Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт искусств Кафедра ди
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра дизайна одежды
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЖИВОПИСЬ»
(ГОС-2000)
для студентов заочной формы обучения
специальности 050501.65 Профессиональное обучение (дизайн) (030500.04) специализации «Дизайн костюма» (030508.04)
Екатеринбург 2012
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Живопись». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. университет», 2012. 15 с.
Составитель доцент каф. ДО О.А. Цесевичене
Одобрены на заседании кафедры дизайна одежды Института искусств РГППУ. Протокол от «1» марта 2012, № 7.
Заведующий кафедрой ДО О.Е. Краюхина
Рекомендованы к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от «19» марта 2012, № 7.
Председатель методической
комиссии ИнИс РГППУ В.П. Фалько
© ФГАОУ ВПО
«Российский государственный
профессионально-педагогический
университет», 2012
© О.А. Цесевичене
Цели и задачи контрольной работы
Основная цель контрольной работы: формирование практических навыков и умений применения живописных материалов, техник, колористических приемов в создании композиционно-живописного решения эскизов костюма.
Задачи контрольной работы:
- обучить теоретическим и практическим приёмам цветовой и тональной обработки формы, включая понятие локального цвета, цветового пятна, цветовых отношений, колорита, цветовой гармонии, контраста, а также: объёма и ритма цветовых пятен на основе натурных постановок для последующего использования в творческой практике;
- овладеть методами моделирования пространства и объёма посредством цвета и тона, построения цветоритмической композиции с использованием различных живописных техник;
- сформировать навыки и умения для изображения реального предмета и его художественного образа для создания завершённых живописных и декоративных композиций средствами живописи.
- развивать творческие способности студентов для дальнейшей практической деятельности.
наименование тем и их содержание
5 семестр
Контрольная работа №1
Тема: Натюрморт из предметов быта на фоне драпировки в разных техниках и материалах (акварель, гуашь)
Цели работы:
- ознакомиться с последовательностью ведения работы над натюрмортом (см. лекцию «Живопись»);
- усвоить понятия при изучении различных живописных техник (локальный цвет, цветовая среда, цветовая гармония, искусственное и естественное освещение) (см. лекцию «Живопись»);
- закрепить умения работы с цветом на свету и в теневой части простого натюрморта из бытовых предметов.
Средства обучения: бумага фА3 (2 листа акварельной бумаги, 8 листов ватмана для гуаши), художественная гуашь, акварель, палитра, кисти синтетические плоские (№ 5-6; 10-15) и круглые (№3-5), ёмкости для воды, губка, салфетки для вытирания кистей и рук.
Литература:
- Гильман Р. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для вузов / Р. А. Гильман. М., 2005.
- Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер 6-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2005. 272 с.: ил.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. 144 с.: ил.
- Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. М. : «Академия», 2007. 144 с.
Задание 1
Выполнить натюрморт гуашью в технике двухтоновая «гризайль» из трёх предметов быта простых по форме и отличных по тону на фоне драпировки. Например, кувшин, кружка, луковица.
Задачи:
- используя чёрную или коричневую гуашь и белила выполнить светотеневую моделировку формы предметов натюрморта и драпировки;
- с помощью тональных отношений выделить передний план натюрморта, добиваясь свето-тональной целостности натюрморта.
Задание 2
Выполнить натюрморт акварелью из трёх бытовых предметов в контрастных тонах на фоне драпировки в технике «лессировка». Например, яблоко, груша, чайник.
Задачи:
- передать цветом объёмы и характерные особенности фруктов (изгибы и «западания» их форм, цветовую неоднородность);
- выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта.
Задание 3
Выполнить натюрморт из трёх предметов (например, овощи) в контрастных тонах на фоне драпировки в технике «по-сырому» акварелью.
Задачи:
- на увлажнённой губкой бумаге, размещённой горизонтально на поверхности стекла быстро выявить цветом объёмы и формы предметов;
- обратить внимание на вплавление (перетекание) одного цвета в другой, стараясь сохранить чистоту и яркость цвета, добиваясь цветовой и эстетической целостности натюрморта.
Задание 4
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов (например, три цветных сосуда) на фоне контрастной драпировки в технике «пуанте»
Задачи:
- определить цветовые и тональные отношения пространства натюрморта;
- небольшими мазками «вылепить» форму предметов и драпировки, обращая внимание на разницу цветов на свету, в полутенях и тенях, добиваясь цветовой целостности натюрморта.
Задание 5
Выполнить этюд натюрморта гуашью из нескольких предметов, созвучных по содержанию с естественным боковым освещением в интерьере (например, сумка, туфли, однотонный шарф или платок) приёмом «а-ля прима» за один сеанс, без переписывания отдельных участков.
Задача:
- выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта.
Задание 6
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов на фоне драпировки в тёплых тонах в любой технике (например, жёлтые и красно-оранжевые яблоки на фоне оранжевой (терракотовой) драпировки).
Задачи:
- выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта;
- обратить внимание на особую эмоциональную притягательность, вызываемую тёплыми оттенками цвета.
Задание 7
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов на фоне драпировки в холодных тонах в любой технике (например, фиолетовые баклажаны и кобальтовая чашка на фоне синей (сине-зелёной) драпировки).
Задачи:
- выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта;
- обратить внимание на особое эмоциональное ощущение бесконечности, таинственности и загадочности, вызываемое холодными оттенками цвета.
Задание 8
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов на фоне драпировки в контрастных тонах в любой технике (например, фиолетовый баклажан, жёлтый лимон, красное яблоко на фоне жёлто-зелёной драпировки).
Задачи:
- выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта;
- обратить внимание на особое эмоциональное ощущение бесконечности, таинственности и загадочности, вызываемое холодными оттенками цвета.
Задание 9
Выполнить натюрморт гуашью с цветами и фруктами на фоне драпировки с орнаментом.
Задачи:
- выявить общую форму предметов натюрморта, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики;
- определить цветовые и тональные отношения между предметами;
- выполнить моделировку формы предметов средствами живописи;
- добиться живописных эффектов (блик, рефлекс, нюанс) и цветовой целостности натюрморта.
Задание 10
Выполнить гуашью копию фрагмента натюрморта с репродукции художников (П. Сезанн, К. Петров-Водкин, К. Коровин и др.).
Задачи:
- выявить общую форму предметов копируемого натюрморта, изучить характер цветов в тени, на свету, рефлексы и блики;
- определить цветовые и тональные отношения между предметами копируемого натюрморта;
- выполнить моделировку формы предметов схожими цветами;
- добиваться схожести живописных эффектов и цветовой целостности копируемого натюрморта/фрагмента.
Результат работы: 10 листов фА3 с выполненными натюрмортами в различных техниках и материалах.
6 семестр
Контрольная работа №2
Тема: Этюды и наброски головы и фигуры человека (гуашь, пастель, мягкие и др. материалы)
Цели работы:
- ознакомиться с последовательностью ведения работы над этюдом головы и фигуры человека (см. лекцию «Живопись»);
- дать начальное представление о моделировании головы человека средствами живописи (Визер В. Живописная грамота. Основы портрета);
- дать начальное представление о моделировании фигуры человека средствами живописи;
- закрепить навыки выполнения набросков фигуры человека в смешанной технике различными материалами.
Средства обучения: бумага фА3 (8 листов ватмана для этюдов головы), бумага фА4 (20 листов для набросков), художественная гуашь, пастель, мягкие материалы, цветные карандаши, палитры, кисти синтетические плоские (№ 5-6; 10-15) и круглые (№3-5), ёмкости для воды, салфетки для вытирания кистей и рук.
Литература:
- Визер В. Живописная грамота. Основы портрета / В. Визер СПб.: Питер, 2006. 192 с.: ил.
- Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. М.: Издательство Гном и Д, 2001. 120 с.: ил.
- Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер 6-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2005. 272 с.: ил.
- Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. М. : «Академия», 2007. 144 с.
Задание 1
Выполнить гуашью в технике «гризайль» этюд женской/мужской головы с натуры с характерными чертами лица (необычный разрез глаз, крупный нос, большие губы и т. д.) с плечевым поясом на фоне драпировки.
Задачи:
- запомнить последовательность выполнения работы над этюдом головы человека с плечевым поясом (см. лекцию «Живопись»);
- выявить индивидуальные качества натуры;
- учиться выявлять цвето-тональные отношения в этюде головы человека, добиваясь цветовой целостности этюда.
Задание 2
Выполнить гуашью на трёх отдельных листах три этюда головы человека с натуры в трёх позициях (анфас, поворот ¾, профиль) с использованием ограниченной цветовой палитры (например, белила, охра светлая или золотистая, умбра, кобальт синий, окись хрома, кадмий красный или английская красная).
Задачи:
- выполнить последовательность работы над этюдом головы человека с плечевым поясом (см. лекцию «Живопись»);
- выполнить моделировку головы средствами живописи, добиваясь цветовой целостности этюда.
Задание 3
Выполнить этюд натурщика гуашью в головном уборе с плечевым поясом на фоне драпировки (например, натурщица в цветном платке, натурщик в шляпе и пр.).
Задачи:
- выполнить последовательность работы над этюдом головы человека с плечевым поясом (см. лекцию «Живопись»);
- определить цвето-тональные отношения при моделировке головы средствами живописи;
- стремиться к гармонизации цветовой палитры, уплощению объёмов и упрощению деталей (см. в доп. литературе: Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека).
Задание 4
Выполнить гуашью два этюда на отдельных листах «Кисти рук» «Ноги в обуви» с натуры (туфли, сапоги, кроссовки, ботильоны и пр.)
Задача:
- выполнить моделирование отдельных частей фигуры человека средствами живописи, добиваясь цветовой целостности этюдов.
Задание 5
Выполнить гуашью копию портрета с репродукции художников (О. Ренуар, Э. Мане, Э. Дега, А. Матисс, И. Репин, К. Петров-Водкин и др.).
Задачи:
- выявить общую форму и характер натуры копируемого портрета, изучить колорит, цветовую гамму;
- определить цветовые и тональные отношения копируемого портрета;
- выполнить моделировку формы головы, черт лица, фрагментов одежды схожими приёмами, используя ту же цветовую гамму;
- добиваться схожести живописных эффектов и цветовой целостности копируемого портрета.
Задание 5
Выполнить гуашью 15 набросков мужской и женской обнаженной фигуры и 5 набросков детской фигуры в одежде в различных позициях с натуры. Акцентировать движение, пластику фигуры и одежды мягкими материалами, пастелью, цветным или простым карандашом.
Задачи:
- изучить пластику движений человека, увязывая её с характером одежды;
- акцентировать пластику фигуры и фактуру тканей одежды мягкими материалами, пастелью, цветными и простыми карандашами.
Результат работы: 8 листов фА3 с выполненными этюдами головы человека в разных позициях, частей фигуры с натуры, копией портрета; 20 листов фА4 с набросками фигуры человека в смешанной живописной технике и материалах.
7 семестр
Контрольная работа №3
Тема: Этюды и наброски фигуры человека в костюме. Плоскостно-орнаментальная трактовка
Цель работы:
- научить основным живописным приёмам цветовой моделировки фигуры человека в костюме;
- углубить (закрепить) знания и умения создания живописно-декоративных композиций с участием фигуры человека;
- систематизировать полученные знания для дальнейшей творческой работы.
Средства обучения: бумага фА3 (5 листов ватмана для этюдов фигуры), бумага фА4 (20 листов для набросков), художественная гуашь, пастель, мягкие материалы, цветные карандаши, палитры, кисти синтетические плоские (№ 5-6; 10-15) и круглые (№3-5), ёмкости для воды, салфетки для вытирания кистей и рук.
Литература:
- Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. М.: Издательство Гном и Д, 2001. 120 с.: ил.
- Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер 6-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2005. 272 с.: ил.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. 144 с.: ил.
- Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. М. : «Академия», 2007. 144 с.
Задание 1
Выполнить гуашью этюд фигуры в легкой, облегающей одежде на цветном фоне.
Задачи:
- выполнить композиционное построение и линейно-конструктивный рисунок модели;
- изучить пластику движений человека, увязывая её с характером одежды;
- выполнить моделировку формы средствами живописи, добиваясь цветовой целостности этюда.
Задание 2
Выполнить гуашью этюд фигуры в верхней одежде в интерьере (например, натура в интерьере прихожей: одета в куртку с меховым воротником, вязаный шарф, джинсы, сапоги, с сумкой).
Задачи:
- выполнить композиционное построение и линейно-конструктивный рисунок модели;
- изучить пластику движений человека, увязывая её с характером одежды;
- выполнить стилизацию фигуры в костюме (обобщить формы и объёмы);
- выполнить моделировку формы средствами живописи, добиваясь цветовой целостности этюда;
- выполнить декоративную обработку форм, акцентируя пластику фигуры и фактуру тканей одежды (мех, трикотаж, кожа и пр.) мягкими материалами, пастелью, цветными и простыми карандашами.
Задание 3
Выполнить гуашью тематический этюд фигуры в национальном костюме на цветном фоне в интерьере (одежда, обувь, драпировки, аксессуары и атрибуты, должны отвечать заданной тематике и гармонировать друг с другом).
Задачи:
- выполнить композиционное построение и линейно-конструктивный рисунок модели;
- изучить пластику движений человека, увязывая её с характером одежды;
- выполнить стилизацию фигуры в костюме (обобщить формы и объёмы);
- выполнить моделировку формы средствами живописи, добиваясь художественной выразительности образа и цветовой целостности этюда;
- найти орнаментально-тональное равновесие светлых, средних и темных пятен (с помощью живописно-графических приёмов выявить орнаментальную отделку деталей/частей костюма);
- выполнить декоративную обработку форм, акцентируя пластику фигуры и фактуру тканей одежды мягкими материалами, пастелью, цветными и простыми карандашами.
Задание 4
Выполнить гуашью двухфигурную композицию в интерьере (одежда, обувь, драпировки, аксессуары и атрибуты, должны отвечать заданной тематике и гармонировать друг с другом) по представлению (например, композицию сидящей на стуле фигуры стоящей рядом на опорной ноге).
Задачи:
- выполнить композиционное построение и линейно-конструктивный рисунок фигур;
- изучить пластику движений, увязывая её с характером одежды;
- выполнить стилизацию фигур в костюмах (обобщить формы и объёмы);
- выполнить моделировку формы средствами живописи, добиваясь художественной выразительности образов и цветовой целостности композиции;
- выполнить декоративную обработку форм, акцентируя пластику фигур и фактур тканей одежды мягкими материалами, пастелью, цветными и простыми карандашами.
Задание 5
Выполнить гуашью копию фигуры в костюме с репродукции художников (О. Ренуар, Э. Мане, Э. Дега, И. Репин, Б. Кустодиев, и др.).
Задачи:
- выявить общую форму и характер натуры копируемой фигуры, изучить колорит, цветовую гамму;
- определить цветовые и тональные отношения копируемой фигуры;
- выполнить моделировку фигуры, частей и деталей костюма схожими живописными приёмами, используя ту же цветовую гамму;
- добиваться схожести живописных эффектов и цветовой целостности копируемой фигуры и фактуры костюма.
Задание 6
Выполнить гуашью 20 набросков фигуры (женская, мужская, детская) человека (женская, мужская, детская) в костюме в различных позициях, руководствуясь эскизами из журналов мод. Акцентировать движение, пластику фигуры и фактуру одежды мягкими материалами, пастелью, цветным или простым карандашом.
Задачи:
- изучить цвето-графические приёмы подачи эскизов в журналах мод;
- изучить пластику движений человека, увязывая её с характером одежды;
- акцентировать пластику фигуры и фактуру тканей одежды мягкими материалами, пастелью, цветными и простыми карандашами, копируя технику и приёмы подачи эскизов в журналах мод.
Результат работы: 5 листов фА3 с выполненными этюдами фигур человека в костюмах; 20 листов фА4 с набросками фигуры в смешанной живописной технике и материалах, выполненных руководствуясь журналами мод.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список рекомендуемой литературы
Основная
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция Текст: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. 144 с.: ил.
- Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение Текст: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. М.: «Академия», 2007. 144 с.
Дополнительная
- Визер В. Живописная грамота. Основы портрета / В. Визер СПб.: Питер, 2006. 192 с.: ил.
- Гильман Р. Художественная роспись тканей Текст: учеб. пособие для вузов / Р. А. Гильман. М., 2005.
- Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека Текст: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. М.: Издательство Гном и Д, 2001. 120 с.: ил.
- Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись Текст: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер 6-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2005. 272 с.: ил.
- Сокольникова Н. Изобразительное искусство: Основы живописи / Часть 2. М.: Титул, 1998.: ил.
Средства обеспечения освоения дисциплины
Бумага-ватман, акварельная бумага, плоские и круглые синтетические кисти для акварели и гуаши, акварельные краски, художественная гуашь, пастель и мягкие материалы, цветные карандаши, палитры, емкости для воды, скотч, мольберты.
Предметы для натюрмортов, гипсовые головы, драпировки, элементы одежды и головные уборы.
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЖИВОПИСЬ»
Подписано в печать Формат 60х84/16 Бумага для множит. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.