системы формального социального контроля: полиции, судов, тюрем
исследования бюрократического регулирования, городской политики, органов социальной поддержки, экономических условий формирования местных сообществ
социальная организация и культурные практики различных групп городского населения, группировок, этнических меньшинств, систем родства, бездомных алкоголиков, преступников и секс-работников
Gemeinschaft и Gesellschaft Фердинанд Тённис (1855-1936)
урбанизация подвергает эрозииGemeinschaft: тесные связи между личностно окрашенными отношениями и ролями
Gesellschaft: отношения основываются на функциональныхи мимолетных отношениях между индивидами
Народно-городской континуум: Роберт Редфилд(1940е)
«Народное», или сельское общество
малые размеры, физическая изоляция, низкая грамотность, высокая степень социальной однородности и групповой солидарности
преобладающее значение уз родства, личностно-специфическое и традиционное поведение
сакральное как основной модус опыта и действия
Городское общество
более крупные размеры, контакты и коммуникация между центрами популяций, больше разнообразие ролей, выше степень индивидуализма и грамотности
узы родства дезорганизованы
преобладает секуляризованный модус
Критика сельско-городского континуума
сельские и городские типы представляют собой абстракции, не соответствующие ни одному реальному сообществу
миграция сельских жителей в города
приоритет ценностей и мировоззрения, недооценка политико-экономических и властных структур
Фокус сдвигается на:
взаимоотношения сельского и городского общества как часть единой социальной и политико-экономической системы
стихийно возникающие формы социального порядка, планирования и институциализованной структуры (пример: сквоттерские поселения)
Народная медицина на континууме Редфилда: анализ репрезентаций
«Что делают на улицах цивилизованных городов лоточницы с кульками лекарственных средств!?»
«Особенно велико доверие к знахарям всегда было у деревенских жителей. И порой лечение словом удивляет даже скептиков, доверяющих свое здоровье только дипломированным специалистам»
Город/село в идентификации народных целителей
Атрибуты официальной медицины
Традиции
«Городские» атрибуты профессионализации
Курсы
Тренинги
Правовой статус
Дипломы
Официально зарегистриро-ванные организации
Средства и люди Nature people
«Почему нам таблетки не помогают? Таблетки это что? Это то, чего в природе не существует. Это человек искусственно создал. Соединил то, что в природе не соединяется. А мы часть природы. Вот поэтому нужно к внутренним силам человека обращаться. Мы всё лечить можем»
Пару слов о методологии
анализа городских сообществ
Социальная (культурная) антропология, теоретическая и эмпирическая социология
Исследование в стратегии кейс стади, с опорой на качественные методы, в первую очередь участвующее наблюдение и интервью
Обязательно: полевое исследование с участием автора, поиск информации в документальных источниках, архивах, публикациях, данные об истории вопроса, холистский подход (интегративный)
Этнография
Особенности и познавательные возможности методологии
Экзистенциальные испытания и дилеммы
Скрытое знание сообществ и групп
Знание доступно только через опыт
Городское пространство
Георг Зиммель (1858-1918)
Горожанин как чужак
инаковость (alterity), а не различие: неизвестный другой, отмеченный чуждостью
Инаковость это провокатор, источник тревоги, так как тебе неизвестно, что будет делать другой, как он может себя повести
Инаковость составляла материальное условие городской жизни
Чужак носитель новой свободы
Маска чуждости
Георг Зиммель «Большие города и духовная жизнь»
Городская жизнь стимулирует обитателей образами и впечатлениями
Как форма защиты она культивирует установки на пресыщенность/ скептицизм и незаинтересованность
Чужой
Пространственно чужой, кажется опасным и способствует изменениям (Зиммель)
Ни друг, ни враг, символ неизвестного, нерешенного, нарушает разграничение Мы/Они(Бауман)
Чужой как тип
«У человека, чуждого стране, расе, городу, культуре, подмечаются и акцентируются окружающими не индивидуальные качества, а те общие с другими чужаками свойства, которые у него существуют или могли бы существовать»
Зиммель
Чикагская школа
Городская экология (Роберт Парк)
Аналогия с организмами: город как огромный упорядочивающий механизм и социальная лаборатория
Экологический эквилибриум города нарушается, если новые «организмы» вторгаются в него
Урбанизм как образ жизни (Луис Вирт)
О формах городского существования
Близкое соседство, но безличностная природа отношений
Социокультурная маргинальность
Аспекты маргинальности:
Статусный: ситуация неопределённости статусных позиций
Нормативный: ситуация неопределённости ценностных ориентаций личности культурная маргинальность
Ролевой: ситуация неопределённости ролевой модели поведения
возникает в городе, распространяется далеко за его пределы
полицентричен и фрагментирован в соответствии с социальным, профессиональным, клановым, возрастным расслоением общества
идеологически маргинален
Синкретизм пост-фольклора
сложные семиотические ансамбли:
орнаментика и содержимое рукописных альбомов
тюремные поделки (четки, шахматы, платки и пр.)
настенные граффити и татуировки с их символикой
одежда и прически
украшения и жесты
«арготизированные» формы речи
«посвятительные» обряды, практикуемые у уголовников, подростков, солдат срочной службы, туристов, альпинистов и…
устная словесность
Современный городской фольклор (РГГУ, 2003)
Статьи: молодежные субкультуры, парашютисты и туристы, программисты, студенты, военные, автостоп, коммуналки, тюрьма, больница, обряды в городе, граффити, топонимы, семейный фольклор, альбомы, дневники, магические письма, цитаты массовой культуры в обыденной речи
В рамках одной субкультуры - множество сообществ, нередко враждующих, активно противопоставляющих себя друг другу, но пользующихся языком одной и той же культуры и в этом смысле образующих единое поле
Фольклор малых социальных групп
Малые группы как среда порождения или бытования фольклора?
Фольклор в условиях опосредованного общения в современных урбанизированных и сложных обществах
СМИ, Интернет-форумы, социальные сети
Малая социальная группа
Мертон: группа - совокупность лиц, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе, отличающих друг друга от не-членов, и отличаемых членами альтернативных групп
Малая социальная группа: небольшие размеры, непосредственное личное общение и возникающие на этой основе связи, социальная регуляция посредством неформальных институтов, групповые нормы и процессы
Контактные группы
Коммуникативная теория фольклора (Чистов)
общение исполнителя с аудиторией
устная традиция
контактный = «естественный» тип коммуникации
порождение и бытование: обратная связь и размытый характер авторства (ср.: Интернет)
Фольклор в современном обществе
Субкультуры порождают фольклор
А что порождает субкультуру?
Неустойчивые группы кружки, салоны, секты, артели, банды (сходство с малыми контактными группами) (Соколов и Осокин 1996)
Традиция «субкультурных исследований»
Дэвид Райзмен (1959)
Дик Хербидж «Субкультура: значение стиля» (1979)
Мишель Мафессоли «городские племена» (1990е)
В СССР «Неформальные объединения молодёжи», «неформалы».
Интеракционистский подход к субкультурам
Файн и Клейнман, 1979
Культура во взаимодействующих группах:
межгрупповые (членство в разных группах, совместные акции групп)
коммуникации множества групп (опосредованные масс медиа)
коммуникации между членами групп посредством не принадлежащих к ним индивидов (драг-дилеры, рок-группы, преподаватели…)
Щепанская «Система» 2004
Субкультурная традиция
Возникновение культурной формы (символической структуры)
Наследование, воспроизводство культурной информации
Сложно для малой группы, но вполне реально для системы взаимодействующих групп (механизмы межгрупповой и надгрупповой коммуникации как средства коллективной памяти)
Роль медиа (Сара Торнтон, 1996)
Роль опосредующих коммуникаций малых групп в функционировании фольклора
Распространение символов поп-культуры (эстетики, имиджей моделей самопрезентации) как культурных образцов
Медиа-трансляция культурных форм, произведенных в отдельных группах формирование субкультуры
Замкнутые изолированные контактные сообщества и стабильные сети редкость
Сообщества подбирают себе наборы стилевых фрагментов из различных субкультур, символических систем (от масс медиа до уличных обычаев)
Построение сообществ
От локальных к воображаемым
Локальные сообщества (см.: Чикагская школа)
Воображаемые (основаны на общей идентичности, Андерсон и др.)
Интеграция в отсутствие физической близости
«Местные», «локальные солидарности и социальные порядки» - от регионального и национального до глобального уровня
Андерсон национальная идентичность
Общности на основе места, убеждений, практик, стиля…
Воображаемое сообщество как среда порождения фольклора
Определяется через символы общности и маркеры идентичности
Фольклор разделяемое общее знание основа конструирования коллективной идентичности и чувства общности
Общая идентичность как компас (вне национальных границ)
Вопрос: скинхед в Германии и России? Хип-хоп в Нью Йорке и Ленобласти?
Символическое конструирование сообщества. Роль разделяемых символов
в определении границ сообщества
в принадлежности к нему
в его стратификации
Интернет как среда порождения и бытования фольклора сообществ
Интернет-сообщества
Участники не физические тела, а словесные конструкции или визуальные образы
Формирование общих идентичностей и воображаемых сообществ
Научные сообщества Соколов, Погорелов, Олимпиева
Исследование локального академического сообщества петербургских социологов
методы: включенное наблюдение, неформализованное интервью, анкетный опрос и др.
Связи между институциальной организацией дисциплины, более широким социальным контекстом ее существования и колебаниями спроса и предложения на рынке теоретических моделей и методологий
Границы сегментов социологического профессионального сообщества и их связь с рынками профессиональных услуг
Связь членства в сегментах с различными параметрами жизненных траекторий и интеллектуальных биографий отдельных индивидов
Коммунальная квартира
отношения соседей и специфические формы психопатологии,
представления о гигиене и о справедливости распределения обязанностей и благ:
И. Утехин, К. Герасимова, С. Чуйкина
Очерки коммунального быта Илья Утехин 2000
Глава 1. Карта и территория
Глава 2. Пустая комната
Глава 3. Доля, сглаз и справедливость
Глава 4. Опасность чистоты
Глава 5. На сцене жизни и в кулисах души
Глава 6. "Я здесь здороваюсь, когда хочу и с кем хочу": благодать общения, власть и взгляд свысока
Глава 7. "Каждый черт - Иван Иваныч"
Глава 8. Очерк о краже
Глава 9. "Параноиды жилья": замечания о культурной детерминации психопатологии
Глава 10. От сплетни к историческому преданию
Глава 11. Вне квартиры
Приложение 1. Вопросник
Приложение 2. Правила
Приложение 3. Глоссарий
Заметки о наблюдателе
Анализ городских сообществ http://soc.hse.ru/gsoc/urbancom/