Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Частное учреждение образования
«БИП-Институт правоведения»
Контролируемая самостоятельная работа
Комарова И.К.
Философия природы.
Гродно 2013
Тема: «ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ»
Цель: Раскрыть понятия «природа» и показать связь природы и общества.
План
1. Понятие природы. Формы восприятия природы в истории философии.
Понятие «природа» употребляется, узком и широком смысле. В узком смысле природа это совокупность естественных условий существования человека и человечества.
В широком значении это вся Вселенная, т.е. это материя, взятая во всём многообразии её форм. По отношению к понятию «природа» противоположностью является понятие «культуры», т.е. преобразованная человеком природа, всё освоенное, возделанное, преобразованное человеком.
Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связаны с природой, т.к. сам человек есть часть природы.
В истории философии существовали и существуют различные точки зрения на природу.
В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое. Человек не противопоставляется природе и мыслился как одна из её частей. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно иначе рассматривалась природа в средневековой христианской культуре. Природа и сам человек толковалось как нечто сотворённое Богом. Однако природа считалась чем-то более низким, чем сам человек, т.к. в процессе творения человек был наделён божественным началом душой. А природа души не имеет. Нередко она даже мыслилась как источник зла, которое необходимо преодолеть. Жизнь человека выступала как борение божественного начала души с греховным природным началом телом.
Вместе с тем в недрах христианского мышления существовала и другая линия в отношении природы. Её сущность сводится к следующему: Бог дал людям две книги, Библию в которой его мудрость явлена непосредственно, и книгу природы, где Бог запечатлел свою мудрость «на камне творения». Эти воззрения в дальнейшем сыграли положительную роль в возникновении науки о природе естествознания.
В эпоху Возрождения отношение к природе значительно изменилось. Человек видит в природе источник радости и наслаждения, открыл для себя её красоту.
Природа стала пониматься как убежище, которое противостоит развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Французский мыслитель Ж.Ж.Руссо (1712-1778) утверждал, что переход человека от природного (естественного) состояния к социальному является источником всех несчастий человечества.
В период становления промышленного капитализма (Новое время) возник ещё один тип отношения человека к природе. Сущность этого отношения состоит в том, что человек должен господствовать над природой, а природа это кладовая, из которой можно и нужно брать без всякой меры и счёта.
Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) провозгласил целью науки и научного познания вырвать, отнять у природы все её тайны, чтобы в ней безраздельно хозяйничать.
Такое потребительское отношение к природе во многом сохранилось и до настоящего времени.
Современная, научно-технологическая модель отношения человека к природе в качестве своего идеала видит деятельностно-активное отношение к природе, нацеленное на развитие промышленности, техники, научное познание природы. Особое внимание сегодня уделяется разработке диалогической, партнерской модели отношения человека к природе в контексте концепции устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Философы обращают внимание на опасность неограниченного употребления мощи научно-технического современного общества, предупреждают о трагических последствиях потребительского отношения к природе. Во взаимодействии природы и общества должны утверждаться разумность и гуманность - коэволюция. Коэволюционный императив (требование) в современной цивилизации означает необходимость согласованного взаимодействия человека и природы, поиск оптимального соотношения человека и биосферы, требования соизмерять потребности человечества с реальными возможностями биосферы, запрещать те виды преобразовательной деятельности человека, которые вызывают необратимые изменения биосферы и несут угрозу существованию живой природы и человечества.
2. . Понятия экосферы, техносферы, биосферы и ноосферы
Непосредственная среда обитания человечества и реализации им своей деятельности описывается понятием «экосфера». Экосфера включает в себя часть биосферы Земли, с которой активно взаимодействует общество, гидросферу, часть атмосферы, литосферы, природные ландшафты, а также созданную и постоянно развиваемую человечеством техносферу
Техносфера - естественные отходы жизнедеятельности огромного количества людей, населяющих сегодня нашу планету.
Экология (от греч. eikas - жилище и logos- учение) наука о взаимодействии организмов с окружающей средой. Экология изучает положение человека в экосистемах; антропогенное воздействие на биосферу; взаимоотношения общества и природы, искусственную и естественную среду обитания, техносферу и биосферу.
Природа - сложная система, которая состоит из объектов и процессов, имеющих естественное происхождение. Важной особенностью природы является ее способность к самоорганизации и саморазвитию.
Представление о единстве всех биохимических и физических процессов, протекающих на Земле, принципах развита живого вещества и человеческого общества, понимание жизни как космического явления и другие положения составляют идейный смысл принципа коэволюции.
Современное гуманистическое осмысление взаимоотношений общества и природы представлено в концепциях ноосферы, пределов роста и др. Концепция ноосферы получила развитие в трудах французского философа Тейяра де Шардена и русского ученого В. И. Вернадского.
Биосфера - область живых организмов на нашей планете, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органично взаимосвязаны, образуя целостную динамичную систему. Термин «биосфера» был введен в культурный оборот в 1875 г. австрийским ученым Э. Зюссом.
Мировоззренческое учение о биосфере как об активной оболочке Земли сформулировал В. И. Вернадский в 1926 г., который не только развивал учение о биосфере (живой оболочке Земли), но и активно разрабатывал учение о ноосфере (целостной разумной оболочке Земли, населенной людьми и преобразованной ими).
Ноосфера (с греч. букв. - сфера разума) - качественно новый этап в развитии. биосферы, формируется под влиянием разумной деятельности человека, границы которой постоянно расширяются, что обуславливает высокую ответственность человека за процессы эволюции планеты. Понятие «ноосфера» было введено в культурный оборот в 1927 г. французскими учеными Э. Леруа и П. Тейром де Шарденом. Большой вклад в понимание содержания ноосферы внес В. И. Вернадский, который подчеркивал необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному и бездумному отношению к ней. В современной философии в развитии учения о ноосфере активно используются понятия - техносфера, антропосфера, социосфера.
Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции человека и биосферы.
3. Природа как самоорганизующаяся система и как среда обитания человека.
Природа как всё сущее в бесконечном многообразии своих проявлений в своём развитии проходит ряд ступеней, которым соответствуют определённые структурные уровни материи.
В неживой природе такими уровнями являются:
В живой природе различают:
Человек осуществляет свою деятельность в природе как в среде обитания, создаёт «вторую природу» с материала «первой» природы. Осуществляется, таким образом, обмен веществ между обществом и природой и, если бы этого не было, то была бы невозможна сама жизнь.
В настоящее время эксплуатация природы привела к тому, что масштабы истребления традиционных источников энергии, сырья и материалов стали сравнимыми с общими их запасами в земной природе. То же самое вырисовывается и в отношении естественной (природной) базы для производства продовольствия. Это связано с быстрым ростом населения планеты Земля.
Всё это создаёт объективно-природную и основу и необходимость перехода к более бережному и эффективному использованию природных ресурсов.
Наукой разрабатываются программы, которые учитывают границы допустимого воздействия на природу и необходимого её сохранения и воспроизводства.
4. Природа и общество. Научно-технический прогресс и экология.
Понятие «общество» употребляется в двух значениях: в широком и в узком.
В широком смысле общество это вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком смысле общество это определённая общественно-экономическая формация (или этапы в её развитии).
Природа и общество неразрывно связаны. Природа это не только среда обитания и деятельности человека, но своеобразный арсенал средств труда и специфическая «кладовая» продуктов питания.
Существует несколько отличий природы и общества.
Они различаются по своему содержанию. Общество состоит из элементов, не созданных самопроизвольным развитием природы. Орудия и условия труда и сами люди, способные к созданию средств труда это уже преобразованная («вторая») природа.
Различаются общество и природа и по способу существования. Способ существования живой природы обмен веществ, а способ существования общества является процесс материального производства.
Ещё одно отличие природы от общества. Оно проявляется в специфике законов их существования. Природные законы существовали до возникновения общества и могут существовать без общества, а общественные законы без людей существовать не могут.
Природа не может изменить сущности общества, но оказывает влияние на различные стороны общественной жизни.
Можно выделить несколько аспектов такого влияния:
Современный человек должен заботиться о последствиях своей деятельности в природе, отказаться от стереотипа «завоевателя» природы.
5. Глобальные проблемы
Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях координированных усилий. Обычно выделяют три группы глобальных проблем: 1) глобальные.проблемы, связанные с разнообразными аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего, экологические проблемы: охрана окружающей среды; поддержание динамического равновесия биосферы; опасности последствий истощения энергетических и других природных ресурсов; 2) глобальные проблемы, связанные с взаимодействиями социальных общностей людей, включающие проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости различных регионов Земли; 3) антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества: проблемы роста народонаселения, трансформации и адаптации личности в условиях ускоренного научно-технического прогресса.
Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной человеческой, цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманистического осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогнозирование будущего развития человечества.
Контрольные вопросы
Тестовые вопросы:
1. Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:
а) бытие,
б) материя,
в) небытие.
2. Назовите тип цивилизации, для которого характерна идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
а) западная цивилизация;
б) восточная цивилизация.
в) микенская цивилизация;
г) средиземноморская цивилизация;
3. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:
а) неживое вещество; в) живое вещество;
б) неразумное существо; г) разумное существо.
4. Выделите мыслителей, с чьим именем связана разработка учения о ноосфере:
Ф. Ницше, Э. Леруа, В.И. Вернадский, Г. Гегель, В.И. Ленин, П. Тейяр де Шарден, Ж.-П. Сартр, К. Поппер.
5. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»:
а) сферу труда; в) сферу духа;
б) сферу разума; г) сферу человеческого общения.
6. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой;
б) принцип равновесия природных систем;
в) принцип коэволюции человека и природы.
Задания
Литература
Дополнительная
Философская энциклопедия под ред. В. Константинова. В 5 томах. М. 1960-1970.
Философский энциклопедический словарь. М.1994. Статьи «Философия», «Материализм», «Идеализм», «Диалектика», «Метафизика», «Материя», «Догматизм», «Эклектика», «Софистика», «Агностицизм», «Гносеология», «Онтология».