У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

по теме Теория познания для студентов Продолжительность занятия 4 часа

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гуманитарных дисциплин

Утверждено на заседании кафедры 2005 г

 Для студентов 2 курса факультетов

лечебного, педиатрического,

медико-профилактического, ФВО,

стоматологического,

3 курса фармацевтического ф-та.

Методическая разработка

по «Философии»

для семинарского занятия по теме «Теория познания»

(для студентов) Продолжительность занятия — 4 часа.

Зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин,

и. о. профессора, к.ф.н. Мельникова Т. Г

Составитель: ст. преподаватель Тарасенко Д. Б.

Владивосток, 2005.


Тема 13. Теория познания.

Занятие 1 (2 часа) Тема: проблема познаваемости мира; учение о познании.

Мотивация: пробудить интерес к философским проблемам познания.

Цель занятия: сформировать у обучающихся понятие о познании и основных подходах к проблеме познаваемости мира в истории философии.    -

Задачи: 1. Работа с понятиями.

  1.  Дать общую панораму основных философских подходов к проблеме познаваемости
    мира.
  2.  Познакомить учащихся с основными видами познания.
  3.  Познакомит учащихся с основными познавательными'способностями человека.
  4.  


План

  1.  Работа с понятиями.
  2.  Проблема познаваемости мира в истории философии.
  3.  Основные виды познания.
  4.  Познавательные способности человека.
  5.  Диалектика чувственной и рациональной сторон познания.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

  1.  Организация занятия.
  2.  Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

П. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

1)       Работа с понятиями.

Агностицизм - направление в теории познания, отрицающее познаваемость мира. Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве

принципа мышления (особенно сомнение в надёжности истинности). Познание - это процесс приобретения   и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование; это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Знание - объективная реальность, данная   в создании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Употребляется в значениях: а)    Способности, умение, навыки,  которые базируются на осведомлённости как что-либо сделать, осуществить; Ь)    Любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация; с)    Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношений человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

2) Проблема познаваемости мира и философский скептицизм.

Вопрос «Познаваем ли мир в принципе?» относится к числу «вечных». В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен (если сравнивать с той же Вселенной) и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. В попытке решения данной проблемы можно обозначить два варианта решения:

  1.  мир познаваем таким, какой он есть на самом деле. Эта позиция называется
    гносеологическим оптимизмом. Её разделяли все философы-рационалисты Нового времени
    (Р. Декарт, Г. Гегель) и сторонники марксистской философии.
  2.  достоверное познание предметов, их сущности невозможно. Сторонники данной
    парадигмы делятся на агностиков (Д. Юм, И. Кант), отрицающих саму возможность
    получения   объективно   истинного   знания,   и   скептиков,      ставящих   под   сомнение
    достоверность результатов процесса познания.
  3.  


Например, основатель античного скептицизма Пиррол (ок. 365 - 275 до н. э.) считал достоверным чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным); заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Например: «Мне кажется, что это яблоко сладкое» - правильное суждение (истина), а суждение «Это яблоко сладкое» -неправильное (заблуждение), ибо найдётся человек, которому данное яблоко покажется, например, кислым. Поэтому, чтобы не попасть впросак, надо воздерживаться от категоричных суждений.

Философ Нового времени Д. Юм полагал, что причинно-следственные связи суть психический феномен. Есть наша привычка, что за одним явлением следует другое, эта связь фиксируется в ощущениях. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем.

В основе теории познающего субъекта И. Канта лежит следующее утверждение: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание всё же будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе. Мы не можем познать суть вещей, мы никогда не узнаем, каковы предметы на самом деле. Нельзя сравнивать то, что находится в сознании, с тем, что лежит за его пределами, трансцендентно ему. Всё, что содержится в мыслях и чувствах, имеет «примесь» субъективности. Внешний мир, подобно страннику, стучится в храм разума, возбуждает его к деятельности, оставаясь в то же время под покровом неведомого: ведь он не может, в самом деле, войти в этот храм, не подвергшись при вхождении деформации. И разум вынужден только догадываться о том, каков же этот странник, придумывать его образ, который оказывается чем-то кентаврообразным: что-то от самого странника, а что-то от нашей человеческой природы. Из этого описания видно, что источником агностицизма неизбежно является гипотеза о трансцендентности сознания.

Итак, Кант, во-первых, поставил здесь вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта, во-вторых, признал, что действительность всегда выводит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их. Кроме того, он констатировал, что мир познается только в формах его данности человеку. Именно последнее обстоятельство и позволило философу утверждать, что мы познаём явление вещи а не вещь как она существует сама по себе. Это утверждение, будучи абсолютизированным, создаёт непроходимую пропасть между сознанием и миром и ведёт к агностицизму.

Одним из источников агностицизма является гносеологический релятивизм -абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: всё в мире скоротечно, истина - и на житейском, и даже на научном уровне - выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признаётся заблуждением. У истины, как у лекарства, есть срок годности.

Примером крайнего релятивизма может служить учение античного философа Краткла (2-я пол. V в. - нач. IV в. до н. э.), считавшего, что всё в мире изменяется столь быстро, что в нём нет ничего абсолютно устойчивого. Поэтому, говорил он, нельзя даже назвать тот или иной предмет, животное или человека, ибо, пока мы будем произносить слово, они уже изменятся и не будут тем, за что мы их принимаем. Кратил советовал во избежания заблуждения молчать и лишь в случае самой крайней необходимости указывать пальцем.

Во второй четверти XIX в., в результате бурного развития физиологии, ученые обратили внимание на то, что не существует однозначной связи между свойствами предметов и органом, в котором возникают ощущения, (например, электрический раздражитель способен вызвать вкусовые, зрительные и другие ощущения - всё зависит


от природы органов чувств). Для немецких физиологов И. П. Мюллера (1801 - 1858) и Г. Гелъмгольца (1821 - 1894) данный факт стал основанием для философского агностицизма.

На рубеже XIX - XX вв. возникла философская концепция конвенционализма [виднейший представитель - французский математик и философ Анри Пуанкаре (1854 -1912)], согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учёными.

Агностицизм - это гипертрофированная форма скептицизма. Скептик признаёт принципиальную возможность познания, но выражает сомнение в достоверности знания. Агностик лее утверждает: «Я не знаю, что это такое и никогда не узнаю».

Агностицизм опровергается практикой: учёные создают теории, эти теории подтверждаются опытами, на основе этих теорий инженеры строят успешно работающие механизмы, машины и проч.

3) Основные виды познания.

Все виды знания (и формы познания) можно разделить на две группы, рациональные (житейское, научное и практическое) и иррациональные (художественное и религиозное).

  1.  Житейское познание (и знание). Оно основано прежде всего на наблюдении и
    смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным
    жизненным опытом , чем с абстрактными научными представлениями. Базирующееся на
    здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной
    основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой.
    Пример: народная медицина.
  2.  Научное познание. Оно предполагает не только констатацию и описание фактов,
    но также их объяснение. Учёные ищут ответ на вопрос: почему   то или иное явление
    протекает именно таким образом. Научное знание - это законы, устанавливающие связи
    между явлениями или событиями. Научное знание не терпит бездоказательности: то или
    иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное знание
    - это, прежде всего, объяснительное знание.
  3.  Практическое познание. Этот вид познания тесно связан с предыдущим. Здесь
    главной фигурой является инженер.  Если учёные открывают законы, то инженеры
    создают новые вещи (приборы, устройства, компьютерные программы, промышленные
    технологии и т. д.) на основе уже известных законов (принципов). В этом смысле
    политиков-реформаторов,  например,   можно  назвать  социальными  инженерами:   они
    изменяют общество в соответствии с социологическими, историческими и прочими
    закономерностями.

  1.  Художественное   познание.   Оно  обладает  определённой   спецификой.   Его
    отличительные черты: образность (вместо понятийности), целостность    и     отсутствие
    разделения на субъект и объект. Механизм художественного познания заключается   в
    самоотождествлении субъекта с изучаемым объектом. Это - иррациональное познание
    (попробуйте пересказать содержание картины, стихотворения или кинофильма!), это не
    только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира
    душевных    переживаний,     нравственных    и     иных     мировоззренческих    проблем,
    продумывание с новых точек зрения прежних жизненных решений - решений героев
    художественного   творения   или   собственных   жизненных   поступков.   Этот   опыт  -
    познавательный, эмоциональный и этический - создаёт связь поколений в общем потоке
    всемирной истории.
  2.  Религиозное познание также специфично. Истины веры открываются только
    глубоко верующему человеку. Их постижение возможно лишь в изменённом состоянии
    сознания, достигаемом при помощи медитации. [Медитация - погружение разума в мир, в
    предмет, сосредоточенность на чём-то одновременно с элиминацией (исключением)
    любых  внешних  помех,  препятствующих максимальной концентрации внимания  на
  3.  


предмете.] Основным методом постижения истин веры христианские теологи называют откровение (т. е. постижение истины в результате напряжённого самоуглубления индивида). Интересующиеся данной проблемой могут почитать монографию У. Джемса «Многообразие религиозного опыта» - СПб., 1992.

4) Познавательные способности человека.

Научное познание имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Первый уровень базируется на способности человека получать информацию при помощи органов чувств, второй - на способности человека к абстрактному мышлению.

Не следует отождествлять чувственное знание и эмпирическое. Чувственное знание -это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолёт и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показания прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень связан с использованием всевозможных приборов.

Познание начинается с ощущений. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств (интерорецептивная система останется за рамками нашей темы). Кроме того, ощущения дают также богатую информацию о количественной характеристике явлений (громкость, оттенки цвета, температурные и проч. Различия вещей и процессов).

Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, именуемый восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Ощущение и восприятие осуществляется и развивается в процессе практического взаимодействия человека и внешнего мира, в труде и т. д. Необходимым условием здесь является активная работа органов чувств; например, неподвижный глаз не в состоянии воспринимать цвет вещей.

Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную роль в процессе познания. Она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое. Ведь чтобы осознать что-то, необходимо в т. ч. сравнить настоящее с прошедшим. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Здесь сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление - это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей: Мышление подчиняется законам логики, которые представляют собой обобщённое отражение объективных вещей на основе практики. Выделяют практическое и теоретическое мышление. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление - на отыскание общих закономерностей.

Необходимо подчеркнуть, что если эмпирическое познание констатирует, как протекает событие, то теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает


именно таким образом и какие законы лежат в его основе. В итоге теоретическое познание отождествляется с теоретическим мышлением. Основные формы мышления - это понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чём-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек» не только отражает существенно общее, но и отличие любого человека от всего другого, а понимание сущности данного человека предполагает знание сущности человека вообще, т. е. наличие понятия о том, что такое человек: «Человек - это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью и способностью трудиться».

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определённой связи, в виде суждений. Мыслить - значит судить о чём-либо, выявлять определённые связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение - это форма мышления, которая посредством связи понятий утверждает (или отрицает) что-либо о чём-либо. Например: «Клён - растение», «человек смертен» и т. п.

Понятия и суждения - это звенья в цепи рассуждений. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (обычно тоже в виде суждения). В обыденной практике рассуждения обычно заканчиваются выводом. Например:

Человек  смертен Сократ - человек

Сократ  смертен

К числу познавательных способностей человека также относят^интуицию. По мнению французского философа А. Бергсона (1859 - 1941) , функция интуиции заключается в тончайшем рассмотрении сути дела. Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы в одно мгновение схватывает целое в его сущности, да так, что рациональная логика ума не поспевает за ней, а потом «удивляется» тому, как это у неё получилось, как это она опередила его.

Выделяют две разновидности интуиции: чувственную (характерную для художественного и религиозного видов познания) и интеллектуальную. Благодаря последней сделана масса открытий (Д. И. Менделеев - «Периодическая система элементов», Ф. А. Кекуле - структура бензола и проч.). О врачебной интуиции С. П. Боткина сложены легенды (подробнее об интуиции можно почитать в учебнике: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М., 1996. - С. 230 - 248.). Необходимо добавить, что в процессе интуитивного познания промежуточные этапы рассуждения протекают более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог размышления -истина.


5) Диалектика чувственной и рациональной сторон познания.

Два уровня (ступени, этапа) познания диалектически связаны между собой. Причина кроется в функциональной дифференциации коры больших полушарий ГМ человека (см. любой учебник по Общей психологии).

Ощущение и понятие отражают ту или иную сторону объекта познания; восприятие и суждение формируют его чувственный или логический образ; представление или умозаключение открывают возможность «отрыва» от объекта познания, избирательно-обобщённого отражения и композиционно-творческого моделирования действительности.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Что такое «познание», «знание», «агностицизм», «скептицизм»?
  2.  Какие подходы к проблеме познаваемости мира вам известны? В чём разница между
    агностицизмом и скептицизмом?
  3.  Какие виды знания и формы познания вам известны?
  4.  В чём разница между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания?
  5.  Какие познавательные способности человека вам известны?


Занятие 2 (2 часа). Тема: Цель и методы познания.

Мотивация: пробудить интерес к теории и методам познания.

Цель занятия: знакомство обучающихся с понятиями «истина», «практика» и их ролью в процессе познания.

Задачи: 1. Дать представление об истине и её связи с процессом познания.

2. Познакомить с понятием «практика», основными формами практики и её

ролью в процессе познания.

3. Дать представление об основных общенаучных методах.

План

  1.  Работа с понятиями.
  2.  Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин.
  3.  Познание и практика.
  4.  Научное познание и его методы.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

  1.  Организация занятия.
  2.  Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

1.  Работа с понятиями.

Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящий предмет так как он существует вне и не зависимо от сознания человека.

Относительная истина - это неполное знание о предмете (системе или мире в целом). Абсолютная истина - это полное, счерпывающее знание о предмете (сложно организованной материальной системе или в мире в целом);


абсолютная истина не может быть опровергнута при дальнейшем развитии

познания.

Заблуждение - искажённое отражение объекта познающим субъектом,

возникающее как абсолютизация результата познания отдельных сторон объекта

изучения.

Ложь - преднамеренное искажение истины (как правило с определённой

целью).

Практика - 1 )чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека

по преобразованию материальных систем;

2)совокупная деятельность человечества, от всего человечества в его историческом развитии.

Наука - сфера человеческой деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку.

2) Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин.

Ценность любого знания определяется мерой его истинности.

Помимо приведённого выше определения, существуют и другие: истина есть то, что подтверждено опытом; истина - это некое соглашение, конвенция; истина - это свойство самосогласованности знаний; знание истинно, если оно полезно, эффективно, с точки зрения его использования на практике.

Кроме истины выделяют таюке заблуждение и ложь. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения возникают вследствие абсолютизации результатов познания отдельных сторон изучаемого объекта. Иногда на основе заблуждений возникают т. н. псевдонауки - например, астрология. Если заблуждение - это непреднамеренное искажение истины, то ложью можно назвать как раз иное: лгущий искажает известную ему истину с какой-либо определённой целью. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть также и логически неправильное мышление (пример -софистика).

В повседневной действительности заблуждению соответствует ошибка, а лжи -обман.

Познание - это бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного знания ко всё более глубокому и всеобъемлющему постижению сути вещей. Поэтому истина есть единство результата и процесса. Истина исторична. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, конкретно-историческими обстоятельствами и проч. Объект же познания неисчерпаем. Научное знание всегда относительно. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Примером относительной истины является классическая механика И. Ньютона, долгое время господствовавшая в науке. Потом А. Эйнштейн доказал, что ньютоновская теория является лишь частным случаем теории относительности. Когда-нибудь докажут, что Эйнштейн тоже заблуждался.

Из всего вышесказанного, однако, не вытекает, будто абсолютных истин нет. Вот примеры абсолютных истин: «Земля вращается вокруг Солнца», «человек смертен» и т. д. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.

Пример с теориями И. Ньютона и А. Эйнштейна говорит о сложных взаимоотношениях между относительной и абсолютной истинами. В каждой относительной истине есть доля истины абсолютной. Диалектику относительной и абсолютной истин можно изобразить графически:

10


X

Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную область вправо от вертикали «хх» и выше от горизонтали «гу», то ступени 1, 2, 3... будут относительными истинами (в нашем примере 1 - классическая механика И. Ньютона, 2 - теория относительности А. Эйнштейна, 3 - гипотетическая сегодня постэйнштейновская картина мира).

Конкретность истины - один из основных принципов диалектического подхода к познанию - предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания. Например, суждение «вода кипит при г=100С°» верно лишь при условии, что речь идёт об обычной воде (плотность, удельный вес, химический состав и проч. которой не выходят за определённые рамки) и нормальном атмосферном давлении (примерно равном 760 мм рт. ст.). Если изменится, например, давление, то суждение утратит истинность. Следовательно, суждения, верно отражающие объект в данных условиях, становятся ложными по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

3)Познание и практика.

Практика (см. определение выше) имеет три атрибута: это чувственно-предметная деятельность; это целеполагающая деятельность; и это деятельность, направленная на преобразование материальных систем.

Если какой-либо из признаков отсутствует, то деятельность становится предметно-манипулятивной. Примеры: ребёнок до двух лет копирует действия взрослых, не осознавая цели; мифический Сизиф, чей труд не приводил к каким-нибудь результатам; нет практики и в мире роботов, т. к. цели ставит человек.

По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не даёт ему оторваться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она - цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.

Выше я перечислил три функции практики в отношении познания. Иногда выделяют четвёртую - детерминирующую. В данном случае речь идёт о том, что практика «подталкивает» познание в том или ином направлении. Например, исследователи подсчитали, что человечество чаще воюет, чем живёт в состоянии мира. Поэтому учёные уделяют много сил, времени и средств для разработки наиболее «эффективных» средств и орудий убийства, способов их доставки к «месту назначения» и средств коммуникации. Так только в XX в. изобрели ядерное оружие, ракеты и Интернет. Обратите внимание, что

11


гражданское использование ядерной энергии и проч. отстаёт во времени от их военного использования.

Выделяют следующие формы практики:

а) общественно-производственную     (промышленное     и     с/х    производство,
изготовление продуктов потребления и средств производства);

б) социально-политическую    (создание    государств,    формирование    партий,
преобразование    социальных    структур,    органов    управления,    революционные    и
террористические  движения,  забастовки,   войны,  акции  по   ликвидации  ядерного  и
химического оружия и т. п.);

в) научно-экспериментаторскую, связанную с намеренным изменением объекта
исследования (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и др.
виды эксперимента);

г) врачебную      или      медицинскую      (хирургическая,      терапевтическая,
стоматологическая и т. п.);

д) семейно-бытовую,  повседневную,  хозяйственную  (строительство  и  ремонт
жилья, садоводство, огородничество, приготовление пищи, уход за детьми и т. п.).

Перечисленные формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: детская игровая практика, асоциальная практика убийц, спортивная практика, ведущая к физическим изменениям людей и т. п.).

Вопрос «Можно ли художественную деятельность отнести к практике?» является спорным. Например, деятельность скульптора отвечает трём основным признакам практики, перечисленным в определении (1). Однако главной функцией искусства является эмоционально-эстетическое воздействие на духовный мир человека, т. е. духовная деятельность. Следовательно, к практике относятся те виды духовной деятельности, в которых явно выражена предметность. Не следует причислять к практике деятельность театрального артиста, писателя, идеолога, создателя военных теорий, политических доктрин и программ.

4) Научное познание и его методы.

Выше уже говорилось о специфике научного познания. К сказанному можно добавить, что наука осваивает- мир в понятиях. Именно оперирование понятиями и позволяет выполнять науке основные познавательные функции: описание, объяснение и предсказание явлений определённой предметной деятельности. Именно поэтому каждая наука имеет собственный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. В плане рациональности научное познание характеризуется ещё двумя чертами - доказательностью и системностью. Эти черты отличают научное познание от обыденного. В основе системности и доказательности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений.

Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных методов. Определение метода вам уже известно (из темы № 6).

В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнил его со светильником, освещающем путнику дорогу в темноте. «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, если следуешь по ложному пути. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Существуют по крайней мере, две систематизации методов:

1) по уровням исследования все методы делятся на эмпирические [наблюдение, описание, измерение (сравнение) и эксперимент] и теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный и проч. методы);

12


2) по областям применения выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Последние (например, экстрагирование, сепарирование, препарирование и др.) останутся за рамками сегодняшней лекции. В каждой науке есть свои специфические методы, область применения которых ограничена рамками той или иной предметной области.

Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным (при помощи приборов - микроскопа и др.). Наблюдение - это активная форма деятельности, направленная на определённый объект и предполагающая формулировку целей и задач. Однако, наблюдатель видит то, что предлагает сама природа. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Эксперимент даёт возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения этих свойств в связи с изменением условий. Для эксперимента характерны контролируемость условий, возможность измерения параметров процессов и использование инструментов и приборов.

В ходе и по итогам наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Описание всегда предполагает определённую систематизацию материала, т. е. его группировку и некоторое обобщение.

Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Основное требование - сравниваться должны действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. Нет смысла сравнивать, к примеру, килограммы с метрами.

В науке сравнение выступает как сравнительный, или сравнительно-исторический метод. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и др. Так, в сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у детей, а также животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные свойства и связи, а существенные.

Анализ и синтез.

Анализ - мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Анализ применяется для изучения частностей. Когда путём анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания - синтез - мысленное объединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Синтез то существенно общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез находятся в единстве.

Индукция и дедукция.

Индукция - метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция - способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Другие методы:

Абстрагирование - отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. В результате абстрагирования получились, например, такие понятия, как «растение», «человек», «объём», «длина» и др. В медицине абстрагирование применяют при постановке диагноза.

Обобщение - приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. В результате обобщения получились такие медицинские категории, как «больной», «норма», «патология» и др.

13


Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществления их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. В результате идеализации получились такие понятия, как например, «точка», «прямая линия», «окружность». В медицинских учебниках течение заболеваний описывается по идеальной модели.

Аналогия - приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Аналогия с тем, что уже известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих исследователя. Например, исследуя свойства модели самолёта, мы тем самым познаём свойства самого самолёта. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.

Формализация - построение абстрактно-математических, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Частными случаями формализации являются математизация (создание математических моделей) и компьютеризация (создание компьютерных моделей). Типичным примером результата формализации являются символы (например, знаки дорожного движения и проч.).

Аксиоматизация - построение теорий на основе аксиом - утверждений, доказательства истинности которых не требуется.

Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Кроме вышеперечисленных методов, выделяют ещё и общенаучные подходы: системный (исследование объектов как систем), структурный (исследование уровней организации), вероятностный (основанный на применении вероятностных методов) и т. п.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Что такое «истина», «заблуждение», «ложь», «практика», «наука»?
  2.  В чём разница между истиной относительной и истиной абсолютной? Какая
    между ними взаимосвязь?
  3.  В чём заключается конкретность истины?
  4.  Какие формы практики вам известны?
  5.  Какие функции практики в отношении познания вам известны?
  6.  В чём заключается специфика научного познания?
  7.  Какие методы эмпирического познания вам известны?
  8.  Назовите методы теоретического познания.

Выводы по теме

5 минут

14


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

001. Что такое гносеология?

а) философская дисциплина (раздел), в которой исследуется сам процесс познания

б) учение о первосущности

в) учение об оценке знаний

г) раздел философии, где осмысливаются проблемы бытия

002.Что означает философская концепция "агностицизм"?

а) специфическая познавательная практика

б) познание, не имеющее осмысленного решения

в) теория, отрицающая познаваемость мира

г) все вместе взятое

003. Можно ли достоверно познать предметы и явления, их сущности и проявления сущности? Какой ответ более правильный?

а) для агностицизма - сущность материальных систем
не может иметь достоверного знания

б) знания как и мир, который они отражают - объективны,
то есть достоверны

в) нельзя требовать абсолютной достоверности истины -
мы постоянные ее искатели (Поппер)

г) познание мира также диалектично как и диалектика мира

004. Какое определение истины можно считать классическим?

а) истина - это соответствие знания действительности

б) истина - это опытная подтверждаемость

в) истина - полезность знания, его эффективность

г) истина - это свойство самосогласованность знаний

005. Определений понятий "истина" множество. Укажите на определение,
наиболее распространенное в медицинской среде?

а) как характеристика отношения между идеей и фактом

б) как содержание человеческого сознания

в) как соответствие субъективных представлений объекту

г) как абсолютное самотождество (сущее)

006. Что такое "понимание" в философии?

а) это истолкование, интерпретирование информации

б) это процедура осмысления, выявление смысла, значения

в) это результат и процесс применения герменевтики

г) это все вместе взятое

007. Дайте определение понятию "субъект"

а) субстанциональное начало мира

б) обладающий сознанием и волей индивид

в) единство психической деятельности индивида

г) активное начало в познавательном процессе

15


ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Философия (под. ред. В.Н. Лавриненко) - М, 2002.
  2.  Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2 - М., 1989.
  3.  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М. Любое издание.
  4.  Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика - М., 1991.
  5.  Философия. -Ростов-на-Дону, 1995, 1999.
  6.  Новая философская энциклопедия - М.. 2000.
  7.  Философия и методология науки. Часть 1 - М., 1994 - с. 112-129.
  8.  Концепции современного естествознания - М., 1997. Глава 2.
  9.  Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание - М., 1994 - с.78-87.
    Ю.Никифоров А.С. Познание мира - М., 1989.

П.Дружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? //Вопросы философии

-1994, №2. 12.Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой

//Вопросы философии -1996, № 5. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии

-1997, №11.

  1.  Лекторский В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) //Вопросы
    философии - 1999, №,8.
  2.  Заблуждающийся Разум? Многообразие вненаучного знания - М., 1990.

16. Спиркин А.Г. Философия - М., 2000.
17. Философия - М., 2000.

16




1.  Основы бухгалтерского учета
2. идея о Вечности движения
3. Охарактеризуйте роль и значение различных течений философской политической и эстетической мысли в его раз
4. Характеристика архаїзмів у творах Семена Скляренка
5. I Показной евангелизмГлава II
6. придавленной с востока огромным и далеко не либеральным Китаем остается весьма высокой в области демократ
7. Разработка технологического процесса изготовления плунжера
8. Развлекательные ресурсы сети интернет
9. используется для описания серии правил регулирующих ток информации в системе связи
10. Дополнительность
11. Семейство Злаки
12. тема изоляции социальноопасных нарушителей и контрреволюционных элементов
13. рый может проявиться в определенных условиях но в реальности не существует
14. тема органов предприятий и учреждений через которое государство реализует свои функции и осуществляет госу
15. Тема Беседа о культуре в школе и общественных местах Цель
16. конспект лекций в 2х частях
17. Куртамышский Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйст
18. реферата на 710 мин
19. самая распространенная профессия среди пианистов
20. БЕЛАРУСКАЯ ДЗЯРЖАЎНАЯ СЕЛЬСКАГАСПАДАРЧАЯ АКАДЭМІЯ Кафедра гісторыі і культуралогіі