Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Причины сближения Великого княжества Литовского и Королевства Польского В первой половине 14 века Ве

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE   \* MERGEFORMAT 4

1.Причины сближения Великого княжества Литовского

и Королевства Польского

В первой половине 14 века Великое княжество Литовское значительно расширило свою территорию. Основной угрозой независимости и росту Великого княжества Литовского являлся Тевтонский орден (крестоносцы). В годы правления великого князя Гедемина активизировалась борьба между Княжеством и немецкими рыцарями.

Борьба с крестоносцами продолжалась и в 40-е годы 14 века. Жестокая битва произошла в 1348 г. На реке Стреве, в которой на стороне крестоносцев выступили наемники – рыцари из Франции и Англии. Войско Великого княжества Литовского было усилено отрядами из Бреста, Витебска, Смоленска. Но победа никому не досталась. .[3, с. 320]

Вслед за умершим в 1377 г. Ольгердом великим князем становится его старший сын от второй жены (тверской княжны Юлианы) Ягайло.[приложение 2]

Период второй половины 1370-х – первой половины 1380-х годов характеризовался внутренней борьбой за великокняжеский престол. Против политики Ягайло первоначально выступил его дядя Кейстут. После смерти Кейстута особенно активизировалась борьба между Ягайлом и Витовтом (сыном Кейстута), популярность которого  в Великом княжестве Литовском росла.

В связи с ожесточением внутриполитической борьбы противоборствующие стороны начали искать себе союзников. Ягайло нашел себе такого в польском королевстве, где умер король, не оставив после себя сыновей. Две его дочери были помолвлены с немецкими принцами, а значит, один из них в будущем мог стать королем польского государства. А это означало бы для поляков катастрофу, так как создавало угрозу потери независимости. В этих условиях поляки стали искать для королевы такого мужа, который смог бы обеспечить целостность Королевства Польского. Выбор пал на великого князя Ягайлу, который был вынужден искать альтернативу общерусской политике в борьбе за власть с Витовтом.[1, с. 245]

Таким образом,  основные причины сближения Великого княжества Литовского и Королевства Польского заключались в следующем:

1. Стремлении Польши найти себе короля, который бы смог стать гарантом ее независимости

2. Стремление Ягайло отыскать себе союзника, чтобы быть способным противостоять Витовту

3. Внешнеполитическая угроза потери независимости для обоих государств, исходившая со стороны немецких рыцарей – крестоносцев.[5, с. 15]

2. Заключение Кревской унии

      После непродолжительных, предварительных переговоров 14 августа 1385 г. в Кревском замке (ныне городок в Сморгоньском районе Гродненской области в Беларуси) между уполномоченными послами Польской Короны, с одной стороны, и Ягайло и его братьями, с другой, был подписан акт об объединении государств. Согласно этой договоренности, польская сторона обещала Ягайле отдать ему в жены королеву Ядвигу[приложение 3], а с нею и польскую корону. В ответ Ягайло и другие князья Великого княжества Литовского давали обещание крестить языческую Литву по римско-католическому обряду. Были также и иные условия: перевести казну Великого княжества из Вильно в Краков, помочь Польше вернуть утраченные ею земли, выпустить всех польских военнопленных, захваченных во время прежних войн. Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. При подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону. До наших дней сохранился один из фрагментов соглашения в Крево.[приложение 1]

На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами [приложение 4] должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры. 11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, хорошо зная сложную политическую ситуацию в Польше, потребовал подтверждения этого акта «обществом». 2 февраля в Люблине представители «народу шляхетского» заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим «господином». .[6, с. 171]

Только после этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В процессе следования Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности. В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя – Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился по католическому обряду. Через четыре дня состоялся брак новоявленного Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. [8, с. 48]

Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету. Уния 1385г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. .[7, с.95]

Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в Королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.[5, с. 175]

3.Основные итоги Кревской унии

       Кревская уния была крупнейшим историческим событием в истории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопредила пути их развития и взаимоотношения этих народов. После подписания унии Великое княжество Литовское столкнулось с рядом проблем:

1.Религиозные проблемы

Именно в это время религиозные проблемы в княжестве приобрели серьезное политическое звучание. Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «страны свои Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, преимущественно в московские и рязанские земли. И действительно, с принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий князь литовский и преемник Руси» Ягайло в 1387г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но породил «антилитовские настроения». Тем более, что договор 1401г. снова противопоставлял феодалов католического вероисповедания православным – русским. В постановлении Городельского сейма 1413г. устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. [2, с. 156]

Православные феодалы лишались права избрания великого князя. Его могли избирать только «господа и шляхтичи земли литовской, сторонники христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие поганые». Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными.[8, с. 97]

Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ.[3, с.318]

Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи. Ягайло столкнулся со сложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским. Польские судьи в свою очередь признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VI и крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ познанский Доброгост, в свою очередь представили папе перечень необыкновенно щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве.

Трудно сказать, что явилось решающим, однако весной 1388г. Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы римского. Это означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.[9, с. 47]

2. Земельные проблемы

После подписания договора в Крево Великое княжество Литовское столкнулось с земельной проблемой. Земельная проблема заключалась в том, что белорусы и поляки имели неравные права на покупку земель.

Полякам в полной мере разрешалось покупать и арендовать земли Великого княжества Литовского на весьма выгодных условиях.

Белорусам же категорически запрещалось арендовать польские земли, не говоря уже о их покупке.

Поэтому через некоторое время после подписания унии огромная часть земель Великого княжества Литовского оказалась в руках польской шляхты и католической церкви, а, значит, под контролем Королевства Польского, а это могло грозить Великому княжеству Литовскому потерей независимости от Польши. [10, с. 49]

 Соединение Литовского княжества с Польской Короной получило новое подтверждение в Городельском привилее 1413 г. [приложение 5] Этот документ дает важные преимущества литовскому боярству. Теперь земли, данные великим князем в благодарность за особые заслуги и выслугу лет, становятся наследственными. Население этих земель освобождается от повинностей в пользу великого князя. Впоследствии начинает развиваться крепостное право землевладельцев на крестьян. Эти процессы от первых времен слияния Литвы с Польшей обусловливают интерес литовских бояр к вольностям польских панов.[3, с. 55]

3. Полонизация белорусских земель

После подписания Кревской унии белорусские земли развивались под влиянием Польши. Давление на белорусов оказывалось не только со стороны религии, но и с других сторон: на Беларуси распространялись польские традиции, нравы, польский язык. Большинство государственных документов ВКЛ велось на польском языке. Также польская сторона требовала полного объединения ВКЛ и Польши, а в таких условиях все это означало бы для княжества потерю независимости и полное подчинение польской короне. В это время началось медленное, но поступательное расширение влияния Польши на все стороны жизни Великого княжества Литовского. Однако, надо сказать, что поляки и литовцы ставили перед своим союзом разные цели. В представлении литовских патриотов «династическая уния была лишь союзом двух самостоятельных государств, которые обязаны были жить между собою в мире и согласии, оказывать взаимную помощь в войне с врагами, содействовать в деле развития благоустройства и мощи обоих государств». Поляки же «стремились использовать династическую унию для присоединения Великого Княжества Литовского к Польше, полной колонизации его земель и введения католической веры среди православного населения». Поэтому Кревская уния несла в себе не только политические – Великий Князь Литовский становился королем Польши и обязался навсегда присоединить к ней свои владения – но и цивилизационные аспекты: Ягайло и другие князья обязались принять католичество со всеми своими подданными. После заключения унии и возведения на польский трон Ягайло, получивший в латинском крещении имя Владислав, последовательно проводил в жизнь и политические и цивилизационные положения Польско-Литовского союза. В 1387 и 1400 гг. он издал привилеи, согласно которым вся знать, исповедующая православную веру, ставилась в ущербное правовое и экономическое положение по сравнению с феодалами-католиками. При этом Великий Князь ВКЛ Витовт, который неоднократно выступал как политический оппонент Ягайло в цивилизационных вопросах поддерживал своего двоюродного брата польского короля. Ему было важно разорвать цивилизационное единство русского населения ВКЛ и объединяющейся вокруг Московского княжества Северо-Восточной Руси. Первоначально дискриминирующие православных законодательные акты распространялись в основном на литовских бояр. Но в дальнейшем, после Городельского сейма 1413 г., поражение в правах православной знати было применено и к русским территориям ВКЛ. Акт Городельской унии, которая подтвердила и существенно укрепила Польско-Литовский союз, ставил православных на одну ступень с язычниками. «Упомянутыми вольностями, привилеями и милостями, - читаем в этом акте, - должны пользоваться и владеть только те паны и бояре Литовской земли, коим предоставлены гербы и клейноды панов королевства Польского и которые исповедают католическую веру и подчиняются римской церкви, но не схизматики (т.е. православные) или другие неверные». Конечно,  польское правительство, расширяя «привилегии, вольности и милости» католической знати ВКЛ, преследовало вполне определенную политическую цель: привязать литовских бояр-католиков к унии с Польшей и сделать их ее защитниками. Но, нельзя не видеть, что это имело далеко идущую цель - соблазнять державшихся православия к переходу в латинство. Хотя в дальнейшем под давлением политических обстоятельств  Ягайло  неоднократно  шел  на  некоторые  уступки  православным (привилеи 1432 и 1434 гг.), тем не менее, до конца своих дней он остался верен Городельскому постановлению 1413 г. Это же можно сказать и о его преемниках на польском троне.  Однако уже с конца 14 века после принятия Кревской унии в 1385 году, когда начались притеснения православной церкви и закабаление белорусского населения в ВКЛ, а после в Речи Посполитой, шла непрерывная борьба с возрастающей польско-католической и униатской экспансией. Сначала это были вооруженные выступления ущемленного в правах западнобелорусского православного дворянства, а затем многочисленные казацко-крестьянские войны. Однако не стоит считать итоги Кревской унии как исключительно отрицательные. В результате союза ВКЛ и Польши укрепилась обороноспособность двух государств, что позволяло противостоять внешней угрозе. Также происходил рост культурных и хозяйственных связей между странами.[2, с. 143]

Заключение

Таким образом, конец XIV в. характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385г. была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.

Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.

До 1385г. в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

Таким образом Кревская уния имела как положительные, так и отрицательные итоги, которые повлияли на развитие польско-литовских отношений.

Список использованных источников

1.Алексеев, Д. Ю. Краткий справочник дат по истории: учебник / под ред. Д.Ю. Алексеева. – Мн.:2005.-362с.

2.Голенченко, Г.Я.  История Беларуси: учебник / под ред. Г.Я.Голенченко. – Мн.: 2008.-335с.

3.Запольский, М.В.  История Беларуси: учебник / под ред. М.В.Запольский. – Мн.: 2009.-432с.

4.Ковкель, И. И. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени: учебник / под ред. И.И.Ковкель. – Мн.: 2002.-330с.

5.Кузнецов, И.Я. История Беларуси. Подготовка к экзаменам и тестированию: учебник / под ред. И.Я.Кузнецов. – Мн.: 2011.-280с.

6.Панов, С. В.  История Беларуси. Подготовка к экзаменам: учебник / под ред. С.В.Панов. – Мн.: 2013.-156с.

7.Трещенок, Я.И. История Беларуси. Досоветский период: учебное пособие / под ред. Я.И.Трещенок. – Могилев МГУ им. А.А.Кулешова: 2003.-450с.

8.Чигринов, П.Г.  Очерки Истории Беларуси: учебник / под ред. П.Г. Чигринов. – Мн.: 2000.-250с.

9.Шарова, Н.С. История Беларуси. Опорные конспекты для подготовки к экзамену: учебник / под ред. Н.С.Шарова. – Мн.: 2013.-250с.

11.Хрестоматия по истории СССР, т. I, M., 1999, 560с.

Приложение 1

«Договор в Крево»

       “Много императоров, королей и разных князей жаждали вступить в постоянные отношения кровного родства с тем же великим князем литовским, но Бог всемогущий сохранил это для особы вашего королевского величества. Поэтому, пресветлая госпожа, исполни это спасительное поручение, прими великого князя Ягайлу в качестве сына и отдай ему в жёны любимейшую свою дочь Ядвигу, королеву Польши. Верим, что от этого союза воздастся слава Богу, спасение душам, почёт людям и увеличение королевству. Прежде же чем то, о чём речь, до завершения дела дойдёт, великий князь Ягайло со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви. Не могли этого получить от него, несмотря на усердные старания, множество императоров и различных князей, так как Бог всемогущий славу эту для вашего королевского величества сохранил. 

Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. Великий князь Ягайло обещает сумму, договорённую между королевой венгерской и герцогом Австрии, а именно дважды сто тысяч флоринов, собрать и выплатить. Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть королевству польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые. Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселенным, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят. Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.

Мы поэтому, указанный великий князь литовский Ягайло, с вышеуказанным заявлением посольским, данным и оглашённым от нашего имени господам Королевства Польского посредством упомянутого Скиргайлы, брата нашего возлюбленного, как и с заверениями, данными пресветлой королеве венгерской Елизавете, посредством посланных тем же братом нашим уполномоченных, в присутствии послов госпожи королевы, как венгров, так и поляков, к нашему величеству посланных, вместе с братьями нашими, князьями литовскими Скиргайлой, Корибутом, Витовтом, Лингвенем, а так же от имени других братьев наших, присутствующих и не присутствующих, соглашаемся и заявляем это так названной госпоже королеве, как и упомянутым господам Королевства польского; те же заявления польские приказали мы скрепить печатями нашими и братьев наших, и это во всём подтверждаем”.[4, с. 375]

Приложение 2

Великий князь Ягайло

Приложение 3

Королева Польская Ядвига

Приложение 4

Карта земель ВКЛ и Польши

Приложение 5

«Городельский привилей 1413 года»

1. Прежде всего в то время, когда по воздействию животворящего духа, восприняв свет католической веры, возложили мы корону королевства Польского, то для прибавления христианской веры, доброго положения и пользы земель наших Литвы, их самих с землями и владениями, им подчиненными и с ними связанными, названному королевству нашему Польскому присвоили, инкорпорировали, соединили, объединили, присоединили, союзом связали с согласия . единодушного нашего и других братьев наших и всех панов, шляхтичей и бояр той же земли Литовской с воли и согласия. Однако, желая названные выше земли Литовские, ради враждебных нападений и козней крестоносцев и к ним примыкающих всяких других врагов, которые стремятся разорить названные земли Литовские и королевство Польское и разрушение их замышляют в уверенности, безопасности и лучшем попечении сохранить и о постоянной для них пользе позаботиться: те же самые земли, которые всегда, в полном господстве, на праве чистом и смешанном, до сих пор держали и держим от предков наших По праву рождения, как государи законные, с воли, одобрения и согласия панов, шляхтичей и бояр, в названное королевство Польское снова инкорпорируем, внедряем, присваиваем, соединяем, присоединяем, союзом связываем и навсегда скрепляем, определяя их самих со всеми их владениями, землями, панствами, княжествами, волостями, имениями, и на всяком праве истом и смешанном всегда быть едиными невозвратно и не-рушимо с короной  королевства Польского.

2. Также все церкви и весь клир названных выше земель Литвы, как соборные, монастырские, приходские, общинные виленские и остальные, в тех [землях] воздвигнутые и которые будут воздвигнуты, основанные и которые будут основаны, во всех их свободах, иммунитетах, привилегиях, изъятиях и обычаях общих сохраняют согласно обычаю королевства Польского.

3. Паны [и] также бояре-шляхта земель наших, названных выше, дарениями, привилегиями и пожалованиями, им нами дарованными, данными, удельными, только католики и Римской церкви подвластные, и кому гербы пожалованы, наслаждаются, владеют и пользуются, как паны и шляхта королевства Польского своими владеют и пользуются.

4. Также паны и шляхтичи, названные выше, своими отчинами [отцовскими имениями] на равном праве владеют, как паны королевства Польского своими обычно [как принято] владеют и пожалования наши, на которые имеют грамоты, от нас действующие и утвержденные крепостью вечной силы, подобным образом будут владеть и иметь свободную возможность их продавать, менять, отчуждать, дарить и в пользу свою обращать, однако, с нашего согласия, особенно для каждого случая данного, как для их отчуждения, обмена или дарения перед нами или нашими урядниками по обычаям королевства Польского будет определено.

5. Также после смерти отца дети не должны быть лишены наследственных имений [вотчин], но должны ими с наследниками [передавая по наследству] владеть, как паны и шляхтичи королевства Польского своими [вотчинами] владеют и в благоприятное пользование обращают.

6. Равным образом женам своим привенки в имениях и дворах, которые по наследству от отца или согласно пожалованию нашему в вечность имели или будут иметь, могут определять [назначать], как в королевстве Польском определяются [назначаются]. Дочерей или сестер, родственниц и свойственниц своих назначенные выше паны и шляхтичи земель Литовских могут сочетать браком только с католиками и отдавать замуж по благоугожению их воли и по обычаю королевства Польского.

7. Не в противоречие этим дарованным свободам, паны обязуются строить и исправлять крепости и военные дороги и платить подати по старинному обычаю.

8. Особливо выражается то, что все паны и шляхтичи земель литовских верность и подобающее христианской вере постоянство нам, Владиславу, королю польскому, и Александру Витовту, вел. кн. литовскому, и преемникам нашим обязаны будут держать и хранить, как паны и шляхтичи королевства Польского своим королям привыкли держать и служить, о чем паны, бояре и знать земель литовских, выше названные, присягою [клятвою] уже нам поручились, как яснее в грамотах их, в которых они с панами королевства Польского взаимно согласились, содержится. Равным образом под клятвою верности и под [страхом] лишения своих имений никаким князьям или панам или другим, какого ни было сословия людям, желающим противостоять землям королевства Польского, ни советом, ни благоприятствованием, ни помощью не будут служить.

9. Также достоинства, места и должности, как они установлены в королевстве Польском, будут учреждены и установлены в Вильне — воеводство и каштелянство Виленское, а также и в Троках и в других местах, где лучше окажется полезным, по нашему благоволению, на вечные времена. Также и урядником назначаются только католической веры поклонники и подвластные святой Римской церкви. Также и все постоянные уряды земские, каковы суть должности, каштелянства, жалуются только исповедникам христианской [католической] веры и к совету нашему допускаются и в нем присутствуют, когда обсуждаются вопросы о благе государства, потому что часто различие в верах приводит к различию в умах [мнениях] и оказываются через это известными такие решения, каким полагается в тайне быть сохраняемым.

10. Также все те, которым такого рода свободы и привилегии пожалованы, пусть никогда нас, Владислава и Александра Витовта, вел. кн. литовского, пока мы живы, и наших преемников, великих князей литовских, не оставляют и ни от нас и ни от наших преемников не отступают, но верно и честно повинуются и силою присяги [клятвы] верно и крепко к нам и нашим преемникам, великим князьям литовским, будут привязаны милостями, советами и помощью всегда и навеки.

11. К этому еще добавляется, что названные выше паны и шляхтичи Литвы после смерти Александра Витовта, теперешнего князя, никого не будут иметь или выбирать вел. кн. и господарем Литвы, как только кого король польский и его преемники по совету с прелатами и панами Польши и земель Литвы сочтут необходимым избрать, поставить, поместить. Одинаково также прелаты, паны и шляхтичи королевства Польского, когда король польский умрет без детей и законных наследников, не должны выбирать себе короля и государя без ведома и совета нашего.

12. Сверх того, названными выше свободами, привилегиями и милостями только те паны и шляхтичи земли литовской могут владеть и пользоваться, которым оружие и гербы шляхтичей королевства Польского пожалованы, и почитатели христианской Религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие неверующие.

13. Также все грамоты, какие королевству Польскому и землям Литвы и раньше, семь или восемь лет, и после или во время коронации нашей пожаловали и даровали, силою настоящего подтверждаем, ратифицируем, апробируем.

14. Особенно же добавляется и выражается, что названные выше паны и шляхтичи королевства Польского и земель Литвы в сеймы для совещаний, когда необходимость будет, в Люблине или в Парчове и в других пригодных местах с согласия воли нашей будут собираться для лучшей выгоды и пользы королевства Польского и названных выше земель.[11,с.284-292]




1. 0 ~ розрив матки до початку пологів О 71
2. Электрооборудование автомобиля
3. Громадянське суспільство в правовій системі
4. Изменения рассматриваются как некое однократное явление требующее разовой реакции адаптации
5. Социология религии будучи частью социологии является в то же время одной из многих специальных научных д
6. Тема- Анализ и экспертная оценка ассортимента платёжных терминалов Д1
7. тематическое моделирование построенной модели с наглядным визуальным представлением результатов
8. Тема- Строение и функции эндокринной системы Задание 1
9. С.СЕЙФУЛЛИНА У
10. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНОСЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ Кафедра электротехники Последо
11. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО ВИКОНАННЯ І ОФОРМЛЕННЯ КОНТРОЛЬНИХ ЗАВДАНЬ Студенти що навчаються у вузі за
12. тема международного частного права Понятие и предмет международного частного права До настоящего вр
13. тема и источники российского гражданского права
14. Основные настройки BIOS
15.  The Noun Существительное Plurl Множественное число 1
16. Патология почек и беременность
17. Экономика 1 Микроэкономика
18. Наслаждайся своей жизнью ~ глава 1 Ассаламу алейкум ва рахматуллах дорогие братья и сестры Мы начинаем п
19. Архитектура ЭВМ 1
20. Стеркулия платанолистная