У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

рефератов по философии 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Темы рефератов по философии

1. Генезис философии:

а) возникновение философии как переход от мифа к Логосу. В чем различие мифологического и философского мышления;

б) исторические этапы развития философии (основные школы и направления);

в) современный этап развития философии. Как вам видится ее будущее?

2. Философия как «душа культуры» (К. Маркс):

а) философское знание как интегратор культуры. Универсализм философии;

б) место и роль философии в системе духовного производства (философия и наука, философия и религия, философия и этика, философия и право, философия и политика, философия и эстетика);

в) своеобразие философии и ее значимость для каждого человека.

3. Раннегреческая философия:

а) социально-экономические, политические, духовные предпосылки возникновения философии и науки в Древней Греции. «Осевое время» в истории человечества;

б) формирование рационального философского и научного знания – космологизм;

в) зарождение диалектики (Гераклит);

г) соотношение бытия и небытия у Парменида;

д) атомистическое учение Левкиппа и Демокрита;

е) парадоксы Зенона;

ж) Б. Рассел считал, что научная смелость первых греков вдохновила их соотечественников.

Оцените значение этого периода греческой философии для последующего развития философии и науки.

4. Сократ как выдающаяся личность:

а) жизнь и смерть Сократа как пример служения Истине;

б) человек как основной предмет этики Сократа;

в) какими методами пользовался Сократ и почему его считают этическим рационалистом?

г) какие этические идеи Сократа приемлемы и сегодня в вашей общественной и личной жизни?

5. Выдающиеся представители патристики:

а) общее значение философии «отцов церкви» для формирования христианской теологии и философии;

б) восточные «отцы церкви» и формирование православного направления в христианской философии;

в) «последний римлянин» Боэций и его работа «Утешение философией»;

г) Августин Аврелий как «ключевая фигура» католического направления в развитии христианской философии. Неоавгустинизм как направление в современном католицизме;

д) общечеловеческая и историческая значимость трудов мыслителей периода патристики.

6. Христианская философия Ф. Аквинского – вершина средневековой схоластики:

а) философия Ф. Аквинского как значительное явление в истории средневековой мысли. Жизнь и творчество философа;

б) основные идеи Аквината: теория двойственной истины, пять доказательств бытия Бога и др.;

в) философия неотомизма в современном католическом мире.

7. Проблема соотношения общего и единичного (спор об универсалиях):

а) природа спора как выражение гносеологической деятельности человека;

б) истоки спора: философия Платона и Аристотеля, учение Порфирия;

в) анализ противоположных позиций: номинализм и реализм. Концептуализм как попытка примирить их;

г) категории общее и единичное в диалектическом учении;  

д) современное представление об общем и единичном.

8. Философские открытия в эпоху Ренессанса:

а) социально-экономические, политические, духовные особенности эпохи для формирования нового стиля мышления;

б) исторические этапы развития философии Возрождения (от неоплатонизма к гуманизму и натурфилософии);

в) почему и сегодня этот период привлекает исследователей? Какие идеи вы открыли для себя в Ренессансе.

9. Социальное учение Н. Макиавелли:

а) отражение эпохи в главном произведении Макиавелли «Государь»;

б) учение Макиавелли о политике и политиках, его актуальность в наши дни;

в) что сегодня понимается под термином «Макиавеллизм».

10. Формирование новой картины мира:

а) эпоха Ренессанса как переходная ступень от средневековья к Новому времени;

б) рационализация теологии: Н. Кузанский о неисчерпаемости истины;

в) космологические концепции Дж. Бруно и Н. Коперника как революционный переворот в мировоззрении;

г) ориентация на эмпирические исследования (Г. Галилей).

11. Философия Ф. Бэкона:

а) философия Ф. Бэкона как первая научная система Нового времени. Критика схоластики;

б) эмпиризм и материализм в философии Ф. Бэкона. Проблема метода как гарантированного пути к истине;

в) учение об идолах;

г) использование научных достижений философа в современной науке.

12. Основные идеи французского Просвещения XVIII века:

а) рационалистический оптимизм Просвещения. Убеждение в том, что прогресс человечества зависит от развития науки и распространения знаний;

б) теория механистического материализма (Ламетри);

в) система природы П. Гольбаха;

г) теория «разумного эгоизма» и ее влияние на русских просветителей XIX века;

д) теория «географического детерминизма» Ш. Монтескье;

е) философский деизм;

ж) дискуссии о роли Просвещения XVIII века в истории человечества (от И. Канта до Адорно и Хоркхаймера).

13. Философское учение И.Канта:

а) философия Канта как «коперниканский» переворот в истории человеческой мысли;

б) докритический и критический периоды творчества Канта, его основные работы;

в) учение о противоречиях разума (антиномиях);

г) этическая концепция Канта. Принцип категорического императива.

14. Философское учение Г. Гегеля:

а) университетская революция в Германии как основа для появления философов-энциклопедистов;

б) методологические установки в философии Гегеля: учение об абсолютной идее;

в) разработка диалектического метода и диалектики как теории развития;

г) философия истории Гегеля;

д) непреходящее значение философии Гегеля для последующих этапов развития.

15. Философское учение Л. Фейербаха:

а) антропологический материализм как основополагающий принцип философской системы Л. Фейербаха;

б) критика религии как отчужденной сущности человека;

в) учение о свободе как главной человеческой ценности;

г) Л. Фейербах как последний философ немецкой классической философии. Его роль в формировании марксизма.

16. Философия экзистенциализма:

а) общественная ситуация как основа формирования философии существования. Человек как главная проблема;

б) два направления в западном экзистенциализме: немецкий и французский экзистенциализм;

в) главные экзистенциальные мотивы: свобода и ответственность, проблемы отчуждения человека в современном мире, взаимоотношения с другими людьми;

г) главные экзистенциальные понятия: пограничная ситуация, страх, одиночество и др.;

д) как экзистенциализм помог вам понять свою собственную сущность, осмыслить вопросы существования?

18. Философия неотомизма:

а) формирование неотомизма в XX столетии. Неотомизм после II Ватиканского собора;

б) традиции и новаторство в решении проблем веры и знания, Бога и мира, богопознания, Бога и человека;

в) отношение к естествознанию (гилеморфизм);

г) современное этическое учение в неотомизме;

д) оценивает влияние и роль современного неотомизма в светской и религиозной жизни Запада.

19. Возникновение русской философии в XVIII-первой половине XIX века:

а) век Просвещения в России как фундаментальная основа зарождения самостоятельной русской мысли;

б) линия мистицизма;

в) развитие «русской идеи»: история и современность. Дискуссии и роли русской нации в истории, спор об евразийстве, почвенническая теория;

г) влияние французских просветителей на развитие русской мысли: нигилизм, радикализм, новое национальное сознание;

д) роль философии этого периода в формировании менталитета русской нации.

20. Русская философия конца XIX-начала XX века:

а) «серебряный век» русской культуры. Многообразие философских течений в философии и литературе;

б) естественнонаучное направление в философии;

в) историософское учение В. Соловьева;

г) П. Флоренский и его учение о человеке как «микрокосме»;

д) «новое религиозное сознание» о судьбах русского народа (Н.А. Бердяев);

е) русская философия в контексте мировой философской мысли.

21. Понятие материи в философии:

а) материалистическая и идеалистическое понимание материи как два противоположных подхода к определению бытия;

б) исторические представления о материи;

в) принцип материального единства мира в диалектическом материализме;

г) современное естественнонаучное представление о материи.

22. Природа и сущность мифологии:

а) мифология как способ постижения мира в форме наглядных образов. Основные черты и функции мифа;

б) космологические мифы;

в) почему мы изучаем мифы в XX веке? Чем они интересны?

23. Религиозная и научная картина мира:

а) религиозная картина мира и ее специфика;

б) научная картина мира, основные принципы ее построения;

в) проблемы соотношения знания и веры;

г) религиозная и научная картина мира в XX столетии.

24. Исторические этапы диалектики и метафизики:

а) стихийная диалектика древнегреческих философов (Гераклит, Сократ) и метафизика Парменида;

б) диалектика в картине мира XVII- XVIII веков и метафизические учения (механицизм);

в) идеалистическая диалектика Гегеля;

г) материалистическая диалектика Маркса и Энгельса и современные метафизические учения (эволюционизм);

д) развитие идей диалектики в советской философии (Э. Ильенков, А. Лосев, М. Бахтин и др.);

е) перспективы развития диалектического учения в наши дни.

25. Основные принципы, законы и категории диалектики:

а) принцип развития и всеобщей связи;

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон перехода количественных изменений в качественные

г) закон отрицания отрицания;

д) основные категории диалектики (сущность и явление, целое и часть, свобода и необходимость и другие, по выбору).

26. Проблема свободы:

а) свобода как условие осмысленной жизни человека. Свобода «внутренняя» и «внешняя»;

б) диалектика исторической необходимости и свободы;

в) субъективная свобода. Свобода и ответственность;

г) гуманизация общества увеличение степеней личной свободы.

27. Человек в поисках смысла жизни:

а) смысл жизни как ценность. Смыслы ложные и истинные;

б) связь общезначимого и личностно-индивидуального смыслов во внутренней духовной жизни человека;

в) человек перед лицом жизни и смерти;

г)  ваше собственное определение смысла жизни.

28. Взаимосвязь общества и природы:

а) общество и природа как объект философского анализа;

б) исторические формы отношения человека с окружающей средой;

в) теории происхождения общества;

г) перспективы развития общества в аспекте взаимодействия с природой в XXI веке;

29. Теоретические модели общества:

а) понятия «цивилизация» и «культура»;

б) цивилизационная концепция исторического процесса;

в) формационная концепция, дискуссионные проблемы формационного анализа;

г) концепция культурно-исторических типов от Н.Я. Данилевского до Л.Н. Гумилева;

д) каким вам представляется будущее России.

30. Проблема  эволюционного гуманизма :

а) возникновение эволюционной этики как ответ на глобальные проблемы современности;

б) Дж. Хаксли о «филогенетической траектории» в назначении человека;

в) эволюционно-эпистемологическая этика К. Лоренса;

г) гуманистические аспекты в эволюционной этики.

31. Эстетика как способ ценностного освоения действительности:

а) красота как важнейшее отношение человека к миру;

б) типология прекрасного;

в) красота – составная счастья, источник радости, «ощутительное проявление истины и добра» (В.С. Соловьев);

г) взаимосвязь этических и эстетических воззрений.

32. Проблема генезиса человеческого сознания:

а) определение понятия «сознание»;

б) работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;

в) общественно-историческая природа сознания;

г) язык как материальный носитель сознания;

д) происходит ли сегодня эволюция человеческого сознания?

33. Сущность сознания:

а) отражательно-информационная и социальная природа сознания;

б) исторические этапы формирования представлений о сознании;

в) активно творческий характер сознания;

г) сознание и самосознание.

34. Понятие истины:

а) образ истины как конечной цели познания в различные исторические эпохи;

б) истина и ложь, истина и заблуждение;

в) диалектика абсолютной и относительной истины. Принцип объективности истины;

г) практика как критерий истины.

35. Принципы научного познания:

а) научное и ненаучное знание. Проблема демаркации науки;

б) принципы здравого смысла;

в) диалектические принципы познания;

г) философские принципы эвристики;

д) здравый смысл и интуиция в познавательном процессе.

36. Методы познания и формы построения знаний:

а) наблюдение, эксперимент, измерение и описание в науке;

б) индукция аналогия как методы осмысления опыта. Метод моделирования в познании;

в) дедукция, его законы и формы. Гипотетико-дедуктивнй метод построения знаний;

г) форма научного знания. Требования к научной теории и закономерности ее развития.

37. Наука как социальный институт:

а) дискуссии о месте и времени возникновения научного знания, а также о социально-исторических условиях его возникновения;

б) современное учение о научных революциях;

в) социальные аспекты современного научного знания;

г) роль и социальная ответственность ученого в наши дни.

38. История развития техники:

а) техника традиционного общества и ее отличительные черты;

б) техника индустриального общества. Техника и техническое творчество;

в) техника постиндустриального общества. Феномен технократического сознания;

г) наука и технологии как причины глобальных проблем.

39. Инженерная деятельность и технические науки:

а) инженерный и научный стиль мышления;

б) инженерная деятельность в условиях машинного производства;

в) этические кодексы Инженерных сообществ и фирм;

г) интеграция научных и технических знаний в XX-XXI веке.

40. Сущность глобальных проблем:

а) осознание глобальных проблем с конца 60-х годов. Появление глобалистике;

б) критерии выделения глобальных проблем;

в) основные группы глобальных проблем;

г) роль философии в решении глобальных проблем.

41. Философские проблемы современной цивилизации:

а) принципы современной глобалистики (принцип биогеоцентризма, представления о нормальности и неизбежности конфликтов, управленческое управление кризисным развитием);

б) гуманистические направления в современной глобалистике. «Этика благоговения перед жизнью» (А. Швейцер);

в) работа Римского клуба и ее итоги;

г) о тенденциях развития общечеловеческой цивилизации («Гуманистический Манифест 2000»).


Методические рекомендации

Приложение. Оформление титульного листа

Федеральное агенство по науке и образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Кафедра  (указать название, номер кафедры)

Тема реферата

выполнил(а)                             

студент(ка)                               

проверил(а)                              

Красноярск 2009




1. Московское хлебосольство
2. На тему Проект конструкции узла компрессора Студент Болотов Борис Павлович гр
3. Дипломная работа- Применение интеграционных маркетинговых коммуникаций в туристическом бизнесе
4. то тему 2Текстовое поле числовое дата и время денежныйOLEМЕМО счетчик
5. Операційна діяльність підприємства
6. танца ldquo; ГЖЕЛЬrdquo; Мероприятие ldquo;Вечер хореографии Якобсонаrdquo; Продолжительность концерта 1ч
7. А они так и не дали возможности торговым фирмам промышленным и сел ьскохозяйственным организациям ощутить
8. Эпидемиология
9. гуманитарного образования- сравнительный анализ Беларусь Россия А
10. Изучение психологического климата рабочей группы трудового коллектива
11. Принцип гражданственности в поэзии Н А Некрасова
12. темах хранится информация нарушение целостности или конфиденциальности которой может привести к краху цел
13. Интеллект 2012 по дисциплине Отечественная история А п-п
14. Шпаргалка- Заболевания толстой кишки (болезнь Гиршпрунга, полипы и полипоз, paк)
15. Конкурентоспособность компаний на международных рынках услуг
16. Підібрати радіальні шарикові підшипники для швидкохідного вала циліндричного одноступінчастого редукто
17. А ВЕНГЕР ЕЛ АГАЕВА Р
18. Области и направления изучения религий
19. лабораторная работа по дисциплине Конструирование программ и языки программирования Вариант3
20. блеск в глазах нарастает негативизм и усталость