Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Выполнила- Студентка 42 группы Маш

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Департамент образования г. Москвы

Государственное образовательное учреждение

Педагогический колледж № 14

Курсовая работа по психологии

Тема: Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Выполнила:

Студентка 42 группы

Машкова Ирина Сергеевна

Руководитель:

Холод Марина Николаевна

Москва – 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Теоретические основы проблемы ощущения и восприятия в психологии

1.2. Особенности сенсорного развития ребенка на протяжении раннего детства

Заключение

Список литературы

Введение

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, следует отметить, что проблема сенсорного развития детей раннего возраста является достаточно актуальной для дошкольной психологии. Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.

Проблема исследования: каковы особенности сенсорного развития детей раннего возраста?

Объект исследования: дети раннего возраста.

Предмет исследования: изучение своеобразия развития сенсорных процессов у детей раннего возраста.

      Цель исследования: выявление особенностей и закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи исследования:

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Теоретические основы проблемы ощущения и восприятия

в психологии

По определению Л.А. Венгера и других учёных, сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, c 5].

Э.Г. Пилюгина сообщает, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее [Пилюгина Э.Г., 10, с. 4].

Как находит Л.А. Венгер, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах (термин был предложен А.В.Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников) – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс… Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, с. 5].

В.Н. Аванесова и другие учёные, которые рассматривали проблему сенсорного развития детей, определяют, что сенсорное развитие служит основанием для успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т.е. развития личности ребёнка в целом. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление [Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, с.3].

Э.Г. Пилюгина говорит, что ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Пилюгина Э.Г. обращается к словам профессора Н.М. Щелеванова, который называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [Пилюгина Э.Г., 10, с. 4].

Как устанавливает Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и Н.Б. Венгер, сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем  и  дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, с.3].

По мнению Р.С. Немова, психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты [Немов Р.С., 1, с.156].

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

В.Н. Аванесова показывает, как велика роль сенсорных процессов в художественном творчестве: музыкальная деятельность невозможна без развитого музыкального слуха; изобразительное творчество немыслимо без тонкого восприятия цветов, форм, пропорций; поэзия требует совершенного чувства языка.

Оценивая роль сенсорных процессов в психическом развитии, следует учитывать их значение не только для усвоения определённых знаний и умений, но и для формирования индивидуальных способностей ребёнка. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу (например, тонкое мышечное чувство и точный глазомер составляют основу многих «практических» способностей: звуковысотный слух – в основе способностей музыкальных; развитое зрительное восприятие форм и красок – необходимый компонент изобразительных способностей)

[Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, c.4].

Р.С. Немов рассказывает, что ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания [Немов Р.С., 1, с.166].

По определению В.А. Крутецкого, ощущение это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия мышления, воображения [Крутецкий В.А., 11, с.79].

Х.Р. Шиффман заявляет, что термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества, и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг. В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки (они будут описаны ниже в этой же главе), реагирующие на тот или иной вид энергии. Так, например, клетки сетчатки глаза реагируют на световую энергию, а столь же избирательно действующие вкусовые рецепторы языка реагируют на молекулы химических соединений. Изучение ощущения включает изучение всех этих биологических событий, но не исчерпывается ими. Психолог, изучающий зрительные ощущения, не ограничится рассмотрением физического строения глаза и его реакции на световую энергию, но попытается также понять, как именно сенсорный опыт связан и с внешним стимулированием, и с функционированием глаза [Шиффман Х.Р., 7, с.211].

По мнению С.Л. Рубинштейна, ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во - вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие - осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение - отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны [Рубинштейн С.Л., 4, с.108].

Как говорит Р.С. Немов, ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и другие), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными [Немов Р.С., 1, с.167].

В.А. Крутецкий определяет, что в зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений.

Прежде всего, следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма,— органические, ощущения равновесия, двигательные. Третью группу составляют два вида особых ощущений—осязательные и болевые, которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения (болевые) [Крутецкий В.А., 11, с. 81].

Р.М. Грановская отмечает, что восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса [Грановская Р.М., 2, с.288].

По мнению Р.С. Немова, предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия [Немов Р.С., 1, с. 182].

В.А. Крутецкий считает, что восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. В основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами. Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Например, я вижу гранитную плиту и воспринимаю ее как твердую и холодную. Но твердость и температуру тела видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы [Крутецкий В.А., 11, с.89].

По суждению А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [Маклаков А.Г., 3, с.200].

Как определяет Р.М. Грановская, восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [Грановская Р.М., 2, с.31].

По мнению А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других учёных, составляя основу всей умственной деятельности человека, восприятие играет существенную роль в различных видах деятельности, является регулятором различных практических действий [Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, с. 4].

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

В.Г. Крысько говорит, что восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [Крысько В.Г., 5, с.86].

А.Г. Маклаков оценивает восприятие, как весьма сложный, но вместе с тем и единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас [Маклаков А.Г., 3, с.202].

Как замечают М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [Гамезо М.В., Домашенко И.А., 6, с.135].

Однако В.А. Кругецкий отмечает, что в процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия [Крутецкий В.А., 11, с. 90].

Как отмечает Р.С. Немов, восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания  [Немов Р.С., 1, с.190].

Как говорит Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследование формы предмета (образца), его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, c. 3].

По мнению Р.С. Немова, в отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией [Немов Р.С., 1, с.181].

Как определяет Р.С. Немов, еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется [Немов Р.С., 1, с. 181].

Таким образом, мы видим, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

1.2. Особенности сенсорного развития ребенка на протяжении

раннего детства

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 3 лет.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В.Н. Аванесова и другие учёные, работавшие с ней, отмечают, что для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (зрительного, слухового, кожного и т.д.), с помощью которых производится расчленение и объединение различного рода воспринимаемых раздражителей [Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, с. 5].

Л.А. Венгер замечает, что в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.

Когда у малышей начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение (“маленькое” – это то, что можно схватить одной рукой, “большое” – двумя руками и т.п.) [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, с. 5-6].

Как подмечает В.Н. Аванесова, ребёнок рождается зрячим и с самого начала реагирует на свет. Резкий свет вызывает вздрагивание, жмурение, а нерезкий свет или яркий колеблющийся предмет, находящийся сбоку от ребёнка, - поворот глаз в соответствующую сторону. Наблюдения показывают, что у новорождённого имеется также зрачковый рефлекс – сужение зрачка под действием света.

Слуховой аппарат новорождённого также в достаточной степени сформирован, но в первые дни после рождения наружный слуховой проход заполнен жидкостью. Несмотря на это, имеются факты, показывающие, что новорождённый реагирует задержкой дыхания, вздрагиванием на достаточно сильный звук.

Совершенно явно обнаруживаются у новорождённого младенца реакции на кожные (тепло, холод, прикосновение, давление) и вкусовые действия, менее определённо – реакции на запах [Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, с.42].

Э.Г. Пилюгина говорит, что на первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

Дети трёхмесячного возраста отличают такие объёмные формы, как прямоугольная и треугольная призмы, куб, шар, цилиндр, конус, такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник [Пилюгина Э.Г., 10, с.6].

Развитие зрительных реакций ребёнка на протяжении первых месяцев жизни, как показывает В.Н. Аванесова, происходит в нескольких направлениях. Прежде всего, формируются и совершенствуются следящие движения взора. В конце первой – начале второй недели жизни у ребёнка можно вызвать элементарное слежение за движущимся с небольшой скоростью (8-9 м/с) предметом. Это слежение весьма несовершенно, но после первого месяца жизни слежение за движущимся предметом постепенно теряет ступенчатый характер и становится плавным. А к 2-2,5 месяцам ребёнок оказывается в состоянии следить за предметом (или человеком), который меняет своё направление во время движения.

Также происходит формирование зрительного сосредоточения – остановки взора на предмете, которая сопровождается некоторой задержкой общих движений. Впервые оно наблюдается в середине 1-го месяца жизни при остановке движущегося объекта, за которым следит ребёнок [Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, с.44].

Однако Аванесова В.Н. и другие учёные отмечают, что наряду со зрительным сосредоточением и параллельно с ним у ребёнка развивается слуховое сосредоточение, которое выражается в задержке движений под влиянием звуков. При этом у детей 1-го месяца жизни слуховое сосредоточение возникает главным образом при резких звуках, а к 2-3 месяцам его вызывают преимущественно мелодичные звуки человеческого голоса. К этому времени (2-3 месяца) намечается первая форма объединения зрения и слуха – их направленность на один и тот же предмет. Ребёнок начинает поворачивать голову в сторону звука и затем отыскивать глазами его источник.

В 3-4 месяца ребёнок перебирает, “ощупывает” пелёнки, свои собственные руки и ноги, затем каждый попавший под руку предмет, при этом движения ощупывающего характера осуществляются вне связи со зрением – ребёнок не смотрит на предмет, с которым контактирует его рука. Объединение зрительного сосредоточения на предмете с ощупывающими движениями становится возможным после 4 месяцев, что является предпосылкой формирования акта хватания, который в элементарной форме складывается к концу первого полугодия жизни [Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., 9, с. 48].

Итак, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребёнка заключается главным образом в том, что в этот период происходит интенсивная подготовка анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, приспособление их работы к особенностям внешних воздействий. Большое значение имеют возникающие в этот период взаимосвязи в работе анализаторов, их совместная направленность на одни и те же предметы внешнего мира.

Всё это создаёт основу для первоначального овладения элементарными действиями (хватанием и удержанием предметов), в связи с которыми впоследствии происходит формирование предметного восприятия.

Л.А. Венгер подмечает, что на втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – 6 цветами спектра, белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Исключение составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет “абсолютного” значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, с. 6].

А.М. Фонарёв наблюдает, что к двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь) [Фонарёв А.М., 12, с. 35].

Э.Г. Пилюгина обращает внимание на то, что первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию.

Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление [Пилюгина Э.Г., 10, с. 13].

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши».

Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой».

Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.

Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов.

Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших.

В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего лана во внутренний.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.

Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.

Л.А. Венгер и др. отмечают, что на третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.

После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению [Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., 8, c.8-9].

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы). Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев). Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет). Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев). Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

Таким образом, обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

       В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение.

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Заключение

На первый взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка происходит «прозрение» - такие способности идут из детства, и формируются они постепенно, практически с нуля. Наблюдая за новорожденным,  у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, родители понимают, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

А пока малыш слишком мал, ему необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания младенца, тем активнее будет его сенсорное развитие.  Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте.

Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаются в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Не меньшую роль играет сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей -  воображения, запоминания и мышления. Теперь начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обобщение, построение сложных связей и умозаключений. Недоработки этого периода могут отразиться на способности  к обучению и будут заметны в начальной школе.

Таким образом, мы видим, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Список литературы

1. Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Саккулина Н.П., Усова А.П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1965, 188 с.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка (от рождения до 6 лет) – М.: Просвещение, 1988, 144 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2004, 276 с.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000, 560 с.

5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М.: Харвест, 1999, 384 с.

7.  Маклаков А.Г. Общая психология.  – СПб.: Питер, 2000. 132 с.

8.  Немов Р.С. Психология Учеб. Для студентов высш. пед. заведений. – М.: Владос, 2003, 688 с.

9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста – М.: Просвещение, 1983, 96 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989, 328с.

11. Фонарёв А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей – М., 1977, 340с.

12.  Шиффман Х. Р. Ощущения и восприятие. –  Спб.: Питер, 2003. – 928 с.




1. НТС16 21 Общая организационноэкономическая характеристика16 2
2. Язык и стиль рекламы в журнале.html
3. Статья- Генри Филлипс- легко ли поставить крест на отвертку с плоским жалом
4. Ряды динамики их виды
5. тема Слово учителя Четыре свойства 2
6. ядлясебя и ядлядругих онтологическим основанием изначальной обращенности человека к Другому другой
7. фрагменты конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией создаваемой
8. ТЕМА 02.Общая характеристика психологии учения ПАРАГРАФ 02
9. Логистика на лесозаготовительном предприятии 001.html
10. Хорхе Луис Борхес Всемирная история низости
11. Государственный и профсоюзный контроль за охраной труда на производстве
12. В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ С КУРСОМ ВИЧИНФЕКЦИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В НЕВРОПАТ
13. Тема- MS Excel 2007 Оформление итогов и создание сводных таблиц
14. Миссия организации
15. Любовный многоугольник именно многоугольник Дело в том что человек как правило одновременно любит мн
16. на тему- ldquo;Перериванняrdquo; Виконав- студент групи СКСс11 Липовий Р
17. I УПРАВЛІННЯ ПРОЦЕСАМИ РУХУ ПЕРСОНАЛУ ВИДИ ФАКТОРИ ТА ПОКАЗНИКИ РУХУ ПЕРСОНАЛУ Рух персоналу ~ зміна
18. модуль ІІ модуль Навчальна робота.html
19. Состав природных вод
20. Реферат- Environmental impacts of renewable energy technologies