У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

первых потому что Союз нефтегазопромышленников не проводил таких масштабных акций уже три года

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.4.2025

Старые песни о главном

В аранжировке IV съезда Союза нефтегазопромышленников России

Съезда ждали. Во-первых, потому, что Союз нефтегазопромышленников не проводил таких масштабных акций уже три года. А за это время все, что могло в отрасли измениться в худшую сторону, изменилось. Чего стоил один прошлый год с его рекордно низкими мировыми ценами на нефть, финансовыми кризисами мирового и общероссийского масштаба, правительственной чехардой, дополняемой удушающей налоговой политикой родного государства.

Алексей МАЗУТ

Впрочем, желание производственников посетовать друг другу на то, как им трудно живется и каким чудом удается выживать, было не единственной причиной живейшего, но несколько настороженного интереса к съезду. Сказывалось растущее предвыборное оживление, чреватое, с одной стороны, очередными попытками государства заставить ТЭК "поделиться", а с другой - открывающимися перед нефтяниками и газовиками возможностями усилить отраслевое влияние в коридорах власти. Кроме того, в "меню" было заявлено выступление министра топлива и энергетики, посвященное планам реформирования отрасли, а такое, согласитесь, бывает не каждый день.

Скажем сразу: все перечисленные факторы, так или иначе влияющие на сегодняшнюю ситуацию и дальнейшее развитие сырьевых отраслей, получили на форуме всестороннее освещение. Однако за прозвучавшей чередой печальных цифр и фактов, призывами к объединению, консолидации усилий и перечислением возможных действий, направленных на спасение отрасли, невооруженным глазом просматривались не только отсутствие у представленных на съезде сил единой реалистичной программы действий, но и значительное различие в целях, преследуемых ими. Представители Госдумы, формально озабоченные тяжелейшим состоянием дел в нефтегазовом секторе, сейчас более всего увлечены грядущими выборами, руководители Минтопэнерго заняты расширением и укреплением своих полномочий, а сам Союз нефтегазопромышленников, сосредоточившись на путях и средствах, с помощью которых он хочет стать крупнейшим, если не единственным, нефтегазовым лобби, рискует потерять из виду цель, ради которой была создана организация. И только у производственников - представителей компаний и отдельных предприятий - за правильными словами о необходимости скорейшего всеуровневого решения проблем нефтегазовой отрасли не стоит ничего, кроме насущного желания эти проблемы решить. Им без этого просто не выжить.

В соответствии с традицией, каждый из выступавших прежде, чем перейти к своему "видению" решения проблем, проливал скупую слезу по поводу продолжающегося ухудшения ситуации. Но аудитория вряд ли услышала здесь что-то новое. О бедах российского ТЭК сказано столько, что любые сетования на этот счет давно приобрели канонические черты древнерусского песенного жанра под названием плач. Тематика его хорошо известна: несовершенство законодательства, отсутствие инвестиций, высокий износ оборудования, истощение сырьевой базы, драконовские налоги, неблагоприятная рыночная конъюнктура, несбалансированная экспортно-импортная политика и т.д. Меняются лишь акценты.

В последнее время, например, наибольшую озабоченность у всех вызывает положение дел на "стареющих" месторождениях, отсутствие стимулов к разработке нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов, а также проблемы растущего фонда малодебитных скважин, которые из-за отсутствия дифференцированного подхода в налогообложении становятся убыточными. По разным оценкам, нефтяные компании сегодня вынуждены прекратить добычу почти на половине имеющихся скважин. Вопросы эти действительно приобретают все большую актуальность, поскольку разрабатываемые в России запасы находятся уже в довольно почтенном возрасте и на новые крупные месторождения, с которых можно было бы снимать "пенки", надеяться не приходится. Не за горами время, когда придется подбирать то, что когда-то бросили в погоне за высоким уровнем добычи и под гнетом непродуманного налогового законодательства. Но тогда возвращение к брошенным объектам влетит в копеечку.

Другой проблемой, вышедшей на передний план, стала необходимость создания эффективного механизма государственного регулирования (даже удивительно, какой непохожий смысл вкладывают в это словосочетание разные люди). Для воинственных депутатов это означает возможность в очередной раз скрестить шпаги в непримиримой, но несколько опереточной, борьбе с так называемыми олигархами. Минтопэнерго под усилением государственного регулирования подразумевает сосредоточение в своих руках реальных рычагов управления всеми отраслями ТЭК, включая "непокоренные" газовую промышленность и энергетику, и превращение министерства из во многом рудиментарной бюрократической структуры в мозг и сердце новой топливно-энергетической империи.

И хотя выступление на съезде В.Калюжного, против ожиданий, не содержало в себе революционного плана преобразований, из него даже самым непонятливым стало ясно, что в случае реализации далеко идущих планов по организации "суперминистерства" сырьевиков ждут, как минимум, два новшества. В частности, триумфальной "газификации" страны будет противопоставлена политика разумного сочетания газа с другими, не столь популярными сегодня, видами топлива. Такими, как уголь, которого в России слишком много, чтобы пренебрегать им в свете незатихающих разговоров о глобальном истощении ресурсной базы и обилия примеров, когда многие развитые страны дальновидно поддерживают баланс в потреблении различных видов топливных ресурсов.

А чтобы "обуздываемые" газовики не слишком завидовали представителям других отраслей, следует напомнить, что еще одной мерой, обещанной министром в рамках усиления госрегулирования, станет ужесточение политики "валютного кнута и пряника", означающее, что доступ нефтяных компаний к экспортной трубе будет находиться в прямой зависимости от их "поведения". Компании, несмотря на трудности, цивилизованно и законопослушно делающие бизнес, получат заслуженную награду в виде увеличения экспортной квоты за счет менее "сознательных" и не столь предприимчивых.

Впрочем, по большому счету, все эти новшества вовсе не новы. Витали они в воздухе давно, но только теперь, в силу экономических, а в большей мере - политических причин в стране сложилась ситуация, благоприятная для их воплощения в практические действия нарождающегося "суперминистерства".

Вполне закономерной ответной реакцией на желание государства покрепче взяться за штурвал отечественного ТЭК является стремление сырьевиков усилить свое влияние в коридорах власти. Вот только надежды президента Союза нефтегазопромышленников В.Медведева на то, что эта структура станет основной действующей силой процесса "врастания" ТЭК во власть, представляются несбыточными. И вот почему.

Союз нефтегазопромышленников со своими лоббистскими идеями просто опоздал. Самое малое - на несколько лет, а, скорее всего, на весь тот период, за который российские нефтяные компании, отчетливо осознав необходимость тесного контакта с властными структурами, почти сразу после своего образования принялись, кто во что горазд, осваивать доселе неведомое искусство лоббирования. И, прямо скажем, небезуспешно, правда, руководствуясь принципом: каждый сам за себя. Так что сегодня у всех солидных компаний есть собственные наработки и достаточно эффективные механизмы отстаивания интересов, делиться которыми, объединяясь под чьими-либо знаменами, никто спешить не станет.

Создание же на базе Союза нефтегазопромышленников по-настоящему мощного лоббистского "кулака" - дело хлопотное и затратное (именно такое прилагательное прозвучало с трибуны съезда). Заниматься им в преддверии большой выборной лихорадки никто не будет, а тем более - после. Практика показывает, что и среди самих компаний солидарные действия - вещь чрезвычайно редкая. Объединяют всех только очень большие общие неприятности. Поэтому можно предположить, что "ходить" во власть влиятельные субъекты ТЭК будут так, как привыкли: каждый по своей "тропинке" (хотя для пользы общего дела не грех и объединиться). А в такой ситуации Союзу нефтегазопромышленников если и будет отведена какая-то роль, то далеко не заглавная.

Итак, попробуем подвести итоги съезда. Подчеркивать при этом различия во взглядах участников - значит вслед за некоторыми из них утопать в частностях, не видя объединяющего рационального зерна. Вместо этого нужно просто поглубже вдуматься в часто повторяемый тезис о том, что нефтегазовый комплекс - основа экономики России и при определенных условиях именно сырьевые отрасли смогут вытащить страну из затянувшегося кризиса. А когда речь идет о таких вещах, как экономическое будущее страны, ее энергетическая безопасность, благосостояние населения, - тут и подход должен быть соответствующий, не имеющий ничего общего с преследованием чьей-то сиюминутной выгоды. Формулу такого взвешенного, хозяйского, в хорошем смысле слова, государственного подхода, услышанную в США во время встречи с тогдашним президентом Дж.Бушем, не понаслышке знающим нефтяное дело, привел вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" В.Лесничий. Завершая свой рассказ об американской нефтяной отрасли и государственной политике по отстаиванию ее интересов, президент не без гордости сказал тогда своему русскому гостю: видите, что можно сделать, если разумно координировать частную инициативу с государственным регулированием.

Казалось бы, все так просто. Почему же в России - одной из крупнейших нефтегазовых держав - подобное сочетание общегосударственных и отраслевых интересов всегда (период плановой экономики - не исключение) оставалось несбыточной мечтой? Наверное, прав депутат Госдумы В.Машинский, утверждавший, что главная беда в том, что во власти мало профессионалов ТЭК, чьей компетентности так не хватает в законотворческом процессе. Однако кроме них в Думе, по-моему, еще явно недостает философов (только не утопистов) - людей, способных подняться над суетой краткосрочных задач, над столкновением интересов и амбиций, чтобы разглядеть цель общегосударственного масштаба - создание для предприятий нефтегазовой отрасли стабильных и благоприятных условий, в которых они могли бы постепенно избавиться от груза накопившихся проблем и начать эффективно и прибыльно работать, внося, тем самым, свой вклад в возрождение всей российской экономики. Недаром же за рубежом при обсуждении деятельности крупнейших компаний и определении их места в экономике все чаще безо всяких кавычек употребляется слово миссия.




1. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ MOSCOW INSTITUTE OF MNGEMENT Россия 127254 г
2. Петербургские театры миниатюр.html
3. Тема 7- Нотаріальні дії стажування 1.html
4. Гемопоэз ~ образование или развитие форменных элементов крови
5. Инфекции и беременность
6. паша Трапезонськеє княжя Гуляє Собі ізбраного люду має- Сімсот турків яничар штириста Да бідного н
7. издательского совета Арзамасского государственного педагогического института им.html
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук Київ2002
9. вариант Бирем Сез татар дустыгыздан хат алдыгыз
10. лекциях prefll встречаются вещи в дизайне которых совмещено четыре пять и более оттенков и все они серые