Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

крупнейшее явление в мировой художественной культуре широко известная архитектурнохудожественная школа

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Баухауз. Основные педагогические принципы.

Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

По подобию средневековых сообществ строительства храмов основатель Баухауза Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества. Ведущий педагогический принцип Баухауз - соединение обучения и ремесла. Между художниками и ремесленниками не существует принципиальной разницы. Художник - высшая ступень ремесленника.

Баухауз в Ваймаре 1919-1925 гг. Основные педагогические принципы

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, основанная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг.

Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой. 12 апреля 1919 года предложение Гропиуса получило одобрение временного правительства Ваймарской республики и вновь образованная школа получила имя "Государственный Баухауз в Ваймаре".

В программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз")

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками!

Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

Таким образом, Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:

  •  во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;
  •  во вторых, синтез всех, как называл Гропиус "художественно-производственных дисциплин в общее художественное произведение -"большой дом".

По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. В качестве преподавателей Гропиус приглашал людей одаренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. После приглашения соответствующих педагогических кадров, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов.

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно заканчивал его, начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге "Мой форкурс в Баухаузе и других школах" ставились следующие задачи:

  1.  Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся, сделав так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.
  2.  Облегчить студентам выбор их будущей профессии. Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому "я" - дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.

3. Познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении проблем формы и цвета.

Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился художник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. - Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотрудничество этих художников отмечено более сильной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.

Работа в мастерских велась под руководством мастера (педагоги отказались от академических званий профессоров). Она включала:

  1.  органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;
  2.  подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний - только для наиболее выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советом мастеров школы, либо специально приглашенными цеховыми мастерами;
  3.  участие обучаемых в личных работах мастеров- преподавателей;
  4.  выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказов.

Вальтер Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. На венгерского живописца Ласло Моголи-Надь было возложено руководство мастерской металла. Особая роль была отведена Василию Кандинскому: он вел курс основ формообразования, семинары цветоведения и аналитического рисунка, руководил мастерской настенной живописи и выполнял обязанности заместителя директора Баухауза.

В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Особые требования предъявлялись к знанию производственного процесса.

В основе системы обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: "ученик-подмастерье-мастер".

Деятельность Баухауз носила определенную социальную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Баухауз уделялось проблемам жилища для рабочих.

Это постоянно раздражало политически консервативные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачастую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924 году блок реакционных буржуазных партий, добился пятидесятипроцентного сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925 года Совет Мастеров Баухауза решил закрыть школу в Ваймаре.

У Баухауз были многочисленные противники среди специалистов и общественности, но было немало и сторонников. Вальтер Гропиус получил предложения о предоставлении условий для работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за малым исключением все мастера и ученики Баухауз.

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традициями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудиториями, мастерскими, столовой, административными помещениями, студенческим общежитием и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещениями. Учебно-административные корпуса связываются одноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усиливают стеклянные стены.

Со строительством собственного здания школы возникли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся политиков, немецких и иностранных архитекторов, художников и ученых-, торжественно открыто.

В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепились ваймарские планы развития Баухауза и прояснилась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение. Произошло дальнейшее становление педагогической системы и развитие формообразования. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый образовательный профиль - индустриальное формообразование. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа да- вала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебель из стальных труб.

В октябре 1926 года Баухауз в Дессау был снова признан на государственном уровне и у него появился титул «высшая школа формообразования» с правом присвоения по окончании обучения Баухауз-диплома.

Решение о приеме Баухауз в Дессау было принято на городском Совете 23 марта 1925 года. За это проголосовали депутаты и члены магистрата от социал-демократической и коммунистической партий Германии (26 голосов из 41). Благодаря этой демократической коалиции более семи лет просуществовал Баухауз в Дессау. Однако противники Баухауз сплотились в специально созданном для этого буржуазно настроенном объединении и политическое наступление против Баухауз началось с новой силой. Видя, как все растут силы противодействия, впутывающие в столкновение вокруг Баухауза не только местные круги, но и Рейхстаг, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по его предложению, швейцарский архитектор Ханс Майер (1889-1954).

Ханс Майер больше внимания уделяет архитектуре, связи обучения и исследовательской деятельности со строительной практикой и промышленностью. В это же время Баухауз переносит в свою работу политические и социальные идеи революционного рабочего движения. Возникает студенческая ячейка коммунистической партии Германии. Все это усилило наступление правых. Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз.

Архитектор Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, пытаясь сохранить существование школы, исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Под давлением реакции он даже отменил некоторые прогрессивные достижения работы Баухауз. Занятия приблизились снова к академическим формам, которые ограничивали продуктивную работу в мастерских.

Однако, после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых правые силы получили дальнейшее усиление, был поставлен вопрос о прекращении выделения средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Баухауз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.

Баухауз в Берлине 1932-1933 гг.

Людвиг Мис ван дер Роэ делает попытку спасти школу в форме частного института. Баухауз переселился в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей телефонной фабрики. Почти весь преподавательский персонал и студенты прибыли в Берлин. С переменой места появились новые надежды: возможностей в крупном столичном городе было гораздо больше, чем в «глухой духоте маленького города». Однако, после прихода фашистской диктатуры, судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммунистическая литература. Присутствующие педагоги и студенты, которые не смогли предъявить свои документы, были забраны в полицию. Здание было опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил - как и когда-то в Ваймаре - Баухауз ликвидировать.

Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Вагенфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до сих пор, и одно из самых престижных в современных интерьерах офисов - кресло «Василий» М.Бройера из никелированных стальных труб.

В разные годы в Баухауз преподавали Иоганнес Иттен, Георг Мухе, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Ласло Моголи-Надь, Пауль Клее, Юст Шмидт, Юзеф Альберс. Директорами Баухауз были Вальтер Гропиус (1919- 1928 гг.), Ханс Майер (1928-1930гг.), Л.Мис ван дер Роэ (1930-1933 гг.).







1. на тему- Нефтехимическая и химическая промышленность РБ
2. Реферат- Растительный мир Украины
3.  Понятие и признаки преступления
4. Применение онтологии для использования активных агентов
5. Реферат- Банковская и финансовая системы
6. двум странам особенно популярны Прага и Париж или обзорные когда за одну поездку посещается 48 стран
7. стия в них приводится в качестве причины слабости гражданского общества в России теми кто объясняет
8. Крупные океанические течения чаще всего проходят вдали от берегов а потому влияние их на береговые формы не
9. Ветлужская средняя общеобразовательная школа Ветлужского района Нижегородской области
10. Битва под Москвой
11. і Характеристики пластичності при випробуванні на розтяг
12. Ж-Ж Руссо
13. практический журнал электронных публикаций Основан в 2000 г
14. 4 балла Организатор ~ 3 балла Факультет ~ 3 балла Название- Концер
15. Курсовая работа- Жак Неккер
16. Реферат- Экономическая система Давида Рикардо
17. Юридические функции права1
18. ТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МАКЕТНЫЙ МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ
19. вариант ~ туры в Тайланд из Красноярска а точнее ~ путевки на чудесный остров Пхукет
20. Отпечатки времени Русская печатная графика 18начало 20 века из собрания РОМИИ в рамках художественновыст