Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Рег. № __________
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская государственная академия образования»
Гуманитарно-эстетический факультет
Кафедра музыкального образования
Направление: 050100.62.01 «Педагогическое образование»
Профиль: 305376 «Музыка»
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
Никифорова Екатерина Андреевна
Развитие эстетической воспитанности старших школьников средствами элективного курса «Современная музыка: Общение и Приобщение»
Курсовой проект по дисциплине
«Методика обучения и воспитания (музыка)»
Руководитель:
кн. психол. наук, доцент
Ушакова Л.Г.
Иркутск 2013
Оглавление
Литературы………………………………………………...…19
Продукты проекта…………………………………………...22
Приложение…………………………….………………….…23
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект эстетическая культура ребенка, формирование которой является целью эстетического воспитания в школе.
Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает инструментом психического развития подрастающих поколений. А подготовка к проведению уроков художественного цикла должна рассматриваться как следствие общекультурного развития.
Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба.
Ни один другой период истории культуры не дал такого разнообразия стилей, форм, направлений в музыке, как XX век. Современная классическая музыка, джаз и рок вот три главные ветви современной музыкальной культуры второй половины XX века. Важной сферой музыкальной жизни этого периода стала и поп-музыка. У классики, джаза и рок-музыки есть общий корень фольклор. Поп-музыка сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений.
Молодым людям необходимо разбираться во всём многообразии и богатстве современной музыки. Традиционная школьная программа такой возможности не даёт.
Цель массового музыкального образования и воспитания развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры наиболее полно отражают заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в информационном пространстве[20].
Одна из задач уроков музыки развитие у школьников способностей восприятия искусства и потребности общения с ним, дать им опыт полноценного художественного творчества, способствовать развитию художественно-творческого мышления, воображения. На уроках музыки звучит красивая и содержательная музыка, но, выходя из стен школы, дети погружаются в иную музыкальную атмосферу. Превалирующим источником музыкального «самообразования» становится теле- и радиопередачи, видеопрограммы и интернет с музыкой, не всегда соответствующей школьной программе. Если младшие школьники в основном воспринимают окружающую их в быту музыку «спокойно», то для подростков слушание современной музыку становится определяющим фактором образа жизни, мышления, способов поведения. Позитивная сторона данного процесса заключается в доступности и упрощённости источников получения информации. Негативная сторона проявляется в низком уровне обрушивающейся на школьников информации.
В данном процессе учитель музыки не может «оградить» ученика от огромного потока не всегда качественной музыки, но в его силах помочь учащемуся разобраться в многообразии окружающей его музыкальной информации, познакомить его с историей возникновения и содержательным потенциалом различных стилей современной музыки.
В пояснительной записке в программе «Музыка» одна из задач музыкального образования предполагает «освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов…»[5]. Такая формулировка предполагает целенаправленное развитие чувства стиля учащихся, их интонационно-стилевого опыта.
Просмотрев раздел «Предварительные замечания» в Программе «Музыка» мы, тем не менее, не нашли ни подробного «перечня стилевого многообразия», ни «музыки новаторского стиля». Что же касается образцов «современной популярной музыке», то она была «современна» лет 10-20 назад.
Большинство авторов сходятся в мысли, что дети должны отличать старинную музыку от современной, народную музыку от профессиональной (композиторской), русскую от нерусской (с возможной конкретизацией: грузинская, японская и др.) Кроме этого, внутри этих общих различий дети должны ориентироваться в функционально-стилевой окраске музыки: музыка духовного или светская, серьёзная или «лёгкая», танцевальная, маршевая или песенная[5]. В разных темах программы можно найти ссылки на того или иного композитора.
То есть основными «пластами» искусства, доступными для сознания детей, по мнению методистов, являются: фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыке, сочинения современных композиторов. На лицо неадекватность отражения установки о целесообразности обучения «отечественного и зарубежного музыкального искусства XX века в многообразии его стилевых направлений» в Программе «Музыка», её методических рекомендациях.
Таким образом, на сегодняшний момент развития музыкальной педагогики в массовой школе существует ряд объективных противоречий, мешающих учителю целенаправленно выполнять эту задачу. Ни для кого не секрет, что интерес к уроку музыки у многих старшеклассников заметно снижается. И это наиболее очевидно в тех случаях, когда учитель музыки придерживается консервативных взглядов на организацию урока, используя только тот репертуар, который предложен программными требованиями, если он считает музыку, которая создаётся в наше время, недостаточно содержательной и значимой.
Обозначим эти противоречия.
Противоречия между музыкальными пристрастиями подростков и программным музыкальным репертуаром преимущественно академической направленности. Одна из характерных особенностей подросткового возраста противопоставление себя миру взрослых. Наиболее простой способ «противопоставления» - слушание «другой» - своей, отличной от мира взрослых музыки. Если взрослые пытаются найти в музыке гармонию между эстетическим удовлетворением и содержательным потенциалом, то подростки предпочитаю такую музыку, которая удовлетворяет их чувственно-звуковые потребности, не задумываясь глубоко о содержании текста. Подростки склонны воспринимать музыку физиологически, не подключая разум.
Противоречие между музыкальным репертуаром, рекомендуемым программами «Музыка» для общеобразовательных школ по темам «Современность в музыке», «Музыка серьёзная и «лёгкая»» и его «несовременным» характером звучания. Понятие «Современность в музыке» имеет две трактовки: в широком смысле как искусство, передающее вечные темы, идеи и ценности; в узком как «новое» искусство, созданное в наше время. Музыкальный репертуар, предлагаемый в программе отвечает только широкому смыслу понятия «современность в музыке». В стороне остаётся новейшая музыка, созданная 10-30 лет назад. Кроме этого на протяжении XX века в музыкальном искусстве появилось большое количество различных стилевых течений, направлений, которые тоже надо знать в силу их «современности»; научиться различать их понимать причину возникновения, знать их идейные «корни», хронологический порядок появления.
Противоречие между направленностью музыкально-педагогической концепции на решение основных задач музыкального воспитания: развитие интереса и любви учащихся к миру большого музыкального искусства, их вкуса, музыкального мышления и ее реализацией в широкой педагогической практике. И связано это противоречие, во-первых, с недопониманием фактора целенаправленного развития чувства стиля, как одного из компонентов музыкального мышления; во-вторых, с недооценкой целенаправленного формирования и развития музыкально-слухового опыта школьников как опыта интонационно-стилевого, как опыта, свободно оперирующего различными стилями и стилевыми направлениями, которые в силу своей «молодости» пока не нашли «свое место» в истории музыки.
Мы видим проблему исследования в недостаточной разработанности таких вопросов музыкальной педагогики, которые связаны со способами подачи материала по современной музыке, целенаправленного развития у старшеклассников эстетической воспитанности.
Таким образом, вышеизложенные соображения, актуальность, иной взгляд на современную музыку, ее использование в практике послужили основанием для начала практико-ориентированного проекта по теме «Современная музыка: общение и приобщение».
Одним из понятий, лежащих в основе нашего проекта, является понятие «эстетическое воспитание».
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Д.С. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. [9]
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Мы обратимся к эстетическому воспитанию в сфере музыкального искусства и, в частности, к преподнесению темы «Современная музыка».
Ключевой для 8-го класса по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак является тема «Традиции и современность».[2]
Какую же музыку считать «современной»? Невозможно определить точные временные рамки «современной» музыки, но мы понимаем, что современным считается произведение, отличающееся актуальностью, злободневностью, новизной.
Что же характерно для современного этапа развития музыки? Современная музыка это огромный пласт человеческой культуры. Сегодня можно наблюдать картину «ежедневного» появления всё новых и новых стилей, жанров, направлений в музыке.
Таким образом, характерной особенностью современной музыки является совмещение в себе стилей и направлений, которые были известны несколько десятилетий назад, с новыми музыкальными течениями, которые возникают почти каждый год.
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в музыкальной педагогике (Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдулдина, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускаса, Л.М. Предтеченской, Л.В. Школяр и др.) и получили своё реальное воплощение в практике работы учителей музыки.[15]
Чтобы ученик смог «понять» музыкальное произведение, его замысел и содержание, необходимо использовать различные методы музыкального воспитания. К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги относят: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному материалу; метод моделирования художественно- творческого процесса.
В рамках обновления содержания музыкального образования практически все методисты говорят о необходимости целенаправленного развития у учащихся чувства стиля. Е.Д. Критская и JI.B. Школяр говорят о методе интонационно-стилевого постижения музыки[11]. Ю.Б. Алиев - о методе развития стиле-различения у подростков[3].
Обозначенный Е.Д. Критской и Л.В. Школяр метод интонационно- стилевого постижения музыки может быть назван общехудожественным. Суть его - постоянное осмысление памяти и контроль за этим, что способствует становлению «пытливого слуха». Его развитие помогает находить опорные точки, по которым располагаются музыкально-слуховые впечатления ребенка.
Применение метода интонационно-стилевого постижения музыки и направлено на решение этой задачи. Его действие начинается с реализации метода наведения целенаправленного отбора учителем художественных произведений в единстве интонационно-образных сопоставлений различных эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Другая сторона метода наведения связана с отбором и применением совокупности способов и приемов, обеспечивающих целостность восприятия школьников. «Развитие интонационно-слухового опыта учащихся на уроке музыки лежит не в исторически систематическом ознакомлении с музыкальной литературой, а в углубленном проникновении в каждое произведение, что и должно явиться единственным критерием при выборе материала»[11].
Алиевым были предложены к изучению следующие стили:
Рок-музыку нужно давать, но на хороших примерах, чтобы дети могли отличать, извините, «хлам» от хорошего рока. Конкретные примеры - «Qween», «Pink Floyd» «The Beatles», «Парк Горького» - это же история! Такая музыка актуальна и сегодня. Хорошие песни у группы «Nirvana». А вот показывать рок-музыку на уроке должен лишь тот учитель, который сам ее любит и разбирается в ней, а не тот, кто показывает рок лишь потому, чтобы угодить классу. Необходимо, чтобы в педагогических училищах и институтах будущие учителя музыки изучали современные направления эстрадной музыки, а главное - методику работы с ней на уроках и во внеклассное время[3].
В основе метода интонационно-стилевого постижения музыки Е.Д. Критской и JI.B. Школяр и метода стилеразличения Ю.Алиева акцент в основном делается на интонационность. Круг стилей ограничивается рамками музыки XVII-XIX веков: романтизм, национальная русская школа.
В последнее время развитие познавательных интересов на уроках музыки, становление музыкальной культуры учащихся осложняется интенсивным наступлением массовой культуры на художественное сознание общества. Совершенно справедливо эту ситуацию оценила музыковед В.Д. Конен в своей книге "Третий пласт": "Никогда прежде городская музыка демократического направления, развивающаяся вне основного пути музыкального профессионализма, не определяла в такой степени художественный облик современности. Никогда прежде легкий жанр не занимал столь "почетного" места, как сейчас". На Западе такую музыку называли "тривиальной", "между музыкой". У нас в России больше распространен термин "легкая музыка", "поп-музыка" и др. И в последнее время популярным стал термин "массовая музыкальная культура"[8]. Мы согласны с мнением А.Н. Сохора, что "каждый вид музыки имеет право на существование, в рамках каждого могут быть удачные и бездарные произведения", а "легкая музыка необходима, если без серьезной музыки жизнь пуста, без легкой скучна"[23].
Общеобразовательная школа является базовым звеном в образовании, которая призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.
Работая по системе Д. Кабалевского с 1986 года, учителя музыки были удовлетворены содержанием этой программы, добивались неплохих результатов. Но, постепенно набираясь педагогического опыта, большинство педагогов стали замечать ряд противоречий:
Во-первых, вся система школьного образования базировалась на знаниях, умениях и навыках, а в программе Кабалевского о ЗУНах речь шла как бы вскользь: они признавались как необходимое, но не достаточное условие приобретения музыкальной грамотности. Почему же уровень музыкальной культуры школьников растет так медленно, школьники не только не приобретают музыкальной грамотности, но и не овладевают элементами музыкальной грамоты? Что нужно делать, чтобы получить качественный рост музыкальной культуры выпускников школы? Напрашивается вывод, что процесс музыкального образования нельзя рассматривать как простое суммирование процессов обучения и воспитания. Образование должно стать самостоятельным процессом, направленным на работу с образом будущего. В системе Кабалевского отсутствует очень важное звено: ее авторы не предложили механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыка”. Система оценок для музыкального обучения вовсе не пригодна для процесса образования.
Во-вторых, несомненно, за годы работы по программе Д.Б. Кабалевского удалось поднять и престиж учителя музыки, и сам урок музыки в школе, но, заглядывая в будущее, необходимо и критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде, искать пути его обновления. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сделать урок музыки уроком искусства? Какая роль отводится в этом процессе самой музыке, учителю, ее преподающему, и ребенку, ее постигающему?
В-третьих, в последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки). Однако это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не “проживает” полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.
Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.
Кроме того, программа по музыке для общеобразовательных школ, составленная под руководством Д.Б. Кабалевского, действовавшая на протяжении многих лет, и адаптированные к ней программы бывшего СССР не учитывали явлений, происходивших в массовой современной музыке, были оторваны от их национальных культур. Все это привело к возникновению противоречий между влиянием музыки "школьной", изучение которой предусмотрено школьной программой (классика, джаз) и музыкой, предлагаемой средствами массовой коммуникации (эстрада, "диско", рок, рэп, рейв и т.д.).
Среди школьной аудитории - миллионы поклонников рок- и поп-музыки, рэпа. С одной стороны, они очень интересуются современной музыкой, с другой - не имеют возможности реализовать этот интерес в рамках предмета “Музыка”.
Таким образом, цель проекта на основе теоретического анализа определить научно-методическое содержание курса «Современная музыка: Общение и приобщение», развивающего эстетическую воспитанность старших школьников в общеобразовательной школе.
Объект: эстетическое воспитание старшеклассника в общеобразовательной школе.
Предмет: элективный курс и его составляющие как средство эстетического воспитания старшеклассника в общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
Весь описанный выше методический комплекс имеет очевидную практико-ориентированную направленность и адресован обширному спектру пользователей ученикам старших классов, учителям музыки, преподавателям дополнительного образования и всем тем, кто интересуется современной музыкой. Учителя музыки могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Педагоги дополнительного образования могут использовать комплект учебных материалов для проведения внеклассных мероприятий.
Для диагностики эстетической воспитанности нами была выбрана методика, описанная Татьяной Егоровной Климовой, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета.
Современные требования к воспитательному процессу предполагают его реализацию на аналитико-диагностической основе. Проблема диагностики эффективности воспитательного процесса как в целом, так и отдельных его видов является одной из злободневных проблем в работе учреждения общего и дополнительного образования. Для ее разрешения требуется интеграция сил педагогов-практиков, научных работников и специалистов различных направлений. Основным методом диагностики уровня эстетической воспитанности ребенка является, с нашей точки зрения, педагогическое наблюдение.
Под педагогическим наблюдением мы понимаем целенаправленное, систематическое исследование опыта учебно-воспитательной работы в естественных условиях. Его основная задача накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Педагогическое наблюдение за уровнем эстетической воспитанности ребенка является выборочным, поскольку фиксирует только те факты, которые имеют отношение к вопросам, связанным с эстетическим воспитанием личности. Для получения наиболее объективного результата используется прямое и косвенное наблюдение. Прямое осуществляется самим педагогом по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится с привлечением других лиц (педагогов, родителей).[6]
Основными требованиями, предъявляемыми к педагогическому наблюдению как научному методу, являются:
Эстетическое воспитание является составной частью целостного процесса воспитания, основная задача которого формирование и развитие эстетических взглядов, чувств, потребностей.
На практике мы столкнулись с тем, что у педагогов возникают затруднения в понимании сущности таких категорий, как «эстетические взгляды», «эстетические чувства», «эстетические потребности» и т.д. Между тем без овладения этими категориями невозможно как осмысление педагогом общих целей процесса эстетического воспитания, так и определение его конкретных задач.
В качестве основных показателей эстетической воспитанности личности мы вычленили следующие категории: это эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетический идеал, эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетическое чувство, эстетический вкус (см. в прил. табл. 1). Совокупность этих категорий и их сформированность на достаточном уровне являются основой при оценке эффективности воспитательного процесса.
Анализ качественных характеристик основных категорий эстетической воспитанности и оценка реальных возможностей педагогического коллектива позволили нам выделить три основных уровня развития по каждому показателю: низкий, средний, высокий (см. табл. 2).
С целью определить уровень эстетической воспитанности учеников, мы провели диагностику среди учащихся 9 классов (литера «А», «Б» и «В» - 20, 24 и 29 учащихся соответственно) МБОУ г. Иркутска СОШ №26.
Наблюдателями в данном исследовании выступили классные руководители и учителя предметов эстетического цикла. Мы разделили учеников по показателям эстетической воспитанности и уровню развития этих показателей (см. диаграмму 1, 2, 3).
Нами были получены следующие результаты (диаграммы 4, 5, 6):
Уровень эстетической воспитанности |
|||
Классы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
9 а класс |
48% |
31% |
21% |
9 б класс |
39% |
36% |
25% |
9 в класс |
34% |
36% |
30% |
Среднее значение по параллели |
40% |
Результаты наблюдений наглядно показывают, что высоким уровнем эстетической воспитанности обладают всего 25% девятиклассников. Самый высокий уровень воспитанности среди всех классов в 9«В»(30%), далее по убывающей идут 9«Б» и 9«А» классы (25% и 21% соответственно). Высокие результаты по показателям «эстетические ценности» у 9«А» и «Б», эстетическое чувство и вкус у 9«В».
Средний уровень по параллели показали 34% обучающихся.
Самый низкий уровень воспитанности среди всех классов у 9«А» - почти 50%. Особенно это отразилось в таких показателях эстетической воспитанности, как «эстетические потребности», «суждения», «идеалы».
Судя по полученным результатам, совокупность всех категорий эстетической воспитанности и их сформированность у девятиклассников в МОУ г. Иркутска СОШ №26 находится на недостаточном уровне.
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации.
Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст период становления личности, особенно активного освоения многогранного мира. Это возраст романтических переживаний, возвышенных чувств и устремлений. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных установок личности, системы оценочных суждении, формируется определенный тип личности.
Диагностика, проведённая среди девятиклассников, показала, что сформированность всех показателей эстетической воспитанности находится, в основном, на среднем и низком уровне.
Мы видим создаваемый элективный курс «Современная музыка: общение и приобщение» как средство развития эстетической воспитанности. Данный курс предполагается как логичное продолжения музыкально-эстетического воспитания в старшей школе, способствует формированию и развитию всех компонентов эстетической воспитанности: эстетические потребность, ценность, идеал, оценка, суждение, чувство и, конечно, вкус.
Элективный курс и методический комплекс адресован обширному спектру пользователей ученикам старших классов, учителям музыки, преподавателям дополнительного образования и всем тем, кто интересуется современной музыкой. Учителя музыки могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Педагоги дополнительного образования могут использовать комплект учебных материалов для проведения внеклассных мероприятий.
Данный справочник адресован учителям музыки и содержит материалы для подготовки к урокам по программе элективного курса.
Содержат фрагменты знаменитых рок-опер и мюзиклов ( «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова; «Мастер и Маргарита» А.Градского, «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы» Э.Л.Уэбера, группа Эпидемия - «Эльфийская рукопись», «Моцарт»; Р. Коччанте - «Notre Dame de Paris», Ж. Пресгюрвик - «Ромео и Джульетта, «Мэри Поппинс» М.И. Дунаевского и др.).
Весь описанный выше методический комплекс имеет очевидную практико-ориентированную направленность и адресован обширному спектру пользователей ученикам старших классов, учителям музыки, преподавателям дополнительного образования и всем тем, кто интересуется современной музыкой. Учителя музыки могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Педагоги дополнительного образования могут использовать комплект учебных материалов для проведения внеклассных мероприятий.
Таблица 1
Основные показатели эстетической воспитанности личности
Показатели |
Характеристики |
Эстетическая потребность |
Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде. Строится на бескорыстном отношении субъекта к эстетическому быту. |
Эстетическая ценность |
Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности. |
Эстетический идеал |
Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находится между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами с другой. |
Эстетическая оценка |
Способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия. |
Эстетическое суждение |
Категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения. В отличие от логико-понятийного суждения это не теоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а один из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства |
Эстетическое чувство |
Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности. |
Эстетический вкус |
Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора) |
Таблица 2
Характеристика основных уровней воспитанности личности
Уровни Показатели |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Эстетическая потребность |
Ребенок мало заинтересован в приобщении к эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к художественной деятельности. |
В целом ребенок заинтересован в усвоении эстетических ценностей, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство; стремится к приобщению к эстетическим ценностям; проявляет интерес к художественной деятельности. |
Ребенок заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Самостоятельно приобщается к эстетическим ценностям. |
Эстетическая ценность |
Не обладает сформированной системой эстетических ценностей. Не всегда способен отличать ценности от антиценностей. Часто прибегает к помощи окружающих. |
В целом обладает системой представлений об эстетической ценности. Не всегда самостоятелен и уверен в своих суждениях, прибегает к помощи педагога и авторитетных лиц (родителей, товарищей). |
Обладает сформированной системой эстетических ценностей. Способен самостоятельно отличать ценности от антиценностей. |
Эстетический идеал |
Не имеет сформированнго эстетического идеала. Не понимает эстетической ценности явлений действительности и искусства. |
В целом имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. |
Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Видит, понимает и аргументированно объясняет значимость эстетической ценности явлений действительности и искусства. |
Эстетическая оценка |
Не способен дать эстетическую оценку эстетической ценности какого-либо объекта. |
В целом может дать оценку эстетической ценности какого-либо объекта, однако не всегда самостоятельно и осознанно. Иногда испытывает затруднения. |
Способен самостоятельно дать полную, развернутую аргументированную оценку эстетической ценности какого-либо объекта. |
Эстетическое суждение |
Не может высказать свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее. |
Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее. Прибегает к помощи педагога или авторитетных для него людей (родителей, товарищей). |
Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаивать свою позицию. |
Эстетическое чувство |
Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям искусства. |
В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. |
Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. |
Эстетический вкус |
Не способен воспринимать и оценивать раз- личные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Не всегда способен воспринимать и оценивать эстетические объекты. Не всегда может отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Способен дифференцированно воспринимать и оценивать раз- личные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6