Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ТАДЖИКИСТАН
ТРАДИЦИОННАЯ И НОВАЯ ЭЛИТА
д. МИКУЛЬСКИЙ
Кандидат филологических наук
История человечества свидетельствует, что ни один социум не может существовать без элиты -особой группы людей, которая осуществляет функции политического, хозяйственного и культурного руководства.
Формирование элиты в результате происходившего общественного расслоения отмечается уже на ранних этапах человеческой истории. Первоначально в человеческом обществе стали возникать обособленные поло-возрастные группы, затем начали формироваться ранние сословия - знати, рядовых свободных общинников, патриархальных рабов. В некоторых обществах, главным образом на Западе, эти первоначальные сословия развились в общественные классы, в других же (по большей части, на Востоке, где испокон веков были сильны традиции общинности и семейно-родственных связей) главенствующей осталась именно сословная стратификация, в соответствии с которой социум делится в большей степени на знатных или не знатных, нежели на богатых и бедных.
Издавна знатные сословия существовали и среди предков таджиков - древнейшего оседлого населения на территории Центральной Азии. В раннее средневековье во главе среднеазиатских сельских общин стояли дихканы', было и другое знатное сословие ходжа (господа), общественное значение которого для того времени, однако, неясно.
По всей видимости, формирование системы привилегированных сословий среди оседлого населения в том виде, в каком ее застали исследователи-этнографы в XIX -первой половине XX века, происходило после арабского завоевания в VII-VIII веках, распространения в Центральной Азии ислама, миграции туда выходцев с Аравийского полуострова и из других регионов, которые прежде уже были включены в Арабский халифат. Вероятно, тогда приобрело свое современное значение сословие ходжа, которое, согласно одной из версий, имеющих этнографическое обоснование, образовалось из арабских воинов, расселенных в домах жителей Бухары. Позднее они стали вступать в браки с местными женщинами; коренные же жители стали называть их ходжа, то есть хозяевами или же господами. Таким образом, арабы вошли в местное общество, заняв привилегированное положение. Однако в народе популярна другая версия, согласно которой сословие ходжа представляет собой потомков первых четверых преемников основателя ислама пророка Мухаммеда на посту руководителя мусульманской общины - так называемых "праведных халифов" - Абу Ба-кра. Омара, Османа и Али.
СЕЙИДЫ, ХОДЖА И ПРОЧИЕ
На территории Центральной Азии, так же как и в других землях Арабского халифата, было много людей, объявлявших себя потомками пророка Мухаммеда. Впоследствии из их потомков образовалось сословие сейадов (арабск. - господ).
Как бы то ни было, есть основания полагать, что эти привилегированные группы, образовавшиеся из пришлых, соединились с элитарными сословиями, существовавшими в Центральной Азии прежде, еще в доисламскую эпоху.
Центральноазиатское оседлое население издавна вступало в контакты с кочевыми тюркскими племенами, что в конце концов способствовало тюркизации значительной его части. Тюркское этническое и культурное влияние особенно усилилось в XII-XV веках. Для тюрков, как и вообще для кочевников, характерна значительная роль военно-племенной знати. Благодаря этому обстоятельству среди оседлого населения Центральной Азии образовалось еще одно знатное сословие-w^a (или тюра, тюркск. - принц), представители которого считают себя потомками Чингисхана, Тамерлана (Тимура) и некоторых других тюркских военачальников.
Оседлые зоны Центральной Азии - это древние регионы государственности. На Востоке одним из важнейших элементов государственного аппарата являлось сословие писцов, потомственных государственных служащих, из которого рекрутировались чиновники среднего и низшего звена. Такое привилегированное сословие издавна существует и среди таджиков и носит название мирза.
Поскольку ислам на территории современного Таджикистана, как и всей Центральной Азии, укрепился в качестве господствующей формы идеологии, сформировалось особое сословие потомственных служителей мусульманского культа, которые не были сейидами или ходжа, однако выдвинулись из массы "простонародья", дехкан (крестьян) или же фукаро (бедняков) благодаря приобретенной учености. Это сословие именовалось махдумади (масумами). До революции выходцы из него служили чаще всего имам.-хаты6ами (настоятелями) сельских или непрестижных городских мечетей.
В сельской местности во времена Бухарского эмирата существовало весьма обширное сословие наукари кишлок (подобное по своим функциям и социальному статусу русским однодворцам)'; члены этого сословия, имея налоговые льготы, были обязаны нести военную службу, выполнять разного рода поручения государственных чиновников. К этому сословию примыкали по своему общественному рангу служащие низовой сельской администрации (аксакалы), которые составляли массовый элитный слой в кишлаках.
С давних пор в Центральной Азии получили распространение суфийские (мусульманские мистические) ордены, приобретшие статус неких духовных сообществ. К началу XX столетия сложилась такая ситуация, зафиксированная этнографами, когда руководителями суфийских общин пирами - были чаще всего выходцы из сословия сейидов. Вместе с суфийскими деятелями сейиды и пиры составили еще одно влиятельное сословие традиционного центральноазиатско-го общества ишанов.
Выходца из того или иного знатного сословия часто можно было "опознать" через особую систему личных имен и родовых прозвищ. Так, к именам сеймйов-муж-чин прибавляется приставка сайд, то есть сейид, господин. К имени выходца из сословия потомственных мулл и мусульманских ученых часто ставится слово махдум (масум), а после имен ишанов - слово эшон (ишан). После же имен выходцев из одного из подразделений ишанского сословия эшон-тура ставится слово хон (хан).
Среди таджиков в сфере семейных отношений господствуют больше семейные и авлодные (родовые) структуры. Такого рода отношения привели, среди прочего, к региональной раздробленности таджикского этноса и многим другим явлениям современной общественной жизни. Понятное дело, что подобные семейно-родственные структуры существовали и существуют и среди знатных сословий. Схожим образом они объединены в большие семьи и авлоды, исторически занимая отдельные кварталы (махалля) в кишлаках и городах.
ЗНАТЬ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ
В Бухарском эмирате, где до революции и установления советской власти проживала основная масса таджиков, равным образом как и в Туркестанском генерал-губернаторстве, образованном после установления в регионе власти Российской империи, знатные сословия занимали привилегированное общественное положение. Из них формировался государственный аппарат, они составляли основную массу преподавателей медресе, служителей мусульманского религиозного культа, часто обладали исключительным правом на пользование доходами от вакуфов - объектов собственности мусульманских общин, вообще составляли подавляющее большинство образованных, да и просто грамотных людей. Некоторые из них, чаще всего иша-ны, занимали в сельских общинах важные должности мирабов ~ смотрителей ирригационных систем. Словом, знатные сословия составляли единую привилегированную общественную группу и считались "людьми белой кости" (аксуяками).
Правда, многие аксуяки отнюдь не были богаты, не занимали государственных должностей и вели жизнь обычных ремесленников или дехкан. Тем не менее они пользовались особым уважением соседей, которые,
На Руси так называли военных поселенцев, которым правитель давал участок земли в собственность.
например, обязаны были первыми их приветствовать при встрече. Кроме того, знатные люди, независимо от своего материального положения, чаще всего заключали браки в своей собственной среде.
Начав разговор о браках, мы подошли к весьма важному вопросу о том, какой была семейно-клановая структура аксуяков. Для таджикского народа до сих пор характерно существование родов - патронимий (кланов), которые называются по-таджикски авлодами, и больших семей, составляющих авлоды. Такая семейно-клановая структура была и остается характерной и для знатных сословий таджиков. Как и все остальные представители этого народа, "белая кость" чаще всего селилась в отдельных городских или кишлачных кварталах. Например в Бухаре ходжи преимущественно населяли квартал Джуйбари; из них же, согласно сведениям, сообщаемым известным исследователем Центральной Азии А.А. Семеновым, в значительной мере формировался центральный государственный аппарат Бухарского эмирата. В одном из кишлаков исторической области Каратегин жители некоей махалля считались ишана-ми, при советской власти из них был организован отдельный колхоз, так как они не пожелали трудиться совместно с простыми односельчанами.
Знатные роды таджиков часто бывают органически связаны с определенной территорией их расселения. Так, в Северном Таджикистане (главным образом в Ходженте и его округе) высшим сословием считаются тура, далее по значимости идет самое многочисленное в этой местности сословие ходжа, сейиды и ишаны немногочисленны и не очень влиятельны. У уроженцев же Куляба сословие ходжа занимает одну из низших ступеней на иерархической лестнице аксуяков; у выходцев из областей Каратегин и Матча основное знатное сословие - ишаны.
Как же встретила "белая кость" завоевание Центральной Азии Россией? По-разному. Одни из "знатных
10
людей", в особенности ишаны, организовали сопротивление, а позже возглавили антяроссийские восстания. Другие пошли на службу к новым хозяевам. Они весьма легко стали усваивать азы русской культуры, охотно отдавать своих детей учиться в русско-таджикские школы, организовывать так называемые "новометод-ные" классы (значительно отличавшиеся от традиционных мусульманских учебных заведений в Центральной Азии), застрельщиками которых выступали сторонники реформирования традиционного общественного уклада коренных жителей региона - джадиды. В самом этом движении аксуяки играли ведущую роль.
Правда, к концу XIX века, когда стали давать себя знать последствия некоторых реформ в социально-экономической области, проведенных колониальной администрацией, в сельской местности стала выделяться новая элита - богатые дехкане, баи, которые чаще всего были самого "низкого", "черного" рода.
СОТРУДНИЧЕСТВО С СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ
Возможно, именно желание сохранить свое положение на верхних ступенях социальной лестницы подтолкнуло некоторых выходцев из знатных сословий к сотрудничеству с большевиками. Однако, как нам кажется, гораздо большую роль сыграла большая открытость таджикской элиты русскому культурному влиянию. Так, по некоторым подсчетам, около половины делегатов II съезда Коммунистической партии Туркестана (1918 г.) составляли представители "белой кости".
Впрочем, другая часть аксуяков, в основном, ишаны, стала активно бороться против советской власти, поддерживая руководителей басмаческих отрядов. Возможно, что отчасти в силу этого фактора басмаческое движение приняло наиболее широкие масштабы именно в исторических областях современного Таджикистана Матча и Каратегин, где влияние ишанов традиционно особенно сильно. В течение всего периода советского правления в Таджикистане выходцы из этих локальных групп таджиков считались неблагонадежными, не допускались к высоким государственным и партийным постам. По причине неблагонадежности матчинцы и ка-ратегинцы подверглись принудительному переселению на равнинные земли - таким образом власти хотели их усмирить, лишить специфической горской культуры. И все же основная масса выходцев из знатных сословий пошла на сотрудничество с советской властью. Объясняется это прежде всего тем, что на территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства продолжал действовать прежний низовой государственный аппарат, состоявший из представителей знатных сословий. Они пошли на службу советской власти и в созданной после падения Бухарского эмирата Бухарской Народной Советской Республике. Ситуация не изменилась и после проведения в Центральной Азии в 1924 году национально-территориального размежевания. Достаточно сказать, например, что в середине 20-х годов в Душанбе действовали краткосрочные курсы подготовки работников советских органов, куда принимали всех, кто окончил медресе и даже мактабы - начальные мусульманские школы. То же самое продолжалось и после образования Таджикской ССР. Главенствующее положение в этом новом образовании стали занимать выходцы из знатных родов старинного торгового и культурного центра города Ходжента и его округи.
Естественно, что среди тамошней знати было больше, чем где бы то ни было, людей, способных работать в новом государственном аппарате. Таким образом, в Таджикистане были заложены основы господства партийно-государственной элиты, состоявшей, в
основном, из представителей знатных сословий равнинных таджиков. Эта группировка еще более усилилась благодаря тому, что тогда же из других мест, где имелось таджикское население (Самарканда, Бухары, Ферганской долины, отошедших к Узбекистану) в Таджикистан переехали сотни партийных и советских работников, учителей, деятелей различных сфер культуры таджикского происхождения. В подавляющем своем большинстве они принадлежали к традиционным знатным сословиям. Ситуация не изменилась и в последующие годы. Та же самая элита продолжала оставаться во главе республики до начала 90-х годов.
Читатель, возможно, спросит - каким же образом этот господствующий слой сумел пережить сталинские репрессии? Вопрос этот, равным образом, как и многие другие моменты современной истории Таджикистана, практически не изучен, и в наших построениях мы вынуждены опираться лишь на косвенные данные. Однако, по всей видимости, репрессиям те или иные политические деятели подвергались не по признаку принадлежности к знатным сословиям. Большесемейные и клановые связи сталинским руководством не учитывались, о них как бы забыли. Советские исследования, посвященные истории Таджикистана, напрочь замалчивают наличие каких бы то ни было традиционных связей в таджикском обществе при освещении событий и процессов после 1930 года. Вероятно, после осуществления в Центральной Азии коллективизации стали полагать, что реальных основ для таких связей просто нет.
СОВРЕМЕННАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Происходящая ныне гражданская война в Таджикистане выдвинула на авансцену общественной жизни людей, не связанных по своему происхождению со знатными сословиями прежде всего, полевых командиров (в основом, кулябцев), бизнесменов. Хорошо известно также, что от ужасов гражданской войны бежало не только русскоязычное население, но также и весьма многие таджики - работники интеллектуального труда: ученые, артисты, писатели, журналисты, учителя, врачи. Эти слои современного общества, которое только начинало формироваться в Таджикистане, были выходцами из традиционных сословий. Так что теперь их роль в современной жизни заметно уменьшилась. Кажется вероятным и то, что и само нынешнее руководство стремится к созданию новой, нетрадиционной, модернизированной элиты. Так, по некоторым данным, выступая однажды на закрытом совещании хозяйственных руководителей Гиссара, президент Таджикистана Э. Рахмонов сказал, что всюду назначает на руководящие посты бывших механизаторов. Это и немудрено - сам бывший работник сельского хозяйства, нынешний президент Таджикистана хочет поставить на все ключевые посты "своих людей". Однако такая практика вряд ли окажется удачной.
Так или иначе, принадлежать к традиционной элите все еще престижно, несмотря ни на какие потрясения. На Севере Таджикистана некоторые недавно разбогатевшие молодые люди незнатного происхождения стремятся за деньги приобрести статус знати, породниться с местными влиятельными кланами, однако аксуяки все же их в свою среду не принимают.
Традиционный общественный баланс в Таджикистане в результате гражданской войны оказался нарушенным. Однако пока не ясно, приведет ли это к коренной перестройке общественных отношений или все через некоторое время снова вернется на круги своя.