Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Короткая нефтяная компания

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ПЕРЕРАБОТКА

Бег по кругу в поисках нефти

"Короткая" нефтяная компания "НОРСИ-ОЙЛ" нуждается в надежных поставщиках сырья

Нынешний год может стать решающим для нефтяной компании "НОРСИ-ОЙЛ", созданной в 1995 г. на базе НПЗ "НОРСИ" ("Нижегороднефтеоргсинтез"). Администрация Нижегородской области и руководство компании надеются, что наконец-то удастся обеспечить долговременную и стабильную загрузку завода нефтью. Для этого предполагается передать акции "НОРСИ-ОЙЛ" в управление или в собственность крупным нефтедобывающим компаниям, в первую очередь "ЛУКОЙЛу" и "Татнефти". Но нефтяники имеют собственные интересы, от баланса которых во многом зависит будущее нижегородского топливно-энергетического комплекса.

Сергей ЦЕЛИБЕЕВ,
"Интерфакс-АНИ", специально для "Нефти России"

"Своя" компания карман не тянет?

История возникновения "НОРСИ-ОЙЛ" как вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) достаточно поучительна. В середине 90-х годов нефтяной сектор России поделился, и "Нижегороднефтеоргсинтез" не остался в стороне. Правительство сначала хотело включить "НОРСИ" и закрепленные за ним сбытовые предприятия в НК "Роснефть". Интерес к "НОРСИ" проявлял и Татарстан, но республике в лице "Татнефти" был ну жен при этом полный контроль над заводом. Оба варианта не устраивали руководство "НОРСИ" и администрацию Нижегородской области.

Идею создания "короткой" нефтяной компании на базе "НОРСИ" и сбытовых предприятий Волго-Вятского региона продвигали генеральный директор НПЗ Юрий Егоров и сменивший его в 1994 г. Владимир Стариков. Дирекция была заинтересована в том, чтобы повысить статус НПЗ и сохранить его независимость. "НОРСИ" поддержала и возглавляемая Борисом Немцовым администрация Нижегородской области. Регион претендовал на роль одного из ключевых в России, и поэтому было бы очень кстати обзавестись собственной нефтяной компанией. Отсутствие своего сырья не казалось тогда пугающим препятствием.

После долгих переговоров правительство РФ дало разрешение на создание нефтяной компании "НОРСИ-ОЙЛ", но при условии, что государство снимет с себя ответственность за обеспечение НПЗ нефтью, а новая ВИНК войдет в состав финансово-промышленной группы (ФПГ) с добывающими нефть структурами.

1 сентября 1995 г. постановлением правительства РФ было создано ОАО "Нефтяная компания "НОРСИ-ОЙЛ", уставный капитал которого был сформирован из контрольных пакетов акций акционерных обществ "НОРСИ", "Нижегороднефтепродукт", "Владимирнефтепродукт", "Марийнефтепродукт", "Удмуртнефтепродукт" (впоследствии он вышел из компании под давлением правительства Удмуртии) и "НижегородНИИнефтепроект". Сначала компанией по совместительству руководили представители директорского корпуса "НОРСИ", что делало разницу между двумя структурами весьма условной. Почти год компания "раскачивалась". Между тем, снабжение завода нефтью ухудшилось: в 1994-1995 гг. он почти лишился оборотных средств и оказался на грани банкротства. Поставщики сырья все меньше верили в его платежеспособность, а средств на предоплату не было ни у самого "НОРСИ", ни у новой компании. В 1996 г., когда финансовое состояние НПЗ стало совсем плохим, руководство завода решило перевести все финансовые потоки на "чистую" от долгов компанию. С октября 1996 г. "НОРСИ-ОЙЛ" начала реальную финансово-хозяйственную деятельность, но главной проблемы это не решило.

Между "Татнефтью" и "ЛУКОЙЛом"

В 1995-1996 гг. "НОРСИ-ОЙЛ" и нижегородская администрация вели переговоры о создании финансово-промышленной группы с участием нефтяников и крупных банков. На эту ФПГ возлагались большие надежды: нефтяники должны были загрузить завод нефтью, банки дать крупные кредиты на его реконструкцию, а область при этом привлекла бы мощные нефтяные и финансовые потоки. Несколько иначе думали потенциальные партнеры нижегородцев.

Первыми провалились переговоры с давним и традиционным партнером "НОРСИ" - АО "Татнефть". Позиция руководства Татарстана была однозначна. "НОРСИ" строился под татарстанскую нефть, а значит, должен перейти под контроль "Татнефти". Это не устраивало руководителей ни "НОРСИ-ОЙЛ", ни области. Первые опасались, что завод "зальют" высокосернистой татарстанской нефтью и тем самым ускорят коррозию оборудования, вторые усматривали в действиях соседа стремление подчинить себе экономику области. Нижегородцы настаивали на равном участии двух нефтяных компаний в ФПГ. Компромисс так и не был найден.

Осенью 1996 г. была зарегистрирована ФПГ "Волжская компания", ее основными участниками стали "НОРСИ-ОЙЛ", "ЛУКОЙЛ", Альфа-банк и ОНЭКСИМбанк. Но группа так и не заработала и через год-полтора фактически распалась. Во многом ее участь определило отсутствие реальной государственной поддержки.

Компания "ЛУКОЙЛ" начала проявлять интерес к "НОРСИ" еще в 1995 г., присоединившись к переговорам о создании "нефтяной" ФПГ. Крупнейшая российская ВИНК тогда добывала нефти почти в три раза больше, чем могла переработать на собственных НПЗ, и поэтому она, в принципе, была заинтересована в том, чтобы сконцентрировать переработку части сырья еще на одном крупном НПЗ. "НОРСИ" же благодаря своему географическому положению имеет весьма удобную схему транспортировки нефтепродуктов, в том числе на экспорт, а также выход на крупные рынки сбыта центральных регионов России. Эти достоинства во многом компенсировали недостатки "НОРСИ": изношенность оборудования и довольно низкую (менее 60%) глубину переработки нефти.

Но, естественно, наладить эффективную схему переработки сырья в рамках аморфной финаново-промышленной группы с множеством участников было маловероятно. Предложения нижегородцев оказались неприемлемыми не только для "Татнефти", но и для "ЛУКОЙЛа", и компания заявила о выходе из ФПГ.

Осенью 1996 г. снабжение "НОРСИ" нефтью стало критическим, и "ЛУКОЙЛ" выступил в роли спасителя нижегородской компании.

К тому времени Борис Немцов в целях финансового оздоровления компании добился смены руководства "НОРСИ-ОЙЛ" и продвинул в ее президенты руководителя нижегородского банка "Гарантия" Сергея Кириенко. Нижегородский губернатор видел в "ЛУКОЙЛе" компанию, способную решить энергетические проблемы отрасли, а "ЛУКОЙЛа" проявлял заинтересованность в сотрудничестве с Нижегородской областью. С конца 1996 г. "ЛУКОЙЛ" начал прямые поставки нефти на "НОРСИ" в объеме 500 тыс. т в месяц под гарантии области.

С конца 1996 г. компания "НОРСИ-ОЙЛ" в своей стратегии преимущественно ориентировалась на "ЛУКОЙЛ". Если в 1996 г. на его долю пришлось 24% всего объема поставленной на НПЗ нефти, то в 1997 г. (с учетом поставок через операторов) она увеличилась почти до 60%. Доля "Татнефти" соответственно снизилась с 23 до 21,6%.

Когда правительство решило в 1997 г. продать акции "НОРСИ-ОЙЛ" на аукционе и коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, "ЛУКОЙЛ" был открыто назван наиболее вероятным победителем: у него были самые лучшие шансы выполнить условия конкурса - поставка не менее 10 млн т нефти в год, вложение 180 млн "новых" рублей в реконструкцию "НОРСИ" и погашение части его задолженности в федеральный бюджет. Но коммерческий конкурс так и не был назначен, а из-за этого фактически не состоялся и аукцион по продаже 15% акций. "НОРСИ-ОЙЛ" так и не смогла определиться ни с собственниками, ни со стратегическими поставщиками сырья.

Второй заход в те же двери

В 1998 г. "НОРСИ-ОЙЛ" рассчитывала увеличить переработку нефти, но надеждам не суждено было сбыться. Год стал критическим для всей российской нефтепромышленности. Из-за падения мировых цен на нефть и августовского кризиса в России "ЛУКОЙЛ" и другие нефтедобывающие компании начали испытывать трудности и сокращать поставки для "НОРСИ". К началу 1999 г. они достигли беспрецедентно низкого уровня - в среднем 300 тыс. т в месяц (менее 30% загрузки мощностей НПЗ). Фактически прекратила поставки "Татнефть". Усилия руководства нижегородской компании по снижению затрат и жесткой экономии не смогли полностью компенсировать убытков от катастрофического падения объема переработки. Внутри компании усилились центробежные тенденции: руководство завода стало претендовать на право самостоятельных закупок нефти, а сбытовым предприятиям пришлось брать на реализацию продукцию других НПЗ из-за отсутствия собственной.

Иллюзии относительно возможности развития "НОРСИ-ОЙЛ" как полностью самостоятельной нефтяной компании начали таять еще в конце 1996 г., но теперь от них не осталось и следа. Руководству компании и области пришлось признать, что единственным путем выхода из тупика может стать частичное или полное слияние с нефтедобытчиками. В итоге был выбран компромиссный вариант - передача акций во временное управление.

По плану приватизации "НОРСИ-ОЙЛ" 45% ее акций было закреплено в госсобственности, 40% подлежали продаже на инвестиционном конкурсе. Остальные 15% были выставлены на спецаукцион в декабре 1995 г., и почти весь пакет тогда купили аффилированные структуры "Татнефти". Позднее часть этих акций выкупил "ЛУКОЙЛ". Сейчас 85,45% акций "НОРСИ-ОЙЛ" принадлежат государству, 8,41% - ЗАО "Татнефть-Нижний Новгород", 6,01% - ООО "ЛУКОЙЛ-резерв-инвест", 0,13% - другим акционерам.

В 1997 г., как уже отмечалось, госпакет акций "НОРСИ-ОЙЛ" был "раскреплен" с целью продажи, но даже в то сравнительно благоприятное время конкурс провести не удалось. Сейчас это еще менее вероятно. Нефтедобывающие компании могут взять акции разве что даром, лишь гарантируя поставки нефти на НПЗ. Но такой вариант неинтересен государству вообще и Нижегородской области в особенности. Область выступила с инициативой передачи всех 85% акций в трастовое управление на 5 лет. Акции получит область, которая затем передаст их в управление нескольким (предположительно, трем) компаниям пропорционально объемам поставок нефти. Эта идея отражена в протоколе, подписанном 26 марта 1999 г. в Казани нижегородским губернатором Иваном Скляровым и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и, по словам И.Склярова, согласована с президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым. Таким образом, два участника определились, третьего пока не называют. Известно, что в последнее время "НОРСИ-ОЙЛ" ведет активные переговоры с Тюменской нефтяной компанией и НК "ЮКОС". А губернатор И.Скляров заявил, что третьей будет одна из госкомпаний.

Каждый из потенциальных участников проекта в идеале хотел бы иметь контрольный пакет "НОРСИ-ОЙЛ", и государство здесь могло бы выступить в роли своеобразного арбитра. Но при наличии третьего участника контрольного пакета явно не будет ни у кого. Судя по всему, нелегкая задача "справедливого" раздела акций "НОРСИ-ОЙЛ" выпадет на долю правительства.

С кем лучше, придется решать государству

За три с лишним года существования "НОРСИ-ОЙЛ" так и не решила свою первоочередную задачу: стабильное обеспечение НПЗ сырьем. Эксперимент Нижегородской области по организации нефтяной компании без нефтедобычи оказался менее удачным, чем создание подобной ей Центральной топливной компании в Москве. Многочисленные кадровые перестановки (сейчас в "НОРСИ-ОЙЛ" уже пятый по счету президент) и обращения к нефтедобытчикам не помогли. Забыв о давней договоренности с правительством, руководство области настаивает, чтобы оно занялось обеспечением компании нефтью. Губернатор И.Скляров предложил правительству загрузить "НОРСИ" сырьем государственных нефтекомпаний в рамках госзаказа. Москва соглашается рассматривать проблему "НОРСИ-ОЙЛ", но конкретных результатов пока нет.

За сырьем приходится обращаться все к тем же "ЛУКОЙЛу" и "Татнефти". У обоих интерес к "НОРСИ" еще не угас. Татарстан начал строить собственный НПЗ на базе АО "Нижнекамскнефтехим". Но огромная стоимость этого проекта (более 1 млрд долларов) в нынешних условиях делает его реализацию (по крайней мере, достаточно быструю) маловероятной и едва ли целесообразной. От строительства своего НПЗ Татарстан пока не отказывается, но внимания "НОРСИ" уже уделяет больше. Но, желая контролировать нижегородскую компанию, "Татнефть" вряд ли сможет поставлять ей более 5 млн т нефти в год (столько зафиксировано в протоколе, подписанном 26 марта с "НОРСИ-ОЙЛ"), а этого не хватит даже для минимальной рентабельной загрузки "НОРСИ" (7-8 млн т в год). "ЛУКОЙЛ" сейчас также не готов полностью снабжать "НОРСИ" (на этот год планируется поставить не более 2,5 млн т нефти), не получив контрольного пакета и не расширив свои добывающие мощности.

Падение переработки нефти на "НОРСИ" в 1997-1999 гг.

1997 г., тыс. т

1998 г., тыс. т

в % (к соответствующему кварталу 1997 г.)

1999 г., тыс. т

в % (к 1 кварталу 1998 г.)

1 квартал

3847,3

3610,5

93,8

982,9

38

2 квартал

3443,3

2647,5

76,9

3 квартал

3192,2

2634,6

82,5

4 квартал

2837,4

1485,4

52,4

Вариант Нижегородской области: не отдавать "НОРСИ-ОЙЛ" полностью какой-либо одной компании, а создать "пул" по его загрузке с примерно равными долями участников - интересен для "НОРСИ-ОЙЛ" и региона, но, как и мертворожденная ФПГ "Волжская компания", малореален или, по крайней мере, недолговечен из-за разных интересов потенциальных участников.

Выбор сырьевиков для "НОРСИ-ОЙЛ" весьма ограничен, поскольку компаний с "избыточной" нефтедобычей в России не более пяти-шести. Для самой "НОРСИ-ОЙЛ", по словам ее нынешнего президента Вадима Воробьева, привлечение в стратегические инвесторы "ЛУКОЙЛа" было бы наиболее реальным и надежным решением сырьевой проблемы.

Обеспечение загрузки предприятия позволит не только выжить "НОРСИ-ОЙЛ", но и провести реконструкцию завода, стоимость которой оценивается более чем в 500 млн долларов. В прошлом году по заказу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) был проведен технико-экологический и финансовый аудит "НОРСИ-ОЙЛ" с целью определения возможности выделения кредитов на модернизацию НПЗ. ЕБРР в принципе готов дать деньги, но при условии стабильной поставки хотя бы 6 млн т нефти в год и завершения приватизации компании. Выполнить эти условия можно лишь с обретением стратегического инвестора. Учитывая тенденцию дальнейшего падения добычи нефти в России и низкие мировые цены на нее, а также нынешний уровень загрузки "НОРСИ", есть опасения, что и указанные ЕБРР "скромные" 6 млн т могут стать недостижимым рубежом. Поэтому государству, которое так и не смогло обеспечить эффективную работу компании, придется ускорить решение ее судьбы.

Наша справка

Проектная мощность "НОРСИ" - 21,9 млн т.

Реальная мощность при нынешнем состоянии оборудования - 18,8 млн т.

Переработка нефти "НОРСИ" по годам, в тыс. т (в скобках - глубина переработки в %):


1993 г. - 19405 (54,7),
1994 г. - 15869 (53,8),
1995 г. - 12502 (54,1),
1996 г. - 10849 (53,1),
1997 г. - 12320*(52,4),
1998 г. - 9387 (57,0).

* "ЛУКОЙЛ" стал основным поставщиком "НОРСИ-ОЙЛ".




1. рефератов по дисциплине ФИЛОСОФИЯ ФГОС ~ 20010 для студентов очной формы обучения по направлениям 03
2. бым смыслом для врачей и других медицинских работников
3. Экономика управление право Кафедра Социальногуманитарные дисциплины Мифологич
4. Казахстан в годы ВОВ
5. Контрольная работа Вариант 8 Выполнил- Студент 1 курса группы 16СПО о-о 080114
6.  Санитар морга бюро СМЭ в рабочее время находился в нетрезвом состоянии за что зав
7. Штат Техас english
8. Анализ движения денежных средств на примере «Прибайкальского райпо»
9. Графическое отображение кривой предложения является примером использования такого метода познания как
10. поле создаваемое электрическим зарядом
11. тематик и естествоиспытатель основоположник прагматизма и семиотики
12. Коэффициент, снижения которого является преимуществом вагонов большой грузоподъемности, называется ТАРА
13. SUBJECTIVUS Жалобы-на тяжесть в правом подреберьеувеличивающуюся после физической нагрузке; на отеки нижних ко
14. Хлопхлоп Ведущий раздает роли со звуками жестами
15. Видеоматериалы Глоссарий Персоналии
16. Правила чтения Дифтонги диграфы
17. Тема 7 Смутное время
18. д. 3 г.Киров Кировская область 610004 Исх.
19. І. РІЧКИ Гідрологія ~ це- Класичні праці яких вчених випередили європейську гідрологічну науку XVIII
20. на тему Теория вопроизводства и кризисов М