Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
4. ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio преобразование, исправление) движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов. В Англии XIV-XV вв. «лолларды» - «бедные священники» - проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материальный характер «пресуществления», усомнился в праве иерархии отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), проповедавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415г. по приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над преданием и требование причащения мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.
В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Требование держаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила название «чашники» («калликстинцы»). Сторонники радикальной группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались «таборитами» по названию города Табор, основанного ими на холме, на котором проводились проповеди и который получил название Таборской («Фаворской») горы. Табориты отвергли догматы о пресуществлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули требование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434г. в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, отмена папой Пием II в 1462г. соглашения с гуситами не остановили движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое достигло кульминации в эпоху Реформации XVIXVII вв.
Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546), профессора Виттенбергского университета; 31 октября 1517г. он прибил на двери церкви в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.
Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, составивших под водительством Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона (1497-1560) умеренное направление немецкой Реформации. В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско-плебейские слои, возглавленные Томасом Мюнцером (1490-1525). Воспринятое анабаптистами (от греч. anabaptizo вновь погружаю), требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшими за свободную церковь, учение Мюнцера о «Царстве Божием на земле» было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрихом Цвингли (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564) было осуществлено радикальное преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529г. они заявили «протест» против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526г. С этим событием связано происхождение термина «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.
Особенности вероучения, организации и культа
Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположникам протестантизма, первородный грех не только повредил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее. Человек в грехопадении утратил саму способность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами. Спасение может прийти только как результат божественного вмешательства, «даром данной благодати». Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.
В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителейдиаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.
Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связанные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.
Лютеранство
Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры, имеет свои вероучительные книги «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580). В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в 1526г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», переведен на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.
Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов.
В 1947г. создан Всемирный лютеранский союз, который поддерживает около 50 млн. верующих.
Кальвинизм
Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVIв. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Число вероисповедных документов не ограничивается. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536-1559), в которых систематизируются идеи Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.
Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.
Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше. Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских церквей в настоящее время истолковывают предопределение как предузнание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат благодати.
Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дарывремя, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.
Основанные на кальвинизме вероисповедания были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших радикального «очищения» (отсюда пуритане) английской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами, составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональными, провинциальными и национальными синодами или ассамблеями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) самостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры. Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца XIXв., привело к образованию Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Международного конгрегационалистского совета (1891). В мире насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгрегационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде, Австралии.
Англиканство
С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534г. король Генрих VIII (1491-1547) был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений, прекращался культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547-1553) «Актом о единообразии» в 1549г. была введена англиканская литургия, изложенная в «Книге общих молитв». Реформационное движение не было прервано и кратковременной победой католической партии при Марии Тюдор (1553-1558), когда были казнены многие протестанты. Правление Елизаветы I (1559-1603) стало временем стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и литургических особенностей. В 1571г. был утвержден символ веры, так называемые «39 статей». В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от католицизма, но проводится реформационное учение о Священном Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства крещение и причащение, отвергается транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал сообщает священнослужителю какую-то особую силу для совершения мессы.
В англиканской церкви (название употребляется с 1851г.) есть общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых элементов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан. Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским с середины XIXв. Священнослужители англиканских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины.
Квакеры
В XVIIв. возникло «Христианское общество друзей внутреннего света». Его основатель ремесленник Джордж Фокс (1624-1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном «трепете» перед Богом, последователи этого движения получили название квакеров (от англ. quake - трястись). Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около 200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан «Всемирный консультативный комитет друзей».
Методизм
Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIIIв. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли Джон (1703-1788) и Чарльз (1707-1788). Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде «Святом клубе», и к новым методам проповеднической деятельности. Джон Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, тюрьмах и т.п. Отпочковавшись в 1795г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. В 1881г. был создан Всемирный методистский совет. Последователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм распространен во многих странах, особенно в США, Великобритании, Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России.
Меннониты
Эта конфессия, исторически близкая анабаптистам, получила в 1544г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492-1559), который отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение меннонитов, изложенное в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры» (1632), провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии меннониты расселились по многим странам, включая Россию. В мире в настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В России меннониты разделились на церковных и братских, сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения. Международным органом меннонитов является Всемирная конференция.
Баптисты
Баптистские общины возникли в начале XVIIв., первым английским баптистом считается Джон Смит (1554-1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. baptizo погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обращению. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформатора XVIв. Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобладающим.
Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.
Еще в первой половине XVIIв. баптизм появляется в Северной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было господствующих религиозно-церковных традиций, стало важным фактором укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыграли ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно так называемое «Великое пробуждение», начавшееся в 1720г., во время которого многие конгрегационалисты стали баптистами.
Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью и «друзьями» («приближенными») последователи баптизма; насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов.
Во второй половине XIXв. баптизм распространяется в Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. После Февральской революции 1917г. оба союза активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927г. признается последователями этого движения «золотым десятилетием». Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы, выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы и газеты. Были созданы христианские молодежные организации, библейские курсы для подготовки проповедников.
С переменой политики по отношению к религиозным организациям большинство общин евангельских христиан и баптистов были закрыты в административном порядке (к 1932г.). Но во время Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены. В 1944г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К этому союзу в 1945г. присоединилась часть пятидесятников, а в 1963г. братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ).
С 1960г., когда началась новая активизация административной борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965г. возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской деятельности.
Со второй половины 70-х годов, когда некоторые общины стали регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход их Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и формирование ими своих объединений.
Адвентисты
В начале 30-х годов XIXв. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus пришествие). Проповедник Уильям Миллер (1782-1849) летом 1831г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа 21 марта 1843г. В 1843г. он выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843г., изложенные в обзоре докладов». Преемники Миллера старались более не называть точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго пришествия.
Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Эллен Уайт (1827-1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресения и «санитарную реформу». Адвентисты не считают душу бессмертной и учат, что она умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее, они утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, который может его воскресить. Воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда как грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению.
Санитарная форма, которая, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов.
Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн. человек, организованы в международном масштабе. Они возглавляются Генеральной конференцией АСД (с 1863г.).
В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIXв. Легализация АСД в 1905г. дала ей возможность организационного оформления, активной проповеднической и благотворительной деятельности вплоть до 1929г. Общины АСД вновь обрели легальное существование с 1944-1945гг. С конца 70-х годов создаются республиканские центры АСД (наиболее крупные союзы АСД в России и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан учебно-административный центр с семинарией.
Пятидесятники
Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце - XIXв. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» (2:118) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т.п. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом и «крещение Святым Духом». Они верят, что освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные объединения «Церковь Бога», «Ассамблеи Бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» распространены в США и Латинской Америке. С 1947г. существует Всемирная пятидесятническая конференция. Пятидесятники одна из постоянно растущих конфессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и более 11 млн. сочувствующих. С 60-х годов учение об «освящении» и «дарах Святого Духа» актуализировано в других протестантских деноминациях «харизматическим движением», оказавшим влияние и на католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последователей этой конфессии и в России.
Свидетели Иеговы
В 1872г. в США возникло «Международное общество исследователей Библии». Его руководители после первой мировой войны провозгласили, что «второе пришествие Христа» уже свершилось в 1914г., но незримо. В 1931г. они объявили о создании «Общества свидетелей Иеговы». Вероучение иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства. Они отрицаютТроицу и учат о единственном Боге Иегове. Христа иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворенным
Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных «свидетелей Иеговы», готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны «армагеддон», в результате которой дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире едином теократическом государстве во главе с Христом. «Свидетелей Иеговы» насчитывается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» и другие издаютсяна многих языках большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (предместье Нью-Йорка, США). Группы «свидетелей Иеговы» есть и в нашей стране.
Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько столетий (например, вальденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры, унитарии), другие сложились в XIXXX вв. (мормоны, Новоапостольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи называют их «маргинальным протестантизмом», поскольку они вводят положения вероучения, несвойственные большинству христианских конфессий.
Тенденции в современном протестантизме. Социально-политические позиции протестантских церквей
Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910г. положила начало экуменическому движению, преследующему цель преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948г. в Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий орган экуменического движения Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные социально-политические позиции.
Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило, отрицают возможность построения единой социальной доктрины, основанной на Библии. В то же время они подчеркивают важность христианской нравственности для оценки общественных явлений. В XIX- начале XXв. был выдвинут лозунг «христианского социализма», началось движение «социального евангелия». Во время второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление и антинацистскую «исповедническую церковь» в Германии, хотя некоторые примкнули к так называемым «немецким христианам», приветствовавшим национал-социализм. После войны получает распространение концепция «ответственного общества», критической дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, подвергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается даже «теология революции».
Хотя в русле экуменического движения была создана своя символическая книга - «Христологическое исповедание» (Амстердам, 1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассамблеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную и вероисповедную программу.
Различия в современном протестантизме это не столько расхождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями, сколько различия между тенденциями внутри одной и той же конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных объединений. С середины XXв. крупные конфессии протестантизма: англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, методизм испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследованной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.
Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем европейский протестантизм, разделяемый теологическими традициями. Следует отметить, что в США только англиканская епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятельных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое движение, развитие миссионерской деятельности привели к сотрудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального совета церквей Северной Америки, в который входит около 60 деноминаций. В американских протестантских общинах сформировался склад религиозности, который многие исследователи и сами верующие выделяют в особый тип протестантизма «евангелический». Вероучительные различия между ними отступают на задний план и почти стираются, главным же становится личное обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую деятельность.
В качестве особого типа исследователями выделяется и «туземное» христианство, насчитывающее к 1980г. уже около 82 млн. человек, созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XXв. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке, Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968г. их насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей. Некоторые религоведы считают даже, что эти церкви являются четвертым крупным направлением христианства наряду с католицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и символики с этническими религиозными представлениями и культами, стремление воспринять христианство в африканских терминах, соединить библейское учение с собственным религиозным опытом, пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.
В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации (епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты, евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные на личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа (прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою численность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы, консолидируются такие организации, как «Национальная ассоциация евангелистов». Используя в широком масштабе средства массовой информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундаменталистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм, эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи и общественного порядка. Многие протестантские объединения озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества с нашей страной.