Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 1 Философия

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Ольга Ивановна Жукова

На лекции ВСТАВАТЬ!!!

05.09.2011 Лекция 1

«Философия. Предмет философского знания. Структура философии. Философия и другие виды мировоззрения.»

Философия (филио + софиа) – любовь к мудрости

Пифагор/Платон (согл. разным теоретикам) – первые употреблен термин.

6в до н.э. возникает философия как особое мировоззрение: Греция (Мелецкая школа), Индия (буддизм), Китай (даосизм).

Греция – Софисты (мудрецы), 5 до н.э. Первые греческие учителя, теоретики, греч.культура; + негативные моменты (см.ниже).

Платон: «философ» - мыслитель, «любовь к мудрости».

Философия – особый вид мышления, познания/наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

В разные эпохи к философии относились по-разному, она занимала различное место в жизни людей. Напр.: Современность – релятивность, размытость.

Философское знание способно увидеть то, что человеческое сознание не фиксирует.

Нидерл. мыслитель Спиноза: Философия должна стремиться к четкому, ясному пониманию. Философ должен не плакать, не смеяться, а понимать. Т.е. задача философа – убирать эмоциональное восприятие объектов, главный инструмент в понимании – разум. Объективная аналитическая рефлексия.

Эммануил Кант: философия – познание. Философия должна решить 4 основным вопроса:

- Что я могу знать?: что может знать человек - границы познания

- Что я должен делать?: что должно делать человечество – решение проблемы из вопр.1

- На что я могу надеяться?: можно ли надеяться на то, что решатся проблемы - будущее

- Что такое человек?: если человек сможет ответить на первые 3 вопроса, то сможет и на этот

Нем. философ 20века Мартин Хайдеггер: философия – это царственное видение сущности вещей. (попытка найти принципиально главное, самое важное, без акцентуации мелочей). Философия выражает потребность человека в «избыточном» знании – духовности.

Нем.философ Гегель: философия – квинтэссенция культуры. (соединение всего)

Квинтэссенция – соединение всех природных стихий.

Философ 20в Мамардашвили: философия – мышление/сознание вслух. Философ обладает способностью делать мышление аутентичным (совпадающим) с самим языком.

Мыслитель ереванского университета Калащян:  уникальность философии в том, что она имеет дело с идеями-истинами.

Истина – ясное, отчетливое и достоверное знание.

Разделы философии

До 20 века не было особой специализации в рамках философии.

  1.  Онтология – «учение о бытие»; бытие, пространство, время, движение, развитие, материя. Онтологические проблемы – главная сущность.
  2.  Гносеология – «учение о знании»; виды и формы знания, смысл слова «знать». Проблема гносеологии – истина, заблуждение, ложь; роль и назначение науки; проблема адекватности, проблема отношений субъекта-объекта.
  3.  Аксиология – «учение о ценностях»; что такое ценность, понимание ценностей.
  4.  Социальная философия – изучение социума, онтология социальности, проблема взаимосвязи человека  общества.
  5.  Этика – учение о морали, о нравственности; проблема самой морали, априорная/апостериорная мораль, природа совести, зло и добро.
  6.  Эстетика – учение о прекрасном; человек как эстетическое существо.
  7.  Логика – учение о законах мышления; доказательное, обоснованное мышление.
  8.  *Философия техники
  9.  *Практическая философия – практическая целесообразность, стратегия поведения.

Философия – не рецептурное знание! Нет готового рецепта. Философия косвенным образом воспитывает духовность, критическое восприятие мира (избежание крайностей), рефлексивное видение мира.

НА СЕМИНАР:

Предмет философии. Причины зарождения философии. Взаимосвязь и другие виды мировоззрения (религия, мифы).

Литература: А.Ф.Лосев «Диалектика мифа», философский энциклопедический словарь.

12.09.2011

 Лекция 2 «Античная философия»

Рамки античной философии: 7-6 вв до н.э. – 4-5 вв н.э.

Основные периоды:

  1.  Доклассический период. Натуралистическое и рационалистическое
  2.  Классический период. Сократ, Платон, Аристотель.
  3.  Эллинистически-римская философия. Закат античной философии, когда начинает возникать христианское мышление.

Специфика греческой философии, отличие от восточной философии.

Греческая философия – рациональное мышление, опирается на логику, рассудок, доказательность. Носит общественно-публицистический характер. Культ разума, просветительства, образованности. Большую роль играет дискуссия, апелляция к форме диалога. Сократ: истина рождается только в диалоге, только в споре. Истину можно найти только в антагонизме. Истина носит социальный характер. Большинство греческих мыслителей были убеждены в величии воздействия школы, слова, образования на культуру. Кто знает, тот обладает добродетелью; на этом принципе в будущем сложится христианство.

Восточная философия – интуитивное мышление, принятие «на веру». Большую роль играет мудрец-отшельник. Сосредотачивается на внутреннем переживании (экстенциальная тематика).  

Доклассическая философия

  1.  Натуралистическое направление.

Пифагор, Фаллес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский.

Первые греческие мыслители задумались над проблемой возникновения основы мира, с чего все начинается. Первые греческие философы были материалистами (считали, что всё в мире – развитие материи, какого-то вещества). Напр.: Фаллес говорил, что вода – основа всего; Анаксимен говорил, то алейрон (соединение всех природных стихий) – основа всего, Гераклит считал, что мир возник из огня  (  ̴концепция большого взрыва). Гераклит дает первое диалектическое понимание реальности: в мире все развивается, все меняется, все находится в процессе движения (диалектика – учение о принципах развития), а само развитие – столкновение противоположностей.

  1.  Рационалистическое направление.

Г.Элея, философы – элеаты. Парминид, Зенон, и др.

Парминид впервые дает термин «бытие» - целостность, максимальность, абсолютность всё. Т.е. нет «не бытия». Бытие – шар, воплощение абсолютной гармонии; Апелляция не к самой реальности как к предмету, а к мышлению. Эту идею развивает Зенон, автор аполий(?).

Аполея «Стрела»: летящая стрела покоится.  Различие между видимым и понятийным.

Парминид закладывает основы метафизики (которая появится только в 1 веке н.э.). Метафизика = мета (выходить за пределы) + физис (природа и реальность); выходящая за пределы эмпирического, реального, природного. Метафизика, в отличие от диалектики, признает устойчивость, данность раз и навсегда, нерелятивность. Идея о Боге, например, метафизическая. Метафизика – 1) учение о высших, надприродных смыслах бытия; - 2) антидиалектика (по Гегелю).

По отношению к человеку (негативные качества) :

Диалектика – нет параметров твердого основания, базы, устоев, ценностей, морали.

Метафизика – закостенелая устойчивость взглядов, неспособность увидеть изменчивость, фанатизм, страх перед новым знанием.

Ценность должна быть изменчивой при неизменности: меняясь, человек должен держать внутренний стержень.  

Классический период

Софистика – умышленно-ложное умозаключение, построенное на неправильных выводах.

Софисты – первые греческие учителя-мудрецы. Заложили основы пайдеи (образования, просвещения), интеллектуального и физического образования. Благодаря их деятельности афинская молодежь считалась элитой. Но со временем их деятельность стала связываться с отрицательными моментами. С каждым годом они стали брать большую оплату за обучение, основной задачей для них становится кто, за что и сколько платит. Порождается адвокатская практика. «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь».

Деятельность Сократа первоначально была связана с софистами, но вскоре он начинает заниматься индивидуальной деятельностью. Так как Сократ не писал текстов, его идеи дошли до нас в интерпретации Платона (диалоги Сократа с учениками). Существует деление античной философии на досократическую и послесократическую.

С Сократа начинается антропологическая проблематика философии. Главный объект – человек, он – главный объект исследования. Сократ полагал, то человек – самое простое, самое сложное и самое загадочное существо. С Сократа возникает диалогический метод, он приобретает классическую завершенность. С Сократа начинается этика, проблема морали, проблема ценности. Сократ привносит метод майевтики в самопознания: сравнивает появление на свет ребенка с рождением истины. Впервые возникает ирония, до Сократа греки не умели иронизировать, для них было свойственно мыслить прямолинейно. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие даже этого не знают». Диоген Лорецкий обрисовывает пример: простой человек подошел к Сократу и спросил: «Ты ничего не знаешь, я ничего не знаю. Почему тебя считают мудрецом, а меня – никем?», на что Сократ нарисовал круг на песке и ответил: «Ты не знаешь вот столько, а я – вот столько». Сократ всегда ставил в неудобное положение всех, с кем он общался: сначала он делал комплимент, потом просил, чтобы ему помогли в каком-то вопросе, и в итоге Сократ неоднократно поправлял собеседника, после чего становилось очевидным, что тот ничего не знает. Сократа обвиняли в том, что он развращает молодежь; в итоге его приговорили к смертной казни. Сократ же выступил с гневным обращением, назвал афинян легкомысленными существами, себя сравнил с оводом, который постоянно жалит жирного афинского коня. Эта речь стала последней каплей. Казнь заключалась в том, что он должен был выпить яд. Однако после смерти все переосмыслили, казнили всех, кто его приговорил, у его дома поставили ему памятник, и т.д.

С этого момента начинается совершенно другая философия.

Философия Платона

Платон - объективный идеалист (исходит из того, что мир – развитие некой идеи; идея правит миром).

Идеалисты

  1.  объективные: Платон, Гегель. Мир – развитие некой абсолютной идеи, они существует независимо от нашего сознания.
  2.  субъективные: личное сознание и есть творческая сила; мир таков, как я его представляю. Каждый связан с миром индивидуально, есть собственное ощущение и весь мир.  

Концепция Платона.

Выделяются 2 мира

  1.  Мир идей. Идеальность. Этот мир определяет все, он главный.
  2.  Мир вещей. Мир, в котором мы живем, реальность. Подобие, копия мира идей.

Пример. Гончар лепит глиняный горшок. Он лепит 1 форму, но ему не нравится, как горшок выглядит. Что движет этим гончаром? У него есть некая идея идеальности горшка, который он пытается слепить.

Пример 2. В мире есть много красивых вещей. Но все они со временем разрушаются. Вечна только идея красоты. Платоническая любовь – (соврем.: нефизическая любовь) идеальная любовь, любовь вечного смысла.

Понимание реальности идей станет ключевым понятием в средневековой философии.

Рассел приводит пример, поясняя Платона. «Кошка» в реальности и идея «кошки» как абсолютной идеи, которая не умирает.

Платон видел гениальность в том, что человек должен проникать в суть/идею вещей. Пещера с узниками, которые не могут из нее вырваться; но у пещеры есть выход, откуда идет свет. Узники имеют дело с тенями, которые они принимают за реальность. Узы – воспитание, стереотипы, культура.

19.09.2011

Лекция 3

Аристотель.

Его отец был врачом Филиппа (македонский царь), в семье был культ опыта. Отец учил сына к очень внимательному изучению природы во всех ее проявлениях. К 10 годам Аристотель знал много из области анатомии, ботаники; в отличие от Платона, для Аристотеля все подлинное было в самой природе, в реальности. Аристотель – не философ в полном понимании, а скорее ученый; мыслитель, с которого начинает формироваться европейское мировоззрение. Он начал составлять различные классификации животного и растительного мира. Ошибка Аристотеля была в том, что он слишком сильно доверял ученикам, которые не всегда были точны в проверке знаний. Аристотель создал практически формальную логику (логические категории, которые используются до сих пор: субстанция, мера, причина, взаимодействие).

Сходство и различие концепций Аристотеля и Платона.

Аристотель ставит под сомнение идеальный мир: Где он? Как его увидеть?

«Высокая белая лошадь пасется на лугу». Здесь должно быть огромное количество идей, но Аристотель замечает: одна конкретная лошадь. То есть, реальность одна, а идей много? Аристотель предлагает концепцию универсальных понятий, которая выстраивается в понимании человека. Сначала нужно определить конкретную субстанцию – лошадь; то, что лошадь белая, - это категория качества; рост и вес лошади – категория количества; то, что лошадь пасется на лугу – категория взаимодействия; + категория времени, + категория протяженности, и т.д. Аристотель вводит научный категориальный аппарат.

Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа»: различие между Платоном и Аристотелем – движение рук. Платон показывает пальцем вверх, Аристотель – перед собой.

Аристотель мог задать вопрос о целенаправленности движения, «почему в природе такое разнообразие организмов», о специфике развития.

4 причины любого развития

  1.  Материальная. У любого объекта есть материальная форма.
  2.  Формальная. Изменение форм.
  3.  Целевая
  4.  Движущая

Вопрос: кто делает так, что происходит движение? В чем причина всех причин? Что есть перводвигатель? Ведь должна быть телеологическая причина развития. И Аристотель становится похож на Платона.

Аристотель придерживается принципа меры, мера должна быть во всем. Аристотель был учителем Александра Македонского (с 11 лет). Их взаимоотношения были сложные, как у Платона с Дионисием. Аристотель не одобрял чрезмерное расширение империи.

Философия вступает в эллинистически-римский период, закат античной философии.

3-4вв до н.э. – 4-5вв н.э.

Если классический период оптимистичен относительно проблем, о которых рассуждали, то в этот период отмечается состояние некой усталости, исчезает романтизм и оптимизм, появляются цинические варианты рассуждений, недоверие ко всему (скептики).

Поздний этап – стоицизм, (правление таких императоров, как Нейрон, Калигула). Приходилось вырабатывать такую философию, которая могла бы либо противостоять этому, либо находить выход. Изменить ничего нельзя, надо подчиниться судьбе. Стоик – человек, могущий безропотно переносить удары судьбы. Философия стоиков – последняя античная школа, которая закрылась императором Юстинианом, т.к. наступило время христианского мировоззрения, которому мешала античная философия.

Средневековая философия. Основные черты и характеристики.

  1.  Средневековая философия вся теоцентрична: проблема бога главная.
  2.  Иконографический характер философии. Сама идея обращенности к богу придерживается определенных канонических правил. Существуют апофатический (отрицательное богословие: показывает ограниченность катафатического пути; если бог – это Свет, Абсолютность, то человек все знает о Творце; в Боге есть нечто такое, что человек не может понять) и катафатический (положительное богословие: сущность бога раскрывается с точки зрения положительного описания; бог – Свет, Истина, Совершенство) пути постижения богословия. Эти пути дополняют друг друга.
  3.  Не возбранялся плагиат. Позиционирование авторства считалось некорректным. Менторский характер текстов, назидательность, нет «приглашение» к раздумью.

Основные направления.

  1.  Патристика. Возникает в 5в н.э. – до 9-10вв н.э. Patros – лат. отцы, связана с канонизированными отцами церкви. Основная задача – сформулировать основополагающие принципы богословия, христианства. Начальный вариант патристики – апологетика. Основные представители: Юстиан, Татиан, Тэртулиан, ппОриген. Основная задача – защита христианства. В греческой философии находят изъян – излишняя рационализация. Упрек в том, что она умаляла значение веры. Второй аргумент – греческая и римская философия была излишне элитарна. А христианином может быть любой человек. Третий аргумент – христианство более привлекательно для человека, так как в античности был пантеон богов, и нередко была путаница; в христианстве монотеизм. Credo ed absurdum - Верую, ибо абсурдно. Тартуалиан. Для подлинно верующего человека не нужны никакие рационализации. Чем более непонятно, тем крепче должна быть вера.

Раннее христианство ставит на первое место принцип веры.

Идеи христианской мысли

- вера в трансцендентное существование, инобытие

- не осознавая природы своего поступка, нельзя совершить зло

- идея гуманизма

  1.  Схоластика. С 10в до 13-14вв н.э.

26.09.2011

Лекция 4

Патристика. Основная задача – сформировать догматы христианства.

  1.  Восточная (греческая). Неоспоримый авторитет, формулирование основных догматов христианства, догмат триединства Бога, догмат о боговоплощении и спасении. Афанасий Великий/Александрийский занимался обоснованием второй ипостаси бога сына Лотоса, идея личного спасения – сотериология. Основная задача человека – задуматься о личном спасении, понять свое предназначение. Капотакийцы (с 4в н.э.): Василий Кисарийский/Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин/Богослов.

Василий Великий: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Сущность – это родовое понятие, а ипостась – понятие, которое обозначает индивидуальную особенность. «Павел», «Тимофей», «Силуан» - поскольку они отличаются друг от друга, они ипостаси. Но поскольку они имеют общие человеческие свойства, они принадлежат к одной сущности – «человек». Каждое лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, которые мыслимы в понятии Бога. Поэтому они едины по существу. Но каждый из них есть в то же время и отдельная ипостась. Отец, не имея ни в ком причины бытия, рождает. Сын рождается. Святой дух – это освящающая сила. Три ипостаси не разделяют единое божество на три бога, потому что отец, сын и дух святой – 1) не разделены пространством, 2) не разделены временем, так как они совечны, 3)  не разделены произволением (нет отдельной особой воли), 4) не разделены различием характеристик. Бог существует единственно в этих трех ипостасях.

  1.  Западная. Аврелий Августин (Блаженный Августин). Творчество делится на 2 периода: 1) его основные идеи, принципы, эпоха до принятия христианства; 2) возрастание философского догматизма, стабилизация теоретических и философский позиций. Он был первый из христианских мыслителей, который увидел преемственность между античностью и зарождающимся христианством. Неоплатоник. «В языке, когда используются понятия прошлого, настоящего или будущего, не совсем верно изъяснена мысль. Потому что время всегда имеет контекст его настоящего существования. Правильно говорить – настоящее настоящего, настоящее прошедшего и настоящее будущего». С Аврелия возникает представление об историчности времени (его текучесть, изменчивость), вводится понятие истории. В христианстве время – это стрела. Объекты веры по Августину: 1) Предметы, которые доступны только вере и никогда не доступны умственному видению. - Исторические факты, например.

2) Предметы, в отношении которых вера тождественна пониманию. - Истины математики, истины логики.

3) Предметы, к пониманию которых можно прийти только через веру. - Все истины религии.

Проблема теодицеи (оправдание Бога) – проблема добра и зла. Какое отношение Бог имеет ко злу. (к семинару!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)**************************************************************************************

Период схоластика – время, когда появляются университеты, мышление становится рациональным, на первое место поднимается принцип разума. «Уразуметь, чтобы уверовать». Автор антологического доказательства существования Бога – Ансельм Кентерберийский. Если есть сущностно понятие «Бог», то Бог реально существует.

Эпоха схоластики – это время, когда европейцы заново открывают для себя античность. В раннем христианстве было утеряно много текстов, многие церкви были разрушены. Потом в качестве военных трофеев многие тексты ушли на восток. Когда начались крестовые походы, европейцы возвращали утерянные тексты. Манускрипты могли себе позволить только очень богатые люди.

Фома Аквинский (13век), который принадлежал к древнему неаполитанскому роду, начинает покупать эти античные тексты. Когда он перечитывал Платона и Аристотеля, он открывал, что их идеи уникальны. Папа Римский поручил ему переработку этих текстов в сторону христианского мировоззрения. (роман Умберто Экка «Имя Розы») На это у него ушло 20 лет. В это время он пишет «Сумма против язычников», «сборное» знание. Выходит, что вся античная философия проникнута христианскими видениями.

К семинару – в каждом из 5 доказательств найти Платона, Аристотеля.

Философия Ренессанса (IV-VI века)

Многие ученые считают, что обособленной философии этого периода не было.

Пико Дела Мирандола (итальянский гуманист), Мишель Монтень, Якоб Бёмэ, Николай Кузанский.

Пико Дела Мирандола. Знаменитая работа «Речь о достоинстве человека». На 2 части делит антологию человека. Всего было 900 тезисов о человеке: в первых 450 он подчеркивает только позитивную сущность человека, в остальных – отрицательные стороны. Идея: человек не имеет готовой «ниши», человек – не зверь и не ангел. Вывод: станет ли человек богоподобным существом или зверем зависит только от самого человека. В 14в во Флоренции собрал первый философский конгресс, главное темой – «что такое человек?».

Мишель Монтень. Считал, что философия должна обратиться к человеку, потому что нет ничего интереснее. Знаменитая книга «Опыты». Символ опыта – опыт жизни, практика бытия. Уникальность этого текста в том, что он впервые написан на французском.

Николай Кузанский. Первый высказал мысль о том, что Земля – не центр Вселенной, она не неподвижна.

Якоб Бёмэ. Мистический мыслитель. Он был сапожник, но однажды с ним произошли серьезные трансформации. Нашел на скамейке роскошную книгу Библии. Метод всеобщего развития он вносит в понимание Творца. Он, используя метод диалектики, объяснял, что смысл Бога может быть познан только через его противоположность. Солнце появляется из темноты, так и Бог познает свою отрицательную сущность. Человек не может быть благостным, если не познал себя во зле, свою деструктивную сущность. Его работы называются «Аврора или утренняя звезда Возрождения». Идеи серьезно повлияли на всю немецкую философию.

Античность – космоцентризм. Проблемы первоначала, разума.

Средневековье – теоцентризм. Проблема осознания Творца.

Ренессанс – антропоцентризм. Проблема человека.

03.10.2011

Лекция 5 «Философия нового времени»

Эпоха нового времени 17век – 20 век, потом – современная философия. Этот период характеризуется господством рационализма.

Убежденность в том, что человеческий разум настолько всемогущ, что ему подвластно все. Интеллектуальный оптимизм определялся практическими успехами европейских ученых. Практика – основной критерий истины, на практике практически закрепляли убеждения о всемогуществе человеческого разума. Литературные (изобретение печатного станка Гуттенбергом, литература древних авторов) географические открытия.

2 основных направления в философии:

  1.  Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.
  2.  Сенсуализм/эмпиризм. Локк, Беркли, Юм.

Агностицизм (сомнение относительно познания) отсутствовал. Академическая образованность господствовала. Для человека того времени было типичным разбираться в разных областях знания. Энциклопедии могли писаться одним автором. Пример: энциклопедия Дидро.

Общим было то, что все представители этих направлений были убеждены в том, что мир может быть полностью познан, но ответы были разные. Все представители были убеждены в том, что в мышлении есть врожденные, априорные идеи (тождества, причины, пространства, идея Бога, нравственно-этические идеи).

Рационалисты настаивали на том, что главным в процессе познания был лишь разум, а чувства – обманчивы, им нельзя доверять. Все рационалисты понимали, что чувственный опыт важен, но они подчеркивали, что объективного представления о мире он не мог дать.

Сенсуалисты придерживались противоположных взглядов. Они были убеждены в том, что всю информацию о мире мышления получает вначале из опыта. Т.е. сначала есть опыт, из которого мышление выстраивает некий образ. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах», Лейбниц.

Рационализм прижился во Франции и Германии, сенсуализм – Великобритания. В английской ментальности играет традиция обучения.

Декарт.

Традиционно считается, что с него начинается современная философия, которая определяется скепсисом, умозрительностью, обоснованностью, доказательностью. Автор знаменитого суждения «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».

Скептицизм в основе его суждения. По его мнению, основная задача мыслителя – во всем сомневаться. «Рассуждения о методе …»: я сомневаюсь во всем, все подвергаю сомнению. Единственное, в чем я не могу сомневаться, это в том, что я сомневаюсь. Сомнение – наиболее важный критерий познания. Декарт не сомневается в том, что истина может быть познана, но только в том случае, если разум будет следовать определенным правилам. 4 правила.  Обращение на индукцию, на дедукцию и на интуицию.

Индукция – движение от простого к сложному, от частного к общему.

Дедукция – движение от сложного к простому, от общего к частному.

Интуиция – высший вид интеллектуальной деятельности, высшая работа сознания.

Декарт впервые стал исследовать проблему рефлексов, эмоций с точки зрения физиологии. У русского ученого Павлова на столе стоял бюст Декарта. В области аналитической геометрии Декарт вводит систему координат.

Спиноза.

Автор монадологии: весь мир – развитие монад, развитие мельчайших частиц. Автор знаменитой «Этики», за которую он был осужден католической церковью.

Френсис Бэкон.

Сущность истины в эмпирическом познании. Разум может быть ошибочен.

4 ложных пути познания (идола):

  1.  «Пещера» (полная аналогия с Платоном). Симуляторы принимаются за истину, на самом деле они – просто подобия.
  2.  «Призрак рынка». Языковая культура, специфика языковых выражений. Слова не всегда проникают в самый смысл понятия, они часто либо пусты, либо искажают реальный объект.
  3.  «Призрак рода». Все можно рассматривать по-разному, ощущения всегда разные. Человечество многогранно, оно сложно.
  4.  «Призрак театра». Нужно бояться авторитетов. Все проводить только через опыт.

Джон Локк.

По образованию был врачом.

Автор выражения «Tabula rasa» - «Чистая доска». Сознание человека – это чистая доска. Локк начинает как критик всех врожденных идей. Пример: маленькие дети и взрослые психически больные люди - у них нет ни логики, ни других врожденных идей.

Критиковал также нравственно-этические принципы: в форс-мажорных ситуациях люди становились более похожими на животных. Идея Бога тоже не врожденная.

10.10.2011

Лекция 6 «Критическая философия Канта»

Эммануил Кант (1724-1804)

Всю жизнь большое внимание уделял здоровью, дни его были очень распланированы. Вел очень педантичный, аккуратный образ жизни.

Все творчество делят на 2 периода: докритический период и критический период.

3 знаменитые работы:

- Критика чистого разума

- Критика практического разума

- Критика способности суждения

В докритический период Кант был «человеком своего мнения». Универсальная личность стремится не только много знать, но и применять знания на практике.

В Кенигсберге (Калининграде) он прожил всю жизнь; не позволяли средства, не было понятия «отпуск», не было физической потребности в путешествии. В университете он читал логику, математику, астрономию, педагогику, музыку, но любимым курсом была география. Как ученого его интересовала космология, устройство вселенной. Гипотеза Канта-Лапласа о возникновении Вселенной. Кант не был гуманитарием в чистом смысле!

В конечном итоге (лет в 40) Кант становится агностиком – отрицающий познание мира до конца. На него большое впечатление произвели работы крупнейшего английского сенсуалиста Давида Юма.

Дэвид Юм считал: любая идея имеет свое реальное обоснование. Но за границы опыта выйти невозможно, поэтому мир не может быть познан до конца. Все наши представления основаны на опыте, а если у нас нет опыта, то мы не можем делать предположения. У нас нет причинно-следственных оснований в отношении будущего, оно – тайна.

Когда работа Юма попадает к Канту, он из оптимиста становится скептиком. В это же время он пишет свою первую работу: Критика чистого разума. Как разум мыслит, по каким принципам, по каким основам?

Выводы, сделанные Кантом в этой работе:

он снимает противоречие между рационалистами и сенсуалистами. Процесс познания – это и эмпирический опыт, и рациональное обобщение. Процесс познания двойственен: нельзя чувствовать, не понимая; нельзя понимать, не чувствуя.

Чувственный опыт -> рассудок -> разум

В опыте есть некоторые априорные идеи, которые уже в нем заложены: пространство, время) Они есть в математике и геометрии – они дают правильную информацию о мире.

Рассудок обобщает выводы опыта. Рассудок – это здравый смысл. Рассудочное знание обладает логикой, последовательностью. Рассудочная деятельность обладает 10 категориями: субстанции, причины, следствия, взаимосвязи, меры, качества…

Синтезирующая функция рассудка по Канту – трансцендентальное единство апперцепций. Трансцендентальный – переход от эмпирического к тому, чего нет в практике. Апперцепция – понимание восприятия.

Разум – итоговое обобщение чувственного и рассудочного. Если рассудок дает нам возможность оперировать понятиями, то разум дает нам возможность мыслить на уровне идей, но его особенность такова, что идеи предстают в качестве антиномичных (антиномия – неразрешимое противоречие). 3 основных идеи: космологическая, теологическая, психологическая. Антиномии: «Мир имеет начало во времени и пространстве» - «Мир не имеет начала во времени и пространстве». «Все в мире состоит из простого.» - «Все в мире состоит из сложного.» Если взять психологическую идею, то: «Душа человека смертна». – «Душа человека бессмертна». Все идеи, которые способен порождать разум – трансцендентные. Все эти идеи мы не может доказать опытом.

Трансцендентальный – связанный с опытом. Трансцендентный – выход за пределы опыта.

Мир как таковой для Канта – это «вещь в себе», «ноумен». Кант назвал свое открытие «Копериниковским переворотом»: как Коперник открыл, что Солнце в центре солнечной системы, так я открыл, что в центре мира – разум.

Вторая работа – «Критика практического разума».

Почему человек все-таки должен следовать религиозным, этическим принципам. Принцип нравственного поведения по Канту - категорический императив. Такой закон, которому человек должен подчиняться несмотря ни на что. «Поступай так, чтобы максима твоей воли была принципом всеобщего законодательства». Он абсолютно отличается от Золотого правила нравственности: «поступай с другими так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с тобой». Но у Канта правило таково, что «поступай с другими хорошо, даже если с тобой поступают плохо». Если люди будут следовать категорическому императиву, то это единственное, что им поможет сделать переход от природного к личностному. Условия для категорического императива: свобода воли, чувство долга.

«Человек нуждается в идее Бога, чтобы жить и существовать морально», Кант.

«Есть две тайны: звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня», Кант.

17.10.2011

Лекция 7 «Философия Гегеля»

Немецкий философ 19века сделал вывод, благодаря которому разум стал ведущим принципом постижения мира; его называют философом абсолютного рационализма. Гегель выступает как антипод Канта: у него абсолютный разум возвеличивается.

19 век – век Гегелевской философии. Когда говорили «Философ сказал», имели в виду его. Гегелевская философия рассматривает европейское сознание как основополагающее.

Абсолютный Разум (Дух, Идея)  ̴ Бог ; ступени развития:

  1.  Логика. Разум может говорить на языке категорий, логических понятий.
  2.  Природа. В каждой эпохе были свои представления о природе.
  3.  Объективный дух. Семья, религия, мораль, право, искусство, наука – все духовные формы. Философия – это квинтэссенция духа.

Когда разум прошел все эти стадии, познал себя во всех ипостасях, он возвращается сам в себя.

3 основных закона, по которым развивается Абсолютный Разум:

  1.  Закон единства и борьбы противоположностей (идея Гераклита): любое развитие – это столкновение и борьба противоположностей. Вопрос: почему идет развитие?
  2.  Закон перехода количественных изменений в качественные: накопление признака (количество) до получения качества. Вопрос: как идет изменение?
  3.  Закон диалектического отрицания/закон отрицания отрицания: росток отрицает зерно, из которого растет (росток ≠ зерно), но вырастает в колос и дает опять же зерна.

В гегелевской философии много мистицизма. Он был систематиком: он пытался создать целостную систему мира, где был бы учтен каждый фрагмент реальности. Смысл философии: увидеть торжество разума. Все действительное разумно, а все разумное действительно.

***

С 40-50х гг 19го века появляются идеи, которые назовут иррациональными. Этот термин впервые предложил немецкий философ В. Виндельбанд. Иррационализм не доверяет разуму, а апелляция идет к чувствам, эмоциям, воле.

С. Кьеркегор (датский мыслитель), Шопенгауэр (немецкий мыслтель), Ницше – наиболее яркие представители иррационалистического направления.

С. Кьеркегор

«Антигегельянец». Упрекал Гегеля за то, что тот абсолютно безразличен к личности, к отдельному человеку (индивид, субъект истории). Для Гегеля «личность» было применимо только к какому-то выдающемуся человеку.

Его работы: «Или – или», «Страх смерти», «Переживания и отчаяния». Он говорит о том, что каждый человек должен познать в первую очередь свою экзистенцию. Чтобы ее познать, нужно пройти 3 стадии: эстетическую, этическую и религиозную.

Эстетическая стадия – человек живет только как биологическое существо.

Этическая стадия – человек должен совершать нравственные, морально-этические поступки. Чтобы избежать гордыни на этом этапе, надо подняться на следующую стадию.

Религиозная стадия – подлинное понимание своей истинности, раскрытие своей экзистенции.

Артур Шопенгауэр

Работа «Мир как воля и представление», «Афоризмы житейской мудрости».

Оказал большое влияние на М.Горького и Л.Толстого.

Ключевое понятие – мировая воля. Это нечто алогичное, иррациональное, абсурдное.

По его мнению, любой нормальный человек (образованный) – пессимист. Мировая история – трагедия человечества.

Впервые вводит термин «пессимизм».

2 начала:

- эстетическое: наслаждение миром прекрасного – музыкой, литературой, искусством.

- этическое: умение творить добро, познавать себя как существо, способное к совершению добрых поступков.

Но сам же он был человеком жестоким и даже несправедливым.

24.10.2011

Лекция 8 «Философия XX века»

Главная черта – разнообразие подходов и точек зрения.

Ключевые тематики, интересующие философию: наука, научное познание, проблема человека (философия абсолютно антропоцентрична), проблема языкового анализа (аналитическая философия).

Ключевые направления философии в порядке возникновения:

  1.  Прагматизм
  2.  Экзистенциальная философия
  3.  Аналитическая философия
  4.  Герменевтическая философия
  5.  Философия постмодерна

Философия прагматизм

Зарождается в Оксфорде в конце 19века, но наибольшее значение приобретает в США. На сегодняшний день это самое популярное направление в США.

Наиболее яркие представители: Пиррс, Джейм, Дьюи, Рорти.

Основная цель – показать, что философия – не просто умозрительная теория, а то, что должно иметь практический результат в деятельности человека. Нацелена на получение реального результата (лат. «прагма» - действие). Практически-научное знание выступает в качестве основного критерия познания. Задача философа – уловить тонкости научного исследования, выстроить программу развития так, чтобы наука помогла в реализации какого-то проекта.

Истина – это результат пользы, результат целесообразности. Если практика подтверждает целесообразность, позитивность какого-либо явления, то оно истинно.

«Многообразие форм религиозного опыта» Джейм задается вопросом: какая религия истинна, а какая ложная? Ответ: если данная религия приводит человека к гармонии, к развитию, если человек становится лучше во всех проявлениях, то эта религия истинна. Поскольку материализм приводит к пессимизму, то Джейм считал, что истинен идеализм.

Философия экзистенциализма

Зарождается в 20е годы 20века. До 70х годов она была очень актуальна, потом произошел спад, в 21веке снова подъем.

Экзистенциализм делится на атеистический (светский) и религиозный.

  1.  Атеистический (светский) экзистенциализм.

Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер (нечто среднее).

  1.  Религиозный экзистенциализм.

К.Ясперс, Х.Ортега-и-Гассет, Н.А.Бердяев

Сам язык этой философии необычен.

Основные экзиснетциалы (понятия): Битие - к смерти, метафизический ужас, одиночество, тоска, человекман, пограничная ситуация, экзистенциальная коммуникация, тошнота и проч.

Концепция Жан-Поля Сартра.

«Экзистенциализм – это гуманизм». Это не пессимизм. Сартр сравнивает экзистенциализм с работой хирурга: это попытка вскрыть сущность человека, а не приукрасить действительность. Знаменитый лозунг: «Экзистенция человека предшествует его сущности», т.е. существование человека предшествует его сущности. Сущность человека – это результат его существования. Никто не рождается ни героем, ни предателем, ни глупым, ни мудрым. Экзистенция человека – это постоянный выбор.

А.Камю «Эссе об абсурде» или «Миф о Сизифе». Главный предмет философии – ответ на вопрос «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, или не стоит?». Жизнь – это абсурд, абсурд повседневности. Последняя работа, которую он написал до смерти, - «Бунтующий человек»: бунт против своей инертности, лености, монотонности жизни.

Карл Ясперс, религиозный экзистенциализм

Автор «Смысл истории», «Духовная ситуация нашего времени».

Экзистенция человека может быть раскрыта только в его религиозности. Основная задача человека – научиться читать шифры, который посылает Бог. Самый мощный шифр – шифр смерти, он абсолютно раскрывает сущность человека.

Аналитическая философия / философия лингвистического анализа

Наиболее яркие представители: Мур, Рассел, Витгенштейн.

Джон Мур приехал в Оксфорд, чтобы изучать Шекспира. В то время в Оксфорде были популярны философские направления, кружки. Он начал обращать внимание на речь философов.

Рассел приходит к открытию логического атомизма. Чтобы изречения были понятны, надо их делать возможно простыми, тогда не будет упреков со стороны оппонентов. Идеальный язык – язык, который не вызывает никаких вопросов.

Все творчество Витгенштейна можно разделить на 2 приода: 1 – соглашение с Расселом, 2 – его критика. Первая мысль: язык должен быть абсолютно аутентичен мысли. Но потом его позиция начинает меняться. Он сравнивает идеальный язык с идеальной поверхностью льда. На идеальной глади льда невозможно двигаться. Так же с языком. Он вводит понятие «языковых игр». Он отказывается от сократовско-платоновской традиции такого понимания языка и говорит, что язык должен учитывать специфику каждого момента, в нем все важно. «Границы языка – это границы мира человека», т.е. если язык примитивен, то примитивен и мир, в котором живет и мыслит человек, примитивно его сознание.

Герменевтическая философия

Герменевтика – (бог Гермес – посредник между миром людей и миром богов) учение об интерпретации, толковании.

В античности и средневековье был термин «Экзегеза», «экзегетика»; экзегетическая практика – толкование писаний каких-то мыслителей.

Наиболее яркие представители: Шлейемахер, Дильтей, Гадамер, Рикёр.

Интерпретация начинается там и тогда, когда имеют место ложное толкование и ложное понимание.

Философия постмодерна

Это направление, которые переосмысливает все критические основания философии. То есть, то, что было ценностным для философии, философия постмодерна рассматривает как нечто второстепенное. Это период деконструкции: деконструкции подвергается онтологоцентризм европейской культуры.

Возникает в 60е годы 20го века, родина – Франция. Наиболее яркие представители: Деррида, Делёз, Фуко.

Основные идеи:

31.10.2011

Лекция 9 «Русская философия»

Среди ученых нет однозначного мнения о периодизации русской философии. Одни говорят, что она началась со времен Русской Правды (9век). Другие – что  в 19м веке, что было связано с Чаадаевым.

Основные черты и особенности.

  1.  Ученический характер русской философии. Являясь достаточно поздним образованием, русская философия училась у западной, причем философы не считали это постыдным. В основном учились в Германии, часто ссылались на немецких философов.
  2.  Внесистематический характер. В русской философии практически не встречаются системы. Единственный мыслитель-системщик – Владимир Сергеевич Соловьев. Система Соловьева называется «Всеединство». Его точка зрения: весь мир – единое целое, в котором все части взаимосвязаны. Он выделяет несколько царств: неорганическое, органическое и социальное (растений, животных, минералов, людей, царство Бога и т.д.). Понять мир как целое возможно только целостным знанием. 3 основных вида знания: научное, философское и религиозное. Для Соловьева Гегель был философом, на которого он ровнялся.
  3.  Нравственно-религиозный характер. Под влиянием Европы в Россию входит в моду вульгарный материализм – упрощенный материализм, который извращает суть материалистической концепции; представители - Фокт, Молишот. Весь мир – только материя, сознание также материально, оно – выделение мозга. То есть, нет таких понятий, как дух, материальность; все духовные сферы воспринимались как фантазии. Мыслители, которые стремились к соединению христианства: Лейбниц, В.Соловьев. Мыслители, которые также пережили атеистический период: Бердяев.
  4.  Антропоцентризм. Проблема человека была действительно центральной практически для всех русских философов.
  5.  Социально-публицистическая направленность. Русские философы всегда активно участвовали во всех процессах, происходящих в обществе. Основная задача – быть практически востребованной.
  6.  Историософический характер. Историософия – «учение о мудрости истории, о развитии истории». Главная проблема – смысл истории. Есть ли смысл в истории? Если да – то в чем он заключается, если нет – каковы последствия бессмысленности истории? «Смысл истории» Бердяева, Н.Трубецкого, Н.Лоцкого; книга с одним названием у многих авторов.

История русской философии.

Огромную роль в формировании русской мысли сыграл Чаадаев. Он выступал с критикой современности, в первую очередь самодержавия. Он хотел, чтобы Россия училась у Европы.

Свои взгляды он писал в Письмах. В знаменитом Пятом письме, опубликованном в журнале «Телескоп», произошел настоящий взрыв в обществе. Общество разделилось за западников и славянофилов. За такую критику общества Чаадаева провозгласили сумасшедшим. Он этого не выдержал, уехал в Лондон. Там он пишет «Апологию сумасшедшего»: Любовь к истине важнее любви к Родине. Вывод, который он сделал: история России учит нас тому, как нельзя жить.

Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Западники: Чечерин, Соловьев, Эрн.

Классическая русская философия начинает развиваться во второй половине 19века и ее пик – 1910е годы.

Основные фигуры:  Соловьев, Н.Федеоров, Л.Шестов, П.Флоренский, Н.Бердяев, Н.Лосский, князья Трубецкие.

Концепция Николая Федорова.

Автор «Философии общего дела». Общее дело – победа над смертью в переносном и буквальном смысле. С его точки зрения современная культура – это культура, в которой господствует культ молодости, которая ориентирована только на молодых. Распалась связь времен. Он хотел, чтобы наука смогла воскрешать людей. Чтобы не было перенаселения, нужно осваивать космические пространства.

Бердяев был ярым противником Федорова. Он считал, что тот нарушает таинство смерти.

Круг интересов Бердяева сосредотачивался вокруг проблем истории, проблемы личности (он считал, что личность противопоставлена обществу, что общество мешает развитию личности).

Райан, говоря о мудром человеке, ссылается на Бердяева: Человек мудр, если 1) он является свободной личностью, 2) знает, как жить хорошо, 3) он живет хорошо, 4) то, что он живет хорошо, является следствием его знания, как жить хорошо.

После Октябрьской революции.

В 1922г 150 представителей русской интеллигенции были посажены на пароход в Берлин, высланы из страны. Большинство отказавшихся уехать было репрессировано. Например, Флоренский – «Русский Леонардо да Винчи». Его работа «Столп и утверждение истины».

Наиболее значимые фигуры советской философии: Мамардашвили, Ильенков, Гайденко, Лекторский, Зинченко.

В середине 1980х начинают публиковаться сочинения философов, ранее высланных на Запад.

ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ

07.11.2011 Лекция 10

«Гносеология»

Гносеология – учение о познании.

Познание – это процесс приобретения и развития знания.

Объект гносеологии – природа человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности (процесс перехода от мнения к знанию).

Главный вопрос гносеологии – вопрос об истине, о ее постижении, критерии истинного знания. Так как человек склонен впадать в заблуждение, следовательно, то гносеология исследует также, как человек впадает в заблуждение и чем отличается истина от заблуждения.

Субъект – тот, кто познает; объект – то, на что направлено познание. Отражение объективной реальности – основной принцип познания.

Начиная с Платона, всех теоретиков начинают делить на тех, кто не сомневается в процессе познания, и тех, кто высказывает сомнение относительно познания мира (агностики).

Исторические формы агностицизма:

  1.  скептицизм (основной тезис Перрона – Человек – мера всех вещей)
  2.  мнение Юма – выйти за границы разума невозможно
  3.  классическая форма агностицизма связана с именем Канта (мир – вещь в себе)

Познание – всегда определенный акт, в котором нечто познается как таковое. В познании всегда содержится узнавание.

Кант пишет: «На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой. Но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума. ». В данное затруднение разум попадает не по своей воли; он начинает с основоположений, которые выводятся из опыта, но, поднимаясь к вершинам познания, замечает, что перед ним возникают все новые и новые вопросы, на которые он не может дать ответа. Агностицизм, или по меньшей мере просто скептицизм, - это логическое состояние разума.

Френсис Бэкон считал, что есть 3 вида познания:

  1.  Пусть паука. Истина выводится из чистого сознания. Данный путь был особенно актуален в средние века, и в первую очередь в схоластике. С точки зрения Бэкона, этот путь не совсем истинный: в нем не учитываются все тонкости процесса познания.
  2.  Путь муравья. «Узкий эмпиризм»: собираются разрозненные факты, логической концептуальной системы не получается.  
  3.  Путь пчелы. Соединяет первые два: опыт и разум.

Формы гносеологии (уровни познания)

  1.  Эмпирическое познание: ощущение, восприятие и представления
  2.  Теоретическое познание: понятие, суждение и умозаключение

  1.  Обыденно-практическое познание – задает специфику любого вида восприятия
  2.  Мифологическое
  3.  Религиозное
  4.  Эстетическое
  5.  Философское
  6.  Научное

Обыденно-практическое познание связано с непосредственным опытом человека; передается из поколения в поколение; недостаточно структурировано; значительная часть его не объединена ни в каких концепции; здесь нет никаких проектов или планов; оно существует в форме слабо связанных и даже разрозненных идей, в форме эмоциональных стереотипов; оно зачастую весьма противоречиво,  это противоречие определяется разными социальными ролями, которые человек выполняет в обществе. Основной недостаток – не существует «всезнания», это поверхностное знание о реальности, но человек может полагать, что этого знания достаточно.

Гносеологические потребности человека имеют свойство резко меняться в периоды социальных трансформаций. Обыватель нуждается в градуированном знании, которое стратифицируется в соответствии с социальной важностью объекта, тем самым мир предстает в сознании поделенным на разные уровни значимости (человек водит автомобиль, не зная принципов его работы; покупает продукты, не интересуясь процессом их производства; платит деньгами, не имея представления об их сущности). Но как только социальная реальность меняется, как только происходят серьезные социальные трансформации, обыденное познание начинает интересоваться данными процессами. То есть, обыденно-практическое познание релятивно.

Знание во многом определяется информативностью, степенью познания. «Знаю – вижу».

Виды гносеологических представлений, которые определяются субъектно-объектными связями:

  1.  Индивидуальный субъект - способный к объективному, истинному видению реальности.

Наивный реализм: субъект обладает способностью к чистому восприятию, умеет (как кажется представителям) воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле. Но каким образом возможно познание объектов, принципиально не доступных чувственному восприятию? Каким образом возможно индивидуальное познание объекта в его всеобщих и необходимых характеристиках, которые должны иметь одинаковое значение для каждого человека? Если содержание сознание субъекта обусловлено совокупностью чувственных впечатлений, состав которых меняется с течением времени, то что тогда гарантирует самотождественность человеческого Я, или его Самости? Поиск ответов на эти вопросы привел к отказу от наивного реализма, потому что, если ему следовать, то возникает угроза солипсизма (направление, которое рассматривает человеческое Я как некую сущность).

  1.  Антропологический субъект – природный человек, телесная организация человека. Все то, что отличает человека от любых других веществ.
  2.  Субъект как сообщество ученых – субъект науки, научного сообщества, которое обращается к реальной практике научного познания.
  3.  Экзистенциальная трактовка субъекта – особые внутренние переживания человека: забота, страх, любовь. Эти чувства наполняются личностной экзистенциальной ситуацией, но свойственны всему человечеству.

Объекты познания:

  1.  На что направлена деятельность субъекта?
  2.  Каким образом получает субъект знание о внешнем по отношению к нему объекте?

Типы гносеологического представления:

  1.  Объект как сущее. Наиболее ранняя концепция объекта, присущая еще античным мыслителям. Они исходили из того, что объект существует независимо от человека.
  2.  Объект как феномен. Кант: объект себя являет, но сущность его остается вещью в себе.
  3.  Объект как «бытие для другого». В рамках этой концепции ответ на вопрос «Что есть эта вещь на самом деле?» определяется тем, что она значит для человека в контексте его конкретной жизненной ситуации.

Модели познавательных отношений

Как складывается процесс восприятия субъекта и объекта.

  1.  Познание как активная деятельность  

субъект объект

  1.  рецептивная модель познания
  2.  познание как отражение объекта
  3.  познание как конструирование объекта: человек относится к объекту как к некой конкретной цели; целеполагание определяет интерес
  4.  парадигмальная модель реальности: связана с концепцией Томаса Куна
  5.  модель лингвистической относительности: гипотеза Сепира-Уорфа, структуры мышления зависят от языковых структур

14.11.2011 Лекция 11

«Наука. Ее специфика. Стадии развития. Проблема демаркации науки»

Наука – особый вид гносеологической деятельности, а также особый социальный институт по выработке, хранению и передаче знания.

Наука как сложный социальный институт, как особый феномен возникает в XVII веке; все до этого периода – преднаучное знание. В XVII веке бурный рост капитализма и материализма вызывает необходимость возникновение особого социального института, который бы способствовал развитию общества. Все успехи в области освоения природы и создания сложных технологических приспособлений, требует более глубоких знаний в той или иной сфере. Знания вызвано хозяйственно-практическими нуждами общества (нет теоретического решения проблем, рационального исследования мира). Появляется профессия – ученый; начинают возникать лаборатории, научно-исследовательские учреждения; создаются различные научные журналы; проводятся научные конференции. Формируется наука и научное сообщество.

Первые зачатки научного знания – в Древнем Востоке, Индии, Китае. Но научное знание носит сокрально-мистичекий характер. Накапливаются знания в математике, медицине, фармакологии. Носителями научного знания были жрецы. Знания обуславливались практическими нуждами. Часто для объяснения какого-либо явления использовались аналогии из жизни людей.

Например, шумерская культура: изобретение колеса, гончарного круга, цветного стекла; они открыли, что продолжительность года – 365 дней.

Теоретическое знание зарождается в античности. Его пик – классической период греческой философии (Сократ, Платон и Аристотель). В период схоластики «оттачивается» логическое мышление: обоснование, доказывание.

Наука в собственном смысле

Этапы становления научного знания:

  1.  Романтический / юнальный.

Конец XVI-XVII века.

Романтический взгляд на мир – это идеализация. Взгляд романтика пытается наделить объект такими чертами, которыми тот, возможно, не обладает. Ученые того времени полагали, что вскоре все тайны бытия станут известными. Тип личности того времени – человек, который стремится к всезнанию. Френсис Бэкон: «Знание – сила».

  1.  Классический.

Большую роль играет механическое естествознание, что связано с именем Ньютона. Он пытался показать различие между вымыслом и умозрительными схемами натурфилософии. Важно было создать теорию, которая могла бы реализоваться в практике. «Гипотез не измышляю». Весь мир, вся вселенная Ньютоном понимается как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных с силами тяготения и мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту (Ньютоновский принцип дальнодействия). Согласно принципу дальнодействия, как полагал Ньютон, любые события жестко предопределены законами классической механики. Движение атомов и тел представлялось как их перемещение в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Эта концепция времени и пространства как неизменных и не зависимых  от самих тел составляла основу механической картины мира.

Природа понималась как простая машина: есть Бог, который, находясь в пространстве, крутит ручку, приводя вселенную в движение.

  1.   Постклассический этап.

С 30х годов XIX века до конца XIX века.

Начинают зарождаться и формироваться эволюционные идеи. Наука активно внедряется в область социальной жизни людей. Этап критического восприятия механической картины мира.

Серьезно исследуются электромагнитные поля. Фарадей (введение понятия электрического и магнитного полей) и Максвелл (создание электродинамики и статической физики).  Материя – не только объект или реальность, а электромагнитное поле. Важные открытия в биологическом знании. Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции живой природы.

Все в целом, в первое десятилетие 19го века подготовлены предпосылки к свержению механического мировоззрения. Закрепили этот поворот 3 открытия: Создание клеточной теории, Открытие закона сохранения и превращения энергии, Теория Дарвина.

Теория клетки создана немецкими учеными Шлейденом и Шваном в 1923-39 годах. Клеточная теория в первую очередь доказала единство всего живого; а во-вторых, - общность происхождения.  

Закон сохранения и превращения энергии сформулирован Майером, Джоулем, Ленсом в 40е года. Признанные ранее изолированными силы (теплота, свет и т.п.) на самом деле взаимосвязаны между собой и представляют разные формы одного и того же движения в природе. Открытие Рентгеном лучей, открытие нейтрона, 1911г Резерфорд обнаружил атомное ядро, Планк вводит так называемый квант действия (постоянная Планка: испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно - квантами). По теории Эйнштейна пространство и время не абсолютны; они органически связаны с материей, движением, между собой. При этом четырехмерное пространство и время, в котором отсутствуют силы тяготения, подчиняется не эвклидовой геометрии.  

  1.  Неоклассический.

50е годы XX века – сегодняшний день. Время «Большой науки». Наука – абсолютная производительная сила.

Синергетика возникает в 70е годы 20 века.

Социальный феномен науки. Наука и общества. Грани взаимодействия.

Ульрих Бэк «Общество риска»: наука двойственна, не носит чисто положительный характер.

21.11.2011 Лекция 12

«Проблема демаркации»

Демаркация – разделение, разграничение.

2 основных вопроса: разграничение философского и нефилософского знания; процесс эволюции научного знания.

Точки зрения:

  1.  Школа «Венского кружка». Карнап, Шлик, Нейрот. В современной реальности существует слишком много школ, которые называют себя научными; так по какому критерию можно отличить научное знание от ненаучного? А) научный текст – четкие, конкретные понятия, которые впоследствии получат название протокольных; Б) принцип верификации, научное знание должно быть экспериментально доказано, обосновано.  

Верификация – доказательность, обоснованность.

  1.  Карл Поппер. Поппер начинает с критики принципа верификации: этот принцип иногда может не срабатывать, и тогда – в биологии «все деревья зимой сбрасывают листву», это научный факт, но можно найти дерево, которое не сбросило листву, и этот факт перечеркнет все правило. Тезис о фальсифицируемости научного знания: научным можно считать только такое знание, которое может быть фальсифицируемо, т.е. опровергнуто. Если знание опровергнуть невозможно, то это не наука. У любой научной теории должен быть свой потенциальный фальсификатор.
  2.  Томас Кун. 1973 книга «Структура научных революций», где он разработал 3 своих ключевых понятия: понятие нормальной науки, понятие научной революции и понятие парадигмы.

Парадигма – устойчивые представления о том или ином объекте, которые разделяются большинством научного сообщества. В рамках нормальной науки ядро парадигмы устойчиво.

Научная революция – это смена парадигм.

Куна интересовал вопрос «Почему происходит смена парадигм»? Он находит 2 основных причины: 1) Развитие научного знания; 2) Антропологические факторы (та или иная парадигма меняется по каким-то субъективным причинам: непримиримая вражда школ, влияние идеологий).

См. Дуденцев «Белые одежды» (кино или книга)

  1.  Поль Фейерабент. Концепция Эпистимиологического (гносеологического) анархизма. Гланый тезис – «Наука ничем не отличается от мифа и религии, это тот же самый мировоззренческий феномен». Он говорит о том, что все они строятся на принципе веры.

Истина. Многообразие подходов к пониманию истины.

 Классическое определение истины. Корреспондентная теория истины.

Этот подход связан с именем Аристотеля. В своей Метафизике он дает определение: Истина – это процесс соответствия знания действительности. Истиной можно назвать только такое знание, которое совпадает с реальностью.

Традиционно истину делят на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – полная истина, которая не может быть скорректирована, дополнена.

Относительная истина – незавершенная, которая является относительной своему времени. В любой истине должна содержаться крупица абсолютной истины.

Когерентная теория истины.

Когеренция – согласование. Истиной можно называть такое знание, внутренние положения которого не противоречат друг другу. Каждое новое положение «вытекает» из предшествующего.

Прагматическая теория истины.

Истина – это то, что целесообразно, полезно.

Экзистенциальный подход к определению истины.

Серин Керкигор. «Истину нельзя знать, в ней можно только быть».

Постмодернистский подход к пониманию истины.

Истин много. Истина как резола (резома?).  

Лекции 13 нет, прогуляли

 

05.12.2011

Лекция 14 «Проблема человека в философии»

Проблема человека (в разных контекстах) – главная в философии на протяжении многих лет, во всех философских направлениях.

В 20м веке возникло особое направление, которое получило название «философская антропология». Ключевые имена: Макс Шелер, Эрнст Кассирер, Гелен, Эрих Фром, и др. В 1928г М.Шелер в одной и своих книг: «Никогда более не был человек проблематичнее, чем сегодня». Эта фраза остается актуальной и по сегодняшний день.

Основные подходы:

  1.  Имманентный.

«Внутренне присущий». Попытка в своей трактовке найти самую яркую черту человека, исходя из которой можно было бы определить, что человек – это вот Это.

Платон: двуногое существо без перьев.

Аристотель: Человек – это политическое животное.

Карл Маркс: человек – ансамбль всех человеческих отношений.

Эрнст Кассирер: Человек – это животное символическое. Ни одно живое существо, в отличие от человека, не умеет создавать символическую среду: язык, мифы, религия, наука, литература и т.п.

Руссо: Человек рождается добрым, но причина всему отрицательному коренится в самом социуме. Т.е. цивилизация портит человека.

Кант: Человек по своей природе – отрицательное существо, он ленив, агрессивен, жаден… Но он становится лучше из-за необходимости выживать: если человек не будет идти на компромиссы, то он не выживет в обществе. Культура «дрессирует» человека, она заставляет его быть более цивилизованным, более мягким.

Эрик Фром: Человек – это существо историческое. Его нельзя относить к «плохому» или «доброму». Такие качества как «зло» и «добро» детерминировано условиями социума. Поэтому человека можно рассматривать только в контексте исторического развития (например, условия голода, войны и проч.)

Хёйзнг: Человек – играющее существо. 1930е годы написал книгу «Homo ludens» - «Человек играющий».

  1.  Трансцендентный.

«Выходящий за пределы». Подходы, которые говорят о том, что человек – это всегда устремленное бытие, «выход» за рамки.

Религиозно-духовный контекст: человек становится человеком, когда он обращается к религии; именно в религии раскрывается его настоящая сущность.

Кьеркегор: человек раскрывает свою экзистенцию только тогда, когда достигает третьей стадии.  

Абрахам Маслоу: Трансценденция – любая возможность человека выйти за границ своего бытия. Например, победа над ленью.

  1.  Эмерджентный.

«Непрерывно возникающий». Человек – это динамика. Человек находится в непрерывном становлении, изменении.

Рене Декарт: Человек является человеком, только когда он мыслит.

Фридрих Ницше: Человек – это канат над пропастью, где отправной точкой его существования является животное, а конечный итог этого пути – это сверхчеловек.

Человек и общество

Что доминирует в человеке: социальное или природное?

Этолог (специалист по животным) Конрад Лоренс. В своих работах он подробно исследует поведение животных; одна из его самых интересных работ – «Агрессия или так называемое зло». В этой работе он анализирует феномен человеческого и животного поведения – агрессию. Это необходимый способ поведения, вне которого ни одно живое существо не может существовать. Однако агрессия бывает разная.

Человек, индивид, личность

Понятие «человек» - предельно общее.

Человек как личность формируется только в конце Ренессанса – начало эпохи Нового времени. Это состояние сопровождается чувством индивидуальности, уникальности. Зачатки личностного восприятия мира начинают формироваться в эпоху Средневековья. Молитв – это личное обращение человека к Богу. Исповедь появляется в начале эпохи Средневековья.

Типы личности в европейской культуре:

  1.  Рациональный тип.

Основные черты этого типа: эгоцентризм, целерациональность, умение мыслить логически. Разум – главенствующий критерий. Вся окружающая реальность может быть осмыслена с точки зрения разума. Этот тип доминирует с 17 по 19 века. Это время бурного развития капиталистических отношений, которая актуализирует человека, для которого Эго, рациональная программа развития – главное.

  1.  Экзистенциальная личность.

Зарождается в 20м веке. Характеризуется глубинными, драматическими переживаниями. Эта личность становится наиболее актуальна после Второй Мировой войны: человек стал себя воспринимать отчужденным, заброшенным, одиноким; состояние полной тоски. Человек воспринимает мир как нечто иррациональное.

  1.  Постмодернистский

Со второй половины 20го века. Это хаотичность, разбросанность, отсутствие устойчивых оснований. Отсутствие аксиологических принципов бытия. Возможность различных планов существования, вседозволенность

  1.  Полифоничная личность

Соединение различных типических черт: иррациональность, экзистенциальность, черты постмодернистской личности. Современный человек и абсолютно иррационален, и целерационален, и не понимает смысла своей жизни.

Концепция человека в идеях Эриха Фрома

Немецко-американский мыслитель 20го века.

«Косвенный» ученик Фрейда. Он сумел переработать и концепцию Фрейда, и других мыслителей, и создать свое оригинальное учение, которое называют наиболее объективной.

На него повлияли Фрейд и Маркс. Поэтому концепция Фрома соединяет биологически-природное и детерминистически-социальное.

Его основные тексты: «Бегство от свободы» (анализ человека с точки зрения свободного и зависимого существа), «Душа человека», «Психоанализ и этика», «Здоровое общество», «Иметь или быть», «Искусство любить» и другие.

С точки зрения Фрома человек – дихотомическое существо. Дихотомии: природное и духовное, биологическое и социальное, иметь или быть, витальное/жизненное и связанное со смертью (дихотомия эроса и дихотомия танатоса). В любом человеке содержатся разные дихотомии.

В любом человеке соединяется тяга к жизни и тяга к смерти, поэтому можно выделить 2 типа человека: человек-биофил и человек-некрофил.

12.12.2011

Лекция 15 «Социальная философия»

Общество – союз целенаправленной и взаимосвязанной деятельности людей.

Примерно до 18го века общество и общность не разделялись; понятие «общество» носило более широкий контекст.

Многие теоретики высказали точку зрения, что общество – это союз людей, который был создал для удовлетворения своих потребностей.

Руссо: общество появилось тогда, когда у человека появилась необходимость сохранять свою собственность (т.е. с появлением капитализма).

Концепция «теория общественного договора»

Концепция «Марксистская теория общества»/«теория экономически-общественных формаций».

Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации в истории человечества.

Базис – экономический способ производства, основа общества. Производительные силы (люди, техника), производственные отношения.

Надстройка – духовная сфера общества (культура, образование, религия, образование, право, наука). Базис определяет надстройку, надстройка закрепляет базис.

Макс Вебер «Рождение протестантизма из духа капитализма».

На смену пришел «информационный подход», где основной критерий – технико-технологический параметр. Исходя из этого параметра общество начинаю делить на: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Традиционное: на первом месте стоят традиции и обычаи. Аграрное общество с примитивными технологиями. Отсутствует социальная мобильность. В традиционном обществе не может возникнуть кризис идентичность (когда человек задается вопросом «Кто я такой?» «Где мое место в мире?»). Жизнь базируется на личных связях (множественная сложная связь, базирующаяся на личном доверии). Практически нет представлений об инновациях, креативности. Отсутствует привычка и умение жить в мире практических абстракций. Абстрактность появляется только с приходом капитализма. В традиционном обществе важно и необходимо следовать и соответствовать социальной роли.

Индустриальное: возрастает роль городов, появляется новый тип человека – буржуа. Время становится деньгами. Актуальными становятся темы будущности, абстрактность, секуляризации, освобождения. Время – это выпущенная стрела. Происходит отказ от божественного измерения бытия, возникает осознание ценности земного мира. Осознание множественности выбора путей развития своей жизни. Тема индивидуализации – человек начинает отвечать за программу своей самобытности. Бодрийяр «Смерть вещей».

Социальная философия – размышления об обществе как системе вне индивидуальных форм, связей, отношениий, которые человек создает своей деятельностью, и над ними.

1 подход: человек – ансамбль социальных отношений (гармония между человеком и обществом)

2 подход: объединяющий подход; человек должен быть уникальным, но общество все равно накладывает на него свой отпечаток




1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
2. Новые люди
3. Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения
4. тип рыночной структуры где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к рав
5. і. Хай Різдво Христове вас благословляє Бог ся рождає.html
6. Измайлово Аэробика 17 лет и старше Финальный тур Ранг Спортсмены Название команды субъект
7. на тему- ВВинниченко та С
8. н свободных незатух.html
9. Английские имена
10.  Опираясь на общие положения создания рекламной концепции позиционирование выбранного товара или услуги-
11. на тему - Организационноправовые аспекты процесса приватизации в РФ в плане обеспечения доходов государства
12. XII 381512 від 24.12.93 ВВР 1994 N 15 ст
13. Тема- составление квартального финансового плана предприятия ОАО
14. Механизация технологических процессов на ферме крупного рогатого скота на 216 голов
15. Агрофирма имени Ленина
16. Организация депозитных операций
17. не что иное как достижение своих целей
18. тема судебной экспертологии представлена следующими разделами- общая теория судебной экспертизы; частн2
19. Маркетинг международного туризма
20. ЭиЖСибирь N 65 декабрь 1997 год А