Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ОПРАВДЫВАЮТСЯ ЛИ НАДЕЖДЫ?
Предстоит индийско-российская встреча в верхах
Алексей Тамилин
Индийское МИД объявило, что официальный визит российского президента в Индию состоится в первой трети октября текущего года. Договоренность об этом, как уже сообщалось, была достигнута в ходе недавнего визита в Дели делегации в составе секретаря Совета безопасности Сергея Иванова, вице-премьера Ильи Клебанова и министра торговли Михаила Фрадкова.
Визит главы Российского государства ожидается здесь давно, но последние два года постоянно переносился по не зависящим от Индии причинам. С января 1993 г., когда в Дели побывал Борис Ельцин, Москву посетили все индийские премьер-министры, кроме нынешнего - П.В. Нарасимха Рао, Х.Д. Деве Говда, И.К. Гуджрал, но встреча в верхах на индийской земле все откладывалась. Сначала это было непонятно индийцам, потом стало чересчур понятно и очень странно для отношений между такими дружественными государствами; затем появилась надежда, что визит все-таки состоится. В итоге же наступило просто вежливое ожидание.
Тем временем индийская тема практически ушла из поля зрения чуть ли не всех, подчеркиваю - российских, СМИ (если не считать "горячих новостей", подававшихся в духе скандальной хроники, и кратких сообщений о визитах парламентариев). Ситуация фантастическая и опасная. Получилось, что с информационной российской карты, да и не только информационной, напрочь исчезло огромное азиатское государство, с которым Россию всегда связывали отношения искренней симпатии и дружбы, страна, которая за 50 лет независимого существования совершила огромный рывок в будущее, создав национальную промышленность и сельское хозяйство, науку и технику, космическую технику и атомную промышленность, кадры инженеров и ученых, информатику и компьютерное обеспечение, страна, которая сама кормит миллиардное население и имеет все, чтобы стать одним из ведущих государств ХХI века. Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример: ежегодные темпы роста ВВП в Индии составляют сейчас 6,5-7 процентов, а если объем ВВП пересчитать по методике ООН - паритету покупательной способности, - Индия оказывается на пятом месте в мире после США, Китая, Японии и Германии.
На таком фоне падение товарооборота с Россией с 5 млрд. долл. в 1991 г. до 1 млрд. долл. к началу 1999 г. выглядит очень странным. Тем более что на январской встрече в верхах 1993 г. в Дели были подписаны хорошие документы; она прошла, казалось, в конструктивной обстановке, стороны были преисполнены решимости наращивать объемы двусторонней торговли и экономического сотрудничества в разных сферах, были подписаны документы об упорядочении выплат индийского долга России. Но на практике падение продолжалось. Единственным соглашением, которое, несмотря на все его несовершенство, свято выполнялось индийцами, было соглашение о выплате долга. Почему так произошло?
Миллион раз говорилось о том, что главной причиной спада в индийско-российских отношениях является проводимая обеими странами радикальная экономическая реформа, которая серьезно затруднила, а во многом нарушила работу отлаженного механизма торгового и экономического взаимодействия. Это так, но только отчасти, и уж в совершенно малой степени относится к Индии. Поскольку возникают вопросы: а почему в военно-технической области не произошел спад - лишь некоторая пауза? Почему реформирующаяся Индия смогла набрать 6,5 процента ежегодного роста ВВП, выйти на новые мировые рынки и в некоторых областях, в том числе и в ЭВМ, и в создании программного обеспечения для них конкурировать с США? Чем же тогда последние десять лет занималась Россия? Говорят: у России большие трудности во внешней и внутренней политике. Действительно, это так. Но у Индии аналогичные трудности отнюдь не меньше. И правительства у нее часто менялись. Но результат почему-то иной.
"Субъективный фактор" сыграл важную роль в том, что до "правления Примакова" во внешней политике России существовал огромный проамериканский, по выражению Карена Брутенца, "флюс" и, по его же словам, наличествовала линия внутренних "козыревцев", ввергшая страну в беспрецедентный кризис. Отметим, что все происходило на фоне фактического отсутствия консолидирующей политической воли на самом верху, способной повести страну по пути соблюдения ее национальных интересов. А в сфере национальных интересов важную роль играет не только сохранение, но и упрочение дружественных отношений с Индией, одного из немногих оставшихся реальных союзников России в современном мире. Забвение - по недомыслию ли, по умыслу ли - данного тривиального положения и привело к совершенно парадоксальной ситуации: в Индии, например, очень многие до сих пор сохраняют добрые чувства по отношению к России, с симпатией относятся к россиянам; а двусторонние отношения - политические, торгово-экономические, культурные - совершенно не соответствуют ожиданиям и даже требованиям населения обеих стран.
Впрочем, в последние годы многое начало меняться к лучшему, и очень трудно и медленно "пошел индийско-российский процесс". В нем свою роль играют те же "субъективные факторы": в Индии к власти пришло очень прагматичное правительство, поставившее своей задачей укрепление национальных интересов и занятие достойного места на международной арене; в России также сменилось руководство, которое, судя по всему, разделяет схожие устремления. Конечно, канули в Лету времена безудержных объятий и поцелуев. Сейчас обе страны будут строить новые отношения на основах взаимовыгодности и равноуважения: таково веление времени.
Именно так, например, считает председатель и управляющий (ранг министра центрального правительства) Индийской организации содействия торговле (ИОСТ) Йогеш Чандра. Россия, сказал он в беседе с корр. "НГ", продолжает оставаться одним из важнейших наших торговых партнеров, мы имеем долгую историю плодотворных торговых отношений и намерены продолжить ее. Именно поэтому решено было открыть офис ИОСТ в Москве, кстати, один из немногих в мире, справедливо полагая, что он будет способствовать поиску и нахождению торговых партнеров в двух наших странах, - принципиальный момент политики нашего правительства в отношении России.
Конечно, продолжал Йогеш Чандра, нынешний уровень двусторонней торговли далек от желаемого. Например, мы бы хотели экспортировать в Россию компьютерные технологии, программное обеспечение, текстиль, изделия народных умельцев, продукцию предприятий малого и среднего бизнеса, косметику, парфюмерию, продукты питания, в том числе детского, фармацевтические товары, драгоценные камни и ювелирные изделия - то есть продукцию тех отраслей, которые значительно развились в последние годы. Что не исключает и традиционного экспорта - чая, кофе, джута, табака, специй.
Дели