У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ний день еще не имеют достаточного развития в архи тектурностроительной практике

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

М.М.ЧЕРВЯКОВ, архитектор (МАрхИ)

Тектонические образы архитектуры и характер искусственного освещения гражданских зданий

Ресурсы искусственного освещения таят в себе огромные потенциалы и возможности, которые на сегодняш-

ний день еще не имеют достаточного развития в архи тектурно-строительной практике.

Размышления о свете, а также стремление им управлять уходят своими корнями в глубокую древность. В те времена представления о свете окрашивались яркими эмоциональными сравнениями, буквальными переносами, метафорами и даже страхами. Первобытные люди пытались объяснить непонятные явления явлениями им понятными. В их представлении затмение солнца означало проглатывание его каким-то небесным зверем. Аналогично формировалась и неиероглифическая письменность, оперирующая буквальными сравнениями, изображениями, иконическими знаками. В современной архитектурной семиотике иконическими называют знаки, в которых форма дает понятие о содержании и иногда о функции [1].

С точки зрения математиков, неиероглиф представляет собой непрерывную функцию, цельный неразделенный образ. В дискретных (прерывных) языках слово скомбинировано из букв, обозначающих самих себя и являющихся информативно более бедным, чем то, что они называют [2]. Дискретные языки более совершенны, точны, гибки и разнообразны, но в некоторых случаях при создании художественного образа использование иконических знаков обладает преимуществом. Иконические знаки при всей своей буквальности имеют неоднозначную интерпретацию и чувственно-эмоциональную окраску — качества, столь ценимые в искусстве, Так как иконические знаки имеют нераздельный, уже готовый образ, то он обладает набором характеристик, преувеличение или преуменьшение которых влияет на его интерпретацию, например, масштабность знака по отношению к другим, и, кроме того, сам знак имеет свою тектонику, свое строение. Тектоника силуэтов ночных архитектурных образов в наибольшей

 степени демонстрирует непрерывность иконических значений. Изобретение искусственного освещения радикально расширило возможности восприятия ночной архитектуры. Искусственный свет существенно повлиял на характеристики прочтения иконических знаков, используемых в архитектуре.

Например, если по-разному осветить скульптурный портрет лица человека, то характер восприятия портрета меняется: от искажения анатомических очертаний до придания различных эмоциональных настроений. В книге В.Келера и В.Лукхардта «Свет в архитектуре» приводятся некоторые зависимости восприятия формы предметов от параметров света. «Видение объемности предметов тесно связано со стереоскопическим бинокулярным зрением. Сосредоточенным интенсивным освещением предмета можно произвести впечатление плоского, его форма воспринимается в виде отдельных линий и, если, несмотря на это, мы воспринимаем трехмерность предмета, то объясняется это «зрительной памятью», предшествующим опытом. На зрительное восприятие влияет накопленное опытом знание перспективного сокращения, знание контурных очертаний предмета. Этот опыт подкрепляется (или разрушается в зависимости от условий освещения) характером собственных теней» [3].

Таким образом, при искусственном освещении архитектуры наиболее подвержены изменениям контраст и направление собственных и падающих теней, которые и будут влиять на интерпретации используемых иконических значений в ночном тектоническом образе.

Чувственно-буквальные иконические значения часто функционально не справлялись с более детальным описанием предметов, явлений, ка-

 честв, действий. Уже в древние времена целостные завершенные образы подвергались разделению, перекомбинированию и вычленению отдельных изолированных свойств, например, кентавры, сфинксы, и т.д. В дальнейшем появились дискретные слоговые языки, способные оперировать формальными понятиями, абстрактными качествами и образами [2].

В архитектуре формальный язык появился сравнительно недавно. Причиной этому послужила научно-техническая революция XX в. и проникновение аналитического метода РДекарта во все сферы человеческой деятельности. Формирование образа стало достигаться не природо-подобными символами, а формальными, количественными и качественными изменениями пространственных форм и их перекомбинированием (величина, масса, положение в пространстве, пропорции, фактура и т.д.), что характерно для беспредметного искусства.

В конце XIX в- были созданы первые электрические лампы. Применение электрического искусственного света, каркасных конструкций и стекла в архитектуре привело к формированию приема светящихся фасадов, с которыми в большей мере связаны представления о современной архитектуре и рождение термина «световая архитектура». Выявление невидимых днем внутренних структур кардинально меняет ночную тектонику сооружения [4].

Тектонические свойства архитектуры, воспринимаемые ночью и сформированные по формальному типу, неразрывно связаны с кинестетическими переживаниями зрителем взаимодействия композиционных элементов. Кинестетические переживания являются мысленными представлениями одвижениях, сопровождающимися некоторым напряжением соответствующих мышц, хотя и малозаметных для воспринимающего. Архитектура будет казаться нам красивой, когда система визуальных мысленных представлений о движениях масс композиции, сопровождающиеся некоторыми напряжениями соответствующих мышц, будет уравновешена.

Визуальные массы в ночном тектоническом образе архитектуры полностью формируются искусственным освещением. Кроме того, векторная направленность композиционных элементов, несущих в себе коды кинестетических переживаний, также зависима от характера искусственного освещения. В ночной композиции направленность элементов может восприниматься как растяжка освещенности формы от наиболее яркого (начало движения) к наименее яркому (цель движения); возможно обозначе-

29


Гоблина 2   Зависимость характера архитектурного тектонического образа ш позиционного комбинирования си» единиц

Зависимость характера архитектурного тектонического образа от позиционного комбинирования его единиц

ние направления сразу несколькими средствами: растяжка освещения, геометрическое сужение формы, контрастное взаимодействие фона. В архитектурной семиотике символы, означающие направления, получили называние индексных знаков. Индексные знаки имеют однозначное прочтение и лишены архитектурной метафоры [1].

Тектонический образ, сформированный архитектурным формальным языком, представляет собой не единичный символ, знак, а скомбинированную систему масс и их направленности. Характер тектонического образа будет зависеть не только от свойств его элементов, но и от способа их комбинирования. С комбинированием неразрывно связаны процессы мышления и, если рассмотреть этот феномен на архитектурном примере, это означает, что человек комбинирует не только треугольники, квадраты, панели, блоки, но и идеи, представления, свойства, прообразы, значения [5]. Средствами перекомбинирования свойств элементов композиции рождаются новые образы и изменяются их значения.

Рассмотрим две противоположные векторные комбинации: центростремительные и цент ро расход я щи е-

30

 ся. Композиция, единицы которой направлены к центру, будут ассоциироваться с депрессивными эмоциями, что подтверждают биологические исследования. Во всех живых организмах, в том числе и человеческом, все мышцы-сгибатели сильнее мышц-разгибателей. Поэтому во время болезни, усталости, охлаждения организма депрессии действия сгибающих мышц рефлекторно преобладают. Человек в такие периоды жизни стремится «съежиться», «свернуться в клубок» (так называемая поза эмбриона) [6]. При восприятии животных и людей с подобными центростремительными движениями зритель сам мысленно переживает (примеряет на себя) подобные отрицательные эмоции. При создании архитектурного тектонического образа возможно использовать данные закономерности направлений элементов композиции в качестве создания различных грустных настроений. Например, при формировании образа крематория, различных монументальных сооружений трагической тематики, помещений и зданий, связанные с интровертиро-ванным состоянием сознания у людей (рисунок).

Напротив, переживание положительных эмоций связано с уравнове-

 шиванием в организме тонуса мышц-сгибателей и разгибателей. Например, спортсмены — они сияют здоровьем, бодростью, силой, положительными эмоциями. Самым ярким примером, демонстрирующим не просто положительные эмоции, а восторг от восприятия центрорасходящихся движений, является салют (см. рисунок). Формирование светового образа архитектуры с центрорасходящимися композиционными элементами будут способствовать созданию положительного настроения, что возможно использовать при проектировании архитектуры, связанной с рекреативными функциями — рестораны, дискотеки, кафе и т. п.

В данном случае мы рассмотрели только две векторные комбинации (центрорасходящуюся и центростремительную), но.существует бесконечное число комбинаций с различными оттенками интонаций, которые зависимы как от биологических факторов, так и от постоянно меняющихся культурологических факторов. Нетрудно заметить сходство языка жестов и формальных архитектурно-тектонических образов. Они имеют сходную мотивационную природу и составные части — кинестетические переживания. Различия образов архитектурной


Н.Ю.ВОЛКОВА, архитектор (Москва)

Изучение воздействия колористики городской среды на человека

Создание устойчивых признаков места облегчает адаптацию человека в искусственной среде и становит-

ся для него одним из факторов психологического комфорта. Человек воспринимает индивидуальность свое-

го окружения в значительной мере благодаря «непохожести» природных и искусственных компонентов среды.

тектоники и жестов заключаются в материализации идей. Язык жестов — это скомбинированная система кинестетических переживаний, разворачивающихся в пространстве и времени. Архитектурная тектоника является скомбинированной системой визуальных объёмно-пространственных напряжений элементов композиции.

В архитектуре, воспринимаемой в ночных условиях, искусственное освещение выступает как визуально-композиционный материал, мощное по эмоциональному и кинестетическому воздействию средство, которое можно использовать не только как оформление конструкций здания, но и как средство художественного поиска и построения. Язык света универсален. Он обладает как метафорическими свойствами, благодаря которым способен передавать яркие эмоциональные переживания, так и формально-дискретными свойствами, в силу чего может быть точным, гибким. Создание архитектурных световых образов по метафорическому принципу рационально использовать в жилых комплексах. Метафора в наибольшей степени способствует созданию образа жилья, характерного «теплотой», «человечностью», «уютом». Формальные световые образы, обладающие рациональностью, точностью и в силу этих причин кажущиеся «холодными», больше подходят для офисных и административных зданий.

Использование искусственного освещения с его универсальными свойствами для создания ночного тектонического образа архитектуры позволит создавать психологически комфортную визуальную атмосферу. Проектирование образа, созвучного с фоном настроения зрителей, усилит эмоциональные характеристики людей, задействованных в функциональных процессах, необходимых для более эффективного протекания этих процессов как внутри, так и снаружи зданий.

Список литературы

Лучкова В.И. Введение в архитек
турную семиотику. —   Хабаровск: Изд.
ХГТУ. 1997.— 72 с.

Смирнов Г.В. Страшные и не
страшные катастрофы Рене Тома//«Техни-
ка —молодежи», 1978, № 12. —С. 18-21.

Келер В., Лукхардт В. Свет в ар
хитектуре. Свет и цвет как средство архи
тектурной выразительности: Пер. с
нем.
В.Г.Калиша. — М.: Стройиздат   1961. —
180 с.

Архитектурная физика/В.К.Лицке-
вич, Л.И.Макриненко,  И.В.Мигалина,
Н.В.Оболенский, А.ГОсипов, Н.И.Щепет-
ков. — М.: Стройиздат, 1997. — 441 с.

Пронин Е.С. Теоретические осно
вы архитектурной комбинаторики. — М.:,
Архитектура-С, 2004. — 230 с.

6. Трайдайк Д.И.  Биология   — М.:
Просвяещение, 1987. —- 206 с,

 

Разнообразие и узнаваемость относятся к тем качествам городских пространств, обеспечение которых составляет одну из целей активного использования цвета в отделке фасадов.

В процессе формирования гармоничной колористической среды городского пространства архитекторы, дизайнеры и колористы сталкиваются с множеством вопросов. Вопросы, касающиеся эстетической стороны, можно разбить на три блока:

Каким образом получить систему гармонично сочетающихся цветов? Какие цвета гармонизируют друг с другом?

Как эту систему, построенную на плоскости, перенести в пространство города, и чем следует руководствоваться при создании колористических решений архитектурного пространства?

Как в результате воплощения в жизнь проектных решений к ним будут относиться те, для которых это все создавалось — конечный потребитель?

И если ответы на первые два блока могут базироваться на теоретических изысканиях и эстетическо-художе-ственных поисках и экспериментах, то для ответа на последний вопрос необходимо изучение общественного мнения и проведение социологических опросов.

В настоящее время имеются методы изучения особенностей восприятия цветовой пространственной среды, в том числе колористики жилых микрорайонов. Изучение воздействия цветовой среды на человека часто проводится исследователями на основании системного подхода, кото-

 рый, по мнению Е.С.Пономаревой, является ведущей методологической концепцией и определяет необходимость целостного рассмотрения системы человек-цветовая среда, а также научного синтеза представлений об особенностях функционирования этой системы [1]. Сложность характера воздействия цветовой среды на человека исключает возможность использования только одного жесткого метода, что привело к необходимости разработки множества методов: нейрофизиологических, статистических и семантических.

Особое значение приобрел метод семантического дифференциала, основанный на психологическом явлении синестезии, согласно которому, фиксация одних чувственных восприятий возникающих под воздействием других, позволяет описать исследуемый объект смешанным методом контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования [1Т 2].

Изучение цветовых предпочтений и эстетической оценки цветовой среды связано либо с построением сложных моделей, с трудом поддающихся аналитическому исследованию, либо с анализом большого объема экспериментальных данных. При использовании компьютерной техники в последнем случае задача облегчается и обработка данных одним человеком становится реальной.

В последнее время выделился психологический подход к изучению цветового воздействия на характер эмоциональных переживаний [3]. Исследование эмоциональной реакции на полихромное окружение может проводиться с использованием индивидуальных вербальных самоотчетов

31


респондентов о переживаемых ощущениях или с помощью тестирования по материалам САН (самооценка самочувствия, активности, настроения), СЭС (самооценка эмоционального состояния) и восьмицветного варианта методики М.Люшера. При работе с подобными методиками фиксируются изменения эмоционального состояния человека до и после цветового воздействия, а также характер эмоциональных переживаний. При проведении экспериментов, основанных на данных субъективного самоотчета и тестирования, были получены результаты, подтверждающие активное воздействие полихромии на эмоциональное состояние человека.

Некоторыми авторами были проведены экспериментальные исследования по выявлению особенностей восприятия колористики архитектурной среды [1, 4, 5]. При этом в основном исследовалось общее впечатление от цветовой среды микрорайона.

Например, в экспериментальных исследованиях Л.Шакинко было изучено влияние цветовой среды жилой застройки на формирование предпочтений ее жителей [4]. Для проведения эксперимента были выбраны 18 наиболее типичных по цветопростран-ственному решению микрорайонов Минска, обладающих разнохарактерными цветовыми качествами. Микрорайоны были разделены на группы, отличающиеся характером и способами распределения воспринимаемых цветовых акцентов: нейтральные (ахроматические) микрорайоны с минимальным использованием цвета, лишенные цветовых акцентов; преимущественно нейтральные с введением цветовых акцентов на «фасадные» плоскости микрорайона; преимущественно нейтральные с цветовыми акцентами, сконцентрированными в первичных жилых пространствах; микрорайоны с динамичными цветовыми акцентами, перетекающими из «экстерьера» в «интерьер» застройки; микрорайоны, в которых группа зданий организует вводно-ин-формационное пространство; преимущественно цветные микрорайоны; микрорайоны с использованием многообразия цветовых акцентов и наслоения цветовых тем.

Из полученных Л.Шакинко результатов следует, что в большинстве случаев предпочтения отдавались цветным микрорайонам. Кроме того, интерпретация результатов эксперимента показала, что цветовая среда «сдержанно цветных» микрорайонов

32

 менее всего склонна подавлять эмоциональное состояние людей и потому является оптимальным цветовым климатом застройки, где колористическое решение архитектурного окружения не влияет на цветовые предпочтения.

В экспериментальных исследованиях Е.С.Пономаревой была выявлена разница отношения экспертов и потребителей к реализованным в архитектуре наиболее и наименее предпочитаемым цветам [1].

Анализ результатов потребительских оценок показал, что цветовые качества ахроматических объектов оцениваются значительно ниже качеств цветовой среды, использующей цветовые предпочтения. Это же наблюдение остается действенным и в отношении оценок экспертов. Причем, была обнаружена неспособность ахроматического объекта привлечь внимание и облегчить процесс социальной и пространственной ориентации. При сравнении оценок колористического решения отдельных микрорайонов была выявлена интересная закономерность. Жители микрорайонов, насыщенных цветом, наиболее близки в своем отношении к определенным цветам и их соотношениям. Цветовые предпочтения жителей бесцветных микрорайонов разнообразнее, но в то же время они предпочитают более насыщенные цвета и контрастные сочетания, чем жители цветных микрорайонов.

Аналогичный эксперимент был проведен Э.Лущеко. В ходе опроса жителей Санкт-Петербурга было выявлено предпочтение цветов теплой гаммы [5]. Среди идеально предпочитаемых цветов на первое место вышли охристые цвета, на второе — голубые в сочетании с белым, последнее место занял серый цвет. Значительная часть опрошенных отмечала необходимость считаться с неяркими красками северной природы, блеклым цветом неба, с большим числом пасмурных дней в году и в связи с этим предлагала окрашивать город в светлые насыщенные яркие цвета. Были предостережения против слишком сильного разбела цветов, так как это делает окраску нематериальной, разрушает фон застройки, что нельзя считать следованием Санкт-Петербургской традиции.

Экспериментальные результаты хорошо демонстрируют наличие активного воздействия колористики жилых микрорайонов на формирование цветовых предпочтений, отношение к

 цвету и способность чутко реагировать на незначительные цветовые изменения.

Кроме того, в результате проведения экспериментов были установлены довольно частое отсутствие связи полихромных композиций микрорайонов с конкретной градостроительной концепцией, недостаточность учета местной природно-ландшафт-ной, светоклиматической специфики [4, 5]. Поэтому в целях создания оптимального варианта колористического решения жилых домов целесообразно разрабатывать генеральную цветовую схему города (что нереально для крупных городов) или хотя бы района и в дальнейшем рассматривать ее как основу для формирования цветовой композиционной концепции жилых образований. Включение в цветовую среду города «преимущественно ахроматических», «сдержанно цветных», «цветных» и «интенсивно цветных» микрорайонов как основных типов колористического решения целесообразно для создания сбалансированной по колористи-ке застройки и регулирование ее цветности.

Рассмотренные принципиальные методы проведения экспериментов при соответствующей адаптации позволяют решить ряд важных вопросов. Особо следует выделить, что полученные экспериментальные данные касались изучения воздействия на человека общей цветовой палитры и использовавшейся интенсивности цвета, при этом не учитывалось восприятие взаимоотношения цвета с архитектурной формой (их взаимосвязь) и композиционное расположение цвета на фасадных плоскостях.

Список литературы

Пономарева Е.С. Цвет в интерье
ре: теоретическо-методические принципы
формирования цветовой среды граждан
ских зданий. — Т. 1. — Минск, 1986.

Лоттман Ю. М., Петров В.М. Се
миотика и искусствометрия/Сб. переводов
современных и зарубежных исследова
ний. — М.: «Мир», 1972.

Габидулина С. Цвет как психоло
гическая характеристика городской среды
/Колористика города. Международный се
минар. — М„ 1990.

Шакинко Л. Исследование цвето
вой среды районов Минска/Колористика
города. Международный семинар. — Т. 1.
— М., 1990.

Лущеко Э. О принципах полихро
мии исторической застройки Ленинграда
/Колористика города. Международный се
минар. — Т. 2. — М., 1990.





1. Системи управління базами даних
2. Реферат- Понятие и виды права природопользования
3. Экономическое возвышение Москвы и борьба за объединение русских земель
4. Из истории морских походов в VII-XII вв
5. вариантах архитектуры клиентсервер
6. рациональное богатствоиз сферы обращения в сферу производства
7. Набуті вади серця у дітей Неревматичні кардити в дітей
8. Тема- Музыка. Существуют ли границы для музыки Тип урока- Урок обобщения и систематизации знаний навыков и
9. тема это система используемая для описания и характеристики Земли и прочих географических объектов для цел
10. тема для написания эссе относится к экономике
11. предметами Есть и декоративные тарелки которыми украшают стены
12. про себя речь в форме которой человек думает
13. тематических наук Л.
14. Русско-турецкая война 1768-1774 гг
15. Концепция байтульмал в исламе
16. утверждаю Зав кафедрой ИД Г
17. Тема работы - вариант- Расходы предприятия торговли и методы их оптимизации Дисц
18.  ВТОРИЧНЫЕ ОТСТОЙНИКИ ПОСЛЕ АЭРОТЕНКОВ 1
19. 162-6574 Кононенко Тетяна Валеріївна ОБЛІК ФОРМУВАННЯ ТА ОПОДАТКУВАННЯ ДОХОДІВ СІЛЬСЬКОГО
20. Создание базы данных