Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Контрольная работа по дисциплине Культурология Вариант 13 Выполнил- Баранов А

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра истории

Контрольная работа по дисциплине

«Культурология»

Вариант №13

Выполнил: Баранов А.А.

Группа: ЗМ-13

Шифр: ЗМ-13058

Проверила:  Соловьёва Татьяна Борисовна

Новокузнецк

2014

2

Содержание

[1] План

[2] Введение

[3] 1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

[4] 2. Миф и религия в культурной жизни греков.

[5] 3. Античная наука и философия.

[6] 4. Поэзия.

[7] Заключение

[8] Список литературы

3

План

1. Понятие античной культуры.

2. Исторические особенности культуры Древней Греции и Рима.

3. Происхождение и основные этапы византийской культуры.

4

Введение

Античная культура (I тыс. до н.э.- V в. до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные, и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.

Данная тема очень актуальна, сейчас все мы возвращаемся к истории, пытаемся узнать разные исторические факты, возможно, именно античная культура, когда то полностью поменяла нашу жизнь ещё до нашей эры.

Цель реферата: объяснить, что значит термин «Античная культура»;

показать отличия античной культуры от культуры древнего Востока;

узнать какой вклад внесли древние греки в мировую культуру;

показать, как происходило формирование византийской культуры.

5

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

1) Античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

2) Античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.

Человек не случайно похож на богов.

Главная черта античной культуры состоит в том, что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

6

2. Миф и религия в культурной жизни греков.

Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий – мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества. Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах, этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия, космогонические (об устройстве мира) и эсхатологические (о конце света). Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчуждённым от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека. Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что боги также между собой родственники. Когда появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчинёнными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была “волоокая” (от слова “вол” и “око”) грозная и ревнивая красавица богиня Гера. Главные боги связаны с наиболее полезными домашними животными – быком и коровой. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, также брат Зевса, - владыка подземного царства. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции.

7

Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из не олимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н.э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Не сразу боги получили антропоморфный, т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю эпоху матриархальной, т.е. материнской, общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть.

Однако в эпоху патриархата древние греки создали новую мифологию, антропоморфную. В мифологии этого нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ. В конце VIII – начале VII в. до н.э. поэт Гесиод, чтобы привести в систему мифы, создал поэму “Теогония” (происхождение богов). Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. Но больше всех прославился Геракл, сын Зевса и Алкмены – фиванской царицы. По воле богов он совершил 12 подвигов. Было предание, что Геракл даже сражался с Аидом – богом смерти – и поборол его. Среди мифов о героях популярно сказание об афинском царе Тезее. Он победил Минотавра – чудовище с головой быка и туловищем человека. Миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам. А разве не поэтично сказание о певце Орфее, который зачаровывал своей игрой и пением даже обитателей подземного мира. Из этого мифа видно, как высоко ценили греки искусство и музыку. Греки верили, что олимпийцы охраняют их во время войны и помогают им в деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Герой Геракл освободил Прометея.

8

На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д. Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с мифами. В VI-V вв. до н.э. вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения и изменения. В III-V вв. н.э. неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в художественные образы. В их существование никто не верил.

9

3. Античная наука и философия.

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей, как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой одних только пифагорейцев становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов — Марка Порция Катона (II в. до н. э.), Теренния Варрона (1 в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы.

Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли.

Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появляются руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно назвать работу неизвестного автора «Риторика к Гереннию» (некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона— «Брут», «Об ораторе».

10

Большое развитие получила наука о праве; правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в 1 в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно отметить 18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сцеиолы (они, к сожалению, ни сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались и в многочисленных речах Цицерона.

В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, (филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н. э.). Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик Теренций Варрон, автор сочинения «О латинском языке» и многих других произведений.

Античная философия послужила фундаментом всего последующего развития общественного сознания Европы, определила направления религиозной проблематики философии средневековья (номинализм и реализм) и Нового времени (эмпиризм и рационализм).

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой  – формирующаяся именно в Древней Греции наука. Основоположником древнегреческой  философии  считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.),  а его продолжателями  были  Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен  (ок.585-525 гг. до н.э.).

Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

  

11

4. Поэзия.

Лучший поэт Вергилий (70 – 19 до н.э.) пишет поэму «Энеиду» 6 лет. Друг Вергилия – поэт Гораций (65 – 8 до н.э.). Он опубликовал свои «Оды» - 3 книги лирических стихотворений. Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее – миф о том, что троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций – классическую римскую лирику. Он воспевал доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о пирушках с друзьями. Едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению поэзии. Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему поэту эпохи Августа – Овидию (43 до н.э. – 18 н.э.). Наиболее значительное его произведение – поэма «Метаморфозы». Он собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (свыше 200) и пересказал в поэме. Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Императору Августу это не нравилось, он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и умер, проведя 10 лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии».

12

Заключение

Античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Эти ценности воплощали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин, Оффенбах, Стравинский и другие великие творцы европейской и мировой культуры. Греческий язык и латынь оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.  

В данной работе я выполнил все поставленные мною задачи:

объяснил, что значит термин «Античная культура»;

показал отличия античной культуры от культуры древнего Востока;

узнал, какой вклад внесли древние греки в мировую культуру;

показал, как происходило формирование византийской культуры.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы". Ф. Энгельс.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться  категории  научного мышления,  велик вклад античности в развитие астрономии,  теоретической математики.

13

Список литературы

  1.  Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки. – М.: Просвещение, 1993.
  2.  Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1988.
  3.  История Древней Греции: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа,2000.
  4.  Культура Древнего Рима. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1985.
  5.  Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1955.
  6.  Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997.
  7.  Лосев А. Ф. История античной эстетики. — М., 1963—1988.
  8.  Малюга Ю. Я. Культурология: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 1998.
  9.  Немировский А. И. и др. Античность: история и культура. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999.

10) Полевой В. М. Искусство Греции. — М., 1970.




1. туфля без задника плоская деревенская лепешка на рис
2. информационное общество
3. Общие условия судебного разбирательства
4. Інноваційний розвиток готельних підприємств
5. Задание 1. Произвести группировку имущества предприятия по местам нахождения и источникам образования и сфор
6. Яков Перельман- штрихи к портрету
7. 4000 Roskilde Denmrkhttp---hjem
8.  Судейский корпус судейское сообщество и статус судей- понятие и общая характеристика Судейским корпу
9. Чайковский и члены династии Романовых
10. Психологические особенности профессионального отбора
11. Пресс-релиз в системе связей с общественностью компании Омскэнерго
12. Сцинтиграма органів грудної клітки
13. Ислам не причастен к подрывам и терроруВся Хвала Аллаху Господу мировМир и благословение Аллаха нашему пр
14. Дипломная работа- Методика формування навичок зображення форми у процесі графічної діяльності молодших школярів
15. тематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление теоретическ
16. пособие по курсовому проектированию Для всех специальностей Рекомендовано УМС
17. тема государства 27
18. Всплеск самоубийств
19. Витебская ордена Знак Почета государственная академия ветеринарной медицины Кафедра
20. Контрольная работа- Трансформация недемократических режимов в демократию