Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА- ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО на примере музыкальной деятельность Магистранта Дашкевич Мар

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУК

ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО»

(на примере музыкальной деятельность)

Магистранта

Дашкевич

Марины

Николаевны

кафедра педагогики

Научный руководитель:

Дубовик М.В.

Минск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА

  1.  . Особенности искусства как средства познания мира……………………………………………………………………….……..5

1.2.  Познавательные возможности музыки как вида искусства…..…………………………………………………………….…….......11

ГЛАВА 2  МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО             ВОСПИТАНИЯ

2.1. Музыка как средство формирования эстетических и нравственных качеств личности…………………………………………..………………….....15

2.2. Воспитательный потенциал различных форм музыкальной деятельности и их роль в  эстетическом воспитании детей…………………………………………………………………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 29

ВВЕДЕНИЕ

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается и усложняется. Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились  на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.

Содержание  философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.

Исторически философия возникает после искусства и прежде естественных наук. Возможно, поэтому она вбирает в себя черты и того, и другого, как бы являясь промежуточным звеном [15 с. 32-35 ].

Цицерон говорил, что «философия есть медицина души». Но медициной души можно назвать и искусство. Нет, наверное, человека, которого ни разу в жизни не исцелила бы любимая песня или любимая книга. Как и философский текст, иное произведение искусства заставит задаться всеми этими вечными вопросами, а подчас просто перевернет все прежнее представление о мире. В конце концов, как и философия, искусство стремится рассмотреть мир в целом и рассмотреть мир субъективно, с точки зрения конкретного, отдельно взятого человека. Да, наверное, каждый человек имеет какое-либо отношение к философии, но каждого ли можно назвать философом? В философии – ученые  пишут свои труды, а тот, кто чувствует необходимость, потом их читает, получая искомую пищу для ума. Однако философом в принципе можно назвать любого, кто преумножает мудрость. А чтобы преумножить мудрость, не обязательно писать трактатов, и это очевидно[1 с. 11-31].

Но почему же люди обращаются к философии, существует ли вообще необходимость в философствовании? Если понимать под необходимостью «полезность» для чего-то другого, то философия не является необходимой, по крайней мере на первый взгляд. Однако Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, нежели философия, но лучше нет ни одной». Ведь полезность – понятие относительное, она присутствует только по отношению к цели. А первоочередная цель для каждого существа быть самим собой. А человек, когда он является самим собой, имеет свободный чистый разум, обладающий потребностью мыслить. Рано или поздно практически каждый человек обращается к философии, чтобы найти ответы на свои вопросы или отыскать начало пути, по которому идти, чтобы попытаться ответить самостоятельно.

Вопрос о соотношении искусства и философии  действительно является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности  человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин, «нераздельны». Философия ближе к науке – она тяготит к логико-понятийному  аппарату, к систематичности, к тому, чтобы  высветить свои выводы в рационально-воспроизводимых формах рассуждения. Искусство же в принципе ориентировано на образно-символические формы  познания  и выражения[12 с. 24].

Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного  сознания, которые, несмотря на всю близость своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения.

Цель реферата: выявление    возможностей  искусства   как    средства познания мира и эстетического воспитания.

Главные задачи работы:

  1.  Раскрыть взаимосвязь философии и искусства, выявить значение искусства как способа отражения действительности и его роль в формировании личности человека;
  2.  показать, как музыка влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному ее развитию.

Объект исследования: искусство как средство познания мира

Предмет исследования: влияние музыки на формирование эстетических и нравственных качеств личности и ее значение в эстетическом воспитании детей

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; обобщение педагогического опыта  учителей музыки;  анализ собственного исполнительского опыта.

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА

  1.  Искусство как философское понятие

  Любовь к истине и мудрости, по словам немецкого философа Карла Ясперса, – совершенно новая ценность ступени развития духовной культуры [14 с. 14].

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и  в эпоху Возрождения.

Искусство являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее.

Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность [22 с. 145].

Искусство - один из способов познания мира. Искусство, как и философия, отражает действительность целостно, но в отличие от философии - не в виде общих законов мира, а в многообразии их жизненных проявлений.

      Своим познавательным аспектом искусство близко к конкретным наукам, целостным осмыслением мира – сродни философии, оценочным отношением к действительности – сходно с идеологией.

      Искусство – сфера активного формирования мировоззрения, нравственности и эмоциональной чуткости человека.

      Искусство по Аристотелю это воплощение единства познавательно-эмоционального и воспитательного. Именно гармоническое взаимоотношение познавательного с воспитательным в искусстве и является фактором, обусловливающим самопознание человеком смысла своего бытия, являющимся необходимым условием всестороннего развития личности.

      Искусство, в самом деле, и «учебник жизни», и форма отдыха, рекреации, восстановления духовных и физических сил. В общении человека с искусством всякий раз одновременно идет и «формирующий» и «восстановительный» процесс.

      Искусство как особый орган культуры возникает из духовных потребностей и культивирует у людей чувство жизненной полноты.

Искусство требует той работы духа, которая связана с большой самоотдачей, оно заставляет заглянуть в глубины бытия, призывает к ответу за сделанное, показывает бездны человеческого падения и несовершенства; непредвиденность несчастья, кровавый фарс войны. Сила большого, гуманистического искусства в том, что оно провидит смысл в кажущейся бессмыслице, порядок – в беспорядке, гармонию – в дисгармонии, человечность – в кажущейся бесчеловечности [16 с. 15].

Искусство стоит на страже определенного духовного равновесия личности, охраняя гармонию природного и социального в человеке, рационального и эмоционального, общечеловеческого и индивидуально-неповторимого.

Искусство призвано «открыть им непостижимое сокровище жизни» (М.М.Пришвин) и «дать рост жизненным силам» (Б.В.Асафьев). Чувство жизни - это, может быть, основное и главное. Даже такие понятия, как красота и идеал, являются в известном смысле производными от него. Л.Н.Толстой писал: «Красота... никак не может служить основанием искусства» [17 с. 61].

То есть, искусство, по Толстому, глубже и шире красоты.

Гете также не отождествлял искусство и красоту. Предостерегая от «расслабляющего учения любителей красивости», он писал: «Искусство творчески проявляет себя задолго до того, как оно становится красивым, и это тем не менее подлинное великое искусство, часто более подлинное и значительное, чем искусство красивое» [18 с. 70].

Важнейший источник познания «плоти и крови» жизни – собственный социальный опыт человека. Однако жизненный опыт чреват ошибками. Самый лучший способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека – искусство, стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.

Восприятие искусства требует специальной и напряженной затраты духовной энергии, работы воображения и фантазии, определенной художественной образованности, знания языка отдельных видов и жанров искусства, понимания его условности и специфики.

Направленность на внутренний мир человека - стержневая основа искусства. Изображение внешнего мира для него не является самоцелью, а приближает к человеческому бытию.

Каждое искусство неповторимо, и у каждого искусства есть свои истины. Первичной ценностью искусства является человек, развитие его личности и свободы. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных видов искусства. Каждое из этих видов обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Мы охарактеризуем каждый вид искусства в отдельности и его роль в становлении личности, ибо в каждой из них по-своему выражается суть человеческого бытия» [19 с. 3].

Философское исследовaние проблемы происхождения искусствa не стaвит зaдaчу определения времени возникновения искусствa, оно лишь может выявить специфику того отношения к миру, в рaмкaх которого возникaют виды деятельности, результaты которой позже оценивaются кaк художественные. Процесс же осознaния искусствa кaк aвтономного культурного феноменa нaчинaется много позже, он продолжaется и в нaше время.  

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни.

История позволяет легко проследить, как  развивалось искусство. Первые произведения искусства появились одновременно с Homo sapiens, это наскальная живопись и  магические обряды, ритуальные танцы. Мы можем обратить внимание, что  все они были направлены на комфортное существование древнего человека в  мире, и тогда искусство имело  практическое назначение.

Фундамент для развития искусства в нашем  сегодняшнем понимании этого  слова заложили цивилизации древних  греков и египтян, индийские и  китайские представления о красоте, философия римлян и аравийцев. В  зависимости от времени и эпохи  менялись представления о ценностях  и художественном эталоне произведения искусства. И если древние греки  превыше всего считали красоту  тела и подчеркивали это в картинах, скульптурах, то в средние века, когда  на первый план выходила теория Божественности запредельного мира, фигуры людей  изображались плоскими, так как они  не должны были отвлекать зрителя  от размышлений о красоте духовного  мира. Восточные страны не изображали человека, считая, что   это граничит с созданием   идола, поэтому там   развивались другие виды   искусства, прежде    всего        декоративное и     прикладное [12 с. 14-18].

Зачем человеку искусство – можете спросить вы? Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме  человека, не стремится создавать  и любоваться произведениями искусства. Искусство нужно для того, чтобы  направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших  масс; искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может  излечить, может развлечь, а может  погрузить в ритуальный транс; произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.

Искусство служит средством самовыражения  человека, и, следовательно, предметом  искусства являются как отношения  человека и мира, так и сам человек  во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Гуманитарные науки, психология,  социология, и этика, и т.п. – также  имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его  с какой-либо одной и притом сознательно  ограниченной точки зрения. Искусство  же не только берет человека в его  цельности, но и затрагивает все  самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство  говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы  он стал понятен. Искусство обеспечивает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частичности подхода, присущей науке [23 с.196].

Искусство в  отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая  исчезает в частных науках и в  любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек  противопоставлен миру, как субъект  объекту, и тем ограничен в  своей свободе, то в искусстве  человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное  объективное бытие [13 с. 11-31].

Нет ни одного момента в нашей  внутренней духовной жизни, который  не мог бы быть вызван и активизирован  восприятием искусства. Проблемa функций искусствa тесно связaнa с предстaвлениями о сущности искусствa, его происхождении, нaпрaвлении его эволюции. Если огрaничиться простым перечислением функций искусствa, то можно нaзвaть следующие: эстетическaя функция, познaвaтельнaя, коммуникaтивнaя, гедонистическaя, эвристическaя, кaтaрсическaя, социaльно-оргaнизующaя, воспитaтельнaя, игровaя, компенсaторнaя. [ 24 c. 285].

Поэтому  основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное  восприятие и воссоздание мира, которое  возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого  духа.

Синтетической силой искусства во многом объясняется  тот удивлявший философов факт, что  среди всего многообразия видов  духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе социальное воздействие на человека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей  своей таинственной силой. Так, высказывалось  мнение, что любое стремящееся  к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и  делает невозможной строгую субординацию.

 Искусство  обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее.

Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

Искусство – способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения. Значение искусства определяется и тем, что слово понимается тождественно обозначаемому им предмету.

Таким образом, искусство раскрывает сущность мира. Оно выполняет и игровые, и развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько соответствующая потребность. И с каким бы определением мы не подошли к искусству, всегда увидим, что оно заключает в себе нечто, что отличается от простой передачи чувства. Искусство является главным, наиболее могущественным и всесторонним средством эстетического воспитания. Оно является той специальной деятельностью, которая призвана формировать человека эстетически и тем воспитывать его всесторонне.

  1.  Познавательные возможности музыки как вида искусства

 Музыка – одно из наиболее впечатляющих искусств, способных воздействовать на самые глубокие чувства человека, затронуть тончайшие струны сердца. Ее огромные возможности издавна привлекали внимание мыслителей, педагогов, психологов, музыкантов и др. Задумываясь над тайнами влияния музыки, они пытались определить роль музыкального искусства в становлении личности, подчёркивали особые свойства, которыми обладает музыка среди других видов искусств.

Так в Древней Индии считалось, что музыкальное воспитание соответствует достижению богатства, благочестия, доставляет наслаждение. Полезной для детей считалась быстрая, веселая музыка, для юношества  –  в среднем темпе, а для людей зрелого возраста – в медленном, спокойного и торжественного характера.

В Древнем Китае музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев, развития таких моральных качеств, как великодушие, спокойствие, скромность. Такое толкование имело политическую окраску.

В эпоху античности наблюдается широкое развитие идей музыкального воспитания. Музыка, воспринималась как триединство «мусических искусств» – поэзии, танца, музыки, и считалась одним из самых могущественных средств гимнастики души и психики, морально-жизненной тренировки растущего человека.

Применительно к музыкальному искусству, наиболее детально, понятие гармонии разрабатывалось Пифагором и его учениками. Музыку они оценивали как  незаменимое средство врачевания нравов, гармонизации души и поэтому  отводили ей   первостепенную роль в   эстетическом  воспитании [2 с. 12].

Воспитательная роль музыки оценивалась и во многих философских учениях мыслителей Древней Греции: Платона, Аристотеля. Для первого музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания: «... Не в мусическом ли искусстве [заключено] самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают её, доставляя благообразие и делая её благообразной, если воспитание поставлено правильно; если же нет, [получается] противоположное» [3 с. 5].

Незаменимость музыки как средства воспитания виделось Аристотелем в её способности духовного очищения – катарсисе, нравственного воспитания, поскольку она способна непосредственно воздействовать на мир чувств человека и целенаправленно формировать его. В музыке он различал три типа мелодий: этические (воздействующие на нравственные чувства), практические (вызывающие активность) и энтузиатические (вызывающие экстаз) [2 с. 16].

Идеи музыкально-эстетического воспитания, зародившиеся в глубокой древности, были восприняты другими культурами.

В Древнем Риме роль музыки превратившейся в служанку риторики, падает. Взгляды устанавливающиеся на музыку принижают ее социальное значение: стоиками она чересчур морализуется  (Диоген Вавилонский), для скептиков она способна лишь создавать настроение, отвлекающее от душевных страданий (Секст Эмпирик), эпикурейцы же начисто отрицают воспитательную роль музыки, приравнивая ее воздействие к вкусовым ощущениям.

Видное место занимала музыка и в средневековой культуре. Её назначением было – служить приманкой, делающим привлекательным и доступным слово Священного писания. Кроме официального церковного воспитания в средние века развивалось светское музыкально-эстетическое воспитание, которое нашло отражение в рыцарском искусстве трубадуров, труверов, миннезингеров.

Ещё более значительную роль играло светское воспитание в эпоху Возрождения, ведущим принципом которой стал – гуманизм.  В это время утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей  гармоничности: «Тот, кто не получает удовольствия от    музыки,  создан без гармонии, потому, что... если кому-нибудь не нравится   гармония, то она    в нём в какой-то мере отсутствует...» [4 с. 56]

Высказывания о глубоком эстетическом воздействии музыки на человека есть у гуманиста Беларуси Франциска Скорины. Ценность музыки и пения виделась им в придании гармонии душевному миру человека, его возвышению, дарованию наслаждения красотой [2 c. 24].

Важное значение для теории и практики музыкального воспитания XX века имела педагогическая деятельность и труды Яворского Б.Л., Асафьева Б.В., Кабалевского Д.Б., Апраксиной О.А., Алиева Ю.Б., Абдулина Э.Б. (массовое музыкальное воспитание), Ветлугиной Н.А., Школяр Л.В. (музыкальное воспитание дошкольников и младших школьников), Баренбойма Л.А., Николаева А. А. (начальное музыкальное образование) и др.

С течением времени музыкальное искусство стало испытывать на себе воздействие  научно-технического  прогресса.  Вскоре  сложилась такая ситуация,  когда встреча с музыкой стала неизбежной для каждого человека, по распространённости она оказалась едва ли не впереди других искусств. Широкое распространение музыки само по себе не формирует музыкальной культуры человека, а лишь служит предпосылкой к её развитию. Хотя право на существование имеют все жанры музыкального искусства, чрезмерное увлечение каким-либо из них ведут к обеднению духовного мира человека, порождают   эмоциональную   ограниченность.   Устранить   этот   пробел призвано музыкальное воспитание.

Первая и главная особенность музыки кроется в её интонационной природе. Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Музыкальную речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образно-познавательную деятельность сознания, связанную с выражением звукообразов, звукоидей.

Вторая сторона специфики восприятия и понимания музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса. Объективная основа музыкального искусства лежит не в натуралистическом воспроизведении эмоций. Человек интонирует о мире, о себе с помощью исторически сложившихся средств музыкальной выразительности, т.е. музыкального языка.

И третья, особенность музыки состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека. Музыка – искусство временное и звуковое. Материалом, физической основой построения музыкального образа выступает звук. Его громкость, высота, продолжительность, тембр имеют не только  специфическое художественно-образное значение, но и физическое воздействие на человека, вызывая в нём определённое физиологическое состояние.

Музыка – искусство полифункциональное, все функции которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основной функцией, включающей в себя все другие функции музыки, является эстетическая функция. Здесь эстетическое выступает как такой тип воздействия музыки на личность и отношение   её   к   музыке,   который   детерминирован   эстетическим переживанием,    потребностью,   эстетическим   идеалом.   Эстетическое воздействие сжимает в своём содержании остальные функциональные значения     музыки     (познавательное,     оценочное,   коммуникативное и др.), которые не проявляются в должной мере вне эстетического воздействия на личность [5 с. 117].

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:

а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);

в) усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.

Таким образом, в полной мере оценив влияние музыки на человека я могу смело сказать, что она является маятником для нас, и в некоторых моментах жизни слушая прекрасную мелодию, мы можем отвлечься от насущных проблем и окунуться в незабываемый океан гармоничных созвучий и пронизывающих сердце вариаций.

ГЛАВА II МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  1.  Музыка как средство формирования эстетических и нравственных качеств личности

Под музыкальным воспитанием понимают: «выявление и раскрытие средствами музыки художественных и интеллектуальных данных, заложенных в ребёнке природой, и развитии у детей способности воспринимать музыку» Яворский Б.Л. [6 с.18]; «процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества»   [7 с. 152]; «устойчивое и активное приобщение человека к музыкальной культуре, выработка развитых музыкальных потребностей и эстетически справедливых способов их удовлетворения, т.е. формировании взыскательного музыкального вкуса, соответствующего духовным ценностям ... цивилизации» [5 с. 5]; «целенаправленное формирование и систематическое развитие способности чувствовать, понимать и любить музыку, ценить выдающиеся произведения музыкального искусства, уметь наслаждаться ими» [25,18]. Музыкальное воспитание является областью эстетического воспитания, которое опирается на закономерности музыкального искусства, особенности музыкального языка. В отличие от пространственных искусств (скульптура, живопись и др.), обладающих средствами объективного изображения действительности, музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Отметим основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства по силе воздействия и выразительности.

Воспитывая всесторонне развитых людей — физически совершенных, духовно богатых и нравственно воспитанных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них развитых музыкальных потребностей и любви к музыке.

Музыкальное воспитание включает в себя элементы обучения, даёт знания о музыке, развивает способности, формирует музыкальный вкус, побуждает к музыкально-творческой деятельности, т.е. закладывает основы музыкальной культуры человека. Оно осуществляется специалистами, имеющими соответствующую подготовку в области музыки, педагогики и психологии; нуждается в определённых учреждениях, в обоснованном планировании и научно-методическом руководстве. Все перечисленные элементы составляют систему музыкального воспитания.

Уже в раннем детстве ребёнок испытывает благотворное воздействие на духовное развитие. В зависимости от того, какую музыку слушает ребёнок, формируются его первичные эстетические ориентиры, вкусовое влечение, развивается потребность в общении с музыкой и способность к такому общению.

Влияние на ребёнка звучащей дома и вне его музыки во многом непроизвольно и трудно управляемо, так как её выбор определяется старшими (родителями, братьями, сестрами, средствами массовой коммуникации). Целенаправленное музыкальное воспитание осуществляется в дошкольных учреждениях, где малышей приобщают к простейшим основам музыкальной культуры, вводят их в мир музыки. Усвоенный в общении с музыкой опыт служит дальнейшему музыкальному развитию в школьные годы.

Параллельно с общеобразовательной школой музыкальное воспитание детей ведётся целая цепь внешкольных учреждений, куда входят музыкальные школы, кружки при домах детского творчества и домах культуры, хоровые студии и т.п.

Начальное музыкальное образование, рассматривается нами как компонент всеобъемлющего понятия — музыкального воспитания. Оно осуществляется в ДМШ, основные цели которой А.Лагутин определяет так:

  •  формирование в контакте с общеобразовательной школой всесторонне развитой личности школьников...;
  •   всемерное развитие способностей и склонностей детей к музыке;
  •  передача им некоторого опыта художественного познания действительности;
  •  подготовка школьников к какой-либо самостоятельной музыкальной деятельности, которая поможет им содержательно проводить досуг и проявлять общественную активность.

Нагляднее отражают содержательную сторону обучения следующие задачи:

  •  развитие музыкального вкуса, потребности и умения слушать музыку избирательно, интереса и любви к музыкальному искусству и знаниям о нём;
  •   обучение игре на каком-либо инструменте (соло, в ансамбле и оркестре) и умению самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
  •   целенаправленное развитие слуха и передача комплекса знаний о музыке как в процессе практического музицирования, так и путём специальных упражнений и изучения музыкальной грамоты и музыкальной литературы;
  •  выявление одарённых детей и подростков, способных к профессиональной музыкальной деятельности, и их подготовку к поступлению в  специальные   музыкальные учебные   заведения [6 с. 47].

При всём разнообразии форм музыкального воспитания, А.Алексеев сводит её в специальном классе ДМШ к нескольким основным направлениям: «воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса  к труду и умения работать и,  наконец, забота о здоровье  и физическом развитии ученика» [9, с. 11].

Решающую роль в музыкальном просвещении всех слоев населения играют средства массовой коммуникации, прежде всего радио, телевидение. Доставляя слушателям повседневный музыкальный материал, они развивают музыкальные потребности, создают аудиторию ценителей и потребителей музыкальных произведений. Особое место в деле пропаганды музыкального искусства средствами массовой коммуникации отводится просвещению школьников.

Таким образом, музыкальное воспитание учащихся  является важной и неотъемлемой стороной формирования гармонично развитой личности. Его можно определить как: целенаправленное систематическое развитие потребностей в процессе восприятия, исполнения, создания высокохудожественной музыки. Большую роль в музыкальном воспитании детей играет семья, которая также влияет на формирование личности.

Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

«Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания.  Воспитание  проектирует личность, преднамеренно   и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в   заданном направлении», – писал  Л.С.Выготский   [8 с. 47].

В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы образования, обучения и развития.

В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде» [10 с. 38].

Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь  моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования  не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются  в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

  •  осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
  •  развитие у детей чувства патриотизма;
  •  развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
  •  выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
  •  формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
  •  формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
  •  формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;
  •  формирование навыков культуры поведения и др.

«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию – главная цель нравственного воспитания» [10 с. 75].

 Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  •  формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
  •  развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
  •  вооружение учащихся знаниями, а  также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
  •  развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
  •  развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным).

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

  1.  Воспитательный потенциал различных форм музыкальной деятельности и их роль в  эстетическом воспитании детей

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор. Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблица целесообразнее использовать на начальном этапе работы.

Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети, как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.

Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

  •  специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
  •  использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
  •  использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).           Основными видами деятельности, без которых не обходится ни один музыкант, будь то начинающий ученик или маститый профессионал, являются сольное исполнение музыкального произведения (концертной программы) в условиях сцены, когда исполнитель играет для аудитории, и игра в ансамбле или в оркестре. Этим формам музыкально-исполнительской деятельности по сравнению с другими в музыкально-методической литературе (пособиях) уделяется наибольшее внимание.

Психологии музыкально-исполнительской деятельности посвятили свои работы такие известные авторы, как Б. М. Теплов, Ю. А. Цагарелли,  Л. В. Бочкарев, В. И. Петрушин, А. Л. Готсдинер [20] и др.

Ю. А. Цагарелли [20] выделяет два основных раздела работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением: репетиционный период и концертное выступление. Репетиционная работа, в свою очередь, состоит из трех этапов, каждый из которых предъявляет к психике музыканта-исполнителя специфические требования.

Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен.

Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической  и должна быть связана с работой над художественным образом произведения.

Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.

Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь  к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», – говорил В.А.Сухомлинский.

Навык игры по слуху формируется в процессе подбора музыкального материала по слуху, который А. П. Щапов [21] подразделяет на две формы:          а) усвоение музыки в первоначальной тональности; б) усвоение музыки в новой тональности, то есть в виде транспонирования.

В процессе игры по слуху у исполнителя развивается музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо-двигательная взаимосвязь. Художественное воспроизведение на инструменте по слуху даже простейшей мелодии требует наличия у исполнителя устойчивости ее слухового представления и соответствующих навыков игры на инструменте. Практика показывает, что если у начинающего исполнителя имеются ясные слуховые представления мелодии, то он ее обязательно подберет на инструменте (о художественном исполнении мы не говорим).

Игра по слуху связана с умением свободно ориентироваться на клавиатуре (играть не глядя на руки); быстротой и точностью двигательной реакции на внутренне слышимую мелодию, песню, произведение; умением предвосхищать развертывание музыкального текста (слышать то, что предстоит сыграть в ближайший отрезок времени); владение стилем; ориентировкой в незнакомой мелодии, песне, произведении; готовностью к внезапным поворотам. То есть в игре по слуху участвуют процессы оперативной и кратковременной памяти, оперативного мышления, антиципация, психомоторика.

И слушание музыки, и исполнительское, творческая деятельность детей тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Игра на музыкальных инструментах. Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.

Мы не будем конкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном инструменте, а порассуждаем вообще об игре на инструментах. Понятно, что для каждого музыкального инструмента разработана своя методика игры на нем и прочее. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.

Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии. Одновременно с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается ребенком положительно. Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента и научился использовать разнообразие его тембровых красок.

Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле, оркестром.

Музыкально-познавательная деятельность. «Музыкознание раскрывает закономерности и особенности музыки как особой формы художественного освоения мира в ее историческом становлении и развитии. Музыкознание имеет два основных направления: историческое (всеобщая история музыки, музыка различных народов, музыкальная литература) и теоретическая, которое распадается на ряд взаимосвязанных дисциплин: общая теория музыки, мелодика, ритмика, гармония, полифония и т.д.»

В программу ДМШ включены такие дисциплины как музыкальная литература (построенная по принципу историзма), сольфеджио, элементарная теория музыки, ритмика, обучение игре на инструментах.

Музыкально-исторические знания освещают пути возникновения и становления музыкального искусства на различных этапах истории. Новые поколения композиторов используют в своем творчестве сложившиеся традиции и вместе с тем проявляют новаторство, обеспечивая поступательное движение музыкального искусства.

Музыкальная литература расширяет кругозор детей. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведение отдельных композиторов, но и музыкальная литература различных эпох, изучаются народное творчество, особенности камерной музыки, хорового искусства, симфонического жанра, балета как синтетического искусства, оперы.

Главное – подчеркивается эмоционально-образное содержание произведения, особенности развития музыкальных образов, комплекс выразительных средств.

Не каждый умеет слышать музыку, хотя каждый ее слушает. Здесь важную роль играет такая учебная дисциплина, как сольфеджио.

Сольфеджио принято рассматривать как систему развития музыкального слуха, которое предполагает четыре основных формы работы: собственно сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ и диктант. Занятия сольфеджио направлены на слуховое осознание видимого в нотной записи, развивают интонацию при пении, делают осознанным восприятие музыки.

Сольфеджио развивает координацию всех слуховых навыков и теоретических знаний. Именно комплексное применение разнообразных форм работы на уроках сольфеджио, как показывает практика, обеспечивает разностороннее развитие музыкального слуха.

Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально-теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки.

Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.

Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. «Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом» [11 с. 86].

Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению второстепенное, но следует помнить о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи:

  1.  Развитие музыкальных способностей;
  2.  умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;
  3.  формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;
  4.  развитие творческих способностей.

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:

  •  комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
  •  систематичность;
  •  постепенность;
  •  последовательность;
  •  повторность;

Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима,  и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подчеркнем, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.    

Искусство – это отстоявшаяся,  откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения мира по законам красоты,  в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.

Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия оказывают влияние  на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием  детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, тем лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов, и тем эффективнее будет результат моей работы, и тем большее удовлетворение я буду испытывать от своей практической деятельности педагога-музыканта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Волков, Г. Н. У колыбели науки / Г.Н. Волков. – Москва: 1975, –  205 с.
  2.  Каган, М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе/ М.С.Каган. – Москва: Знание, 1989. – 115с.
  3.  Лосев, А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А.Ф. Лосев. – Москва: Музгиз, 1960. – 304 с.
  4.  Чекалина, Р.С. Эстетика. Учебное    пособие./Р.С.Чекалина. – Москва: Изд-во Могилёвского гос. ун-та, 1999. 112 с.
  5.  Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1975. – 221 с.
  6.  Лагутин,  А. Основы педагогики музыкальной школы: Учеб пособие. – Москва: – Музыка, 1985. – 143 с.
  7.  Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – Москва: УРАО,  2003
  8.  Савшинский, С.И. Работа пианиста  над музыкальным произведением/ С.И.Савшинский – Москва: Классика XXI, 2004. – 192 с.
  9.  Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. Москва: Академия, 2004. 336 с.
  10.  Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. Москва: Пед. о-во России, 1998.640 с.
  11.  Радынова,О.П. Музыкальное воспитание дошкольников /О.П. Радынова,  А.И. Катинене. Москва: Просвещение, 1994.  108 с.
  12.  Прозерский, В.В., Философия образования и искусства / В.В. Прозерский, А.Е. Радеев. – Спб.: 2010. – 245с.
  13.   Адорно, Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. – Москва.: Логос, 2001. – 352 с .
  14.  Гайдодымов, Е. Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1./ Е.Б. Гайдодымов. – Минск: ООО Асар, 2004. – 704 с.
  15.  Кузнецов, А.В. Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Минск: Асар, 2007. – 832 с.
  16.  Волкова, Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры/ Е.В. Волкова. Москва: Искусство, 1988. – 255 с.
  17.  Толстой, Л.Н. Поли. собр. соч. т. 30, Москва: – 1951. 61 с.
  18.  Гете, И.В. Об искусстве/ И.В.Гете. Москва: – 1975. – 250 с.
  19.  Берхин, Н.Б. Специфика искусства / Н.Б. Берхин. Москва.: Республика, 1993. 383 с.
  20.  Цагарелли, Ю.А., Сулейманов, Р.Ф. Методы обучения чтения с листа музыкальных произведений в условиях самостоятельности./Человек и современный клуб, перестройка взаимоотношений: Тезисы доклада всесоюзной научной конференции.// Ю.А. Цагарелли. Пермь: Урао, –  1989. – 183 с.
  21.  Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе или училище / А.П. Щапов. – Москва..: Классика-ХХI, 2002. – 176 c.
  22.  Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. Москва: Янтарный сказ, 1999. – 451 с.
  23.  Зедльмайр, Г. Искусство и истина / Г. Зедльмайр. Москва: Axioma, 2000. – 276 с.
  24.   Ипполит, Т. Философия искусства / Т. Ипполит. Санкт-Петербург: Республика, 1996. – 351 с.




1. способность проявить участие доброта протест против несправедливости
2. Романтичний ідеал національного визволення та свободи в pанній ліpиці Павла Тичини
3. Реферат- Математическое моделирование
4. Глуховский период в истории Украины
5. тема помощи при перестроении Информации о том где и когда была применена впервые найти не удалось
6. . Задача обчислення виразів Числовий вираз ~ це запис складений за певними правилами зі сталих імен знакі
7. Химия. Алюминий
8. URU Зигмунд Фрейд О сновидении I Во времена которые мы могли бы назвать преднаучными люди не затру
9. правовые нормы закрепляющие и развивающие принципы прав человека
10. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Одеса ~ Дисерт
11. методическое пособие для студентов заочной формы обучения Магнитогорск 2001 УДК 140
12. тематикой астрономией географией медициной естествознанием
13. Принципы юридической ответственности
14. Общие сведения Generl notion 1.html
15. Послевоенный политический кризис и начало нового этапа гражданской войны в Китае (1945-1947 гг)
16. О занятости населения
17.  Экономический элемент однородный вид затрат независимо от назначения материальные затраты
18. Тема работы- Особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом
19. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия для создания на его база совместного предприятия
20. Самоочищение природной воды гигиеническое значение этого процесса