,  поскольку  сама

         материя дифференцирована,  структурована.  Если  бы  мир  не  имел

         сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а  те  в

         свою очередь на элементы  ,  связанные  между  собой,  то  понятие

         пространства не имело бы смысла.

             Но    материальный    мир    не     просто     состоит     из

         структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении,

         они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные

         качественные состояния, сменяющие  одно  другое.  Сравнение  между

         собой качественно различных измерений  дает  нам  представление  о

         времени.

             Время  –  форма  бытия   материи,   выражающая   длительность

         существования  материальных   систем,   последовательность   смены

         состояний и изменений этих систем в процессе развития.

             Понятие пространства и времени  соотносительны  не  только  с

         материей, но и друг с другом: в  понятии  пространства  отражается

         структурная координация различных объектов в один и тот же  момент

         времени, а в понятии времени – координация длительности  сменяющих

         друг друга объектов  и  их  состоянии  в  одном  и  том  же  месте

         пространства.

             Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея

         качественного  многообразия  пространственно-временных   структур:

         развитие материи  и  проявления  новых  форм  ее  движения  должно

         сопровождаться   становлением   качественно   специфических   форм

         пространства и времени.

             В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-

         макро и мега-мире. В живой природе проявляется  резкое  проявление

         левизны, что оценивается как  особое  биологическое  пространство.

         Специфично  и  временная   организация   живого,   речь   идет   о

         биологических часах. Они  позволяют  приспособиться  к  ритмичному

         чередованию факторов внешней среды.

             Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом,

         социально  значимыми  характеристиками  –   техника,   архитектура

         городов  формируется  людьми  и  несут  на  себе  их  ценности   в

         определенные исторические эпохи. Социальное время  является  мерой

         изменчивости социальных процессов,  и  мы  видим,  что  социальное

         время постоянно ускоряется.

                                  ВЫВОДЫ

   1. На основании категории бытия  возможно  понимание  места  человека  в

      мире. Бытие – все реально сущее.

   2.  Гносеологическое  определение  материи  как  объективной  реальности

      дополняется субстанциональным аспектом и позволяет  удовлетворительно

      объяснять окружающий мир.

   3.  Материя  обладает   атрибутом   движения,   пространства,   времени,

      структурирована.

   4. Знание категорий бытия, материи и  ее  атрибутов  позволяет  грамотно

      подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.




1. Где та невидимая граница которая отличает опытного вожатого от неопытного Кто тот судья который сможет дат
2. Шяуляй
3. Индивидуальные трудовые споры
4. Проводники в электростатическом поле
5. Тема 44 Держава і право Англії нового часу План лекції 1
6. Реферат на тему- Принципы планирования дистанции в ТрейлО Исполнил Студент 131 груп
7. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1
8. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям базовая и углубленная подготовка квалификация ~ бухгалтер.html
9. тематизации и гармонизации
10. модуль перемещения измеряется в метрах СИ
11. ІНФОРМАЦІЙНІ СИСТЕМИ І ТЕХНОЛОГІЇ ОБЛІКУ
12. Отчет по лабораторной работе 4 Дисциплина- Электроника и схемотехника Исследование функциональных ос
13. Инженерконструктор Областной конкурс профессионального мастерства среди молодых специалистов по про
14.  Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождени
15.  264 с 1 Что нам обещает социология В наши дни частная жизнь нередко представляется чередой ловушек
16. Ройса; Почему Наполеон проиграл в шахматы первому роботу 26 марта 2007 002
17. Реферат- Длительное отсутсвие работника на рабочем месте
18. Основы инженерной психологии
19. лекциях prefll встречаются вещи в дизайне которых совмещено четыре пять и более оттенков и все они серые
20. Атомная теория строения вещества