Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Раздел 1. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в IX XIII вв.
§ 3. Киевская Русь в XI в.
Утверждение на киевском престоле Ярослава Мудрого и общая характеристика его правления. После смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г., в Киевской Руси разразилась очередная борьба за власть между его сыновьями. В новой междоусобице погибли два младших сына Владимира, рожденных от христианского брака с принцессой Анной, Борис и Глеб. Согласно летописи они были убиты по приказу Святополка «Окаянного», пытавшегося захватить власть в Киеве. После смерти братьев главным политическим конкурентом Святополка оставался Ярослав Владимирович, управлявший в то время новгородскими землями в качестве князя-наместника. Война между ними (1016 1018) завершилась окончательной победой Ярослава, который и стал новым великим киевским князем. Однако до 1036 г. Ярославу приходилось делить власть в Киевской Руси с братом Мстиславом Тмутараканским, также предъявившим свои претензии на великокняжеский стол в 1023 г. Согласно договору, заключенному между князьями Русь фактически делилась на две части. Лишь после смерти Мстислава Ярослав вновь сумел объединить все русские земли под своей властью.
Время правления Ярослава (1019 1054), получившего прозвище Мудрый, в исторической науке определяют как расцвет Киевской Руси. Действительно при Ярославе Мудром, который во многом продолжал политику отца, направленную на укрепление княжеской власти, расширение границ государства, динамично развивались экономика и культура страны, изменялась и усложнялась общественная жизнь. В 30-е гг. XI в. на Руси появляется первый письменный свод законов «Русская правда».
В 1036 г. войска Ярослава нанесли сокрушительное поражение печенегам, после которого они так и не смогли оправиться. Это стабилизировало положение на южных границах Руси. В честь этого события по приказу князя был заложен собор Святой Софии, названный также как и главный византийский собор. При Ярославе Мудром активно расстраивается Киев, ставший действительным политическим, социально-экономическим и культурным центром Древнерусского государства. По мнению современников, Киев в XI в. вполне мог конкурировать по красоте и величию со столицей Византии Константинополем. Ярослав основывал и новые города: на Волге Ярославль, на территории современной Прибалтики Юрьев (нынешний Тарту).
Великий киевский князь уделял много внимания развитию русской культуры, распространению грамотности в Киевском государстве. На Руси появляются сначала церковные, а затем и светские школы. В XI в. в стране зарождается летописание, именно в это время создается Древнейший летописный свод. С конца X-XI вв. начинается история Русской православной церкви и строительство ее социальной организации. Особенно активно этот процесс развивался в княжение Ярослава Мудрого. Изначально русская церковь зависела от константинопольского патриарха. Первым русским по происхождению митрополитом был Илларион (автор первого литературного произведения «Слово о законе и благодати»), назначенный в 1051 г. В 1030-е годы были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерский. Первыми русскими национальными святыми стали Борис и Глеб, убитые Святополком.
Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси в XI XII вв. В X XI вв. окончательно складывается политическая система Киевской Руси. Во главе государства стоял великий киевский князь, власть которого значительно усилилась. Из первого среди равных он превращается в полноправного правителя страны: великий князь руководил внешней политикой, сбором дани с подвластного ему населения, обладал правом суда над всеми категориями древнерусского общества. Владимир Святославович начал, а Ярослав продолжил традицию посажения своих сыновей, в качестве князей-наместников, в наиболее крупные и значимые города Древнерусского государства.
В управлении государством князю помогала его дружина, которая к XI в. уже разделилась на старшую и младшую. «Княжие мужи», входившие в состав старшей дружины, помогали князю в управлении государством, занимая высшие административные и военные должности. В XI XII вв. представители старшей дружины, слившись с родоплеменной знатью и племенными князьями, образовали высшее сословие средневековой Руси боярство . Бояре управляли от имени князя древнерусскими городами, в качестве его наместников. В состав младшей дружины входили более молодые воины (отроки и детские), которые также служили непосредственно князю, но по своему статусу стояли несколько ниже боярства. Сохраняло свое значение во многих городах и народное собрание (вече), на котором зачастую решались важнейшие вопросы войны и мира, внутренней политики и т.д.
Основным историческим источником, позволяющим изучать социально-экономический строй Древней Руси, является «Русская Правда» древнейший свод законов Русского государства. Известны три редакции «Русской Правды» Краткая (XI в.), Пространная (XII в.) и Сокращенная. В составе Краткой редакции выделяют две части «Правду Ярослава» (около 1016 г.) и «Правду Ярославичей» (1070-е гг.), составленную триумвиратом князей сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав, Святослав, Всеволод).
«Правда Ярослава» подтверждает существование общины (верви) и рисует общество, в котором сохранялся институт кровной мести. Закон частично ограничивал право кровной мести, фиксируя круг близких родственников, имевших право мстить за убитого, и предлагая в качестве замены денежный штраф за убийство виру. В «Правде Ярославичей» вира полностью заменяет кровную месть. Основное население свободных общинников «Русская Правда» называет термином «люди». Уже в первых статьях «Русской Правды» упоминается и категории населения, близкие к рабам (челядь, холопы).
«Правда Ярославичей» рисует уже гораздо более дифференцированное общество, в котором существует имущественное и правовое неравенство. В частности, размеры штрафа за убийство зависят от социального положения убитого: от 5 до 80 гривен (вира за обычного «людина» 40 гривен). Кроме того, «Правда Ярославичей» дает информацию о существовании крупного землевладения в форме княжеского хозяйства. Названы управляющие княжеским хозяйством (огнищане, тиуны), жизнь которых охранялась особенно высокими штрафами и некоторыми другими правовыми нормами.
Все большую ценность, в этот период, приобретала в глазах древнерусского общества земля с работающим на ней населением. Именно крупные земельные угодья становятся в XI XII вв. главным источником богатства для князя и дружины. Уже в XI в. появляются первые крупные земельные владения вотчины , первоначально в виде княжеского домена. С начала XII в. известны боярские вотчины; существовало, кроме того, и крупное церковное землевладение. Но эти формы крупного землевладения еще нельзя безоговорочно считать феодальными, так как эксплуатация феодально-зависимого населения находилась только в начальной фазе, гораздо большее распространение имел рабский труд. К тому же, крупные вотчины в то время являлись лишь «островками» в море хозяйств свободных общинников, с которых князья собирали дань (полюдье).
Зависимое население Руси было представлено несколькими категориями. «Челядь» термин, обозначающий рабов-пленников. «Холопы» термин, вытеснивший со временем термин «челядь». Было несколько внутренних источников пополнения категории холопов: продажа себя в холопство, женитьба на «робе» без заключения особого договора, и др. Холопы, видимо, использовались в различных сферах деятельности, а некоторые из них могли быть даже управляющими княжеских хозяйств. Становясь холопом, свободный человек терял все юридические права, но обретал покровительство господина.
В наибольшей степени феодально-зависимым населением следует считать закупов. Закупы попадали в зависимость экономическим путем, то есть должны были работать в хозяйстве господина за полученную от него «купу» (ссуда, займ), которую не могли вернуть во время. Отработав долг, закупы становились свободными. Довольно многочисленна была и категория населения, называвшаяся смердами. Вероятно, эти люди несли повинности в пользу князя (полусвободные данники князя).
Киевская Русь в системе международных отношений в XI в. При Ярославе Мудром велась активная внешняя политика, которая приобретает несколько иные очертания, по сравнению с предыдущими периодами. Ярослав продолжил политику своих предшественников, направленную на расширение границ Киевского государства. В годы его правления была утверждена власть Руси на западном берегу Чудского озера, а русские границы выведены к Прибалтике. В 30-е гг. XI в. Ярослав вступил в противоборство с Польшей, в результате чего были отвоеваны «Червенские города». После принятия христианства стало возможным укрепление международного престижа Древнерусского государства путем заключения династических браков. Такая форма установления международных связей была традиционна в то время. Династические браки были заключены между детьми Ярослава Мудрого и представителями французского, шведского, норвежского королевских домов, германской и византийской императорских династий. В 1043 г. возник новый конфликт с Византийской империей. Организованный Ярославом поход на Константинополь, закончился, однако, неудачей. Лишь в 1046 г. Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак примирения между двумя странами был устроен брак дочери византийского императора Константина Мономаха и четвертого сына Ярослава Всеволода.
Перед смертью князь Ярослав разделил Киевскую Русь между своими сыновьями. Желая предотвратить новую междоусобную войну в государстве, он фактически поручил управление страной трем старшим братьям (Изяславу, Святославу и Всеволоду). Более пятнадцати лет братья правили Русью совместно, однако возникшие между ними противоречия в конце 1060-х начале 1070-х гг. привели к распаду триумвирата и началу новой междоусобицы. Борьба за власть во второй половине XI в., в которую впоследствии включились дети и внуки Ярославичей, оказалась столь масштабной, что явилась одной из причин окончательного распада Киевской Руси в середине XII в. на ряд отдельных, независимых друг от друга княжеств.
PAGE 4