Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

лженаучное знание

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Продуктом какой системы: биологической или социальной   является человек?

В человеческом знании еще очень много не устоявшегося, лишен¬ного статуса истинности и вообще ложного и мистического. Ничего нет удивительного, поэтому в том, что в самом конце 20 века сформи¬ровалась познавательная специальная ниша - паранаука, хотя име¬ются и другие ее обозначения, включая даже: «лженаучное знание». Пожалуй, нет даже среди самых древнейших проблем человеческого познания таких, где бы  отсутствовали те или иные элементы пара-науки.

Но среди научных проблем есть своеобразные лидеры на грани наука-паранаука. Одной из них является ЧЕЛОВЕК. Сложность и неоднозначность самого объекта, различие принципов подходов к нему, множество наук, так или иначе, тесно с ним связанных - все это породило вокруг «человека» особый сплав научных, околонаучных и мистических рассуждений. Здесь и «пришельцы», и «птица без перь¬ев», и «совокупность общественных отношений», и т. д.

На сегодня нет разработанной и тем более - общепризнанной - тео¬рии человека. И это несмотря на то, что на «определение» претенду¬ют многие науки. Однако это скорее не улучшает, а ухудшает поло¬жение. Ухудшает потому, что действительная сложность исследова-ния порождает иллюзию «права» любой дисциплины на категориаль¬ный статус ее определения; к тому же сохраняется неясность: кто, ка¬кая наука должна (обязана) «отвечать» за сущность: антропология, психология, социология, философия, социальная философия, а, мо¬жет быть, теология? Но ведь, если некое «нечто» не просто выступа¬ет объектом исследования нескольких (многих) наук, а они при этом выделяют и некое сходно-общее в нем, то ближе всего к истолкова¬нию сущности стоит самая общая из них. А если для данной общей дисциплины исследуемая проблема при этом выступает «собствен¬ной» (и обязательной) задачей, то именно ее понятийные определе¬ния обязаны использовать все другие науки как методологические для себя категории.

В данном случае, в деле истолкования природы и сущности человека именно философия выступает общей теорией для всех челоковеческих наук. И потому только философские определе¬ния не просто могут, а должны приниматься всеми другими науками в качестве исходных.  Что,  конечно, не запрещает в такие исходные понятия вводить какие-то уточнения в силу специфики той или иной определенной науки.

В современной мировой литературе, в советской и российской фи¬лософии особенно, больше всего распространено толкование челове¬ка на принципе суммирования его поведенческих свойств. По ним то¬гда человек — это разумное существо, субъект труда, социальных от¬ношений и общения. Но слабости полной индукции известны, а здесь еще не так прост выбор оснований для суммирования свойств. Поче-му поведенческие, а не, скажем, цивилизационные? И вообще, лю¬бые определения через перечисление всегда неполны, ненаучны. А в толковании человека при этом никак не уберечься от биологических и психологических характеристик. Тем не менее, в большинстве фи¬лософских школ широко распространено представление о человеке как о биосоциальном существе, а то и вовсе биологическом, правда, «особенном». У автора известного пособия по философии, А. Г. Спиркина человек вообще биопсихосоциальное существо: «...человек пред-ставляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно при¬обретенного. При этом человеческий индивид — это не простая ариф¬метическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качест-венной ступени — человеческой личности».1

Конечно, к объекту любого исследования можно подходить с раз¬ных сторон, с разными измерениями. Дерево - и украшение, и строи-тельный материал, и дрова. Но одновременно оно при цветении яв¬ляет свое «мужское» и «женское» основание. Можно добавить еще ряд «измерений». Так означает ли приведенная выше совокупность, даже в интегральном, не арифметическом, воплощении понятие «де-рево»? Вполне очевидно, что нет. И уже хотя бы потому: верно ли к человеку как особой сущности подходить одновременно с двумя из¬мерениями: биологическим и социальным? Тем более, как только что приведенная тройственная позиция: единство биологического, пси¬хического, социального. Это эклектика. Кто будет спорить против наличия связи и взаимозависимости животного мира и социального, а рассматривая отдельного индивида — игнорировать при этом на¬личие биологического и социального. Но если не поддаваться преду¬беждению, то невозможно не заметить, что вся действительность и история, не говоря о социальном познании, убеждают: несмотря на взаимосвязь и взаимозависимость животного мира и человека, био¬логического и социального — это две качественно различные субстан¬ции, существенно разные формы нашего мира, два качественно раз¬личных способа движения, две качественно различных закономерно¬сти функционирования особых форм действительности. И, вероятно, стоит достаточно серьезно отнестись к факту: не только знание не терпит эклектики, но и сама природа. Хотя, конечно, отступления имеют место, но они из области случайного. В том числе, только че¬ловеческое воображение способно «рождать» русалок, кентавров, Маугли, как интерпретацию восприятия аномалий рождений и природных обстоятельств.

Вот почему путь, выглядящий очевидным и прямым и ставший достаточно традиционным, не способен вывести дискуссии о челове¬ке из узкого круга биосоциальной проблематики. Более продуктивен в данном случае подход на иных принципах, прежде всего, — чело¬век не просто особая сущность, а качественно иная, нежели биологи¬ческая. Человек — это проблема социального уровня, это феномен искусственной действительности как единства информационной, ра¬ционально - эмоциональной и практической деятельности людей. И  потому человек как понятие, как философская категория — обозна¬чение особого общественного формирования.

В самом деле у нормального новорожденного полный набор анатомо-физиологических свойств и сторон Homo sapiens. Но ведь ста-новится он человеком только в обществе, только в общении с себе подобными, а не с животными. А почему? — Да потому, что человек потребляет совсем по другой мерке и совсем иные предметы, чем ка¬кое бы то ни было биологическое существо. Он потребляет культуру (рода, племени, народа, нации) во всех ее ипостасях. Потому-то уже древние отмечали именно эту особенность, по-своему рассуждая о двойном рождении человека: первый раз физически, второй — ду¬ховно. Тем более что уже состоявшись человеком, тот же ребенок раз¬вивается только в обществе, только в деятельности, осваивая опыт и практику людей. Множественные эпизоды как феномены «Маугли» и «Робинзонов Крузо» тому свидетельство. А любое животное всегда и при любых обстоятельствах остается тем, кем рождено, и кем бы ни было выращено: своим органическим видом.

Человек, как и «человеческое» — особый феномен действительно¬сти, специфический результат взаимодействия природы и обществен¬но-социальной среды. Одну сторону этого результата очень тонко вы¬разил Ф. Тютчев, говоря, что «нет ничего более человечного в чело¬веке, чем ...потребность связывать прошлое с настоящим». И это потому, что человек порожден и сформирован социально-обществен¬ной системой как ее особый элемент; он не что иное, как особая фор¬ма существования: общественное формирование, социоморфема. Вот почему необходимо определять сущность, существенные стороны че¬ловека как общее в общественном формировании и то же время видеть его особенное, которое есть проявление качества своеобычного вида среди других разнообразных типов общественных формирова-ний - как социоморфемы.

То, что человек теснейшим образом связан с обществом, общеиз¬вестно и, за небольшим исключением, чуть ли не общепризнанно. Дос-таточно широко распространено аристотелевское «политическое животное» и марксистское толкование, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительно¬сти она есть совокупность всех общественных отношений». Но имен¬но в «совокупности всех общественных отношений» завязывается узел непонимания и конфликтности вокруг истолкования принципиаль¬ных проблем человека и общества.

Ведь сам Ф. Энгельс через критику Фейрбаха уточняет, что мар¬ксизм считает заблуждением предположение о наличии «внутренней, немой всеобщности» сущности человека. («У него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только при¬родными узами.» - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.З). Вероятно, основоположники марксизма «род» и «природу» воспринимали толь¬ко как естественно-биологические понятия. И потому они были убеж¬дены, что ложен подход к понятию человек как абстракции конкрет¬ных людей. Отсюда и пошла интерпретация проблем человека в фи¬лософии через призму «совокупности общественных отношений», в которой есть место только рабу и рабовладельцу, крестьянину и фео-далу, рабочему и капиталисту. Но прав-то Л. Фейербах, а не осново¬положники марксизма: не бывает как раз «изолированного челове¬ка», понятие «человек» относится не к отдельному индивиду, а к ро¬ду. Правда, к роду социальных феноменов.

Возможно, ошибались не классики, а их эпигоны и интерпретато¬ры, не желая разводить концептуально понятия «человек» и «лич¬ность». Формально, не игнорируя различия между ними, все они сво-дили их не более чем к неоднозначности ряда свойств. Тем самым, фактически произошел перенос верных высказываний Маркса и Эн-гельса относительно «личности» на «человека». К тому же, строго го¬воря, в «Немецкой идеологии» человек трактуется нередко как инди¬вид, который явно обладает свойствами всеобщности. Тем более, нель¬зя упускать из виду эпоху и задачи, которые ставили перед собой ос¬новоположники марксизма.

Но сегодня совершенно недопустимо в методологических иссле¬дованиях ставить знак равенства между терминами человек и лич¬ность. Как понятия, «человек» и «личность»- общие. Однако в «че¬ловеке» фиксируются всеобщие свойства людей, тогда как в «личности» лишь их особенно-индивидуальные (особенное и единичное). И тогда бесспорно: нет ни «личности вообще», ни абстрактной лично¬сти. Она всегда конкретный продукт исторической эпохи, конкрет¬ного содержания отношений, состояния культуры и духа народа: эл¬лин, росс, рабовладелец, рабочий, Иванов И. И. и так далее.

Нельзя оставить без внимания еще один важный момент в началь¬ной позиции подхода к рассуждениям о природе и сущности челове¬ка. В явной форме для одних, в неявной - для других на представление о человеке влияют традиционные, но конкурирующие принципы: суб¬станциальный и функциональный подходы к объектам исследования.

i. Если в качестве иллюстрации обратиться, например, к философии Гегеля, то у него явно выраженный субстанциальный подход.

ii. Тогда как у Конфуция и Маркса - несколько по-разному выраженный, но функ¬циональный.

Поскольку субстанциальный подход лавров не снискал, не сдвинул заметно проблему с места, то ныне представляется более популярным функциональный. Однако он, пожалуй, еще больше на¬пустил туману в ответ на первоначальный вопрос: что же все-таки есть человек?

Туман потому, что в той или иной мере объясняя место и роль в обществе, функциональный подход оставляет без ответа, как бы скра¬дывает, вуалирует, сущность самого носителя этой функции. «Сово¬купность общественных отношений», «человек предназначен для его социальной функции», не дают оснований для исследования сторон и свойств самого индивида. Мы различим политика и предпринимателя, начальника и подчиненного, рабочего от крестьянина, но ведь все они: как общее - люди, «человеки», а как отдельные индивиды - лич-ности.

Иначе говоря, функциональный подход обращен на результат дей¬ствия, на следствия, но не на причины и не на стороны их вызываю¬щие. А ведь пытаясь разобраться с указанной проблемой и форми¬руя понятие «человек» как философскую категорию, нельзя обойти вниманием логические принципы исследования понятий. И вопросы содержания и объема понятий обязывают решать проблему человека на субстанциальной основе.

Таким образом, разговор об основаниях и сущностных свойствах человека обязывает возвратиться все к той же проблеме биосоциаль-ности. Тогда, пожалуй, следует поставить вопрос: а всегда ли в исто¬рии знания человеческая природа и сущность соотносились с живот¬ным миром, с биологической природой?

Подход к человеку как к не биологическому «существу», а как спе-цифической и своеобычной форме бытия возник не сегодня и даже не в XX в. Он возник давно и остался определенной, хотя и неявно вы¬раженной традицией. Можно по этому поводу приводить множество высказываний. Но ведь сами цитаты - не аргумент. Аргументом яв¬ляется то, что, во-первых, этих цитат множество и, во-вторых, при¬надлежат они представителям разных эпох, разных специальностей, разных мировоззренческих позиций. Но если и в них опустить не¬принципиальные для поставленного выше вопроса различия и све¬сти их к дилемме: биологическое — небиологическое, то окажется воз¬можным выделить три основных исторических традиции в толкова¬нии человеческой сущности.

Поскольку для указанных целей такие обобщения не делались и именно как традиции не выделялись, то условно обозначим их сле-дующим образом: восточная, библейскохристианская и общественно - социальная. И еще раз для ясности поставленного вопроса имеет смысл заметить, что важно проследить: имеются или нет в истории человеческой мысли достаточно закрепившиеся представления, по¬зволяющие рассматривать человека не как «птицу без перьев», не как «мысляще животное» и т.п., и так далее, а как «нечто», порож¬денное не биологической природой.

Итак, восточная традиция. Если не вдаваться в изложение вос¬точных учений, тем более - в детали, и строго придерживаться ограничений поставленного здесь вопроса, легче обратить внимание на то, что в древнейших мифологических сказаниях о Брахме, и в истоках восточных религиозно-философских учений, использую¬щих принцип космогонизма, человек не является выходцем из живот¬ной среды. В них «линия» рождения людей и их становления в своем истоке абсолютно не имеет общей точки с животным миром. Более того, человеческие проявления - добро и зло, любовь и ненависть и т.п. (по сути - нравственная составляющая человечества) - наследуют¬ся людьми отнюдь не от «братьев меньших». Фактически на той же позиции и Платон. Ведь у него эйдосы людей и животных, домов и гнезд, государства и стада и пр., и пр. - не перемешиваются, друг в друга не превращаются. Собственно, такое неудивительно, так как в философии Платона прослеживаются восточные корни. Правда, ра-ди точности следует заметить: Платон одновременно утверждает дуа¬лизм души и тела, а «телесное» как равенство животному царству.

Меньше всего требует обоснования аналогичное вышеприведенному выводу библейско-христианское толкование происхождения и сущности человека.

1. Во-первых, «создание» человека выделено в акт абсолютно самостоятельный и изолированный от предшествующих творений.

2. Во-вторых, человеческая суть в «образе и в подобии богу», а они не имеют ничего общего с телесностью, тем более- с биологи¬ей и физиологией.

3. Наконец, в-третьих, вспомним, что осмотрев всех животных, человек (Адам) не нашел себе «помощника, подобного ем у «(Быт. 2,20). А помощником стала жена. Тем самым еще раз выра¬жена уникальность человека. Что еще в 13 веке подтверждал Фома Аквинский, разъясняя, что человеческая душа не просто двигатель тела, а его субстанциальная форма.

Естественно, что к еще дохристианским текстам (да и к новозавет¬ным) нельзя относиться иначе, чем как к историческому памятнику культуры и адекватному своему времени рассуждению людей о мире, о человеке, об отношениях человечества с действительностью. Но не¬вероятно представить, что люди даже еще более ранних эпох - 1О-20 тысячелетий - не понимали аналогии своих тел и тел животных, что они не знали о существовании «человекоподобных» обезьян. И, тем не менее, не сообщали о себе, как об «умных», «говорящих» живот¬ных.

Сложнее показать исторической традицией общественно-социаль¬ную позицию. Трудность и в том, что уж очень стереотипировано вос¬приятие античной философии. Как правило, в нем в явной или скры¬той форме присутствует доминирующее основание: предметом истол¬кования выступают онтологические и гносеологические ракурсы фи¬лософии. А в советской философии к тому еще прибавлялся аспект противостояния идеализма и материализма. Вот и знаменитое изре¬чение: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существу¬ют, а не существующих, что они не существуют» - традиционно и, в известной степени, справедливо, рассматривается именно в аспекте гносеологической проблематики. Но ведь здесь у Протагора рассуж¬дения о человеке именно как о родовом существе, а тогда «человече¬ское» отнюдь не производное от «биологического». В античной фи¬лософии восприятие человека разнопланово, а рассуждения о нем со стороны его сущности - неочевидны.

Но в них-то и заложены основания указанной традиции. В том именно, что вся проблематика человека проникнута политическими, этическими и эстетическими моментами. Античные философы не при-родное и даже не космологическое переносили на человека, а, напротив, все за его пределами как бы принимало человеческий, социаль¬но-политический смысл и государственную организованность.

В этом плане характерна позиция Аристотеля. Человека отличает душа, мышление, склонность к искусству, воля, но при этом душа и есть аристотелевская «форма» (для тела). И тогда его «человек есть политическое животное» — утверждает позицию социальной сущно¬сти человека, а не внимание на «животное». Что подкрепляется и рядом его рассуждений о государстве. Ведь человек есть «существо, созидающее государство», а перед этим - семью, род-поселение, а не биологическое существование. К тому же человек вне государства те¬ряет именно человеческое. Это, уместно заметить, фактически зафик¬сировано у многих народов как обычай изгнания. Притом, как самое суровое наказание, равнозначное смерти.

Иначе говоря, еще в античной древности зародилась идея о нераз¬рывности и о взаимообусловленности сущности (даже «рождения») человека и общества. Потому и любопытны рассуждения современ¬ника Пифагора—врача и натурфилософа Алкмеона. Вроде бы, как у врача, главное его внимание должно бы уделяться природнобиологическому в человеке. Однако он именно тело индивида рассматри¬вал не только как вместилище бессмертной части — души, но и как аналог государства. И даже в описании болезней применяет полити¬ческие термины. Здоровье — это демократическое равноправие. «Мо¬нархия» - власть какой-либо из сил: горячего-холодного, влажного-сухого, горького - сладкого - приводит к гибели другую и вызывает болезнь.

Подобного рода указания на особую природу и сущность челове¬ка во множестве присутствуют в работах философов, так или иначе отстаивающих принцип независимости души и тела неоплатоновского толка. Фактически это во многом философия с 17 века. Так Декарт, признавая правомерность исследования человека как природного те¬ла средствами медицины и физиологии, все же сущность его усматри¬вает в разумности, в мышлении: «Я мыслю - следовательно, я сущест¬вую». Сущность человека, прежде всего его разумность и духовность, непосредственно не выводится из просто природного - это именно стало отправной точкой для многих философов, начиная с Декарта. С тех пор и до настоящего времени в философии человека актуаль¬ной остается проблема уяснения особой, отличной от биологии сущности человека.

Такой подход к проникновению в человеческую сущность можно отметить и у Спинозы, и у многих представителей Просвещения, в первую очередь - французских. Последние внесли большой вклад в обоснование наличия неразрывной связи между техническим разви-тием общества и нравственностью, о влиянии предрассудков на ра¬зум и потому - на поведение людей. Гольбах и Гельвеции много про¬яснили в проблеме интересов, выведя их за рамки чисто биологиче¬ских потребностей. Хотя, конечно, одновременно говорят об органи¬ческой связи души и тела.

Но задача, поставленная в данной работе, не анализ позиций от¬дельных философов. Задача - показать наличие попыток объяснения сущности человека не через природные факторы в образе биологиче¬ского существа, а, напротив, именно на основе социальных, государ¬ственно-политических факторов.

И потому становиться возможным обратиться к Гегелю. Ведь и у него человек не производное от биологического существования, а со¬вершенно новое качество, иная ипостась абсолютной идеи: субъект. Следовательно, свойства человека не природно-биологические, а субъ¬ектные и, прежде всего: сознание, воля, свобода. В том же русле, возможно, интерпретировать и рассуждения Канта, когда он именно самого человека истолковывает как источника и законодателя собст¬венной деятельности, суть которой в стремлении к осуществлению нравственных идеалов. Но последние-то не в чувственном мире, что в решении поставленной здесь задачи, естественно, означает одно: не в биологической природе. Можно долго продолжать аналогичные примеры, но они уже будут демонстрировать лишь количественное прибавление фактов.

Новым в качественном отношении следует рассматривать подход основоположников марксизма. Человеческая сущность как совокуп¬ность всех общественных отношений, естественно, вытекает из прин¬ципа единства человека и общества, из общественной природы. Но эта позиция достаточно известна и если стоит на что обратить вни¬мание, так это на то, что более поздняя интерпретация: биосоциаль¬ная, биопсихосоциальная - имеет мало что общего с исходно маркси¬стской. Скорее, ближе к марксизму Ж.-П. Сартр: «Человек существу¬ет лишь настолько, насколько себя осуществляет. Человек есть не что иное, как совокупность своих поступков... он есть сумма, организа¬ция, совокупность отношений, на которых составляются эти поступ¬ки».2

Все, что сказано выше - это непосредственные рассуждения самих философов о человеке как данности. Однако не менее важным для понимания его сущности являются еще два момента:

1. имеются ли в действительности какие-то принципиальные отличия человека и жи¬вотного в организации их жизни и её структурирования или они не более чем одни и те же, хотя видоизмененные, биологические, во-пер¬вых.

2. Во-вторых, а о чем речь, когда дело касается проблем развития и прогресса?

Есть известное: «труд создал человека», - если это понимать ши¬роко, то такая позиция мало чем отличается от естественного отбора Дарвина. Ведь и ноги лошади, и хобот слона, и ультразвуковая лока¬ция летучих мышей и дельфинов сформировались в результате уп-ражнений и приспособления, в результате «усилий» самих животных. К тому же многие из них даже пользуются внешними вещами. А если «труд» рассматривать узко (но как особенное), как исключительно человеческое свойство, в котором принципиальное основание при¬надлежит сознанию, мышлению, то вообще парадокс: человек дол¬жен быть до труда, а не после.

На это обращали внимание, но специально рассмотрел этот «по¬рочный круг» Б. Ф. Г Поршнев в своей книге «О начале человеческой истории». (М. Мысль. 1974. - 487 с). А сегодня тем более, как объяс¬нять признанные всем мировым научным сообществом новые дан¬ные о возрасте древнейших «орудий труда» чуть ли не в 2,5 млн. лет, тогда как человеку (кроманьонцу) всего-то около 40 тыс. лет? При¬знавать человеком хотя бы неандертальца? Или все же «орудийная деятельность» - не самая «суть» человеческого?

Мыслить без языка нельзя. Деятельность, труд как ее вид - созна¬тельны и целеположены, следовательно, никак не может быть рань¬ше человека, уже человека. И нам ничего не остается, кроме как при¬знать, что вначале было «обретение» мыслить, осознавать себя и оце¬нивать вещи, относиться к ним и к среде как средствам жизни. То есть, вначале не могло не идти становление понятийного языка и толь¬ко затем (хотя, бесспорно, и параллельно) - деятельность. Деятель¬ность как сознательное действие субъекта - это завершающий акт и этап в оформлении человека и общественной формы живой природы и способ их существования. Вот почему, даже в среде материалистов, трудно не признать больше правыми тех, кто принимает «в начале было слово», а не Фаустовское «в начале было дело».

Тем самым, здесь не просто еще раз подтверждается: сознание есть принципиальное отличие человека от животного. Главное и концепту¬альное в том, что деятельность ни коим образом не оказывается «фор¬мой» ли, «видом» жизнедеятельности животных, хотя бы и на качест-венно новой основе. Именно деятельность окончательно отвязала че¬ловека от природы, именно деятельность «законсервировала» нас как антропологический вид “Homo sapiens”.

Но принципиальное, качественное отличие биологического и со¬циального имеет место не только «внутри» человека, не только как свойства индивидов. Существенные различия характеризуют связи людей, организацию их жизни и «правила», по которым эта самая жизнь протекает.

Однако невозможно осветить достаточно полно проблемы любой темы. А тема человека необозрима. Поэтому ограничимся миниму¬мом, позволяющим высветить только качественную несводимость биологического и социального в том, что касается сущности челове¬ка, определения «человеческого».

Для того нельзя не обратить внимание на принципиальное разли¬чия организации стадной (биологической) и родовой, семейной жизни и принципы её иерархии у животных и у людей. В стаде господствует сила и, как утверждают этологи, агрессия. У людей приоритетно абсолютно всё иное. И хотя трудно говорить о доисторических вре¬менах, тем не менее все современные исследователи архаических племён отмечают кооперацию, уравнительность в отношениях и авторитет мышления в качестве базовых оснований внутриродовых отношений. Ценятся ум, смекалка, хитрость, предвидение результата. Но самое знаменательное и при этом важное: у людей животные инстинкты подавляются, они осуждаются и пресекаются самим родом. Это прекрасно демонстрирует практически повсеместное «табу» где на внутрисемейные, где на внутриродовые брачные отношения.

Долгое время по поводу таких запретов в научной литературе господствовало почти что убеждение, которое в сути своей соответ¬ствует оценке «биологизаторство», хотя формально объяснялось через сознание: понимали, мол, древние генетические неблагоприятные последствия. Но и сегодня-то люди мало задумываются над уроками инцеста, а часто поступают вполне осознано против него. А как показали современные исследования, выяснилось; живущие на стадии каменного века вообще не осознавали сущности девятимесячного срока от зачатия, не то что бы учесть фактор наследственности. Ответ по поводу «табу» на кровнородственные браки лежит совсем в иной плоскости. Человек - это общественная форма особой, социальной системы, а потому именно его целостность и укрепление её через внутриродовое единство является ведущим фактором в поведении индивидов и кри¬терием оценки правильности своего поведения. Отсюда подавление агрессии и запреты кровнородственных и даже внутриродовых брач¬ных отношений. Не будь на них «табу», невозможным становится фор¬мирование рода, так как между мужчинами существовал бы постоян¬ный трагический конфликт, разрешение которого, очевидно, не в поль¬зу «мыслителей». А существование человека как «волка одиночки» и человечества на основе изолированных «семей», в рамках семьи - не¬возможно.

Социальное (общественное) и биологическое — разное не только по структуре и «архитектуре», но и по механизмам взаимодействия и результатам того, что выступает итогом развития. Человек и челове¬чество живут по законам общественно-социального функционирова¬ния. Даже рождаемость, какой бы случайностью ни оборачивалась, обусловливается общественными причинами. Только общество мо¬жет породить поощрение в виде «Мать героиня», а индивид — при¬нять его или, напротив, пойти на добровольную стерилизацию. При¬чины тому и в первом, и во втором случае не биологические (не го¬лод, например). Причины политические и нравственные.

Вот потому-то «человек» - это понятие, обобщающее специфику определенной группы достаточно особых и необычных для живой при¬роды объектов, выступающих (как отдельное) элементами своеобыч¬ной системы - общества. Человек, таким образом, понятие, опреде¬ляющее одно множество форм элементов этой системы (общества как целостности) в сравнении черт сходства и различия с другими, с ины¬ми элементами той же самой системы. А ими сегодня, например, вы-ступают предприятия, школы, партии, различные учреждения и т.п., и так далее. У них много общего потому, что всех их связывает общая природа: все они - общественные формирования. В том и догадка древних: человек - это общество, государство. Чего нельзя сказать о классе, нации, это — особенные (частные) понятия для решения специ¬фических задач социального познания.

Человека как особого вида форму существования, как обществен¬ное формирование характеризует наличие: СОЗНАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, НРАВСТВЕННОСТИ, СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ФОРМЫ СВЯЗИ С ВНЕШНИМ: ОТНОШЕНИЙ, И, НАКОНЕЦ, ОН - СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Именно в них заключается родовая сущность всех людей. И опять, выходит, ближе к истине был Л. Фейербах: «Искус¬ство, религия, философия или наука составляют проявление или рас-крытие подлинной человеческой сущности».3

Но коль скоро человек в социальной практике - это уже отдельный элемент реальной общественной системы (отдельное как форма реальности) - он индивид. А тогда, естественно, как конкретный дей¬ствующий носитель «человеческого» он в то же время - специфиче¬ское единство всех свойств этого реально-отдельного, в данном слу¬чае: биологического тела и психических особенностей. Иначе, проявляющий себя как человек индивид и есть - личность.

По всему этому в качестве предмета исследования любую личность можно рассматривать достаточно традиционно, то есть как единст¬во общих, особенных и единичных свойств. При этом невозможно уже не то, что бы элиминировать, но даже «закрыв глаза» абстраги¬роваться от биологии, от физиологии. Однако важно и необходимо заметить, во всем, что касается даже этой стороны свойств личности (в том числе, психики и витальных потребностей людей), в той или иной мере присутствует «человеческое». Личность обладает конкрет¬ной нравственностью и определенным видом деятельности, и только индивид пока он человек, принимает решение: можно или нельзя «пить из-под копытца». Вот почему не исключительно в рамках со¬циальной философии (здесь это - исходный принцип, сущность чело¬века как элемента общества), но и в любой социальной сфере и ее осмысливании личность - не что иное, как мера человека в индивиде, это уровень и степень человеческого в конкретном индивиде.

Когда говорим о человеке как новом и ином по сравнению с био¬логическим существовании, то «человека» не может быть больше или меньше. В личности, напротив: и в целом, и в отношении каких-то отдельных свойств присутствие «человеческого» обретает индивиду¬альную, а потому количественную характеристику. Иными словами, здесь необходим разговор не о сознании, а о знании, о его широте и глубине. Не о деятельности, а о различных ее формах и способностях личности и так далее.

Но поскольку личность - это реальная, отдельная социоморфема з системных отношениях с другими социальными формами, и не толь¬ко с себе подобными, то она обретает ряд свойств именно как специ¬фический элемент общественной системы. Таковыми являются воля, свобода, цели, мотивы, ценности и ряд других. Естественно, теперь имеются все основания для ответов на вопро¬сы о развитии, о том, в чем это развитие можно фиксировать. Разви¬тие в приложении к «человеку» означает, что речь идет не об измене¬ниях во «внутренней немой всеобщности», которая, как здесь выяс¬нилось, не только есть, но и неизменна, ибо именно и составляет его сущность. Развитию подвержена именно мера человеческого в индивиде, развивается, тем самым, личность. К примеру, это связано с социальными потребностями, изменение которых целиком и пол¬ностью обусловлено предметами их удовлетворения. А далее следует рассматривать развитие человека как те или иные изменения в дру¬гих составляющих его сущность. Но общий принцип здесь тот, что должны быть в движении все составляющие человеческую сущность, во-первых, и у всего человечества, во-вторых. Ибо надо учитывать основное: человеческого для «человека» не может быть больше или меньше, оно либо есть, либо перед нами не человек. Что, кстати, давно человечество интуитивно поняло и ныне в праве закрепило обяза¬тельность медицинской экспертизы на дееспособность для всех, совершивших преступление в   глазах закона.

Вследствие этого, о личности следует говорить как о развитой или не развитой, что фиксируется многими факторами. И уровень со¬вершенства уже в том, насколько индивид способен проявлять все свои качества: от воображения, воли до реализации свободы. Но раз¬витие личности характеризуют прогрессивные изменения любого ее качественно определяющего свойства. Если вести разговор о том же сознании, то в данном случае это уже не демонстрация какого бы то ни было его наличия (мифологического хотя бы), а, скажем так: муд-рости. Что касается деятельности, то круг способностей и профессио¬нализм - объективная характеристика развитости личности. В том же плане решается проблема изменения в области нравственности, общения людей и реальных форм отношений. Ведь все это имеет цен-ностную и количественную характеристики.

Завершая разговор о проблеме человека в философии, следует вы¬делить два основных для вышеизложенного вывода.

Первый состоит в том, что тема человека, общества и личности не решаема до тех пор, пока не отыщем объективные основания их сходства и разли¬чия.

1. Второй связан с установлением демаркационного разграничения биологического и социального как общественного. Здесь предпри¬нят анализ этих оснований и с самого начала встала проблема раз¬личения биологических и социальных объектов, принципов и механизмов действия их закономерностей. Понятие «общественное фор¬мирование» как раз и позволило не только развести биологическое и социальное, но по иному интерпретировать некоторые «старые», но дискуссионно воспринимаемые факторы. Что особенно важно, так как эти проблемы не являются прерогативой какого-то одного из фи¬лософских направлений: понять человека - это задача для всех.

Но рассматривая человека как социоморфему (особый вид обще¬ственного формирования), оказывается возможным в единстве логического и практического осмысления социальной действитель¬ности понять и общество, и его структуру, и механизмы взаимодей¬ствия его элементов, и источники движения, и, наконец, объяснить появление и значение целей в социальных процессах. Однако все это в полном объеме невозможно осветить в небольшом пособии, и потому далее здесь продолжим следовать принятому плану.




1. Медицинский Университет Астана Кафедра общественного здравоохранения Тесты по дисциплине обществен
2. статья А. Лиханова Послесловие М.html
3. смысловой революционизации парадигмы теории общества мы заимствуем не из дисциплинарной социологической т
4. Вариант 4 1Каково значение экологии на современном этапе развития общества Современная экология взяла ку
5. Ранні гестози вагітних проявляються у вигляді форм що часто зустрічаються блювота вагітних і супутній
6. веретено Многие виды которые были отнесены к клостридиям по этому морфологическому признаку позже были р
7. ЗАДАНИЕ 2 Вариант В I.
8. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ
9. Наступність у формуванні природничих знань у дітей дошкільного і молодшого шкільного віку
10. тема в Республике Беларусь
11. Современные методы управления- сущность, содержание, основные достоинства и недостатки
12. Тема 1 Моделирование ИС
13. Изложите методы переработки нефти
14. тема контрастировала с идеями Демокрита на что обратили внимание последующие поколения
15. Тема 1. Лекция 2 часа.
16. ВАРИАНТ- 1453 KONTROL1 1
17. Николай Мальбранш Николай Мальбранш родился 6 августа 1638 г
18. Економічна безпека підприємства.html
19. Польська шляхта другої половини XIX століття
20. Типы в базе данных я выбрал на ленте командную вкладку создание