Письма о добром и прекрасном письмо 5е В чем смысл жизни
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Аргументы по проблемам сочинений ЕГЭ.
Философские проблемы.
Смысл жизни:
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо 5-е «В чем смысл жизни». (Суть: природа создавала человека миллионы лет с определенной целью. В нашей жизни эта «созидательная тенденция» природы должна продолжиться. Нужно жить творчески, создавая «ауру добра» вокруг себя, помогая окружающим людям стать счастливее и тем самым повышая их «уровень счастья». В этом и состоит смысл жизни).
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь». (Всю жизнь пескарь провел, не высовываясь из своей норы, посвятив ее цели самосохранения. Умирая, он понимает, что жизнь прожита зря- он никому в жизни не помог, никого не пожалел, не сделал ничего хорошего и, когда он умрет, о нем никто не вспомнит.)
- В.Г. Короленко «Парадокс» ( Повествователь получает от Яна Залуского (феномена) записку с афоризмом «Человек создан для счастья, как птица для полета»).
- А.М. Горький « Песнь о соколе» (противопоставление 2-х героев- Сокола и Ужа. Смысл жизни Сокола - свобода, полет, борьба, стремление в небо. Главная ценность жизни для Ужа - тихое и спокойное существование на земле).
- Древнегреческий философ Эпикур и гедонистическое направление в философии. ( Суть : смысл жизни в наслаждении).
- Эрленд Лу «Наивно. Супер». ( Главный герой утрачивает свое понимание смысла жизни и впадает в депрессию. Выйти из нее ему помогают наивные и простые вещи- общение с соседским ребенком, игра в мяч, чтение и путешествие, во время которого он обретает любовь и осмысляет жизнь по-новому).
- П. Коэльо «Вероника решает умереть». (Молодая одинокая девушка (Вероника) совершает попытку самоубийства, потеряв, как ей кажется, смысл жизни. Попав в клинику для умалишенных и поняв, что она обречена на смерть, она наконец осознает ценность того, чего могла лишиться, - простых жизненных радостей. Только тогда она начинает воспринимать каждый день своей жизни как чудо и подарок бога. Она влюбляется, совершает побег из дома для сумасшедших, отправляется в горы, желая побывать там, где никогда не бывала, и проводить каждый свой день как последний.)
Познание и самопознание:
- Л.Н. Толстой. «Детство. Отрочество. Юность» ( Николенька Иртеньев с детства склонен к самоанализу. Анализ своих чувств и переживаний, вызванных теми или иными событиями (увольнение гувернера, смерть матери и др.) помогает герою познать себя, выявить и понять скрытые качества своей души.)
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Родион Раскольников мучается вопросами самопознания- «Вошь я или право имею»..)
Свобода и ответственность:
- В.Г. Распутин «Живи и помни» ( Андрей Гуськов, поддаваясь тоске по родным, дезертирует из армии. Не находя сил нести ответственность за свой проступок и сдаться, он долго скрывается в лесу. В финале романа герой наказан - ответственность за дезертирство мужа понесла жена Настена и их будущий ребенок. )
- А.де Сент Экзюпери «Маленький принц» («Мы в ответе за тех, кого приручили»...)
- Л.Н. Мартынов стихотворение «Свобода» ( Лирический герой приходит к выводу, что быть свободным = быть за все в ответе).
Человек и история:
- В.Г. Ян «Батый» (Внук Чингисхана Батый продолжает дело деда- завоевание Руси, захватывает и разоряет Рязань, Москву, Владимир. В истории русского народа память о его личности и завоеваниях настолько сильна, что даже далеки потомки свидетелей нашествия все еще зовут Млечный Пусть «Батыевой Дорогой»).
- А. К. Толстой «Петр I» ( Петр заботится о процветании России, ради которого учится у европейцев многим наукам и ремеслам, перенимает их опыт. Любое начинание, направленное на пользу России, встречает поддержку государя, воспринимается им как личная победа и гордость за то, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами. Личная судьба императора переплетается с судьбой государства. )
- Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день» /«Буранный полустанок». (Абуталип Куттыбаев записывает казахские народные предания, легенды, песни, а также свое прошлое (война, плен в Югославии), чтобы сохранить историю своего народа для детей).
Человек и культура:
- Д.С. Лихачев кн. «Я вспоминаю» + фильм с аналогичным названием. (Суть: центр культуры заключается в библиотеках и музеях. В стране может не быть институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки и музеи, «если они оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами - культура не погибнет в такой стране»…)
- Ж-К. Гюисманс «Наоборот». ( Внимательное и бережное отношение дез Эссента к произведениям искусства- картинам знаменитых мастеров, книгам, любовь к античной истории, латинскому и греческому языкам.)
- Пример из истории: В 273 г. римский император Аврелиан при взятии города Александрии разрушил и сжёг крупнейшую библиотеку античности- Александрийскую библиотеку. В результате погиб один из важнейших памятников культуры- собрание 700 тысяч томов древнейших рукописных книг.
Социальные проблемы.
Социальная справедливость и равенство:
- Т. Мор «Утопия». ( 2часть, путешественник Гитлодей рассказывает об острове Утопии, народ которого живет в атмосфере всеобщего равенства- люди равны в условиях работы, жилья ( раз в 10 лет дома перераспределяются по жребию),отдыха и даже одежды (все одеты одинаково). Равенство обеспечивает процветание острова и благополучие всех граждан).
- А.Д.Улыбышев "Сон" ( Во сне герой видит Петербург будущего- это столица идеального государства, где после падения самодержавия возник новый тип общества общество свободных людей, равных перед законом).
+ Проблемы эмапсипации:
- И.С. Тургенев «Отцы и дети». (Образ «эмапсипэ» Кукшиной)
- Н.Д. Хвощинская «Большая медведица» (Образ Лидии Верховской).
- Исторический пример: первая женщина-борец за равноправие мужчин и женщин - Абигейл Смит Адамс (17441818) (Стала известна благодаря фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов»).
Создание правового государства:
- Аристотель «Политика». (Идея «полиса»- государства, в основе которого лежит право- «критерий справедливости» и «регулирующая норма политического общения»).
- А.Д.Улыбышев "Сон" (Герой гуляет по новому Петербургу, построенному на принципах неукоснительного соблюдения прав граждан. Он встречает такое учреждение, как «Святилище правосудия», куда может прийти каждый, права которого нарушены, и потребовать защиты закона. К сожалению, новое государственное устройство правового типа оказывается только сном)
Наука и общество:
- В.Д. Дудинцев «Белые одежды» (2 направления в генетике: вейсманисты-морганисты (занимаются истинной наукой)- Стригалев, Блажко, Хейфец- и мичуринцы (их поддерживает власть и общество, продолжают официальную линию)- Рядно, Краснов, Побияхо и др.)
- Ж-Ж. Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (Может быть использовано в качестве контраргумента. Суть: науки вредны и бесполезны, т.к. они развращают человеческие нравы, сеют неравенство, распри и войны, лишают человека свободы.)
- Л.Н. Толстой «О науке и искусстве» (Суть: самая почетная и уважаемая в обществе деятельность - научная и художественная).
Прогресс и общество:
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (Сатирический образ Угрюм-Бурчеева).
- В. А. Солоухин «Смех за левым плечом» (Суть: технический прогресс- это гибельный путь к дьяволу, начавшийся в России после революции 1917года).
- И.А. Гончаров «Фрегат Паллада» (Повествователь путешественник видит прогресс западного общества в развитии торговли).
Материальная зависимость:
- А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (глава «Едрово»- Аннушка и Иван не могут пожениться, пока они материально зависят от своих хозяев и не имеют необходимых ста рублей).
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Образ Сонечки Мармеладовой и ее семьи ).
- Ф. Стендаль «Красное и черное» ( Жюльен Сорель вынужден скрывать свои взгляды и убеждения и потакать г-ну де Реналю, мэру, который содержит его в своем доме в качестве гувернера).
Политические проблемы.
Демократия:
- Д.С. Лихачев «От покаяния- к действию!» (Суть: демократия в России складывается очень медленно -это последствия культа личности Сталина. Но она необходима обществу, т.к. его естественное состояние, его «дыхание» и норма жизни. )
- Н.М. Карамзин повесть «Марфа Посадница» , а также Д.М. Балашов роман «Марфа Посадница». (Форма правления в культурном центре Древней Руси Новгороде- вечевая демократия)
- А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (глава «Хотилов». Путешественник в бумагах неизвестного встречает проект будущего. В нем он находит рассуждения о пагубности рабства, злонравии помещиков, унизительном состоянии бесправного крепостного народа. Эти суждения сходны с его мыслями и желанием народной свободы.)
Политика в жизни общества:
- Е.Л. Шварц «Дракон» . (Тоталитарная политика государства формирует рабскую психологию общества. Поэтому стремление Ланселота освободить Шарлеманя, Элизу и народ в целом от гнета дракона (аллегория сталинского режима) не находит поддержки и сочувствия.)
- В.Д. Дудинцев «Белые одежды». (Политика государства лишает общества права на свободу мыслей и открытий. Принятое властью мичуринское направление в генетике, которое поддержало «значительное лицо», должно поддерживаться всеми учеными, иначе они буду подвергнуты ссылке, как Стригалев, Блажко и другие.)
Международные конфликты:
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (Описывается русско-турецкая война, бои за Севастополь. Автор предлагает оригинальный ход решения конфликта - пусть сразятся не 130-тысячные армии, а по одному солдату с каждой стороны, исход боя и решит противостояние армий.)
- Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат» (русско-чеченский конфликт, образы Хаджи-Мурата и графа Воронцова)
- «Повесть временных лет» (Поход князя Олега на Царьград- проявление русско-византийского конфликта).
Терроризм:
- Б. Акунин «Азазель» (Тайная террористическая организация «Азазель» планирует и совершает ряд убийств в среде золотой молодежи (н-р, доведен до самоубийства внук князя П.Кокорин) с целью таким образом нанести удар по государственной иерархии).
- Б. Акунин «Статский советник» (Террористическая группа «БГ», действующая в Москве и Петербурге, совершает убийство сибирского генерал-губернатора Храпова).
Национализм и шовинизм:
- В. Гроссман «Жизнь и судьба» (Время ВОВ . Увольнение с должности ученого Штрума и его коллег-евреев. Эпизод гибели в лагерной газовой камере Софьи Осиповны Левинтон и маленького мальчика Давида).
- И.А. Гончаров «Фрегат Паллада» (Путешественник-повествователь осуждает презрительное и пренебрежительное отношение англичан к туземцам Африки).
- А. Гитлер «Майн кампф» (Идея Гитлера о избранности немецкого народа и превосходстве арийской расы над «низшими расами»- евреи, цыгане, негры.)
- Д.С. Лихачев «Заметки о русском» (Суть: патриотизм-это «благороднейшее из чувств», национализм- «самое тяжелое из несчастий человеческого рода», «проявление слабости нации», которое противоположно патриотизму)
- Итальянская трагикомедия 1997 г. «Жизнь прекрасна» (История еврейско- итальянской семьи, которая во время ВОВ попадает в немецкий концлагерь. В живых остаются только мать и сын.)
Нравственные проблемы.
Эгоизм и гуманизм:
- Г. Ибсен «Войтеки в Хелгеланде» ( Героиня пьесы Йордис, потакая своему эгоизму, идет на преступление и убивает Сигурда.)
- Г. Ибсен «Фру Ингер из Эстрота» (Ингер предает свой обет служить свободе родины и заботиться о ее народе ради эгоистических побуждений- она хочет стать королевой любой ценой.)
- А. М. Горький «Старуха Изергиль» (Образы эгоиста Ларры и гуманиста Данко, который жертвует жизнью из любви к людям).
Доброта и жестокость:
- Ф.М. Достоевский «Идиот» (Образ положительно прекрасного человека- князя Мышкина, который верит в доброту окружающего общества).
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Эпизод беседы Иешуа с Понтием Пилатом. Образ Иешуа, который свято убежден в том, что «все люди добрые»).
- М. Пруст «Сыновьи чувства отцеубийцы» ( один из феноменов человеческой натуры- проявление жестокости к любимому человеку).
- В.К. Железняков повесть «Чучело», а также фильм Р.Быкова «Чучело» (Жестокость в мире детей и ее жертва- Лена Бессольцева)
Честь и бесчестие:
- В.Г. Распутин «Живи и помни» (Образы А.Гуськова (дезертир) и Максима Вологжина (честный вояка, вернувшийся с фронта с ранением и встреченный как герой, во всеми почестями).
- А.С. Пушкин «Выстрел» (Образ Сильвио, который много лет ждал отмщения за нанесенное ему оскорбление).
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Дуэль Печорина и оскорбившего его честь Грушницкого).
Интеллигентность и хамство:
- В.Д. Дудинцев «Белые одежды» (Образы интеллигента профессора Посошкова и хама Саула Брузжака).
- В. Некрасов «В окопах Сталинграда» (2 типа интеллигентов на войне- Фабер и Устинов)
- М.А. Булгаков «Собачье сердце» (Образ хама Шарикова и интеллигентного профессора Преображенского ).
Любовь и ревность:
- Л.Н. Толстой «Крейцерова соната» (Позднышев ревнует свою жену к пианисту Трухачевскому, в финале повести он убивает неверную супругу).
- Д. Боккаччо «Фьяметта» ( Замужняя дама Фьяметта безумно любит молодого человека Панфило. Когда он надолго уезжает к отцу во Флоренцию, она мучается ревностью и сравнивает себя со знаменитыми ревнивицами древности- Гекубой, Федрой, Иокастой.)
- П. Мериме «Этрусская ваза» ( Сен-Клер ревнует любимую- графиню Матильду де Кюрси к некому Масиньи. В порыве ревности он разбивает подарок Масиньи- этрусскую вазу).
- В.Д. Дудинцев «Белые одежды» (Федор Дежкин ревнует Леночку Блажко к поэту Кондакову, в порыве ревности преследует ее и открывает тайное собрание ученых; в беседе Дежкина с бабушкой Леночки звучит определение чувства ревности.)
Конфликт поколений, отцы и дети:
- Ф.М. Достоевский «Подросток» (Отношения Аркадия Долгорукого (сына) и Андрея Петровича Версилова (отца).
- Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» (Отношения Федора Павловича и его сыновей Дмитрия, Ивана, Алеши).
- У. Шекспир «Король Лир» (Отношения короля Лира и его дочерей Гонерильи, Реганы и Корделии).
- О. Бальзак «Отец Горио» (Отношения папаши Горио и его дочерей Анастази и Дельфины).
- Фильм Валерия Гай Германики «Все умрут, а я останусь» (Отношения подруг-девятиклассниц Кати, Жанны, Вики с их родителями и учителями).
Экологические проблемы.
Потребительское отношение к природе:
- В.П. Астафьев «Царь-рыба» (Образ Игнатьича- браконьера, который незаконно истребляет рыбу, движимый жаждой наживы)
- В.П. Распутин «Прощание с Матерой» (Строительство ГЭС на сибирской реке повлекло за собой затопление целого остова с деревней Матерой.)
Экология культуры:
- Д.С. Лихачев «Экология культуры» (Суть: любовь к родной культуре начинается с малого- с любви к семье, своему дому, окружающей среде. Если среда загрязнена, то это может привести к гибели человека. Нужно бережно относиться к природе. При строительстве новых городов необходимо заботиться о сохранении природы и старых сооружений, которые являются хранителями истории, прошлого, культуры страны и народа.)
- А. Вознесенский «Экология культуры» (Суть: «духовное обмеление», «экологическое угасание внутренней духовной среды человека гораздо важнее и опаснее обмеления рек и вырубки лесов).
Экология языка:
- И.С. Тургенев «Русский язык» (русский язык- «великий, могучий, правдивый и свободный», язык, данный великому народу. Поэтому нужно суметь сберечь его силу, свободу, красоту и величие в его чистоте).
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (о современном автору языке- «смешении французского с нижегородским»)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» ( о необходимости иностранных заимствований в русском языке- «Но панталоны, фрак, жилет,//Всех этих слов на русском нет…»)
Эстетические проблемы.
Воспитание эстетического вкуса:
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника» (Повествователь, послушав в Лейпциге «эстетическую лекцию», дает определение эстетики и размышляет о ней как о науке вкуса, которая учит человека чувствовать изящное и наслаждаться, совершенствует его чувства, т.е. воспитывает в нем эстетический вкус.)
- Ж-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» ( эстетический вкус Эмиля воспитывается посредством природных красот- Женевское озеро, долины Гельвеции, горы…)
Роль книг и чтения:
- Д.С.Лихачев «День классики и культуры» (Суть: книга- это параллельная жизнь. Прочитав книгу, человек обогащается опытом. Которого еще сам не имеет).
- А.С. Пушкин письмо к брату Льву Сергеевичу (цитата: «Чтение-вот лучшее учение»).
- Афоризмы:
- Любите книгу источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда. (А.М. Горький)
- Иногда читатели отрываются от книги совершенно преображенными. Самые гордые умы, и самые тонкие, и самые деликатные, и самые простые, и самые великие подчиняются этому очарованию. (В. Гюго)
- Все хорошие книги сходны в одном, когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода. ( Э. Хемингуэй)
- Пословицы и поговорки:
- Не красна книга письмом, а красна умом.
- Книги читать - не в ладушки играть.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (и другие)
Роль массовой культуры и интернета:
- Ю.В. Рождественский «Принципы современной риторики» (о средствах массовой информации- радио, кино, телевидение, массовая пресса и понятии «массовый кумир»).
- Я. Вишневский «Одиночество в сети» и польская мелодрама Витольда Адамека «Одиночество в сети» (В жизни героев Эвы и Якуба интернет играет важнейшую роль. С помощью глобальной сети они (немец и полячка) нашли друг друга и могут общаться. В сети зарождается и развивается любовь героев).
- С. Ахерн «Не верю. Не надеюсь. Люблю» (История Алекс и Рози, развитие их отношений с детской дружбы до настоящей любви происходит посредством интернета, роман написан в форме их виртуальной переписки.)
- В.И. Аннушкин, выступление от 3 декабря 2010 г на пресс-конференции, посвященной проблемам речевой культуры в современном российском обществе. (Идея- Интернет создает новый язык, т.к. предоставляет новые условия общения и возможности для творчества. Яркой иллюстрацией этого творчества может считаться т.н. олбанский язык, сленг пользователей интернета.)