Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция 2 ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ СТРУКТУРА
В первых лекциях данного раздела речь пойдет о некоторых понятиях и категориях педагогической науки, необходимых для грамотного и профессионального понимания дальнейшего теоретического материала. Прояснение некоторых принципиальных положений,
принятых на сегсдняшний день в традиционной педагогике, применительно к сущности и содержанию личностно ориентированной, помимо всего прочего, означает еще и то, что такие понятия, как «личность», «индивидуальность», «потребности», «поведение» и др. есть суть жизнедеятельности не только взрослого человека, но и ребенка. Причем, основные законы, по которым развивается и формируется человек, являются, в сущности, одними и теми же механизмами как в детском, так и в зрелом его периоде.
Исходным положением, позволившим начать этот раздел некоторыми общими положениями педагогики, является понимание ребенка как личности принципиально равной по ее определению с личностью взрослого, сложившегося человека.
И вместе с тем мир детства и все, связанное с ним, отличается от мира взрослого человека, о чем и пойдет речь уже во второй части этого раздела.
Слово «личность» часто встречается в речи людей, далеких от профессиональной или семейной педагогической деятельности. Оно приходит к нам с экрана телевизора, со страниц газет, мы употребляем его в разговоре с друзьями и коллегами, обсуждая те или иные стороны нашей жизни. Это слово одно из тех многих понятий педагогической науки, которые, как уже говорилось, буквально у всех на устах и вроде бы вникать в его истинное значение уже не нужно, так как любому человеку все «давным-давно известно». Но профессионалы должны говорить на профессиональном языке, употребляя термины в том их виде и значении, которое на данный момент существует в науке. Только тогда возможно истинное и полное понимание друг друга, а также более полное уяснение предмета обсуждения или размышлений.
Суммируя определения понятия «личность», существующие в психолого-педагогической литературе, можно дать ему следующее определение: ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ ЧЕЛОВЕКА.
Данное определение, тем не менее, нуждается в уточнении некоторых понятий, включенных в него.
Ключевым словом, по-моему мнению, является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в некие
сообщества ему подобных, где ни он сам, ни другие из его окружения не являются абсолютно свободными друг от друга. Желая этого или не желая, но человек влияет самим собой на других людей, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него.
Это влияние может быть прямым, например, в общении, где личности, взаимодействуя между собой посредством слов, жестов, мимики, выражающих определенные идеи, мысли, указания, просьбы, предложения )1 т. д., а также их некое эмоциональное состояние. Влияние может быть опосредованным, например, через любое художественное произведение, газетную статью, письменное распоряжение, предписываемые правила, в конце концов, просто посредством устных рассказов людей о каких-то поступках или действиях незнакомого Вам человека.
Вместе с тем, определение «социально значимые черты человека» надо понимать еще и как определенную зависимость личности от общества в целом. Иными словами, любой человек есть продукт своего общества, и в нем в той или иной мере отражаются принципиальные основные качества и свойства данного общества.
Далее представляется необходимым поговорить об индивидуальных чертах человека. Здесь нам нужно определить понятия «Индивид» и «индивидуальность».
ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНИЧНОЕ ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ HOMO SAPIENS, ПРОДУКТ ФИЛОГЕНИЧЕСКОГО И ОН-ТОГЕНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЕДИНСТВА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО '.
(Филогенез процесс возникновения и развития психики и поведения человека, а также эволюция его сознания. Онтогенез формирование основных структур психики индивида в течение его детства.)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕК, ХАРАКТЕРИЗУЕМЫЙ СО СТОРОНЫ СВОИХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОТЛИЧИИ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ; СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИКИ И ЛИЧНОСТИ ИНДИВИДА, ЕЕ НЕПОВТОРИМОСТЬ 2. Комментируя эти определения, нам важно попять,
1 См.: Психология. Словарь / Под обш. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 135136. а Там же. С. 136137.
что, по сути, индивидуальность
что, ни ^1п, in.^..^..^-.-_- есть то, что отличает одного человека (индивида) от другого, а также то, что в формировании индивидуальности принимают активное участие генетические программы и социальные. Об их взаимосвязи и влиянии друг на друга будет отдельный разговор. А сейчас, перечитав еще раз определение индивидуальности, отметим про себя, что в нем присутствует социальная окраска тех самых отличий одного человека от другого.
Таким образом, налицо диалектическая связь, кото' рук) упрощенно можно выразить так: личное, индивидуальное может являться социально значимым в большей или меньшей мере. И наоборот социальное как некое общественное явление накладывает свой отпечаток на личное, индивидуальное.
На первый взгляд понятия «индивидуальность» и «личность» идентичны. На самом же деле, хотя они и взаимосвязаны, в сущности своей выражают разные вещи. Личность есть выражение СОДЕРЖАНИЯ и КАЧЕСТВА человека, а индивидуальность ФОРМЫ, СВОЙСТВ И СПОСОБОВ проявления этого содержания. Другими словами, понятие «личность» отвечает на вопрос «ЧТО делает человек?», в то время как понятие «индивидуальность» ближе к ответу на вопрос «КАК делает?». Хотя, конечно, это подразделение условно и схематично, но выполняет определенную задачу на нынешнем этапе учения.
Большинство эпитетов, характеризующих как личность, так и индивидуальность, являются одними и теми же. Сравните: «яркая бледная», «сильная слабая» они могут определять как личности, так и говорить об индивидуальности. Но «неординарная», «нестандартная», «выдающаяся» есть эпитеты, применимые только к личности человека, так как употребление их с понятием «индивидуальность» является тавтологией типа «масляного масла» ведь индвидуальность сама по себе означает уже непохожесть, неповторимость и в своем роде уникальность какого-то человека.
Теперь обратимся к структуре личности. В педагогической науке, равно как и в других науках о человеке, существуют различные подходы и принципы к структурированию личности человека. Не отвергая ни одной из них, я, тем не менее, хочу обратить Ваше внимание них, имеющие, на мой взгляд, важное
лишь на три из 5. Заказ 5085
ii принципиальное значение именно под углом зрения •чичностно ориентированной педагогики. Это, как Вы понимаете, не предотвращает, а наоборот, приглашает Вас познакомиться и с другими подходами к определе-мню структуры личности как одному из важнейших разделов человекознания.
Известный психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, член Международной академии информатизации Алексей Львович Гройсман опре-.деляет структуру личности человека как некую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных между собой подсистем: социальной, социально-биологической, биосоциальной и биологической.
В виде таблицы ее можно представить следующим образом.
uu |
уазим. |
|||||
си ^ |
||||||
^1 |
Направле- |
|||||
\ |
Название подсистемы |
35^0 о ^ - i-. 1 о 00 t~ ". ' в |
Сущность |
Содержание |
ния и способы форми- |
^ |
о о о -а о s 'а "•. |
рования |
|||||
r ) vo ^ ^ |
i |
|||||
^ ад |
Социа.чьная п/с |
^ |
Мотивация (направленность) |
Интересы, побуждения потребности убеждения, мировоззрение |
/ Воспитание (?) |
о. и t-^ < ь < |
0 ^ |
Социально-биологиче- |
А |
\ Опыт |
Знания, умения, навыки, |
Обучение |
х |
ская п/с |
привычки |
|||||
Био-социальная n.'c |
^ |
Индивидуальные психические |
Эмоции, воля, интеллект |
Тренаж |
||
у |
свойства |
|||||
/ |
'///// |
Тип |
||||
^ |
///// |
высшей |
Сангвиник |
|||
Биологи- |
///// |
нервной |
Флегматик |
Система |
||
ческая п/с |
///// |
деятельно- |
Холерик |
упражнений |
||
/ |
//// |
сти (Темперамент) |
Меланхолик |
\ |
||
1 |
1 усл |
овная до |
ля социаль |
ной состав |
ляющей; |
|
SS усл |
овная до |
ля биологи |
ческой сое |
тавляющей |
||
66 |
в этой таблице, как биологической, хотя и в разных друг к другу. Это
Теперь, когда Вы внимательно посмотрели на данную структуру личности, поразмышляем над ее компонентами, уточнив и осознав истинное значение таких знакомых и, кажется, таких простых занятий. Причем, о сущности и содержании таких понятий, как «характер» и «способности», изображенные в таблице в виде пересекающих ее линий, мы будем говорить в лекции о потребностях человека.
Первое, что бросается в глаза присутствие во всех подсистемах так и социальной составляющих, «удельных весах» по отношению соотносится со взаимопроникновением социального и биологического, о котором мы говорили раньше.
Мотивацию и направленность личности, содержащиеся, в основном, в ее социальной подсистеме, необходимо понимать следующим образом. Совокупность побуждений, которые вызывают некую активность ччловека и приводят его к свершению определенных конкре т-ных1 действий, определяющих общую направленность личности, мы будем называть МОТИВАЦИЕЙ. Вполне логично предположить, что каждое отдельно взятое побуждение к деятельности, обусловленное определенным интересом или потребностью человека, можно рассматривать как МОТИВ его поступков. Тогда совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ, которая характеризуется в конечном счете мировоззрением человека, состоящим из интересов, взглядов, убеждений и т. п. В определенной мере понятия «мотивация» и «направленность личности» будут для нас синонимами.
Три понятия, о которых мы говорили выше, есть предмет глубокого изучения психологии. Поэтому, с точки зрения педагогики, нам важно уяснить следующее: психологическая наука объясняет возникновение активности человека наличием у него определенных потребностей и инстинктов. Но если потребности есть большей частью осознаваемая человеком категория, то инстинкт продукт бессознательного, биологического, идущего из глубины веков существования человека как
принадлежности его, в известной степени, к миру животных.
Так, например, состояние гнева или страха может осознаваться человеком, равно как и понимание причин, его вызвавших. Данное состояние может контролироваться сознанием и дальнейшее поведение человека может это продемонстрировать. Однако при эмоциях гнева или страха организм начинает вырабатывать некие вещества: например, увеличивается количество сахара в крови, в сердце посылается мощный заряд адреналина, усиливающий его работу, повышается артериальное давление и т. п. Вот эти-то процессы и неподвластны сознанию человека, они происходят в его организме автоматически как результат древней генетической программы, и управлять ими он не может.
Данный пример может служить лишь односторонней иллюстрацией понятия «инстинкт», которое гораздо шире и глубже, но нас сейчас должна интересовать педагогическая подоплека данной подсистемы именно в плане ее социального содержания,
Да, некоторые явления и процессы в своем организме человек контролировать не может, но он может управлять своим поведением. То есть, например, сдержать свой гнев и не ответить на оскорбление, не показать свой страх и внешне казаться для окружающих невозмутимым. Основой для принятия того или иного решения «как себя вести?» является мировоззрение человека, понимаемое как устойчивая система взглядов, интересов, убеждений. Все это формируется в человеке в процессе его жизнедеятельности и общения с окружающими его людьми, находясь под их влиянием, а также под воздействием различного рода обстоятельств и условий окружающей его общественной среды. Тогда основным признаком и сущностью социальной подсистемы является то, что она формируется под влиянием многих факторов, в том числе и такого существенного, как воспитание. Отказавшись в личностно ориентированной педагогике от самого термина «воспитание», от его сущности и содержания, противопоставив ему понятие «самовоспитание», мы можем определить тогда, что данная подсистема формируется в направлении развития самого человека, где педагогическая деятельность учителей, родителей и других является одним из способов ее формирования. Сложный и многоплановый
процесс развития человека определяет на разных этапах его жизни систему его взаимоотношений с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми, то есть мировоззрение, в формировании которого личностно ориентированная педагогика и призвана оказать содействие.
В социально-биологической подсистеме структуры личности биологический фактор уже действует сильнее, нежели чем в социальной. Все то, что имеет отношение к биологии и о чем говорилось раньше, также наличествует и здесь, но к этому добавляются и другие биологические факторы. Данная подсистема оперирует такими .понятиями, как знания, умения, навыки, привычки, и разговор о ее эффективном функционировании упирается в обучение. В настоящий момент под термином «обучение» надо понимать приобретение знаний разного рода, а также формирование умений, навыков и привычек. При таком подходе становится понятным, что обучение как таковое может быть как специально и целенаправленно организованным (обучающие игры в детском саду, школа, ПТУ, вуз и т. д.), так и стихийным. В свою очередь, эти два вида обучения могут происходить в режиме теория^практика, и практика" теория.
В первом случае человек приобретает некие знания, которые впоследствии начинает применять в жизни себе на пользу, а на основе полученных и усвоенных зна-ний у него формируется какое-либо умение или навык.. В этом случае формирование знаний и умений происходит фактически одновременно.
Во втором случае некое знание формируется на основе каких-либо практических действий, зачастую после определенного количества их повторения. Тогда умение или даже некий навык предшествует формированию знания.
О наших знаниях, умениях, навыках и привычках говорит наш опыт, сложившийся как на основе специального обучения, так и в результате нашей жизнедеятельности в целом при столкновении с различными жизненными обстоятельствами.
Какое же биологическое содержание находится в этих категориях нашего опыта?
Начнем с привычки. Понимая ее как вид поведения, образ и способ действий, склонность, ставшие обычными
и постоянными, стоит подумать о причинах, по которым формируется любая наша привычка. Причины могут быть самыми разнообразными: от физических до социальных особенностей среды и условий, в которых привычки формируются. Однако все привычки в своем происхождении и функционировании имеют биологическую зависимость. Например, привычка рано (поздно) ложиться спать: если режим дня по тем или иным причинам нарушается, то наш организм, приученный к определенному биоритму, начинает «диктовать свои условия».
Другой пример наркотическое голодание. Оно возникает тогда, когда человек перестает употреблять целый ряд веществ, вызывающих наркотическую зависимость: алкоголь, никотин, непосредственно сами наркотики. Эти вещества активно включаются в биохимический обмен веществ в человеческом организме и при прекращении их употребления вызывают целый ряд отрицательных физических ощущений и эмоций, зачастую труднопереносимых. Неприятные ощущения и переживания могут быть
•вызваны, кстати, и положительными эмоциями или действиями. Например, когда нам хорошо, мы смеемся, в душе «царит веселье», при том наш организм вырабатывает особые вещества эндорфины, которые по характеру своего воздействия сходны с морфинами алкалоидами опийного мака. Другими словамиэндорфины воздействуют на организм как своего рода слабые наркотики. В случае резкого, внезапного прекращения нашего веселья, или же как результат его особо длительного протекания человеческий организм прекращает вырабатывать эндорфины и может наступить реакция «голодания» на них. У человека резко портится настроение, он начинает ощущать неприятные переживания: какую-то пустоту внутри себя, непонятную тоску, общий спад жизненного тонуса и т. п. Здесь, на мой взгляд, уместно вспомнить пословицу «Много смеешься много плакать будешь», так как она образно отражает внутреннее состояние человека, лишившегося
•биохимического подкрепления своих положительных эмоций.
Сущность наших привычек как хороших, так и плохих, как полезных, так и вредных, конечно же, не ограничивается приведенными примерами. Но суть этого
феномена личности человека, надеюсь, Вам стала понятной фактически все привычки сильно биологнзн-рованы.
Примерно так же, но менее заметно и ощутимо для человека, действуют и механизмы усвоения знаний и формирования умений и навыков. В зависимости от эмоционального подкрепления (то есть выработки в организме тех n.'iii иных веществ) знания либо прочно усваиваются, либо быстро забываются; умения и навыки надолго сохраняются и продолжают совершенствоваться, либо также забываются и утрачиваются. Понятно, что процесс обучения, совершенствования умений или их утрачивание нельзя сводить только к причинно-следственным связям исключительно биологического характера. Процесс этот сложен, неоднозначен'., многоплановый и заслуживает специального изучения. Сейчас же а пашу задачу входит уяснение именно биологических аспектов социально-биологической подсистемы, сущностью которой является опыт. Вот и продолжим об этом разговор.
Помимо особенностей биохимических реакций, влияющих на формирование опыта, важнейшим биологическим фактором, определяющим личность человека, является понятие НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ как свойство организмов повторять в ряду п о к о-л ений:сход и ы е типы обмена веществ и и н д и в и дуал ь и о г оразв и т и я в ц с л о м. В контексте рассмотрения социально-биологической подсистемы важно понимать наследственность как предрасположенность индивида к формированию определенных знаний, умений и навыков. Другими словами: эту мысль можно выразить как возможность присутствия у человека врожденных задатков или склонности к обучению определенным видам деятельности, полученных от предыдущих поколений.
Например, такие явления, как врожденный «абсолютный музыкальный слух» или «природная грация движений», в той среде, где находится и развивается ребенок, могут проявляться у него в бессозпатгчьном интересе к музыке или танцу. Эти задатки могут реализовываться в сознании в виде формулы «мне это' интересно, хотя II не пойму отчего это и почему?». Наверное, в таком случае нет необходимости говорить о том. что процесс обучения музыке или танцу у этих детей
будет в достаточной степени плодотворным, а результат его в той же мере эффективным.
Вместе с тем, процесс и результат обучения могут быть успешными и с теми детьми, у которых нет подобных врожденных задатков. Однако при благоприятном стечении многих важных факторов, определяющих формирование личности и влияющих на нее, можно добиться очень хороших результатов. То есть мы уже начали говорить о приобретаемых и развиваемых способностях человека, где, поскольку идет речь о социально-биологической подсистеме, именно социальное может оказать решающее влияние на развитие личности человека. Вспомните линию спос.обностей в структуре личности. Она проходит через все подсистемы, обозначая как природу их возникновения, так и причины и условия их. развития, подчеркивая социальное как решающий фактор их становления. Это социальное может проявляться, в частности, в занятиях ребенка в каком-либо кружке, клубе по интересам, а также во встрече с таким школьным учителем, деятельность которого сможет заинтересовать, увлечь ребенка учебным предметом и благодаря разным факторам и обстоятельствам, в том числе ярким, положительными личностными качествами самого учителя, сумевшего установить плодотворяый контакт с учениками в общении и организовать эффективную совместную деятельность с ними.
Третья подсистема, био-социальная, является как бы зеркальным отражением социально-биологической, и к ней в значителей мере относится все то, о чем говорилось выше. Но если в социально-биологическом компоненте личности делается акцент на социальную доминанту, то в био-социальной отдается предпочтение биологическим факторам индивидуальным психическим свойствам: эмоции, воля, интеллект.
В настоящее время в психологической науке нет единого определения каждого из этих понятий. Поэтому я даю здесь в большей или меньшей мере обобщенные их характеристики, выражающие педагогический аспект их сущности, а также свои комментарии, поясняющие место и значимость индивидуальных психических свойств личности для педагогической деятельности.
ЭМОЦИИ особое психическое состояние, в котором отражается специфиче-с кое для данной личности отношение к
каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека. Эмоции есть переживания человека, которые порождают положительные или отрицательные ощущения, в свою очередь, побуждая его к их сохранению или устранению. По своей сути эмоции являются формой выражения потребностей человека и предшествуют деятельности по их удовлетворению. Эмоции выполняют функцию внутреннего регулятора поведения и в значительной мере влияют на физиологические процессы человеческого организма: сужение или расширение сосудов, функционирование органов пищеварения, дыхания, желез внутренней секреции.
Поскольку жизнедеятельность человека обусловлена его взаимодействием с различными объектами и предметами, а также с другими людьми, в процессе которого ВСЕГДА существует определенное его отношение к окружающему, то необходимо понять, что любая деятельность человека есть также деятельность эмоциональная. Однако характер переживаемых эмоций, их сила и энергетическое проявление как во внутреннем, так и во внешнем поведении человека зависит от многих факторов, о которых поговорим чуть позже.
ВОЛЯ способность человека регулировать психические процессы и свою деятельность, связанную с ними. Основную функцию воли можно определить как мобилизацию психических и физических возможностей человека для преодоления трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели. Цель, в свою очередь, является своеобразным конкретным воплощением мотивов, побуждающих человека к определенным действиям. Нетрудно заметить, что любые проявления воли человека связаны с эмоциями, в большинстве случаев, особенно на начальном этапе деятельности, с отрицательными, так как при возникновении каких-либо трудностей и препятствий необходимо совершать некое усилие, которое может в данный момент не отвечать желаниям человека. Например, волевым усилием сдержать свой гнев (когда хочется не сдерживать его), усилием воли студент заставляет себя готовиться к экзамену (а на дворе жаркий июньский день...) и т. п.
П. В. Симонов напрямую связывает успешность проявления воли человека со степенью вероятности дости-
жепня цели. Чем больше объективная вероятность достижения цели, тем больше, положительного эмоционального настроя на предстоящее действие, тем эффективнее срабатывает волевое усилие. И наоборот чем меньше объективная вероятность достижения цели, тем меньше положительных эмоций испытывает человек, и предпринятое им волевое усилие оказывается неэффект-тивным.
Таким образом, схему срабатывания воли можно выразить так: вначале отрицательные эмоции из-за препятствия (трудности, нежелания), затем положительные эмоции из-за осознания возможностей преодоления препятствия и реальности достижения цели, и' снова положительные эмоции удовлетворения достигнутым. Положительные эмоции, сулящие перспективу «исполнения желаний» могут существовать параллельно с отрицательными, когда препятствие еще не устранено, тем самым способствуя его устранению и угаше-нню отрицательного эмоционального настроя на предстоящее действие.
Однако в реальной жизни, учитывая своеобразие, непохожесть каждой личности, данная схема-механизм срабатывания воли может сильно и даже неузнаваемо изменяться в зависимости от многих факторов, о которых частично речь пойдет дальше.
ИНТЕЛЛЕКТ о т II о с II т е. iii и о устойчивая структура у мет в с и II i)i х способностей .1114-II о с т и. Данное понятие в дословном переводе с латинского означает разумение, понимание, постижение. Возникает вопрос: понимание, разумение, постижение чего? Наверное, речь идет. во-первых, о понимании сути какого-либо явления, факта, вопроса, процесса, во-вторых, об определении места этого явления, факта, процесса в некой логической системе взаимосвя-ш с другими явлениями и процессами, и в-третьих и понимании системы умственных операций, ведущих к теоретиччскому осмыслению вопроса, с. одной стороны, с другой о постижении фактических действий, которые могут привести к практическому решению вопроса, проблемы или ситуации в целом.
Очевидно, что уровень и качество интеллекта не только зависят от индивидуальных психических свойств человека, но и в значительной мере определяются ими. Так, в быту мы говорим, например, об аналитическом
уме какого-то человека или же о том, что кто-то другой обладает образно-художественным складом ума, подразумевая и фактически давая не что иное, как индивидуально-личностную характеристику интеллекта этих людей.
Помещая эмоции, волю, интеллект в био-социальную подсистему структуры личности, по сути, мы не только заявляем о взаимосвязи этих компонентов между собой, но и фактически свидетельствуем об их биологическом приоритете, не отрицая возможностей и важности социального влияния на их формирование и развитие. Здесь идет речь о тренаже как основном способе развития природных эмоциональных, волевых и интеллектуальных задатков человека, а также о тренаже как социальном средстве, формирования эмоциональных, волевых и интеллектуальных качеств личности.
Но сущность данного понятия состоит еще и в том, что от личности человека как явления социального, связанного с общением и совместной деятельностью с другими людьми, требуется умение управлять своими эмоциями, волей и интеллектом на благо себе самому и окружающим. Поэтому педагогическое содержание био-социальной подсистемы личности рассматривает тренаж как выработку умений управления человеком своими индивидуальными психическими свойствами. Именно в этом контексте и необходимо решать вопросы педагогического образования в отношении формирования педагогических знаний и умений.
В этом же смысле определения содержания и методик профессиональной педагогической подготовки будущего учителя для нас важно рассмотреть последнюю, биологическую подсистему структуры личности. Как видно из приведенной таблицы-схемы значительную часть данной подсистемы составляет биологическая основа, которая характеризуется типом высшей нервной деятельности темпераментом.
ТЕМПЕРАМЕНТ есть характеристика динамических особенностей человека, основными из которых являются активность и эмоциональность. Под активностью понимается энергичность (инертность, быстрота), медлительность отдельных действий человека, а также его поведение в целом. Эмоциональность подразумевает особенность чувственной сферы поведения личности, а также яр-
кость проявления настроений человека. Темперамент необходимо рассматривать как органическую основу, которая биологически уже заложена в человеке и фактически не подлежит изменению под влиянием каких-либо внутренних или внешних процессов.
С другой стороны темперамент следует понимать как способ, свойство и форму реагирования человека на окружающий мир и его конкретные проявления, а не как содержательную составляющую личности, так как он не отражает ни мировоззрения человека, ни направленность его личности. Образно говоря, темперамент есть эмоциональная окраска поступков человека, которую с точки зрения эмоциональности можно измерить двумя параметрами: ее сила (слабость) и ее положительная (отрицательная) характеристика. Но темперамент эте еще и устойчивость эмоционального состояния. С этой позиции сангвиник и флегматик одинаково устойчивы в своих эмоциональных состояниях, но сила положительного реагирования у них будет отличаться: сангвиник гораздо ярче прояяляет свои положительные эмоции, нежели флегматик. Таким же сильным будет проявление эмоционального состояния у холерика по сравнению с меланхоликом, но по уровню силы внутреннего переживания он будет значительно выше у меланхолика.
Вопросы, связанные с темпераментом человека, сложны сами по себе и требуют специального их изучения на занятиях по психологии, так как в практической педагогической деятельности знание и понимание их важно хотя бы с точки зрения поведения учителя в общении с детьми. Незнание или непонимание сущности различных типов высшей нервной деятельности может привести к крайне негативным последствиям в процессе взаимодействия педагога с детьми. Так, например, меланхолик внешне слабо реагирует на упреки и замечания учителя, создавая впечатление, что они до него просто «не доходят». Однако его внутренние переживания достаточно сильны и при усилении негативного эмоционального воздействия со стороны педагога могут привести меланхолика к нервному срыву.
Как уже говорилось, темперамент является врож-» денным качеством человека и практически не поддается изменениям. Вместе с тем необходимо также знать и то, что в реальной жизни (эти четыре вида темперамен-
та «в чистом виде» встречаются достаточно редко. Гораздо чаще мы имеем дело с определенными сочетаниями, комбинациями типов высшей нервной деятельности. Учитывая все это, мы, тем не менее, ставим вопрос о том, возможно ли управлять темпераментом, влиять на него и если да, то каким образом?
Именно в решении этого вопроса и «участвует» та, сравнительно небольшая, доля социального содержания, присутствующая в биологической подсистеме. Подумайте сами о том, как выглядит человек яркого (бурного, взрывного, буйного и т. п.) темперамента в общении с другими людьми, то есть во время определенного рода социальных контактов? Скорее всего, реакция окружающих на его эмоциональное состояние этому человеку не понравится. Ему поневоле придет в голову мысль о необходимости как-то сдерживать свои бурные эмоции, иначе он отпугнет от себя других, более сдержанных людей, тем самым затруднив для себя самого необходимое общение и деятельность с ними.
Подобное осознание реакции окружающих па проявление собственного эмоционального состояния, со всеми вытекающими из этого последствиями, происходит уже в детстве. И, как правило, приходя в школу, ребенок уже достаточно хорошо представляет себе что II как нужно делать, чтобы не быть отвергнутым обществом своих одноклассников с точки зрения проявлений своего темперамента. Однако этот его опыт еще недостаточно велик и, главное, недостаточно эффективны выработанные эмпирическим путем механизмы сдерживания своего бурного темперамента.
Вот тут и необходим грамотный педагог, понимающий сущность научения ребенка управлению своими 'эмоциональными проявлениями. Суть этого научения заключается в определенной системе упражнений, в результате которой происходит приучение человка к конт-ролированию своего темперамента.
Говоря о тренаже как способе формирования умений управления своими индивидуальными психическими свойствами, я понимаю систему упражнений как способ приобретения навыков регулирования проявлений своего темперамента. Первое относится к био-социальной подсистеме, где формируется содержательнаяячасть внешнего видимого всем поведения человека. Второе к биологической подсистеме, где
происходит придание формы той же части внешнего поведения человека, основанное на приобретении навыков. Налицо несомненная зависимость и взаимосвязь этих двух подсистем, однако здесь могут возникнуть определенные трудности в понимании сущности обоих процессов.
Дело в том, что в настоящее время в психологической и педагогической науках нет единого понимания сущности и содержания понятий «умение» и «навык». Поэтому я предлагаю Вам свое мнение в отношении этой проблемы, которое прошу рассматривать как рабочую гипотезу, способствующую пониманию основных принципов педагогической деятельности и логики нашего дальнейшего разговора о личностно-ориентированной педагогике.
По моему мнению, умение как таковое предполагает значительную долю сознательных действий человека в отношении чего-либо, в то время как навык может совершаться большей частью как автоматизированное действие или автоматизированное исполнение действия. При таком подходе умение позволяет совершать правильную операцию, как умственную, так и физическую, даже при изменившихся условиях и в отличающейся от предыдущей обстановке. Навык же в изменившихся обстоятельствах жизнедеятельности человека может не дать ожидаемых положительных результатов, то есть «не сработать».
Подобное разделение одного от другого достаточно условно и сделано мною для усиления наглядности различий этих понятий. А в реальной жизни умения и навыки действуют фактически в неразрывной связи и зачастую бывает трудно их отличить друг от друга, тем более, как уже говорилось, эта проблема теории в психологии и педагогике еще недостаточно изучена.
А теперь вспомните линию характера в таблице структуры личности. Как и линия способностей, она начинается в биологической, врожденной сфере личности, но также проходит через все остальные подсистемы. Как и способности, определенные черты характера человека могут быть врожденными и приобретенными в процессе его развития. Если индивидуальные психические свойства человека являются содержательной стороной характера, то свойства темперамента формой проявления их во внешнем поведении личности. По-
смотрите, какие эпитеты мы употребляем, говоря о характере человека: твердый мягкий, прямой изворотливый, сильный слабый, жесткий покладистый и др. В этих эпитетах проглядывают как эмоциональная сторона, так и определенное отношение общества к какому-то человеку. И он, недовольный, допустим, оценкой общества ему подобных, начинает сложный путь изменения своего характера. Эти изменения совершаются как путем неких упражнений и тренажа, о которых мы говорили, так и при помощи определенных целенаправленных воздействий изнутри (самовоспитание) или извне (деятельность родителей, учителей и др.). Видоизменяются врожденные черты характера, приобретаются новые, а как бы конечный результат этого процесса «апробируется» опять же-таки в обществе, то есть в непосредственно социальной сфере жизнедеятельности человека.
Итак, мы прояснили и прокомментировали с точки .зрения педагогической направленности структуру личности, предлагаемую А. Л. Гройсманом. Попробуем сделать некоторые выводы.
1. Личность как устойчивую систему индивидуальных социально значимых черт человека можно рассматривать как совокупность врожденных качеств и свойств, приобретенных в результате общения и совместной деятельности в обществе.
2. Подразделение личности на четыре подсистемы, действующие в реальной жизни как единое целое, позволяет глубже проникнуть в ее природу и установить некоторые объективно существующие закономерности ее жизнедеятельности и дальнейшего развития.
3. Согласно данной структуре, развитие и формирование личности может происходить по четырем основным направлениям, суть которых заключается в следующем:
выработка контроля за проявлениями внутреннего эмоционального состояния (приобретение навыков);
адаптация индивидуальных психических свойств к требованиям и нормам поведения в социуме (формирование умений саморегуляции психического состояния) ;
приобретение опыта жизнедеятельности вообще и профессионально-деятельностной в частности (формирование общих и профессиональных знаний, умений и
навыков через обучение, понимаемое достаточно широко);
формирование мотивационной сфере как направленности личности (развитие как процесс и результат воздействий и влияний на человека со стороны различных социальных структур).
4. Становление и развитие личности происходит одновременно по всем четырем направлениям, однако в зависимости от возрастных периодов и особенностей, а также от социальных условий возможно доминирование какого-либо направления в течение определенного времени.
Уже неоднократно подчеркивались целостность н единство, взаимосвязанность элементов структуры личности человека, но, тем не менее, хочетсяяеще раз обратить Ваше внимание на намеренное отделение их друг от друга и достаточно подробное описание их сущности, содержания и функционирование. Это делается потому, что эта лекция, да и другие тоже, носят обучающий характер, направленный не только на запоминание определенных положений, но и на более глубокое понимание сути понятий или явлений, имеющих педагогическую значимость. Поэтому я уже не буду возвращаться к этому вопросу в дальнейшем, однако прошу Вас помнить о цели и задачах данного курса.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, отдавая приоритет в развитии личности человека бессознательным, иррациональным влечениям и потребностям, прежде всего сексуальным, рассматривал структуру личности как взаимозависимость трех компонентов психического состояния. Согласно его теории, структура личности выглядит следующим образом (см. схему на стр. 81).
Поговорим о каждой составляющей подробнее, комментируя их сущность и содержание с позиций личностно-ориентированной педагогики.
ОНО наиболее примитивная часть личности человека, зона зарождения неосознаваемых влечений, желаний, интересов и потребностей. Можно сказать, что ОНО есть область инстинктов н рефлексов, указывающих на принадлежность человека к миру животных. ОНО стремится регулировать всю жизнь человека таким образом, чтобы он любыми путями избегал неудовольствия разного рода (опасность, голод, боль и т. п.)
и получал от нее только наслаждение (безопасность, пища, секс и т. п.). Это стремление как образ жизни было названо принципом удовольствия и ради следования ему ОНО готово к любым действиям, так как не признает никаких правил, законов, моральных норм, нравственных принципов.
Бессознательный компонент личности не признает также никаких противоречий и конфликтов, так как не имеет и не хочет иметь ничего общего с социумом, в котором существует человек, а уж тем более следовать законам и правилам общежития. Условия и обстоятельства реальной жизни человека, частью которого является ОНО неизвестны ему и не имеют для него никакого значения при следовании принципу удовольствия практически всегда, везде и во всем.
В ОНО царит биологическое начало человека, понимаемое достаточно широко, и именно в этой сфере, coj гласно теории Фрейда, находится весь энергетический
запас человека.
Сверх-Я высшая инстанция в структуре личности, носитель моральных законов, хранитель нравственных
6. Заказ 5085
81
ценностей, источник духовных, религиозных, эстетических чувств человека.
Сверх-Я является в определенной мере неким идеалом. к которому стремится человек с точки зрения направленности его души, ее высоких порывов. Фрейд даже употребляет термин «Я-идеал» как синоним сверх-Я. Однако исследователи его творчества разделяют эти понятия, относя понятие сверх-Я к раннему детству, когда ребенок в большей степени неосознанно стремится походить на своих родителей, которые являются для него эталоном и идеалом человека. Понятие Я-ндеал рассматривается как результат более поздних стремлений ребенка и впоследствии взрослого человека походить (и превосходить) уже на др.угих людей, которыми он восхищается. Таким образом, становится понятным, что содержание сверх-Я изменяется в течение всей жизни человека.
Эта инстанция, исходя из всего сказанного выше, выполняет еще и очень важные функции контролера и паказующего. Об этом чуть позже.
Я .это не просто промежуточная инстанция между «низменным ОНО» и «высокодуховным сверх-Я». Эта составляющая личности выполняет важнейшую практическую функцию посредника между этими крайними состояниями человека. Я живет и действует в реальном мире, приспосабливаясь к его изменяющимся требованиям, условиям и обстоятельствам. Я запечатлевает опыт внешних воздействий в своей памяти, избегает угрожающих влияний как из внешней среды, так и от ОНО, контролирует его требования путем выработки ряда защитных механизмов, в основном психического свойства, позволяющих адаптироваться к требованиям среды, а также адаптируя или нейтрализуя требования инстинктов ОНО.
Я следует принципу реальности, который выражается в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений ОНО. Зачастую осознанные действия Я приводят к отказу от принципа удовольствия, то есть не выполняют требования ОНО. Эти осознанные действия сеть результат контроля над Я со стороны сверх-Я, так как противоречат нравственным ценностям и моральным нормам, существующим в Я-идеале, к которому стремится человек. Однако в тех случаях, когда Я не в силах сопротив-
ляться требованиям ОНО и уступает им, когда эти требования противоречат содержанию сверх-Я, то высшая инстанция наказывает Я муками совести, ощущением вины или чувством неполноценности. Функции сверх-Я как контролера и наказующего осуществляются непосредственно в инстанции Я.
Необходимо также осознавать и тот факт, что энергетика Я и сверх-Я черпается из ОНО. Поэтому действие Я в угоду ОНО вопреки сверх-Я всегда жестоко им наказывается. Припомните из своего опыта: муки совести всегда были гораздо тяжелее любого другого наказания, исходившего от родителей, друзей, учителя и т. д. Сам факт и форма наказания извне, как правило, либо забывается, либо впоследствии уже не действует на Ваше эмоциональное состояние, однако сопряженные с ним душевные переживания надолго остаются в памяти, всякий раз вызывая крайне неприятные ощущения.
Таковы основные положения структуры личности согласно учению Фрейда. Материал данной лекции, конечно же, не исчерпывает его целиком, и я рекомендую Вам познакомиться с его теорией подробнее, а также с работами его учеников и исследователей научного наследия Фрейда. В литературе Вы можете встретить различные толкования фрейдовской теории личности, критику ее отдельных положений, а также различные термины, обозначающие одни и те же понятия.
Ниже я приведу некоторые синонимы понятий, о которых мы говорили, встречающиеся как в работах самого Фрейда, так и в работах других ученых.
сверх-Я =супер-Эго = высокое бессознательное
= Сверхсозна- = Богочеловек ние
Я ОНО
Эго Ид
= Человек
= созна- |
= Сознание |
= Человек |
тельное |
||
= низкое. |
== Инстинкты |
= Зверо- |
бессозна- |
человек |
|
тельное |
Я намеренно привел эту иллюстрацию для Вашего с ней ознакомления, так как она наглядно и образно характеризует душевные состояния человека. Тем более,. что в течение данного курса лекций мы еще не раз будем обращаться к теории Фрейда, заимствуя из нее как
научно обоснованные и доказанные факты, так и некоторые идеи, не нашедшие в настоящее время Научного подтверждения, однако стимулирующие нас к поиску новых подходов к педагогической теории и практике. А сейчас сделаем некоторые краткие выводы. 1. Структура личности по Фрейду есть анализ психического состояния человека, описание его компонентов и раскрытие причинно-следственных связей между яимн.
2. Главной силой жизнедеятельности человека Фрейд 'считал бессознательную сферу врожденных инстинктов, ••с которыми постоянно борется человек (осознанно или .неосознанно) и результаты этой борьбы могут проявляться в различных формах.
3. Отдавая приоритет биологическому началу в человеке, Фрейд тем не менее подчеркивал значительное влияние на личность, которое оказывает общество в виде определенных моральных норм, правил поведения, нравственных ценностей.
В педагогическом смысле учение Фрейда для нас важно тем, что он понимал сущность воспитания, как торможение инстинктивных стремлений, зачастую небезопасных для самого человека и для общества. Можно по-разному трактовать термин «торможение», в том числе и в положительном смысле, хотя бы с точки зрения ненанесения психической травмы ребенку. Но, к сожалению, в силу сложившихся обстоятельств и сформировавшихся педагогических стереотипов очень многие учителя и родители, даже познакомившиеся с работами Фрейда, в своей практической деятельности слишком часто понимают его обязательность применения сильных психотравмирующих средств: суровое наказание, угрожающая перспектива, лишение положительных эмоций.
Но в самом начале нашего курса мы договорились, что сам термин и сущность воспитания нам не подходит, так как в этом явлении заложено слишком много насильственного содержания и форм его воплощения в п-е-дагогнческой деятельности. О том, как и что конкретно можно сделать, если отказаться от воспитания, мы и будем говорить дальше фактически в каждой лекции.
И в качестве примера выполнения своих обещаний, продолжая разговор о различных подходах к определе-:нию и пониманию личности человека, хочу представить
американского психолога
Вам концепцию известного Эрика Берна.
Развивая идеи психоанализа, Берн дал структуру личности человека, основываясь на межличностных от-• ношениях. Подобный подход, несомненно, односторон' ний, но он и не претендует на полное определение содержания, сущности личности, а рассматривает некоторые ее аспекты как бы через призму особенностей поведения людей в общении между собой. Эрик Берн автор «трансактного анализа» направления теоретической психологии и практической психотерапии, позволяющего человеку анализировать как свои действия по отношению к другим, так и поведение других по отношению к нему самому. В данном курсе лекций мы будем отдельно говорить о действиях человека, о его поведении, а здесь Вы должны обратить внимание на саму основу того или иного поведения человека с точки зрения структуры его личности.
Исходя из способов общения людей между собой во фрейдовской инстанции Эго (Я) выделяются три ее состояния: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре).. Графически это выглядит так:
Поговорим подробнее о том, какое содержание вкладывал автор в эти термины, также комментируя и дополняя их с позиций личностно ориентированной педагогики. Родитель это состояния Я, во-первых, схожие
с образами родителей, запечатленных в памяти, воображении, эмоциональной сфере ребенка. Во-вторых, это может быть запечатленным образом любого человека, от которого по разным причинам и обстоятельствам зависит в разной степени ребенок или зрелый человек: Учитель, Старший брат (сестра), Начальник и др.
Состояние Родителя в человеке может проявляться как прямое подражание действиям реального родителя (учителя, старшего брата, начальника и т.д.) и как, в известной мере, ролевое-должностное.
В первом случае человек склонен совершать вполне определенные действия в конкретной манере или форме их исполнения, которые совершали его родители или старшие по возрасту или положению. Это подражание может распространяться на содержание поведения и, как уже говорилось, на форму действий вплоть до дословного копирования текста какой-нибудь фразы и ее интонации. Зачастую это происходит бессознательно, как и то, что данный человек, подражая действию родителя, в тот момент полностью разделяет его взгляды, убеждения, ценностные ориентиры и другие воззрения на предмет, вызвавший его реакцию во время общения с другими.
Это вполне естественно, так как родители, учителя, начальники в большей или меньшей степени передают зависимым от них детям, ученикам, подчиненным частицы своего видения жизни, учебы и труда, своего понимания культуры поведения, общения и многого другого. Подобная информация, особенно в детском возрасте может полностью усваиваться человеком и стать уже его личной точкой зрения, его собственным взглядом на многообразные явления окружающего мира.
В случае же ролевого-должностного состояния Родителя его собственное мнение по тому или иному поводу, его мировоззрение может не совпадать с тем ЧТО и КАК он говорит или делает, однако он СОЗНАТЕЛЬНО ведет себя так потому, что в его представлении это необходимо для пользы дела, для поддержания собственного престижа или же просто потому, что «так делают все», «так принято», «так надо».
Я умышленно так подробно останавливаюсь на этих особенностях состояния Родителя, так как, наблюдая за поведением студентов в школе во время педагогической практики, можно увидеть в их действиях проявление
именно тех стереотипных состояний, которые они бессознательно впитали у себя в семье, в школе, в вузе, или же сознательно ведут себя наперекор своим же убеждениям и чувствам только потому, что «все учителя так делают».
Подобный феномен как нельзя лучше отражает тезис о насильственном программировании личности ребенка, осуществляемом учителями и родителями, которые, в свою очередь, так же были запрограммированы еще своими собственными родителями и учителями.
Меня нужно правильно понять: есть в состоянии Родителя очень положительные стороны. Это искренняя забота о ребенке, любовь и внимание к нему, желание помочь и оградить от неприятностей и многое другое. В конце концов, истинные нравственные ценности, основы гуманизма также закладываются в семье и могут развиваться дальше в школе. Поэтому для будущих уччтелей и родителей особенно важно то, что прежде всего необходимо НАУЧИТЬСЯ разбираться в себе самом, найти пути выхода из очень многих отживших стереотипов нашей жизни, мешающих истинно плодотворному развитию как самих себя, так и своих учеников или собственных детей. Будем надеться, что курс лекций по личностно ориентированной педагогике Вам. в этом сможет помочь.
А в заключение рассуждений о состоянии Родителя необходимо отметить, что оно присутствует во всех:. и детях, и взрослых, независимо от их профессиональной, семейной или должностной принадлежности. Чисто внешне это легко заметить, например, в детских играх или в интонациях поучения, с которыми иногда обращаются к нам совершенно незнакомые люди, например, в очередях или в переполненном автобусе.
Дети, играя в «Дочки-матери», с удивительной точностью воспроизводят текст и интонации старших членов своих семей. А в читающих нам нотации взрослых можно «увидеть» их родителей, бывших учителей или нынешних начальников, хотя сами они могут не быть ни теми, ни другими.
Взрослый данное состояние Я очень важно для жизни человека. Взрослый способен на объективную переработку информации, ее анализ, моделирование своего поведения в будущем и претворение его в жизнь. Состояние Взрослого это эффективное и плодотвор-
ное взаимодействие с окружающим миром, дающее человеку ценный опыт.
Взрослый является также неким контролером состоянии Родителя и Ребенка внутри одного и того же человека. Он меньше подвержен влиянию эмоций, столь свойственных двум другим состояниям Я. Именно это и способствует объективной оценке конкретной жизненной ситуации и принятию разумного решения.
Состояние Взрослого также присутствует и в Ребенке, но его Взрослый по сравнению, например, с тем же состоянием у зрелого человека, конечно же, малоопытен, обладает меньшими знаниями и пониманием окружающей действительности.
И опять непосредственно о педагогической деятельности. В семье или в школе к ребенку часто обращаются, апеллируя к его сознанию, при этом часто говоря буквально следующее: «Я с тобою говорю как взрослый со взрослым, и ты должен это осознавать». Или: «Оцени свое поведение как взрослый человек», при этом мимика, поза, интонации взрослого человека говорят как раз об обратном: учителю и в голову не приходит воспринимать этого ребенка как равного себе партнера по общению. Результаты подобных призывов не достигают цели: в ответ на них Взрослый в ребенке «молчит» и ученик общается со старшими, будучи в состоянии Ребенка, воспринимая и реагируя соответствующим образом. Тут и упрямое молчание, и слезы, и запальчивость то есть налицо сильно эмоционально окрашенные действия, препятствующие, как мы уже говорили, объективной оценке происходящего.
Мимика, поза, интонации и т.п. элементы техники поведения в общении. Что ж, этой техникой можно овладеть этому посвящена специальная лекция в этом курсе и специальные практические занятия во время аудиторных, занятий со студентами. Но гораздо чаще неудачи подобных призывов ко Взрослому в ребенке заключаются не в «технических» ошибках старших, а в их педагогических взглядах и убеждениях. Произнося «как взрослый со взрослым» родители и учителя в какой-то момент скорее всего остаются в состоянии Родителя, то есть они как бы «над» ребенком, нарушая при этом настоящее равенство между состояниями Взрослого в них обоих. Отсюда и поучительный тон, и оттенок превосходства, и многое другое, что не
позволяет Взрослому в ребенке откликнуться на нри-зыв равного ему партнера поговорить вместе, поразмышлять сообща, подумать и прийти к какому-то решению, устраивающему обе стороны.
Необходима выработка такой мировоззренческой позиции всезнании учителя или родителя, которая действительно воспринимала бы ребенка как самостоятельную личность, требующую уважительного и равного к себе отношения. Тогда вопросы техники общения с детьми смогут решаться гораздо легче и быстрее.
Ребенок это состояние прежде всего необходимо понимать как наиболее предрасположенное и склонное к любому творческому процессу. С этой точки зрения данное состояние нашего Я есть источник фантазии, яркого воображения, спонтанности, интуиции, открытости к радости и многого другого, что, к сожалению, теряется большинством из нас, когда мы взрослеем. Однако Ребенок существует во всех людях, независимо от их возраста, так же как и другие состояния Я Родитель и Взрослый.
К описанию состояния Ребенка можно добавить еще одно определение незрелость. Подробно комментировать это определение мы не будем, но все-таки подумаем о том, не вытекают ли именно из незрелости такие отрицательные качества и свойства чаще присущие детскому возрасту: капризность, опрометчивость в поступках, слабость самоконтроля и др.? Скорее всего, да, но это не означает, что и биологически зрелые взрослые люди не проявляют иногда подобные свойства в своем поведении.
Проявления состояния Ребенка в человеке могут происходить двумя путями. Первый путь это естественный ребенок. Человек органичен и естествен в своем поведении, и оно составляет единое целое с его внутренним состоянием. В целом, на мой взгляд, это приближается к тем положительным сторонам данного состояния Я, о котором я говорил раньше: открыт для общения, дружелюбен, доверчив, готов к действиям, сулящим удовольствие, радость и т. п. Может быть и прямо противоположный этому вариант естественного состояния Ребенка: грусть, молчаливость, недоверчивость, бунт и др., однако, поскольку мы говорили не о детском возрасте, где такие настроения все-таки встречаются у детей реже, нежели радостно-возбужденные,
это тоже будет проявлением органичного и поэтому естественного состояния человека в какой-то момент.
Второй путь приспособившийся Ребенок. Здесь он изменяет свое поведение под влиянием Родителя и все свершаемые им действия являются не результатом его спонтанности и органичности, а своеобразным ответом на ожидания или требования Родителя в нем.
Если рто происходит в человеке без прямого влияния' извне, то тогда это можно рассматривать как вариант-самопрограммирования личности по канонам и этало-лонам мировоззрения Родителя. Противоречия постепенно устраняются, так как происходит адаптация самого себя к требованиям к самому себе. Это можно в известной мере отнести к процессу самовоспитания.
Если же подобное поведение есть результат воздействия, влияния, требования извне (родитель, учитель, начальник), то оно может быть чисто внешним, сохраняя внутренние противоречия и сопротивления. Возникает и развивается противоборство, опасное тем, что со стороны может создасться обманчивое впечатление полного послушания и подчинения, а внутри, особенно в чувственной сфере личности накапливаться отрицательные эмоции, грозящие вылиться в виде вспышки гнева, бунта, истерики и т. п. Именно в этот момент «бунтующий» Ребенок из приспособившегося превращается в естественного.
Впрочем, в реальной жизни эти закономерности действуют и проявляются в неисчислимых вариантах п модификациях, так как зависят от множества факторов, которые невозможно учитывать, когда речь идет о наиболее общих законах взаимодействия трех состоянии личностного Я человека.
И все же сейчас Вашему вниманию я предлагаю схему, в которой отражена некая зависимость или принадлежность трехсостояний Я к трем инстанциям структуры личности по Фрейду.
Эту схему следует понимать так: хотя Э. Берн, выделяя состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, говорит о том, что все они одновременно существуют именно в инстанции Я, тем не менее, каждая из них все-таки имеет определенное тяготение к другим инстанциям.
Так, Родитель в силу специфики данного состояния всегда стремится к некоему идеалу. Поэтому налицо его определенная принадлежность к сверх-Я (Я-идеалу)..
Взрослый имеет прямое отношение к инстанции Я хотя бы с точки зрения контроля за самим собой и стремления к объективному восприятию окружающего мира. Ребенок имеет тенденцию сближения с ОНО, так как проявление этого состояния в поведении человека, помимо всего прочего, связано с инстинктивными, интуитивными, зачастую неконтролируемыми поступками.
Тенденция этих сближений очевидна еще и потому, что Родитель, например, может проявляться осознанно, когда человек понимает, что он действует так, как вели себя его родители или учителя, но и неосознанно тоже, когда он не понимает, что фактически копирует в своих действиях своих же наставников.
Инстанция сверх-Я также несет в себе черты осознания некоего конкретного идеала, к которому стремится человек (Я), например, муки совести, переживаемые как несоответствие этому идеалу после свершения поступка, достойного осуждения окружающими. Однако эта же инстанция может действовать и влиять на человека бессознательно. В частности, Эдипов комплекс, образующийся, благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит моделью для него, причем сам комплекс и механизм идентификации неосознаваемы.
Примерно такие же параллели можно провести, иллюстрируя сходность Ребенка с инстанцией ОНО. Чувство голода осознается человеком, но именно состояние Ребенка способно на яркое его проявление. Вместе с тем, например, сексуальное влечение может быть неосознаваемым и, опять же-таки, более ярко, непредсказуемо и спонтанно проявляться именно в состоянии Ре-
бенка, нежели в состоянии Взрослого или Родителя. И таких примеров можно привести много.
Итак, в этой лекции мы говорили о личности человека, рассмотрев ее сущность и некоторые подходы к определению ее содержания.
Структура личности, предложенная А. Л. Гройсма-ном наглядно демонстрирует тезис о том, что человек есть социально-биологическая система, подчеркивая значимость социального содержания индивидуальных и биологических его особенностей. Вместе с тем, данная структура определяет основные параметры и формы деятельности педагога или родителя, направленные на развитие и совершенствование различных сторон личности.
Структура личности по Фрейду обращает наше внимание опять-таки на социальную доминанту, регулирующую некоторые психические процессы и состояния человека.
Концепция Э. Берна позволяет рассмотреть личность человека с позиций проявления различных ее состояний, важных для межличностных отношений, в которые вступает человек прежде всего посредством общения, что само по себе уже является социальным актом.
Поэтому главным итогом этого разговора должно стать понимание личности как устойчивой системы социально значимых черт человека, определяющих его как такового.
Также особенно важно подчеркнуть диалектическую взаимосвязь индивидуальных и социально значимых черт человека, так как одно не может существовать бе» другого.
Педагогическое содержание данной лекции о личности человека на этом не заканчивается, так как, по сути, проблемы личности и есть предмет личностно-ориентированной педагогики как теории, так и практической деятельности.