Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
К.Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания.
Много внимания Ушинский уделил развитию теории педагогики. Но он резко критиковал как чисто кабинетное построение педагогической теории, так и чистый эмпиризм в педагогике. Не достаточно основываться только на своем, пусть даже удачном, опыте работы. В своей статье «О пользе педагогической литературы» он писал: «Пустая, ни на чем не основанная теория, оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», т.е. он выступал за единство педагогической теории и практики. - «Педагогическая практика без теории то же, что знахарство в медицине».
Возможность педагогу-практику познакомиться с предметом своей деятельности позволяет педагогическая литература. «Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания».
Если педагог занимаясь только в школе своим делом, переступая порог школы не находит к своему делу участи со стороны общества и литературы, то он очень скоро может к нему охладеть. Благодаря педагогической литературе опыт педагога может облететь все уголки России и стать достоянием там, где только есть школы. Но педагогическая литература необходима не только учителям, но и родителям, т.к. они тоже занимаются воспитанием детей. В заключении этой статьи он пишет, что «педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.
В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский говорит о том, что педагогика это искусство, самое сложное и самое необходимое из всех искусств, потому, что она «стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе».
Искусство воспитания обязательно должно опираться на науку, причем на множество наук, которые дают сведения о предмете воспитания антропологические науки: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, политэкономия и история.
2
Ушинский пишет: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Из наук, в которых изучается телесная и душевная природа человека, педагогика может почерпнуть и средства, необходимые ей для достижения своей главной цели создания совершенного человека.
Распространение необходимых педагогу антропологических знаний возможно, по мнению Ушинского, благодаря созданию специальных педагогических факультетов, «готовивших лиц, которые бы своими сочинениями и прямым руководством могли бы в массе учителей распространять необходимые для воспитания познания».
Благодаря своей подготовке учитель должен быть посредником между школой и жизнью, с одной стороны, и наукой, с другой стороны. Он должен вносить в школу только истинные и полезные знания. «Если же внести в школу пишет Ушинский не зрелую мысль, а самую борьбу мысли во всем ее случайном безобразии, то это значит разрушить школу и оставить беззащитных детей посреди поля, где кипит битва взрослых людей со всеми ее отвратительными случайностями». То есть воспитатель должен заботиться о том, чтобы не давать детям ничего, кроме истины.
В 1861 году Ушинский пишет «Проект учительской семинарии». Он хотел, чтобы семинария была в сельской местности, вдали от соблазнов города. Учиться в ней должны дети крестьян, т.к. им потом предстояло работать на селе в народных училищах. Преподаваться там должны антропологические науки и при семинарии должно быть народное училище, где бы проходили практику будущие учителя.
Ушинский о народности в общественном воспитании.
Свои взгляды по этому вопросу Ушинский изложил в работах: «О народности в общественном воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Родное слово», «Вопросы о народных школах».
Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
В «Родном слове» Ушинский пишет, что язык каждого народа создан самим народом. Неужели все то, что выразилось в языке, скрывается в народе? Значит и поэтический вкус, и наблюдательность и изящество и глубокий философский ум
3
все это есть в народе. И не случайно из народного творчества черпают свои силы и поэты, и музыканты, и художники и философы. «Язык есть…..(стр.235).
Критикуя современное преклонение перед иностранными языками (стр. 238). Иностранные языки изучаются с разной целью:
И именно последняя цель преследуется в школах, институтах и пансионах. На это можно было бы закрыть глаза, если бы изучение иностранных языков с этой целью не стоило молодым людям лучших лет жизни, больше половины учебного времени и дельного изучения родного языка, за употребление которого на детей налагаются штрафы и наказания.
Люди, которые с раннего детства изучили несколько иностранных языков, редко потом делают из этого знания дельное употребление, т.к. на их духовное развитие в этот период не оказывал должного влияния родной язык. Ушинский пишет: «Знание иностранного языка, приобретенное таким образом, не цивилизует еще человека, и, боже мой, сколько есть у нас людей, мыслящих совершенно по-татарски, но не иначе, как на французском языке!».
Ушинский установил правила для изучения иностранных языков :
4
В статье «Вопросы о народных школах» Ушинский пишет, что народные школы у нас существуют только на словах, а по назначению это не те школы, которые способствовали бы умственному и нравственному развитию народа. Эти школы создаются для наших целей, поэтому народ с недоверием смотрит на учрежденные нами школы. Но если мы станем учить народ для его собственной пользы, тогда и его взгляд на школы переменится.
В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» Ушинский пишет, что русский человек в результате нашего воспитания менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится (стр.261 профессор Риттер). «Не мешало бы занять нам из западного образования одну черту черту уважения к своему отечеству. Произошло бы прелюбопытное зрелище, если бы провести экзамен…..».
Ушинский о трудовом воспитании.
Вопросу воспитательного значения труда Ушинский посвятил свою статью «Труд в его психическом и воспитательном значении». Ушинский пишет, что если бы люди нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, что пожелает душа, то развитие человечества остановилось бы:»разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы и не одна политическая экономия была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться», т.е. без труда человечество не сможет развиваться.
А сколько примеров тому, как отец бьется из последних сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, накапливая состояние. Что же приносит им это состояние? Оно часто бывает причиной безнравственности, губит умственные и физические силы детей. И если сравнить счастье отца, который свое состояние наживал своим трудом, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был счастливее своих детей.
5
Источником человеческого достоинства являются не только материальные плоды труда, но и внутренняя, животворящая сила труда. Материальные плоды труда можно отнять, наследовать, купить, а вот внутренней, духовной силы труда ни отнять, ни купить нельзя.
Поэтому воспитание должно развивать в человеке любовь и привычку к труду, который укрепляет здоровье и физические силы человека. Ушинский, наряду с физическим трудом, большое значение придавал и умственному труду. Причем он говорил о необходимости разумного сочетания физического и умственного труда.
Чрезмерный умственный и чрезмерный физический труд могут разрушительно действовать на организм человека. Занятие умственной деятельностью не избавляет от необходимости движения, но значительно сокращает вредное влияние физической бездеятельности.
Самым полезным было бы, чтобы в деятельности человека соединялись и физический и умственный труд, но полное равновесие между ними едва ли необходимо. Перевес того или иного вида труда не вредит организму, лишь бы не было крайностей.
Ушинский говорил, что умственный труд это очень серьезный и сложный труд и надо бояться того, чтобы в умы детей не забралась идея, что учатся они только для того, чтобы получить билет для входа в общественную жизнь, который следует выбросить, когда швейцар пропустит тебя в зал, где находятся уже те, кто прошел туда по фальшивым билетам или без них и смотрят с одинаковой самоуверенностью.
Воспитание должно не только внушить воспитаннику уважение и любовь к труду, но и дать ему привычку к труду. И Ушинский предлагает для этого ряд средств:
6
дано время и для игр, но надо, чтобы он не пресыщался игрой и без труда мог перейти от нее к делу.
Дидактические взгляды.
Он выступал за единство двух теорий содержания образования (формального и материального). Отстаивал дидактические принципы:
Он выступал за классно-урочную форму организации обучения. В начальной школе надо научить детей самостоятельной работе, и лишь потом задавать домашние задания.
Ушинский написал 2 учебные книги: «Родное слово» - учебник русского языка для начальной школы (157 изданий) и «Детский мир» - хрестоматия для чтения. В ней содержатся занимательные рассказы по географии и естествознанию, заставляющие думать, задавать вопросы. Хорошо подобран художественный материал (стихотворения, басни, сказки и небольшие рассказы нравственного содержания в 2-3 строчки). Он включил в нее произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и собственные рассказы и сказки.