Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СанктПетербургский государственный университет культуры и искусств Факультет искусств Заочное от

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Факультет искусств

Заочное отделение

Сценарий

посвященный Дню Театра

«Одиночество актрисы»

Выполнила  студентка группы № 23372

Баранова Ольга Юрьевна

Санкт-Петербург

2013

Обоснование выбора темы:

Ежедневно, несколько миллионов людей во всем мире понимают, что стали одиноки. Кто-то расстается с любимым, любимой, одни навсегда уезжают в другие города и страны, рвутся родственные связи, теряются адреса, телефоны, сжигаются письма…

Одиночество вхоже в жизнь каждого человека в независимости от религии, национальности, пола, возраста и социального положения. В 21 веке, мы сами создаем стену между собой и другим человеком, социальные сети стали почти единственным способом общения, высотки с бесчисленным количеством этажей, где нет никакого общения с соседями, мы стали чужими друг другу и одиноки каждый по-своему…

Люди, которые в большей степени подвержены одиночеству, как ни парадоксально, люди публичные, постоянно находящиеся во внимании своего окружения, бегущие вверх по карьерной лестнице, где нельзя сделать передышку, оглянуться и задуматься - есть ли по близости человек, который не оставит тебя одного? А может человек вовсе и не бежит, просто те люди, которые его окружают, не постоянны…. ненадежны… неверны?

Профессия актрисы – это гастроли, репетиции, съемки, постоянное проживание новых жизней, мечтаний, встреч, любви, расставаний….

Я выбрала праздник «День театра», датируемый 27 марта. В своем сценарии я расскажу о жизни трех известных актрис, об их карьере и одиночестве.

Я считаю, что каждый из нас уже имел возможность столкнуться со страшным словом «одиночество», где перед человеком стоит некий выбор: смириться с данностью происходящего, либо попытаться что-то изменить в надежде и с верой в лучшее, короткий ли временной промежуток одиночества либо затяжной – неважно.

Тема:

Одиночество творческой личности – актрисы.

Идея:

Как бы жестоко с тобой не обходилась судьба, нужно надеяться на лучшее и ждать – это единственное спасение.

Конфликт:

Конфликт между суровой реальностью и желаемым. Борьба самосознания, самоощущения человека с данностью, существованием здесь и сейчас.

Сценарный ход:

Ожидание своего поезда

Прием:

Зал ожидания, как место встреч и расставаний, некая грань между прошлым и будущим, где каждый может остановиться, передохнуть и задуматься.

Образное решение:

Воспоминание о прошлом, осознание своего одиночества.

Символы:

Рельсы – дороги каждого, личные пути и истории жизней людей.

Поезд – как символ уходящего времени, посредник между миром живых, увозящий в мир иной.

Семафор (светофор): зеленый свет – положительный период жизни человека, красный – опасность, настороженность, переломный момент в жизни героя.

Окно – как возвращение в прошлое – воспоминания…

Сценическое решение:

Сцена белого цвета, в верхнем правом углу перед первой кулисой – большие привокзальные часы. На авансцене установлены рельсы, горизонтально располагающиеся от выхода с правой стороны по левую сторону. В левой стороне у выхода установлен семафор. С правой стороны, со второй кулисы по диагонали стоят в два ряда сиденья для ожидающих пассажиров. У задника с левой стороны сцены установлена конструкция в форме двойной ширмы, на ширме расположено окно, на сгибе ширмы закреплен громкоговоритель, оповещающий людей о пребывании поезда и оглашающий важные объявления.

Связующие:

Чехов А.П.

Раневская – взяла фамилию главной героини из пьесы «Вишневый сад».

Караваева – мечтала сыграть в пьесе «Чайка» А.П. Чехова.

Дети.

Раневская – бездетная

Караваева – бездетная

Птицы.

Раневская – «как перелетная птица» ездила по городам из театра в театр.

Караваева – мечтала сыграть в «Чайке».

Самойлова – сыграла в фильме « Летят журавли».

Переезд в Москву.

Раневская – из Таганрога

Караваева – из Вышнего Волочка

Самойлова – из Ленинграда

Театр.

Одиночество.

Дворник – рассказчик, «дух» вокзала.

1 Эпизод

Начинается эпизод с того как Раневская приходит на вокзал и в ожидании поезда начинает вспоминать свое прошлое, самые яркие события своей жизни. Фаина Георгиевна Раневская прожила очень интересную насыщенную жизнь, полностью отдавая себя искусству – театру и кино. Я начну свой рассказ о ней с того, как она приехала поступать в Москву из Таганрога,как она стала актрисой. Ее приезд на вокзал, откуда началась ее бурная творческая жизнь. В сценарии покажу истории из ее личной жизни: взаимоотношения с мужчинами, которые привели ее к полному разочарованию и к признанию: «С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!». Будет показаны ее взаимоотношения с режиссерами и с театрами в целом, где будет уместна такая цитата: «Всю жизнь она прожила с театрами и ни с одним из них не была счастлива». Ее грандиозные роли, планы на дальнейшие сьемки, сыгранные спектакли, которые принесли ей славу и успех, но ужиться в гармонии ни с одним режиссером не получилось – так как на все Фаина Георгиевна имела свою точку зрения. После следует потеря дорогих друзей, среди которых были А. Ахматова,Павла Вульф и осознание себя в полном одиночестве: « Мне некому теперь рассказывать сны». Одиночество из-за того, что не успела сыграть многие роли, из-за того, что не имела семьи…

Заканчивается эпизод прибытием поезда, на который она садится и уезжает….

2 Эпизод

Второй эпизод – история жизни Валентины Караваевой (Чапмен). Начинается эпизод с того, как она приезжает в Россию из-за границы, Швейцарии, после расторгнутого брака и неудачной пластической операции, она осталась одна на своей родине. Заявив о наследстве супруга: "Если вы сможете отстоять эти деньги, отдайте их детским домам и больницам". В развитии действия этого эпизода, Какраваева пытается попасть на кастинги, пробы в работы режиссеров, но все тщетно, ее приглашают на светские приемы – в качестве «известной персоны».

Ее главная роль в  фильме «Машенька», так и останется единственной. Она винит во всем аварию – перечеркнувшую ее главную цель – сыграть в Чеховской «Чайке».Ни две пластические операции, не смогли скрыть ужасный шрам, протянувшийся от уха до подбородка. На этом фоне даже известие о том, что она никогда не сможет стать матерью, прошло для неё почти незамеченным. В этом эпизоде я покажу сцену, как она, оставшись в нищенстве: «Я ни в чём не нуждаюсь», репетирует, снимает себя на камеру с бутафорской самодельной птицей.

В финале эпизода Валентина Караваева вспоминает, как уехала в Москву, со словами «Еду в Москву, чтобы стать актрисой». Объявляется посадка на ее поезд, она садится и уезжает.


3 Эпизод

Главной героиней этого эпизода станет Татьяна Самойлова. Эпизод начинается с поездки Самойловой в Канны, где собрались звезды мировой величины (Софи Лорен), красная дорожка, толпы поклонников и фанаты.Лучшее исполнение роли (Вероники), в фильме «Летят журавли», за роль – премия. Единственная кинозвезда,в России имевшая свой отпечаток в Голливуде!

Она вспоминает, как она окончила балетную студию при МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, что её даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Предложение сняться в Голливуде в фильме «Анна Каренина» - и  этот шанс был упущен…

Так же я расскажу о поездке в Канны в 60 – е на Юбилей, Москва - Париж, Париж - Ницца. Звонок племяннице, организаторам фестиваля… безрезультатно… она не могла себе этого позволить – нищенская пенсия, никто не сумел помочь осуществится мечте, принять участие в фестивале, она понимает, что она одинока…

Она рассказывает, что постоянно случаются провалы в памяти, она теряется в городе. В день отлета сына, она приняла психотропные препараты, что бы умереть… Она постоянно ждет приезда сына.

В финале эпизода, она так же стоит на пироне, ждет поезд…. Финал неоднозначен – дождется ли она сына или сядет в вагон и уедет…

Пролог

Свет  на сцене приглушен. Слышна лирическая музыка. Под светом прожектора по очереди, на сцену выходят люди с чемоданами.

Аля Кудряшова

- Мне снился... конечно, поезд,а что еще может сниться?

Сырая лесная помесь и кислые проводницы,

С каким-то горшком бегоний, каких-то пожиток горы,

В каком-то пустом вагоне, в какой-то невнятный город.

- Конечно же, я листала роман о судьбе испанки,

Конечно же, я отстала на крошечном полустанке,

Конечно, завыли волки, в кустах заметались тигры,

Конечно, будильник звонкий, а дальше, конечно, титры...

- Но страшно на самом деле - а вдруг меня там убили,

А мне через две недели встречать тебя из Сибири,

И нервно считать составы, стоять возле турникета,

А вдруг все мои суставы обглоданы страшным кем-то?

Какой-то голодной стаей, какими-то злыми львами

Ты выйдешь - а я растаю, как будто бы не бываю.

- А сон не проймешь стихами, словами не залопочешь,

И вновь, затаив дыханье, ныряю, неровный почерк

Воды ….зарябил кругами, как будто попали камнем.

Сложи свое оригами беспомощными руками.

- Мне снилось, что лет мне мало, а сколько - решайте сами,

Что я - потерявший маму ребенок в универсаме,

Кидаюсь от полки к полке, пытаюсь попасть наружу,

И всюду летят осколки, и значит, что дальше - хуже.

- Я лезу наверх на ящик, в котором чаи и сласти,

Чтоб стать чуть-чуть настоящей, но грозное слышу "слазьте",

Скитаюсь в своих потемках, и слезы из глаз всё хлещут,

И сладкие злые тетки, и пальцы за плечи - клещи.

И - снова конец спектакля, внезапный обрыв сюжета,

Изящный конец - не так ли? У граждан мокры манжеты.

- Но ты же будешь, усталый, искать меня на вокзале,

Ведь то, что меня не стало, тебе еще не сказали,

А люди вокруг, как лужи, ни слова из них не выжать,

И значит, мне всё же нужно, хоть как-то но всё же выжить,

- Хоть как-то куда-то скрыться на жуткий остаток сонный,

Хоть в землю совсем зарыться, хоть стать почти невесомой,

А после уже попроще, улыбкой расправить щеки,

И солнце хвостом отросшим щекочет нос через щелку.

- Мне снится, что я синица, летящая деревнями,

И кислые проводницы кидают в меня камнями,

Кидают в меня осколки витрины в универсаме,

По городу бродят волки, почти притворившись псами,

- А мама ушла к подруге, живущей неподалеку,

Вернулась вода на круги - ты чувствуешь подоплеку?

От снега намокли крылья, почти что став плавниками,

Да, универсам закрыли зачем-то, мы не вникали,

И всё закрутилось в смерче, здесь не перескажешь вкратце,

И здесь уже не до смерти - здесь с жизнью бы разобраться.

- Что ж, ноль-один в нашу пользу, так выпьем же за победу,

Я сяду на нужный поезд и в город родной поеду,

И буду - на самом деле, что люди бы ни сказали

Всего через две недели встречать тебя на вокзале,

Навстречу тебе тянуться, в родное плечо уткнуться,

Вот только бы мне проснуться... вот только бы мне проснуться.

Последняя строчка стихотворения все тише эхом звучит вдалеке. Резко включается громкоговоритель, сначала слышны шумы, после раздается голос.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ: - Внимание, внимание, на первый путь главного направления прибывает поезд.

Пассажиры исполняют хореографическую композицию.

Семафор зажигает красный свет.

Свет приглушается, на сцене видна проекция образа поезда. Свет набирает силу, сцена пуста… На сцену выходит дворник, подметает метлой мусор за пассажирами.

РАНЕВСКАЯ

Раневская приходит на вокзал и в ожидании поезда.

ДВОРНИК:Фаина Фельдманприехала поступать в Москву из Таганрога…

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ: Внимание! Внимание! Прибыл поезд Таганрог – Москва, всех пассажиров просим покинуть вагоны!

ДВОРНИК:Но Москве ее не приняли ни в одну из лучших театральных школ…

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Такие лица на улицах не валяются!

Раневская садиться на вокзальное сидение смотрит в окно, вспоминает. На заднике кулис слайд – шоу фотографий молодой Фаины Георгиевны.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ: Внимание! Внимание! На главную платформу прибывает поезд ………….. Москва.

На сцену вбегают молоденькие девушки, смеются, что-то шумно обсуждают. ФНГ. Танцевальная зарисовка.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Стареть скучно, но это единственный способ жить долго…

Раневская подходит к авансцене.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:По приезду в Москву в 1915 я жила в маленькой комнатке на Большой Никитской.

На сцене появляется дворник, подметает. Останавливается позади вокзальных сидений.

ДВОРНИК:Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла  первая встреча с Василием Ивановичем Качаловым.

Дворник снимает фуражку, достает из кармана пенсне - Качалов

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню…

ДВОРНИК (КАЧАЛОВ): Желая привлечь внимание своего кумира, Фаня решила изобразить обморок, но падая, сильно ударилась об асфальт и на самом деле потеряла сознание.

Качалов подходит к Фаине Раневской.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Очнулась я на руках испугавшегося Качалова, и снова потеряла сознание.

Притворяется, что упала в обморок.

ФНГ. Качалов и Раневская танцуют.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:Долгие прогулки с Василием Ивановичем были для меня радостью…. Именно у Качалова я научилась не играть, а жить на сцене…

КАЧАЛОВ: Началась наша дружба….

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:Можно даже сказать, что я была влюблена в Качалова и восхищалась его талантом…

Качалов и Раневская расстаются в танце. Он отходит к привокзальным креслам, закуривает.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:Очень долго на рабочем столе стояла фотография закуривающего Качалова, на обратной стороне которой было написано: «Покурим, покурим, Фаина, пока не увидела Нина»….

Качалов снимает пенсне, тушит сигарету, одевает фуражку.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:А потом. Наверное, отпустило…. у него своя семья, дети…

ДВОРНИК: Взаимоотношения смногими мужчинами привели ее к полному разочарованию и к признанию.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ:Я не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ: Внимание! Внимание! Прибывает поезд…… Москва.

На сцене проходит шумная компания молодых людей девушек и мужчин.

ДЕВУШКА 1: У Фаины Георгиевны были и другие влюбленности – режиссеры Таиров и Михоэлс, маршал Толбухин.

МУЖЧИНА 1:Со всеми возлюбленными Раневскую связывали трогательные письма, нечастые встречи и крепкая, преданная дружба.

ДЕВУШКА 2:Ради своих друзей Раневская могла не спать ночи напролет, мучаясь по поводу их неудач или нездоровья.

МУЖЧИНА 2:Могла отдать свои последние деньги, могла бросить все и бежать на другой конец света.

МУЖЧИНА 1: Волошин…

ДЕВУШКА 1: Ахматова…

ДЕВУШКА 2:Цветаева…

МУЖЧИНА 2: Пастернак …

ДЕВУШКА 1:Павла Вульф…(Завязывает волосы в пучок)

ПАВЛА ВУЛЬФ: В 1918 году в Ростове-на-Дону, зарабатывая там, на жизнь в цирковой массовке, мы и познакомились….

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Известной актрисой, ставшей для меня не только учителем, но и близкой подругой.

ФНГ. Звучит лирическая музыка. Раневская и Вульв присаживаются на сидения и смотрят в окно… На заднике фотографии Фаины и Павлы.

МУЖЧИНА 1: Был месяц апрель. Весна уже вступила в свои права.

ДЕВУШКА 1: Раневская преодолела свою обычную застенчивость, встретилась с Павлой Леонтьевной и попросилась, можно сказать и — напросилась, к ней в ученицы.

ПАВЛА ВУЛЬФ:Мне думается, вы способная, я буду с вами заниматься.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Павла Леонтьевна спасла меня от улицы.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: О, вечера, распятые на склонах небосвода,

Над алым зеркалом дымящихся болот…

Их язв страстная кровь среди стоячих вод

Сочится каплями во тьму земного лона.

О, вечера, распятые над зеркалом болот…

О, пастыри равнин! Зачем во мгле вечерней

Вы кличите стада на светлый водопой?

Уж в небо смерть взошла тяжелою стопой…

Вот… в свитках пламени… в венце багряных терний

Голгофы — черные над черною землей!..

Вот вечера, распятые над черными крестами,

Туда несите месть, отчаянье и гнет…

Прошла пора надежд… Источник чистых вод

Уже кровавится червонными струями…

Уж вечера распятые закрыли небосвод…

Прожектор выводит на сцену дворника.

ДВОРНИК: Фаина Георгиевна могла иметь детей. Однажды она даже хотела оставить ребенка, но ближайшая подруга – Павла Вульф – отсоветовала.

ПАВЛА ВУЛЬФ: Раневская слишком талантлива, и не сможет делить себя между ребенком и сценой.

ДВОРНИК: Все беременности она обрывала абортами. Возможно, в чем-то она и сама была ребенком.

Свет прожектора сужается, Павла остается в темноте. Звучит лирическая музыка.

ДВОРНИК: Фаина навсегда осталась одинока.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи! Уже все ушли, а я все живу….Мне некому теперь рассказывать сны… Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

Громкоговоритель шуршит и издает непонятные звуки.

В окне виднеется поезд, выходит толпа, дворник подметает.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Мальчик, мальчик!

Фаина зовет свою собаку, на сцену выбегает собака(дрессированная).

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Было у меня дите по имени Мальчик — дворняжка, подобранная на улице.

Моя собака живет лучше меня! Я наняла для нее домработницу. Так вот и получается, что она живет, как Сара Бернар, а я - как сенбернар...

Раневская кормит собаку. Подпевает романсу.муз. и слН.Богословский

Пусть летят и кружат

Пожелтевшие листья березы...

И одна я грущу...

Приходи и меня пожалей!

Ты ушел от меня,

И текут мои горькие слезы...

Я живу в темноте,

Без живительных солнца лучей!

Старый сад потемнел

Под холодною этой луною.

Горьких слез осушить

Ты уже не придешь никогда...

Сколько грез и надежд

Ты разрушил холодной рукою,

Ты ушел от меня,

Ты ушел от меня навсегда.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Все, кто меня любил, - не нравились мне. А кого я любила — не любили меня.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…

Раневская обращается в зал.

Страшно грустна моя жизнь. А  вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз?

ФНГ. Звучит шутливая музыка, Раневская пританцовывает, кружится по залу ожидания. Загорается зеленый свет семафора. В зал приходят пассажиры, ожидающие своего поезда.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном.

На экране фото – слайды Раневской.

ДЕВУШКА 1: Фаина Георгиевна, как вы думаете, почему у мужчин красивая женщина пользуется большим успехом, чем умная?

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Деточка, это же так просто! Слепых мужчин на свете не слишком много, а глупых - хоть пруд пруди...

МУЖЧИНА 1: Фаина Георгиевна, как ваше здоровье?

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: (танцуя)Дорогой мой, такой кошмар! Голова болит, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок - все ноет! Суставы ломит, еле хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция!

ДЕВУШКА 2:Простите, мне кажется, я вас где-то видела... Вы в кино не снимались?

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Нет, я всего лишь зубной врач.

ДЕВУШКА 2:Простите, Вы зубной врач? А как ваше имя?

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Черт подери! Да мое имя знает вся страна!

Звучат аплодисменты. Из зала выходят люди с цветами, дарят Раневской. Звучат аплодисменты.

МУЖЧИНА 2: Всю жизнь она прожила с театрами и ни с одним из них не была счастлива.

Раневская смотрит в окно.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела…

ДЕВУШКА 1:У неебыли грандиозные роли, планы на дальнейшие сьемки, сыгранные спектакли, которые принесли ей славу и успех, но ужиться в гармонии ни с одним режиссером не получилось – так как на все Фаина Георгиевна имела свою точку зрения.

ФАИНА РАНЕВСКАЯ: Воспоминания - это богатства старости.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ:  - Внимание, внимание, на первый путь главного направления прибывает поезд.

Загорается красный свет семафора. Слышен шум поезда. Дворник подносит ей чемоданы, обнимает. Свет приглушается.

ДВОРНИК: Раневская прожила очень интересную насыщенную жизнь, полностью отдавая себя искусству – театру и кино. Спутник славы – одиночество, так говорила Фаина Георгиевна.

КАРАВАЕВА


На сцену выходят пассажиры, ожидающие своего поезда. Выходит Валентина Караваева с чемоданом. Пассажиры перешептываются, узнаю актрису.

ДЕВУШКА 1: Валентина Караваева (Чапмен) приехала в Россию из-за границы, Швейцарии, после расторгнутого брака…

ДЕВУШКА 2: Ей сообщили, что муж погиб в автокатастрофе, а его родители отказали беглянке в наследстве.

ДЕВУШКА 3: Караваева с лёгким сердцем подписала все документы, сказав лишь одно.

КАРАВАЕВА: Если вам удастся отстоять эти деньги, отдайте их детским домам и больницам. И я ушла.

Из рук падает чемодан, раскрывается…

ДЕВУШКА 1: Какие платья и шляпки,

ДЕВУШКА 2: Модные журналы…

ДЕВУШКА 3: Нейлоновые чулки…

ДЕВУШКА 4: Духи и целых двадцать шуб, которые она привезла из-за границы…

На экране документальные кадры из светской жизни Караваевой, на приемах у почетных лиц.

Караваева смотрит в окно. Девушки разбирают одежду.

КАРАВАЕВА: Давно были проданы привезённые из Швейцарии шубы, дорогие и уже немодные платья...

ФНГ. Звучит лирическая музыка, на экране фото молодой Валентины. На сцену выходит дворник.

ДВОРНИК: До замужества Валентина однажды любила и любила целых 15 лет…

Дворник надевает военную фуражку, присаживается к Валентине.

 ДВОРНИК: В военного по имени Александр она влюбилась ещё студенткой.

КАРАВАЕВА: Он был женат…. И я "звёздная" девочка, скорее всего, была для него всего лишь дорогим "трофеем".

АЛЕКСАНДР:  В последний раз мы встретились уже после её возвращения из-за границы. Встретились и разошлись навсегда.

Караваева встает, и говорит Александру…

КАРАВАЕВА: Ты не разглядел, что это странное существо, несмотря ни на что, было всё-таки лучше той юной девчонки, чьё фото ты хранил. Потому что та девчонка могла целовать Алексея в "Машеньке", думая о тебе, вспоминая тебя, но в то же время могла и ненавидеть тебя, и мстить тебе, целуя другого. Всё, что я когда-либо делала в творчестве, было связано с тобой, питалось тобой, даже против моей воли и без участия моего сознания.

ДВОРНИК: Сколько их было в истории кино – молодых, хорошеньких, промелькнувших на кинематографическом небосклоне и забытых, так и не ставших звёздами.

Телефонный звонок.

 

ГЛЕБ СКОРОХОДОВ: Вас беспокоит Глеб Скороходов, автор телепередачи «В поисках утраченного».

ГЛЕБ СКОРОХОДОВ: Мысль о том, что нужно бы сделать программу об исполнительнице заглавной роли в "Машеньке", Валентине Караваевой, преследовала меня давно... Я раздобыл ваш телефон.


КАРАВАЕВА: А что собираетесь обо мне говорить? Ничего радостного, что ждут от вас ваши зрители, не будет. Да и к чему сегодня эта болтовня? Рассказывать о несбывшихся мечтах? Чьих? Актрисы, которую уже никто не помнит и которая сама хочет, чтобы её навсегда забыли и больше не вспоминали?! Человек странное создание: его память сохраняет только то, что ему нужно сегодня. Всё остальное - хлам, место которому на помойке! И если прошлое утрачено - значит, так и должно быть. И нечего в нём копаться!

ГЛЕБ СКОРОХОДОВ: Но…


КАРАВАЕВА: Не надо меня ни в чём убеждать. Никому это не удавалось. И вам тем более. Отложим этот разговор, и не делайте бесполезных движений! Не надо ничего обо мне читать, не надо смотреть мои фильмы.

Валентина пытается закрыть собой видео на экране. На экране идет эпизод из фильма «Машенька»

КАРАВАЕВА: Моей главной работой, и единственной была главная роль в фильме «Машенька». Достает письмо.

На сцену выходят девушки в платьях Валентины Караваевой.

ФНГ. Звучит лирическая музыка…девушки вслух рассказывают текст из письма.

ДЕВУШКА 1: Единственная, дорогая моя матушка, добрая ты моя душенька, ты вот пишешь: "Машенька" будет твоя".

 ДЕВУШКА 2: Мамочка, что-то очень мне тяжело. Некому сказать больше, а сердце рвётся.

ДЕВУШКА 3: Боюсь я, что ничего не выйдет у меня. И, может быть, и не потому, что я совсем без таланта, а потому, что сложная огромная жизнь давит меня, душит, нет сил.

ДЕВУШКА 4:  Неужели, ну неужели уплывёт, уйдёт, бросит меня и моя Машенька?

КАРАВАЕВА: Господи, господи, ой как тяжело. Я очень плохой, плохой я человек. Ну, пусть всё, всё будет отнято из моей жизни, но чтоб я стала горячей и хорошей Машенькой. Мамочка, Машенька для меня - это жизнь".

ДЕВУШКА 1:  Ее главная роль в  фильме «Машенька», так и останется единственной.

Караваева смотрит в окно, потом в зеркало

ДВОРНИК: В 1943 году по пути на съёмки того самого фильма Райзмана "Небо Москвы" Караваева попала в автокатастрофу – автомобиль столкнулся с трамваем.

КАРАВАЕВА:  Водитель погиб, а я оказалась в реанимации.

ДВОРНИК:  Что она чувствовала, когда впервые, очнувшись, взяла в руки зеркало?!

ДВОРНИК (ВРАЧ) Достает из фартука медицинский колпак.

Врачи с трудом спасли ей жизнь. Когда девушка пришла в сознание, ей объявили:

К сожалению, детей вы иметь не сможете...

КАРАВАЕВА:  А сниматься? - схватив за рукав доктора, кричала Караваева. - Сниматься я смогу?!

ВРАЧ: Посмотрим, пока говорить рано. Нужны операции...

КАРАВАЕВА: Следующие месяцы я жила в ожидании того, что вот-вот всё изменится и врачи найдут способ убрать с моего лица огромный шрам. Но медики оказались бессильны...

ДВОРНИК (ВРАЧ) Снимает головной убор. - Конечно, в театре она блистала, но ей грезилось иное: Москва и постановка чеховской "Чайки".

КАРАВАЕВА: Мое лицо изуродовано навсегда….

На цену выходят две медсестры.

ДЕВУШКА-МЕДСЕСТРА 1: И две пластические операции, сделанные впоследствии швейцарскими врачами, не смогли скрыть ужасный шрам, протянувшийся от уха до подбородка.

ДЕВУШКА-МЕДСЕСТРА 2: На этом фоне даже известие о том, что она никогда не сможет стать матерью, прошло для неё почти незамеченным.

КАРАВАЕВА: Когда нечего больше сказать, то говорят: молодость, молодость…

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ: Внимание! Внимание! На главную платформу прибывает поезд….

ФНГ. На экране фото молодой Караваевой.

На сцену выходят девушки и юноши в образах ожидающих своего поезда пассажиров. Читают стихотворение Ольги Берггольц.

ДЕВУШКА 1: Вот когда я тебя воспою,

назову дорогою подругою,

юность канувшую мою,

быстроногую, тонкорукую.

МУЖЧИНА 1: О заставских черемух плен,

комсомольский райком в палисаде,

звон гитар у кладбищенских стен,

по кустарникам звезды в засаде!

ДЕВУШКА 2: Не уйти, не раздать, не избыть

этот гнет молодого томленья,

это грозное чувство судьбы,

так похожее на вдохновенье.

МУЖЧИНА 2:Ты мерещилась всюду, судьба:

в порыжелом военном плакате,

в бурном, взрывчатом слове «борьба»,

в одиночестве на закате.

ДЕВУШКА 3: Как пушисты весной тополя,

как бессонницы неодолимы,

как близка на рассвете земля,

а друзья далеки и любимы.

МУЖЧИНА 3: А любовь? Как воздух и свет,

как дыхание — всюду с тобою,

нет конца ей, выхода нет,—

о крыло ее голубое!

КАРАВАЕВА: Вот когда я тебя воспою,

назову дорогою подругою,

юность канувшую мою,

быстроногую, тонкорукую...

ДЕВУШКА 1: Что-то ей платили в Театре киноактёра – из милосердия.

Зарплату приносила на дом секретарша, сама Караваева за деньгами не шла –

КАРАВАЕВА: Я ни в чём не нуждаюсь...

Караваева достает из чемодана бутафорскую птицу – чайку. На экране видео из архива Караваевой.

ДЕВУШКА 1:  Двадцать с лишним лет Караваева играла перед любительской кинокамерой….

МУЖЧИНА 1: Проявляла плёнку, смотрела её на пришпиленном к стенке бумажном экране….

ДЕВУШКА 2:  Разбирала свои ошибки и играла снова….

МУЖЧИНА 2: Звук записывала на катушечный магнитофон….

ДЕВУШКА 3: Устанавливала свет…..

МУЖЧИНА 3: Шила костюмы к любимым ролям – Анна Каренина, Кармен и, конечно, Нина Заречная….

В окне виднеется образ прибывшего поезда. Пассажиры уходят. Выходит дворник, подметает.

ДВОРНИК:  Для своей главной роли она сделала себе Чайку – птицу из проволоки, бумаги и ткани…

Одни и те же роли она играла на протяжении двадцати с лишним лет, и камера фиксировала, как она стареет…

КАРАВАЕВА: Какой упрямец. Поймите, жить хочется!

ДВОРНИК:  Заречная в пятьдесят, в шестьдесят, в семьдесят...

КАРАВАЕВА: Выражать недовольство жизнью в шестьдесят два года, согласитесь, — это не великодушно.

ДВОРНИК: Человек выживал в условиях абсолютного одиночества. Одни сходят с ума, другие спиваются, третьи вешаются. Есть масса способов уйти от жизни. Валентина Караваева каждый день реанимировала себя сама…

КАРАВАЕВА:  Это легкомыслие. По законам природы всякая жизнь должна иметь конец.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ: Внимание! Внимание! Прибыл поезд на главный путь Вышний Волочек – Москва…шум. Объявляется посадка. В окне виден образ прибывшего поезда. Загорается красный свет семафора. Караваева забирает чемодан.

КАРАВАЕВА:  Еду в Москву, чтобы стать актрисой... радостно, уходит.

На сцене появляется дворник, подбирает письмо, выпавшее из чемодана Валентины Караваевой.

ДВОРНИК:  Из письма к Сулхану от 15 мая 52-го года. Караваевой - всего 31 год:
«...Береги свою душу, уважай ее, уважай себя и других. Из всего, что я успела узнать о жизни, мне ясно одно, что смысл жизни, ее сила и ее главное - добро, честность, свет, правда. Она порождает, конечно, и феноменов, и уродов, и ублюдков, и калек, и неискренних негодяев, но, как Тарас Бульба своего сына Андрея убил своей же рукой, так и жизнь неумолимо убьет своих неудачных выродков».




1. Вооруженные силы США
2. Обоснование развития скотоводства в агрофирме
3. Человек ненавидит тех чей уровень считает для себя недостижимым но терпимо относится к тем с кем его не раз
4. Расчет кривошипного механизма
5. Что такое полезное знаниеВся Хвала Аллаху Господу мировМир и благословение Аллаха нашему пророку Мухамма
6. а 5а 5б 5в 5д
7. АФО ЖКТ. Формирование с 34й нед эмбрионального периода
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПУАССОНА ДЛЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ КЛЕМАНА ДЕЗОРМА ЦЕЛЬ РАБОТЫ- изучение изопро
9. Статья- Минимизация рисков в ходе занятий физическими упражнениями со школьниками
10. . Загальні поняття та визначення
11. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук ОРГАН
12. Черноземы
13. Поиск оптимального содержания пигмента в покрытиях на основе алкидного лака ПФ060
14. Автострахование1
15. 95 тезисов в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви в частности против
16. Экономическая теория для студентов 2 курса специальности 179 01 01 Лечебное дело лечебного факультета
17.  Значение и задачи ремонтного хозяйства
18.  Теоретические аспекты системного подхода к управлению 1
19. тема общих социальных интересов убеждений норм поведения установок и ценностей которые являются правилам
20. Факел звернулись до суду з позовом до АТ Союз з вимогою компенсувати їм шкоду заподіяну здоров~ю та май