У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Литература как искусство слова

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Тема 2. Литература как вид искусства.

Ответить на вопросы (письменно):

  1.  Определите специфику литературы как искусства слова. Слово как «материал» литературы (средство создания художественных образов) и как объект изображения. Речь как предмет изображения.
  2.  Литература и фольклор. Связь ранних форм литературы с фольклором. 
  3.  Раскрыть понятия (определение, характерные черты), привести примеры соответствующих художественных текстов:
  4.  «Высокая», классическая литература;
  5.  Беллетристика;
  6.  Массовая литература;
  7.  Что такое художественный образ. Сравните различные толкования понятия «образ» (философское, психологическое, художественное). Возможно ли определить структуру художественного образа.
  8.  Виды образности: индивидуальный, характерный, типичный, топос и архетип.

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1.  Хализев В.Е. Теория литературы. М.,2000.
  2.  Введение в литературоведение. Литературно произведение: основные понятия и термины.
  3.  Гегель, Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В. Ф. Гегель : в 4 т. — М. : Искусство, 1968. — Т. 1 Лекции по эстетике. — С. 196—198.
  4.  Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии [Текст] / Г.Э. Лессинг // Введение в литературоведение: хрестоматия. — М., 1988. — С. 132—138.
  5.  Введение в литературоведение [Текст] : учеб. пособие / под ред.Л.В. Чернец. — М., 2004. — С. 22—23.
  6.  Введение в литературоведение [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. — М., 2007. — С. 17—47.

Дополнительная

  1.  Введение в литературоведение [Текст] / под. ред. Г.Н. Поспелова. — М., 1988. — С. 65—81.
  2.  Волков, И.Ф. Теория литературы [Текст] / И.Ф. Волков. — М., 1995. — С. 6—38.
  3.  Тамарченко, Н.Д. Художественная словесность и другие виды искусства [Текст] // Теория литературы : в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. — Т. 1. — М., 2004. — С. 106—123.

Справочники:

  1.  Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.
  2.  Литературный энциклопедический словарь. М., 1990.
  3.  Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1997.
  4.  Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1987.
  5.  Современное зарубежное литературоведение: Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Электронные ресурсы:

  1.  Библиотека Гумер // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php.
  2.  Русский гуманитарный Интернет-университет // http://www.i-u.ru/biblio.
  3.  Словарь литературоведческих терминов // http://slovar.lib.ru/dict.htm.
  4.  Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. // http://samlib.ru/a/alina_a/opredelenia.shtml#a117.
  5.  Фундаментальная электронная библиотека // http://feb-web.ru/feb.
  6.  Infolio. Университетская электронная библиотека: Введение в литературоведение // http://www.infoliolib.info/subja.php?sid=16
  7.   Poetica // http://philologos.narod.ru/biblio.htm


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

Классификация видов искусства

У каждого вида искусства существует особый специфический материальный носитель образности. С помощью пластических масс, бронзы мрамора и проч. материалов, в архитектуре и скульптуре создаются дворцовые сооружения и фигурные ансамбли. Краски являются необходимым элементом в творчестве художника-живописца. Прекрасное человеческое тело оживает в танцевальных движениях. Гармоничное сочетание инструментальных звуков рождает музыкальные произведения.

В литературе материальным носителем образности является слово национального языка.

В мире теоретического знания учеными издавна предпринимались попытки описать и исследовать сложившиеся виды искусства. Выдающиеся мыслители прошлого Г. В. Ф. Гегель, Ф. В. Шеллинг, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер и ряд ученых современности, среди которых В. В. Кожинов, В. В. Ванслов, Г. Н. Поспелов и Ю. Б. Борев, посвятили свои работы исследованию этой проблемы.

В глубокой древности Аристотель в «Поэтике» отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания. Начало серьезному изучению искусств положил Гегель. И сегодня его труд «Эстетика» имеет важное научное значение, а концепция деления искусства на виды остается авторитетной на фоне других. Гегель выделил пять искусств: архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и литературу.

Впоследствии ученые присоединили к ним танец и пантомиму, а в XX столетии – и постановочную режиссуру в качестве искусства создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино). В последних указанных видах искусства материальными носителями образности являются пространственные композиции, сменяющие друг друга во времени.

По содержательному признаку Гегель разделил все  виды  искусства на две группы: изобразительные и экспрессивные. К первой группе искусств относятся скульптура, живопись, пантомима и литература, призванные изобразить предметы, явления жизни и людей. Ко второй группе искусств принадлежат музыка, архитектура, орнамент, танец и абстрактная живопись, выражающие обобщенные переживания, настроения, мироощущения личности.

Перечисленные виды искусства называются простыми, или односоставными, поскольку опираются на один материальный носитель образности.

Кроме них, в культурной жизни человечества существуют синтетические искусства – разные виды сценического творчества, среди которых драматический театр, опера, балет, цирк; а также мультипликация, кино, архитектура с элементами скульптурных композиций и настенной живописи.

Лессинг в философском сочинении «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» разделил простые искусства по формальным признакам на пространственные и временные. Данным актом научного изыскания мыслитель доказал, что сила литературного образа состоит не в «зримом» описании предмета, а в выражении действия и впечатления, которое этот предмет производит.

В исследовании Лессинг писал, что живопись в своих подражаниях действительности пользуется средствами и знаками, совершенно отличными от средств и знаков, которые использует поэзия. Под живописью философ понимал тела и краски, взятые в пространстве, а под поэзией – членораздельные звуки, воспринимаемые во времени.

Также как и Лессинг, Гегель разделял виды искусства на исполнительские и неисполнительские. Эту классификацию поддерживают современные ученые.

В монографии «Виды искусства» В. Кожинов танец, пантомиму и музыку причислял к временным видам искусства, т.е. исполнительским, а литературу считал особым явлением в созидательной деятельности мастера,поскольку художественное слово обращается к интеллекту человека.

Своеобразие подхода Кожинова к исследованию литературы как вида искусства отличается соотносительностью родов литературы разным видам искусства: эпос и драма – представляют собою изобразительные искусства, лирика – выразительные.

Точка зрения Кожинова об особой роли литературы среди других видов искусства близка Г. Поспелову. В работе, посвященной проблемам теоретического литературоведения, этот ученый поставил вопрос о типологии родов литературы. Он присоединил эпос к изобразительным искусствам, лирику – к экспрессивным, а драму выделил как побочный род – синтез искусства слова, искусства пантомимы и других искусств.

Классификация видов искусства, предложенная Ю. Боревым в двухтомном  исследовании «Эстетика», основана на взглядах Кожинова об исполнительских и неисполнительских видах искусства. В основе подхода этого теоретика к проблеме литературы как искусства лежит исторический характер развития слова.

Литература в историческом разрезе своего существования представляет собою единство устной и письменной форм. В период своего зарождения художественное слово бытовало лишь в устном виде и принадлежало, как справедливо указал Борев, к исполнительским искусствам. С развитием письменности исполнительские формы словесности продолжили существование в устном народном творчестве – фольклоре, а важные очертания и приметы литературного творчества приобрели неисполнительский характер.

По мнению В. Е. Хализева, Т. Т. Давыдовой, В. А. Пронина, концепция Ю. Б. Борева успешно дополняет обе классические классификации искусства: изобразительных и экспрессивных, пространственных и временных. Точка зрения выдающегося ученого значительно расширяет границы понимания сущности искусства, неповторимого облика каждого из его видов, обогащает опыт исследования художественного слова.

Литература как вид искусства слова

Как слово превращается в образ? Известно, что слово – конвенциональный, условный знак, отличный от предмета, который им обозначается. Словесные картины, в отличие от живописных и скульптурных, сценических и экранных, являются невещественными.

В литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Внутренняя форма слова в качестве ближайшего этимологического значения отражает его содержание и дает нужное направление мысли слушающего. Поэтому поэтический образ служит связью между внешней формой, значением и идеей.

В теоретико-литературных трудах В. Е. Хализева детально разработаны многие термины и понятия данного научного направления, в том числе и по вопросу литературы как вида искусства. Опираясь на взгляды этого ученого, необходимо несколько слов уделить такому понятию, как словесная пластика. «Будучи невещественными и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность и апеллируют к зрению читателя. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. <…> Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые»2

Еще Лессингом подмечена важнейшая особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное», или невидимое. Искусство слова является такой сферой художественного творчества, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. В качестве примера приведем романы Г. де Мопассана, Г. Флобера, В. Гюго, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина.

Место литературы в ряду искусств

В разные эпохи культурного развития человечества художественной литературе отводили не одинаковое место в ряду других видов искусства: от одного из второстепенных – до господствующего. Античные мастера предпочитали заниматься скульптурой.

В период Возрождения и в XVII столетии на первом месте среди искусств утвердилась живопись.

Только в XVIII веке в европейской эстетической мысли происходит сдвиг в теории в пользу литературы. Благодаря рассуждениям Г. Э. Лессинга в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в среде ученых повысился интерес к поэзии. Здесь мыслитель отчетливо описал ее возможности и преимущества перед живописью и скульптурой.

В тоже время появляются эстетические сочинения И. Г. Гердера («Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований»), уточняющие преимущества поэтической речи перед другими видами искусствами: живописью и музыкой.

И. Кант в своих многочисленных эстетических трактатах также подчеркивал, что из всех искусств первое место удерживает за собою поэзия. Впоследствии возвеличиванию поэзии под другими искусствами посвятили свои работы Г. В. Гегель и В. Г. Белинский.

Немецкий мыслитель в «Лекциях по эстетике» указал на широчайшие возможности литературы – в отношении, как ее содержания, так и способа изложения материала. Здесь же Гегель назвал поэзию всеобщим видом искусства. В этой работе ученый представил объективный взгляд на литературу, указал как сильные ее стороны, так и слабые.

Белинский, как и Гегель, также искал выразительную форму своим оценкам о месте литературы в ряду искусств. В важнейшем сочинении того времени «Разделение поэзии на роды и виды», явившемся в дальнейшем судьбоносным для всей русской филологии, ученый, критик предпринял попытку описать поэзию в качестве «величайшего рода искусства».

По определению Белинского, поэзия «заключает в себе элементы других искусств», она «представляет собою всю целость искусства».Шедевры поэтического творчества, рожденные гением В. Шекспира, И. В. Гете, А. C. Пушкина, Ф. И. Тютчева, ярким образом иллюстрируют умозаключения мыслителей.

В истории культурного развития человечества XX столетие ознаменовалось серьезным сдвигом в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели известную самостоятельность художественные формы, опирающиеся на современные средства массовой коммуникации. В настоящее время с письменным, печатным словом успешно соперничает устная речь, звучащая по радио и с CD, апеллирующая к зрению образность киноискусства, а в последние годы – сетература.

Практики и теоретики киноискусства утверждают, что в этот период истории человечество переходит от понятийно-словесной культуры к зрелищной, визуальной, – «миру сиюминутной реальности».

В 60-е гг. прошлого века канадский ученый М. Маклюэн выдвинул концепцию о финале индивидуального сознания При этом исследователь полагал, что у письменности и книги нет будущего, а привычка к чтению изживет сама себя3.

Однако действительность показала невероятную живучесть художественного слова, подъем книжной культуры и книжного бизнеса, издательского дела, полифонию литературы конца XX–начала XXI вв.

Высоко оценивая возможности художественного слова, современный теоретик эстетической мысли Ю. Б. Борев, определяя место литературы среди других видов искусств, говорит, что она «первая среди равных искусств».

Безусловно, слово является всеобщей формой человеческого сознания и общения. Литературные произведения способны активно воздействовать на читателя и в тех случаях, когда не обладают достаточной яркостью, масштабностью и зрелищностью.

2 Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М., 1999. – С. – 96–97. 24

3 Подробно взгляды М. Маклюэна анализируются Ю. Н. Давыдовым. См. об этом :

Давыдов,   Ю. Н.  Теории,  школы,  концепции  (критические анализы).  Художественное

произведение и личность /  Ю. Н. Давыдов. М., 1975. – С. – 237–243.




1. lion tiger n ctor poet mn n uncle husbnd brother grndfther son mster bron count shepherd host
2. 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Курс специальность
3. Методичні рекомендації до виконання дипломного загальна частина і курсового проекту з предмету Обладнан
4. Контрольная работа- Современная экология как междисциплинарный комплекс знаний
5. МОДУЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ БИОФИЗИКИ И БИОСТАТИСТИКИ ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА Экзаменационные
6. Особые отягчающие обстоятельства
7. тема мероприятий обеспечивающих рациональное использование рабочей силы
8. Гретри
9. Бизнес-план на предприятии
10. Расходы организации
11. ТЕОРИЯ ИГР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
12. Започаткування та становлення митної справи
13. тема показателей эффективности платежеспособности ликвидности.
14. ТЕМА 12 ЕКОНОМІЧНА РОЛЬ ДЕРЖАВИ У РИНКОВІЙ ЕКОНОМІЦІ Економічні функції держави в умовах ринку
15. были Дед да Баба но они были не бедныепребедные
16. впитал в себя в протяжении процесса обучения в той или иной степени поможет ему в достижении определенных
17. Революция в естествознании.html
18. Тема 10 ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ 1
19. тема мер обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей
20. а де запанувала 1я Вавілонська чи Аморитська династія час правління якої називають Старовавилонським пері