Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Лирика А. С. Пушкина.27

Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул его границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»'.

И в этой же статье Гоголь делает драгоценное замечание о лирике Пушкина: «В мелких своих сочинениях... Пушкин разносторонен необыкновенно и является еще обширнее, виднее, нежели в поэмах». Гоголь предупреждает, что для восприятия художественного богатства лирики Пушкина нужен тонкий вкус: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт»^

' Н. В. Гоголь. Собр. соч. в семи томах, т. 6, М., «Художественная литература», 1967, стр. 68. 2 Та м же, стр. 72, 73.

Задача преподавателя  литературы  заключается в том, чтобы довести до сознания и чувств учащихся идейное и эмоциональное содержание лирики Пушкина, основываясь на анализе немногих лирических стихотворений поэта. Учащиеся должны воспринять и идейное богатство лирики Пушкина и совершенство ее художественной формы. Именно лаконизм лирики Пушкина, о котором пишет Гоголь («Слов немного, но они так точны, что обозначают все»), должен быть умело раскрыт учителем: он не может быть понят и оценен учащимися VIII класса самостоятельно, их жизненный опыт еще ограничен и эстетическое чувство недостаточно развито.

Пушкин гениален, его стихи доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово,это так, но нельзя забывать итого, что пушкинская эпоха далека от наших дней и сама по себе не может быть понята учащимися.

Сын своего времени, Пушкин отражает его в своем творчестве необычайно глубоко, широко и полно, поэтому понимание поэзии Пушкина вообще и лирики, в частности, предполагает наличие у читателя конкретных знаний о русской жизни того времени, о духовных исканиях современников поэта, идейном развитии самого Пушкина. Вот ключи к творчеству величайшего русского поэта, которые ученик должен получить от учителя.

ЛАТРИОТИ ЧЕСЕЛЕ И ВОЛЬНОЛЮБИВЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

,,Носпоминания в Царском Селе"

Изучение лирики Пушкина в 8 классе лучше всего начать красивыми пропилеями-отрывками из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе». Этого произведения нет в программе, но следует привести отрывки из стихотворения в чтении учителя. Знакомство с этим стихотворением поможет наполнить реальным содержанием для восьмиклассников вопрос программы: «Предшественники и учителя Пушкина в поэзии: Державин, жуковский».

Создание и публичное чтение «Воспоминаний»одно из значительных событий в поэтической жизни и судьбе Пушкина. В записи, сделанной Пушкиным много лет спустя, еще слышится то глубокое и страстное волнение, которым была охвачена его д\'ша, когда он читал свои стихи перед Державиным признанным главою русских поэтов XVIII века. Не однажды возвращался Пушкин к этой минуте своей жизни и в поэтическом творчестве («Евгений Онегин», гл. 8). В конце 1835 года, через двадцать лет после лицейского экзамена, Пушкин так вспоминал об этом событии: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел подперши голову рукой. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы, портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...»'.

Прочитав приведенный отрывок из автобиографических записок Пушкина, преподаватель покажет учащимся репродукцию с картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене 1815 года». Великий художник превосходно передал выражение восторга и восхищения на лице поэта, 'страстную силу поэтического вдохновения, владевшего им в тот миг.

После того как учащиеся закончат рассмотрение картины, можно предложить им следующие вопросы-задания:

1. Где происходит действие? Когда? Преподаватель уточняет, что на картине изображен актовый зал в Царскосельском лицее (ныне в г. Пушкине). Об истории этого зала покойный президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов говорил: «В этом зале 8 января 1815 года лицеист Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» на экзамене в присутствии многочисленных приглашенных гостей, среди которых был Гавриил Романович Державин. Эта встреча великого представителя русской поэзии XVIII века и восходящего солнца русской поэзии XIX веказнаменательное событие в истории русской культуры. Царское правительство не пощадило, однако, замечательного памятника. В 60-х годах прошлого века актовый зал лицея был превращен в жилые помещения. Не пощажены были и комнаты лицеистов, в частности комната, в которой жил лицеист Пушкин. К невежеству бывших хозяев Царского Села в XIX веке присоединилось невиданное варварство и кощунство дикарей, пришедших в город Пушкин из фашистской Германии вместе с «голубой» испанской дивизией Франке.

По постановлению правительства в 1945 году здание лицея было передано Академии наук СССР для восстановления и размещения в нем впоследствии Института литературы (Пушкинского дома), переводимого из Ленинграда»'. Ныне актовый зал бывшего Царскосельского лицея восстановлен по сохранившимся рисункам и чертежам с возможно большей точностью.

2. Как выделена художником фигура юного Пушкина?

3. Какие чувства Пушкина хотел передать художник, рисуя его позу, лицо?

Учитель прочтет следующие строки из воспоминаний Пушкина: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина,

' А. С. Пушкин. Поли. собр. соч., в 10-ти т., т. 8. М.Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 64—65. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте только с указанием тома и страницы.

-;А. С. Пушкин. 1799—1949. Материалы юбилейных торжеств». М—Л., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 308—309.

голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом».

4. Найдите и рассмотрите фигуру Державина. Учитель напоминает описание поведения Державина Пушкиным: «Тут он оживился, глаза заблистали, он преобразился весь... Он слушал с живостью необыкновенной...»

5. Рассмотрите на картине фигуры представителей «высшего света». Увлекло ли их чтение Пушкина? Понимают ли они историческое значение происходящего? Вспомните, как поступило царское правительство с актовым залом лицея и комнатой Пушкина.

Историческое значение встречи двух великих русских поэтов было понято лицеистами, свидетелями этой встречи. В своих «Записках о Пушкине» лицейский друг поэта, будущий декабрист И. П. Пущин рассказывает: «На публичном нашем экзамене Державин державным своим благословением увенчал юного поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе».

Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегает у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, но его уже не было: он убежал!»'.

Прочитав вслух этот отрывок из воспоминаний Пущина, следует привлечь внимание учащихся к фигурам лицеистових лица светятся оживлением, глубоким пониманием происходящего, живым восторгом и представляют яркий контраст равнодушию и скучающему безразличию представителей высшего света.

На этом можно закончить рассматривание картины И. Е. Репина.

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» занимает центральное место в раннем творчестве Пушкина. Оно в наибольшей степени связано с традициями русской литературы XVIII века, в частности, с традициями державинской оды.

Преподаватель приводит ряд данных о связи Пушкина с русской литературой XVIII века, которая хронологически закончилась как раз к моменту рождения Пушкина, но как факт литературной жизни продолжала реально существовать и в первые десятилетия XIX века'. В 1799 годувремени рождения Пушкинами-нуло 34 года со дня смерти М. В. Ломоносова, 30 летТредиаковского, 22—Сумарокова, всего 7 летФонвизина, в 1799 году умер знаменитый лирик Василий Петров, упоминаемый в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». Ряд крупных писателей XVIII века был еще жив: Радищев умер в 1802 году, Богдановичв 1803, Херасковв 1807, Новиков—1818 году.

Пушкин хорошо знал творчество русских писателей XVIII века, в частности Радищева, Фонвизина, Ломоносова, Державина, Майкова, Карамзина и др. На культе знаменитых поэтов XVIII века, в особенности Державина, было построено лицейское преподавание курса русской литературы, осуществлявшееся Н. Ф. Кошанским, «классиком», увлекавшимся поэтом XVIII века Е. Костровым, творения которого были любимым чтением Пушкина.

В лицее Пушкин видел крупнейших русских писателей того времени: Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Творчество Батюшкова и Жуковского было хорошо известно Пушкину-лицеисту. Так, Пушкин, несомненно, знал знаменитое в годы Отечественной войны 1812 года стихотворение Жуковского «Певец во стане русских воинов». В исследованиях о стихотворении Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» (работы Д. Д. Благого и Б. В. Томашевского) отмечается преимущественное влияние на Пушкина художественных приемов Батюшкова и Жуковского наряду с влиянием поэзии Державина и классицизма.

Преподаватель открывает заранее написанный на доске план стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»:

1. Картина ночи в Царском Селе.

2. Воспоминания о XVIII веке и славных победах русского оружия.

' И. И. Пущин. Записки о Пушкине. Письма, ред. С. Я. Штрай-хз М-Л ГИХЛ, 1956, стр. 60.

' Дальше используются данные, подобранные Д. Д. Благим. См.: сб. «Пушкинродоначальник новой русской литературы». М.Л., Изд-во АН СССР, 1941, стр. 102 и след.

3. Картины борьбы России с Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Заключениеобращение автора к Жуковскому. Затем преподаватель читает первую часть стихотворения. Проследим, как передает автор подбором глаголов и эпитетов постепенное наступление ночного покоя.

Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес; Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках.

Какое настроение создает это описание? Преподаватель указывает, что данный пейзаж при всей его эмоциональной выразительности остается правдивым и точным. Перечитываем сравнение, данное в двух последних строках. Мы вступаем в мир величественной и пышной красоты, характерной для классицизма, для оды. После этого сравнения элементы правдивого изображения действительности идут на убыль, подлинная красота природы заменяется условным, парковым пейзажем, являющим собой фон для воспоминаний о героическом прошлом России:

Плывет и бледными лучами Предметы осветила вкруг. Аллеи древних лип открылись пред очами, Проглянули и холм и луг; Здесь, вижу, с тополом сплелась младая ива И отразилася в кристалле зыбких вод; Царицей средь полей лилея горделива В роскошной красоте цветет.

Следим за тем, как поэтические определения утрачивают свою реалистическую полнокровность, заменяясь украшающими эпитетами торжественной оды, как ради этой условной красоты вводятся образы, выпадающие из реалистического описания (может ли быть видна ночью в полях «лилея горделива», цветущая «в роскошной красоте»?), как растет количество славянизмов и старинных форм языка (вкруг, топол, младая, горделива) и по мере снижения реалистичности пейзажа.

Учитель кратко пересказывает содержание второй части стихотворения, наиболее тесно связанной с тематикой и образностью одической поэзии XVIII века. При этом он цитирует только две строчки, характеризующие поэзию Державина и Петрова:

Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир.

Далее учитель, чтобы перейти к третьей части стихотворения, читает отрывок из «Записок» И. И. Пущина: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея, мы всегда были тут, при их появлении выходили даже во время классов, напутствовали воинов... обнимались с родными и знакомыми, усатые гренадеры из рядов благословляли нас... Не одна слеза тут пролита!»'.

Сыны Бородина, о кульмские герои! Я видел, как на брань летели ваши строи; Душой восторженной за братьями спешил

так вспоминал сам Пушкин об этом времени в 1815 году в стихах на возвращение Александра 1 из Парижа.

Много позже Пушкин вновь вернется к незабываемым событиям 1812 года, всколыхнувшим юных воспитанников лицея и наполнившим их жизнь живым, глубоко современным содержанием. Учитель читает следующие строки из стихотворения 1836 года «Была пора: наш праздник молодой...», патриотическая направленность которых глубоко роднит их с пушкинскими «Воспоминаниями».

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... И племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега.

И. И. П у щ пн. Указ соч., стр. 50—51.

Чувство глубокого горя и скорби охватило юного Пушкина, когда он узнал о пожаре Москвы, событии, которое Белинский назвал «очистительной жертвой за спасение целого народа». Считая причиной пожара старой столицы поджог ее самими москвичами, Пушкин гордился сожжением Москвы как величайшим патриотическим подвигом народа. С глубокой любовью и гордостью за свое отечество, за родную Москву писал он о войне 1812 года и пожаре Москвы в 7-й главе романа «Евгений Онегин».

Вновь возвращаясь к тексту «Воспоминания в Царском Селе», учитель читает строки стихотворения, обращенные к Жуковскому. На какое произведение Жуковского намекает Пушкин, называя его «славянской бард дружины»? Что значит слово бард? («Бардпевец-поэт у кельтских племен... в поэтической и образной речи: о певце, поэте вообще»*.) Как понять выражение: «Скальд России вдохновенный»? Как определяет Пушкин главную тему одической поэзии? («Скальд России вдохновенный, воспевший ратных грозный строй».) Как говорит Пушкин о влиянии военных од Жуковского и Державина? («И струны трепетны посыплют огнь в сердца, П ратник молодой вскипит и содрогнется При звуках бранного певца».)

Спрашиваем учащихся, какие они знают особенности оды как характерного жанра классицизма. Затем объясняем, какие особенности оды видны в стихотворении Пушкина:

1. Обилие славянизмов в языке («И се-пылает брань», «Москва сколь русскому твой зрак унылый страшен», «Отяготела днесь на их надменны выи Десница мстящая творца» и др.).

2. Использование мифологических и античных имен и образов: «тени бледные погибших чад Беллоны», «Герой с улыбкой примиренья Грядет с оливою златой», «Почто небесных аонид», «О, если б Аполлон пиитов дар чудесный Влиял мне ныне в грудь» и др.

3. Наличие антитезы (любимого приема Державина):

' С.м. «Словарь современного русского литературного языка».      •; М., Изд-во АН СССР, т. 1, 1950, стр. 275.                                 $

И там, где роскошь обитала, В сенистых рощах и садах, Где мирт благоухал и липа трепетала, Там ныне угли, пепел, прах.

4. Частое употребление обращения:

Страшись, о рать иноплеменных!.. Вострепещи, тиран! Уж близок чае паденья!.. Края Москвы, края родные!.. О галлы хищные! И вы в могилы пали... О скальд России вдохновенный...

5. Обилие восклицаний:

О страх! о грозны времена!.. Увы, на башнях галл кремля!.

6. Риторические вопросы:

В Париже росс! Где факел мщенья?.. Где ты, краса Москвы стоглавой Родимой прелесть стороны?

7. Олицетворение географических и понятий:

Утешься, мать градов России, Воззри на гибель пришлеца!.. Поникни, Галлия, главой!

исторических

В заключение преподаватель формулирует общие выводы:

Центральная тема стихотворенияпатриотическаятема Родины и Отечественной войны 1812 года, это объединяет данное произведение с последующим творчеством Пушкина.

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» носит следы влияния одической поэзии Державина, классицизма, а также влияния Батюшкова и Жуковского. Наряду с широким использованием художественных приемов державинской оды, мы находим в стихотворении элементы правдивого описания действительности и задушевной лирики.

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» за полной подписью поэта «Александр Пушкин» было напечатано в журнале «Российский музеум» (1815, № 4). Это было первое появление имени Пушкина в печати. Стихотворение сопровождено примечанием: «За достав-

ление сего подарка благодарим искренне родственников молодого поэта, которого талант так много обещает»'.

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» показывает живую связь поэзии Пушкина с литературными традициями патриотической оды классицизма, с поэзией Державина и Жуковского автора «Певца во стане русских воинов». Стихотворение по стилю и образам, по художественной технике является наибольшим приближением поэзии молодого Пушкина к творческим приемам Державина. Но это ученическое произведение исполнено блестяще. Гений Пушкина освещен еще чужими огнями, сверкает заимствованной красотой, но она глубоко понята и освоена юным поэтом. Традиции русской поэзии XVIII века, система ее выразительных средств органически усвоены молодым поэтом и прочно входят в его поэзию. Тема родины, раскрытая поэтом,вот внутренний центр стихотворения. «В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца»,писал Пущин. Картины военной славы XVIII века, нашествие Наполеона, Бородинская битва, разорение и пожар Москвы, разгром Наполеона («В Париже росс»), торжество освобожденного отечествавот основные тематические узлы произведения.

Впечатления о войне 1812 года оказались особенно значительными и глубокими для поколения Пушкина, для поколения декабристов. В статьях о событиях 1812 года, написанных любимым лицейским учителем Пушкина А. П. Куницыным и напечатанных в журнале «Сын отечества», подчеркивался гражданский, освободительный смысл войны: «Сохраним единую токмо свободу, и все бедствия прекратятся», «умрем свободными в свободном отечестве...». Самая терминология Куницына («сограждане», «свободное отечество») восходит к политическому словарю французской революции 1789 года и предвосхищает политическую терминологию декабристов^

Таковы идейные основы патриотизма Пушкина и его лицейских друзей. Мечта о свободном отечестве, на-

' М. А. Ц я в л о веки II. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, т. 1. М„ Изд-во АН СССР, 1951, стр. 74—75.

" См. статью «Война 1812 года в русской литературе», в кн.: «История русской литературы», т. 5. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1941. стр 318.

правленная в 1812 году против Наполеона, завоевателя России, впоследствии оказалась обращенной против аракчеевщины и самодержавия. В этом смысле «Воспоминания в Царском Селе» являются начальным пунктом развития политической лирики Пушкина и тесно связаны с его вольнолюбивыми стихами. От «Воспоминаний» идут пути к оде «Вольность» и к стихотворениям «Деревня», «К Чаадаеву».

От исторического опыта, полученного русским народом и молодыми офицерами-дворянами, участвовавшими в войне 1812 года, от размышлений о пережитом в дни войны и шли декабристы к идее вооруженного выступления против самодержавия. «Мы были дети 1812 года»',эти замечательные слова декабриста М. .И. ^ Муравьева-Апостола должны быть учтены преподавате-^^лем литературы при анализе вольнолюбивой лирики J^ Пушкина. Ярко говорит о том же декабрист и друг ^^ Пушкина Александр Бестужев: «Наполеон вторгся в •^ Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России»^.

„К Чаадаеву"

В поэзии Пушкина тема родины нераздельно слита с темой свободы («вольности святой»). Органическое слияние этих понятий составило идейный пафос стихотворения «К Чаадаеву» (1818). К этому времени в России уже сложился социально и психологически тип молодого человека передового поколения 10—20-х годов XIX века, тип декабриста. В это время уже существовали предДекабристские и первые декабристские тайные кружки и организации.

Пламенная любовь к отечеству была отличительной чертой декабристов.

Ярко писал об этом В. К. Кюхельбекер: «Взирая на блистательные качества, которыми бог одарил народ

1 М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма. 1922, стр. 40.

" А. Бестужев. Об историческом ходе свободомыслия в Рос-.вии. Письмо Николаю 1. В кн.: «Избранные социально-политические и философские произведения декабристок», т. 1. М„ Госполитиздат, 1951, стр. 491.

2. Заказ 5216

Русский, народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку, коему в Европе нет подобного, наконец, по радушию, мягкосердечию, остроумию и непамятозлобию, ему перед всеми свойственному, я душою скорбел, что все это подавляется, все это вянет и, быть может, опадет, не принесши никакого плода в нравственном мире»'.

Вот эти-то стороны мировоззрения передового человека своего времени с замечательной силой и полнотой воплотил Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».

Для понимания стихотворения от учащихся не требуется знания многочисленных подробностей о жизни Чаадаева, но учителю следует подчеркнуть идейную основу дружбы Чаадаева с Пушкиным.

Пушкин познакомился и подружился с ним в последний год своего пребывания в Лицее, когда Чаадаев (он был старше Пушкина на 5 лет), блестяще образованный гвардейский офицер, человек сильного, гордого характера, обращал на себя общее внимание. В 1821 году Чаадаев вступил в тайное общество декабристов, но вскоре уехал за границу и никакого участия в деятельности декабристов не принимал. В 1816—1820 годах, он был близок к Пушкину и оказал большое влияние на формирование мировоззрения молодого поэта. Их дружба была не простой личной привязанностьюэто было товарищество единомышленников, их связывало желание совместно участвовать в борьбе за освобождение родины от оков самодержавия. Оттого такой нежностью проникнута запись, сделанная Пушкиным в дневнике в 1821 г.: «Получил письмо от Чаадаева. Друг мой, упреки твои жестоки и несправедливы; никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя» (VIII, 18).

Читаем учащимся стихотворение «К Чаадаеву». После объяснения непонятных слов и выражений проводится беседа по таким вопросам:

1. Как называет Пушкин Чаадаева, обращаясь к нему? (Товарищ', мой друг.) На какой основе выросла дружба Чаадаева и Пушкина?

2. Какие характерные для декабристов мысли и чувства выражены в стихотворении?

* «Восстание декабристов», т. II, стр. 166.

Анализируя язык стихотворения, обратим внимание учащихся на типичную для гражданской поэзии 10—20-х годов XIX столетия поэтическую терминологию': под гнетом власти роковой, отчизна (вместо более обычного впоследствии родина); вольность святая (вместо употребляемого впоследствиисвятая свобода)-, товарищ (обычное обращение друг к другу в революционных кружках и организациях); самовластье.

Исследователями декабристской поэзии отмечена ее своеобразная условная фразеология, «которая была понятной и доходчивой для широких прогрессивных и читательских кругов и которая вместе с тем не давала прямого повода для цензурных преследований. Такие слова, как «общественное благо», «гражданин», «свобода», «самовластье», «тиранство» и т.п., и даже, казалось, совершенно нейтральныекак «дружба», «верность», «надежда» наполнялись конкретным революционным содержанием в декабристской поэзии»^. В стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» мы видим интереснейший момент становления такой системы условной фразеологии. Возьмем, например, поэтический образ звезды, символически выражающий уверенность поэта в победе революции. Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья^ Напишут наши имена!

Метафорический образ звезды, символизирующий революцию, прочно вошел затем в словарь декабристской поэзии. В. К. Кюхельбекер:

Мы вместе помчимся туда, Туда, где восходит свободы звезда'.

(«К Ахатесу», 1821)

' См. интересную статью Г. А. Гуковского «Стиль гражданского романтизма 1800—1810 годов и творчество молодого Пушкина». В кн.: «Пушкинродоначальник новой русской литературы». М., Изд-во АН СССР, 1941, стр. 167—191.

" Б. Мейлах. Поэтическое творчество декабристов. Вступ. статья к сб. «Поэзия декабристов». Библиотека поэта (Больш, серия). Л., 1950, стр. 30.

' В дореволюционных изданиях слово «самовластье» опускалось, вместо него ставилось отточие.

К. Ф. Рылеев:

Звезда надежды засияла... (Посвящение А. А. Бестужеву поэмы «Войнаровскин», 1823—1825)

...сердца подвиг благородный Пребудет для души младой К могиле Байрона святой Всегда звездою путеводной. («На смерть Байрона):

1824)

А. А. Бестужев:

Ты взора не сводил с здезды своей вожатой... («М. И. Муравьеву-Апостолу»)

С этой же трактовкой образа связано и название альманаха Рылеева и Бестужева «Полярная звезда»'.

Следует обратить внимание учащихся на ряд выражений, которые ярко рисуют «молодой образ мыслей и пылкость тогдашних чувствований»: «Но в нас кипят еще желанья»; «нетерпеливою душой отчизны внемлем при-зыванья»; «Мы ждем с томленьем упованья минуту вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья»; «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы»; «исчезли юные забавы».

Стихотворение «К Чаадаеву» овеяно романтикой молодости поэта и его поколения. 1818—1819—1820 гг., как свидетельствуют в своих «Записках» И. Д. Якушкин и другие декабристы, были годами оживления революционной мысли,- восторженного порыва молодежи, стремившейся к революционному подвигу.

С гордостью и убежденностью в своей правоте об этом говорил Пестель следственной комиссии по делу декабристов: «Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении. Когда с прочими членами, разделяющими мой образ мыслей, рассуждал я о сем предмете, то, представляя себе живую картину всего щастия, коим бы Россия, по нашим понятиям, тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и, сказать можно, восторг, что я и прочие готовы были не только согласиться, но и предложить все то,

что содействовать бы могло к полному введению и совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей»'.

Этот необычайно чистый порыв души декабристского поколения, стремление к подвигу во имя свободы, взрыв революционного патриотизма с громадным подъемом и художественной силой выразил Пушкин в своем стихотворении.

Вполне понятно, что и декабристы питали огромную любовь к творчеству Пушкина. Декабрист И. Д. Якушкин рассказывает о своей встрече с Пушкиным в Каменке в 1820 г.: «Я ему прочел его Noel «Ура! В Россию скачет...», и он очень удивился, как я его знаю, а между тем все его ненапечатанные сочинения: «Деревня», «Кинжал», «Четверостишие к Аракчееву», «Послание к Петру Чаадаеву» и много других были не только всем известны, но в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал их наизусть. Вообще Пушкин был отголосок своего поколения со всеми его недостатками и со всеми добродетелями».

У учителя нет времени для изучения на уроке оды «Вольность», но кратко познакомить с ней учащихся необходимо. Читаются только отрывки из оды с комментариями учителя.

Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец.

Можно показать фотографию Михайловского дворца (Инженерного замка) и кратко рассказать об убийстве Павла 1 и об участии в заговоре его сына, будущего царя Александра 1. После этого учитель прочитает ту часть оды, в которой описывается убийство, обратив внимание на конкретность и историческую точность этого описания и выд&9тив слова, в которых ярко выражено отрицательное отношение Пушкина к убийству и убийцам. «Это отрицательное отношение Пушкина,поясняет преподаватель словами М. В. Нечкиной, вообще было свойственно декабристам. Они не пошли путем

' См.: Б.Мейлах. Поэтическое творчество декабристов, стр. 31 ^выделения везде наши.—Я. Д.).

* Цит. по кн.: М. В. Нечкина. Грибоедов и декабристы, изд. 2. М„ Изд-во АН СССР, 1951, стр. 353.

дворцового переворота они вышли во главе войск на площадь столицы, перед лицом народа открыто, с оружием в руках»'.

«Калигула», «увенчанный злодей», «тиран»вот против кого направлено негодование поэта, достигающее высшего поэтического напряжения в великолепной гневной инвективе:

Самовластительный злодей, Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу, Читают на твоем челе Печать проклятия народы. Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле.

Из ненависти к самовластию рождается революционный пафос оды:

Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Отсюда вытекает и цель оды:

Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.

Надо подчеркнуть, что Пушкин дает правдивое описание России его времени:

Увы! Куда ни брошу взорВезде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы.

По воспоминаниям Н. П. Огарева, ода «Вольность» (1817) произвела огромное впечатление на современников: «...так была сильна у читателей потребность в поэтическом отголоске своих стремлений и надежд. Впечатление, произведенное одой, было не менее сильно, чем впечатление «Деревни» стихотворения, выстраданного из действительной жизни до художественности формы, и не менее «Послания к Чаадаеву», где так звучно сказалась юная вера в будущую свободу. Кто во время

' М. В. Нечкина. Пушкин и декабристы. «Вестник Академии наук СССР», 1937, № 2—3, стр. 154.

оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок не переписывал?»'.

Революционный пафос оды «Вольность» оказал огромное влияние на современников. В оде выдвинуто понятие естественного закона как силы, регулирующей свободные и независимые отношения людей в обществе. «Вечный» закон стоит выше царя:

Владыки! вам венец и трон Дает закон а не природа, Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон.

В оде «Вольность» Пушкин отразил политические воззрения декабристов тех лет. «Политические идеи оды, пишет М. В. Нечкина, вызрели у него не в одиночестве и не только в тургеневской квартире, но и в том широком кругу молодой России, с которым так жадно общался юный поэт, только что вышедший из лицейских стен... Идеал представительного строя, ликвидация абсолютизма, требование законов, ограничивающих всевластие монарха, были характерны и для «Вольности» и для молодого тайного общества»^.

Наряду со стихами «К Чаадаеву» и одой «Вольность» широко распространялась в списках и «Деревня» самое страстное антикрепостническое произведение того времени.

Если одной осью политической идеологии декабризма была борьба с самодержавием, то другойборьба против крепостного права. Совершенно необходимо поэтому прочитать учащимся в классе это стихотворение, хотя оно не включено в число программных произведений, изучаемых в 8 классе.

Стихотворение «Деревня» написано летом 1819 года в селе Михайловском, во время второго приезда туда Пушкина в отпуск из Петербурга. Несомненно, что в основе описательной части стихотворения лежит картина Михайловского и его окрестностей. Покажем учащимся снимок с литографии, сделанной в 1837 году П. Александровым,   «Сельцо  Михайловское»—этот снимок лучше всех других рисунков и описаний дает

'Н. П. Огарев. Избр. прэдзв., т. II, М., ГИХЛ, 1956, стр. 470.

* М. В. Нечкина. Движение декабристов, т. 1, М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 174—175.

представление о Михайловскомтаком, каким его видел Пушкин'.

Учитель читает первую часть стихотворения, отделяя паузой его начало от последующей части, со слов: «Я здесь от суетных оков освобожденный...»

Читается вторая часть стихотворения. Она связана с первой по принципу антитезы: светлые, радостные сцены деревенской природы, мирный шум дубрав, светлые ручьи, лазурные равнины озер противопоставлены страшной картине крепостного рабства, нарисованной поэтом. Могучее гневное ораторское одушевление, которым пронизана вторая часть «Деревни», всегда производит на учащихся сильное впечатление. Они ясно осознают, какое огромное воздействие стихотворение имело на современников.

Разгром восстания декабристов, жестокая расправа с его участниками глубоко потрясли Пушкина. Не раз возвращался он в своем творчестве к раздумьям об этих событиях.

В условиях политической реакции 20—30-х годов поэт не сломился, не перешел на сторону самодержавия: он был верен вольнолюбивым мечтам юности. Вместе с тем его понимание русской и европейской жизни стало шире, историчнее.

Глубоко сочувствуя делу декабристов, Пушкин чутко улавливал определенную закономерность в их поражении. Все это придало особую философичность и значимость его лирике. В борении различных чувств и переживаний, горьких, порой трагических раздумий поэта о смысле жизниэтого «случайного» и напрасного» дара, в лирике 20—30-х годов в конечном счете всегда торжествуют светлые, чисто пушкинские, оптимистические ноты.

Таковы и его стихотворения «Арион» (1827), «В Сибирь» (1827), «Анчар» (1828).

' «Пушкин в портретах и иллюстрациях». Сост. М. М. Ка.таушин. Общая редакция Д Д. Благого, изд. 3-е. Л., Учпедгиз, 1956, стр. 131. Подробный план разбора стихотворения «Деревня», который можно использовать на факультативных занятиях, см. в нашей работе «Опыт изучения лирических произведений Пушкина в 8 классе». Изд-во Красноярского ИУУ, 1959, стр. 27—38.

„Анчар"

После чтения стихотворения на уроке и объяснения непонятных слов и выражений проводится анализ содержания и композиции стихотворения по такому плану'.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (На две.) Прочитайте первую часть и придумайте к ней заглавие. Прочитайте и озаглавьте вторую часть стихотворения.

Читаем вслух первую часть стихотворения. Где растет анчар? Какие эпитеты использует поэт, изображая пустыню? Чахлая и скупая», «природа жаждущих степей».) Как характеризуется одиночество анчара? («Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной».) Объясните выражение: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила». Каким эпитетом определена зелень анчара? («Зелень мертвая».) Найдите описание ядовитого сока анчара. Выделите определения к к слову «смола». («Густой, прозрачною смолою».) Как показывает автор ядовитость анчара? Объясним учащимся слово тлетворный.   (Порождающий  тление, смерть; губительный.)

Описательный или повествовательный характер носит первая часть стихотворения? Составим подробный план этой части (устно).

Каким приемом Пушкин достигает усиления действия и впечатления в таких примерах:

И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила... Принес, и ослабел, и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб...

' Во вступительном слове учитель может привести сведения о «дереве яда», которые были использованы Пушкиным в стихотворении.

В журнале «Детское чтение для сердца и разума» Пушкин мог встретить статью о дереве «упас», растущем на Яве. Из коры дерева вытекает ядовитая сера, ею намазывают наконечники стрел. «Доставать яд посылаются одни только преступники, осужденные на смерть и которым остается одно сие средство ко спасению жизни». (См.: А. С. Пушкин. Стихотворения. Редакция текста и объяснения А. Слонимского. М., Детиздат. 1937, стр. 747—748.)

Найдите другой пример повторяющегося союза м в первой части стихотворения. («К нему и птица не летит, и тигр нейдет».)

Какие славянизмы есть в стихотворении? (Древо, тлетворный, чело, хладный.) Обращаем внимание учащихся на то, что в словах раскаленный, потек звучит звук '^вместо обычного здесь звука Ок этому обязывают соответственно рифмующиеся слова и слоги (раскалённойвселённой, человекпотёк).

Славянизмы в языке стихотворения имеют определенное художественное назначение: они усиливают впечатление мрачности и необычайности рассказа. Если учащиеся не сразу почувствуют стилистическую функцию славянизмов, попробуем провести такой эксперимент: заменим слово древо словом дерево и легко почувствуем, как изменилось смысловое и эмоциональное содержание текста.

Каким эпитетом выражает поэт свое глубокое сочувствие рабу? («Бедный раб».) Это сочувствие выражено не только отдельными эпитетами и образами, но и всем тоном повествования, самой интонацией стиха.

Обращаем внимание на эпитет к слову стрелыпослушливыеи на аналогию между стрелами и рабом: « и тот послушно в путь потек»; и стрелы, и раб являются в руках царя лишь орудием выполнения его воли, царь не видит в рабе человека.

Ради чего была принесена в жертву жизнь человека? («Гибель разослал к соседям в чуждые пределы».)

Образы ядовитого анчара и самовластия, тирании сливаются в стихотворении в единое целое, как воплощение гибельных, чуждых человеку сил, как олицетворение зла жизни.

Именно так восприняли «Анчара» современники Пушкина. Стихотворение сразу же получило политическое истолкование. На него обратил внимание сам Бенкен-дорф. 7 февраля 1832 года он пишет Пушкину: «Генерал-адъютант Бенкендорф покорнейше просит Александра Сергеевича Пушкина доставить ему объяснение, по какому случаю помещены в изданном на сей 1832 год Альманахе под названием «Северные Цветы» некоторые стихотворения 'его, и между прочим «Анчар, древо яда», без предварительного испрошения на напечатание оных высочайшего дозволения»,

В тот же день Пушкин вынужден был отвечать Бен-кендорфу. Он писал: «Я всегда был уверен, что высочайшая милость, коей неожиданно я был удостоен, не лишает меня права, данного государем всем его подданным: печатать с дозволения цензуры. В течение последних шести лет во всех журналах и альманахах, с ведома моего и без ведома, стихотворения мои печатались беспрепятственно, и никогда не было о том ни малейшего замечания ни мне, ни цензуре». На письме Пушкина в канцелярии Бенкендорфа сделана пометка: «В среду II часов к генералу». 10 февраля Пушкин был вызван к Бенкендорфу. Разговор шел о стихотворении «Анчар»'.

Царское правительство, как мы видим, прекрасно понимало направленность стихотворения «Анчар» против современного поэту самодержавного строя в России. Но идейное содержание «Анчара» гораздо шире. По словам Д. Д. Благого, это одно из «самых художественно выразительных и глубоких произведений мировой литературы, направленных против угнетения человека человеком»^. Стихотворение «Анчар» имеет общечеловеческий, философский смысл, оно говорит о неравноправии людей, о том зле, которое создается этим неравноправием.

Белинский относил «Анчар» к «лучшим, задушевнейшим созданиям лирической музы Пушкина»^ Стихотворение «Анчар», заключая в себе громадное обобщение социального и политического характера, глубокое философское содержание, совершенно по форме, об этом свидетельствуют чеканная композиция, блестяще проведенный прием антитезы, предельная сжатость словесного выражения, железный ритм и суровая выразительность стиха. Нельзяяне согласиться с современным исследова-

' Письмо Бенкендорфа см. в кн.: «Переписка А. С. Пушкина», под ред. В. И. Сашова, т. II, стр. 369. Письмо Пушкина к Бенкендорфу см.: А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., под ред. проф. М.А. Цявловского, т. VI, М., ГИХЛ, 1938, стр. 300—Э01. Ср. черновое письмо от 24/11 1832 г., т а м ж е, стр. 541—542.

" Д. Д. Благой. Творческий путь Пушкина (1826—1830). М., «Советский писатель», 1967, стр. 196.

" В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. V. М., Изд-во АН СССР, 1954, стр. 49.

телсм творчества Пушкина, который утверждает: «Анчар»одно из высших достижений мировой лирической поэзии'.

„Ариои" (1827)

Стихотворение написано 16 июля 1827 г., а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабристского восстанияя Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов и о своем отношении к их идеям и революционной борьбе. Эти мысли и нашли отражение в стихотворении «Ари-он», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе поэте и музыканте VII—VI веков до н. э.

Вот легенда об Арионе, как она изложена Геродотом в первой книге его «Истории»: «Арион... решил отплыть в Италию... Там он нажил великие богатства и потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Тарента и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что пропев свою песню, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полныы наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море.

Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр (тиран Коринфа) не поверил рассказу и велел заключить под стражу Ариона и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики ответили, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таренте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены»'. Теперь читаем текст стихотворения Пушкина^. Что изменил Пушкин в содержании греческой легендыы Как изображены спутники поэта-певца? Как описан вождь-кормщик? Какие слова говорят об упорной и дружной борьбе кормщика и его спутников со стихией? Перечитываем строки:

*

...Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный...

Здесь Пушкин отходит от старинной легенды, наполняя ее напоминанием о недавно совершившемся историческом событии. Какое событие должны были невольно припомнить, читая эти строки, современники поэта? Конечно неудачу и разгром декабрьского восстания 1825 года. Теперь наша мысль невольно возвращается к правильному пониманию начальных строк стихотворения. Перечитываем их.

Дружные пловцы, переполнившие челн, ассоциируются с друзьями поэтадекабристами. В «грузном челне» они заняты общим делом «иные парус напрягали, Другие дружно упирали в глубь мощны веслы».

' Б. П. Городецкий. Лирика Пушкина. М.ЛСССР, 1962, стр. 330. Под этим же заглавием вышла Городецкого, написанная специально для учителей. (Л„ ние», 1970.)

, Изд-во АН книга Б. П, «Просвеще-

' Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г. А. Стратоновского. «Наука», 1972, стр. 17—18.

" В методической разработке «Ариона» нами использован анализ этого стихотворения, данный в исследовании Д. Д. Благого «Творческий путь Пушкина (1826—1830)». М., «Советский писатель», 1967, стр. 153—159.

Певец духовно близок своим спутникам: «А я, беспеччой веры полн, пловцам я пел...» Что имеет здесь в виду Пушкин? «Беспечной верой» в победу полны его политические стихи 20-х годов. Какое стихотворение Пушкина здесь невольно вспоминается? («К Чаадаеву»:

Товарищ, верь', взойдет она, Звезда пленительного сччстья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Эти слова полны светлым и радостным предчувствием победы революционного движения декабристов.)

Перечитываем еще раз наиболее драматичные строки: «Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец!». Обдумаем выразительность глагола измял. Здесь ярко показано несоответствие «необъятной силы» моря и слабости перед ней пловцов на челне, с какой бы верой в себя и упорством ни боролись они с водной стихией, с каким бы твердым мужеством ни правил челном «кормщик умный», с какой бы силой «беспечной веры» ни звучали песни их единомышленника-певца. Обратим внимание на замечательную звукопись этих строк, на подбор согласных звуков:

Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный...

Вихрь погубил плывущих: «Погиб и кормщик и пловец». Так погибли вожди декабристов, так были разбросаны по тюрьмам и каторгам, подставлены под пули горцев рядовые декабристы. Читаем заключительную часть стихотворения:

Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою.

Не дельфин, как в греческой легенде, спасает Арио-наПушкина: он «на берег выброшен грозою»тот «вихорь шумный», что потопил и кормщика и пловцов, выбросил на берег певца. Какой эпитет дан к слову «певец»? (Таинственный.) Это романтический эпитет. Певец выброшен на берег грозою не по сччстливой случайности его спас мощный поэтический дар певца-поэта,

вдохновения над

«таинственная» сила поэтического ней не властны и бури.

Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Cytuy на солнце под скалою.

Что значат слова «Я гимны прежние пою»? Этими словами поэт утверждает свою верность освободительным идеям и стремлениям начала 20-х годов. В вариантах у Пушкина было:

Спасен дельфином, я пою... Гимн избавления пою...

Но Пушкин предпочел слова: «Я гимны прежние пою...».

Объясните разницу в смысле этих выражений и подтвердите правильность окончательной редакции.

Очень интересно здесь употребление слова гимны. В оде «Вольность» Пушкин, обращаясь к «свободы гордой певице», говорит, что она внушала поэтам «гимны смелые». «Гимны смелые свободе»стихи Пушкина, связанные с поэтическим отражением идей декабристов. Поэт и теперь, после «грозы», поет «прежние гимны»он не изменил своим друзьям-декабристам.

Так Пушкин наполнил совершенно новым, остро современным смыслом греческую легенду об Арионе. Но в языке стихотворения есть старинные слова, придающие стихотворению античную окраску. Найдите эти слова (мощны, кормщик, лоно, гимны, ризу), замените понятные вам слова современными формами. (Мощные, кормчий.) «Арион»лирическое с т ихотвор е-н и е. Повествовательную форму древнегреческой легенды Пушкин превратил в лирическую, что придало совершенно иное звучание стихотворению. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов. Но он понимал неизбежность их поражения: хоть их было и «много» на челне, хоть упорен был их труд, умен их вождь, но они были бессильны противостоять стихии моря, грозе«вихорь шумный» потопил их челн, погубив и кормчего и пловцов. Катастрофу декабристов объяснил В. Н. Ленин: «Узок

круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало»'.

Эти слова В. И. Ленина помогают раскрыть смысл еще одного стихотворения Пушкина «В Сибирь», написанного в тот же период.

„В Сибирь" (18-27)

Чтобы ознакомиться с обстоятельствами создания стихотворения,   обратимся   к «Запискам княгини М, Н. Волконской», жены декабриста С. Г. Волконского, одной из первых решившейся последовать за своим мужем в сибирскую каторгу и ссылку. Мария Николаевна Волконскаядочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского, семья которого сыграла значительную роль в жизни Пушкина в период его южной ссылки. Эта незаурядная женщина написала превосходные «Записки», в которых сумела рассказать о себе и своей эпохе с большим умом, задушевностью и искренностью. Мы воспользуемся возможностью дать учащимся пережить очарование ее рассказа, обаяние души передовой женщины своего времени.

Преодолев сопротивление семьи, в особенности почитаемого ею отца, перешагнув через все препятствия, поставленные перед нею царским правительством, Николаем 1, сделавшим все, чтобы удержать жен декабристов от стремления последовать в Сибирь за своими мужьями, Волконская проводит свой последний вечер в Москве, в доме Зинаиды Александровны Волконской, известной своими музыкальными и поэтическими талантами; в салоне Волконской собирался цвет дворянской интеллигенции Москвы, здесь. часто бывал А. С. Пушкин, посвятивший 3. А. Волконской стихотворение.

Рассмотрим репродукцию картины Г. Мясоедова «Салон Зинаиды Волконской». Вот Пушкин, вот читающий стихи (или выступающий с импровизацией) Адам Мицкевич, знаменитый польский поэт, вот П. Я. Чаадаев, поэты Д. В. Веневитинов, Баратынский, Дельвиг. В этом доме провела свой последний вечер в Москве М. Н. Волконская. А теперь читаем ее рассказ: «В Москве я остановилась у Зинаиды Волконской... Зная мою

' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 261.

страсть к музыке, она пригласила всех итальянских певцов, бывших тогда в Москве, и несколько талантливых девиц московского общества. Я была в восторге от чудного итальянского пения, а мысль, что я слышу его в последний раз, еще усиливала мой восторг. В дороге я простудилась и совершенно потеряла голос, а пели именно те вещи, которые лучше всего знала; меня мучила невозможность принять участие в пении. Я говорила им: «Еще, еще, подумайте, ведь я никогда больше не услышу музыки». Тут был и Пушкин, наш великий поэт; я его давно знала... он хотел мне поручить свое «Послание к узникам» для передачи сосланным, но я уехала в ту же ночь, и он его передал Александре Муравьевой... Пушкин мне говорил: «Я намерен написать книгу о Пугачеве. Я поеду на место, перееду через Урал, поеду дальше и явлюсь к вам просить пристанища в Нерчинских рудниках»^ Это было 26 декабря 1826 года.

Показываем портреты М. Н. Волконской и А. Г. Муравьевойони выполнены знаменитым русским портретистом П. Соколовым^

Стихотворение «В Сибирь» Пушкин действительно передал Александре Григорьевне Муравьевой, жене декабриста Н. М. Муравьева,' своего давнего и близкого знакомого, о котором поэт упомянул в главе десятой «Евгения Онегина» («...У беспокойного Никиты»).

Читаем текст стихотворения «В Сибирь». Предлагаем учащимся отметить все слова и выражения, рисующие} конкретную картину жизни декабристов в сибирской ссылке и каторге^и объяснить их значение («во глубине сибирских руд», «в мрачном подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы»). Чтобы помочь учащимся яснее представить условия жизни декабристов, показываем репродукции подлинных рисунков и акварелей художника-декабриста Н. А. Бестужева, познакомим учащихся с самим худож-

' «Записки княгини М. Н, Волконской». Читинское книжное издательство, 1960, стр. 47—51.

" Оба портрета воспроизведены в ки.: «Пушкин в портретах и иллюстрациях», изд. 3. Л... Учпедгиз, 1956. Есть еще интереснейшие портреты М. Н. Волконской, созданные в Сибири Н. А. Бестужевым. См.: «Литературное наследство», т. 60, кн. II. М., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 113, 115, вклейка между стр. 306 и 307.

3. Заказ 5216                        3S

пиком, одним 113 пяти братьев Бестужевых,они все были участниками декабристского движения и восстания 14 декабря.

Прочитаем еще один небольшой отрывок из «Записок» М. Н. Волконскойрассказ о первом свидании с мужем в тюрьме: «Вдоль стен комнаты находились сделанные из досок некоторого рода конуры или клетки, назначенные для заключенных; надо было подняться на две ступени, чтобы войти в них. Отделение Сергея имело только три аршина в длину и два в ширину; оно было так низко, что в нем нельзя было стоять; он занимал его вместе с Трубецким и Оболенским. Последний, для кровати которого не было места, велел прикрепить для себя доски над кроватью Трубецкого. Таким образом, эти отделения являлись маленькими тюрьмами в стенах самой тюрьмы... В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом его самого»'.

В рассказе М. Н. Волконской есть все приметы жизни декабристов, упомянутые Пушкиным: «во глубине сибирских руд» и «в мрачном подземелье», «мрачные затворы», «тяжкие оковы». Точную, эмоционально выразительную картину нарисовал Пушкин.

Обращаем внимание учащихся на слова «скорбный труд»^ «Труд» это, конечно, прежде всего каторжная работа декабристов в «мрачном подземелье»та, о которой рассказала М. Н. Волконская. Скорбный трудэто труд, приносящий скорбь, страдание (Словарь языка Пушкина, т. 4, стр. 147), но этои подвиг. В таком смысле понимается это выражение в «Слове о полку Игореве»: «...начати старыми словесы трудъных повестей о плъку Игореве, Игоря Святославича». «Скорбный

' «Записки М. Н. Волконской», стр. 65—66.

' В дальнейшем ходе урока использованы некоторые наблюдения и выводы Д. Д. Благого («Творческий путь Пушкина (1826—1830)». М., «Советский писатель», 1967, ст.р. 142—147) и А. Слонимского («Мастерство Пушкина», изд. 2, испр. М., ГИХЛ, 1963, стр. 51—55).

трудэто не только каторжная работа, это вообще их (декабристов.Н. Д.) трагическое дело и трагическая судьба» '(Д. Д. Благой). ''Пушкин употребил выражение ^скорбный труд» рядом с другим: «дум высокое стремленье», характеризующим идеалы декабристов, те благородные цели, ради осуществления которых они боролись. ^Здесь звучит и преклонение перед подвигом декабристов и понимание Пушкиным значения их скорбного труда. Этот труд «не пропадет» это труд во имя будущего."

В каких словах выражена вера поэта в победу дела декабристов в будущем?

Оковы тяжкие падуг, Темницы рухнут, и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Это картина победившей революции.

«Братьями» называл Пушкин своих единомышленников декабристов («Повешенны» повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна»,писал поэт Вяземскому).

Какие слова стихотворения показывают, что декабристы нс одиноки, что они не забыты?

Что должны хранить декабристы в своей душе перед лицом разгромившего их самодержавия?

От последнего вопроса следует прямой переход к чтению ответа Пушкину поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского, которым и можно закончить анализ стихотворения «В Сибирь».

О значении для декабристов политических стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов следственной комиссии, их отзывы в письмах и мемуарах. Вот некоторые из них:

М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные. Это все более и более укореняло во мне либеральные мнения».

П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне... от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»... разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый (в других родах) поэт наш А Пушкин».

В. А. Диво в: «Свободный образ мыслей получил частию от сочинений рукописных; оные были свободные стихотворения Пушкина и Рылеева и прочих, неизвестных мне сочинителей»,

Н. И. Л о ре р: «Сочинения Пушкина почти у каждого находятся и кто их не читал».

В. И. Ш те И н гель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался сочинениями Пушкина, дышащими свободой».

М. Н. Паскевич: «Первые либеральные мясли заимствовал... Сюлее от чтения вольных стихов господина Пушкина».

П. Я. Чаадаев: «Вольнолюбивые стихи Пушкина весьма известны в России и находились во всех руках»'.

Так расценивали стихи Пушкина сами декабристы. Огромное значение для современников Пушкина имели и его стихи о декабристах, написанные после разгрома восстания 14 декабря 1825 г. Этими произведениями Пушкин утверждал передовое революционное истолкование декабризма, развитое потом Герценом и последующими поколениями в истории русского революционного движения. Николай 1 в своем манифесте о событиях 14 декабря 1825 года, а также следственная комиссия в донесениях царю искажали и старались принизить декабристов и историческое значение их дела. Вдохновенные стихи Пушкина «Арион»,  Сибирь» утверждали величие подвига декабристов^ намечали правильную и глубокую оценку декабристского движения. Слова Пушкина, обращенные к декабристам: «Не пропадет ваш скорбный труд» невольно вспоминаются, когда мы читаем слова В. П. Ленина о декабристах: «Их дело не пропало».




1. Отраслевая структура современной промышленности
2. Тема уроку Мета уроку.html
3. Механика грунтов
4. МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЮ 1.
5. связь как одну из отраслей общественного производства обеспечивающую передачу сообщений то есть передачу
6. за и против он ледяным тоном приказал- Продвигайтесь вперёд широким фронтом прячась за деревья и кус
7. х классов 19 декабря 2013 года Предмет Класс Груп
8. Отчет по Лабораторной работе ’3 Цель работы- Исследовать принципы работы регистров
9. Контрольная работа по ценообразованию Вариант 8 Выполнила студентка Факультет- финанс
10. Частные деньги проблемы и перспективы развития
11. 2 реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук
12. а первоначальная история б рефлективная история с философская история
13. а методы основанные на принципе механического разделения микроорганизмов; б методы основанные на биологи
14. Право внешних сношений
15. Лабораторная работа 4
16. Эволюция Земли
17. Венгрия Правление наследников Иштвана I
18. Как выяснилось позже его звали Евгений но мы узнали об этом лишь в конце моего очерка поэтому позволю себе
19. доклад требует краткого предисловия.
20. ЗОЛОТОЙ ПЕГАС ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА г.html