Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Этич. взгляды Сперанского. 2 принц: разума и хаоса. -Преодоление хаотич. начала -Подчинение природы за счёт разума -Улучшение устр-ва мира -Христианизация общества -Развитие общ-ва и чел-ка Естественный союз (в ест.пр.) хранить союз общения с собой, с другими и с Богом (требует совесть). Приоритет обяз-ти над правом (притязания) в ест.праве. Виды законов («Руководство по знанию законов») 1.З. природы 2.З. разума 3.З. нравственности 3.1) естественные 3.2) общежительные 3.2.1) гос. законы (приходящие и коренные) 3.2.2) гражд. Законы Проекты реформ -Разработка Конституции -Постепенное реформирование -Основание реформ на законе -Предсказывание,опережение событий не урегулированных правом 1802-1803 г.г. разработка проектов о коренных законах гос-ва и об устр-ве судеб. и правительств. учреждений в России (идеи народного суверенитета, либерализма, разделения властей, общественного договора.) 1809 проект введения к уложению государственных законов (включал и план сословной реформы): поданным должны быть даны права: 1) Общие гражданские всем 2) Особенные гражданские (право собственности) дворянам 3) Политич.(на участие во всех ветвях власти, избирательные) дворянам и людям среднего сословия, за исключением ремесленников и прислуги Сословия: 1) Дворянство (обязаны были нести службу) все права 2) Люди среднего сословия (купцы, мещане, буржуа) гражданские общие и политические 3) Рабочие (слуги, мастера) гражданские общие + Возможность социального роста Проект гос. аппарата Принципы: разделения властей (на 3 ветви власти) и разделения власти на центральную и местную (децентрализация). Монарх: державная власть, совмещающая в себе все 3 ветви Законод. Гос. Дума: независима от монарха; многоступенчатые выбора (народ-волость-округ-губерния-государство); созывается по Конституции (один раз в год);император не может уволить всех депутатов без объявления о новых выборах; император не может повлиять на выборы председателя думы; для создания нового закона надо одобрение депутатами и утверждение монархом; право законодательной инициативы у монарха, министерства и у Гос. Совета. Исполнит. Правительствующий Сенат (Министерство): Ответст-ть исполнения органом своих функций перед законодательной властью на всех уровнях; Депутаты Государственной Думы имею право импичмента в отношении министра. Судебная власть Судебный Сенат: Суды -избираются народом; Высший судебный орган Судебный Сенат (избирается Государственной Думой, а утверждается императором); Публичное рассмотрение судебных дел; Введение суда присяжных (депутатов). Государственный Совет: Объединение и контроль всех ветвей власти стабилизатор; Состав: назначение императором + министры; Обсуждает законопроекты Был создан в 1810 году и просуществовал до революции 1811 год министерская реформа |
2. К.А.Неволин 1806-1855 гг. Ему принадлежит 1 учебник по теории права(написанный в сер. ХIХв.) Значительные работы: 1) Энциклопедия Законоведения. Сведения общ. харак-ра, содержит в осн. терминологию. Состоит из общей и особ. частей 2) Истор. Российс. Гражд. Закона Классификация юр. Наук. 1)наука, имеющая свой предмет, содержание и форму законов 2) осущ. и прилож. законов 3) Истор. науки законовед-я 4) Энциклопедия законовед-я Этич. предпосыл. Неволина Закон-выраж-е вечных начал права Право - проявлен. Бога в нравств. соц. мер. люди- творцы правды. Человек-существо нравственное. Он стремится к общению с Богом и др. людьми. Определение «права» Право- власть лица над лицами, основання на правде.права и обяяз-ти опред-ся и охр-ся законом. Закон- правило по которому чтото происходит Закон: А) нравст. правило по кот должно происх. сущест нравств если они не хотят отказ от своего нравств достоинства Б) Обществ. правило, по кот долж. вступа нравств сущ-ва в общ-ве, если они не хотят отказ. от самой обществ. жизни. Соотношение нравств. И обществ. закона Законы внутр. и внешние Человек имеет внутр. мир и внешнее проявление. Внеш. происходит в рамках социума. |
3. Данилевский Тема работы «Россия и Европа»- судьба России, условия культурно- исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства. Он начал развивать идею о подчинении исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа; исходил из множественности человеческих культур. Данилевский выделил культурно-исторические типы:Египетский; Китайский; Ассирийско-вавилонский; Индийский; Иранский; Еврейский; Греческий; Римский; Аравийский; Германо-романский, европейский. На долю народа выпадает 3 роли: 1) Положительная деятельность культурно-исторического типа 2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации 3) Служение чужим целям в качестве «этнографического материала» Выделил общие черты: 1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества. 2) Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью. 3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя. 4) Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов. 5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу». Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций: 1) Пересадка (колонизация) 2) Прививка (ассимиляция) воздействие одного народа на другой. 3) Удобрение воздействие развитой цивилизации на складывающийся народ. Закон культурно- исторического типа гласит период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию. |
4. Историософская доктрина К.Н.Леонтьева является результатом синтеза теории культурно-исторических типов, в которой можно выделить два уровня учение о культурно-исторических типах и религиозно-историческую концепцию и оригинальных философских положений К.Н.Леонтьева. Своеобразие философско-исторических представлений К.Н.Леонтьева определялось его религиозным и эстетическим учениями, а также различием социально-философских и политических воззрений философов. К.Н.Леонтьев внес незначительные модификации в разработанную Н.Я.Данилевским схему, сохранив, однако, ее принципиальный натуралистический характер. Выделил следующие фазы эволюции социально-исторического организма подготовительный период, периоды “цветущей сложности” и “вторичного смесительного упрощения”. Очевидно, что наряду с натуралистическим и историографическим основаниями в формировании этой схемы К.Н.Леонтьев опирался и на учение об “эстетике жизни”. К.Н.Леонтьев в первый период своей деятельности сосредоточил внимание исключительно на взаимоотношениях славянского и романо-германского культурно-исторических типов. Позднее включил в нее характеристики культур восточного региона. Представления об историч.конфликте между Запад. Европой с Россией и Востоком претерпели эволюцию, что было обусловлено изменением представлений философа об исторической роли славянства. В ранний период творчества считал, что славяне способны создать самобытную цивилизацию. Эволюция отношения К.Н.Леонтьева к славянству определялась разочарованием мыслителя в исторических возможностях славянства ввиду их подверженности культурному влиянию Запада. Поэтому П.Н.Милюков и назвал К.Н.Леонтьева “разочарованным славянофилом”. В связи с новой негативной оценкой культурных перспектив славянского мира свои надежды К.Н.Леонтьев связал с восточно-азиатскими культурными силами. |
5. Полит-прав. взгляды Б.Н. Чичерина Его взгляды носили значительный оттенок консерватизма. Основание права следует искать в природе чел-ка, который является носителем абсолютной ценности. Критикует материализм и позитивизм, которые не признают в полной мере потенциал чел-ка как субъекта. В человеке следует признать духовное начало, которое отличает его от объектов (вещей). Свобода человека не рассматривается как абсолютная ценность, т.к. она дарована человеку Богом. Чел-к стремится расширить границы своего господства. Право должно установить такой порядок, чтобы свобода одного не мешала свободе остальных. Право оказывается взаимным и справедливымограничением свободы в соответствии с общим законом. Отвергал концепцию ест-х прав. Право для него существует только в государстве. Соотношение права и закона сводится к соотношению субъективного и объективного права. Свобода человека только тогда становится субъективным правом, когда она освящена позитивным законом. Основа общественной жизни-наличие у субъекта прав. Госуд.власть призвана ограничивать индивидуальную свободу во имя общественной пользы. Считает государство высшим порядком общественных отношений. Государство организует ту среду, где обитает человек. Политическим идеалом Чичерина была констит. монархия, т.к. она сочетает в себе достоинства всех иных госуд-х форм. Такая форма правления заимствует у монархии личностное воплощение власти (в лице монарха), у аристократии начало законности, у демократии начало свободы. Б.Н. Чичерин полагал, что устойчивость государству сообщает надлежащий баланс между свободой и равенством. Крен в сторону равенства приводит к деспотизму, а в сторону свободы к анархии. |
6. Муромцев Понятие права и правопорядка. Общество самост.сила, самост.реальность. Защита субъекта от общественного союза, от возможных препятствий со стороны других людей. Защита: организованная (определяется заранее порядком при содействии специально установленных органом) -> правовая (субъект получает статус лица в юридическом смысле); неорганизованная. Право отождествляется с существованием общественных отношений. Право сущ. до появление государства, вне государства. Структура отношений, организуется организованным способом. Защита своих прав и интересов. Фактические отношения - правовые отношения, защищающие отношения - юридические отношения: притязание (когда субъ. право нарушается) и обязанности (уважение защищаемых прав с появления права) Юридические отношения могут быть обеспечены другими юридическими отношениями. В область права включаются только те отношения, само существование которых обусловлено юридической защитой. Правовые отношения не может осущ. без влияния юридическую защиту. К праву не подлежит то, что соблюдается из приличия, обычая, привычки, нравственности и т.д. Правопорядок совокупность отношений, определяющая организ. способом, элемент общественного порядка с нравственной защитой. Право и юридическая норма. Нормы это правила, которые определяют предел и способ юридической защиты отношений приписыв. властью, регулирующих правовой путь народа. Источники норм: сознание общества, законодатель, юристы. Справедливость совокупность существующих в обществе представлений с наиболее совершенст. правопорядка. Факторы, влияющие на правопорядок, могут противоречить юридическим нормам. Мертвая норма. Судьи: сглаживание юридических норм и правопорядка. Привидение правопорядка к справедливости политика права. Право и мораль. Обуславливается соотношением организованной и неорганизованной защиты. Принципа различия нет. Гармония между правом и моралью. Продукт исторического развития. Принципы противоречий: организованная защита более затратна; организованная защита более сложная; право развивается скачкообразно; не все отношения поддаются организованному контролю. |
7. Петражицкий Право- это не государственные нормы, не фактические правовые отношения, не нравственная идея, а явление индивидуальной психики особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Их отличие от других эмоций в двустороннем хар-ре:1) они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, 2) они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Право фактически сводилось к индивидуальным эмоциям, тем самым создавался искаженный образ права. Правовой характер приобретали не только, например, правила карточной игры, правила поведения за обеденным столом, внутрисемейные отношения, но и воровские правила и даже воображаемый договор человека с дьяволом о продажи души. Такое право Петражицкий именовал неофициальным. Право, имеющее официальную поддержку от государства получало статус права официального. Выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивные правовые эмоции осознаются обязательными в силу чужих авторитетных велений (Бога, монарха и т. д.). Критикуя естественно-правовые доктрины, Петражицкий полагал, что их содержанием должны являться не отвлеченные нравственные принципы (свободы, справедливости и т.д.), а “догматика интуитивного права”. Петражицкий полагал, что интуитивное право является более подходящим масштабом для критики позитивного права, чем нравственность, ибо нравственность как совокупность чисто императивных убеждений не знает притязаний и представляет поэтому масштаб, не адекватный праву. |
8. Шершеневич. Юрид.позитивизм-проекция философского позитивизма на юриспруденцию. Философия- обобщенная наука. Позитивизм интересен не идеей, а реальной жизнью. Юридический позитивизм занимается изучением действующих законов. Философия права включает общую теорию права, философию права, политику права. Теория общества у Шершеневича. Исходные понятия изолированный индивид. Основной мотив повеления- инстинкт самосохранения. В своем поведении руководствуется двумя представлениями: об удовольствии и страдание. Люди объединяются в общество для удовлетворения своих усложненных потребностей. Общество это организованная совокупность индивидов, сотрудничающих на общности интересов. Определяет способ удовлетворения потребностей. Общество ставит границы поведения человека. Социальные нормы воля большинства, навязанная индивидом. Действия социальных норм основаны на инстинкте самосохранения. Нравственность поле борьбы человека и общества. Нравственность совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду, без которого общежитие невозможно. Понятие права Только понятие положительного права входит в определение права как такового. Но различается объективное и субъективное право. Главное отличие права от иных социальных норм исходят от государства. Вывод: 1) нет государства нет права, 2) действующие права ограничены пределами власти государства Право это норма должного поведения человека, неисполнения которого влечет за собой принуждение со стороны гос. органов. Главный признак - его принудительный характер. К праву не относятся те нормы, которые устанавливают порядок отношения между государствами. Совесть это чувство дискомфорта, при отступлении от привычного поведения. Чувство законности привычка соблюдать правовые нормы, его можно унаследовать, можно привить и воспитать. |
9. Соловьёв Основным трудом является диссертация «Кризис в западной философии. Против позитивизма». В обсуждении проблем теократического гос-ва выделяет три элемента ее социальной структуры: -священники (часть божия); -князья и начальники (часть активно-человеческая); -народ земли (часть пассивно-человеческая). Политические организации в его представлении есть благо природно-человеческое. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ. Правило истинного прогресса чтобы гос-во как можно менее стесняло внутр.мир чел-ка, и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей. Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Право является «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным». Естественное право у Соловьева-есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Естественное право олицетворяет «рациональную сущность права», а право положительное воплощает историческую явленность права. Естественное право сводится к двум факторам свободе и равенству. Равенство -необходимое свободы. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, которая соединяет всех и каждого. Право стремиться осуществить справедливость. |
10. Тихомиров В своей работе Тихомиров пытается проследить разные формы гос-ва. По его мнению в корне обществ. жизни наодятся псих. явления человека (кооперация и копротивизм). Он ищет психические основы для власти. Любая форма общ. жизни предполагает наличие власти, стремление к подчинению человеком. Власть, кот. отвечала бы его потребностям. Задача власти-придать порядку нравственный характер. Чел. существо нравственное. Он нуждается в стремлении к нрав. идеалу. Форма организации этой жизни-государство. Гос-во-это союз членов соц.групп,основанный на идеале справед-ти. Люди в гос-ве не по отдельности,а в соц. группе. Гос-во должно обеспечивать объедин. принцип. В основе гос-ва- принцип нравственности. Гражд. общество-поле, где взаимодейсвует государство и общество. 4 элем-та гос-ва: 1)нация(масса лиц,порожд. идею верхов. власти) 2)верхов. власть(концентр. выражение принципа, приним нацией за объединяющ. начало) 3)гос-во как единство власти подданных(единое соц.тело) 4)правительство(организ. сист управления) Оно созд-ся верх. властью, ее орудие, но не являются ею. Формы верх.власти:монархия,аристократия и демократия. В форме верхов. власти выражается дух народа. Гос власть-выражение народного хар-ра. Арист-я рождается доверием к авторитету верхов. силы. Монархия рожд-ся доверием к силе нравственной. Демократия возник. у тех,у кого в общ-ве нет идеи,идеала,стрем-я к подчин-ю идеала. Демокр-доверие к силе кол-ва. Верхов. власть нераздельна. Арист-я,мон-я или демокр. являются единым ист-ком власти. Правительств-я власть м.б разделена на ветви. 3 сферы гос.правления: -прямое действие народ.силы на небол. территориях -участие народа в контроле за управлением -область законод. деят-ти гос-ва. |
11.Трубецкой Особенное внимание Трубецкого было направлено на исследование содержания права как свободы. Право это "внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой", или "совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях". Считал, что право должно регулировать только внешнюю свободу людей и не может вторгаться в сферу морали. Выступил сторонником нового понимания естественного права. Оно должно служить нравств-ти, однако для этого необходимо определить четкий критерий данной цели. Различает право позитивное и право естественное. Идея естественного права, по Трубецкому, «дает чел-ку силу подняться над его историч.средой и спасает его от рабского преклонения перед существующим». Ильин Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законодателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. По мнению Ильина, правовое государство основывается на признании человеческой личности. |
12. Стучка Жизнь и деятельность этого человека связаны с историей социалистической революции в России, становления социалистического государства, с историей развития марксистско-ленинской науки о государстве и праве. Философской основой учения Стучки является марксизм-ленинизм. Стучка всегда подчеркивает классовый характер государственной власти: «. . .государственная власть является властью одного класса над другим классом или другими классами». Он отвергает принцип «разделения властей». Право это система общест. отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его. Общее понятие права Стучка строит на основании практического решения вопросов, связанных с установлением нового порядка общественных отношений в ходе социалистической революции. Пашуканис Возникновение и отмирание права, по мнению Пашуканиса, так же как возникновение и отмирание гос-ва, связано с двумя историческими рубежами. Право, так же как и государство, появляется вместе с делением общества на классы- Пройдя длинный путь развития, полный революционных скачков и качественных изменений, право и государство отомрут при коммунизме в результате исчезновения классов и всех пережитков классового общества. Рейснер Рейснер считал, что каждый общественный класс, как господствующий, так и угнетенный, в соответствии с положениями данного класса в обществе и его психикой творит свое реально существующее интуитивное классовое право. Право возникает в бесклассовом обществе как регулятор междуродовых отношений. При этом, наряду с правом родов существует также и некое «общее право». В классовом обществе каждый класс или сословие имеет свое право. Такие системы Рейснер обнаружил уже в феодальном обществе, когда «каждый отдельный класс, а подчас его группировки создали свое собственное право, в котором выразился классовый интерес». Общими признаками всех типов права: 1) связь права с хозяйством, 2) идеологичность права. Таким образом, классовость права в понимании Рейснера предполагает наличие правового элемента в межклассовой борьбе. Вышинский Право- совокупность или система правил, имеющих своим назначением заботу о подчинении членов общества «общим условиям производства и обмена». Как «правила поведения», так и в целом право в качестве регулятора носят властно-приказной, принудительный характер. |