Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ 3 Философия древнего Рима

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ЛЕКЦИЯ 3. Философия древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. 

Основные  вопросы лекции:

1. Основные черты и этапы средневековой философии.

2. Патристика: Августин Блаженный.  Схоластика:  Фома Аквинский.

3. Спор об универсалиях: номинализм и реализм.

4. Основные  направления и  проблемы философии  Эпохи Возрождения.

1.Основные черты и этапы средневековой философии.

Начало зарождения -   Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в У-Х111 вв. н.э. (в период между распадом Западной римской  империи и  началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от  реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное.

Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) 1-У111 вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях

на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.

2. схоластика  («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм  Кентерберийскй). Основные  положения христианского богословия  уточняются и  систематизируются. Схоластика  означает «школьную,  учебную»  философию,

преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.

2.Патристика: Августин Блаженный.  Схоластика:  Фома Аквинский. Августин Блаженный, 1У в. (сильное влияние Платона). Бог высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины, определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир  не однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ,восходящую к  создателю мира. Особое место на этой лестнице занимает человек – малый мир, «микрокосм».  Он соединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме этого разумной душой и свободой  воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в

возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра. Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла, Он – творец гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Своим предвечным

решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других – для  осуждения на вечные муки в аду. В этом суть идеи божественного предопределения, выдвинутой  Августином  и принятой католичеством впоследствии. Божественное предопределение является также источником двух противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град основан на войне, завоевании и насилии. Небесное царство – царство Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История движется от града Земного к граду небесному. Именно церковь та сила, которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее

положение над государством, а Папа Римский – над монархами. Это положение о  роли церкви  в обществе  было тоже  воспринято католичеством и определило на столетия взаимоотношения Церкви и государства в западной Европе.

Фома Аквинский (Х1У в.) Выступил против распространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп

(тело) – это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность  - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в ней отражается, так же как и в человеке. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому

блаженству.

Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств  существования Бога (только онтологическое, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):

1. движение:  все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;

3. случайность  и необходимость: случайное  зависит  от необходимого – следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;

4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.

3. Спор об универсалиях: номинализм и реализм.

Одна  из основных проблем,  рассматриваемая  в период схоластики: об отношении общего  к единичному  или спор  об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия. Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности.  Есть понятие Бога в мысли -  он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от  человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека.  Это лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления – «номинализм».  Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть  только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить реализм и номинализм. Согласно Абеляру общее существует реально, но только в уме человека  (тогда получается, что триединый Бог  - общее – существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу

продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая полнота бытия – общее в чистом виде.

4.Основные направления и проблемы философии эпохи

Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.)

 Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Николай Кузанский.

Направления:  гуманистическое,  натурфилософское, неоплатоническое и социально- политическое.

 Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения  капиталистических отношений, складываний национальных  государств и  абсолютных монархий, глубоких социальных  и  религиозных  конфликтов,  бурного  развития

естествознания и великих географических открытий.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе.

Философская  мысль настроена  оппозиционно к  католической идеологии.  Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство  и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе.  Переосмысливаются

многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Если в средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на

нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку сами по себе, они – отражение Бога в нем.  Здесь не темное, а светлое восприятие человека внутри одной христианской традиции.

Главная  черта  философии  эпохи  Возрождения – антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается – он  вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной

жизни, но и в этой земной.  Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее  прославлению  кардинальное  отличие  от  средневековой

антропологии. Меняется и  понимание Бога. На смену  дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ).

 

Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте  стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще  одна особенность  ренессансной культуры  и философии – «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы

государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии.  Эти  области  бытия  обретают  самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот  период поворота к природе возникают и  развиваются

естественные науки, дающие истинное знание о  природе  предлагались как теории  религиозных преобразований, так и  социального переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер). Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали

схоласты), а пытаются  понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Мишель де Монтень. Основная работа – «Опыты». Часто

прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!».

Сомнение – двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Мы должны  считать знание процессом, а не догматом. Наши знания  историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в

гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами.

Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту.

Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим. В эпоху Возрождения  предлагались как теории религиозных

преобразований, так и социального переустройства.

Томас Мор  – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального  общества, в  котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед

за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех членов  общества. Все  произведенные продукты поступают  в собственность общества и затем равномерно распределяются между

всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица

избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между Богом и верующими не должно быть никакого посредника. Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его

вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и

образование от католических догм.  Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.

Николай Кузанский – известный деятель католической Церкви, кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» философ  выступал  в  пользу  изучения  естественных наук  и невмешательства теологии в область рационального знания.  Согласно,

Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности.  Человека он ставит очень высоко. Бог  присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое, тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивается» по мере своего воплощения в мир. Истина – всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу. Ключевые понятия и слова: теология, теоцентризм, схоластика, патристика, реализм, номинализм, универсалии, божественное предопределение, пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, утопия, антропоцентризм, Реформация, протестантизм, секуляризация, натурфилософия, пантеизм.

Контрольные  вопросы и задания:

1. Раскройте особенности средневековой философии.

2. Как  обосновывалось  бытие Бога  в  философии Фомы

Аквинского?

3. В чем суть спора между реализмом и номинализмом?

4. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?

5. В чем заключается  отличие философии эпохи Возрождения от

   средневековой философии?

6. Опишите жизнь обитателей острова Утопия.

7. В чем состоит основное содержание Реформации?

 




1.  статистика латинського походження від sttus стан в Середні століття воно означало політичний стан держ
2. Система управления в радиозоне
3. Вегетативные растения
4. Курсовая работа- Кримінальне покарання за грабіж
5. Коммерческий банк и система денежных расчетов
6. х р 19 ст у України почався промисловий підйом
7. Проблемы народонаселения
8. ТЕМАХ [2.2] 1
9. Estern Itlin French nd others
10. Эксперимент был бы готов к концу месяца если бы они снабдили нас всем необходимым материалом по проблеме
11. Варіант 11 рівень Виберіть одну правильну відповідь із запропонованих варіантів
12. то в подсознании у нас укоренилось- раз ребенку стукнуло три года значит ему надо идти в детский сад.html
13. Обрати внимание на причины появления двусторонней симметрии и на то как меняется расположение органов чувс
14. тема профессионального воздействия на состояние поведение психику лица группы лиц с целью их социального
15. 3 Расчёт гидрогеологических параметров для совершенной скважины при откачке грунтовых вод Определите
16. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гражданского права
17. Тема- Общая и медицинская протозоология
18. Контрольная работа 3 2012г.
19. Багратион Петр Иванович
20. Лекции по дисциплине ИСП и У ле