Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия культуры
Факультет искусств
РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
Тема : История религии и религиозной филосо-
фии как наука о возникновении и развитии ре-
лигии. Классификации религий,философская и
естественнонаучная детерминация проблем рели-
гиоведения.
Ф.И.О. студента : Семенов Александр Сергеевич
Руководитель_______________________________
Рецензент __________________________________
Москва , 1996 г.
План
1. Понятие науки о религиях. Возникновение науки.
2. Вклад европейских философов в развитие науки о религии.
3. Методические задачи науки о религии.
4. Проблема классификации религий.
5. Схемы Гегеля и Гартманна,как примеры подхода к современному взгляду на религии.
6. Некоторые трудности религиоведения как науки. Выводы.
1.
Наука о религиях есть наука новая, самостоятельно развившаяся только в последнее столетие, которая находится еще в периоде своего образования и должна бороться за признание своих прав.
Предшественниками ее часто считают таких людей, как индийский император Акбар или магометанский философ Аверроэс, потому что они открыто признавали относительное право различных религий. Однко равнение религий было слишком ограничено и заключавшийся в нем для них интерес был далеко не настолько чисто научный, чтоб их можно было признавать за таковых. Только во второй половине нашего столетия появились условия, сделавшие возможным построение действительной науки о религиях.
Таких условий три. Первое состоит в том, что религия в существе своем сделалась предметом философского познания. Конечно, уже догматическое изучение основных начал христианской религии заключало в себе такое познание, так что в известном смысле можно, например говорить о религиозной философии деятелей Реформации; однако лишь новейшая филоософия сделала религиозные отношения, по существу их, помимо содержания христианского откровения, предметом философского изучения.
Именно к числу краевых камней философии религий принадлежат основные мысли систем Канта и Шлейермахера. Но отцом ее, с которым никто в этом отношении не сравнился по значению, должны мы признать Гегеля, так как он первый выполнил великую задачу изобразить в их взаимной связи все стороны религиозной проблемы (метафизическую, психологическую и историческую) и выставить на вид совпадение панятия о религии с ее проявлениями. Этим он окончательно выяснил для науки о религии ее задачу и, в сравнении с этой заслугой, многочисленные пробелы и недостатки в его лекциях о философии религии, которые были им повторены между 1821 и 1831 годами, имеют лишь второстепенное значение.
Вторым условием для возникновения науки о религиях мы считаем расширение исторического кругозора. Вместо политической истории, или, лучше сказать, рядом с нею, появляется история культуры, которая, кроме судьбы государства, вводит в область своего исследования направление общества, материальный прогресс народов, развитие наук и искусств и историю взглядов и мнений. Уже в позапрошлом столетии многие обратились к такого рода изучению истории.
2.
Такие корифеи исторического писательства, как Л. фон Ранке, совершенно справедливо настаивают на важности политической истории. Тем не менее история культуры остается неоценимым приобретением; для науки о религиях она необходима, так как открывает связь между религией и другими сторонами жизни.
Но это расширение пределов науки было бы почти бесполезно, если б не было налицо надлежащего материала для их наполнения. В собирании и обработке нового материала, о богатстве которого раньше почти не имели никакого понятия, состояло главное дело нашего времени. Своим расцветом наука о религиях обязана открытиям и успехам в области лингвистики, филологии, этнографии, мифологии и фольклора.
Посредством сравнительного изучения языков выяснено было сродство народов и дано было главное орудие для группировки различных отделов человечества. Филология дешифрировала памятники на таких языках, которые до сих пор были совершенно неизвестны, и настолько ушла вперед, что дает нам писания народов древнего Востока в классических изданиях и все более верных переводах. Не только сохранившиеся остатки древних цивилизаций, в течение веков скрытые под мусором, были извлечены на свет на Ниле и в Месопотамии, и не только почти повсюду собирались и объяснялись надписи, но в область нашего изучения сообщениями многих бразованных путешественников и миссионеров были введены и дикие племена,которыми политическая история вовсе не занимается и большая часть которых была совершенно неизвестна. Жизнь древних и новых культурных народов исследуется уже не исключительно в своих высших слоях и литературных произведениях,но и в своих народных проявлениях: нравах, обычаях и суевериях. Все эти исследования доставляют материал, необходимый для постройки здания науки о религиях.
Нет никого, кто бы имел более прав считаться первым творцом этого здания, чем Макс Мюллер, соединивший в себе общепризнанный научный аавторитет в одной отрасли этих исследований с многосторонними знаниями всех других частей и основательную ученость с блестящим писательским талантом. В своем «Введении» он указал науке о религиях ее путь, а в «Гиффордских лекциях» систематически резюмировал и выводы. Он первый распространил в широком кругу убеждение; в важности этой науки и сумел соединить лучших европейских ориенталистов в предприятии, сделавшем священные книги Востока - общедоступными в переводах. На призыв к занятию наукой о религиях откликнулись многие в различных странах ранее всего в Нидерландах, где Типе положил на это дело все свои силы, издав в числе многих других сочинений первый компендий, резюмирующий в себе результаты религиозно-исторических исследований, и где в плане университетского преподавания этому изучению отведено выдающееся место. Также в Париже, Брюсселе, а в последнее время и в Риме учреждены кафедры для науки о религиях, хотя не везде без противоречия, отчасти со стороны детальных исследователей и филологов, полагающих, что преподавание науки столь общего характера непременно поведет к бессодержательному дилетантизму, отчасти же в интересах христианской веры, так как боятся, что это учение послужит на пользу лишь индифферентизму и скептицизму. Оба эти отражения могут быть опровергнуты только действительно научным способом пользования материалом.
Более всего изучение этой науки процветает в Англии, и результаты его сообщаются публике преимущественно в виде ежегодных лекций, из которых многие читаются в нескольких местах. В Германии отдельные предметы преподавания, из которых состоит наука о религиях, имеют своих выдающихся представителей; но лекции по истории религий, в общем ее составе, существуют до сих пор лишь в немногих университетах, как, например, в Тюбингене, где в течение многих лет они велись Р. Ротом.
3.
Наука о религияя имеет своею задачею изучение религий как в их сущности, так их проявлениях. Таким образом, она естественно разделяется на философию и историю религий. Эти две части находятся друг с другом в самой тесной связи: философия стала бы пустой и бессодержательной, если бы при теоретическом определении идеи религии она оставляла в стороне имеющийся налицо фактический материал; точно так же и история не может обойтись без содействия философии, так не только для распределения и критического рассмотрения религиозных явлений, даже для уяснения того, относится ли данное явление по своей природе к числу религиозных, требуется известное, хотя бы предварительное, представление о сущности религии.
Хотя в историю религий входит и описание религий диких племен и народов, находящихся в так называемом естественном состоянии, то есть той части человечества, которая не имела исторической жизни,- однако же главный ее предмет составляет историческое развитие религий у культурных народов. Сопоставление и группировка различных религиозных явлений (религиозных феноменов) образует переход от истории религий к философии религии. Последняя рассматривает религию с ее субъективной и объективной стороны, следовательно, заключает психологическую и метафизическую часть. Настоящий реферат имеет только историческую половину этой схемы.
Казалось бы, в основании изложения должно быть положено определение религии. Но такое определение без обстоятельного философского обоснования его не имело бы почти никакой цены..
4.
Чрезвычайно трудно достичь хотя бы приблизительно удовлетворительной классификации религий. Разделение должно быть произведено на основании наиболее существенных их признаков, но то, что одним признается за существенное,для другого имеет лишь подчиненное значение, и мы всегда подвергаемся опасности разделить однородное и соединить вместе различное. Несмотря на это,постоянно делаются новые попытки к отысканию методического разделения религий. Мы прежде всего должны определить вообще значение подобной схеемы.
И здесь опять Гегель разрешил вопрос в том направлении, которое господствует в исследованиях. О предлагаемом им распределении он говорит :-”Должно быть принято не только в субъективном значении, но и в объективном значении природы духа». Оно заключает в себе «основные определения, которые суть моменты развития понятия и вместе с тем моменты конкретного развития». В этих словах высказывается двоякая мысль: во-первых - то, что это разделение дает нам расчленение самого понятия, указывая на существо религии в ее единстве и в ее многосторонности. Но в то же время отделы этого разделения представляют собою ступени в ходе развития: в религии происходит процесс перехода от низшего состояния к высшему, имеющий аналогию в различии возрастов, с которым его часто и сравнивали. И после Гегеля эти два требования предъявлялись многими к предположениям о разделении религий.
Однако едва ли кто-нибудь теперь, согласно со взглядом учителя, рассчитывает с уверенностью на возможность найти такую классификацию, которая вполне удовлетворяла бы всем требованиям, хотя в то же время почти во всех новых схемах обнаруживается влияние гегелевской, а многие из них, например, принадлежащие Пфлейдереру и Эд.Кэрду, представляют собою новую форму гегелевского разделения. Во всяком случае вопрос о разделении религий имеет большое философское значение. Недостаточно того,что близкое по месту и времени будет соединено, как это требовалось бы для ясности рассуждения; действительно научная классификация должна иметь свое основание в существенных признаках религиозного процесса.
Существуют генеалогические и морфологические классификации религий. Генеалогические разделения основываются на языкознании, которое в особенности дает указания относительно индогерманского и семитического семейств, но впрочем также и относительно других племенные семейств в их целости. В пределах одной и той же семьи языков встречаются очень разнообразные религии, и характерные признаки, прилагаемые к такого рода группам религий, оказываются очень шаткими и общими. С другой стороды, у так называемыех низших рас религии до такой степени однообразны, что таким генеалогическим распределением неосновательно разъединяется то, что сходно. Для исторического изучения предпочитают ,однако, всегда генеалогический порядок, так как только при нем может быть обращено достаточное внимание на исторические влияния и условия. Изучение рапигиозной истории, расположенной на других, морфологических основаниях, невозможно потому, что каждая историческая религия в своем постепенном развитии переходит через столько различных изменений, что мы имеем лишь сомнительное и неполное право указать такой религии ее постоянное место.
Кто знает, сколько могущественных, хотя и неизвестных нам личностей участвовали в образовании так называемых самостоятельно возникших религий и как много общего, всенародного отразилось на деятельности так называемых религиозных ноюовводителей!
Как главнейшие, так и подчиненные подразделения определяются на основании очень различных точек зрения: по содержанию понятий, по форме учения, по богослужению,по характеру благочестия,по тем благам , к которым люди стремятся путем религии,по отношению религии к государству, к науке, искусству,нравам и т.д.Таким образом,бывают религии мифологические и догматические, рационалистические ,или эстетические,или этические,такие,в которых чувство доходит до экстаза или остается спокойным,в которых оно подавлено или приподнято,религии с частичной или полной нравственностью,относящиеся к миру положительно или отрицательно(аскетически),выражающиеся внешним образом или в живописи и ваянии,или в музыке. Но между всеми этими подразделениями важнейшие суть разделение религий на частные и всемирные и на естественные и нравственные.
Различие между религиенй одной страны и всемирной религией было положено впервые в основу разделения фон Дреем. Тот факт,что большая часть религий ограничивается одной национальностью, тогда как буддизм, христианство и ислам распространены между самыми разнообразными человеческими расами, до такой степени важен,что эта группа всемирных религий как бы сама собой уже выделяется из всех прочих. Обстоятельнее всего отношение всемирных религий к национальным, из которых они произошли, выяснено было Кюненом. Однако же и это разделение тоже не полно; от национальных религий следует определенно отличать племенные религии таких племен, которые еще не доразвились до национальной жизни, а также религии религиозных общин,которыесоединены уже не единством народности, а общностью учения или законодательства. При этом разделении совершенно не обращается внимание на важное различие между религиями, границы которых определяются или известной территорией, или национальностью. В группе так называемых всемирных религий бнаруживаются трудности. Всемирность их может быть просто фактической - она обусловливается их внутренними качествами. Мы имеем лишь тот неоспоримый факт, что указанные три религии имеют большое распространение, причем, однако, надо припомнить, что и те религиозные общины, у которых связь с национальностью является более или менее ослабленной, распространены в известной степени посредством миссионерства. Иудейство имеет своих последователей не только между евреями, а у браманизма есть приверженцы вне границ Индии и индусского народа.
Но даже если придавать им только относительное значение, то три религии, входящие в вышесказанную группу, оказываются неравны между собою по отношению к их независимости от национальных границ и их способности применяться к различным потребностям и условиям. Это неравенство было убедительно доказано Кюненом, который на этом основании даже не признает ислам за всемирную религию.
Здесь мы подходим к классификации, имеющей наибольшее значение. Противоположность может быть установлена или между природой и духом, или между природой и нравственностью. Это сделано было Гегелем, учившим, что три степени развития религии (религия природы, религия искусства и абсолютная религия) следует понимать в смысле необходимого процесса, происходящего в человеческом духе. В своей непосредственности человек связан узами природного и чувственного; он поднимается над этими пределами и достигает утверждения своей свободной субъективности; наконец это противоречие уничтожается в окончательной, или абсолютной религии, в которой идея и реальность впервые совпадают. Это соответствует трем степеням развития Эд.Кэрда: сознание мира, самосознание и сознание Бога. Эта схема тесно связана с гегелевской философией, однако же ее основное положение, состоящее в различении религии, представлялись такими авторами,как Асмус, Шарлинг, Ф. Гартманн и А. Тиле.
5.
Приведем ,к примеру,схемы Гегеля и Гартманна.
Ге г е л ь.
1. Религия природы.
1 . Непосредственная религая (чародейство) .
2. Раздвоение сознания в самом себе. Религии субстанции:
а) религия меры (Китай);
в) религия фантазии (браманизм);
с) религия в-себе-бытия (Буддизм) .
3. Переход от религии природы к религии свободы. Борьба субъективности:
а) религия добра или света (Персия) ;
в) религия страдания (Сирия);
с) религия тайны (Египет).
11. Религия духовной индивидуальности.
1. Религия возвышенного (иудеи).
2. Религия красоты (греки).
3. Религия целесообразности или разума (римляне).
111. Абсолютная религия (христианство).
Фон Гартманн.
1Натурализм.
1 . Натуралистический генотеизм.
2. Человекоподобное одухотворение генотеизма:
а) эстетическое облагорожение (эллины) ;
в) утилитарная секуляризация (римляне);
с) трагика-этическое углубление (германцы).
3. Теологическая систематизация генотеизма:
а) натуралистический монизм (египтяне);
в)половинный натурализм (персы)
11. Супранатурализм.
1. Отвлеченный монизм или идеалистическая религия спасения:
а)акосмизм(браманы);
в) абсолютный иллюзионизм (буддисты).
2.Теизм:
а) первоначальный монотеизм (пророки);
в) религия закона или религия гетерономии (мозаизм, иудейство,попытки реформ, в том числе ислам) ;
с) реалистическая религия спасения (христианство).
6.
Нельзя дать точную статистику религий,так как мне,пишущему реферат, приходится иметь дело с величинами,слишком мало известными. Приблизительно я считаю,что все человечество составляет 6 млрд.человек,из них около 8,5% магометан, 0,5% иудеев, 35% буддистов, 9,5% браманистов, и 16,5 % фетишистов,30% христиан , правда в этом расчете все китайцы и японцы сполна причисляются к буддистам.
Для нас нужнее описать предварительно вкратце некоторые из главнейших форм религии, с которыми нам чаще придется встречаться.
Прежде всего надо разъяснить слово анимизм. Наблюдая биологические явления именно сон и смерть, человек открыл в самом себе отличное от тела существо - душу. Но эту душу он не иначе может себе представить, как материальной же, хотя впрочем, состоящей из более тонкой материи, чем тело. Она имеет свое местопребывание в бьющихся жилах, в сердце, в крови, в дыхании, в тени; иногда также человек думает, что в его теле живут несколько душ. Эта душа может уходить из тела и вновь в него возвращаться, свободно блуждать и вселяться в другие тела. Подобно тому, как человек сам одушевлен, так он считает одушевленными и другие существа: животных, растения, явления природы, даже разные вещи. Этот анимизм, то есть учение о душах, расширяется до верования в духов; души становятся духами, уже не связанными с единичными существами. Очевидно, что анимизм есть скорее некоторого рода философское учение, чем религиозная форма; но он тесно соединен со многими религиозными явлениями и воззрениями. Он играет известную роль во всех религиях, хотя преобладает у низших рас. На важное значение анимизма прежде всего было указано Тейлором, который почти всю религию и культуру выводит из простейших задатков, существующих у дикарей, и из их анимистических воззрений. Для многих исследователей это сделалось некоторого рода аксиомой они всюду видят анимизм.
Однако нельзя обьять необьятного. История религий, как уже выше было замечено, лучше всего разделяется не на основании различия предметных точек зрения, а по этнографической и исторической группировке народов. Мы не исключаем этих так называемых народов естественного состояния дикарей и варваров, которые не имеют собственной литературы и известны нам только из описания путешественников и телепередач, так как многие из явлений, существующих у культурных народов, могут быть правильно понимаемы только по сравнению их с проявлениями низшей степени культуры. Всякое описание их религий носит на себе, более или менее, характер отрывочных и произвольно выбранных заметок. На действительно исторической почве мы оказываемся только при изучении культурных народов, у которых развитие религиозного сознания выражается в собственной их литературе.
Список использованной литературы:
1.Бейль П. Исторический и критический словарь.
2. Тайлор Э. Первобытная культура.
3. Божьи пророки. Библия. Ветхий и Новый завет.
4. Мифы народов мира.
5. Коран.
6. Угринович. Введение в религиоведение.
7.Васильев. История религий Востока.
8.Лобовик Б. Религиозное сознание и его особенности.