Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

культура которое издавна применяется в философии и социальном познании

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.5.2024

2

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ, ЕГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ, ЕГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Представление о творческой сущности человека будет неполным без обращения к понятию "культура", которое издавна применяется в философии и социальном познании. Без этого понятия невозможно представить себе способы и формы духовно-практической деятельности человека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми, меру сформированности человеческого начала в человеке. Да и история человека как рода — это ведь и история его культуры, включая и философское творчество. Кратко говоря, культура — это способ, каким человек существует в окружающем его мире. Он существует в мире как древний Прометей, — мужественный носитель огня, того творческого и животворящего начала, посредством которого бытие извлекается из небытия, мертвое становится живым, а дикое природное преобразуется в социокультурное. Это ведь Прометей, как гласит древнегреческая мифология, научил людей ремеслам, возделывать землю и приручать диких животных, овладевать природными стихиями, читать и писать, одним словом, — жить по-человечески. Культура — это творческая сущность человека в многообразных формах своей действительности, способ утверждения человеком себя в качестве Творца.

*   *   *

Культура как социальное явление изучается многими науками. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Археология пытается постигнуть культуру прошлых поколений и эпох. Каждая наука реализует свой, специфический интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия тоже изучает культуру, но она, в отличие от частных наук, рассматривает ее как целостное и многомерное явление общественной жизни. Для философии важно ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в жизнедеятельности человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее места в жизни человека и общества. В философии феномен культуры соотносится с человеком как существом, которому присущи уникальные характеристики и способы существования в мире.

Термин "культура" имеет очень много смысловых значений. В научной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. Философия исследует культуру мышления и научного познания. Социология изучает культуру с точки зрения ее социальной сущности и включенности в жизнь общества. В иных науках, в самой общественной жизни широко применяются такие понятия, как "культура речи", "политическая культура", "культура производства", "экологическая культура". Так что же такое культура с точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное влияние философии на ум человека. По его мнению, философия является "культурой ума", тонким инструментом для познания окружающего мира.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиозным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура — это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.

Напротив, в эпоху Возрождения под культурой стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как воплощение в ней светлого, цивилизованного начала. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Культура измерялась достижениями, прежде всего, наук и ремесел, ее целью считалось сделать всех людей счастливыми, а общественный строй — совершенным и справедливым.

В эпоху Просвещения появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал, в частности, Ж.-Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По убеждению философа, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке происходят не от природы, а от достижений культуры. В связи с этим он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные страны (например, Египет, Греция) легче других оказывались добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить вдалеке от городов и в согласии с природой, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями.

В классической немецкой философии культура воспринималась преимущественно как сфера духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры. Немецкие мыслители подчеркивали, что культура — это мир идей, вещей и социальных институтов, созданный в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался ими как один из законов истории общества. Такой подход отчетливо проявился, в частности, в творчестве И.Гердера. Он развивал идею о том, что культура — это прогресс в развитии способностей человеческого ума. По мнению ученого, важнейшим проявлением культуры является язык как орудие общения. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию. Гердер был убежден, что благодаря культуре становится возможным восходящее движение общества к гуманному состоянию.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало применяться для характеристики творческих ("сущностных'') сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (феодальная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет в перспективе культура коммунистического общества. В марксизме были исследованы различные проявления культуры — культура труда, политическая культура, духовная культура общества.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в социальной философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Так, Ф.Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это принуждение необходимо, ведь человек является существом природным, властолюбивым и антикультурным. Только "сверхчеловек" (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечения стать свободным и независимым. О.Шпенг-лер стал известен своей теорией "локальных культур", в которой он отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его убеждению, вся культура, как "живое тело души", распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов. Ученый выделял и характеризовал 8 локальных культур - египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, русско-сибирскую и культуру народа майя. Все они рассматривались Шпенглером как существующие самостоятельно и независимо друг от друга.

Основатель психоанализа 3. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже Первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью силы социальных норм и запретов. С той поры "техника" подавления человека стала несравненно более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в гораздо большей степени пленником культуры, нежели его первобытные предки, и эта тенденция в итоге может погубить все человечество.

В философии XX века существовали и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба (А.Печчеи и др.) было сделано ударение на необходимости совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А. Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего "живой этикой", как основание "нового гуманизма", в основе которого должно лежать уважение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете, совершенствовать взаимоотношения человека с окружающим миром.

В русской философии понятие культуры традиционно имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Добро — это творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости.

Русская философия подчеркивала также самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экономической жизни и многом другом. Культура России своеобразна, как и сама "русская душа", мироощущение и мировоззрение русского человека. В ней очень большую роль играет духовное начало, культ правды, добра и справедливости, а не вещей и торгашества. К тому же Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Запада и Востока. В силу этого она "обречена" на живой диалог с другими национальными культурами и поэтому имеет богатейшие возможности для обогащения себя благодаря такому взаимодействию.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры как социального явления. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры ("Что это такое?") с позиций философии.

Термин "культура" переводится с латинского языка как "возделывание", "уход", "обработка", "почитание" и т.п. В основе культуры лежит живая и многоликая деятельность человека как присущий ему способ существования, предполагающий активное отношение к окружающему миру, его познание и целесообразное преобразование. Эта деятельность весьма разнообразна по формам и сферам своего появления, и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура является сложнейшим социальным организмом, который "рождается", "живет" и "умирает", уступая дорогу своим "преемникам".

Культура — это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущнос-щных сил и способностей. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т.е. физическую и духовную энергию; процесс их применения (формы созидательной духовно-практической деятельности); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (нравы, институты, традиции и обычаи). Культура — это все, созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир. Это как бы "вторая природа", существующая наряду с обычной природной средой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом: "культура = живая деятельность человека + застывшая деятельность человека". В своей действительности она представляет собой комплекс высоких достижений человечества в различных областях его деятельности. Культура является триумфом и манифестацией подлинно человеческого в человеке как деятельного существа, призванного осуществить, по словам Н.А.Бердяева, "восьмой день творения" мироздания*.(* Следует иметь в виду, что культура имеет несколько измерений: культура индивида, социальной группы и общества в целом.)

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно очень важное примечание. "Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?" - вопрошал русский философ П.А.Флоренский. Будет правильным считать, что культура — это лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и блага общества. Культурно только то, что нравственно. Вот почему, например, умение убивать людей конечно-же, никак нельзя относить к культуре. В таком ведь случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых "культурных" людей в истории человечества. Примеры, подобные этому, указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры, которая характеризует человека с негативной стороны — как существо падшее, как античеловека. К сожалению, антикультура тоже весьма разнообразна, и это свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования. Поэтому деятельность человека всегда следует соотносить с высокими мерками духовности и общечеловеческой морали.

С точки зрения своего внутреннего строения и устойчивого содержания ("культурные универсалии"), культура имеет два слоя. Во-первых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека. Во-вторых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, сами навыки труда людей, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания. Существуют и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органическое единство. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это также и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.

Духовный слой культуры играет специфическую и особо важную роль. По определению С.Л. Франка, культура — это "осадок духовной жизни человечества". Русский художник и философ Н. К. Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством "энергетики" своего духа. Называя культуру "Садом Прекрасным", Рерих на первое место в ней ставил Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом. Подчеркивая значение духовного начала в культуре, известный русский философ Н.А.Бердяев писал: "Культура означает обработку материала актом духа, победу формы над материей. Она более связана с творческим актом человека... творческий акт, в котором есть дикость и варварство, объективируется и превращается в культуру."

Духовное ядро есть то начало, вокруг которого и формируется вся система любой национальной культуры. На протяжении тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, образ жизни*. (* Православие в качестве государственной религии Руси было принято 988 году по инициативе киевского князя Владимира.)

Оно наложило огромный отпечаток на быт людей и их традиции, формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на политическую жизнь и государственность, на искусство (например иконы как жанр изобразительного искусства), на другие стороны культуры русского народа.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее социальных функциях. Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, которая помогает получать знания об окружающем мире и бытии человека в нем. В первую очередь эту роль выполняет наука как важный фрагмент культуры общества. Познание происходит также и в таких формах, как мифы, искусство, религия.

Практическая функция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего. Исследуя экономическую культуру общества, К.Маркс замечал, что человек "...свободно противостоит своему продукту... умеет производить по меркам любого вида..."

Аксиологическая функция означает, что культура являет собой "вместилище" ценностей, т.е. продуктов духовно-практической деятельности человека — идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести, милосердия. Культура — это мир ценностей (аксиосфера), их огромное многообразие — этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.

Существует также и социализирующая функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке — высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (науке и искусству, к традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека. Богатый человек, с точки зрения философии, —это человек, сумевший присвоить себе богатство человеческой культуры в различных ее формах (знания, навыки труда, социальные нормы и т.д.). Культура—это прорыв человека из хаоса и тьмы к свету и полноте своего существования. Русский философ С.Н.Булгаков подчеркивал, что задача культуры — "...очеловечивание мира и обожение человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно."

Когда философия повествует о культуре, то часто в связи с этим употребляет понятие цивилизации. Нередко понятия "культура" и "цивилизация" применяются в одинаковом смысле. Однако это неверно, хотя данные понятия в чем-то, безусловно, и близки друг другу. Следует исходить из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории человечества (собирательская, аграрная, промышленная и др.), ступень в становлении и восходящем развитии человека как активного деятеля и творца. Культура же представляет собой базисное основание и содержание ("содержимое") той или иной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизации присуща своя, в чем-то специфическая культура. Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразным содержанием и характеристиками (тип мировоззрения, образ жизни людей, характер социальных институтов и т.д.). Современная цивилизация, чаще всего именуемая постиндустриальной, формирует собственную культуру, которая имеет свои отличительные черты, и прежде всего — высокий уровень развития науки, техники и технологий.

Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и движение по пути создания и развития культуры (как и антикультуры тоже). Но и наоборот — развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует полагать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указывал, как мы уже отмечали выше, Ж.-Ж. Руссо: прогресс общества совсем не обязательно влечет за собой и прогресс человека. XX в. показал, что при определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые разрушают материальные и иные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и народами. Гибели культуры отчасти способствует и политическая борьба, которая иногда раскалывает нацию на "белых" и "красных", отделяет мораль от политики. Кризис культурного начала проявляется также в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Будучи многогранным явлением бытия человека и жизни общества, культура имеет собственную логику функционирования и развития. Как и сам человек, она тоже погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысле культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее существование обусловлено влиянием множества причин и факторов общественного характера и содержания. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.

На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы общества. Очень часто расцвет экономики означает и подъем культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накопления капитала в Европе (XV — XVI вв.) вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, мореплавания и торговли. Отмена в 1861 г. крепостного права в России и переход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в общественной мысли нашей страны — народничества, марксизма, либеральных учений.

Однако между экономикой и культурой не существует однозначной и упрощенной зависимости. Из истории ведь хорошо известно и то, что развитие в Европе упомянутого нами капитализма сопровождалось колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами за передел мира и место под "солнцем", что в итоге вылилось в первую мировую войну 1914 — 1918 гг. Развитие производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь людей дух торгашества, психологию прагматизма и наживы. Нечто подобное происходит и в современном российском обществе, которое осваивает (часто совершенно бездумно) рыночные отношения в экономике.

Особо следует выделить влияние на культуру со стороны научно-технического прогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом смелой фантазии — невиданными ранее орудиями труда и эффективными технологиями, "умными" машинами, предметами быта, что коренным образом меняет образ и стиль жизни человека. Но надо иметь в виду и все те негативные стороны и опасности, с которыми этот прогресс сопряжен — сложная и громоздкая технологическая инфраструктура на планете, исчерпание природных ресурсов, обезличивание человека на фоне массовых процессов, специфические заболевания нашего времени и многое другое.

Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в обществе крупные перемены, как правило, вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может не только стимулировать развитие материальной культуры, но и своими действиями сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко ведь не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-е гг. XX в. в бывшем советском обществе по политическим мотивам изгонялись за рубеж писатели-диссиденты"' (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.), преследовались крупные ученые (А.Д.Сахаров), известные поэты (В.С.Высоцкий), другие деятели культуры. Появились так называемые "полочные" фильмы ("Гараж" и др.). Зрителю же и читателю предлагались бесталанные произведения, воспевающие власть и "деяния" первых лиц общества (книга "Малая земля" Л.И.Брежнева и т.п.). Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свободу мировоззрений и слова, развитие науки и искусства. Более того, передовые достижения науки и техники могут применяться даже против самих людей, в качестве орудия подавления их свободы. (Об этом в литературной форме написано, например, в романе-антиутопии "1984" английского писателя Дж.Оруэлла).

Национальные особенности народа придают культуре неповторимый колорит (цвета) и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности и прагматизме американцев, юморе французов, долготерпении и щедрости русского народа. Национальное своеобразие проявляется и в духовной, и в материальной культуре. "Дух народа", или его менталитет наиболее очевиден в языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устоявшиеся обычаи и традиции. Например, у славян в день Радуницы (поминовение усопших родственников) "с утра пашут, днем плачут, а вечером — пляшут"; перед выдачей девушки замуж устраивают ей "смотрины" и т.д. Духовная культура народа предполагает также присущий ему приоритет одних ценностей над другими. Так, русскому человеку издавна было свойственно отстаивать общечеловеческие ценности (справедливость, мир) и отвергать эгоистический индивидуализм. Пожалуй, как никто другие, россияне чувствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта, глубоко социальная по своей сути моральная традиция, всегда побуждала русских людей видеть в государстве не просто институт власти и управления, а заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. "Дух народа" проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в неразвитости института частной собственности на землю. Общинная психология и терпеливость русского человека, конечно же, способствовала длительному существованию крепостного права с его принципом "круговой поруки", укоренению практики принудительного труда в различных его формах.)

Влияние выдающейся личности на развитие культуры очевидно, и особых комментариях вряд ли нуждается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в развитие культуры со стороны талантливых и гениальных изобретателей и инженеров, ученых, мыслителей и пророков художников и композиторов, выдающихся политиков и государственных деятелей. Все они — творцы культуры в самых разных формах ее проявления. В этом смысле они являются биофилами (любителями и созидателями жизни), в отличие от некрофилов как разрушителей жизни и культуры. Последние из них — это варвары по отношению к культуре, 1у них существует "геростратова слава" и такая же известность.

Преемственность тоже влияет на развитие культуры, что проявляется в активном влиянии прошлого в культуре на ее настоящее. Без органической связи времен невозможно накопление общечеловеческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Образно говоря, преемственность — это "времен связующая нить" в культурном процессе. В случае же обрыва этой нити наступает так называемая социальная амнезия, т.е. утрата людьми исторической памяти и забвение своего культурного наследия. В таком случае из культуры выпадают иногда целые пласты, накопленные предшественниками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальная забывчивость, т.е. утрата опыта предшествующих поколений и его забвение. Нечто подобное происходило в фашистской Германии в 30-е гг. XX в., когда там фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников — К.Маркса, И.Гете и других. Такое было и в нашей стране, когда в начале 20-х гг. того же века большевики вынудили эмигрировать за рубеж цвет отечественной духовной культуры — писателей, философов, музыкантов, ученых. Несколько позже в стране произошла другая катастрофа — разгром религиозных храмов и гонения на верующих. насильственное насаждение вульгарного атеизма. Социальная амнезия приводит культуру к гибели, а негативные последствия этого сказываются долго, и далеко не всегда могут быть восполнены.

Раскрывая социальную сущность культуры, нельзя обойти и такое явление, как диалог культур, который представляет собой их активное взаимодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Руси огромное духовное воздействие оказала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияли французское Просвещение XVIII в., классическая немецкая философия и классический марксизм. Большую роль в истории русской культуры сыграл Петр Великий, который распахнул "окно" в Европу с ее богатой материальной и духовной культурой. Как никакая иная страна, Россия нуждается в диалоге с другими национальными культурами. Она ведь находится на стыке двух континентов — Европы и Азии, и своей судьбой призвана соединять различные культурные потоки. (Разумеется, следует иметь в виду, что всякий поток может нести с собой и грязную пену. В культуре таковыми являются ее суррогаты, т.е. низкопробные образцы, которые дискредитируют и отрицают культуру). Примером удачного соединения "чужих" культур со своей собственной может быть, в частности, Япония, в жизни которой органично сочетаются национальные традиции и ценности западной культуры — в экономике, политике, быту. Диалог культур ведет к их синтезу, т.е. сложному взаимодействию и соединению культурных потоков и их ценностей.

В силу социальной дифференциации общества, в содержании ультуры всегда существуют социально-классовое (интересы, идеал и др.), национальное (психологический уклад, язык и др.) и общечеловеческое (простые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое начало в содержании, которое передается от поколения к поколению. Это то, что накоплено, освоено и проверено на практике, — например, технологии производства вещей, способы земледелия у различных народов и т.д. В России, как нами отмечалось выше, традиционным был общинный образ жизни, имело место "вечевое" (стихийное) начало в демократии. Вместе с тем, культура несет в себе и новаторское (новое) начало, без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Поэтому между традиционным и новаторским возможны не только гармония, как в нашем примере с Японией, но и противоречия и даже острые конфликты. В политической жизни это проявляется обычно в борьбе между консерваторами и реформаторами, в педагогике — в полемике между сторонниками старой и новой методик обучения и т.д.

Природная среда тоже имеет определенное отношение к функционированию и развитию культуры. Она придает культуре некоторую направленность и определяет отдельные ее формы. Это можно проследить по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жилищу, одежде людей.

Очевидно, что культура, как социальный организм, развивается под воздействием различных факторов, в том числе и природного. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

Первый тип — это культура так называемого "традиционного" общества. Для нее характерно господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление инноваций (нововведений). Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, существует мораль ненасилия и гармонии в отношениях с природной средой. Экономика такого общества основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью. Свобода индивида здесь фактически отсутствует, будучи подменена его зависимостью от "целого" в виде общины, коллектива или государства.

Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), но он до сих пор преобладает во многих странах "третьего мира" (бывшие колониальные страны). Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида, религиозное сознание и социальные мифы) были представлены и в истории российского общества.

Второй тип — это культура так называемого "техногенного" общества. Ей присущи динамичное развитие знаний и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу, психология ее покорения. Активная и целеустремленная деятельность рассматривается как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания природы, в отличие от культуры "традиционного" общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего, как кладовая и мастерская, а человек в ней — умелый работник. Он рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец "второй" природы, а знания — это его основная сила.

"Техногенная" культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив глобальный экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности и нравов. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы "техногенной" культуры. Но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерегают нас на этом извилистом и во многом непредсказуемом пути.

Что касается современной мировой культуры, то она весьма многообразна, поскольку сформировалась в различных исторических, географических и иных словиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многолико и содержательно, ведь оно воплощает исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всегда уникальна; она символизирует его жизненный путь и судьбу, его собственную "нишу" в потоке всемирной истории.

Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, поскольку она внутренне взаимосвязана и пронизана нитями взаимодействия. Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталистический рынок. В считанные столетия (XVII — XIX вв.) он уверенно разрушил сложившиеся в средние века национальные перегородки и стал превращать нашу планету в общий Дом человеческого рода. Открытие в 1492 г. Христофором Колумбом Америки имело в этом смысле действительно всемирно-историческое значение, поскольку в большой мере способствовало преодолению обособленности стран и народов мира. Разумеется, диалог культур существовал и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (например, связи и взаимодействия между странами Средиземноморья в период античности). XX столетие резко ускорило процесс сближения и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тенденции в развитии современной культуры.

Первая тенденция — это стремление к своеобразию и неповторимости, к сохранению собственного "лица", что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре народов. Данная тенденция закрепляется становлением и развитием самостоятельных (суверенных) государств. Благодаря этому современный мир являет собой многокрасочное целое, и каждая страна или регион вносят в эту картину собственные штрихи. Отдельные же очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например, — национальные религии, системы права, экономические модели и т.д.).

Вторая тенденция — это взаимодействие и взаимопроникновение отдельных культур. В наше время этому благоприятствуют единые коммуникации и эффективные средства связи и информации, активный торгово-экономический и иной обмен, наличие общих структур управления этими процессами (например, при ООН существует ЮНЕСКО — организация по вопросам образования, науки и культуры). В итоге исторический процесс становится целостным, сотканным из многочисленных нитей культуры. На основе диалога и синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным полем (пространством). В рамках этого пространства формируются и существуют общечеловеческие ценности, особенно актуальные в наше время, — идея ненасильственного мира, экологической безопасности, и многие другие. Люди все более ощущают себя жителями одного общего дома под названием Земля. Возникает так называемое "планетарное сознание", и мы осознаем себя как бы "гражданами мира", плывущими в одной лодке по волнам мировой истории. Как заметил академик Д.С.Лихачев, наша планета — это "беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). И не только произведений гениев!"

Уникальным примером действия и проявления названных выше двух тенденций является Содружество Независимых Государств,' бывший Советский Союз. Его культурное пространство — это удивительное переплетение языков и религий, психологических укладов и образов жизни, различных форм хозяйствования. В течение многих веков нации и народности ткали разноцветный узор культуры на огромных просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы людские и исторические пути народов, достижения и драмы поколений. Вот почему .мы обречены на то. чтобы жить вместе. И уж тем более, будут жить вместе славянские народы России, Украины и Беларуси, объединенные общими духовными истоками, историей и судьбой. Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных и безответственных политиков и сохранив все же прозрачными наспех созданные границы. Культура ведь по сути своей — это живой организм, общее достояние всех стран и народов, и поэтому мы не сможем жить друг без друга.

Надо заметить и то, что наша отечественная культура переживает сейчас не самые лучшие времена. В России эпохи глубоких реформ всегда порождали в обществе острые идейные и политические страсти, ввергали общество в состояние смуты и разрушительного хаоса. Нечто подобное происходит и сейчас. Рушится являвшийся для нас привычным уклад жизни, падает производство в экономике, создается новая социальная структура, а в духовную жизнь проникает много чуждого нам содержания. Труднее всего в такое время приходится науке и образованию, литературе и другим видам духовного творчества. Они наиболее уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации. Кризис экономический, кризис политический, кризис духовный... — многим кажется, что мир и в самом деле рушится, а культура погибает под его обломками, но ведь этого никак нельзя допустить, ибо если погибнет культура, то погибнет и человечность. И тогда восторжествуют варварство и агрессивный зверь в человеке, а прекрасный мир окажется во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и правителей.

Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество вступает в новую — постиндустриальную, или "ноосферную" цивилизацию. Ее основанием является "научно-технологический" способ производства. Непременными атрибутами этой цивилизации стали многочисленные города с развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и активная творческая личность, институты демократии и многое другое. Складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная культура, которая основана на систематическом применении научного знания. Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с помощью силы и энергии Разума. Темпы развития человечества стремительно нарастают, и никто не сможет точно предсказать, каким будет его грядущее.

Важнейшей характеристикой современного типа культуры является интеллектуальность. В наше время наука становится важнейшим элементом культурного пространства и пронизывает собой все его составляющие. Уже очевидно, что в XXI веке важнейшую роль будет играть интеллигенция как самый образованный класс, осуществляющий сложные виды духовного производства. Научное творчество — это ведущая форма бытия культуры в наше время. Мир, в котором существует современный человек, становится все более искусственным и научно-техническим, а не естественным не природным. Культура окончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как не-природное и над-природное образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем — безжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает их определенного будущего. Это противоречие является источником не только надежд и ожиданий, но и великих тревог за будущее человека и человечества.

Понятие культуры, как это нами было показано выше, выражает и характеризует человека как существо творящее. Вступая в XXI век, нельзя не ставить вопрос: а каким же целям будет подчинена гигантская энергия культуры, созданной нашими талантливыми предшественниками? Человечество наконец-то должно извлечь выводы из своих предыдущих ошибок и заблуждений, стать мудрее и дальновиднее. Две задачи сегодня наиболее важны — это мир между народами и сохранение природной среды. Мир предполагает исключение войн и разрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей планете. Способствовать решению этих задач — в этом и состоит гуманистическая и жизнеутверждающая миссия Культуры как источника вечности человеческого рода. Именно поэтому богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено и сохранено для последующих поколений людей.

Итак, культура — это сотворенный человеком мир, триумф человеческой сущности. В этом мире раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека как существа деятельного, творческого. Культура — это также мир для человека, где черпают знания, навыки и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и культура творит человека в качеств




1. Организационно-экономические основы совершенствования стратегического планирования в туристической организации
2. 131 Хамитова Карина 2013 Казань Овца Долли первое клонированное млекопитающее животное которое б
3. сатып алу туралы Вена конвенциясы сырт~ты сауда сатты~ м~мілені ауызша нысанда жасау~а жол бере меия егер а
4. Понятие и порядок формирования уставного капитала
5. Аут Гротеск и Хроники богини
6. МИНСКЕ УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной и на
7. Методические рекомендации в помощь студентупрактиканту специальности 050146 Преподавание в начальных кла
8. учебник полностью соответствует учебной программе курса
9. Совмещение УСН и ЕНВД предпринимателем проблемы раздельного учета
10. Система органов государства
11. Экология ж~не т~ра~ты даму п~нi бойынша Алматы 2012
12. тема права Источник- В
13. Организация работы и обслуживание козловых кранов
14. Сирано де Бержерак
15. Сознательное и бессознательное
16. Статья- Анархизм в XIX веке
17. My sons I m shortly bout to die; I would hve you know therefore tht in my vineyrd there lies hidden tresure
18. ТЕМА 12- АНТИКРИЗОВЕ ФІНАНСОВЕ УПРАВЛІННЯ НА ПІДПРИЄМСТВІ План 1
19. 123 Методы построения и исследования идеализированного объекта Обнаружение устойчивых связей и зави
20. Реферат Драми Хротсвіти Гандерсгеймської в їх співвідношенні з «оттонівським відродженням