Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекции по курсу СОЗДАНИЕ И ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Составитель- д

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

40

Лекции по курсу

«СОЗДАНИЕ И ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ»

Составитель: д.т.н., профессор С.Н.Сысоев

г. Владимир

2014 г.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

  1.  Авторское право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.1. Основные понятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

.2. Основные положения авторского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

1.3. Возникновение  авторского  права.  Презумпция  авторства. . . . . . . . . . 25

.4. Срок действия авторского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  29

1.5. Защита авторских прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  30

1.6. Основные положения патентного права. . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  33

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

ВВЕДЕНИЕ

«Без знаний нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка».

А ЭЙНШТЕЙН

«Промышленность движется вперед только благодаря изобретателям. Будь моя воля, я построил бы для них заводы, оборудовав их по последнему слову техники

О. АНТОНОВ, генеральный конструктор

«Как и все граждане страны, я горжусь достижениями наших новаторов. Желаю им еще большей известности, ибо признаниеодно из могучих стимулов любого творчества».

А СТРУГАЦКИЙ, писатель-фантаст

«Невозможно дать полную картину того, как многим мы обязаны изобретателям. Это они преданностью своим идеям, своим упорством одели доисторического человека, помогли людям выйти из животного состояния, освободили их от страха перед природой, облегчили их труд. Близится время, когда о культурном уровне народа будут судить по тому, насколько он заботится о своих изобретателях, помогает им, охраняет их интересы».

«В защиту мира», 1973, М, 30.

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключителным. С временем цивилизация развивалась и росла - появилось исскуство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кино-фильмы, писать гениальные компьютерные программы. Одновременно появились и те кто, наживается на этом. Закон об Авторском праве создан для предотвращения неправомочного использования в своих целях, будь то художественных произведений или баз данных или компьютерных программ, на правовой основе решать о принадлежности интеллектуальной собственности двух и более создателей.

Третье тысячелетие называют «золотым» веком, характеризуемым качественно новым этапом развития науки и техники, отличающимся не только открытиями  качественно новой техники и технологий, но и тем, что человечество начинает  формализовать сам процесс творческого мышления.

Изобретениянациональное богатство России, а изобретательская деятельность ученых, инженеров, студентоводно из основных звеньев научно-технического прогресса. Научно-технический прогрессэто тот локомотив, который способен вывести страну из кризисного состояния. Без изобретений научно-технический прогресс немыслим.

Однако изобретательской деятельностью в нашей стране занимается сравнительно узкий круг лиц. Часто дискутируется вопрос: может ли стать изобретателем каждый человек? Каждый человек изобретать не может, но каждый инженер обязан это делать.

Следует отметить, что слово «инженер» с латинского языка переводится как «изобретатель». Поэтому по своему статусу каждый инженер в процессе своей творческой деятельности обязан разработать хотя бы одно изобретение и положить свой небольшой кирпичик в общее здание научно-технического прогресса.

Вероятно, первыми инженерами можно назвать тех безвестных изобретателей, которые стали приспосабливать камни и палки для охоты и защиты от хищников, а первая инженерная задача заключалась в обработке этих примитивных орудий. И несомненно гениальным изобретателем следует признать того первобытного инженера, который первым прикрепил камень к палке, чтобы эффективнее защищаться и результативнее нападать. Однако безвестные изобретатели первых примитивных орудий не знали латыни и не называли себя инженерами. Тем не менее, перечень достижений инженерной мысли можно было бы многократно продолжить от первобытных орудий труда до полностью автоматизированных станков, от первых маяков до сегодняшних телевизионных башен, от древних дорог и мостов до нынешних космических кораблей.

По количеству инженеров наша страна занимает ведущее место в мире, однако, по количеству изобретений за нами только шестая позиция. В 1992 году на 300 инженеров у нас приходилось всего одно изобретение. В настоящее время эта цифра значительно увеличилась. Иностранные же фирмы, если инженер не изобретает, то они переводят его на техническую должность или увольняют. Поэтому одной из основных задач нашего государства является приобщение инженеров к научно-техническому творчеству и производству конкурентоспособной продукции.

Вторым резервом являются ученые. В 1992 году на 82 ученых приходилось всего одно изобретение. Некоторые ученые после защиты диссертации в творческом плане перестают работать. Хотя, казалось бы, что защита диссертации является стартовой площадкой для активной творческой работы. Однако этого не происходит. Одной из причин такого положения является то обстоятельство, что дополнительные мизерные доплаты у нас производятся не за творческий труд, а за наличие ученых степеней, званий и т. д. При этом администрация и Ученые Советы ВУЗов часто обеспокоены в основном только выполнением плана подготовки докторов и кандидатов наук, но никого не волнует их дальнейшая творческая отдача. В целом ряде Вузов творческая деятельность, например, преподавателя, не учитывается в нагрузке, активная изобретательская деятельность создает для изобретателя в ряде случаев дискомфортную обстановку в коллективе, где при определенных условиях не поощряется указанная деятельность.

Следует также отметить, что на изобретательскую деятельность оказывают негативное влияние и высшие эшелоны власти. Интеллектуальный потенциал, огромные творческие наработки остаются еще пока не востребованными. 14 октября 1992 года в России принят новый Патентный закон, в котором упразднен государственный фонд и введены соответствующие пошлины за подачу заявки, что отрицательно сказалось на развитии изобретательского дела в стране. В переходный период, когда в экономике еще не укрепились рыночные отношения, такое решение, по нашему мнению, было ошибочным.

Несмотря на определенные объективные трудности, ученые обязаны заниматься изобретательской деятельностью и разрабатывать новые конкурентоспособные технологии, реализовывать при этом свой высокий научный потенциал.

Что касается преподавателей и научных сотрудников, то занятие изобретательской деятельностью для них определено функциональными обязанностями. Чтобы приобщить студентов к техническому творчеству, преподаватель сам должен быть творческой личностью и изобретателем, поддерживать на современном уровне свою «техническую» форму, постоянно знакомиться с новинками науки и техники, систематически работать над повышением своих профессиональных знаний.

Отсутствие  учета и стимулирования соответствующим образом творческой отдачи научных работников приводит к снижению эффективности подготовки докторов и кандидатов наук, а также творческой отдачи последних.

Третьим резервом являются студенты. Если мы хотим видеть Россию развитой технической державой, то должны позаботиться о подготовке творческих молодых специалистов.

Вовлечение студентов в активную изобретательскую работу требует:

- широкой разъяснительной работы;

- обучения студентов изобретательскому праву, патентной культуре;

- морального и материального стимулирования успехов студентов.

Именно в этих направлениях и должна проводиться работа в высших учебных заведениях технического профиля.

Трудно переоценить значение научно-технического творчества студентов для их инженерной подготовки, для совершенствования учебно-лабораторной базы. Поиски новых технических решений заставляют студентов глубже вникать в физическую сущность явлений, процессов, обращаться к дополнительной литературе, развивать привычку следить за новинками техники, будят творческую мысль.

Создавая лабораторные приборы и установки, наглядные пособия и тренажеры, студенты приобретают навыки в работе с аппаратурой, осваивают методику измерений, не бояться сложных устройств и механизмов. Созданные ими технические устройства, в свою очередь, способствуют более глубокому, сознательному усвоению материала читаемых дисциплин, повышает уровень их методической подготовки.

Техническое творчество студентов важно и для самоутверждения, для дальнейшего их творческого роста. Оно заставляет студентов поверить в свои силы, в свои творческие возможности, в способность создать в технике новое никем до них еще не созданное. Множество примеров свидетельствует о том, как, получив свой первый патент, обладатели его уже не сходили с трудного, но увлекательного пути изобретательского творчества.

Не менее важной задачей является развитие таких дисциплин как «Основы инженерного творчества», «Поисковое конструирование», «Защита интеллектуальной собственности», относящиеся к области изобретательства, рационализации и патентоведения. В зарубежных технических ВУЗах указанные дисциплины введены в учебные программы уже более 20 лет назад.

В современных условиях актуальным является обучение студентов процессам творческого мышления, самостоятельной работе. В ВлГУ студенты активно участвуют в научно-техническом творчестве и вносят свой определенный вклад в совершенствование учебно-лабораторной базы, в научно-технический прогресс. 

Определенный интерес представляют тенденции развития технических системпереход от исследования природы и практического воздействия на нее на макроуровне к исследованию ее на микроуровне и связанный с этим переход от макротехнологии к микротехнологии.

Микротехнология основывается на совершенно иных принципах, чем технология, имеющая дело с макротелами. Микротехнология строится на основе применения к производству современных достижений химической физики, ядерной физики, квантовой механики. Это новая ступень взаимодействия человека и природы, а самое главноеэто взаимодействие происходит на языке природы, на языке ее законов.

Человек, создавая свои первые технические системы, использовал в них макромеханические свойства окружающего его мира. Это не случайно, так как научные познания природы начались исторически именно с механических процессов на уровне вещества.

Вещество с его внешними формами и геометрическими параметрами является объектом, непосредственно данным человеку в ощущениях. Это тот уровень организации материи, на котором она предстает перед человеком как явление, как количество, как форма. Поэтому каждый технологический метод воздействия соответствовал и во многих современных системах сейчас соответствует простейшей форме движения материимеханической.

С развитием техники все методы воздействия совершенствуются, механические методы в большинстве случаев заменяются более эффективными физическими и химическими методами, в которых трудно различить вещество, являющееся орудием воздействия, и вещество, служащее предметом труда. Здесь нет инструмента непосредственного воздействия рабочего орудия или рабочей части машины, как это имеет место при механических методах. Функцию орудия труда выполняют частицы веществамолекулы, атомы,участвующие в процессе. Причем сам процесс легко управляем.

Переход от механических и макромеханических методов воздействия к микрофизическим позволяет значительно упростить любой технический процесс, добиться при этом большого экономического эффекта и получить безотходные процессы. Необходимо только помнить, что возможности научно-технической деятельности могут успешно реализоваться лишь при соблюдении границ возможного в самой природе, а уж природа ведет свои производства на тончайшем атомном уровне бесшумно, безотходно и полностью автоматически.

  1.  АВТОРСКОЕ ПРАВО 

 В Российской  Федерации  Авторское  право  и смежные  права защищаются на основании Закона,  являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей  территории  Российской Федерации, Законом  Российской Федерации "О правовой охране программ для  электронных  вычислительных  машин  и  баз  данных",  а   также принимаемых   на  основе  настоящего  Закона  законодательных  актов республик в составе Российской Федерации.

Международным договором,  в котором  участвует  Российская Федерация,  установлены иные правила,  чем те,  которые содержатся в настоящем Законе, и он является приоритетным.

1.1. Основные понятия

Творчество –«деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

Техническое творчество«деятельность, которая создает новую и совершенствует старую технику и технологию, обладающих социальной значимость».  

Автором признается физическое лицо,  творческим  трудом  которого  создано произведение;

    аудиовизуальное произведение  -  произведение,   состоящее   из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком),  предназначенное для зрительного и слухового  (в  случае  сопровождения  звуком)  восприятия  с помощью соответствующих технических устройств;  аудиовизуальные произведения включают   кинематографические   произведения, а также  все  произведения, выраженные средствами,   аналогичными  кинематографическим  (теле- и видеофильмы,  диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

      база данных  -  объективная  форма  представления и организации совокупности   данных    (статей,    расчетов    и    т.д),систематизированных  таким  образом,  чтобы  эти  данные  могли быть найдены и обработаны с  помощью  электронной  вычислительной  машины (ЭВМ);

воспроизведение произведения - изготовление  одного  или  более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том  числе  в  форме  звуко- и  видеозаписи,  изготовление  в  трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух  измерениях  -  одного  или   более   экземпляров   трехмерного произведения;  запись  произведения  в  память  ЭВМ  также  является воспроизведением;

воспроизведение фонограммы  -  изготовление  одного  или  более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

запись -   фиксация   звуков  и  (или)  изображений  с  помощью технических средств, в  какой-либо  материальной  форме,  позволяющей осуществлять   их   неоднократное  восприятие,  воспроизведение  или сообщение;

изготовитель аудиовизуального  произведения  -  физическое  или юридическое лицо,  взявшее на себя инициативу и  ответственность  за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального  произведения  признается  физическое или  юридическое  лицо,  имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом;

    изготовитель фонограммы  -  физическое  или  юридическое  лицо, взявшее на себя инициативу  и  ответственность  за  первую  звуковую запись  исполнения  или  иных  звуков;  при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо,  имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

исполнение - представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок  посредством  игры,  декламации,  пения,  танца  в  живом исполнении  или  с  помощью  технических  средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных  технических  средств);  показ  кадров аудиовизуального    произведения    в   их   последовательности   (с сопровождением или без сопровождения звуком);

исполнитель -  актер,  певец,  музыкант,  танцор или иное лицо, которое  играет  роль,  читает,   декламирует,   поет,   играет   на музыкальном  инструменте  или  иным  образом  исполняет произведения литературы или  искусства  (в  том  числе  эстрадный,  цирковой  или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

обнародование произведения - осуществленное с  согласия  автора действие,   которое   впервые   делает  произведение  доступным  для всеобщего  сведения  путем  его  опубликования,  публичного  показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение  экземпляров произведения,    фонограммы    с   согласия   автора   произведения, производителя   фонограммы    в    количестве,    достаточном    для удовлетворения  разумных  потребностей  публики  исходя из характера произведения, фонограммы;

передача в   эфир   -   сообщение   произведений,    фонограмм, исполнений,  постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания  для  всеобщего  сведения  (включая  показ  или  исполнение) посредством  их  передачи  по  радио или телевидению (за исключением кабельного  телевидения).  При  передаче  произведений,   фонограмм, исполнений,  постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир  под передачей в эфир понимается  прием сигналов  с  наземной  станции  на  спутник  и  передача сигналов со спутника,  посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки,  передачи  организаций  эфирного  или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации  эфирного   или   кабельного   вещания   - передача,  созданная  самой  организацией  эфирного  или  кабельного вещания,  а  также  по  ее  заказу  за  счет ее средств другой организацией;

показ произведения  -  демонстрация  оригинала  или  экземпляра произведения   непосредственно  или  на  экране  с  помощью  пленки, диапозитива,  телевизионного кадра или иных технических  средств,  а также  демонстрация  отдельных  кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

    последующая передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений,  фонограмм,  исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для   ЭВМ   -   объективная    форма    представления совокупности  данных и команд,  предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения  определенного результата,  включая  подготовительные материалы,  полученные в ходе разработки программы  для  ЭВМ,  и  порождаемые  ею  аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное   произведение   искусства,   перенесенное   на  предметы практического  пользования,  включая  произведение   художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ,  публичное  исполнение   или   сообщение   для всеобщего   сведения   -   любые  показ,  исполнение  или  сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного  или  кабельного  вещания  непосредственно  либо  с помощью технических средств в месте,  открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному  кругу  семьи,  независимо  от  того,   воспринимаются   ли произведения,    фонограммы,    исполнения,   постановки,   передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в  другом  месте одновременно с сообщением произведений,  фонограмм, исполнений,  постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального,  циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

репродуцирование (репрографическое      воспроизведение)      - факсимильное воспроизведение в любых  размере  и  форме  одного  или более   экземпляров   оригиналов   или  копий  письменных  и  других графических произведений путем фотокопирования или с помощью  других технических    средств,    иных,   чем   издание;   репрографическое воспроизведение не включает  в  себя  хранение  или  воспроизведение указанных  копий  в  электронной (включая цифровую),  оптической или иной машиночитаемой форме;

сдавать в прокат (внаем) - предоставлять экземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в  целях  извлечения  прямой или косвенной коммерческой выгоды;

     сообщать - показывать,  исполнять,  пере-давать  в   эфир   или совершать  иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или  фонограммы),  посредством  которого  произведения, фонограммы,  исполнения,  постановки,  передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового  и  (или) зрительного  восприятия,  независимо  от  их фактического восприятия публикой;

сообщать для   всеобщего   сведения   по   кабелю   -  сообщать произведения,   фонограммы,   исполнения,    постановки,    передачи организаций  эфирного  или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля,  провода,  оптического  волокна  или  с  помощью аналогичных средств;

    фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;

экземпляр произведения - копия  произведения,  изготовленная  в любой материальной форме;

экземпляр фонограммы - копия фонограммы на  любом  материальном носителе,  изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все  звуки  или  часть  звуков,  зафиксированных  в  этой фонограмме.

«Плагиат» (от латинского plagioпохищаю), умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское изобретение (полностью или частично). За такие действия предусмотрена уголовная и гражданская ответственность».

Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.

Наиболее часто плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства. Неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе плагиатом не является, если при таком использовании, несмотря на его неправомерность, указывается действительный автор произведения. 

В зависимости от вида деятельности и области применения, плагиат (компиляция) условно можно разделить на четыре вида, где каждый имеет свое целевое назначение: Профессиональныйпредусматривает присвоение интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений других в профессиональных целях (цельавторитет, заработок, награды, признание и тому подобное). Образовательно-научный плагиатзаключается в присвоении чужого интеллектуального имущества исключительно в процессе получения научной степени, образовательной квалификации или признания в этих направлениях. Социальный плагиатвозникает в бытовых отношениях и не касается профессиональной деятельности. Нормативный плагиатприсвоение законодательных, юридических, методических, научных, практических наработок. Его разница заключается в том, что он является общим без принадлежности к чему-то или кому-то. Например: присвоение программы развития пенсионной системы или предания огласке за своим авторством разработанной методики решения споров в семейном законодательстве.

В нынешнем значении слово «плагиат» в европейских языках начало употребляться в XVII веке. В римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas). Первоначально кража литературной собственности получила название plagium litterarium. Собственно слово «плагиат» (лат. plagiatus) образовано от лат. plagioпохищаю»).

Что является плагиатом?

Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя «Колумбом» истины и, не желая знать о предшественниках, видит в любом повторении собственных мыслей посягательство на свои права.

На самом деле, объектом плагиата является не идея, а её оформление, внешняя оболочка. Масса литературных произведений, не заключая в себе ничего нового по содержанию, имеет, тем не менее, своеобразную форму, новые оттенки выражения мыслей; лишь присвоение этой, глубоко индивидуальной стороны произведения, может быть названо плагиатом. Поэтому нельзя считать плагиатом ни заимствование фабулы (сюжет заимствован и во многих драмах Шекспира, и в сказках Алексея Николаевича Толстого), ни в пользовании готовыми типами (художественный приём, применённый Щедриным в его Ноздрёве и Молчалине), не говоря уже о новой обработке известных во всемирной литературе характеров (Дон-Жуан, Фауст). Равным образом не могут считаться плагиатом сводные работы (рефераты), самой сущностью которых предполагается пользование чужими данными без самостоятельной обработки [источник не указан 148 дней].

В последнее время появились новые, невиданные ранее формы заимствования идей и оформления произведений, в отношении которых нет окончательно установленного представления о наличии плагиата. Одной из такой форм является кино- или литературная новеллизация компьютерных игр или, наоборот, выпуск компьютерных игр по сюжету произведений кинематографа или литературы. Существуют новеллизации таких игр как Doom или Master of Magic, фильм Mortal Kombat по сюжету одноимённой игры. Иногда такие произведения выпускаются по согласованию с авторами оригиналов, даже в рекламных целях, иногда авторы наполняют сюжет игр оригинальным содержимым, которое выводит произведение за рамки плагиата, но возможно и прямое неразрешённое заимствование, позволяющее обвинить автора в плагиате.

Так, в 2007 году в российском сегменте Интернета началась кампания против выпущенной издательством «Эксмо» книги Спиранде, в которой был усмотрен прямой плагиат появившегося в 1998 году игрового сериала «The Legend of Zelda» для приставки Nintendo, автором сюжета которого является Сигеру Миямото. На текущий момент (апрель 2008 года) ситуация ещё не достигла юридического разрешения.

Лингвистический аспект.

Плагиат (речевое воровство) —одна из единиц изучения юрислингвистики. В «Финансовом словаре» указано, что плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет, а также то, что потерпевший от плагиата автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в том числе требовать возмещения убытков. Плагиат по законодательству РФ влечет уголовную ответственность. Только заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается плагиатом. Таким образом, необходимы чёткие критерии для того, чтобы определить, что является плагиатом, а что нет.

Т. И. Стексова посвятила данному вопросу статью «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы», опубликованную в сборнике «Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка». Автор отмечает, что в ходе лингвистической экспертизы проблему определения индивидуального авторства решали в основном, квалифицируя половую принадлежность автора. Т. И. Стексова предложила другой способ установления авторства того или иного текста: анализ модусных компонентов речевого произведения, которые чётко выявляют индивидуальные особенности конкретных языковых личностей, их языковые предпочтения. Модусная информация, содержащаяся в тексте, отражает манеру и способы изложения мыслей автора, которые характеризуют его произведения и которые нельзя изменить без целенаправленных действий, например авторского редактирования.

 Т. И. Стексова определяет плагиат как личностное (субъективное) отношение автора к тому, о чем он говорит, а также к тому, как выстроены его высказывания.

Используются ли автором отсылки на неопределённых авторов и на неконкретные источники или указываются точные источники используемой информации.

Личными или безличными конструкциями оформлена позиция автора.
Степень категоричности (например, использование автором слов со значением долженствования). Особенности в использовании слов с оценочным значением. Стиль изложения (констатирующий, полемически-рассуждающий и т. д.). Характерно ли для автора использование вопросительных конструкций, что ведет к диалогизации монологического текста, или нет.

Отношение к плагиату в разное время.

Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, меняются со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.

Древний мир был чуток к авторской славе, но при этом разрешал заимствования довольно широко. Свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий горячо жаловался на плагиат в знаменитом «Sic vos non vobis», хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге «Сатурналий» собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра.

Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков. Бруни д’Ареццо опубликовал в 1444 г. под своим именем «Историю готов» Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона «De gloria», поместив лучшие места из него в своих сочинениях; Доменики не только выкрал из сочинения Дони свой известный диалог «Della stampa», но вставил в него три «инвективы», направленные против настоящего автора. В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот-Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древнихвсё равно, что сделать морской набег, но обирать современниковвсё равно, что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.» среди прочих средств компенсации недостатка творческих способностей указывал и «плагиаризм», заключающийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами. Крупнейшие писатели этой эпохи не видели ничего плохого в заимствованиях. Мольер, перенесший в «Проделки Скапена» почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу» (фр. «Je prends mon bien où je le trouve»). Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов.

В XVIII веке патер Барр выдал за часть своей «Histoire d’Allemagne» отрывок в 200 страниц из «Истории Карла XII» Вольтера. Сам Вольтер тоже позволял себе мелкие заимствования. Обвинение в плагиате было брошено и в Руссо, но сходство между его «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitalis» не идёт далее совпадения некоторых мыслей. В 1812 г. был раскрыт один из наиболее наглых плагиатов: перевод «Voyage d’Abdoul Rizzak», изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной работы, оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака; плагиатор уничтожил тетрадь с работой истинного переводчика Галлана, не зная, что существует её дубликат.

В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избежали их Мюссе, Золя, Доде. В 1891 г. вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга. Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана.

Михаила Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан другим автором (назывались имена Фёдора Крюкова, В. А. Краснушкина, Ив. Родионова и других).

Современная юридическая практика.

Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.

С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.

Наиболее свежим примером судебного разбирательства о плагиате является Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.

Плагиат в научно-популярной литературе.

Плагиат в научно-популярной литературе тоже встречается, но он труднее доказуем, чем в художественной, так как фразу вроде «Волга впадает в Каспийское море» трудно сформулировать по-другому. В результате в РФ нет ни одного прецедента (Март 2008) судебного преследования за плагиат в научно-популярной литературе, а само явление заимствования приобрело анекдотичные формы при смешении заимствований из энциклопедии Южакова 1896 года и БСЭ 1926 года:
 Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/Плагиат

Как уже было сказано выше, плагиат может влечь за собой различные виды ответственности. Юридическая ответственность за нарушение личных неимущественных прав авторов (в том числе и права авторства) бывает трех видов:

1. Гражданско-правовая ответственность. В ст. 1251 ГК РФ сказано, что в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

. Административная ответственность. В ст. 7.12 КоАП РФ говорится, в частности, о том, что нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

. Уголовная ответственность. В ч.1 ст. 146 УК отмечается, что если присвоение авторства (плагиат) причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, то оно наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев».

Как правило, плагиат в дипломах и научных работах не имеет своей целью извлечение прибыли и крупных ущерб автору тоже, как правило, не приносит. Но в то же время нарушаются его личные неимущественные праваправа авторства. Но восстановление гражданских прав осуществляется в частно-правовом порядке, путем обращения в суд. Что касается лишения диплома о высшем образовании за плагиат, законодательство РФ не предусматривает такую меру ответственности для выпускников вузов. Относительно диссертаций, такая ответственность применяется, и в последнее время стало активно практиковаться лишение степеней кандидатов и докторов наук за плагиат.

С целью борьбы с плагиатом в научных работах, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил разработать систему проверки работ на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Как сообщается, «План внедрения информационной системы» позволит заниматься проверкой на плагиат студенческих дипломов и диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук и установит порядок размещения этих работ в интернете. Ранее, в начале февраля Дмитрий Медведев предложил бороться с этим, выкладывая все работы (в том числе студенческие курсовые) в интернете.

Таким образом, возможно вскоре система проверки курсовых, дипломных и научных работ на плагиат и механизм применения мер ответственности будут внедрены в РФ.

1.2. Основные положения авторского права

Авторское   право распространяется:   

на произведения,  обнародованные  либо   необнародованные,   но находящиеся  в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

    на произведения,   обнародованные   либо  необнародованные,  но находящиеся в какой-либо объективной форме за  пределами  Российской Федерации,   и   признается  за  авторами  -  гражданами  Российской Федерации и их правопреемниками в том числе - гражданами  других  государств  в  соответствии   с   международными договорами Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению  в  соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства,  на территории   которого   имел  место  юридический  факт,  послуживший основанием для обладания авторским правом.

1. Авторское  право  распространяется  на  произведения  науки, литературы    и   искусства,   являющиеся   результатом   творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

  2. Авторское  право  распространяется  как  на   обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное  произнесение,  публичное  исполнение  и  так далее);

звуко- или  видеозаписи  (механической,  магнитной,   цифровой, оптической и так далее);

изображения (рисунок,  эскиз,  картина,  план,  чертеж,  кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

в других формах.

  3. Часть   произведения   (включая   его   название),   которая удовлетворяет  требованиям  пункта  1   и   может  использоваться  самостоятельно, является объектом авторского права.

      4. Авторское  право  не  распространяется  на   идеи,   методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

      5. Авторское  право  на  произведение  не  связано   с   правом собственности   на   материальный  объект,  в  котором  произведение выражено.      Передача права  собственности  на материальный объект или права владения материальным  объектом  сама  по  себе  не  влечет  передачи каких-либо   авторских  прав  на  произведение,  выраженное  в  этом объекте.

 Произведения,    являющиеся    объектами  авторского права

      1. Объектами авторского права являются:

литературные произведения    (включая   программы   для   ЭВМ);

–драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

–хореографические  произведения и пантомимы;

–музыкальные   произведения   с   текстом   или   без    текста;

–аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы   и   другие   кино-   и   телепроизведения);

–произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

–произведения декоративно-прикладного    и     сценографического искусства;

–произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

–фотографические произведения   и    произведения,    полученные способами, аналогичными фотографии;

–географические, геологические и другие карты,  планы,  эскизы и пластические произведения,  относящиеся к географии,  топографии и к другим наукам;

–другие произведения.

      2. Охрана  программ  для  ЭВМ  распространяется  на  все   виды программ  для  ЭВМ  (в  том числе на операционные системы),  которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

      3. К объектам авторского права также относятся:

производные произведения   (переводы,   обработки,   аннотации, рефераты,  резюме,  обзоры,  инсценировки,  аранжировки   и   другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии,  антологии,  базы  данных)   и   другие составные   произведения,   представляющие   собой  по  подбору  или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения  и  составные  произведения охраняются авторским  правом  независимо  от  того,   являются   ли   объектами авторского  права произведения,  на которых они основаны или которые они включают.

  Произведения, не являющиеся объектами авторского права:

      официальные документы (законы,  судебные решения,  иные  тексты законодательного,  административного и судебного характера), а также их официальные переводы;      государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного   творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. 

1.3. Возникновение  авторского  права.  Презумпция  авторства.

1. Авторское  право  на  произведение   науки,   литературы   и искусства  возникает в силу факта его создания.  Для возникновения и осуществления   авторского   права    не    требуется    регистрации произведения,   иного   специального   оформления  произведения  или соблюдения каких-либо формальностей.      Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак  охраны  авторского  права,  который помещается  на  каждом  экземпляре  произведения  и  состоит из трех элементов:

   – латинской буквы   "С"   в   окружности копирайт» –анг. Copyright безусловное право на воспроизведение, снятие копий и т. д. авторской продукции от copyright обеспечивать авторское право, снимать копию +  right правосамо авторское право);

–имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

–года  первого  опубликования произведения.

 Для оповещения  и охране своих смежных прав производитель произведения, исполнитель фонограммы и т.п. вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

латинской буквы «Р» в окружности: ;

  2. При  отсутствии  доказательств  иного  автором  произведения считается  лицо,  указанное  в  качестве  автора  на  оригинале  или экземпляре произведения.

  3. При  опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в  его личности) издатель,  имя или наименование которого обозначено на  произведении,  при  отсутствии  доказательств  иного   считается представителем  автора  в  соответствии с  Законом и в этом качестве   имеет   право   защищать   права   автора   и   обеспечивать   их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения  не  раскроет  свою  личность  и  не  заявит  о   своем авторстве. 

В законе об авторском праве и авторских правах регулируется вопрос авторского права на интеллектуальную собственность, созданную коллективом авторов. 

    1. Авторское   право   на  произведение,  созданное  совместным творческим трудом двух  или  более  лиц  (соавторство),  принадлежит соавторам   совместно   независимо   от   того,  образует  ли  такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.      Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если  она  может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из  соавторов  вправе  использовать  созданную  им часть произведения,   имеющую   самостоятельное   значение,   по    своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. 

. Право на  использование  произведения  в  целом  принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением  между ними.      Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни  один  из  соавторов  не  вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

 В статье 14 закона рассматривается авторское право на служебные произведения.

 .Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

 . Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых соотношениях (работодателю),  если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

 Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливается договором между автором и работодателем.

 . Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование, либо требовать такого указания.

  В статьях 15 и 16 закона об авторских правах рассмотрены неимущественные и имущественные права автора. Автору принадлежат:     

  •  право признаваться автором произведения (право авторства);
  •  право использовать и разрешать использовать произведение под подлинным именем автора либо без обозначения имени, то есть анонимно  (право на имя);
  •  право обнародовать и разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование);
  •  право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
  •  исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом;
  •  права осуществлять или разрешить следующие действия:

воспроизводить произведения, распространять экземпляры любым способом, включая продажу, сдачу в прокат и т.п. (право на распространение), импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), публично показывать произведение (право на публичный показ).

Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов  на коллективной основе, с пользователями.  

 Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора  и без выплаты авторского вознаграждения (статья 18) допускается кроме:

  •  производственной архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
  •  баз данных или существенных частей из них;
  •  программ для ЭВМ, за исключением случаев, включая, внесение изменений в программу для ЭВМ или базу данных;
  •  репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

1.4.Срок действия авторского права

   Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и 25  лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Авторское право   переходит  по  наследству.  Не  переходит  по наследству  право  автора  на  имя  и  право  на  неприкосновенность произведения.

 Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.

      Авторское право   на   коллективное  произведение  действует  в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству.      Наследники каждого   соавтора  пользуются  авторским  правом  в течение 25 лет,  считая с 1 января года,  следующего за годом смерти автора      

    Авторское право организации действует бессрочно.  В  случае  ее реорганизации  принадлежавшее  ей  авторское  право  переходит  к ее правопреемнику, а в случае ликвидации - к государству.

 Авторское право на базу данных.

1. Авторское право действует с момента создания  программы  для ЭВМ или базы данных  в  течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.      

. Срок  окончания  действия  авторского права на программы для ЭВМ и базу данных,  созданные в соавторстве,  исчисляется со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

.Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, выпущенные анонимно или под псевдонимом,  действует  с момента их выпуска в свет в течение 50 лет. Если автор программы для ЭВМ или базы данных, выпущенных в  свет анонимно или под псевдонимом,  раскроет свою личность в течение указанного срока или принятый автором  псевдоним  не оставляет сомнений в его личности,  то применяется срок охраны, предусмотренный пунктом 1 .

.Личные права автора на программу для ЭВМ и базу данных охраняются бессрочно.

 Авторское право может передаваться либо по наследству, либо по авторскому договору. 

Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти полномочия наследников сроком не ограничиваются.

 Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право использование произведения другими лицами.

 Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким способом.  

1.5. Защита авторских прав

За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      1. Обладатели исключительных авторских прав  вправе требовать от нарушителя:

признания прав;

–восстановления   положения,   существовавшего  до  нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

  возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

 взыскания   дохода,   полученного   нарушителем   вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;

–выплаты  компенсации  в  сумме  от  10  до 50000 минимальных размеров оплаты труда,  устанавливаемых законодательством Российской Федерации,  определяемой  по  усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

–принятия  иных  предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

      2. Помимо  возмещения  убытков,  взыскания  дохода  или выплаты компенсации в твердой сумме суд или  арбитражный  суд  за  нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от  суммы,  присужденной  судом  в  пользу  истца.   Сумма   штрафов направляется    в    установленном   законодательством   порядке   в соответствующие бюджеты.

      3. За  защитой своего права обладатели исключительных авторских прав  вправе  обратиться   в   установленном   порядке   в   суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. 

     4. Суд или арбитражный суд может вынести решение о  конфискации контрафактных  экземпляров  произведения  или  фонограммы,  а  также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.      Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или прав по его требованию.

Не востребованные   обладателем   авторских прав контрафактные  экземпляры  произведения  и   фонограммы,   а   также материалы  и оборудование,  используемые для их воспроизведения,  по решению суда подлежат уничтожению.  

  Нарушение авторского права наступает в тех случаях, когда:

1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права.     

2. Контрафактными признаются экземпляры  программы  для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет  за собой нарушение авторского права.

. Контрафактными   являются   также  экземпляры  охраняемой  в Российской Федерации в соответствии  с  настоящим  Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимые в Российскую Федерацию из государства, в котором эти программы для ЭВМ или базы данных никогда не охранялись или перестали охраняться.

Автор  программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

    признания прав;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий,  нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

возмещения причиненных  убытков,  в  размер  которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем;

выплаты нарушителем  компенсации  в  определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме  от  5000-кратного  до 50000-кратного установленного  Законом  размера минимальной месячной оплаты труда, в случаях нарушения с целью извлечения прибыли, вместо возмещения убытков;

помимо возмещения убытков или выплаты компенсации,  по усмотрению суда  или  арбитражного  суда может быть взыскан штраф в размере десяти процентов от суммы,  присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, в доход республиканского бюджета Российской Федерации;      принятия иных,  предусмотренных  законодательными  актами  мер, связанных с защитой их прав.

За защитой своего права правообладатели могут  обратиться  в суд, арбитражный или третейский суд.

Суд или арбитражный суд может вынести решение о  конфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных,  а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении  либо  о передаче их в доход республиканского бюджета Российской Федерации,  либо истцу по его просьбе в  счет  возмещения убытков. 

 

1.6. Основные положения патентного права.

Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права: 

  •  исключительное право;
  •  право авторства.

В случаях, предусмотренных Кодексом [6, статья 1345], автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат также другие права,  в том числе право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца. 

В качестве изобретения [6, статья 1350]охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Полезная модельэто «малое» изобретение. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. 

Таким образом, объектом полезной модели [6, статья 1351] является конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей, т.е. устройства.

В качестве полезных моделей не охраняются: способы, вещества, штампы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных и их применение по новому назначению, а также объекты, не охраняемые в качестве изобретений.

Полезной модели предоставляется правовая  охрана, если она является  новой и промышленно применимой. К полезной модели предъявляется требование относительной мировой новизны (в уровень техники включаются опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и полезная модель, а об их применениитолько на территории РФ).

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из  уровня техники. Требованияизобретательский уровеньк полезной модели не предъявляются.

 В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

 Промышленному образцу представляется охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным.

К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, и сочетание цветов.

 Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не стала известной из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

 При установлении новизны промышленного образца также учитываются (при условии их более раннего приоритета) все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на промышленные образцы.

 Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.

 Не представляется правовая охрана в качестве промышленного образца:

  •  решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;
  •  объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;
  •  объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

пРАВИЛА 

ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ориентировнные 

на промышленное приминение

1. Настоящие правила устанавливают минимальные ставки, условия и порядок выплаты вознаграждений за служебные результаты интеллектуальной деятельности, ориентированные на промышленное применение (использование в промышленной деятельности) (далееРИД), в том числе созданные по государственному или муниципальному контракту, а также при выполнении государственного                              и муниципального задания.

. Договор между работником и работодателем может содержать условия                  о размере и порядке выплаты вознаграждения, не ухудшающие условий, установленных настоящими Правилами. 

. Вознаграждение выплачивается после подачи заявки на государственную регистрацию в соответствующий уполномоченный орган, в случаях, когда РИД подлежит государственной регистрации, и (или) после размещения сведений                     о созданном РИД в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГСУ НИОКР) и (или) в Едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далееучет РИД). 

. Настоящие Правила регламентируют выплату вознаграждения                             за следующие виды служебных РИД:

а) изобретения;

б) полезные модели;

в) промышленные образцы;

г) программы для ЭВМ;

д) базы данных;

е) топологии интегральных микросхем;

ж) ноу-хау (секреты производства).

5. Предусмотренное настоящими Правилами вознаграждение выплачивается при выполнении следующих условий:

а) исключительное право на созданный РИД принадлежит работодателю;

б) работникавтор служебного РИД надлежащим образом уведомил работодателя о создании соответствующего РИД, а также выявил и описал созданный результат интеллектуальной деятельности в объеме, достаточном для осуществления его государственной регистрации и (или) учета согласно п. 3 настоящих Правил.

6. Соглашением работника с работодателем может быть предусмотрено,                  что исключительное право на РИД, созданный в инициативном порядке, но при осуществлении деятельности, сопутствующей основным трудовым обязанностям, принадлежит работодателю. В этом случае работникавтор служебного РИД имеет право на вознаграждение. 

. Выплата авторского вознаграждения предусматривается в следующих случаях:

а) при создании РИД;

б) при использовании (коммерциализации) РИД;

в) за содействие внедрению и (или) использованию РИД.

8. Вознаграждение за создание РИД.

8.1. Выплата вознаграждения за создание РИД производится при условии,             что работникавтор служебного РИД надлежащим образом уведомил работодателя о его создании (в том числе описал РИД), а работодатель в свою очередь принял решение о сохранении за собой исключительного права на РИД, подал заявку                  на государственную регистрацию РИД и (или) осуществил учет РИД в соответствии с п. 3 настоящих Правил. 

.2. Общий объем выплаты за создание РИД рассчитывается от средней заработной платы работника за последние 12 календарных месяцев и составляет             не менее:

а) 20% в отношении изобретения, полезной модели и промышленного образца;

б) 15% в отношении программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

в) 10% в отношении ноу-хау (секрета производства).

.3. Минимальный размер выплаты для авторов, внесших существенный вклад в создание РИД, составляющий не менее 25% от общего объема выполненных работ, не может быть менее:

а) 25% от общей суммы вознаграждения при коллективе авторов                                до 10 человек;

б) 15% от общей суммы вознаграждения при коллективе авторов                              до 30 человек;

в) 10% от общей суммы вознаграждения при коллективе авторов                                до 100 человек.

.4. Выплата вознаграждения за создание РИД осуществляется единовременно по истечении четырех месяцев со дня уведомления работодателя в соответствии                с п. 8.1. настоящих Правил.

.5. В случае создания РИД в ходе исполнения государственного задания, государственного или муниципального контракта средства на выплату вознаграждения по факту создания РИД могут быть предусмотрены в смете расходов, если перечень создаваемых РИД определён на этапе заключения такого контракта и включен в состав соответствующего задания на выполнение работ.

9. Вознаграждение за использование (коммерциализацию) РИД.

9.1. РИД признается использованным, если он применяется в изготавливаемой продукции, технологическом процессе, технической документации, в процессе оказания услуг или иным не противоречащим закону способом, а также при передаче прав на РИД другим лицам на договорной основе.

.2. При возможности расчета прибыли от использования конкретного РИД, величина выплат определяется на основании п. 9.5 настоящих Правил.                         Если полезный эффект от использования РИД не выражается в прибыли, величина вознаграждения должна составлять не менее 2% от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данный РИД, рассчитанной с учётом его характеристик и объёма его использования.

.3. Вознаграждение за использование РИД выплачивается с даты начала использования, в течение всего времени использования, но не может превышать срок действия охранного документа на РИД, выданного при его государственной регистрации в случае, если РИД подлежал государственной регистрации.

.4. При использовании РИД, не имеющего государственной регистрации,               в том числе охраняемого в режиме коммерческой тайны, период выплат определяется договором, но не может превышать срок действия режима коммерческой тайны либо срока полезного использования данного РИД.

.5. Вознаграждение, выплачиваемое автору за использование служебного РИД, рассчитывается от прибыли, ежегодно получаемого работодателем от его использования, и должно составлять не менее:

а) 15% в отношении служебного изобретения, полезной модели                                и промышленного образца;

б) 10% в отношении служебной программы для ЭВМ, служебной базы данных и служебной топологии интегральной микросхемы;

в) 10% в отношении служебного ноу-хау (секрета производства).

9.6. В случае продажи лицензии на использование охраняемого патентным правом служебного РИД, работодатель ежегодно выплачивает вознаграждение                   в размере не менее 10% выручки от продажи лицензии на протяжении действия лицензионного договора.

.7. В случае отчуждения исключительного права на РИД, работодатель выплачивает разовое вознаграждение в размере не менее 15% выручки от продажи исключительного права.

10. Вознаграждение за содействие внедрению и (или) использованию РИД.

10.1. За осуществление работниками подготовительных и вспомогательных работ по внедрению и (или) использованию РИД (содействие внедрению), включая авторский контроль за разработкой конструкторской и иной документации, надзор    за реализацией соответствующего проекта по использованию РИД, предусматривается выплата вознаграждения.

.2. Выполнение работником своих трудовых обязанностей либо служебных заданий содействием использованию РИД не является. Сотрудники, выполняющие свои трудовые обязанности либо служебные задания, поощряются в обычном порядке.

.3. Вознаграждение, выплачиваемое за содействие внедрению и (или) использованию РИД, устанавливается в размере не менее 10% (на всех участвующих во внедрении и использовании) прибыли, получаемой организацией-работодателем от использования РИД. 

.4. Вознаграждение, выплачиваемое за содействие внедрению и (или) использованию РИД, полезный эффект от которого не выражается в прибыли, устанавливается в размере не менее 5% (на всех участвующих во внедрении                       и использовании данного РИД) от доли себестоимости продукции (работ, услуг), приходящейся на использование данного РИД.

.5. Разовое вознаграждение (на всех участвующих), выплачиваемое                      за содействие заключению договоров:

а) о продаже лицензии на использование РИДустанавливается в размере               не менее 10% от стоимости лицензии;

б) об отчуждении исключительного права на РИДустанавливается в размере не менее 5% от суммы такого договора.

10.6. Выплаты за содействие внедрению и (или) использованию РИД являются дополнением к вознаграждению, выплачиваемому за использование (коммерциализацию РИД) и не замещают его. 

11. Выплата вознаграждения, предусмотренного пунктами 9 и 10 настоящих Правил, осуществляется не позднее трех месяцев после истечения каждого года,               в котором использовался служебный РИД, и не позднее трех месяцев после получения выручки от продажи лицензии или отчуждения исключительного права на данный РИД.

. В случае просрочки выплаты вознаграждения работодатель выплачивает автору за каждый день просрочки пеню в размере 0,05% от суммы, причитающейся к выплате.

. При нескольких соавторах вознаграждение за создание и использование РИД делится между ними пропорционально долям, установленным в соглашении            о распределении вознаграждения между ними. Работодатель не устанавливает                    и не пересматривает эти доли.

. Особенности условий и порядка выплаты вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности, не ухудшающие условий, установленных настоящими Правилами, могут быть предусмотрены в локальных нормативных актах работодателя, а также могут быть включены в коллективный договор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  В.И. Дикарев Справочник изобретателя. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". - СПб.: Издательство "Лань", 1999. - 352 с.
  2.  Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству Мн.: ООО "Этоним", 1995. - 384 с.
  3.  Система защиты интеллектуальной собственности государственного высшего учебного заведения Российской Федерации (примерные нормативно-методические материалы). М. МАИ, 1995, 126 с.
  4.  Патентный Закон Российской Федерации //Интеллектуальная собственность, 1992,1-2.
  5.  Теоретические  и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации/Под общей редакцией Корчагина А.Д. М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.-552 с.
  6.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. «Парламентская газета» 21 декабря 2006 г. с.9-56.

39




1. единственной а в их коэволюции осуществляемой посредством многостороннего перекрестного диалога или даже
2. Тема 1 Древнейшие мировые цивилизации
3. Устройство селективного управления работой семисегментного индикатора
4. Цифровой дозиметр
5. пластическому самовыражению перевоплощению в игровой образ развивать творческие возможности продуктивно
6. Особенности невротической депрессии у больных нейродермитом
7. Пояснительная записка Практика Организация делопроизводственных служб Дневник по практике призван
8. Ведение процесса в защиту чужих прав
9. Знак с другой стороны должен быть информативен т
10. ; ctinomycose франц хроническая болезнь вызываемая различными видами актиномицетов
11. Анализ убийства с квалифицирующими признаками
12. Iinu- Рецензенти- доктори економічних наук професори А
13. Они дают возможность следователю своевременно получить необходимую информацию произвести фиксацию матер
14. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА стр
15. Кызыкай аны~ бел~н эч серл~рен с~йл~шерг~ ярата ч~нки ~бисе кызыксынып ты~лый бел~ ~итм~с~ беркайчан да а
16. Тема- Организация закупок товаров на выставках и пути их совершенствования
17. 80 годы прошлого века
18. самый распостраненный в земной коре металл
19. небудь його складових
20. подвижность активность быстроту или замедленность реакций и т