У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Учебник под ред М

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Политология. Учебник под ред. М.А.Василика. – М., 2005

Пугачев В.П. Введение в политологию. Учебник. – М., 2003.

Кириллов В.В. и др. Политология. Альбом схем. – СПб, ВМИИ, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Конституция Российской Федерации. – М., 2003, 2006

Военная доктрина Российской Федерации. – М., 2000.

Концепция Национальной безопасности Российской Федерации. – М., 2000.

Кириллов В.В., Коломиец В.Б., Сокол Ф.Н. Основы политологии. Пушкин: ВМИИ, 1999.

Кириллов В.В. Политология. Ч. 2. Военные проблемы в политологии. Пушкин: ВМИИ, 1999.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ 2.

История политических учений.

История возникновения политической мысли в России совпадает с этапами становления и развития русской государственности. Она развивалась, следуя собственным идеалам, обычаям и традициям, во взаимосвязи с русской философией, закономерностями и тенденциями отечественной политической истории. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России, и тем самым внесла значительный вклад в мировую науку.

2.3. Становление и развитие политической мысли в России.

Начало становления русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием раннефеодального государства – Киевской Руси (IX- XIII вв.) Политико-правовая идеология данного периода подчинена была главным образом задачам единения всех русских земель, становления и укрепления русской государственности.

Существенное воздействие на содержание политической мысли Древней Руси оказало принятие в 988 г. Христианства. Эта акция правящей верхушки была направлена на укрепление государственности. Вместе с христианским учением стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом обсуждения таких проблем были: происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей. Подобные идеи были изложены в политическом трактате «Слово и Законе и Благодати Киевского митрополита Иллариона» (1049). Здесь он выясняет роль Закона и Истины в регулировании поведения людей. Автор считает, что только познание Истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения, а Закон призван определить внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они еще не достигли нравственного совершенства. Следовательно, путь к совершенствованию человеческих отношений он видит в замене Закона истиной. В этой связи митрополит высказывает ряд актуальных проблем для развития русской государственности: утверждает принцип равноправия всех народов, живущих на земле, отстаивает суверенность государственной власти  на территории всей русской земли, выступает за обеспечение мира как условия целостности государства.

Политические идеи Иллариона получили дальнейшее развитие в других известных нам памятниках древней русской литературы, таких, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.

В XIV-XVI вв. складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное значение имеет проблема укрепления самодержавной власти и вопросы об исторической перспективе Русского государства, о его роли среди мировых держав. В спорах по этим и другим проблемам сформировались основные направления политической мысли: теория «Москва – третий Рим», Деспотическая доктрина И. Грозного, политическая философия И.С. Пересветова и др.

Итогом поиска общественной мыслью ответа на вопрос о перспективах Русского государства и его роли среди других держав явилась теория «Москва – третий Рим», которая была окончательно сформулирована в послании монаха Филофея Псковского (1462-1542) великому князю Василию III. Согласно утверждения Филофея история человечества – это история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемых Богом. После падения мировых царств Рима и Византии единственным хранителем православия  остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и будет им до скончания мира.1 Идея об исторической миссии России как объединительницы народов во вселенское братство не исчезла  бесследно. Впоследствии она развивалась другими мыслителями и вошла в историю мировой философской и социально-политической мысли под названием русская идея (В.С. Соловьев и др.)

Среди тех, кто формировал политическую философию московского самодержавия, был идеолог русского дворянства И.С. Пересветов – писатель-публицист. В своих сочинениях он выдвинул немало передовых для того времени идей. Он стремился построить систему управления на новых началах, опираясь на складывающееся сословие служивого дворянства. Пересветов осуждал самовластие бояр, неоправданные пути обогащения, междоусобицы. Искоренение этих недостатков он связывал с самодержавной властью государя, жизнь и деятельность которого должны подчиняться справедливым законам (правде). Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, правовое оформление деятельности органов власти.

Пересветов был сторонником военной монархии. Без сильного войска нельзя утвердить истинное христианское самодержавие. Поэтому он предлагал Ивану IV Грозному заменить боярское ополчение регулярным войском и жалованьем от казны, установить иные принципы продвижения по службе: награждать и повышать в чинах и жалованьях по заслугам, а не по происхождению Пересветов также предложил программу государственных преобразований, касающихся форм правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства и судебной системы.

В XVII-XVIII вв. в области политической теории события развивались главным образом вокруг основной идеи – идеи самодержавия как необходимой формы существования государства. В истории политической мысли этот период связывается с периодом становления и усиления абсолютизма. Видными политическими мыслителями того времени были Ф. Прокопович (1681-1736) и В.Н. Татищев (1686-1750). Оба они были сторонниками просвещенной абсолютной монархии как единственно целесообразной формы правления. Они не отрицали и такие формы правления, как аристократия и демократия, но для проведения всех необходимых преобразований в России нужна монархия. Татищев считал, что форма правления зависит от места положения страны, размеров ее территории и состояния населения. Демократия, по его мнению, осуществима только в небольшой стране, где могут быстро собраться все «домохозяева».

Интересную мысль Татищев высказал по поводу законов, их соблюдения всеми. Но для этого он установил четыре условия: 1) закон должен быть понятен, написан простым языком, без всякого витийства и иноязычия; 2) должен быть выполним; 3) один закон не должен противоречить другому; 4) всякий закон должен быть известен всем. Эти высказывания актуальны для законодательной системы Росси и в наши дни.

Со второй половины XVIII в. в недрах феодально-крепостнической системы стал развиваться капиталистический хозяйственный уклад. Одновременно в политической мысли начинает активно распространяться политическая идеология просветительства. Значительно развивается наука. Особенность этого периода явилась идейная поляризация. Наряду с официальной идеологией монархизма формировалась идеология либерализма и радикализма. Представителями этих течений были М. Щербатов, Я. Козельский и А. Радищев.

М. Щербатов (1733-1790) – идейный вдохновитель патриархально-консервативного направления. Он был враждебно настроен к европеизации, западничеству. Считал, что народ не готов к европейским традициям, европеизация может привести в падению государства. Ему принадлежит идея создания феодально-полицейского государства (подобие казарменного социализма); право занимать государственные посты предоставлялось аристократам-дворянам; жесткий контроль за низшими классами должна осуществлять полиция.

Я. Козельский (1728-1794) – идеолог зарождающегося либерально-правового направления. Он выступал за ограниченную (конституционную) монархию, содержащую элементы разделения властей, но сохраняющую над всеми первенство власти монарха. Законодательная власть должна принадлежать совместно Сенату и Монарху, пользующемуся абсолютного вето. Избирательным правом должны пользоваться дворяне и все землевладельцы, уплачивающие налог в размере 50 руб. в год. Судебная власть назначалась монархом, но основывалась  на принципах несменяемости.

А.Н. Радищев (1749-1802) – основатель русского радикализма. Его называли революционным первопроходцем. Его программа была антимонархична; она изложена в главном его сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву». В этом произведении показана экономическая, социальная, моральная пагубность крепостного права, а также губительная роль самодержавия. Он призвал крестьян к восстанию против крепостничества  и самодержавия, тем самым внес в политическое сознание идею революции. Он открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монарха; считал, что перед законом все равны – и низшие , и высшие. Идеи А. Радищева были подхвачены в дальнейшем целыми поколениями русских интеллигентов.

Таким образом ранние политические воззрения в Росси имели ряд особенностей: с момента зарождения и до XVIII в. русская политическая мысль в целом и развивалась в религиозной форме; с XVIII в. в ней преобладают светская и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I; все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем. Однако главным итогом политической мысли к началу XIХ в. явился поворот в изменении политической философии от консерватизма к революционному демократизму и либерализму.

2.4. История военно-политической мысли.

Политическая мысль в России XIХ в. и начала ХХ вв. характеризуется чрезвычайным многообразием, богатством, оригинальностью и противоречивостью различных теорий, идей и концепций. Основная дискуссия велась вокруг проблемы свободы личности, власти и государства. Это было продиктовано двумя обстоятельствами. Во-первых, в России шел процесс разложения феодально-самодержавного строя и развития новых капиталистических отношений, что потребовало кардинальных изменений в социально-политическом устройстве страны. Во-вторых, на формирование духовно-нравственных и политических основ российской интеллигенции существенное влияние оказывала европейская и общественно-политическая традиция, где к этому времени в европейских государствах сложилась классическая буржуазная либеральная демократия, политическое равноправие, свобода личности и т.д.

Так, под влиянием внутренних и внешних факторов в политической мысли первой четверти XIХ в. окончательно сформировались три основных политических течения: консервативная политическая философия; либеральное; радикальное.

Консерватизм – это идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев в семье, нации, религии, собственности.

Консервативное направление, основателем которого был Н.М. Карамзин 91726-1826), в отличие от других носило официально-государственный характер. Символом русского консерватизма стала идея государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и православно-соборного сознания. Наиболее яркими представителями были славянофилы: К.С. Аксаков (1817-1860(, Н.Я. Данилевский (1822-1885), К.Н. Леонтьев (1831-1891) и др.

Славянофилы выступали против еропеизации России. Выступали за сохранение монархии. Отрицали социализм. Они исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа. Самобытность России означала свободу человека. Они выступали за свободу слова, гласный суд, освобождение крестьян с наделами земли посредством выкупа.

Важной чертой идеологии славянофильства стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. При этом одни видели основу такого согласия в православии, другие – в общих чертах русского национального характера: мистицизме, религиозности, смирении. Эти характеристики русского народа предполагали особую историческую миссию России в мировой и европейской цивилизации. Однако были и иные высказывания.

Крайне консервативные взгляды по вопросам власти и просвещения высказывал К.Н. Леонтьев: «Практическая мудрость народа состоит именно в том, - писал он, - чтобы не искать политической власти, чтобы как можно меньше вмешиваться в общественные дела»1. «Народ надо держать в повиновении. Лучше всего, когда он просвещен. Если позволить ему увлечься науками, исчезнет его «национально своеобразие».

В конце ХIХ и первой четверти ХХ столетия нарастал кризис монархии, что привело к возникновению нового консервативно-религиозного течения. Его представителями были В.С. Соловьев (1853-1900), С.Н. Булгаков (1861-192-) и др.

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей В.С. Соловьева. Его политические воззрения высказаны в таких работах, как «Чтения о богочеловеке», «история и будущность теократии» и др. Разочаровавшись в способности русского общества объединить духовную и светскую власти в «Богочеловеческом союзе», он отказался от своей консервативной теократической утопии. В.С. Соловьев одним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование»; высказал идею о правовом государстве; власть должна быть ограничена правом и быть «дееспособной законностью». Он сторонник разделения трех ветвей власти, как необходимого условия правового государства. Политические взгляды Соловьева породили значительное число последователей в России и на Западе.

Либерализм – идеология сторонников парламентского строя и максимальной свободы в экономической, политической, социальной и других сферах. В истории отечественной политической мысли либеральное направление занимает особое место. Нельзя понять все противоречия идейно-политической борьбы в России, не учитывая либеральных идей.

Именно в либеральном движении возникли идеи конституционализма, разрабатывались теоретические основы для создания институтов правового государства и гражданского общества.

На разных этапах российской истории либералы стремились рационально сформулировать законы эволюционного развития общества. Они были противниками революции как средства преобразования существующего общественно-политического строя. Наиболее яркими представителями либерализма были М. Сперанский (1772-1839), Б. Чичерин (1828-1904), П. Новгородцев (1866-1924) и др.

Инициатором многих государственных реформ был М. Сперанский. Он считал, что несовершенство общества, несправедливость и неэффективность государственного устройства, где царили бюрократический произвол и анархия, могут быть направлены с помощью разумного законодательства и просвещения народа и власти. По его проекту верховная власть в государстве должна устанавливаться для защиты правды, а законодательная деятельность правительства исходить из воли народа, учитывать общественное мнение. Главная цель государства – достижение его подданными счастья. Верховная власть должна состоять из законодательной, административной и судебной, но не как самостоятельные, а в качестве выражения единой «державной власти», во главе которой стоит император, обладающий правом принятия окончательных решений.

М. Сперанский выступал за создание государства, в котором первенствовал принцип верховенства закона. Он предусматривал предоставления подданным гражданских и политических прав: свободы распоряжаться своей собственностью, установления налогообложения по закону, наказания по суду, права участия в законодательной, исполнительной и судебной власти. Правда, при этом политических прав лишались помещичьи крестьяне, ремесленники и лица, состоящие в услужении.

Программа реформ М. Сперанского была актуальной для всей России того времени, но была принята лишь частично, так как этому противилась дворянская знать, не желавшая терять власть и определенные привилегии.

В послереформенный период теоретически сформировалась философия консервативного либерализма. Важную роль здесь сыграл Б. Чичерин. Идейной основой его политических взглядов явилась философия права Гегеля и этика Канта. Исследуя взаимоотношения личности и государства, он сделал вывод: «…не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц». Он считал, что формы государства могут быть различны, а для России наиболее приемлемой является конституционная монархия, где действует принцип разделения властей. Сторонник демократии, но ограниченный законом. Посредником между законом и свободой выступает государственная власть. Важнейшая цель государства – устранение зла и противоречий в обществе, обеспечение безопасности граждан и условий для приобретения людьми благ собственными силами. Ему принадлежит идея гражданского общества, где гарантировано равенство людей перед законом, увеличивается степень социальной свободы, создаются условия для предпринимательства.

В начале ХХ в. либеральное направление приобретает новые черты. Особенностью этого этапа развития либерализма явилось то, что он формировался в условиях резкой критики идеи правового государства со стороны леворадикальных и реакционно-консервативных сил. Либералы стремились предотвратить революцию, сохранить гражданский мир, политическое единство страны и осуществить необходимые преобразования путем реформ. Представителями нового либерализма были Н. Бердяев, П. Струве, П. Новгородцев и др.

Однако их призывы к миру и диалогу с противниками не были услышаны. Не имея широкой социальной базы, либеральное движение было помехой для консервативных и радикальных противников.

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно сделать вывод о правоте предлагаемых либеральными мыслителями буржуазно-демократических реформ. Гражданское общество и правовое государство были и остаются целями общественного развития России сегодня, сохранения ее государственной целостности.

Важной вехой в истории русской политической мысли ХIХ в. было возникновение радикализма, включавшего социально-философские и политические концепции декабризма, революционного демократизма, народничества и марксизма.

Философия радикализма определялась критикой, направленной на преодоление несправедливых и антигуманных феодально-крепостнических и буржуазных отношений, деспотизма государства и власти.

На радикализацию общественного сознания оказывали влияние растущие противоречия социально-экономического развития России. С одной стороны, дворянская интеллигенция стремилась любой ценой ускорить социальные преобразования, а с другой – «верхи» самодержавия не желали осуществить конституционные реформы в стране. Причиной распространения радикальных идей была бюрократическая природа политической власти, которая не допускала к управлению.

Особенностью радикального мышления был революционализм – недооценка эволюционных факторов социального прогресса. Революция становилась целью, символом веры. Вместе с тем, радикализм в идейно-политическом плане не был однородным.

В начале ХIХ в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности – декабристы. Их объединяли демократические идеалы просвещения, ликвидации абсолютизма, крепостничества и сословных привилегий, приверженности западным теориям естественного права и общественного договора. Программными документами декабристов были «Русская правда» П.И. Пестеля и проект конституции Н.М. Муравьева.

Так, например, П.И. Пестель выступал за представительно-демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть – Державную думу. Избирательным правом должны пользоваться все российские граждане с 20 лет, независимо от имущественного ценза, исключая осужденных по суду и прислугу. «Русская правда» провозглашала свободу печати и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, идею народного суверенитета.

Проект конституции Н.М. Муравьева был более умеренным и предусматривал не республику, а конституционную монархию. Все люди равны перед законом. В отличие от Пестеля, будущая Россия представлялась ему федеративным государством. Революционные идеи декабристов выходили далеко за рамки буржуазной свободы, прокладывая дорогу к идеям общечеловеческого гуманизма.

В середине ХIХ столетия наиболее значительную роль в развитии революционно-демократической традиции сыграли А.И. Герцен (1812 – 1870), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861) и др. Они считали буржуазный строй более прогрессивным, чем феодальный, критикуя буржуазный парламентаризм за формально-правовое равенство. Для них борьба за демократию сливалась с борьбой за социализм, за республику, где полностью осуществится идеал народовластия и где свободный человек сможет сформироваться как личность. Социализм им виделся возникающим в ходе крестьянской революции, либо из сельской общины (А. Герцен), либо как строй производственной ассоциации (Н. Чернышевский).

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. На этой основе сложились различные теоретические течения и толкования способов революционной деятельности – народничество и марксизм.

Народничество – это идеология, включающая комплекс философских, экономических и политических теорий и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества. Представителями этого течения были П.Л. Лавров (1823 – 1900), П.Н. Ткачев (1844 – 1885), М.А. Бакунин (1814 – 1876). Все они  были сторонниками социалистической идеи, но предлагали разные формы ее реализации. Так, Бакунин, развивая теорию договорного происхождения государства, отвергал буржуазное господство как демократическое и предлагал в качестве его альтернативы «рабочий социализм» – «царство солидарности трудящихся». Главной движущей силой истории являются не сами народные массы, а критически мыслящие личности, вышедшие из числа интеллигенции.

М.А. Бакунин в отличие от П.Л. Лаврова отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое по сути остается антиобщественным. На место государства предлагает общинное самоуправление – коммуну. Каждая из них избирает исполнительный комитет. На базе коммун образуется их федерация, обладающая своими органами управления. М.А. Бакунин был противником государственной власти, но не безвластия. Централизму власти государства, различным формам «государственного социализма» противостоит в его концепции идеал безгосударственного анархического социализма на началах самоуправления.

П.Н. Ткачев вошел в историю политического движения как идеолог заговорщическо-террористического направления, целью которого была подготовка заговора и захвата власти. Он считал, что в России это сравнительно простое дело, так как самодержавие не имеет корней в обществе, его можно свалить хорошо организованным действием. После захвата власти должны быть созданы представительные народные органы, во главе которых будет стоять Народная дума. Он предлагал экспроприацию и передачу орудий производства всему обществу, замену конкуренции принципом «братской любви» и «солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожения семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти.

Таким образом, в народничестве существовали две тенденции – революционная и либеральная, которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики.

В конце ХIХ в. в России появляется марксистское направление политической мысли, которое было представлено произведениями Г.В. Плеханова (1856 – 1918), В.И. Ленина (1870 – 1924) и др. Главное место в их работах, относящихся к тому времени, занимает критика идей либерального народничества о самобытности пути России к социализму. В соответствии с марксистской традицией они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.

Русский марксизм, однако, с самого начала не был цельным и последовательным идейно-политическим течением. Вскоре русские марксисты разделились на различные политические группы, между которыми велась ожесточенная полемика. Так, например, Плеханов стал идейным лидером меньшевиков, а Ленин возглавил партию большевиков. Если Плеханов отрицал возможность победы социалистической революции в России и выступал за эволюционный путь перехода, то Ленин был сторонником революционного пути; он обосновал теорию перехода от капитализма к социализму, план социалистического строительства. Лениным разработана стратегия и тактика коммунистической партии в условиях революции и социалистического строительства; теория политической системы социализма и социалистического государства; учение о защите социалистического Отечества и др.

Весьма противоречивую картину представляет политическая мысль народов бывшего СССР в ХХ в. В период сталинизма велась идейно-политическая борьба вокруг проблем возможности построения социализма в одной стране, судеб новой экономической политики, проведения индустриализации и коллективизации. Подавлялась нестандартная, творческая мысль; догматизация социально-политической мысли, засилие политического доктринерства были характерны для страны до середины 80-х гг.

В современном российском обществе наблюдается духовно-идеологический кризис, утрачивается чувство исторической перспективы, происходит разрыв единого духовного пространства, утрачивается национальное согласие и т.п. Многие политические течения, имевшие место в прошлом, существенно изменились. Все более характерным становится политический экстремизм. Его разновидностями являются неосталинизм, неофашизм, неонационализм, популизм и т.д.

Таким образом, общественно-политическая мысль представляет собой многообразие политических течений. История русской политической мысли – это история самой России, национального политического самосознания. И, чтобы ориентироваться в современном сложном политическом мире, понять политическую жизнь России, необходимо знать ее историю.

1 См..: История политических и правовых учений: Учебник. М.,: 1988 с. 157.

1 См.: Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. С. 260.




1. Курсовая работа на тему- Нормативноправовое регулирование времени работы и отдыха лиц с семейными обязан
2. а фенилбутазона бутадион хлорпромазина аминозин мепробамата дилантина антиметаболитов бмеркаптоп
3. Характеристика поетики Світлани Талан (тези)
4. Не секрет что часто приходиться подстраиваться под требования работодателя дополнять свое образования
5. Педагогика Яна Амоса Коменского
6. Тема- Філософська антропологія План Історикофілософський аналіз походження людини
7. Формат кадра FDDI представлен на рисунке 2
8. Общие сведения Дренажом в мелиорации называют отвод грунтовых вод а в теории и практике электрохимиче
9. Клиническое течение ранений и их лечение в периоде инкубации инфекции
10. филио люблю софия мудрость любовь к мудрости
11.  Паспортная часть Ф
12. Цифровая обработка сигналов для студентовбакалавров 3 курса направления подготовки 210700 Инфокомм
13. Контрольные тесты по курсу «Экономическая теория» для студентов 1 курса экономических специальностей
14. Окклюзия магистральных артерий
15. і Упорядковані пари чисел х0у0 на координатній площині відповідає одна точка Р0 х0у0
16. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
17. по теме Функция предпринимательства в теориях Маркса Веблена и Шумпетера- сравнительный анализ
18. выставочный стиль
19. НА ТЕМУ- ldquo;Соціальноекономічні наслідки інфляції в Україніrdquo; роботу викона
20.  доступность ресурса возможность извлечения из недр глубина залегания приемлемый уровень затрат по извл