Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Существует мнение связанное с религиозными представлениями человека исходя из которого мы были сотворены.

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  22

Глава VI

ПЕРВОБЫТНАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Касаясь истории первобытного общества, прежде всего, встает проблема происхождения человека. Существует мнение, связанное с религиозными представлениями человека, исходя из которого, мы были сотворены Богом. Иные исследователи убеждены в космическом (инопланетном) происхождении современных людей. Однако традиционная наука придерживается теории антропогенеза, по которой человек является продуктом эволюционного процесса живой природы.

Еще в XVIII в. были высказаны предположения о происхождении людей от человекообразных обезьян, а в  XIX в. Ч. Дарвин указал на единые законы развития животного мира и предъявил аргументы в пользу происхождения человека от человекообразных обезьян третичного периода. В 1891 г. на о. Ява уже были найдены останки ископаемого человека, питекантропа (обезьяночеловека). В 1907 г. в Германии была обнаружена челюсть ископаемого человека, названного по месту находки гейдельбергским.

Рассматриваются две возможные прародины людей: Юго-Восточная Азия и Африка, причем «африканская» теория сегодня является доминирующей, так как в XX в. произошли многие археологические открытия древнейших ископаемых человекообразных обезьян именно на этом континенте.

История человечества делится на три стадии его эволюционного развития, как биологического вида: современный человек, первобытные люди – палеантропы, древнейшие возможные наши предки – архантропы.

Изучение причин и процессов расово-генетических различий, так называемый расогенез, является второй масштабной задачей стоящей перед исследователями первых ступеней в истории человечества.

Однако для понимания глубинных процессов происходивших в ходе эволюции человека также важным является изучение его материальной культуры, сохранившейся до нас в виде его орудий труда, жилищ, предметов быта и искусства и других памятников. Исходя из материалов, из которых изготавливались предметы, историю материальной культуры древнего человека делят на каменный век и эпоху палеометалла.

§ 1. Культура каменного века

Первый период каменного века называется палеолит (древнекаменный век), первая стадия которого нижний палеолит начинается с появления Homo habilis («человека умелого»). В 1960 г. ученые М. Лики и Р. Лики в Африке, в Танзании, в Олдувайском ущелье впервые обнаружили и смогли датировать находку этого биологического вида. Сегодня «человек умелый» насчитывает историю примерно от 2,6 до 1 млн. лет назад. Олдувайский человек имел орудия труда, изготовленные из гальки и имевшие на месте сколов острые края для обработки более мягких материалов, например, древесины, мяса или шкур животных. У него, по-видимому, отсутствовал огонь. Его объем мозга был около 700 куб. см, что больше чем у современных человекообразных обезьян, но значительно меньше, чем у современного человека, он передвигался на двух конечностях, а строение ключицы и кисти похоже на современного человека. В 1927 г. около Пекина, у местечка Чжоукоудянь в течение многолетних раскопок были исследованы более сорока особей Homo erectus («человека прямоходящего»). Этот человек, названный синантропом («китайским человеком»), имел орудия труда еще более развитые, нежели «человек умелый», например, рубило. Знал он также огонь. Его объем мозга достигал 1200 куб. см, осанку имел более выпрямленную. Жил он примерно от 1,6 млн. до 500 тыс. лет назад, что подталкивает многих ученых поставить два вышеуказанных вида в эволюционный ряд. Сложность в том, что они сосуществовали около 600 тыс. лет. Поэтому неясно, произошло ли развитие Homo habilis в Homo erectus.

Значительные отличия архантропов по строению мозга и форме конечностей отделяют их от остальных приматов, но скошенный лоб, массивные надбровные дуги, нижняя челюсть с отсутствующим и характерным для человека подбородочным выступом говорят, что их нельзя ставить в один ряд с современными людьми, и они занимают какую-то промежуточную ступень в эволюции.

Еще в 1856 г. в долине Неандерталь у г. Дюссельдорфа (Германия) очень близкий современному человеку вид, относящийся к палеантропам. Неандертальцы не только знали, но и умели добывать огонь, они жили в пещерах, изготовляли орудия труда более совершенные, чем предшественники и похожие на орудия человека современного вида. Их объем мозга достигал 1600 куб. см, а их антропологический вид был назван Homo sapiens («человек разумный»). У неандертальцев существовали представления о загробном мире и некоторые религиозные представления. Об этом свидетельствуют их захоронения с погребальным инвентарем, например, захоронение в Ле Мустье.1

Неандертальцы обладали характерными чертами: своеобразная сутулость, невысокий рост при большой голове и широких плечах. Их находки варьируются от 500 до 40 тыс. лет назад. Выделяется несколько разновидностей неандертальцев: европейский «классический», азиатский «прогрессивный» и африканский.

Скорее всего, современный человек в его расовом многообразии возник в результате трансформации одного или нескольких прогрессивных типов палеантропов таких, как неандерталец. Остальные же ветви которых представляются тупиковыми, не получившими дальнейшего развития и со временем исчезнувшие.

Вероятно, не только эволюционные факторы были результирующими в создании человека, но, в частности, и геологические. Как показывают современные исследования, революционные процессы в биологических организмах происходят в зонах сейсмической активности, например, в зоне африканского излома, где и обнаружены останки древнейших ископаемых гоминид, человекообразных обезьян.

При сегодняшних значительных данных по антропологии и археологии следует предполагать, что процесс оформления людей современного типа происходил в Юго-Восточной Европе, Северной Африке, Западной Азии. В результате расселения по всему миру образовались крупные расовые подразделения и более мелкие группы. Причем, европеоиды имеют прародину  в Европе, негроиды – в Африке, а монголоиды – в Азии. Наиболее характерные признаки рас: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д.

В верхнем палеолите, второй стадии палеолита (примерно 40 – 12 тыс. лет назад), уже существовал Homo sapiens sapiens («человек дважды разумный»), человек современного типа. При окончании биологического оформления у человека стала еще динамичнее развиваться духовная и материальная культура.

Происходят масштабные изменения в общественных отношениях. Первобытное стадо сменилось родовым строем. Первое место при этом занимали кровнородственные отношения. Вследствие неясного происхождения от отца при зачастую полигамных отношениях, то есть беспорядочных половых связях внутри рода, главенствовали матримониальные связи. Не только мать, но и ее родственники мужского пола могли быть вашими наставниками в жизни. Однако, по мнению большинства ученых, первобытное общество имело в своем первоначале стадию матриархата. Пережитки матриархальных отношений можно встретить в традиционных обществах, например, в знаменитом индейском племени ирокезов (Северная Америка).

Как и в предшествующие эпохи человек проживал в условиях ледникового климата, окруженный так называемой мамонтовой фауной. Не только мамонты, но и северные олени, сайга, дикие лошади и другие крупные копытные паслись на бескрайних просторах холодных степей. Значение мамонта как основного источника пищи было велико в жизнедеятельности человека. Исчезновение мамонта привело к изменениям в его материальной культуре, и это событие совпадает с отступлением ледников и концом палеолита.

Верхнепалеолитическая техника обработки камня сильно отличалась от нижнепалеолитической. Большая часть орудий стала изготавливаться из ножевидных пластин. Они получались вследствие откола с помощью посредника и ударника от заранее обработанной заготовки, имели размер, превышающий 10 см и ширину 3 см. При помощи отжимника, костяного или каменного стержня, производилась подправка изделия, при этом скалывались небольшие чешуйки, и придавалась изделию необходимая форма. Разнообразные по форме каменные изделия стали дополняться костяными. Наконечники, гарпуны, иглы с ушком часто изготавливались из этого альтернативного материала.

В верхнем палеолите уже широко распространяются наземные и подземные жилища (шалаши, полуземлянки и землянки). Они имели каркасы из деревянных и костяных конструкций, использовались шкуры животных.

Самым значительным изменением в жизни человека стало развитие искусства. В 1879 г. испанский археолог М. де Саутуола совершил сенсационное открытие пещеры Альтамира, где на сводах красной охрой были изображены бизоны и лошади. Первоначально научная общественность скептически отнеслась к этому открытию, но вслед за ним вскоре последовали другие и более масштабные в пещерах Франции. В 1959 г. была открыта покрытая изображениями мамонтов, носорогов, лошадей Капова пещера в Башкирии (Урал). Эта находка была принципиальной, так как до этого были найдены подобные памятники только на юге Европы.1 

Палеолитическое искусство в виде полихромной (многоцветной) живописи достигло весьма развитых форм и отличалось поразительной точностью передачи основных признаков человека и животного. Наиболее древние рисунки в пещерах были контурными и однотонными, впоследствии они становятся многоцветными с передачей объема и формы животного, динамикой. Групповые изображения имеют некоторые зачатки повествования. Так, например, в гроте Лортэ олени переходят реку, в Альтамире изображаются рожающие самки бизонов. Однако первые художники еще не обладали чувством перспективы, изображали их в одной плоскости, без соблюдения пропорций и размеров, как правило, не связанные единым сюжетом.

В эту эпоху широко распространяется гравировка по кости или камню. Подобные изображения отличаются реалистичностью и даже пытаются передавать портретное сходство персонажей. Среди гравировок встречаются даже бытовые, смысловые сцены, знаково-календарные записи. В Мальте (Сибирь) была найдена на пластине таблица с обозначением годовых оборотов Солнца, Луны, месячных оборотов Луны и оборотов Венеры.

Третьим видом палеолитического искусства была мелкая пластика, скульптура малых форм из кости или камня. В большинстве случаев это так называемые палеолитические «венеры», изображения женщины или женского божества с соответствующими половыми признаками. Присутствуют также антропоморфные изображения без признаков пола, фигуры животных и птиц.

Разумеется, искусство каменного века имело под собой идеологическую подоплеку. Если рассматривать полихромную пещерную живопись, то обнаружится представление древних о важности в их жизни изображаемых животных. Одни из которых были жертвами человека на охоте, а вторые могли быть тотемами, божествами или предполагаемыми предками. Культовая роль «венер» также очевидна: они могли быть изображением матери-прародительницы, женского божества плодородия, жриц, женщины-предка. Помимо этих функций искусство служило способом передачи информации другим поколениям, преследовало на себе дидактические, воспитательные цели. И, наконец, нельзя отрицать эстетическую функцию. В противном случае как можно было бы объяснить наличие чисто декоративных элементов в изображении, например, орнамента или абстрактных конструкций.

Мезолит (среднекаменный век) охватывает XIV тыс. до н. э., но все же ранние стадии наступления этой эпохи весьма условны, а поздняя граница определяется появлением керамики в той или иной культуре; керамика является характерной особенностью неолита. Лишь в 1887 г. в пещере Маз – д’ Азиль французский исследователь Э. Пьет нашел стоянку, относящуюся к мезолитической эпохе. Таким образом, этот этап в истории человека стал изучаться позднее, чем палеолит и неолит.

Мезолит – революционный этап в жизнедеятельности человека.

Начальные этапы мезолита совпадают с наступлением в северном полушарии нашей планеты нового геологического этапа, современной геологической эпохи - голоцена. Стал сходить ледниковый щит, и начал образовываться современный облик суши и Мирового океана. Вместе с этими процессами изменялись природно-климатические условия. Образовались Америка и Австралия, Гибралтар и Берингов пролив, многие другие географические реалии сегодняшнего дня. Это резкое изменение климата до сих пор является одной из нерешенных проблем сегодняшней науки. Например, бытуют мнения о космическом воздействии на планету Земля, однако все эти исследования носят характер гипотез.

Человек стал проживать в период исчезновения мамонтовой фауны, поэтому ему пришлось изобретать новые методы поисков пищи и совершенствовать орудия труда и убийства. Еще в предшествующие периоды человек использовал силу руки на охоте, однако подлинным переворотом стало изобретение лука и стрел. Это позволило использовать принципиально новые кинетические силы. На протяжении огромного промежутка времени, вплоть до появления порохового заряда, то есть около 10 тыс. лет, лук и стрелы использовались как основное оружие для поражения предмета на дальнем расстоянии.

В каменной индустрии происходит переворот, связанный с появлением микролитов и макролитов, то есть хорошо обработанных крупных и мелких каменных изделий. Широко стала использоваться вкладышная техника изготовления орудия. В основу из кости или дерева, имеющую прорези, вставляли ножевидные пластины. При этом получались нож, кинжал, копье, стрела. Обычно микролиты имели форму треугольника, трапеции, сегментов, хорошо обработанных с помощью ретушной техники. Классические культуры микролитической техники связаны с Северной Африкой и Средиземноморьем, каспийской и иберо-маврской культурами. В конце мезолита каспийцы проникают на север, осваивая новые территории.

В мезолите человек переходит от присваивающего к производящему хозяйству. Собака была одомашнена еще, по-видимому, в верхнем палеолите. Крупный и мелкий рогатый скот, свиньи были подвергнуты доместикации в мезолитическую эпоху. Также начинается процесс селекции наиболее ценных для человека растений. Этот процесс имел ярчайшее отражение в духовной и материальной культуре человека. Происходит переосмысление окружающего мира. Древнейшие земледельческие очаги зафиксированы в районах Южной Европы, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Намечается специализация охоты и рыболовства. Возросла роль охоты с собакой, стали применяться технические приспособления: ловушки, силки, западни. Гарпун, сети, верши, рыболовные крючки стали инструментом рыбной ловли. Для более быстрого передвижения по естественным дорожным артериям человек стал использовать долбленую лодку и весла, для передвижения по снежному покрытию – лыжи.

В мезолите происходит дальнейшая эволюция в искусстве. Начинаются широко распространяться сюжетные композиции: сцены охоты, загона животных, военных столкновений и даже ритуалов. Теперь наскальная живопись и петроглифы (выдолбленные в камне рисунки) создаются под открытым небом. Важнейшее место в изображении стал занимать человек. Часто объект выглядит стилизованным, схематичным, приближающимся к знаку. Это позволяет усилить динамику, ввести ритм. Человек стал мыслить более абстрактными категориями, проявляется потребность не изображать, а сообщать, передавать информацию. В некотором смысле это был шаг к рождению письменности, которая в своих первичных формах имела иероглифику, то есть знаковое письмо, порой в виде конкретных предметов.

Неолит (новокаменный век) – последний период каменного века. Начало его для развитых культур в Евразии относится примерно к VIIVI тыс. до н. э. В зависимости от условий окружающей среды и культурно-исторического процесса его поздние рамки варьируются. В развитых культурах он заканчивается в III тыс. до н. э. с появлением бронзы, а некоторые традиционные африканские, тихоокеанские, южноамериканские культуры до сих пор проживают в условиях пережитков неолита. Началом неолитической эпохи принято считать появление керамики. Этот фактор стал определяющим для того, чтобы этот период был назван эпохой «неолитической революции».

Распространение посуды из глины является исключительно важным для понимания, в частности, культурно-исторических и миграционных процессов происходивших с той или иной культурной общностью. В Японии керамика известна еще с IX тыс. до н. э. Уже в палеолите люди могли использовать сосуды из коры растений, дерева, корзины из прутьев. Это позволяло хранить и транспортировать пищу и другие предметы, теперь же с помощью глиняной посуды можно было варить еду, помимо жарки и запекания с помощью костра.

Первоначально керамика имела яйцевидную форму, имея заостренное дно и расширяющиеся к верху стенки, была грубоватой по форме. Древнейшие керамические сосуды имели основу из плетеных прутьев. Также применялся ленточно-жгутовой способ. При этом свернутые кольцами жгуты из сырой глины накладывали друг на друга. Изготовленная вручную глиняная посуда была плохо и неровно обожжена и имела неровные поверхности. Украшалась она примитивным орнаментом из череды ямочек, гирлянд, ломаных линий, других простейших геометрических рисунков. Впоследствии изобретается гончарный круг, а также используется более изысканная орнаменталистика, что придает сосуду правильные и высокоэстетичные формы.  

Как археологический источник древняя керамика является лакмусовой бумажкой при атрибутировании любой культуры, так как каждый народ при изготовлении этих изделий использовал свой уникальный материал, находящийся в данной местности, свои приемы изготовления, формы и орнамент сосудов. Керамика позволяет проследить культурные, экономические и иные связи между различными обществами. Порой ее находка значительно информативнее ювелирных изделий или предметов монументального искусства.

Вторым крупнейшим достижением неолита является появление текстиля. Первоначально волокно для прядения нитей имело растительное происхождение (крапива, конопля) или было из шерсти животных. О широком распространении тканей в неолите говорят многочисленные находки пряслиц, каменных или керамических кружочков с отверстием в центре, которые одевались на конец веретена и способствовали его равномерному и длительному вращению. Одежда, тара (мешки, сумки), рыболовные снасти позволяли оптимизировать многие процессы в материальной культуре.

В неолите совершенствовались способы обработки камня. В частности, широко используется появившаяся еще раньше вкладышная техника и шлифование. Топоры, тесла и другие каменные орудия из грубо обработанной заготовки с помощью шлифовальных плит получают весьма совершенные формы. При изготовлении предметов стали широко использоваться предметы для пиления и сверления: кремневые пилки, веревки, костяные орудия. Прежде всего, новые орудия служили более эффективно при обработки древесины. Деревянные жилища, лодки и другие изделия из дерева приобрели самые разнообразные формы.

Эпоха неолита стала решающей в переходе от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, то есть от присваивающего к производящему хозяйству. Теперь человек стал пользоваться не только продуктами, которые давала природа, но и стал культивировать их сам. Завершается этот процесс в эпоху палеометалла. В некоторых же случаях целые отрасли хозяйства человека сохранили присваивающий, по сути, первобытный характер. Прежде всего, это касается использования ресурсов Мирового океана и лесов.

В качестве основных причин возникновения и развития производящих форм хозяйства отмечают следующие факторы. Во-первых, наступил кризис старых способов добычи пищи по причине изменения климата с наступлением голоцена. Во-вторых, изменилась демографическая ситуация вследствие увеличения численности людей, что началось еще с эпохи палеолита. Третьим фактором явилось естественное накопление эмпирических знаний о питательных и полезных свойствах растений, мяса и молока животных. И, наконец, следует учитывать, что отдельные общества осознавали разумность и эффективность культивации растений и животных в данной экологической обстановке.

Все это привело к появлению двух основных направлений: селекции растений, содержащих высококалорийный белок, преимущественно, злаковых и бобовых, и одомашниванию животных, дающих мясо и молочную продукцию.

К эпохе неолита относятся первые крупные столкновения между различными племенами. Они происходили из-за обладания территориями, так как человек расселился даже в самых удаленных частях планеты. Война превратила одного человека во врага другого человека.

Исходя из данных крупных культур неолита, в этот период начинается переход от родового строя, то есть матриархата, к патриархату. Эта социальная революция происходит из-за увеличения социальной деятельности мужчины. Он становится не просто добытчиком пищи на охоте, но и представителем семьи, рода, племени при решении социальных, общественных задач.

Искусство неолита становится еще более реалистическим, высокохудожественным, более совершенным. Самая крупная находка той эпохи, «музей первобытного искусства», находится в Африке, в горных областях Сахары, в местечке Тассилин-Аджер. Росписи Тассилин-Аджера несут много информации. Изображаются сцены охоты, войны, ритуалов, повседневной жизни. Люди и животные показаны очень пластичными, хотя, в целом, продолжаются тенденции мезолитической живописи.

Начало эпохи палеометалла (древнего металла) связывают с переходной эпохой от каменного к бронзовому веку, который называется энеолит (медно-каменный век).

В период энеолита происходит качественный скачок в области производящего хозяйства, связанный со скотоводством как ведущей формой. Была преодолена территориальная ограниченность старой формы поливного и пойменного оседлого земледелия. Животноводческая отрасль давало более быстрое воспроизводство продуктов питания и получение прибавочного продукта при значительно меньших трудовых затратах, нежели при ирригационном земледелии. Простор для этой деятельности дали степи, предгорья, горные долины, которые стали осваиваться в энеолите.1

В эпоху палеометалла стали создаваться первые крупные поселения, протогородские центры, что стало основополагающим шагом в создании цивилизаций.

Медь стала первым металлом, из которого сначала изготавливались украшения, а затем и орудия труда. Ближний Восток, Кавказ, Балканы богатые медью стали регионами, где осваивались способы добычи и обработки меди. Применяя традиционный способ обработки камня и других материалов каменного века, человек познал способ холодной ковки металла. Параллельно с этим человек узнал способность этого металла или медной руды плавиться в костре и принимать любую форму.

§ 2. Бронзовый век

В III тыс. до н. э. в предгорных районах, богатых полиметаллическими рудами, а во II тыс. до н. э. практически повсеместно в Евразии распространяются бронзовые изделия. Бронза, как сплав меди с оловом, была более крепким материалом. Причем если процент содержания олова стремиться в 30, этот материал становится более крепким (свыше 30 % эти качества исчезают). К тому же бронза плавиться при значительно меньших температурах, чем медь (бронза при 700 – 900 градусах С, а медь при 1084 градусах С). Скорее всего, с такими свойствами этого сплава познакомились случайно при обработке полиметаллических руд. Однако не во всех районах каменные орудия были вытеснены бронзовыми, ведь не все регионы имеют рудные ресурсы.

До нас дошли места древних выработок, где жилы выходили на поверхность или залегали совсем неглубоко. После того как руду доставали из шахт, ее дробили каменными молотками округлой формы, положив на каменные плиты. После этого ее выплавляли в ямах, а позднее в керамических сосудах или печах. Руду загружали послойно с углем, а после выплавившуюся лепешку очищали проковкой.

В палеометаллическую эпоху сложилась технология литья в односторонних, двусторонних или многосторонних формах, которые делались в камне или глине. Сама модель изготавливалась из воска или дерева.

В этот период с помощью новых орудий стали активно осваиваться территории лесной зоны. Причем, при этом произошло первое крупное общественное разделение труда на скотоводство и земледелие.

В бронзовом веке усиливается культурный обмен между народами, владевшими бронзой, и другими. Вместе с этим происходили контакты между кочевниками и оседлыми культурами, располагавшимися на значительном расстоянии друг от друга.

В эпоху бронзы было изобретено колесо, которое использовалось для принципиально новых транспортных средств: повозки и колесницы. Стала использоваться тягловая сила крупного рогатого скота и лошади. Была освоена и верховая езда.

Появление бронзы привело к принципиальным изменениям в сельском хозяйстве, мировоззрении, общественных отношениях.

На просторах Евразии происходят грандиозные перемещения древних индоевропейских племен, а затем и индоиранцев.

В бронзовом веке происходит некоторые нововведения в религиозных представлениях древних. Культ предков, порой до сих пор существующий во многих культурах, подвергся некоторой трансформации и породил новые идеологические явления. Вера в общение с умершим родственником, предком теперь предстала в виде культа правителя, вождя племени, который пользовался властью и почетом как носитель божественной силы. Бытовали представления о межличностной субординации и после смерти, поэтому прекрасными памятниками погребального культа древности являются курганы Евразийских степей, Северного Кавказа, Алтая и других регионов, гробницы бронзового века древневосточных цивилизаций (например, пирамиды в Египте или захоронения правителей-ванов в Китае), античных государств крито-микенского периода (например, гробницы в Микенах). Часто в подобных погребениях археологи находят ювелирные украшения из золота и серебра, орудия труда и оружие, бытовые предметы и предметы культа, бывают уникальные находки древнего текстиля.

От эпохи бронзового века дошли многие прекрасные произведения искусства. Уже в эту эпоху строятся великолепные дворцы, храмы, фортификационные сооружения, канализация и водопровод, дороги, мощеные камнем. Все крупные цивилизации Старого Света (древневосточные и античные государства) обладали признаками развитого урбанизма, городской культуры. Создается монументальная скульптура, причем, не только на религиозные, но и на светские темы. Возникают новые стили в живописи, в частности фреска, которая стала украшать архитектурные сооружения, а не скальные выступы. Наиболее вероятное происхождение фресковой живописи от вазописи, которая в эпоху бронзового века является также великолепной. В эту эпоху появляются многие новые виды искусства, связанные с обработкой металлов и не только бронзы, но и золота и серебра, например, ювелирное и оружейное дело получило значительный толчок вперед.

Любопытным проявлением в искусстве эпохи бронзы является мегалитическая техника в архитектуре. Мегалиты (буквально с греческого: «большие камни») делятся на три типа: менгиры, дольмены и кромлехи.1

Менгиры – это вертикально поставленные камни до 20 м высотой. Они могли быть покрыты резьбой, могли быть увенчаны головой человека или животного, могли выглядеть как монументальная скульптура. Бывает, череда подобных памятников тянется на несколько километров в длину и несколько рядов в ширину. Большинство менгиров были объектами поклонения, символами плодородия, охранителями пастбищ и полей, ограничивали места ритуальных, иных общественных церемоний. Например, «каменные бабы» в Причерноморье были надмогильными изображениями.

Дольмены – это сложные круглые или многогранные сооружения из каменных плит, поставленных на бок и другой плитой перекрытых. Встречается декорирование дольменов символическими знаками. Подобные сооружения могли быть как местом захоронения, нечто вроде склепа, так и примитивным жилищем, похожим на пещеру.

Однако более сложными по структуре и выполнению являются кромлехи. Многометровые каменные столбы или плиты ставились чаще всего вертикально вокруг захоронения или жертвенника. Кругов могло быть несколько и некоторые попарно перекрывались также каменными плитами, образуя своеобразные ворота. Такие сооружения служили и древними обсерваториями, как, например, Стоунхендж (Англия) или кромлехи в Хакасии (Россия). Стоынхендж состоит из пяти концентрических кругов, образованных 125 глыбами весом до 50 тонн каждая. В 70 м от внешнего круга точно на оси жертвенного камня в центре стоял столб 22 м высотой, над которым в день летнего солнцестояния (22 июня) всходило солнце. Служители этой обсерватории знали о лунном цикле в 18,6 года, отмечали крайнее положение Луны с точностью до одной минуты, учитывали ее отклонение из-за гравитационного притяжения Солнца, определяли продолжительность года, смену сезонных циклов, предсказывали лунные и солнечные затмения.

§ 3. Железный век

Скорее всего, сыродутный метод выплавки железа был изобретен в Малой Азии, причем железные клинки, найденные в Аладжа-Хююк, датируются 2100 г. до н. э. Первые же изделия из этого металла могли изготавливаться из метеоритного железа, содержащего высокую примесь никеля. Первоначально железо было очень дорогим металлом, поэтому процесс перехода от индустрии бронзы к индустрии железа протекал неравномерно, в зависимости от местности.

Причиной же перехода к железному веку является куда большее распространение в природе железных руд. Тем не менее, этот процесс не был бы возможен без использования технологий бронзового века. Способ получения железа более трудоемок и сложен. При выплавке железа использовались первоначально сыродутные печи (горны) с искусственным нагнетанием внутрь камеры воздуха с помощью мехов. В результате высоких температур оксиды железа, содержавшиеся в руде, восстанавливались до металла и шлака. Крицу, рыхлую массу металла, проковывали и получали сталь. В XIX в. в доменные печи стали вдувать не сырой, а горячий воздух, тем самым достигая более высоких температур внутри печи.

Железо совершило переворот в материальном производстве. Более твердый материал, нежели бронза, был более производителен. Расширились территории освоения земель, пригодных по сельскохозяйственную деятельность, в том числе, в лесной зоне. Это были способны сделать железные лемех плуга, топор, серп, коса и другие орудия труда. В ряде культур намечается рост населения, демографический подъем. Особенно ярко это видно на примере крупнейших древневосточных и античных цивилизаций.

Произошел переворот в военном деле. В руках воинов оказалось более эффективное наступательное и оборонительное вооружение.

Кузнечное дело и металлургия постепенно выходит на первое место среди ремесел. Начинается процесс специализации ремесленного производства. Толчок в развитии получили ремесла, связанные с обработкой дерева, кожи, кости.

Становится более продуктивным не только сельское хозяйство, но и скотоводство. Окончательно возникли два вида цивилизаций: оседлый земледельческо-скотоводческий и степной, скотоводческий. Взаимоотношения между этими видами культур приобретают исторически устойчивый характер. Складывается евразийский трансконтинентальный торговый и культурный феномен, Великий шелковый путь, шедший из Восточного Средиземноморья к берегам Тихого океана. Значительную роль в мировой истории сыграло Великое переселение народов, в ходе которого перестала существовать Западная Римская империя. Сложились значительные мигрирующие этнические группы. Так, в истории Евразии выделяются два периода, связанных с наличием крупных кочевых культур: скифская эпоха (VIIII вв. до н. э.) и гунно-сарматская эпоха (II в. до н. э. – IV в. н. э.). Контакты в раннем железном веке приобрели новый характер, способствовали быстрому распространению новаций и возникновению стабильных экономических, культурных, политических связей.

§ 4. Традиционная культура

Не только археологические памятники являются источником по изучению первобытной истории человечества. Значительные данные дает сопоставительный анализ первобытных реалий с культурами племен Австралии, Америки, Африки, Океании, которые сохранили на себе отпечаток ранних периодов в истории человечества. Их мировоззрение, обряды и верования, орудия труда, произведения искусства примерно соответствуют первобытному периоду. Такие общества являются традиционными, обладающими устойчивыми формами, с помощью которых можно понять значение, назначение, смысл памятников первобытности.

В традиционных культурах повседневность слита с культом, религиозным обрядом и магией. Культуры дагонов, бамбара, бауле, баконго, балуба, других африканских, австралийских и океанических племен показывают, что в них растворимы в ежедневном бытие и лишь условно выделяемы друг от друга обряды, культовые предметы, тексты, танцы, музыка, магия, колдовство, медицина, изобразительное искусство. Так как пение, музыка, чтение текстов, танец являются священнодействием, предметы культа и магии (одежда, маски, скульптура) являются необходимыми атрибутами ритуала, тогда миф, лежащий в основе обряда, приобретает зримую и слышимую форму.

Жизнь представителей первобытной и традиционной культуры протекала как бы в двух мирах одновременно: в окружающем реальном мире и мире духов. При этом, безусловно, существовало единство обеих миров. Повседневность была насыщена общением с тотемами, фетишами, общением с духами предков и божествами-покровителями, обрядами рождения, свадьбы, погребения, наказания преступников, передачи власти и правления, заключения мира и объявления войн, вызыванием стихии (например, дождя), праздниками, связанными с хозяйственной деятельностью и т. д. Первобытная магия была сплавом художественного, научного и религиозного познания.

Таким образом, искусство традиционного общества является символическим. У каждого племени существуют свой неповторимый язык символов, сюжеты, художественные формы, говорящие о представлениях и миропонимании. Эти традиции передаются из поколения в поколение. Идеи и представления, выраженные в произведениях культуры и ритуалах, представляются продуктом коллективного, а не личного творчества. Вследствие этого эти творения не имеют авторов, а при совершении обряда не существует зрителей и исполнителей, так как все являются участниками, каждый из которых исполняет свою роль.

Сравнительное рассмотрение широкого круга мифологических сказаний народов традиционной культуры позволяет предполагать, что мифотворчество было первобытным способом понимания мира. При всем многообразии мифов у всех народов повторяются основные темы и мотивы. К числу древнейших мифов относятся мифы о животных, объясняющие их особенности или повествующие о животных-прапредках, о превращении людей в животных или в растения. Существуют мифы о происхождении Солнца, Луны, звезд. Часто встречается миф об умирающем и воскрешающем боге или звере в аграрных или скотоводческих культурах.

Особое место занимают мифы о происхождении Вселенной и человека. Эти космологические мифы связаны с богом-творцом, либо, исходя из преданий, мир зародился из некоего первоначала: хаоса, яйца, воды, мрака и т. д. В подобные мифы имеют вставные сюжеты о теогонии, происхождении богов. Мифы о смерти, загробной жизни, судьбе, конце света возникают позже.

Общий уровень культурно-исторического развития порождал единство восприятия мира. Первобытные люди еще не выделяли себя, как и представители традиционных культур, из окружающей среды: природной и социальной. Художественное мышление при этом метафорично, чувственно, познание мира не стало самостоятельной формой духовной деятельности. Человек переносит на природные объекты собственные чувства, свой субъективный мир, силы, свойства, элементы окружающей действительности предстают в виде конкретно-чувственных и одушевленных образах, где космос становится великаном, из частей тела которого создается мир, тотемический предок легко меняет свое обличие, сила выражается многорукостью, зоркость – многоглазостью, боги, духи, герои связываются семейными узами.

Изучение этнографических реалий традиционных культур сегодняшнего дня не только дает богатый сопоставительный материал при изучении первобытного общества, но и характеризует первобытность как исторически первый тип традиционной культуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На какие две основные стадии делится первобытная история материальной культуры?

2. Какие виды ископаемых людей палеолитической эпохи можно назвать нашими возможными предками?

3. Какие существуют виды памятников искусства палеолита?

4. На какие основные изменения в природе и культуре человека произошли в мезолите?

5. Какие новые формы материальной культуры возникли в неолите?

6. Какие существуют два основных вида присваивающего хозяйства?

7. На какие основные этапы делится история каменного века?

8. Назовите основные технологии производства металлов в древности?

9. Назовите основные черты традиционной культуры?

10. Какие основные функции выполняло первобытное искусство?

ЛИТЕРАТУРА

1.  Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.

2. Артамонов М. И. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989.

3. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. 2-е изд. Л., 1979.

4. Гурина Н. Н. Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. М., 1983.

5. Деревянко А. П., Маркин В. В., Васильев С. А. Палеолитоведение. Введение и основы. Новосибирск, 1994.

6. Красковский В. И. Культурные трансляции и исторический процесс. СПб., 1994.

7. Мартынов А. И. Археология. 4-е изд. М., 2000.

8. Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989.

9. Моргунова Н. Л., Кравцов А. Ю. Становление производства в эпоху энеолита и бронзы. М., 1981.

10. Ошибкина С. В. Палеолит и неолит. Л., 1986.

11. Семенов С. А. Происхождение земледелия. Л., 1974.

12. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

13. Формозов А. А. Наскальные изображения и их изучение. М., 1987.

1 Ошибкина С. В. Палеолит и неолит. Л., 1986, с. 86.

1 Деревянко А. П., Маркин В. В., Васильев С. А. Палеолитоведение. Введение и основы. Новосибирск, 1994, с. 157

1 Моргунова Н. Л., Кравцов А. Ю. Становление производства в эпоху энеолита и бронзы. М., 1981, с. 16.

1 Столяп А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985, с. 56.




1. Тема 7 Участие в [жизни] сообществ и их развитие Сегодня широко признано что организации имеют отношен
2. Ислам и католицизм контакты в XXI веке
3. А. ока сферична ~ спотворене зображення на сітківці внаслідок недосконалості оптичної системи кришталика;.html
4. Задание 3.3.1. а составить и объяснить по каждой хозяйственной операции проводку и записать в регистрационны
5. Эта чудная дорожка
6. Взыскание алиментов на содержание детей
7. Тема 3 Происхождение понятие и сущность права Для системы нормативного регулирования в первобытном обще
8. Освоение целинных и залежных земель история и современность
9. правосубъектность всё же законодатель этот термин не употребляет.
10. Правонарушение- понятие и признаки
11. Реферат- Финансовая стратегия
12. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения инос.html
13. Расчеты с поставщиками
14. Производство видеоролика
15. Задание- выбрать верныеВертикальная сила интенсивность которой равна массе точки умноженной на ускорение с
16. Демократические режимы
17. Проектирование женской блузки, выполненной в стиле сафари
18. Первые шаги российской модернизации реформы середины XVII века
19. Тема индивидуального задания ИЗ для эконом госуправл 1123 Т
20. Welsh trditionl music