Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос № 3
Структура философского знания, его функции. Материалистическое и идеалистическое направления в философии.
Общую структуру философии, философского знания составляют:
1. Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
2. Гносеология - учение о познании.
3. Аксиология - учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
1. Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
2. Философскую антропологию - учение о человеке.
3. Философию культуры - изучается, исследуется сущность и значение культуры.
4. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.
5. Философия истории.
6. История философии.
Важное значение имеют:
1. Диалектика - (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
2. Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
3. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Функции философии
1. Мировоззренческая функция состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.
3. Гуманистическая функция, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку.
4. Практическая функция, состоит прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.
Материализм -- направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. материя реально существует;
2. материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
3. материя является самостоятельной субстанцией -- не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. материя существует и развивается по своим внутренним законам;
5. сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
6. сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
7. сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и др. французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма -- опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма -- недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление -- вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм ("линия Платона") -- направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
2. субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон.
Согласно концепции объективного идеализма:
1. реально существует только идея;
2. идея первична;
3. вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
4. "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
5. "мир вещей" -- материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";
6. каждая единичная вещь -- воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь -- воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
7. большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
8. отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
9. все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
10. идеи существуют в разуме человека;
11. образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
12. вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма -- отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.