Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОЛОЖЕНИЕ РПЦ ДО СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, ТЕНДЕНЦИИ К ОГОСУДАРСТВЛЕНИЮ 5
1.1 Русская Митрополия 5
1.2 Русское Патриаршество 9
II. УПРАЗДНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА РПЦ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА 13
2.1 Церковь и государство в XIV-XVII вв. 13
2.2 Роль Петра I в огосударствлении Церкви 15
2.3 Правовое положение Церкви в России в XVII- XVIII веке 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Православие является одной из традиционных конфессий России. Оно имеет долгую историю, которая началась с Крещения Руси в 988 году. В последующие годы РПЦ завоевала господствующие позиции в религиозной жизни страны, которые не ослабли с ее разделением на удельные княжества. В эпоху, последовавшую за возвышением Москвы и освобождением от ордынского владычества, уверенно рос моральный авторитет церкви и ее материальное благосостояние. Став после падения Византии единственным независимым православным государством, Московская Русь получила патриарший престол. Между тем, взаимоотношения церкви с государственной властью не всегда складывались гладко, и ее история полна драматизма и вместе с тем наполнена глубоким духовным содержанием. Среди деятелей Русской православной церкви всех исторических эпох можно найти много примеров подвижничества, героизма и подвига во имя Родины, как в деле объединения страны и борьбе с монголо-татарскими захватчиками, так и во время опричного террора и Смутного времени.
Русская православная церковь претерпела все тяготы и ужасы татаро-монгольского нашествия наравне со всем государством. После нашествия положение Русской церкви изменилось. Как и русские князья, она стала вассалом ханов Золотой Орды. Однако русские иерархи получили возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской власти, что сделало церковь активным участником политической борьбы на Руси в XIV - XV вв. Именно в этот период Церковь способствовала сплочению народа в борьбе за независимость Руси от ордынского владычества, а также идеологически подготовила правителей Московского княжества к миссии по собиранию русских земель. Таким образом, в политической системе средневековой России церковь занимала одно из центральных мест.
Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономической и культурой России.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании исторических процессов, которые привели к огосударствлению Русской Православной Церкви.
Взаимоотношения государства и церкви разных исторических периодов подробно описаны в литературе. Изучением данных вопросов занимались такие авторы, как Титов Ю.Н., Карташев А.В., Знаменский П.В. и др. Наиболее видным представителем обновленческого направления в исторической науке был Петрушко В.И., который написал объемное исследование из двух томов, посвященное церковной реформе.
В работе были использованы материалы учебных пособий и монографий различных авторов, таких как В.В. Фортунотов, М.И. Сизиков, Д. Поспеловский, Н.М. Карамзин и др..
Проблема места и роли церкви и взаимоотношений государства и церкви всегда привлекала к себе большое внимание. Церковь на Руси играла заметную экономическую, политическую и культурную роль, которая, однако, была далеко не одинаковой в течение двух с половиной столетий − с конца X до середины XIII в., она изменялась вместе с самим древнерусским обществом и государством.
Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриарха был определен при Крещении Руси князем Владимиром2.
Со времени возникновения этой организации на Руси в конце X в. и до конца XI в..
В течение первого столетия ее истории, характерной формой обеспечения была государственная, княжеская централизованная десятина − отчисления в пользу церкви от даней и других поступлений на княжеский двор (в частности, судебных, от вир и продаж). Наряду с этой основной формой обеспечения те звенья церковной организации, которые обладали юрисдикцией, − епископские кафедры и их местные чиновники − тиуны − получали определенные доходы в качестве вершителей «церковного суда». Эта юрисдикция распространилась в XI в. на семейные и брачные дела, прежде находившиеся в ведении большой семьи и общины; с расширением самой церковной организации увеличилось число внутрицерковных конфликтов. Все это получило юридическое оформление в виде первоначального устава князя Ярослава и митрополита Илариона о церковных судах середины XI в3.
Начиная с рубежа XI и XII вв. отмечается появление и резкое возрастание церковной земельной собственностью, которая превратила организацию христианского культа в привилегированного феодала. Передача земель церковным учреждениям сопровождалась запретом передачи, в том числе перепродажи, их в другие руки, который в благоприятных условиях сохранял юридическую силу в течение жизни многих поколений, что расширяло церковную собственность на землю почти бесконечно4.
Первоначальная политическая и организационная структура древнерусской церкви возникла значительно раньше 1037 г. − отмеченного летописью времени закладки существующего киевского Софийского собора, считающегося по традиции датой возникновения митрополии. Изучение византийского Перечня митрополий около 1087 г., хорошо информированного источника, показывает, что Митрополия была основана после 969−970 и до 997 г. Возможно, что это произошло в 996 г. или летом 995 г.
Существование митрополии предполагало право на самостоятельную церковно-административную деятельность во внутренних делах своей епархии, право на учреждение епископских кафедр и рукоположения для них епископов и в то же время непосредственное подчинение ее Константинопольской патриархии и императору5.
В течение XII − первой половины XIII в. структура церковной организации продолжала развиваться: появились епископии в Смоленске, Галиче, в самом конце XII в. − в Рязани, в начале XIII в. с политическим усилением Владимиро-Суздальского княжества оно получило особую епархию, выделившуюся из Ростовской (1214). Епископии были открыты также в Юго-Западной Руси, в Перемышле и Угровске. Были перенесены на новое место или закрыты некоторые другие кафедры.
Начало феодальной раздробленности на Руси и установление после смерти Ярослава триумвирата князей: Изяслава в Киеве, Святослава в Чернигове и Всеволода в Переяславле − привели к возникновению наряду с Киевской двух новых митрополий − Черниговской и Переяславской. Известны Неофит, митрополит черниговский в 1072 г., и два переяславских митрополита − Леонтий, автор послания об опресноках, и Ефрем, освящавший кафедральную церковь Михаила Архангела. Кроме того, упоминание черниговской митрополичьей кафедры содержится в Перечне таких кафедр 80-х гг. XI в. Одна из этих епархий с митрополитом во главе включала огромное Черниговское княжество, охватывавшее пространство от Чернигова на западе до Рязани и Мурома на востоке, то есть землю вятичей; другая служила интересам переяславского князя, бывшего господином также в Суздальском и Белозерском краях, ей подчинялся и Смоленск.
Создание двух новых митрополий на Руси было значительным политическим успехом сыновей Ярослава, навстречу требованиям которых пошел Константинополь. Изменение в соотношении сил основных политических деятелей Руси после смерти Святослава в 1076 г. сделало раздробление церковной власти излишним и не отвечавшим интересам княжеской власти. Традиционные связи Всеволода с Византией помогли ему, когда он стал киевским князем, объединить церковное управление на Руси в руках подвластного ему митрополита.
Попытка создания на Руси наряду с Киевской митрополией другой, противопоставленной ей, была предпринята князем Андреем Боголюбским в 60-х гг. XII в. Однако эта попытка не удалась. Политика владимирского князя, стремившегося к объединению Руси и действовавшего в тесной связи с местным церковником, кандидатом в митрополиты, и не могла получить одобрения и признания со стороны императора и патриарха6.
Среди русских епископских кафедр XII − начала XIII в. только новгород-ская получила титул архиепископии. Возникновение этого института можно, вероятно, связывать с деятельностью владыки Ивана Попьяна (1110−1130), который называется архиепископом в летописных сообщениях о его деятельности. В годы пребывания его на кафедре созревают условия, которые вскоре привели к оформлению республиканского строя Новгорода, но очень правдоподобна гипотеза В. Л. Янина о том, что с этим владыкой связана попытка получения новгородской кафедрой автокефалии, нашедшая выражение в изображении и надписи на его печати. Судя по вынужденному уходу архиепископа с кафедры, замене его присланным из Киева Нифонтом и запрету его поминания, эта попытка оказалась неудачной. Однако развитие Новгорода по республиканскому пути, которое было необратимо, не только сохранило за местными владыками новый титул, но и привело к изменению процедуры их поставления. Начиная с наследника Нифонта Аркадия (1156), новгородские иерархи избирались на месте, а не назначались из Киева, но митрополит сохранял право их хиротонии. Не ясно, почему право на титул архиепископа новгородские владыки получали не всегда с поставления, но иногда после какого-то времени епископского служения. В любом случае титул архиепископа на Руси в это время значительно отличался от принятого в константинопольской церкви титула автокефального архиепископа, где он давался кафедре, непосредственно подчиненной патриарху, а не местному митрополиту. Таким образом, оформление власти владыки как архиепископа в Новгороде, уже развивавшемся в XII в. по республиканскому пути, вполне соответствовало значительному положению, которое заняла епископия в республиканском управлении Новгорода в XIV−XV вв.
В процессе становления национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны - формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси - митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В ХIII-ХV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.
В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам7. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинепольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.
В содержательно-духовном плане в формирование единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Например, известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.
Кроме того, культивирование святых, предписанных сверху, стремление церкви ввести культ святых в свое русло, не пренебрегая и святыми, почитавшимися в черте прихода, и теми, что почитались по почину народа «усопшими подвижниками». Направление, шедшее сверху, имело целью регламентировать культ святых и закрепить его на службе интересам и идеологии церкви и государства.
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме»8. Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима - Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима - державного твоего царствия - святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется»9. Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.
В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники - Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союз, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н.Милюков - «Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский»10. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию: практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного. Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих - создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.
Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.
Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление дворянства как социального слоя сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, жалуемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей. Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения. Серьезной политической силой становится Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства11.
Теория: «Москва третий Рим» - «… два Рима нам, а третий стоит, а четвертому не быть» была подкреплена византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны первые шаги в вопросе подчинения церкви12.
1448 г. - произошло образованием автокефальной (независимой) православной церкви (ответ на Флорентийскую унию 1439 г.). Очень высок был духовный авторитет Митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.
В это же время внутри Русского духовенства возник конфликт по вопросу о путях спасения души между посифлянами-последователями Иосифа Волоцкого (монастырская земля как условие величия церкви и государя) и нестяжателями-последователями Нила Сорского. Учение иосифлян обожествляло власть, вопрос об изъятии земель церкви был снят13.
В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.
Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.
Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей.
Реформы Петра Великого стали центральными событиями в истории России первой четверти XVIII столетия. Среди прочих реформ была проведена и церковная реформа. Церковная реформа Петра I открыла новый этап в истории русской церкви, получивший в последствии название Синодального периода.
Причины реформы разнообразны, но основными можно считать следующие.
В начале XVIII века в России получила распространение теория «естественного права». Теория сочетала в себе «почитание бога как творца вселенной» с представлением о том, что «неземная сила не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей». Соответственно должна измениться и роль церкви. Духовная власть не только не может претендовать на преобладание над светской властью, но и быть равнозначной с ней. Церковь должна быть подчинена окончательно государству14.
Необходимо также было сломить оппозицию духовенства начавшимся реформам. Недовольство духовенства проявлялось по-разному. В среде высшей церковной иерархии продолжали развиваться идеи сильной, независимой от государства церкви. Идея так называемого «никонианства» вновь «захватила умы» иерархов, не поддерживающих петровские реформы. Еще при восшествии на патриаршую кафедру, последний патриарх досинодального периода Адриан противопоставил европейской программе преобразований Петра свою программу, в которой подчеркивалось, что долг русской церкви состоит в «верности всему восточному православию». Недовольство рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество15.
Церковные богатства рассматривались Петром I как один из источников государственных доходов. Особенно остро потребность в том источнике встала после неудачного начала северной войны. Во время правления Петра I развернулась деятельность так называемых «прибыльщиков». Один из них, Андрей Курбатов, «особенно настойчиво» обращал внимание молодого царя на церковные богатства. По его мнению, церковные имущества давали огромные доходы, которые «погибали в прихотях владетелей»16.
Еще одна причина церковной реформы состояла в «печальном нравственном состоянии духовенства». Необходимо было «поднять русское духовенство, давши ему могущество - науку, снабдивши его средствами восстановить свое учительское значение, свое нравственное влияние согласно с новыми потребностями»17.
Видится возможным выделить три направления, по которым развивалась церковная реформа:
- включение духовной власти в структуру государственной;
- попытка секуляризации церковного землевладения;
- правовая регламентация духовного сословия.
Преобразования в области государственно-церковных отношений Петр I проводил постепенно. И.А. Булыгин в статье «Особая категория феодально-зависимых крестьян в первой четверти XVII в.» выделяет четыре этапа реформы18:
- первый этап - 1701 - 1705 гг., его основными событиями стали восстановление Монастырского приказа и попытка полной секуляризации церковного землевладения;
- второй этан - 1705 - 1720 гг., его основным содержанием стал отказ от полной новой секуляризации церковного землевладения и переход к частичной;
- третий этап - 1720 -1721 гг., его основными событиями стали ликвидация патриаршества и учреждение Священного правительствующего Синода;
- четвертый этап - 1722-1725 гг., его содержанием стала попытка разработать и ввести штаты для всех церковных имений.
Однако, следует отметить, что первые мероприятия Петра I, направленные на «огосударствление» церкви и подрыв ее материальной основы, проводились уже во второй половине 90-х годов XVII века. В 1697 году были приняты решения о взятии под контроль хозяйств архиерейских домов и монастырей и запрещении монастырям всякой строительной деятельности. В 1698 году царским указом прекращалась выплата казенной руги (т.е. денег и хлеба) церквам, имевшим угодья и приходские дворы19.
В 1700 году умер патриарх Адриан. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский. Местоблюстители назначались каждый раз после кончины патриархов до избрания нового патриарха, но на этот раз традиционная фаза местоблюстительства затянулась на два десятилетия.
Выбор Петра пал на Стефана Яворского не случайно. По мнению Н.М. Никольского местоблюститель был «совершенно чужд и по образованию и по взглядам коренному русскому епископату» и «хорошим церковным оратором, но очень слабым администратором»20.
Таким образом, сложилась ситуация при которой, с одной стороны церковная оппозиция не получала поддержки со стороны местоблюстителя, с другой - через него можно было проводить выгодную государственной власти политику.
Полномочия местоблюстителя, по сравнению с прежними, патриаршими, значительно ограничиваются.
Первоначально за местоблюстителем в полном объеме остались так называемые «духовные дела» - «дела, возникавшие в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в отправлении богослужений».
Блюститель патриаршего престола также решал вопросы, связанные с назначениями на церковные должности. Но здесь его полномочия ограничивались монаршей волей, так как Стефан Яворский часто проводил решения уже принятые царем.
Патриаршие функции в экономической области были переданы восстановленному Монастырскому приказу21.
Однако даже оставленную долю власти блюститель патриаршего престола не мог отправлять единолично. Церковное управление осуществлялось с помощью совещания иерархов и Монастырского приказа.
При решении всех важнейших вопросов, касающихся духовной области, местоблюститель должен был совещаться с другими церковными иерархами, которые попеременно вызывались в столицу. Собрания иерархов, как и прежде, назывались «Освященными соборами». Но даже решения «Освященных соборов» должны были подаваться на утверждение Петру I22.
Монастырский приказ был восстановлен в 1701 году. Со следующими функциями:
- управление имуществом патриаршего и архиерейских домов;
- управление имущественно-хозяйственной деятельностью монастырей, в том числе и регламентация их расходов;
- сбор доходов с церковно-монастырских земель.
Кроме перечисленного, к ведению Монастырского приказа относились «суд и расправа» над «патриаршими и архиерейскими приказными людьми».
С 1707 года ведению Монастырского приказа передана патриаршая типография. С этого времени «сочинение, перевод, издание книг, даже исправление библии, порученное главному наблюдению Стефана, шло мимо местоблюстителя».
Во главе Монастырского приказа Петр I поставил своего сподвижника боярина Мусина-Пушкина И.А.
Таким образом, блюститель патриаршего престола не обладал реальной церковной властью. Уже с начала XVIII столетия прослеживается коллегиальное управление церковью и контроль со стороны государства. С. Князьков предположил удачное сравнение: «Если в обязательном освященном соборе из ежегодно созываемых по очереди архиереев при местоблюстителе можно видеть прообраз святейшего Синода, то начальник Монастырского приказа выступает совсем как предок синодского обер-прокурора»23.
После учреждения правительствующего Сената, в 1711 году, церковь попадает еще в большую зависимость от государственной власти. С этого времени «все управление как мирские, так и духовные должны были повиноваться указам Сената, как царским указам». Сенат наделялся некоторыми функциями в сфере церковного управления: так, например, Сенат участвовал в подборе кандидатов на должности архиереев; давал распоряжения о строительстве церквей на вновь присоединенных территориях.
В начале XVIII столетия очередной раз поднимается проблема церковного землевладения. Однако, если в предшествующие эпохи речь шла только о сдерживании роста церковного землевладения и установлении государственного контроля над церковными и монастырскими землями, то теперь речь идет о секуляризации церковного землевладения. Острота проблемы обуславливалась с одной стороны потребностью использовать церковно-монастырские имущества для нужд государства, с другой - необходимостью подорвать экономическую основу церкви, что в свою очередь должно было положительно повлиять на процесс огосударствления церкви24.
Секуляризационные мероприятия правительства Петра I начали проводиться с 1701 года. С этого времени Монастырский приказ получил право управления всеми духовными вотчинами через назначаемых им светских управителей. Все доходы вотчин поступали в кассу приказа, обратно на содержание церковных учреждений выдавались суммы лишь по штатам.
На первом этапе реформы (1701-1705 гг.) государственная власть в лице Монастырского приказа не только управляла, но и распоряжалась церковным и монастырским землевладением. Так, например, широко практиковалась передача духовных вотчин в руки светских лиц. В первые годы реформы было роздано в «вечное владение», продано и сдано на оброк разным светским лицам около 300 дворов крестьянских земель.
Церковные земли кроме обычных государственных налогов, облагались всевозможными «запросными сборами и чрезвычайными повинностями».
Однако уже в 1705 году политика в отношении духовных вотчин меняется, правительство отказывается от фактически проведенной секуляризации и переходит к частичной секуляризации. Секуляризация распространилась только на заопределенные духовные вотчины.
Определение проводилось с 1705 по 1710 год. По его результатам в 1710 году была составлена Генеральная табель, однако документ не сохранился.
В 1720 году Монастырский приказ неожиданно ликвидируется.
Это можно объяснить неэффективностью работы приказа. Монастырский приказ «со своим ограниченным штатом не мог охватить и упорядочить заброшенное и рассредоточенное по всем областям государства монастырское хозяйство». По этой причине продолжал функционировать прежний аппарат управления, но церковномонастырские служащие «вели дело нерачительно и усиленно занимались самообогащением». Указом от 16 октября 1720 года управление заопределенных владений вновь передавалось их владельцам. Однако доходы с этих вотчин по-прежнему должны были поступать в государственную казну25.
На последнем этапе церковной реформы Петра Великого (1721 - 1725 гг.) секуляризационная политика правительства возобновилась. И.А. Булыгин в статье «Вопрос о секуляризации духовных вотчин в правительственной политике 20-х начала 60-х годов XVIII в.» выделяет три направления секуляризационной политики26.
Первое направление сводилось главным образом к тому, чтобы розданные в управление своим владельцам заопределенные вотчины вновь вернуть под контроль государства, во всяком случае, обеспечить бесперебойное поступление в казну взимаемых с этих вотчин доходов.
Второе направление предусматривало установление в архиерейских домах и монастырях определенных штатов, а также сокращение численности монастырей и монахов и обращение высвободившихся средств на дело призрения и просвещения.
Третье направление сводилось к стремлению передать хозяйственное управление духовными вотчинами полностью в руки государства. Это направление к концу правления Петра I выдвигается на первый план, так как ни постоянное поступление в казну заопределенных доходов, ни введение штатов в архиерейских домах и монастырях не представлялось возможным, пока управление находилось в руках церковных иерархов.
Следует отметить, что приведенные направления секуляризационной правительственной политики не дали желаемых результатов. В интересующий период управление духовными вотчинами оставалось в руках Священного правительствующего Синода, в частности у Монастырского приказа, который был вновь восстановлен в марте 1721 года и являлся уже структурным подразделением Синода. Таким образом, несмотря на этот факт, что управление сосредотачивалось в руках государственного органа - Синода, имущественные интересы церкви на этом этапе были защищены.
Анализируя секуляризационную политику первой четверти XVIII столетия можно сделать вывод, что она была крайне непоследовательной и противоречивой. Достаточно привести факт, что полная секуляризация духовных владений была заменена обратной передачей вотчин в распоряжение церковной организации.
Непоследовательность политики в отношении церковных и монастырских имуществ можно объяснить «чрезвычайной остротой вопроса и резкостью столкновений общественных сил при его разрешении».
В первой четверти XVIII века продолжился процесс консолидации сословий. В этот период духовенство «стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане»27.
В большей степени реформа Петра I затронула черное (монашествующее) духовенство. Все мероприятия, относящиеся к черному духовенству, были подчинены трем целям:
- уменьшению числа монастырей;
- установлению более тяжелых условий для принятия в монашество;
- приданию монастырям практического значения: «Петр клонил к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, инвалидные дома и тому подобные полезные государственные учреждения».
30 декабря 1701 года Петром I издан указ, который обосновывал необходимость «жестких мер». Этим же указом все монашествующие переводились на определенное содержание. Указ также ограничивал количество обслуживающего персонала (дьяков, келейников, монашеских родственников) и суживал круг лиц, которые могли поступать в монашество.
В конце января 1721 года император издал еще один указ, который разделил монахов на две категории:
«1. одни должны служить страждущему человечеству,
2. другие образовывать из среды себя властей церковных»28.
Перед обеими категориями были поставлены цели. Первой категории монахов «вменялось в долг ходить за больными, ранеными воинами, за нищими, которых предполагалось помещать в монастыри, по два и по три человека на монаха, призревать покинутых младенцев, <...> обрабатывать земли, отведенные к монастырям»29. Особое внимание законодателем уделялось регламентации положения служилых людей, содержащихся в монастырях.
Вторая категория монахов должна была поставлять архиереев, так как «по обычаю архиереи могут быть только их монахов» и «писать книги для распространения истин религиозных в народе»30.
Положение белого духовенства также подвергалось регламентации. Мероприятия, проводимые в отношении белого духовенства, также имели определенные цели:
- сократить число так называемого «бродячего поповства», т.е. не имеющего мест;
- утяжелить условия для поступления в белое духовенство;
- установить штаты для церквей.
Издавна на Руси сложился обычай, когда места умерших священнослужителей занимали их дети, или кто-либо из ближайших родственников, считалось, что они больше подготовлены к священству. Однако сложилось такое положение, что при некоторых церквах числилось «поповских детей, братьев, племянников, внуков, ждавших места, до пятнадцати человек». На всех лиц, ждавших места, распространялись льготы, установленные для священнослужителей. Естественно, что подобное положение не отвечало интересам государства. В начале царствования Петра I безместные священники и их дети стали нести воинскую повинность, но в 1705 году повинность была заменена регулярным денежным сбором31.
Государство стремилось установить жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, например, начиная с 1722 года из дворян, разрешалось принимать в духовное сословие только младших детей и притом по достижении ими 40 лет, из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада.
Одной из самых важных мер в отношении белого духовенства стала попытка ввести определенные штаты для церквей. В 1724 году император провел через Синод указ, устанавливающий штаты. В указе говорилось: «А по городам в соборах же, которые при Архиереях, быть Протопопам по 1-му, Ключарей по 2, Попов по 5, Протодьяконов по 1-му, Дьяконов по 4, псаломщиков по 2, пономарей по 2 же человека»32.
Устанавливался также штат для разного рода категорий, обслуживающих церкви. Так, например, при каждом священнике могли служить только один дьячок и один пономарь. Штаты предполагалось вводить постепенно, по мере того «как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же велено было не ставить новых священников, пока имеются в живых старые»33. В апреле 1722 года по указанию Петра I Синод издал указ, запрещавший выдавать храмоздание грамоты без разрешения императора. Таким образом, создание новых мест для церковнослужителей ставилось под контроль государства.
В соответствии с Указом Сената от 12 июня 1722 года и Указом Синода от 10 августа 1722 года все безместные церковнослужители подлежали обложению подушной податью34.
Духовенство, как черное, так и белое, в первой четверти XVIII столетия привлекалось к всевозможным государственным повинностям. Так, например, в 1704 году был организован драгунский полк под командованием начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев. Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалования драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами. Кроме этого, монахи и церковнослужители посылались на различные государственные работы35.
Таким образом, в начале XVIII века государственная власть проводит мероприятия, направленные на окончательное подчинение церкви государству.
До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.
Церковь в своей деятельности опиралась на систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.)36.
Семейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных - согласие их хозяев. «Стоглав» определял брачный возраст: для мужчин -15, а для женщин - 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми37.
Преступления против Церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков судили по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы)38.
С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.
Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, подчиненных им, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в39.
Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри.
В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «Помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах40.
Вместе с тем политическая роль церкви возрастает. В 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней41.
Церковь к XVII веку стало обладать особыми правами и собственной юрисдикцией. Брачно-семейное право, как и наследственное, находилось в ее введении.
Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.
В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.).
Одна из реформ Екатерины II, основной целью которых было укрепление социальной базы абсолютизма - церковная реформа.
Церковная реформа - секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству.
Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший Церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее Церкви, переводились в положение государственных.
Вновь восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии, и к ней были приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные земельные наделы, несколько увеличенные в 1797 г.
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и Россия становится империей.
Еще в ст. 20 Воинских Артикулов (1715 г.) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять»42.
Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.
Петр I отменил патриаршество и стал во главе церкви, тем самым подчинив себе церковь.
С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее - патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных центра притяжения экономической деятельности - государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство.
Однако положение, в котором находилась Православная Церковь по отношению к Российскому государству, точнее к государственной власти, не оставалось неизменным.
По пришествии монголов на Русь, особенно при хане Золотой Орды Менгли-Гирее, церковь получила значительные привилегии и окрепла. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории. Фактически, митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями.
Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.
В период упадка в Золотой Орде и падения монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы, поддержала стремление русского народа вернуть себе свободу.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву.
Набирая силу, государственная власть постепенно все более сужала церковную юрисдикцию равно как ее влияние на сферу внутрицерковной жизни постоянно возрастало. При этом, хотя и нечасто, возникали конфликты между предстоятелями Русской Церкви и высшей государственной властью, когда поведение последней представлялось вызовом христианским основам российской государственности или же вмешательство в церковную жизнь могло послужить ее подрыву, а следовательно, и подрыву самих основ народной жизни.
Самым драматическим было столкновение в 1561 г. митрополита московского Филиппа с царем Иваном Грозным после введения тем террористического режима опричнины, которое стоило мужественному первосвятителю не только митрополичьей кафедры, но и жизни.
Таким образом, мы наблюдаем эволюционное развитие взаимоотношений Церкви и государства: от величия Церкви, как оплота русской духовной культуры, до ее полного подчинения государственной власти и включения в государственную структуру в период правления Петра I.
Нормативные акты
Учебная литература
2 Русская Православная Церковь 988-1988 // Очерки истории I XIX вв. - Изд-во им. святителя Льва, папы Римского. Киев. 2008. С. 15.
3 Петрушко, В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. Изд-во: Церковно-научный центр. СПб. 2009. С. 17.
4 Карташев, А.В. История Русской Церкви. Т. 2. М.: «ЭКСМО-ПРЕСС». 2000. С. 38.
5 Знаменский, П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2006. С. 22.
6 Русская Православная Церковь 988-1988 // Очерки истории I XIX вв. - Изд-во им. святителя Льва, папы Римского. Киев. 2008. С. 17.
7 Мунчаев, Ш.М., Устинов В.М. Политическая история Россия. От становления самодержавия до падения Советской власти. М.: НОРМА - ИНФРА, 2004. С. 43.
8 Фортунатов, В.В. Церковная реформа. [Интернет-ресурс] Режим доступа: http://kemkadri.ru
9 Поспеловский, Д. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М. : Библ.-богосл. ин-т Св. Ап. Андрея, 2006. С. 43.
10 Петрушко, В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. Изд-во: Церковно-научный центр. СПб. 2009. С. 55.
11 История России с древнейших времен до конца XVII века // А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др. М.: АСТ, 2000. С. 284.
12 Русская Православная Церковь 988-1988 // Очерки истории I XIX вв. - Изд-во им. святителя Льва, папы Римского. Киев. 2008. С. 34.
13 Титов, Ю.Н. Процесс огосударствления Церкви в XVIIIXIX вв. М.: ИНА Институт религиоведения АОН. 1988. Переизд. 2009. С. 87.
14 Титов, Ю.Н. Процесс огосударствления Церкви в XVIIIXIX вв. М.: ИНА Институт религиоведения АОН. 1988. Переизд. 2009. С. 91.
15 Петрушко, В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. Изд-во: Церковно-научный центр. СПб. 2009. С. 132.
16 История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. ХХ вв. 4.1,2. М., 2001. С. 278.
17 Карамзин, Н.М. История государства Российского: В 3-х кн. Кн. 1 СПб.: Кристалл, 2000. С. 443.
18 Милюков, П.Н. Очерки по истории Русской культуры в 3т. Т. 2. С. 337.
19 Игнатов, В.Г. История государственного управления России // Преобразование государственности в годы царствования Петра I. Установление абсолютизма в России. Высшие государственные учреждения. М.: АСТ. 2007. С. 36.
20 Богданов, А.П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей / А.П. Богданов. М.: Современник, 2000. С. 51.
21 Данилов, А.А., Леонов СВ. и др. История России в 2-х т. М., 2005. Т. 1. С. 429.
22 Петрушко, В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. Изд-во: Церковно-научный центр. СПб. 2009. С. 217.
23 Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Учебное пособие. М.: Социум, 2001. С. 72.
24 Сизиков, М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века / М.И. Сизиков. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 139.
25 Цечоев, В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г / В.К. Цечоев. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 214.
26 Леванов, Б.В., Чунаков А. В. История России: курс лекций. М., 2002. С. 173.
27 Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. М.: Юристъ, 2003. С. 106.
28 Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е. В. Анисимов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 64.
29 Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е. В. Анисимов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 66.
30 Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е. В. Анисимов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 67.
31 Ионов, И.Н. Российская цивилизация. IX- начало XX века. М., 2001. С. 185.
32 Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е. В. Анисимов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 71.
33 Там же.
34 Леванов, Б.В., Чунаков А. В. История России: курс лекций. М., 2002. С. 202.
35 Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. М.: Юристъ, 2003. С. 109.
36 Русская Православная Церковь 988-1988 // Очерки истории I XIX вв. - Изд-во им. святителя Льва, папы Римского. Киев. 2008. С. 93.
37 Сизиков, М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века / М.И. Сизиков. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 115.
38 Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Учебное пособие. М.: Социум, 2001. С. 221.
39 Титов, Ю.Н. Процесс огосударствления Церкви в XVIIIXIX вв. М.: ИНА Институт религиоведения АОН. 1988. Переизд. 2009. С. 70.
40 Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г.: Учебное пособие для вузов. М., 2004. С. 261.
41 Поспеловский Д. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М. : Библ.-богосл. ин-т Св. Ап. Андрея, 2006. С. 108.
42 Богданов, А.П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей / А.П. Богданов. М.: Современник, 2000. С. 145.