У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

славяне Крупными восточнославянскими племенными группами были древлянекривичиполянеполовчанесев

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

  1.  Происхождение древнерусского государства  +см.Титова стр.12

Восточные славяне в 6-8 вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели разное название, но по мнению Рыбакова к 7 в. Получило распространение общее наименование «славяне».

Крупными восточно-славянскими племенными группами были древляне,кривичи,поляне,половчане,северяне и т.д.

Как считают историки, территория их проживания охватывала лесостепную область Среднего Преднестровья.


 
Социально-экономические

  1.  Разложение родоплеменных отношений: родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине
  2.  Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности
  3.  Рост городов и внешней торговли.
  4.  Шёл процесс формирования социальных групп: выделились знать и дружина.

Экономические

  1.  Располагаются на пути из варяг в греки(требует наличия хозяйственной инфраструктуры).Сам факт наличия пути способствовал экономическому и социальному развитию территорий.

Политические

  1.  появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Арабские источники утверждают, что к 30-ым годам 9 века, накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куявия - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова (между Окой и Волгой).

Внешнеполитические

важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы (Гостомысл) прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

 Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать
Рюриковичами.

Но: Это рассказ о появлении новой династии, а не о зарождении государственности.

У князей мало прав (полицейские, судебные, безопасность).

После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.

В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

  Так было образовано первое государство восточных славян.


  Позже летописцы начнут отсчёт времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.

Происхождение слова "русь". Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.

 
Значение образования Древнерусского государства. Государство Русь - Древнерусское государство, Древняя Русь по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации.

 
Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:

- суровый климат;

- равнина, открытая со всех сторон;

- сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития;

- отсутствие выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью;

- отсутствие культурного наследия.


 
Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

  В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что - либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.


  У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья.

Археологическое раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было не велико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали.

Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.

911 (Олег), 944 (Игорь) - договоры с Византией (равноправны)

Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь. так продолжалось до убийства Игоря в 945 (повторный сбор дани у древлян)

Ольга проводит формирует систему налогообложения:

учреждены уроки - размер дани -  и погосты - первое территориальное деление (в последующем мы увидим, что изменение территориального деления всегда связано с налоговыми реформами)

- закончено политическое единство

Начинается укрепление власти князя, христианизация Руси при Владимире I - 988 (идеологическое единство),а уже при Ярославе Мудром («Русская правда») формируется правовое единство

в этом время Русь переходит в передовые государства (династические браки - Русь воспринимали как равную державу).

2.Государственный строй Киевской Руси   + см.Титова стр.21

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также княжеский совет, вече.

Государство делилось на княжеские области (понятие «удел» появилось позже, в удельный период). Областные князья получали управление землей на время, между великим князем и областными -складывались отношения подчинения(крестные грамоты-устанавливали отношения между князем и местными князями)

Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Власть передавалась по наследству передавалась в рамках рода по старшинству (сначала по линии братьев, потом очередь племянников, так и наделение областями. После смерти ВК происходил передел, т.е. земли не являлись собственностью князей

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался.

  1.  Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация.
  2.  Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить».
  3.  Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так, Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив ее штрафом.
  4.  Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы.
  5.  Князь Киевский имел влияние на церковные дела. С летописей следует, что Ярослав и Изяслав II приказывали созывать собор епископов и выбирать митрополита.

Княжеский совет:  + Э
вспомнить про феодальные съезды

  1.  Дружина – Старшая (бояре, мужи – военачальники и администраторы) и Младшая (гриди, отроки – рядовые воины) – была неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.
  2.  Старейшины града
  3.  Церковные деятели

Вече представляло собой орган власти, который сохранился с времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024 года: победитель Ярослава, Мстислав, не занял киевский престол, поскольку киевляне в лице вече не пожелали этого.

Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались обязанности князя перед населением.

Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевые собрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали, побеждала та идея, которую поддерживало явное большинство. Участие в вече принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоянные государственные органы.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная (численная) система (население делилось на десятки, сотни, тысячи – во главе тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции.

Со временем, с укреплением позиций местных феодалов ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления,  которая характеризовалась наличием двух центров полит. власти - княжеского двора и боярской вотчины. Княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким.

Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:

• тиуны,

• мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),

• вирники (взимали виру — штраф за убийство),

• данщики (сборщики дани),

• пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно»)и др.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

В ранней истории администрация не отделялась от военной верхушки..

В случае потребности в большом войске принимались ополчения городов и пригородов (нерегулярные воинские структуры) ополчения племен сателлитов.

3.Источники права Киевской Руси.

Источниками древнерусского права являются:

  1.  Международные договоры

Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.

одна любопытная цель в договоре несколько норм - приоритет международных)

  1.  Обычай

Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в «Русской Правде».

Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей.

Большинство исследователей (И. А. Исаев, О. И. Чистяков и др.) сходятся на том, что Закон Русский был устным источником права: до нас не дошло даже упоминания о каком-либо конкретном письменном законе до X века

В любом случае, это был бессистемный свод или, что вероятнее, совокупность разбросанных по греческим сборникам норм, основанных на естественном праве, на древнерусских обычаях и традициях и носивших, по большей части, уголовный характер.

  1.  Нормативно-правовые акты

Сначала были обычаи – доминировали, но в период расцвета древнерусского государства увеличивалась сила прецедента князей и нпа (уставы князей) противоречащих обычному праву

Также юридической силой обладает и возрастает уставные грамоты князей (Устав князя Владимира Красное Солнышко, Устав князя Ярослава и тд)

Естественно, нет деления на отрасли, низкая юридическая техника

Однако главный источник, по которому мы изучаем древнерусьское право, представляет собой уже упомянутая выше Русская Правда – первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV–XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. В 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды. «Русская правда» - собрание различных правил, норм, обязательных (включающие в себя нормы уголовного, гражданского, процессуального права, нормы обеспечивающие статус отдельных категорий населения)

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую (50-е – 70-е гг XIв), Пространную (XII) и Сокращённую (XV).

  1.  Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из нескольких частей:

Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19–41 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную  и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей.

«Покон вирный» — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);

«Урок мостникам» — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).

  1.  Создание второй редакции Русской Правды – Пространной Правды – исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие – Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53–121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.
  2.  Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

4. Правовое положение холопов  по «Русской Правде».

Холоп – самая бесправная категория населения по РП, попробуем это доказать:

1)Имущественные права:

  1.  по статье 119(если холоп,будучи в бегах,приобретает себе имение, то как долг за холопа оплачивает господин,так и приобретение, сделанное им, принадлежит господину вместе с лицом раба) и 121(если холоп обкрал кго-нибудь, то господин обязан ил заплатить за него, или выдать вместе с участниками) мы видим, что всё, чем обладал холоп, являлось собственностью господина;все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп с ведома господина, также ложились на господина

2)Процессуальные:

  1.  по статье 66 на показания холопа ссылаться нельзя
  2.  в статье 38 свод, но это не холоп-субъект, а лишь защита имущества хозяина
  3.  ссылаясь на показания холопа в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа», т.е. это могло быть не свидетельством, а поводом к возбуждению уголовного дела

3)Личные:

  1.  право на семью, так по ст.98 дети от свободного и робы после смерти отца получают свободу, но не наследство
  2.  других личных прав холоп не имеет, ведь объект, вещь и не должна их иметь (по статье 89 можно холопа просто убить(за него вира не платится), если он провинился, а по ст. 65 хозяин за соверш. холопом преступление может или заплатить или выдать его, то есть это просто вещь.

4)Источники холопства:

  1.  банкротство купца (54)
  2.  бегство закупом, кража закупом (56,64)
  3.  самопродажа(ст.110)
  4.  кто женитьба на робе без разрешения господина(ст.110)
  5.  поступление в ключники-тиуны без договор (ст.110)

5.Правовое положение закупов и смердов  по «Русской Правде».

1)Смерды-общинники –это  юридически и экономически независимая категория населения, выполнявшая  повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва.

  1.  Имущественные права (по статье 78 если смерд бьет смерда без княжа слова, то платит 3 гривны продажи, а если ем есть чем платить, значит, имущественными правами обладает;)
  2.  Процессуальные -являлся полноправным участником судебного процесса
  3.  Личные -мог иметь семью, свобода передвижения, по статье 90 мы видим, что он мог завещать имущество(по муж. линии),если не было сыновей, то выморочное имущество наследовал князь, но при условии выделения доли незамужней дочери.

2)Закупы -  в Краткой ред. Р.П. не упоминается, в П.П. - человек, работающий в хоз-ве феодала за «купу», т.е. заём. Это свободные люди, взявшие в долг. Этот долг нужно было отработать, притом установленных эквивалентов и нормативов не существовало. Объём работы определяется кредитором. Впервые отношения закупа с кредитором были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113г.

  1.  Имущественные права (по статье 57 и 58 мы видим, что закуп отвечает за сохранность инвентаря и скота и при их утрате, несет имущественную ответственность, а раз несет ее,то и имущественные права имеет)
  2.  Процессуальные (в статье 66 сказано, что в малой тяжбе можно положиться нужи возложиться на закупа + он может быть истцом по статье 56, где говорится, что если закуп бежит обит деля-то дать ему правду
  3.  Личные права ( закуп ограничен в передвижении – по статье 56 за побег становится рабом,  а также по статье 64 становится рабом за совершение кражи, но в то же время мы видим по статье 61,что господин не имеет право продать закупа в холопы, иначе он обретет свободу, также по статье 60 не может отдать закупа на заработки к другому господину (платит штраф три гривны) и наконец по статье 62 без вины закупа бить нельзя, за что ему надо будет заплатить за оскорбление. 

6.Гражданское право по «Русской Правде».

Группа статей Русской Правды защищает собственность. Устанавливается штраф в 12 гривен за

нарушение земельной межи, такой же штраф полагается и за разорение пчельника, бобриных угодий, за кражу ловчих соколов.

Обязательственное право. Число договоров незначительно:

  1.  мены,

ть

  1.  купли-продажи:
  2.  Продажа холопов (если существовала ответственность за продажу наймита и закупа как холопа, значит обычно холопа можно продать)
  3.  Продажа имущества (в статьях про краденое)

  1.  Найм:
  2.  Личный (ст 111 срочный работник – не холоп,  тиуны и ключники по ряду)
  3.  имущественный,

  1.  подряд (постройка городских стен и мостов),

  1.  комиссии или перевозки (купца за испорченный вверенный товар можно продать),

  1.  займ – вещи передаются по праву собственности, возвращаются аналогичными (=> вещи, определяемые родовыми признаками, которые можно отмерить и можно вернуть)
  2.  упрощенный для купцов (не обязательны свидетели, возможна рассрочка при пожаре, кораблекрушении и тд.)
  3.  обычный
  4.  с самозакладом, закупничество

Сначала проценты (резы) не были ограничены, но потом Владимир Мономах в 1113 устроил механизм формально процентов на короткий срок нет, но если заем на срок больше года, то первое ограничение не более трети куны, если он три раза взимает эти проценты то ростовщик лишается права получения долга, если заем на очень длительный то процент (реза) - 10 кун от лета на гривну – 20 процентов.

Если заемщик все берет и берет займы, то кредитор может продать за долги как холопа.

Характерно, что поклажа (хранение) рассматривалась в большей степени как личная услуга, нежели договор. 

7.Уголовное право по «Русской Правде».

«Обида» - любое преступление только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его имуществу, личности (в частном это вред личности его имуществу)

Если сравнивать с современным определением: виновность не обязательный признак, т.к. существует объективное вменение (ст 7 РП – за убийство в разбое наказание – поток и разграбление распространяется в т.ч. на семью и детей)

Уголов. правонарушение не отграничивалось от гражд.-правового.

Субъекты: все, свободные люди, за холопа нес ответственность его господин.

Объектами преступления были личность и имущество (не являлись государство, государственные институты, хотя при защите учитывался социальный статус)

Субъективная сторона дела:

Выделяется умысел – прямой и косвенный

Ост-ва, исключающие вину:

  1.  Аффект – (ст 26) обиженный в отместку ударит мечом
  2.  Необходимая борона  (ст 40)

Учитывался характер преступления при назначении наказания (квалифицированная кража из закрытого помещения наказывается строже, чем на открытом поле; различается убийство в разбое и убийство «в сваде или на пиру явленно»)

Объектодиивная сторона дела:

РП различает преступления, совершенные посредством действия и преступления бездействия - укрывательство беглого челядина, длительный невозврат долга

Учитывается характер преступления (убийство дружинника-боярина наказывалось строже, чем убийство простого свободного-общинника, и уж тем более – зависимого)

Соучастие - наказание было одинаковым, вне зависимости от степени вины (ст 41 – при краже скота)

Рецидив (ст 35 – коневой тать)

Преступления

Против личности:

  1.  Квалифицированное убийство (разбой)
  2.  Обычное убийство (а сваде или на пиру явленно – смягчающее обстоятельство)
  3.  Побои, телесные повреждения, членовредительство (удар мечом, повреждение руки, глаза, ноги)
  4.  Оскорбление действием (удар рукоятью меча, подручными средствами, например, ножнами, если достал меч, но не ударил)

Против имущества:

  1. Квалифицированное хищение (татьба) – конокрадство, кража из закрытого помещения, кража в ночное время
  2. Обычная кража – на открытом пространстве
  3. противоправное пользование чужого имущества (пользование чужим конем)
  4. поджог
  5. порча чужого имущества (повреждение борти, перевеса (сети для ловли птиц))

Наказания

  1.  поток (изгнание из общины, превращение в холопа) и разграбление (конфискация) - за самые опасные преступления: разбой, поджог, конокрадство.
  2.  вира – штраф за убийство, уплачивается князю 40 грн
  3.  двойная вира – штраф за убийство высокопоставленных княжеских слуг 80 грн
  4.  дикая (повальная) вира – штраф, коллективный вид ответственности (община могла скрыть преступника). Платили только за того, кто уже раньше платил дикую виру.
  5.  полувирье – штраф за членовредительство
  6.  продажа – тоже уголовный штраф
  7.  урок (к продаже)– судебная выплата потерпевшему, компенсация вреда
  8.  головничество (к вире)– урок за убийство, компенсация родственникам
  9.  лечебное – компенсация за лечение

8. Судебные органы и процессуальное право по «Русской Правде».

1)Органы, осуществляющие правосудие

Не существовало специальных судебных органов, судебные функции выполнялись представителями администрации, в том числе статья 40-княжеский двор, статья 15 КР-общинный суд.

Специальные должностные лица, помогающие осуществлять правосудие:

  1. вирники
  2. мечник
  3. детский
  4. ябедник
  5. метельник

Церковные ораны тоже учувствовали в осуществлении правосудия.

Существовал также вотчинный суд-феодал сам судил зависимое население.

Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Обе стороны в процессе были истцами. Процесс не делился на уголовный и гражд .

и

2)Досудебные процессуальные действия:

Заклич - потерпевший объявлял на торгу о пропаже вещи. В течение 3х дней должны были вернуть украденную вещь (ст. 32, 34 ПП);

Свод - напоминает очную ставку (ст. 35 - 39 ПП). Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать у кого эта вещь была приобретена. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта (общины), где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод. Процедура свода ограничена территорией княжества (ст 39)

Гонение следа - поиск доказательств и преступника (ст. 77 ПП). Гонение осуществляли потерпевшие, близкие им люди, члены общины добровольцы. Если след привел к дому конкретного человека – он и есть преступник. Если след привел в село – ответственность несет община, а если сед привел на большую дорогу или на пустырь – поиск прекращается.

3)Система доказательств по Русской Правде:

- лице (вещественные доказательства);

- внешний вид потерпевшего;

- ордалии (божий суд - испытание водой, железом);

- присяга (рота) - она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

- показания свидетелей (видоки - очевидцы; послухи – свидетели в суде, т.е. это процессуальная роль). лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов; ПОМНИ! Послух-процессуальный статус, холоп не может быть послухом

9.Церковная организация и церковное право в Киевской Руси.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Церковь – важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

Церковная организация (русская церковь – часть Константинопольской патриархии):

  1.  митрополит (назначался константинопольским патриархом)
  2.  епископы (во главе епархий – крупных церковных округов)
  3.  церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)

Содержание церкви – десятина+собственные доходы от торговли.

Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):

  1.  доля церкви в княжеских доходах
  2.  разделение церковной и светской юстиции
  3.  круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)

Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.

За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания — эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плаката»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение.

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.

При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения на Руси уже было пятнадцать епархий.

С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в "пустыне" (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые "Церковные уставы", большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках . Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по-видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,- привод в церковь собаки или какого-то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли "шлюхой" и так далее.

10.Изменение общественного и государственного строя Руси в период феодальной ртаздробленности. СМОТРИ СТР.80 ЧИСТЯКОВА

11.Особености общественного и  государственного  строя Новгорода и Пскова. СМОТРИ Титова стр. 37.

12.Развитие права в период феодальной раздробленности.

СМОТРИ стр.96 Чистякова

13.Правовое положение зависимого населения по «Псковской судной грамоте».

Половник (исполовники) слово «исполовник» употребляется в ПСГ только один раз, при этом – в достаточно спорном контексте. В то же самое время, соседние статьи для обозначения сходства в правовом положении лиц неоднократно перечисляют весь ряд (изорник, огородник, кочетник), не употребляя общего понятия, возможно, это мера (родственно слову половина)

Зависимое население: изорники (пахари), кочетники (рыболовы) и огородники

В обычное время изорник платит четверть урожая, а кочетник и огородник – часть, не отрегулированную сумму

Возвращая покруту, изорник отдает половину своего урожая, что прямо закреплено статьей 63. В отличие от него, размеры выплат со стороны огородника и кочетника Псковской Судной грамотой не установлены. Тщательный анализ статьи 43 (заложи весну) позволяет утверждать о наличии разнообразных подходов к хозяйственным расчетам между государем и весну) и кочетником, что оставляет высокую вероятность существования других ориентиров в регулировании выплат – например, частных договоров. Регламентация же выплат изорника в ПСГ обусловлена специфическим институтом проживания «на селе у государя», по отношению и к кочетнику, и огороднику отсутствующим.

Все они занимали одинаковое положение относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день (14 ноября). В случае отказа государь лишался части продукта (ст. 42).

Изорник - скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом.
Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу, и эту
покруту феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст.44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).

Покрута платиться:

-если изорник сбежал

-при отроке (выходе)

- если изорник умер

В ненатуральном виде, распродается имущество


Претензии же изорника к господину, основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были недействительны (ст. 75).


Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника.
Государь мог получить покруту, обратив взыскание на имущество изорника,
(ст. 76). То же происходило в случае смерти изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от господина
(ст. 63) - за половину урожая.

Впервые была ограничена свобода передвижения - закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник - только в Филипов день.

Наймиты (ст. 39-41) - свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами члена городской общины, но находящийся в социально- экономической зависимости от государя. Договор заключался устно на время или для выполнения определенной работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной годами живет у хозяина.
Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем записи.

14.Гражданское право по «Псковской судной грамоте».

Вещное право разделяло имущество на «отчину» и «живот», т. е. недвижимое и движимое имущество соответственно. При совершении сделок с недвижимым имуществом необходим было письменное заключение договора и др. К способам приобретения права собственности относились: переход по договору купли-продажи или мены, давность владения, наследствание, приплод, находка, создание вещи, родовой выкуп.

Ограниченные вещные права – кормля – ненаследственное пользование, по завещанию, возможно по статье 72 отдать в наследственное пользование,но продавать нельзя,это будет незаконным.Также по статье 88,89 переживший супруг пользуется пожизненно имуществом,если только в брак не вступит.

Обязательственное право

Виды договоров:

  1.  купли-продажи(заключается только в письменной форме-ст.10-13)
  2.  мена статья 114
  3.  заем-до рубля-без записи и заклада, выше рубля-нужна запись, помни! –ст.74-Если кто-нибудь потребует со своего должника уплаты долга до истечения срока займа, то он лишается права взыскания процентов. Если же должник возвратит кредитору долг до истечения срока, то проценты взимаются по расчету времени
  4.  хранение (и простя,и письменная)
  5.  найм
  6.  дарение (завещание было в форме дарения,то есть при священнике и свидетелях,но существовала и устная форма)
  7.  подряд-устная форма

Наследование: по завещанию (копия в архиве) и по закону –ближайшие родственники

Обеспечение сделок:

  1.  порука
  2.  залог(можно сказать о нескольких очередях по статье 104+вижимое имущество переходит в собственность кредитора

Недействительность:

  1.  оспаримые(то есть только по инициативе одного человека, например,пьяный вид)
  2.  ничтожные (когда кормлю по статье 72 продаешь, то есть сделка недействительна в любом случае, вне зависимости от  воли сторон

 

15.Уголовное право по «Псковской судной грамоте».

1)Преступлением в соответствии с Псковской судной грамотой являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния.

2)Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения (даже иноземцы).

3)Субъективная сторона: по статье 98 –невиновное причинение вреда, статья 37 –исключает преступность деяния(убийство на поединке) и примирение

4)Объект:

  1.  личность
  2.  имущество
  3.  государство
  4.  судебный порядок

5)Объективная сторона: воровство из клети, из Кремля(ст.7)

6)Система преступлений:

• против государства:

  1.  измена, «перевет» - измена городу
  2.  кромская татьба;

• против порядка управления, против судебных органов:

  1.  ст.4-взятка;
  2.  ст.111-нарушение порядка в суде(пощечина);
  3.  98-незаконное проникновение в помещение суда

•  имущественные:

  1.  татьба — простая, квалифицированная (конокрадство, из кремля или неоднократная);
  2.  грабеж,
  3.   разбой,
  4.  кража,
  5.  поджог,
  6.   наход

против личности:

  1.  убийство,
  2.   нанесение побоев,
  3.   оскорбление действием (выдрать клок бороды,причем честь оценивалась дороже жизни, штрафы за оскорбление были намного выше)
  4.   брато и отцоубийство

7)По статье 8 рецедив – кража из посада

8)Статья 120-соучастие-динаковая отв-ть

9)Система наказаний:

  1.  штраф
  2.  смертная казнь (неоднократное воровство из пасада,поджог,кража из Кремля и конокрадство
  3.  всадить его в дыбу(статья 58)

16.Судебные органы и процессуальное право по «Псковской судной грамоте».

1)Форма судебного процесса:

Процесс носил состязательный характер, но можно встретить и некоторые черты розыскного процесса (государство в лице конкретных должностных лиц берет на себя обязательства в получении доказательств в деле или предоставление послуха судом – ст.24)

2)Судебные органы:

  1.  Светские:
  2.  Центральные(княжеский суд; вечевой; господе-(коллегиальность ст.10-князь,посадник, соцкий).
  3.  Местные(братчина,т.е. общинный,здесь выделяется староста;наместник;пригородные посадники)

  1.  Церковные

  1.  светско-церковные

3)Досудебные процессуальные действия:

  1.  допрос послухов
  2.  обыск

4)Ход процесса: 

      1. установление сторон (ответчик вызывался на суд повесткой – позовницей, через позовника; в случае сопротивления к нему применялся привод; свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов)

              2.производство суда

     3. исполнение решения(судебное делопроизводство возлагалось на дьяков; решение суда оформлялось судной грамотой; сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту; разрешенные судом дела не подлежали пересмотру)

5)Система доказательств:

  1.  свидетельские показания (видоки ,соседи и послухи)
  2.  вещественные доказательства – поличное
  3.  рота (крестное целование)
  4.  судебный поединок (равенство сторон, женщина против женщины, слабейшая сторона имела право на наймита, послух не имел права на наймита)
  5.  письменные доказательства («доски» — частные расписки и «записи» — официально заверенные документы).

17.Объединение земель вокруг Москвы. Возникновение русского централизованного государства. Смотри Чистякова стр. 152

18.Общественный строй русского централизованного государства.

19.Государственный механизм русского централизованного государства.

Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в.

Возглавлял Русское государство великий князь, с конца XV (1497) в. он стал именоваться государем всея Руси. В XIVXV вв. удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы на протяжении XIVXVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре (пути – учреждения, отвечавшие за отдельные группы дел, позднее стали приказами), тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIIIXV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во  главе  с дворецкими  и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколничий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности. В конце 15 – начале 16 вв формируются общегосударственные органы управления. Первоначально – выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец  (управлял землями ВК) и Казна (ведала финансами, гос.печатью и архивом) – первые приказы. Уже при Иване Грозном формируется приказная система.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции. Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско

20. Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 года.

Зависимое население представлено холопами.

1)Источники:

  1.  Возмещение ущерба истцу(ст.10)
  2.  Банкротство купца(ст.55)
  3.  По полной грамоте (ст.66):
  4.  по тиунству
  5.  по сельскому ключу(городской нет)
  6.  по женитьбе(замужеству)
  7.  по завещанию   (это не источник холопства, а источник передачи права)
  8.  по приданому (источник передачи права)

2)Прекращение холопства:

  1.  отпускная (выдавалась собственноручно хозяином-18, должностным лицом-20)
  2.  бегство из татарского плена (ст.56)

По статье 20 холоп может судиться с хозяином(там говорится о холопе и робе на государя грамоты правые не выдати…), он является субъектом преступления,несет ответственность за себя, по статье 9 («государев убийца»), по статье 23 может быть стороной в суде(а с холопа и робы печатнику имати от правые грамоты  с головы по девять денег)

По статье 57 устанавливается Юрьев День, кстати, крестьяне (черные-государственные, сельские).




1. ГР
2. Крупные и средние феодалы принадлежавшие к родовой и служилой аристократии
3. ВВЕДЕНИЕ В данном разделе мы должны провести анализ условий труда в офисе и выявить ОВПФ под влияние кото
4. на тему- САТИРА И УТОПИЯ В РОМАНЕ Ф
5. напиток на организм человека
6. 1976 один из создателей квантовой механики
7. Философия на зимнюю сессию 2014 года очная форма обучения 1 год обучения
8. Тема- Предложение Цели- Повторить и систематизировать знания о предложении об оформлении предложен
9. Аннален дер Физик журнале германского физического общества серию научных статей
10. справедливість благо доброчесність у поглядах Сократа Платона та Аристотеля
11. Нижегородский государственный университет им6
12. Реферат на тему- Загрязнение мирового океана
13. С той же фирменной легкостью и недосказанностью виртуозно балансируя на грани бытового очерка и аллегории
14. Физиология труда содержание цели задачи
15. г
16.  Я к ним не отношусь может быть возраст пока еще не тот чтобы любить подобные мероприятия а может характе
17. і.~мір жолы. Ж~сіпбек Аймауытов 1889 жылы ~азіргі Павлодар облысыны~ Баянауыл ауданында д~ниеге келген.html
18. I Введение1
19. і До складу заповідника входить всесвітньо відомий Асканійський цілинний степ зоопарк і дендропарк або як
20. Врождённого права на главенство в семье наследственного авторитета в настоящее время отец уже не имеет