Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

науку об идеях Основоположником теории идеологии считается К

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

.  Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции. Идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Этот термин был введён в научный обиход в конце ХVIІІ в. французским учёным и философом А. Дестют де Траси и означал «науку об идеях».

Основоположником теории идеологии считается К. Маркс. Идеи он считал результатом познавательной активности людей, отражением существующих социально-экономических отношений. В дальнейшем понятие «идеология» стало напрямую связываться с понятием «политическое сознание», а оценка имеющихся идеологических компонентов зависела от того, насколько «адекватно», «правильно», «близко к истине» в той или иной идеологии отражается существующая социальная реальность. Маркс исходил из того, что идеи правящего класса являются в каждую эпоху правящими идеями, то есть класс, выступающий главной материальной силой в обществе, одновременно является его главной умственной силой. Класс, владеющий средствами производства, одновременно контролирует производство идей. Исходя из этого, идеология оценивалась как  форма иллюзорного сознания, вырастающая на противоречиях производственных отношений.

Целью идеологии, с его точки зрения, являлось удержание в неведении  низшие классы, которые не должны видеть реальных противоречий, на которых основаны все классовые общества. Наличие идеологии с ее упрощенной картиной мироустройства призвано предотвратить появление у различных классов населения вопросов о правомерности источников власти элиты, ее авторитета и т.п.

Что касается конкретно капитализма, здесь идеология собственнического класса (буржуазная идеология) навязывает пролетариату всевозможные иллюзии, мешающие ему осознать свое эксплуатируемое положение. Подобной «ложной», основанной на «некорректном», предельно субъективном отражении мира буржуазной идеологии последователи Маркса (в частности В.И. Ленин) противопоставили идеологию социалистическую, «научную». Последняя, по их мнению, была лишена многих недостатков буржуазных идеологий за счет того, что базировалась на прочных научных основаниях.

В настоящее время идеология и наука не отождествляются. Принято считать, что любая идеология имеет в своем основании ненаучное, зачастую противоречивое по сути ядро, которое в любом случае принимается на веру.

Исходя из этого, сформировались две основных тенденции отношения к данному феномену.

Согласно первой из них идеология подлежит научному изучению как форма политического сознания, играющая важнейшую роль в формировании мировоззрения и, как следствие, политического поведения.

В частности, К. Мангейм, как и марксисты, понимал идеологию как совокупность субъективных представлений, именно как определенный образ мышления субъектов-носителей. С точки зрения Манхейма носителями идеологии выступают определенные социальные группы, для которых идеология является инструментом управления. Те из них, которые занимают ведущее положение в доступе к власти и ресурсам, являются носителями собственно идеологии (объясняющей существующее, в большинстве своем выгодное для них социальное устройство). Группы, отчужденные от власти и ресурсов, являются носителями суммы взглядов, названных Манхеймом утопиями, основанными на представлениях об идеальном устройстве общества (в котором представители этих групп занимают гораздо более выгодное положение в отношении власти и ресурсов). В случае определенных социальных изменений идеология и утопия могут меняться местами.

На позиции признания определенной функциональной значимости идеологии стоят также такие ученые как американский теоретик Л. Саджент, Р.Моска, Р. Михельс и В. Паретто и др.

В рамках второй тенденции многие исследователи, опираясь на идею ненаучности идеологии, стремились обосновать ее ненужность. В середине ХХ в. Д. Белл, Р. Дарендорф и др. заявляют о «конце идеологии», т.к. уровень информированности общества растёт и потребность в идеологии отпадает. Например, Э. Гидденс попытался доказать, что в эпоху глобализации и упадка традиций вообще все идеологии (как левого, так и правого толка) становятся излишними.

Основой для сходных утверждений в настоящее время является критика рациональности политического поведения индивида (тогда как большинство идеологических доктрин выступают способом осознанных действий субъектов политического процесса). С подобной точки зрения человек, целые группы и политические институты реагируют не на реальный внешний мир, а на его «образ», который создается в воображении, в том числе с помощью массмедиа. Подобный образ, с большой долей вероятности может являться ложным, не адекватным объекту.

Подобная точка зрения имеет под собой основания, однако доминирующей не является. Принято считать, что идеологии продолжают играть роль важнейшего инструмента социализации человека и важнейшей составляющей политической жизни (вне зависимости от «адекватности» отражения в ней реальной картины мира). В процессе политической социализации и освоения идеологии у человека у человека формируются  собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, вырабатывается картина общественного развития и способность к (пусть упрощенному и зачастую однобокому) пониманию политических реалий.

В рамках политологии принято более узкое и специфичное понятие  политическая идеология.

Политическая идеология  это относительно систематизированная система идей, ценностей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды и группы) отражают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Можно выделить следующие уровни её функционирования:

Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определённого класса, нации, государства;

Программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги т требования политической элиты. Программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы;

Актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Именно на данном уровне многие идеологические постулаты принимаются и используются без их критической оценки, необходимой аргументации, без детального ознакомления с основаниями идеологической доктрины. Благодаря этому возможны ситуации, описанные английским историком А. Тойнби, когда идеологии выполняют функции «светских религий», т.к. являются предметом веры.

Основной функцией («метафункцией») политической идеологии является инструментальная, в рамках которой идеология выступает в качестве механизма осуществления власти или стремления к ней. Однако в рамках многих исследований выделяется ряд частных функций, к которым относятся:

  1.  Легитимация власти определённых политических сил и режимов. Она легитимирует право на государственную власть и оппозиционных сил (объясняет, почему правят именно эти группы).
  2.  Ориентационная или нормативно-ценностная – ориентирует личность и общество  на усвоение определённых политических идеалов, норм и принципов (объясняет, как следует относиться к тем или иным явлениям).
  3.  Мобилизационная – настраивает социальные группы на реализацию идеалов более совершенного общества.
  4.  Интегративная – идеология выступает консолидирующим фактором политической системы (носители одной идеологии схожим образом видят мир и благодаря этому могут отличать «своих» от «чужих»).
  5.  Амортизационная – служит ослаблению социальной напряжённости в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения (объясняет, почему сложилась такая ситуация).
  6.  Компенсаторная – вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, компенсируя социальную неудовлетворённость и дискомфорт (обещает улучшение ситуации в случае выполнения определенных требований).
  7.  Охранительная – выражение и защита интересов определённой социальной группы, противопоставленных интересам других групп (объясняет правильность суждений и действий носителей идеологии в противовес другим).
  8.  Познавательно-воспитательная – идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формирует политическую культуру личности.

3. Основные идеологические течения в современном мире. Либерализм и неолиберализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций. Либерализм унаследовал передовые идеи античности и сформировался в конце XVIIXVIII в. на базе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита, А. Токвиля, Т. Джефферсона и др.

Основные компоненты либерализма на теоретико-концептуальном уровне:

  1.  Центральное место занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивает самоценность человеческой личности и её право на самостоятельное преследование личного интереса.
  2.   Признание естественных неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу  и собственность. Локк: «Человек рождается с правом на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона».
  3.  Идея сопротивления деспотической власти, признание права на революцию.
  4.  Разработана теория и практика правового государства: в основе законной власти может лежать лишь принцип народного согласия, народовластия и политического плюрализма; все граждане должны быть равны перед законом; конституционализм и принцип разделения властей.
  5.  Ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь. Государство – это всего лишь «ночной сторож», его функции ограничиваются охраной порядка, частной собственности и свободной конкуренции, защитой внешнеполитического суверенитета.
  6.  В экономической области либералы защищали  принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику.
  7.  Идея гражданского общества как  общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов. Т. Пейн считал государство «необходимым злом»: чем оно меньше, тем лучше для общества.
  8.  В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерализма важнейший принцип жизнедеятельности.  

В ХХ в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных ценностей, возникла новая форма либеральной идеологии – неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины ХХ в. и переориентировал политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству). Начало практического воплощения идей неолиберализма было положено американским президентом Ф. Рузвельтом в рамках проводимого им «нового курса». В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В дальнейшем подобные идеи получили развитие в работах Р. Даля, Ч. Линдбдюма и других исследователей, которые считали, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма. Представители же праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагали, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

Основными идейными установками неолиберализма являются:

  1.  Целью общества провозглашался прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.
  2.  Признаётся допустимость и необходимость вмешательства государства в экономическую сферу.
  3.  Расширяется деятельность государства в социальной сфере (доступное медицинское обслуживание, бесплатное образование, расширение системы социального обеспечения).
  4.  Особое значение уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве – принципу разделения властей, открытости принятия решений.
  5.  Поддерживается плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии. Первые партии либералов возникли в 19 в. В 1947 г. 32 партии объединились в «Либеральный интернационал». Самыми влиятельными являются: созданная в 1832 г. либеральная партия Великобритании, Демократическая партия США (1828 г.), в 20-е гг. ХХ в. итальянская и швейцарская.

Именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т. д. И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII в. в Англии как реакция на французское Просвещение и революцию, как ответ на вызов либерализма и радикализма. Интеллектуальная консервативная традиция была разработана её «духовными отцами»: англичанином Э. Берком  («Размышление о революции во Франции»), французами Ж. Местром и Л. Бональдом. Они выражали интересы аристократии, тех слоёв, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Важнейшие принципы консерватизма, отраженные на теоретико-концептуальном уровне:

  1.  Традиционализм. Традиционные нормы жизни общества – главная движущая сила прогресса. Сохранение прошлого способно снять все напряжения настоящего и поэтому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям.
  2.  Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых  нравственных идеалов и ценностей, которые должны формироваться всеми способами государственного и общественного воздействия и «обуздывать» греховную природу человека.
  3.  Власть в обществе должна принадлежать элите. Политика – сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.  
  4.  Неприязнь революций, сдержанное отношение к реформам, социальным изменениям; позитивное только к тем из них, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не стихийно.
  5.  Подлинной природе человека вообще чуждо понятие «свобода». Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней.
  6.  Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему сделать плохо. Отвергает веру в неизбежность общественного прогресса.
  7.  Отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию. Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей.
  8.  Частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка.

После второй мировой войны консервативные идеи постепенно эволюционировали. Обозначилось явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм (представители: Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, А. Бенуа и др.) – современный тип консерватизма, основными идеями которого являются:

  1.  ограничение государственного вмешательства в рыночную экономику, регулирования экономической жизни и социальной сферой;
  2.  развитие институтов гражданского общества, уважительное отношение к закону;
  3.  приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Индивидуальная свобода, поведение человека не могут выходить за рамки традиционных ценностей общества;
  4.  укрепление духовности, моральных основ общества, семьи, религии;
  5.  политическая деятельность – не привилегия, а профессия, доступная каждому при наличии соответствующих способностей.  Но демократия может быть только элитарной;
  6.  суть социально-экономической политики заключается в том, чтобы создать условия, позволяющие рабочим делать сбережения, приобретать собственность. Социальные блага бесплатно следует предоставлять тем, кто в них действительно нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить («государство – не дойная корова», «иждивенчество – источник растущих притязаний»).

Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, партии христианско-демократической направленности в Европе (ХДС в Германии).

Теоретики неоконсерватизма стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Социализм. Социализм, связывает перспективы решения крупнейших общественных проблем с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Идеи социализма известны с древнейших времён, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Первые попытки описать идеал этого общественного устройства предпринимались Т.Мором, Т. Кампанеллой, позже – Сен-Симоном, Оуэном и Фурье. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления отдалённого общества «всеобщего изобилия» - коммунизма. Социалистическая идеология по сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение методами и средствами диктатуры пролетариата социально-справедливого. В.И. Ленин попытался соединить эти идеи марксизма с рабочим движением в России, рассматривая социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Политические идеи социалистической идеологии:

  1.  Коммунистическое общество – закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм создаёт предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства.
  2.  Капитализм создаёт и своего социального могильщика – пролетариат, освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - мобилизующий призыв к борьбе с эксплуататорами.
  3.  Общественная собственность на средства производства.
  4.  Принцип: от каждого по способностям, каждому по труду. Социалисты выступали против диспропорций в распределении материальных благ и ресурсов. В коммунистической идеологии данный принцип получил развитие и выразился в формуле «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Согласно ему материальные блага в обществе должны распределяться по потребностям, а не по каким-то иным основаниям. Лишь удовлетворив свои первичные потребности (в пище, воде, убежище, безопасности и т.д.), человек начинает принимать участие в общественной жизни. Однако, подобного рода принцип может быть реализован лишь при условии высочайшего уровня развития экономики и избытка общественных богатств, поскольку, в противном случае актуальным становится вопрос о критерии определения справедливого уровня потребностей и тех, кто этот уровень будет определять.
  5.  Построение социально-справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии.
  6.  Принципы социального равенства, коллективизма, всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации. Социальное равенство понимается прежде всего как равенство результатов, а не равенство возможностей. Равенство, поскольку оно благоприятствует идентификации людей друг с другом, здесь понимается также как условие общественной стабильности и внутренней целостности общества, а также как основа для предоставления членам общества соответствующих юридических и политических прав.
  7.  Развитие коммунистической формации проходит ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая. Социализм – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу. Коммунизм – это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрёт, где не будет классов и социальное равенство достигнет воплощения в принципе «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Носителями социалистической идеологии являются коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек (86 млн. приходилось на 15 социалистических стран). Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, итальянская, французская, испанская, Греции, Чили.

Социал-демократия. Термин появился в конце ХХ в., но в самостоятельное политическое течение в рабочем движении социал-демократия выделилась в 1920-х гг. К началу 1990 г. оно превратилось в одно из самых авторитетных политических течений современного мира (Германия, Швеция, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия).

Социал-демократическая идеология – доктрина постепенного (мирного) реформирования, преобразования буржуазного общества в социалистическое путём утверждения демократии во всех сферах жизни – политической, экономической, социальной и международной.  Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии

Ключевые идеи:

  1.  Политический идеал – «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего. В политической сфере: наличие свободных выборов, возможность смены правительства мирным путём, гарантия прав личности и меньшинства, верховенство закона.
  2.  В экономике: плюрализм, основанный на началах самоуправления, предполагаются элементы планирования и сохранения рынка. Многообразие форм собственности – гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества.
  3.  В социальной сфере: построение «государства всеобщего благоденствия»: борьба за более высокое качество жизни, социальные свободы, достойные условия труда, доступность образования, медицины и т.д., социальное партнёрство.
  4.  В международной сфере: мир и сотрудничество государств.

Представления о постепенном реформировании буржуазного общества путем отказа от классовой борьбы,  реализации принципов народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления оказались достаточно востребованы и популярны.  Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильного развития стала привлекательной программой политического движения.

Следует подчеркнуть, что идеология, как форма политического сознания - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Эта активность не зависит от степени научной обоснованности идей, которыми руководствуются люди. События последних десятилетий демонстрирует усиление значимости идеологий в развитии общественных процессов. Помимо описанных классических не перестают развиваться и быть востребованными национальные идеологии, набирают вес и влияние идеологии глобализма и антиглобализма. Широчайшую аудиторию имеют религиозные идеологии (в том числе фундаменталистские). Учет идеологических воззрений людей позволяет лучше понимать актуальные политические процессы и составлять, пусть и условные, прогнозы политического развития общества.




1. Пути совершенствования системы управления персоналом на РУПП Белорусский автомобильный завод
2. Общие положения 11
3. Реферат- Древнейший Китай
4. Идеологии Греции IV века
5. На тему- Русская Правда Работу выполнил- студент 1го курса группы 9042 Го
6. і. Паління вражає не лиш курців.
7. тема ирригации и водоснабжения
8. правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок
9. Лекция 5 Разработка комплекса маркетинга mrketing mix Remind- товар цена методы распространения и стимули
10. Тема 14- Назначение наказания Общие начала назначения наказания Обстоятельства смягчающие наказан
11. Новогодняя сказка В ролях- Дед Мороз ~ Дегтярева Татьяна Васильевна Дед Мороз подставной Малае
12. спортивного центру Житомирської міської ради
13. Посещаймость музеев выросла на 352 Посещаймость парков культуры и отдыха выросла на 94 3 Рост посещаймост
14. Организация производства молока на молочно-товарной ферме на 600 голов скота
15. Анализ возможностей внедрения процессного и системного подхода на предприятии
16. Артефакт http---ndrey1
17. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине АУДИТ Сдал- Студент 4го курса Специальность Экономи
18. Эволюция вычислительных средств
19. История рекламы в Северной Америке
20. Тема 15- Правовий режим використання та охорони територій та об~єктів природнозаповідного фонду за законодав