Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1
Философия форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия.Предмет изучения мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. 2 основных направления:1) философский материализм ( Демокрит ), и 2)философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
2
Структура философии:
1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео знать, познавать) о познании, методы познания.
3)логика- учение о законах и принципах мышления
4)Этика учение о нравственности, морали
4)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.
7)Философ.антропология- учение о чел-е (существование чел-а как личности)
8) философия науки учение о науке
9) философия техники
10) аксиология учение о ценностях
Функции:
1) мировоззренческая - с помощью фил у чела формируется мировоззрение.
2)Теоретико-познавательная - фил. познает мир, выраб. новые знания.
3) Ценностно-ориентационная - фил. анализирует ценности и ориентирует чела на них.
4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.
5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности итд)
6)Прогностическая - фил. анализирует соц. происш и предсказывает всякую
7) аксиологическая соц, нравственные, эстетические ценности.
8)методологическая применение определенных методов, позволяющих получить опред знания
3
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
что первично, что вторично
познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель
субъективный идеализм направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.
К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания
Гегель считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)
Кант агностик .
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.
4
никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения, законодательству и др.
Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом.
Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие.
Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система элементов Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
философии ЖЕ формулируеТ свой основной вопрос как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).
Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а философия.
5
Существует несколько исторических типов философии:
философия народов Древнего Востока (4-2 тыс. н.э.):
Самые древние философские учения (как и сама человеческая цивилизация) возникли в Египте, Вавилоне, Месопотамии, Ассирии. на рубеже 4-3 тысячелетия до н. э. у народов этого региона появляется письменность. некоторые письменные источники сохранились до наших дней. Из этих письменных источников следует, что хотя сознание людей того времени основывалось на мифологических представлениях.
философия Древней Индии (3-1 тыс. до н.э.);
Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.
В истории индийской философии выделяют три периода:
* Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).
* Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.).
* Индуистский (с 1000 года н.э.).
философия Древнего Китая;
Также для индийской и китайской культуры было характерна оппозиция духовного и телесного. Поэтому в этих странах в качестве предфилософской мысли появились мифы, табу и ритуалы как основы развития философии.
философия Китая и Индии имела свои индивидуальные особенности. В Индии философские школы соотносились с брахманизмом и буддизмом, в Китае с конфуцианством. В Индии ни одна из школ не смогла приобрести официальный приоритет, в Китае же конфуцианство добилось статуса официальной идеологии государства.
античная философия (7в. до н.э. 4 в.н.э.);
философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. первым античным философом считается Фалес,
философия Средневековья (5-15 в.в.);
Её основная функция истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.
философия Нового времени (16-17 в.в.);
немецкая классическая философия (18-19 в.в.);
марксистская философия (19-20 в.в.);
русская философия (19-20 в.в.)
6
Античная философия зарождается в западной Европе. Античная философия хочет объяснить тотальность вещей, реальность во всех ее частях.
Этапы:
1) ранняя классика или досократическая философия (с 7-6 в до нэ). Этот период называется так поскольку философское движенеие в период жизни Сократа представляет знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления. В этот период открывается первая философская школа основателем был Фалем К милетской школе относятся также Анаксимандр и Анаксимен. Основу мира они видели в определенном начале. Фалес говорил что все происходит из воды, Анаксимандр из апейрона (с греч - беспредельное), Анаксимен воздух. Представители: Гераклит, Парменид, Ксенофан, Зенон.
2) классический (5-4 в до нэ) характеризуется более широким использование диалектики которая уже применяется ко всему чувственно-материальному Космосу. Представители: Сократ, Платон, Аристотель, демокрит
3) римско-эллинистическая (3 в до нэ 6 в нэ) в этот период происходит упадокгреческих городов и расцвет римской империи. Начинают формировываться начала христианской философии. В римско-эллинистической философии можно выделить след школы:
- стоицизм (3в до нэ 3 в нэ) основные моменты были связаны с исследованием проблем логики, физики и этики. Представители: Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
- эпикуреизм исходит из того что любому ощущению, чувству должна была предшевствовать ощутимость как некое первосвойство, некая аксиома. Представители: Эпикур, Лукреций, Гораций
- скептицизм. Скептики выступают не против существования мира, космоса, но против его познания. Представители: Пиррон, Секст Эмпирик.
7
Средневековая философия пришедшая на смену античной, занимает длительный период истории от распада Римской империи (5в) до эпохи Возрождения (14-15вв). в основе всех толкований философов Средневековья лежали следующий фундаментальные теологические принципы:
принцип теоцентризма источником и причиной всего существующего выступает бог
принцип креационизма мир сотворен богом и совершенствуется богом
принцип провиденциализма жизнь человека, общества предопределена богом, главная цель понять это предопределение
принцип персонализма суть заключается в том что человек как персона обладает разумом, свободной воли, совестью
принцип релятивизма согласно этому принципу суть познания окружающего состоит в постижении скрытого в священных писаниях смысла божественного откровения, которое делает другие способы познания лишними.
В средневековой философии выделяют 2 этапа:
1) патристика (2-8 вв) ее основу составили фундаментальные положения о том, что божественная мудрость выраженная в библии превосходит всякую житейскую мудрость и выше любой человеческой мысли. Представители: Юстин Мученик, Квинт Тертуллиан, Аврелий Августин
2) схоластика (9-14вв) понимается как философия и теология которую преподавали в средневековых уч заведениях Представители: Ансельма Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скот.
8
Философия нового времени (7-8вв) в этот период происходят два момента: 1 падение авторитета церкви, 2 рост авторитета науки. Фрэнсис Бэкон ему удалось дать образ новой науки. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний. Бэкон заложил основы эмпиризма одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Последователи эмпиризма: Гоббс, Локк, Беркли, Юм.
Эмпиризму противостоит рационализм ориентирующийся на разум в познании. Основы рационалистической традиции были заложены франц философом Рене Декартом. Представители: Спиноза, Лейбниц.
9
Немецкая классическая философия (вторая половина 18в середина 19в) Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах
Фил развитие Канта делится на 2 периода.
В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Свою философию он называет антропологией.
10
Возникновение диалектико-материалистической философии, связанной с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, необходимо рассматривать как сложный, противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. Классический марксизм возник и формировался в 40-90 годы XIX века.
Социально-экономические предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом. Один за другим следовали кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, безработицей, резким ухудшением социального положения наемных рабочих.
К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология.
Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.
К опосредованным теоретическим источникам марксистской философии относятся учения древнегреческих мыслителей, идей эпохи Возрождения и Просвещения, а к непосредственным - философские и социологические взгляды немецких мыслителей: Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и других. Особую роль при этом сыграла и классическая философия в лице таких ее представителей, как И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
11
Неотомизм - это одно из влиятельных направлений западно-европейской философии XX столетия. Эта философия восходит в своих основах к учению схоласта XIII века святого Фомы (Томаззо) Аквинского (от его имени и проистекает название данного (направления), а также существенно опирается на учения отцов церкви (IV - VI в.в.).
Начало неотомизма датируется появлением энциклики папы Льва XIII "Aesterni Patres" (Вечные отцы), которая была опубликована в 1789 году. В ней философия св. Фомы провозглашалась единственной философской доктриной, соответствующей основам вероучения католической церкви. С этого времени изучение философии св. Фомы Аквинского было введено в качестве обязательного во всех католических учебных заведениях, а также поощрялось и в некатолических университетах. С этого периода и начинается неотомизм - философское течение, пытающееся заново переосмыслить философское наследие св. Фомы, модернизировать его, приспособить к современности.
Неопозитивизм
Одним из распространенных философских течений в XIX веке был позитивизм. Как самостоятельное философское направление он оформился в 30-е годы прошлого столетия. В центре внимания позитивистов находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Они полагали, что всякое подлинное, по их представлениям, “положительное” (позитивное) знание может быть получено в виде результата отдельных специальных наук, либо их синтетического объединения.
Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 3040-е годы XIX века и связан с философской школой его основоположника О. Конта. Вторая историческая форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (18381916), Р. Авенариус (1843-1896).
Неопозитивизм, таким образом, представляет третий этап в развитии позитивизма и являет себя в различных вариантах: логический позитивизм, философия лингвистического анализа или лингвистическая философия и т. д. По большому счету, история неопозитивизма это история смены различных способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее к лингвистическому анализу
Персонализм.
Персонализм развивался в рамках философской антропологии. Название течения происходит от латинского persona личность. Термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в «Речи о религии к образованным людям, её презирающим» (1799). Это течение получило распространение в США уже в начале XIX столетия, а также во Франции с 30-ых годов ХХ века, затем в Англии, Швейцарии, Германии и других странах.
Основатель американского персонализма Б.П. Боун (1847-1910); главные представители Р.Т. Флюеллинг (1871-1960),
Э.Ш. Брайтмен (1884-1953), У. Хокинг, Д. Райт, Э. Кент,
П. Шиллинг, Дж.Хауисон и др. Большинство из них ориентировано на протестантскую теологию.
постПозитивизм
Отход от неопозитивизма, подрыв доверия к его доктринам связаны также с тем, что неопозитивисты занимались главным образом логикой готового знания, они не интересовались проблемой развития научного знания и не разрабатывали ее.
В 60 - 70 гг. нашего века развивается постпозитивизм. Его вдохновитель, английский философ К. Поппер отошел в ряде вопросов от логического позитивизма и рассматривал научное знание как способное к росту, к наполнению и изменению путем смены одной теории другой. Постпозитивисты, к числу которых принадлежат такие широко известные ученые и философы, как Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922 - 1974), П. Фейерабенд (1924), С. Тулмин (1922) и др.,
12
В развитии русской философии до конца XIX в. можно выделить
ряд этапов. Первый охватывает XI-XVII вв. и соответствует эпохе
средневековья на Западе. Этот тип включает два периода - древне-
русский, связанный с культурой Киевской Руси и средневеко-
во-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Второй этап
охватывает весь XVIII в. и первую четверть XIX в. Ему в известной
мере соответствует на Западе культура эпохи Ренессанса.
Наконец,третий этап берет свое начало со второй четверти ХIX
в., продолжается до конца столетия и характеризуется, с одной сто-
роны,тем, что русская философия в эту пору отличается наибольшей
оригинальностью,а с другой - более тесной соотнесенностью с запад-
но-европейской философией XVII-XIX вв.
Русская философия возникла в Киевской Руси в ХIX в., причем
начало процессу было положено крещением в 988 году и обретением
письменности. Это в свою очередь предопределило воздействие визан-
тийской культуры и философии на формирование философской мысли.
В XIV в. значительное влияние на русскую мысль оказал исихазм
(от греч.isixia - безмолвие), пришедшее из Византии религиозное
движение, включавшее практику безмолвной монашеской молитвы, уче-
ние о взаимодействии бога и мира, бога и человека как творения бо-
га. В этот период начинается изучение природы души и страстей че-
ловеческих, влекущих человека ко греху.
Реформы Петра I явились важным поворотом в развитии русской
философской мысли. Немалое значение имел уже сам факт смены идеа-
ла православной "Святой Руси" идеалом сильного светского государс-
тва. Начался второй этап в развитии культуры России, который во
многом аналогичен эпохе Ренессанса на Западе. Эти перемены нашли
свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя извест-
ные черты средневековой, шаг за шагом преодолевала границы послед-
ней. Традиционная философия еще держалась, например, в Киево-Моги-
лянской академии, хотя и здесь уже наметились перспективы соедине-
ния с западно-европейской философией.
С открытием в 1755 году университета в Москве раздались при-
зывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на
русский язык. Оригинальные и вместе с тем выходящие за рамки бо-
гословской традиции философские взгляды развивают М.В.Ломоносов
(1711-1765), Г.С.Сковорода (1722-1794) и А.Н.Радищев (1719-18О2).
Вторая четверть XIX в. открывает следующий, третий и притом
важнейший период в развитии русской философии. Оригинальность
идейного содержания и вместе с тем более тесная связь с проблема-
тикой западно-европейской философии Нового времени - таковы ее ха-
рактерные черты. Русская философия этой поры предстает как много-
образие доктрин и учений, группирующихся вокруг полюса целостности
с упором на религиозные ценности, монархию и общинное начало и по-
люса индивидуальности с акцентом на самоценности личности, на ма-
териалистических установках и т.д
Основные тенденции русской религиозной философии XIX века
впитала в себя философия В.С.Соловьева (1853-19ОО). Социальный
идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объ-
единяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая
тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и
отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии
и т.д., Соловьев выступил против тезиса Л.Н.Толстого о непротивле-
нии злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но
и противостоять ему.
13
Бытие с повседневного греч.яз. означает быть, существовать.
Бытие это философская категория обозначающая то что неизменно абсолютно и находится за границами наших чувственных восприятий.
Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Аристотель поддержал Парменида, противниками были Сократ и Платон.
формы человеческого бытия можно представить так:
бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
14
Существуют различные аспекты философского осмысления материи.
Достаточно распространенными в настоящее время являются: "материя это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" (гносеологический аспект); "материя это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи" (онтологический аспект).
15
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.
Движение это изменение вообще.
Оно характеризуется тем, что
неотделимо от материи, поскольку является атрибутом ( неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;
движение есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,
движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета ( особое состояние движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения .
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи ( развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).
16
Основные форы материи:
1) Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходит в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.
2) Пространство форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов их строение из элементов и частей
3) Время форма бытия материи выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
4) Соц. Время форма бытия общества, выражающая деятельность исторических процессов их смены, возникающих в ходе деятельности людей.
17
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляет сознательные образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которого они возникли.
Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая - к Платону. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не знаю”).
Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”.
Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира) .
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке это описание феномена (греч. phainomenon являющееся) сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно.
Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Сознание является частью психики.
Сознание обладает структурой.
Сектор 1. телесно-перцептивные возможности. Ощущения, восприятия и
представления, первичная информация о мире, теле и взаимодействии с другими телами. Главной целью и регулятивой бытия этой сферы является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в окружающем мире.
Сектор 2. Логико-понятийные компоненты сознания. Выходит за пределы
чувственно данного в сущностные области объектов. Главной целью и регулятивой является истина. Сек1 и 2 - левая половина сознания, внешне познавательная составляющая сознания.
Сектор 3. Эмоциональная компонента. Лишена непосредственной связи с внешним миром, сфера личностных, субъективно-психологических переживаний.
1)инстинктивно-аффектные состояния, т.е. предчувствия, видения, галлюцинации, стрессы;
2) эмоции (гнев, страх, восторг);
3) чувства с большей отчетливостью и осознанностью, наличием обратной образно-визуальной связи (наслаждение, отвращение, любовь, симпатия). Главная цель и регулятивный принцип удовольствия.
Сектор 4. Ценностно-мотивационная компонента. Высшие мотивы деятельности и духовные идеалы, способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения и интуиции всякого вида . Главная цель и регулятива - красота, правда, справедливость.
Сектор 3 и 4 - ценностно-эмоциональная, гуманитарная сторона сознания, где предмет познания есть собственное я и другие я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном виде (музыка, живопись, архитектура и т.д.).
18
Общественное сознание это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, и нравов людей, отражающих объективную действительность человеческое общество, природу сознание людей о мире. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом общественного. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от общественной психологии и идеологии кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.
. Главным объектом, который отражается общественным сознанием, является общественное бытие людей, и что общественное сознание людей является продуктом их общественного бытия, что оно вторично, производно от материальных, производственных отношений. Именно в общественном бытии материальной, производственной деятельности людей следует искать источник их идей, теорий, взглядов.
психике человека присущи и биологические, и социальные свойства. Биологическая природа человека предопределяет индивидуальный характер каждого человеческого существа, способности передаются по наследству. Тем не менее без соответствующего социального климата они могут развиваться и совершенствоваться, либо оставаться нереализованными. То есть формирование сознания человека, осуществляясь в ходе онтогенеза, подвержено биологическим и социальным факторам.
Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и само входит в понятие действительности. Сознание это двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта.
Познавательная, или, как ее называют некоторые ученые, интеллектуальная, функция языка необходимо связана с установкой на духовный и культурный рост общающихся сторон (мыслящих субъектов) в процессе их со-творческого диалога друг с другом, с миром и с языком
В утилитарно-коммуникативном функционировании языка, основная задача которого обеспечить взаимопонимание сторон, объединенных конкретными целями и общими интересами, нет необходимости использовать творческие потенции языка. Наоборот, их использование может существенно затруднить общение как бытовое, так и профессиональное. Стремление избегать неясных (непривычных) терминов и выражений является поэтому нормой в тех областях человеческого взаимодействия, где главной целью общения служит обмен необходимой информацией.
19
-закон единства и борьбы противоположностей, который заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т.д.);
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
20
Категория диалектики наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное, всеобщее;
- возможность и действительность;
- необходимость и случайность.
Закон объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы это положения науки, отражающие необходимые, существенные устойчивые связи и качества объектов.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
- охватывают все сферы окружающей действительности;
- раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяют 3 базовых закона диалектики:
- единства и борьбы противоположностей, который заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т.д.);
- переход количества в качество, который заключается в том, что при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество, при этом качество не может меняться бесконечно, наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры к коренной трансформации сущности предмета;
- отрицания отрицания, который заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым
21
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры температуру, то вода будет изменять свое качество станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
22
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
«эстафета поколений»;
смена вкусов в культуре, музыке;
эволюция рода (дети частично родители, но уже на новой ступени);
ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
развитие только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
23
Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.
В большом массиве объектов познания можно выделить первичные, вторичные и третичные.
Первичным объектом познания (а соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.
Субъект познания это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс, как минимум, по двум направлениям:
по линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);
по линии "коллективной" субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).
Цель познания знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.
Рациональное познание более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления).
Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда».
Свойством истины является объективность, т. е. соответствие реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта, т. е. человека.
то же время человеческая истина всегда относительна, т. е. это знание неполное за пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, т. е. бесконечность познания, накопления знаний о мире.
24
Общество представляет собой особый вид реальности, одну из основных форм бытия наряду с природой и его специфика состоит в том, что в отличие от физического мира оно существует в форме многообразных отношений, которые складываются между наделенными сознанием людьми и всегда представляют собой исторически конкретное единство объективного и субъективного, стихийного и сознательно направляемого. Общество это особая развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Общество в социально-философском смысле не является простой совокупностью живущих в нем людей, не есть просто человечество как некий набор социальных элементов. Оно представляет собой целостную систему исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; высшую ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, движений. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
Обществ. бытие это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества и существующие независимо от обществ. сознания.
Обществ. сознание духовная сторона историч. процесса представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определ. внутр. структурой, включающей различные и формы сознания
Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.
Субъективная сторона общественного бытия людей - это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие "бытие" применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его. так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение - идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.
25
Что же представляет собою способ производства? Обратим внимание прежде всего на
то, что в процессе материального производства участвуют люди; они организуют,
направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным,
знаниям, опыту, навыкам. В отличии от животных, потребляющих готовые природные
продукты, люди удовлетворяют свои потребности, изменяя, преобразуя природу,
воздействуя на предмет, подлежащий обработке с помощью орудий труда. Для нас
пока безразлично каких: сложнейших или простых, каменного топора, железного
плуга или современного станка с автоматическим управлением. Важно, что эти
орудия всегда стоят между человеком и и предметом труда. В ходе производства
используется и комплекс таких средств, как транспорт, заводские и складские
помещения и т.д. Все это, вместе взятое, то есть люди, участвующие в
производстве, орудия и средства труда, действует в системе и составляет
производительные силы общества. Такова первая сторона способа производства.
Второй стороной способа производства являются производственные отношения.
Подчеркнем особо: производственные отношения это отношения между людьми. Их
специфика состоит в том, что, функционируя в производственном процессе, они
представляют собой отношение людей по поводу вещей. Каких же? Во-первых по
поводу орудий, предмета, средства труда. Ведь для того чтобы производственный
процесс начался, производитель должен соединиться с орудиями труда. А это
соединение может быть различным, в зависимости от того, кому принадлежа эти
орудия обществу, группе или отдельным лицам. Отношения собственности и
являются главной, определяющей стороной производственных отношений. В
зависимости от их характера в обществе имеет место либо эксплуатация, либо
сотрудничество трудящихся.
Во-вторых, отношения людей по поводу вещей распространяются и на
производственные продукты. Ведь они созданы, чтобы их использовали, а для этого
они должны быть предварительно распределены, затем обменены и, наконец
потреблены. Отношения распределения, обмена (товарообмен или
непосредственный продуктообмен) и потребления важные составляющие
производственных отношений. Однако они зависимы от собственности,
определяемы ею. Так, собственник средств труда всегда присваивает
произведенный продукт; в зависимости от характера производственных отношений
произведенные материальные блага распределяются и потребляются либо совместно,
как это было в условиях первобытного равенства, либо таким образом, что
господствующее меньшинство присваивает прибавочный продукт, что свойственно
любому антагонистическому обществу, либо в соответствии с количеством и
качеством труда, что соответствует принципам социализма.
Материальное производство это определяющая реальность, которую каждое
поколение застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое. Люди не
могу по произволу ее выбирать, конструировать. Они должны согласовывать свои
действия с этой общественной реальностью, точно также как они согласуют их с
реальностью природной и ее законами.
26
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один формационный, или монистический, другой цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
27
Социальная структура[12] общества есть часть социальной системы, и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.
юбой человек занимает много позиций в обществе. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Например, возьмем любого из студентов; студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Но каждая из этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Каждая из социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности, есть «статус». Один из статусов человека определяет его социально, он-то и есть его главный статус. Социальный статус13 есть место индивида или группы в иерархически организованной структуре. Под статусом подразумевается неисчерпаемый предписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество и получать посредством этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Социальный статус определяется показателями, которые задаются типом социокультурной системы. Ныне особенно важны такие критерии, как престиж профессии, уровень дохода, качество образования, объем властных полномочий, размер собственности. Со статусом человека связана социальная роль, т.е. социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений14. Модели поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением. Все виды социального поведения человека, его реализация себя как личности обеспечиваются путем освоения и реализации в поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю той или иной социальной общности.
Социальная стратификация подразумевает, что распределение благ в любом обществе основывается на нормах или на общепризнанных правилах. Социальные нормы это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С их помощью общество и социальные общности (классы, общины, социальные организации) предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворять их поведение; общество и отдельные общности на основе социальных норм направляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение. Нормы эти обычно отражают интересы главным образом тех, кто обладает властью навязывать именно те правила, которые они считают наилучшими, выгодными для себя. Стоит отметить, что почти в любом обществе большинство людей соглашаются с такими правилами, хотя они находятся на нижних ступенях социальной иерархии и обладают минимумом социальных и материальных благ.
28
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко несовершенны, и даже современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.
Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности и выступает средством подавления имущими классами неимущих.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
29
Общественное сознание в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.
Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени. '
Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.
30
Проблема человека в философии это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.
Человек как объект философского знания.
Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой и социальной
совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и
проблем. Эта истина относится к числу вечных, чем не преминули
воспользоваться разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что
раз нет человека, нет и связанных с его существованием проблем. И губили
людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён
прославляли человека и человечность.
В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного. Он
головокружительной сложности кроссворд, загадка из загадок. Его действия
зачастую не поддаются рациональному истолкованию и адекватной оценке, по
крайней мере, с помощью существующей теории и методологии. Сократовский
призыв “Познай самого себя” в полной мере и не реализован, несмотря на все
достижения философии (в том числе логики и этики), биологии, медицины,
психологии и других наук. Есть учёные, полагающие, что проблема человека
вообще неразрешима. Скорее прав был Ф. М. Достоевский: “Человек есть тайна.
Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что
потерял время...”
Вопросов всегда больше, чем ответов. Проблематика философской антропологии
актуализируется всем ходом развития современного человека и социоприродной
среды его обитания.
31
Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни
людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных
проблемах современности.
Глобальные проблемы:
- проблема экологии
- сохранения мира
- освоения космоса и Мирового океана
- продовольственная проблема
- проблема народонаселения
- проблема преодоления отсталости
- проблема сырья
Особенности глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех
народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами
современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К
ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира,
преодолении нищеты, голода, неграмотности.
ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА
оговоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок.
ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.
растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит «коллапс» резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты.
СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., Алкоголизм, табакокурение, сквернословие. Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй.