Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
36. Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая характеристика (развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные» сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и смысла иконы; Строгановская школа живописи).
Все более усиливается декоративность.,усложненность,многоречивость композиции.Церковь и государь устанавл каноны иконописаниястали более часто прибегать к историч жанру,жанровые элементы,реалии быта,тяготение к сложным богословским сюжетам,отвлеченному толкованиюцерковных догматов.,использ много тем из апокалипсиса(время борьбы с еретиками).Условн архитектурные фоны(эллинистич),сменяются архитектурой вполне реальной, русской.От иконописцев требовали прославление Ивана Грозного и его деяний(«Битва Новгородцев с Суздальцами»Иконы обязательно обложены серебрянным басменным или чеканным окладом.
Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин (умер не позже середины XVII века), Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший Истома Савин был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. Особенности: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции, пейзажные панорамы.Характерные произведения:икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее),икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галере
37. Монументальная живопись XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлёвских соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова монастыря).
Арх СобМК: В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.
В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов. В центральном куполе - "Отечество". «Страшный Суд»- зап стена. На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.Фрески церк Ильи Пророка отличаются большим разнообразием сюжетов, утверждают новые светские тенденции в религиозной живописи. Легкая и воздушная роспись, изобилующая голубым цветом, вносит ощущение радости и праздника. Она покрывает не только стены храма, но и галереи. Наиболее интересны фрески, располож по стенам и посвящ истории Ильи и его ученика Елисея. Светские моменты преобладают над религ содержанием.Фрески покрыв стены сплошным многоцветным ковром. В стремлении к декоративности художники зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор.
38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.
Нарядность крылец ворот не уступает пышности собственно
церковных сооруж, и культовая гражд архитектура как будто соперничают в праздничности образа. Ростовский Кремль 70-80 17 в.Весь фасад разукрашен многоцветными израсцами.
Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град Иерусалим.
39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).
Выделил худож,эстетич сторону иконы,добывается телесногго тонна лиц,почти классическоц правильности черт,объемности построен,подчерк перспективы(используя иногда архитектурные фоны итальянской живописи Возрождения.В живоп нет одухотворенности образов Рублева,ангелы выглядят вполне земныими существами.
Мастера Оруж палаты создавали рисунки для икон, изображ измельчены ,с большим трудом читаются на растоянии,отсутствует тектоника.Фрески покрывают стены,столбы,наличники,одним сплошным узором,в котором жанровые сценки переплетаются затейливыми орнаментами.Орнамент покрывает архит,фигуры людей,их костюмы,из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны.Декоративизм одна из отличительных особенностей.Праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни. Акцент, в сюжетах на красоте природы,труда человека, т.е. жизни во всем ее многообразии.
подлинная стихия праздника,постоянная победа над обиденностью.Тема священного писания превращаются в увлекательные новэллы.
Используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности («Троица» 1671, «Благовещение» 1673). В своем искусстве мастер активно использовал приемы "фряжского", т.е. западного ренесансно-барочного искусства (с его эффектами иллюзионистической натурности). Лики в его иконах обретают светотеневую моделировку, взгляды кажутся "живыми", - он добивается этого впечатления с помощью мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой. Интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Порою отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком (как в его гравюре "Семь смертных грехов", 1665) заимствуются с западных гравюр. В свои иконы он вводил портретные изображения и пейзажи. Недостает одухотворенности икон XIV-XV веков. Именно с его творчеством связывают постепенный переход от средневековой иконописи к светской реалистической живописи. Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.
40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).
Портрет- парсуна(от лат. персона личность.)Изображение Ивана 4,еще близко к иконе,но в них уже есть опр. портрет. сходство.При всей наивности формы,линеарности,статичности,локальности,есть попытка свето-теневой моделировки.
В творчестве русских художников этого времени возникает интерес к изображению реального человека, его индивидуальных портретных черт. В портретах, называемых в это время парсунами, живописцы стремятся и к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнее сходство. Однако в общих принципах композиции, в некоторой идеализации образов явно ощутимы старые иконописные черты. Во 2-й полов XVII в в портретах можно выделить два направления. Одни художники, изображая царя и бояр, создают парадные композиции, идеализируют образ, возвеличивая портретируемого. Другие - ставят перед собой задачу как можно более точного изображения, достигая почти натуралистической иллюзорности в передаче фактуры тканей, блеска глаз, мягкости кожи лица, создавая интимного, жанрового характера портреты.
41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, И. Таннауэр, Л. Каравакк, И. Никитин, А. Матвеев).
Танауэр «Петр 1»,Коровак «Елизавета Петровна», «Наталья Алексеевна»,Анна петровна»,Никитин «Прасковья Ивановна».(Читается в глазах ее собств внутр мир,определ хар-р,чувство собств достоинства.Еще много от старорус живописи:нет анатом правильности,светотеневая моделировка формы осущ приемом высветления от темнго светлому,поза статична.Цвет рефлексы отсутствуют.Свет ровный,рассеянный.), «Канцлер гОЛОВКИН»(насыщен предельно напряженной внутренней жизнью,душевной серьезностью,сосредоточенностью,почти меланхолией, как и «доитальянские портреты»Он близок им общим композиционным решением,постановкой фигуры в пространстве,красочной гаммой.Фон плоскостной, «иконный» характериз котгор выступает фигура)
42. Скульптурное творчество Б.К. Растрелли.
Расттрелли ,приехал в Росиию и работал до конца жизни.сКУЛЬПТОР НАЧАЛА РАБОТУ над образом Петра 1,с создания воскового раскрашеного бюста.Сделанный на его основе бронзовый бюст представляет собой типичное произвидение барокко.Динамическая композиция с подчеркнутой пространственностью и неприменным акцентом на множественности фактур,со свето-теневыми контрастами,пластических мас их живописностью.Это придает черты монументальности.Растрелли продемонстрировал не только безупречную монументальность скульпутры,мастерство обобщения при сохранении индивидуальной характеристики,но и глубокое проникновение в мир русккой жизни создав символ эпохи.Скульптура Анна Ианнова (1741), императрица изображена в великолепном коронациооному уборе-вообплошает важнейшие приципы барочной композиции.Скульптуры:бюст А.Д. Меншикова,Анна Ианнова (1741),Бюст Просковьи Федоровой.
43. Русская гравюра первой половины - середины XVIII века (А. Зубов, М. Махаев)
Графика самый оперативный,мобильный вид искуства,быстро откликающийся на все события времени.Усвоив от Схонебека ряд новых технич приемов,Зубов,Махаев сохранили нац характер русской гравюры.Ведутах и баталиях Алексея Зубова преобладает локаничный штриховой рисунок.Большую роль играет цвет самой бумаги.Композиция проста,логична,ясна.Все простарнсто чаще всего разделено на три плана,нпр. в изображениях Петербурга(«панорамы Петербурга»)на первом плане жанровая сцена,второй план- занят вводной артерией,на третьем- архитектура.Название размещается в развернутой как свита ленте.Почти объязательный моти Зубовских гравюр корабль,обволакаемы клубами дыма или нарядно плещущей парусами на ветру.На ведутах Зубова Петербрг- столица гигантской морской державы.Гравюры передают дух суровости и праздничности эпохи грандиозных свершений.Наряду с ведутами и баталиями в этот период распрострянен еще один жанр гравюр- фейверк(потешные огни).
44. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И. Аргунова.с18в
Композиция Антропова-статична,изображение фигуры при подчеркнутой объемности лица,в портретных фонах мало воздуха."Портрет атамана краснощекого","портрет стац.дамы измайловой","портрет румянцево"
Аргунов- Портреты соединяют в себе запад-европейс парадного портрета,и идещего от парсуны черты застылости живописной сухости,плоскостности.Грандиозныи несколько манерные вытянутые фигуры радостное праздничное светлое гамма голубватых тонов.Колорит посторен на игре взаимодействий тончайших отенков зеленоватых,коричневых,оливковых цветов.С ввсплесками светло-голубого и розового в шейном платке.Произведения: "Портрет неизветсной крестьянки в русском костюме","спаситель","Богоматерь","портрет К.А.Хрипунова"
Вишняков-его работы "портрет С.Фермор","портрет Бегичева","портреты четы (семьи)тишининых","портрет правительници анны виопольдовной".Для вишнякова типична резкие контрастыне черты портретов:еще ощущается живая русская средневековая традиция и блеск формы парадного европ искусства.Фигура и поза условны.Задний план трактован плоскостно.Это открто-деокративный пейзаж но лицо вылеплено объемно.цветовое решение-серебристая теневая ивопись отказ от локальных пятен,обусловалнно характером модели хрупеой и воздушной ,сходно с каким--то экзотическим цветком.
45. Создание Академии художеств: академическая система художественного образования (виды изобразительного искусства, жанры и классы, теория и практика, соревновательность, открытые выставки, пенсионерство).
Основание Академии художеств 1757- крупнейший художественный центр втор пол 18 в. Возродил систему пенсионерства. Первое поколение выпускников Баженов ,Лосенко, Шубин. Обучение ,тесное художественное содружество в Италии , Франции. Господствующий стиль- классицизм, также был сентиментализм и предромантизм. Классицизм : ранний 60-е перв пол 80-х, строгий ,зрелый втор пол 80-х до 1800 гг, поздний, развивающийся до 30-х гг 19в. Основано на идеалах просветительства.
Основание Академии художеств 1757- крупнейший художественный центр втор пол 18 в. Возродил систему пенсионерства. Первое поколение выпускников Баженов ,Лосенко, Шубин. Обучение ,тесное художественное содружество в Италии , Франции. Господствующий стиль- классицизм, также был сентиментализм и предромантизм. Классицизм : ранний 60-е перв пол 80-х, строгий ,зрелый втор пол 80-х до 1800 гг, поздний, развивающийся до 30-х гг 19в. Основано на идеалах просветительства.
Историческая живопись- Лосенко.Жанровая живопись(малое развитие)-Шибанов,Фирсов,Ермеев.Пейзажная- Алексеев, Сем. Ф. Щедрин.Портретная Кипренский, Тропинин.
46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (А. Лосенко, П. Соколов, И. Угрюмов).
Система жанров исторической живописи отводилось 1-место.По сравнению искусством портрета она не достигла аналогичный высот.Однака характер ее интересен ,прежде всего исторический жанр-прекраная школа композиции, рисунку и техники масляной живописи.В цетре его внимания античная мифология и национальная история ,осмысление граждатсвенности и патриотизма.Самый крупны представитель исторического жанра Лосенко-ученик академии,пенсионер.Превая композиция Владимир и Рогнеда(1770),Прощание Гектора с Андромахой(1773).Цвет довольно живой в эскизе,в картинке играет скорее всего раскраска.
Угрюмов-окончил академию художест,отправилася в пенсионерскую поездку в Италию,(Взятия Казани,Избрание Михаила Федоровича на царсвто,торжественнвй въезд в Псков Александра Невского,Испытание Яна Усмыря.Соколов-изображение Дедала и Икара(легенда)- Сила и правдивость красок отличают изящные портреты и натюрморты Соколова. Соколов состоял членом-учредителем общества русских акварелистов и с 1891 года хранителем музеев Академии Художеств.
47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (М. Шибанов, И. Фирсов, И. Ерменёв).
Считался в Академии Художеств на одном из последних мест. Тк недостаточное развитие буржуазного начала в России. Шибанов Празднество Свадебного договора, Крестьянский обед 1774.Колористичекое и композиционное решение близко историческому жанру. Факт использования сцен из крестьянского быта- новый .Эстетическая и нравственная ценность и человеческое достоинство своих персонажей.
Ермеев -графическая серия нищих слепцов, странствующих по просторам России. Социальный сентиментализм. Контраст легкости акварели и рубища кт ею нарисовано. Мощное телосложение персонажей, эмоциональность. Образ слепцов -символ невежества главное препятствие кт видели просветители на пути к прогрессу.
48. Творчество Ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).
Ф.С. Рокотов (1732 или 1735-1808 ) . в 1760 году ученик академии художеств, а через 3 года ее преподаватель и затем академик. служба отвлекала художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году покинул академию и переехал навсегда в москву.Рокотов создал интимный психологический портрет. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Портреты: князя Павла, Петра 3, девочки Е. Юсуповой и др. в портрете Майкова (ок 1766) впервые у художника такая темпераментная живопись , такая звучность колорита, построенная на противопоставлении красного и зеленого, такая свобода кисти. Портрет Новосельцевой (1780), «неизвестный в розовом»(1770е гг), Н.Е. Струйского (1772), Е.Н.Орловой (1779), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (к 1780-х гг) одно из самых тонких психологических полотен художника, очаровательный образ женственности.Обычно Рокотов использует мягкое освещение и сосредотачивает все внимание на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, иногда пристально загадочно глядят на зрителя.