У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Композиционное моделирование Методические указания к лабораторным работам

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирская государственная автомобильнодорожная академия (СибАДИ)

Кафедра Архитектура

Методические указания  к лабораторным работам  для студентов

специальности «Архитектура»

по дисциплине «Композиционное моделирование»

- 1 семестр

Составитель Е.А.Титова

Омск 2011

УДК 72.036(87)(076)

ББК85.11я7

М 15

Рецензент

Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета

Методические указания для студентов специальности «Архитектура» к лабораторным работам  для студентов специальности «Архитектура» по дисциплине «Композиционное моделирование» - 1 семестр /сост. Е.А. Титова. Омск: 2011.-  с.

Указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине.

Предназначены для студентов специальности «Архитектура» 1-го курса, включают вопросы общей подготовки к творческой деятельности, даны практические советы по макетированию. Подготовлены на кафедре Архитектура.

©Титова Е.А., составление, 2011

©Оформление. СибАДИ, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей современного архитектурного образования является развитие абстрактного мышления и воображения, а также выработка профессионального мировоззрения, своего творческого метода, поэтому основой будущей профессиональной деятельности архитектора является композиционная и художественно-графическая подготовка, помогающая выразить творческий замысел автора, к сожалению, не имеющая аналогов в школьной программе. Опыт показывает, что чем выше художественно-графические навыки у учеников, приобретенные до поступления в вуз, тем легче они справляются с программой обучения в университете. Данные методические указания призваны помочь успешно преодолеть этот наиболее трудный этап в системе непрерывного образования, являющийся переходным от довузовской подготовки к началу образования в вузе. Они помогут в развитии навыков абстрактного и образного мышления, пространственного восприятия, ознакомят учащихся с техническими приемами макетирования, научат моделировать различные геометрические тела, помогут изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы, познакомят с основными понятиями композиционного построения и моделированием предметно-пространственной среды.

Данное издание поможет успешно преодолеть очень важный для творческих вузов первоначальный этап обучения, когда учащиеся знакомятся с основными принципами своей будущей профессии, получая при этом необходимые навыки в самовыражении, а также внесет неоценимый вклад в развитие общей художественной культуры личности, обеспечив свободу в выражении своей мысли художественно-графическими средствами. Приобретенные знания будут полезны в разнообразных творческих поисках, в том числе и в решениях экстерьеров и интерьеров различных зданий и сооружений, поиске дизайнерских форм, оформлении витрин, при составлении рекламы и рекламных объявлений и т. д.

Собственно говоря, мы будем иметь дело с макетным моделированием, отображающим весь творческий процесс в целом, а не только конечный результат. Однако прежде чем перейти к решению всех этих сложных задач, необходимо овладеть общими приемами макетирования, познакомиться с формообразованием простых геометрических тел, с общими закономерностями композиционного построения объекта, что и будет рассмотрено ниже.

1. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Для создания хорошего макета необходим качественный подбор используемых материалов и инструментов, что, наряду со способностями и стараниями учащегося, является залогом успеха в изготовлении макетов. Основными материалами для макетов служат простые в использовании бумага типа «ватман» и тонкий картон. Ватман бывает двух видов: рулонный и форматированный, в листах 60x80 и в папках размерами 30x40 или 30x20. В макетировании используют также и акварельную бумагу, которая по своим характеристикам более приближена к картону. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов возможно использование как тонированной, так и белой поверхности для большей выразительности творческого замысла. Для работы с бумагой и картоном требуются следующие инструменты:

1. Хорошо заточенный макетный нож или резак с выдвижным лезвием.

2. Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого ножа нет, то возможно использование измерителя с сильно заточенной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуля с рейсфедером, для этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и крепко зажимается.

3. Ножницы с прямыми концами.

4. Клей (наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, т. к. он белого цвета и не оставляет следов на листе), для приклеивания цветной бумаги к ватману или картону при цветовой композиции используется резиновый клей.

5. Специальная доска из фанеры, пластика или оргалита.

6. Линейки предпочтительно металлические, т. к. они не портятся макетным ножом (желательно с резиновой подкладкой на нижней поверхности, чтобы она не скользила по бумаге, и с выступом сверху, за который ее удобно держать).

7. Цветная бумага.

Залогом успешного выполнения макета является точное черчение и чистое изготовление деталей и разверток. Чтобы лишний раз не пачкать лист, для откладывания размеров или деления отрезков вместо карандаша используют измеритель, где возможно. Для этого требуется иметь качественный набор чертежных инструментов:

  1.  Готовальня — комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. В продаже имеются готовальни как отечественного, так и зарубежного производства разных видов. При покупке готовален следует обращать внимание на то, чтобы в инструментах было меньше пластмассовых деталей. В готовальню должны входить следующие инструменты: круговой циркуль с карандашной вставкой большой и маленький (кронциркуль или «балеринка»), измеритель.

2. Чертежная доска или подрамник для вычерчивания разверток, деталей макета.

3. Рейка, натянутая при помощи лески на доску или подрамник, для проведения взаимно перпендикулярных и параллельных линий. Рейка крепится на подрамник с помощью четырех гвоздей и, передвигаясь параллельно кромке листа бумаги или натянутого подрамника, обеспечивает необходимую точность черчения. При покупке рейку необходимо проверить, для этого проводим прямую линию, а затем переворачиваем рейку и проводим линию по той же грани рейки, если линии полностью совпадут, то рейка хорошая. Аналогично проверяются и все линейки.

4. Прямоугольные треугольники под углами 30°, 60° и 45°, для проведения прямых, параллельных, перпендикулярных и наклонных линий. При покупке треугольники также необходимо проверить. Проверка проводится аналогично проверке линеек, но только в этом случае к прямой линии восстанавливаем перпендикуляр и проверяем совпадаемость сторон треугольника.

5. Карандаши твердостью НВ, Н, 2Н, ЗН, или по российским стандартам ТМ, Т, 2Т, ЗТ. Возможно использование карандашей-вставок с толщиной грифеля 0,3—0,5 мм, типа Rotring, Stadler и т. д.

6. Резинки мягкие типа «Архитектор», «Кохинор» и т.д.

7. Лекала, имеющие различную форму и служащие для вычерчивания кривых линий.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ

Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета, и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора. Однако рулонный ватман при скручивании не представляет собой ровной, гладкой поверхности, пригодной к использованию. То же относится и к свернутой в рулон форматированной бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной, ее необходимо натянуть на подрамник или доску. Подрамник — это деревянная обрешетка, выполненная из реек, на которую набивается фанера. Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист ватмана с длинами сторон, на 2—3 см превышающими длины сторон подрамника, мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1—2 минут. Затем, слегка встряхнув, кладут на лежащий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглаживают, разгоняя воду к углам. Затем осторожно наклеивают, промазав подрамник или доску по торцам клеем, внимательно следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА, казеиновый клей или клей, приготовленный из муки, разбавленной водой, до консистенции сметаны. Не натягивая лист, без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист по краям и закрепить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизонтальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить развертки и выполнять другие необходимые операции. Теперь расскажем о некоторых основных приемах придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ — способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3—5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке.

Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

Если вам необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм мы используем П-образные или Г-образные в сечении элементы, т. к. они обладают геометрически предельной жесткостью. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше. После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию.

Самый лучший способ склейки это склейка встык (на ребро), но для этого нужен достаточный опыт работы с макетами. Существует более простой вариант склейки приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Отвороты также надрезаются в сторону загиба. Этот метод приклеивания наиболее эффективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилиндрических объемов, где требуется иметь закрытыми все поверхности. В этом случае надо очень тщательно по окружности сделать надсечки отворачиваемых треугольничков, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоугольной частью развертки цилиндра.

Для большей выразительности в макетировании часто используется цвет. Для приклеивания цветной бумаги к поверхности листа ватмана или картона применяется резиновый клей, который не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно разгладить поверхность приклеиваемого листа. Для того чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Качество будет идеальным. Если на развертке имеются грани, то надсечки для их сгиба выполняются после приклеивания цветной бумаги. Бывает интересным и более качественным вариант, когда размер приклеиваемой цветной бумаги на 1 мм меньше размера грани к которой приклеивается. В этом случае по краям грани остаются узкие белые полосы. Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски белой бумаги, при этом для тонирования бумаги применяют обычно акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета гуашевые краски или тушь. Для этого бумага должна быть обязательно натянута на подрамник, после чего она прокрывается при помощи кисточки, если нам нужно тонирование акварелью, или тампуется, если мы работаем тушью или гуашью. Для тамповки используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку. Краска наносится на бумагу легкими постукивающими движениями, тогда она ровно ложится, а если покрасить лист без натяжки подрамника, он покоробится. Только после того, как краска высохнет на листе, можно вычертить развертку, сделать нужные надрезы и только потом приступить к сборке деталей макета.

Лабораторная работа № 1. Простые геометрические тела

Сложные объемно-пространственные композиции состоят, как правило, из простых линейных, плоскостных или объемных элементов. Что касается объемных форм, то для объемной формы (тела) характерно относительное равенство размеров по трем координатам, (измерениям).

Помимо соотношения размеров объемные тела имеют и другие характеристики, такие как характер очертания их поверхности.

По этому признаку можно разделить все объемные тела на четыре группы:

  1.  Тела, образованные плоскостями, имеющими перпендикулярные ребра (кубы, прямые призмы);
  2.  Тела, образованные наклонными плоскостями (пирамиды, наклонные призмы и др.);
  3.  Тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (сфера, конус, цилиндр и др.);
  4.  Сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.

Изучение объемных форм мы начнем с простых геометрических тел, из которых, как из детского конструктора в дальнейшем будем создавать сложные объемно-пространственные композиции.

Правильные многогранники (призмы, пирамиды). Многогранником называется геометрическое тело, ограниченное многогранной поверхностью, состоящей из плоских многоугольников. Каждая сторона многоугольника служит одновременно стороной другого. Сами многоугольники называются гранями, а общие их стороны - ребрами, точки пересечения трех и более ребер - вершины многогранника.

ЗАДАНИЕ 1. Выполнение макетов простых геометрических тел (рис. 1, 2).

Цель: Овладеть первичными моторными навыками макетирования.

Задачи: Познакомиться с основными начальными приемами изготовления макетов объемных форм.

Требования: Выполнить макеты: куба (8x8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды  (сторона  8  см,   высота  16см), конуса  (диаметр  8  см,   высота  16см)  по предложенным образцам.

Методические указания: Приведенные на схеме развертки куба и пирамиды (рис. 3) склеиваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ровными и четкими, необходимо с внешней стороны бумаги по линии сгиба сделать надсечку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не прорезать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки. Основания конуса и цилиндра (окружности) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный клапан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку нанести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентгеновских снимков. Для склеивания основания с боковой поверхностью цилиндра, на обоих кругах основания построить отвороты в виде треугольников, затем надрезать отвороты с наружной стороны, загнуть и склеить объем (рис. 1).

Рис. 1

На   всех   приводимых   далее   исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответствует линии основного контура и прорезается насквозь; пунктирная линия — невидимый контур, ее надо надсечь с изнаночной стороны; самая тонкая линия соответствует надсечке с лицевой стороны.

Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не пользоваться карандашом, а делать уколы измерителем в нужных местах. Сначала на выкройках делаются надсечки, а потом сквозные прорези.

Рис. 2

Рис. 3. Развертки куба, цилиндра, пирамиды, конуса

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРТОК ПОВЕРХНОСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Разверткой поверхности многогранника называют плоскую фигуру, полученную в результате последовательного совмещения с плоскостью чертежа всех граней многогранника.

Рассмотрим построение разверток некоторых простейших тел.

Начнем с наиболее характерного объема — куба (рис. 4). У куба все ребра и грани равны, боковая поверхность состоит из четырех равных квадратов, основания куба — два квадрата, тождественные квадратам боковой поверхности. Построим на листе развертку боковой поверхности и граней основания. Затем по металлической линейке делаем надрезы глубиной примерно на 1/3 листа ватмана или тонкого картона. Затем развертку вырезаем. Для того чтобы собрать полученную развертку при достаточной плотности бумаги, грани можно склеить встык друг с другом.

Рис. 4

Однако при недостаточном опыте в макетировании лучше использовать следующий прием. На развертке у каждой грани куба делают отвороты краев, т.е. откладывают от каждой стороны полоски шириной 3—5 мм. Затем делают с наружной стороны надрезы макетным ножом по металлической линейке по линиям сгиба ребер. После этого вырезают развертку вместе с отворотами, осторожно сгибают по ребрам и надрезанным отворотам, аккуратно смазывают отгибы клеем ПВА и прижимают их к противоположенным граням. При достаточной аккуратности выполнения и точности вычерчивания развертки макет получится качественным.

Развертка поверхности прямой призмы представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых граней — прямоугольников и двух равных между собой многоугольников оснований. Для примера взята правильная шестиугольная призма (рис. 5, а). Боковые грани призмы представляют собой равные между собой прямоугольники шириной а и высотой Н, а основания — правильные шестиугольники со стороной, равной а. Так как размеры граней известны, построение развертки нетрудно выполнить. Для этого на горизонтальной прямой последовательно откладывают шесть отрезков, равных стороне основания а шестиугольника, т. е. 5а. Из полученных точек восстанавливают перпендикуляры длиной, равной высоте призмы Н. Соединяя полученные отрезки, проводят вторую горизонтальную прямую. Полученный прямоугольник (Н/6а) является разверткой боковой поверхности призмы. Затем на одной оси пристраивают фигуру оснований — два шестиугольника со сторонами, равными а. Контур обводят сплошной основной линией, а линии сгиба — штрихпунктирной тонкой с двумя точками.

С помощью подобного построения можно вычертить развертки прямых призм с любой фигурой в основании. Разница будет лишь в количестве и ширине граней боковой поверхности.

Аналогично строится и развертка поверхности цилиндра (рис. 5, б). Только ширина ее равняется d (длине окружности основания).

Развертка поверхности правильной пирамиды представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых граней — равнобедренных или равносторонних треугольников и правильного многоугольника основания. Для примера взята правильная четырехугольная пирамида (рис. 6, а). Решение задачи осложняется тем, что неизвестна величина боковых граней пирамиды, так как их ребра не параллельны ни одной из плоскостей проекций. Поэтому начинают построение с определения величины ребра SA способом вращения (см. рис. 6, в). Определив длину наклонного ребра SA, равную s'a1, проводят из произвольной точки s, как из центра, дугу окружности радиусом s'a1. По этой дуге откладывают четыре отрезка, равных стороне основания пирамиды, которое на чертеже спроецировалось в истинную величину. Найденные точки соединяют прямыми с точкой s. Получив, таким образом, развертку боковой поверхности, пристраивают к основанию одного из треугольников квадрат, равный основанию пирамиды.

Развертка поверхности прямого кругового конуса представляет собой плоскую фигуру, состоящую из кругового сектора и круга (рис. 6, б).

Построение выполняют следующим образом. Проводят осевую линию и из точки, взятой на ней, как из центра, очерчивают радиусом R1, равным образующей конуса s'a', дугу окружности. Затем подсчитывают угол сектора по формуле = 360°  R/L, где R — радиус окружности основания конуса; Lдлина образующей боковой поверхности конуса. В примере = 360° 15/38 = 142,2°.

Этот угол строят симметрично относительно осевой линии с вершиной в точке S. К полученному сектору пристраивают круг с центром на осевой линии и диаметром, равным диаметру основания конуса.

Рис.  6. Построение разверток поверхностей пирамиды и конуса

Лабораторная работа № 2. Усеченные геометрические тела

Продолжаем изучение простых геометрических форм, но уже с помощью различных сечений.

ЗАДАНИЕ 1. Макеты усеченных геометрических фигур (рис. 7).

Цель: Ознакомиться с построением сложных разверток геометрических тел.

Задачи: Освоить выполнение макетов геометрических фигур, имеющих усеченную форму.

Требования: Выполнить макеты усеченных призмы и цилиндра по предложенным образцам (рис 8, 9).

Самостоятельно построить развертки и выполнить макеты усеченных пирамиды и конуса.

Размеры: цилиндр диаметр 60 мм, призма сторона 30 мм, конус диаметр 60 мм, пирамида сторона 40 мм, высота всех фигур 90 мм.

Методические указания: Все секущие плоскости располагаются под углом 45°.

Эти задания тесно связаны с упражнениями по черчению и композиции, они требуют знания проекционного черчения и помогают наглядно представить себе те фигуры, которые встречаются в экзаменационных работах по черчению и композиции.

Рис. 7.

Рис. 8

Рис. 9

Лабораторная работа № 3. Плоскостные композиции

Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности построения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма, цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении.

Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность. Чаще всего используются сочетания:

1. Прямолинейных элементов всевозможных параметров, но подчиненных какой-либо закономерности расположения или начертания (например, подчиненных прямоугольной сетке координат) (рис. 10). Другой вариант - линии членят плоскость листа на сложные по конфигурации части, пересекаясь или врезаясь друг в друга. Возможно также использование остроугольных форм.

2. Прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов) (см. рис. 11).

3. Возможно использование только окружностей различной величины и криволинейных элементов.

Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью зрительного разрушения или деформации формы. При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).

Создание сложных, иногда подобных графическим, композиций, придает им свойства произвольного линейно-плоскостного орнамента.

Задание 1. Членение фронтальной поверхности линейными элементами.

Цель задания. Изучить приемы выявления поверхности листа посредством линейных элементов прямолинейного или криволинейного очертания.

Методические указания. Линейные элементы могут располагаться горизонтально, вертикально и наклонно, пересекаться или быть параллельными.

Порядок выполнения макета:

- вырезать макетным ножом по линейке прямолинейные элементы;

- вырезать циркульным макетным ножом все криволинейные элементы, предварительно вычертив их на бумаге с учетом сопряжений;

- разложить элементы на листе ватмана или плотной цветной бумаги в соответствии с первоначальным эскизом;

- приклеить элементы резиновым клеем.

Рис. 10

Рис. 11

Орнаменты

Всякому народу, на какой бы стадии развития культуры он бы не находился, присуще мощное стремление к созданию красивых форм.

Орнамент - это художественное украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, в переводе с латинского ornamentum - украшение. Орнамент в архитектуре возник сразу же, как только она появилась. Еще в капителях древнеегипетских храмов наблюдаются орнаментальные мотивы.

В ассирийских орнаментах, кроме рельефных узоров, встречаются и растительные мотивы, цветок лотоса, шишки пинии, ряды розеток и т. д.

У древних греков орнаментика возникла вначале из египетских и ассирийских традиций, однако эллины сумели их видоизменить и создать на их основе свой орнаментальный стиль, в котором декоративные мотивы строго соподчинены архитектурному и тектоническому назначению отдельных конструктивных элементов.

К концу XIX в. в искусстве появляется возрастающее стремление к реформам. Стиль модерн - яркое выражение взглядов того времени, где использование старых традиций сочетается с новыми формами в виде декоративных линий.

Выбор типа орнамента, его формы, мотивов и трактовки обусловлен историческими, местными, национальными или стилистическими условиями. Характер орнамента представляет обычно совокупность элементов в каком-либо стиле. Орнаменты бывают ленточные, ковровые с четким чередованием однотипных форм, часто с геометрически построенным узором, и «геральдические» с симметричным построением узора.

Композиционно организованные повторяющиеся элементы орнаментов могут состоять из геометрических форм, растительных узоров, изображения птиц, животных, людей и фантастических образов.

Рисунок может повторяться через определенные интервалы или быть единым для всей поверхности. Желательно использование фактуры бумаги и цвета.

Макетирование в линейных орнаментах осуществляется делением поверхности на ряд элементов с расположением их последовательно или на расстоянии друг от друга, а также на разных, нюансных по высоте уровнях, как, например, в переплетающемся орнаменте. Изготовление таких орнаментов имеет свои особенности, т. к. отдельные элементы переплетены между собой, то каждая фигура может иметь несколько точек опор на разных высотах. Если детали такого орнамента имеют незначительную толщину, то она может быть приравнена к толщине листа «ватмана» или картона, из которого выполняется макет.

Лабораторная работа № 4. Плоскость и виды пластической разработки поверхности (рельеф)

Пластика поверхности является одним из ведущих факторов в формировании художественного образа и принимает активное участие в раскрытии его идейно-художественного содержания и стиля. Так, например, в каменном зодчестве прошлого пластическое решение плоскости развивало и конкретизировало авторскую идею и могло быть структурным, т. е., отражающим внутреннее строение объема, его конструктивное решение, и декоративно-художественным.

Образное решение поверхности зависит от ее структуры, конструкции и функционального назначения, например, выбор вида пластической разработки может быть продиктован расположением выступающих частей конструкций, солнцезащитных решеток и общим типом пластической разработки здания.

Характеристика самих пластических средств опирается на процесс восприятия формы, т. е. ее положения в пространстве, очертания, пропорции и основные структурные членения, обеспечивающие ее единство. Наиболее типичным для форм пластической разработки поверхности являются нюансные соотношения между ее отдельными составляющими, образующими незначительный рельеф поверхности, например, вертикальными и горизонтальными членениями. Важными свойствами в решении поверхности являются также цвет, фактура и светотень.

При сильной пластической разработке поверхности по глубинной координате может быть нарушена ее целостность, приводящая отдельные элементы к трансформации в объем. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим как непосредственно сами плоскостные решения, так и трансформации плоскости в объем.

Задание 1. Членение фронтальной поверхности прямолинейным геометрическим орнаментом.

Цель: Изучить некоторые приемы выявления пластики фронтальной поверхности.

Задачи: Освоить принцип выявления пластики фронтальной поверхности за счет светотеневых градаций. Освоить некоторые приемы макетирования из плоского листа бумаги.

Требования: Выполнить геометрический орнамент по образцу (рис. 12, 13). Придумать членение фронтальной поверхности с помощью прямых линий (орнамент). Размер 10x30 см.

Методические указания: Линии членений могут быть вертикальными, горизонтальными, наклонными, параллельными, пересекающимися. Они могут образовывать орнамент: ленточный, центричный, повторяющийся через определенные интервалы, либо единый для всей поверхности.

Порядок выполнения макета:

—сделать чертеж;

—переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа;

—сделать надсечки;

—сделать сквозные прорези;

—стереть карандашные линии;

—согнуть по линии надсечек.

Задание 2. Членение фронтальной поверхности криволинейным орнаментом.

Цель, задачи и методические указания см. задание 1.

Требования: сделать макет циркульного орнамента по образцу (рис. 14). Придумать членения фронтальной поверхности с помощью циркульных или кривых линий (орнамент). Размер 10x30 см (15, 16).

При выполнении этих упражнений следует избегать членений, которые требуют сквозных прорезей. Эти прорези сильно расходятся при резком изменении угла поворота и при интенсивном, глубоком рельефе образуются отверстия в бумаге, разрушающие целостность поверхности.

Нанося на поверхность бумаги прямолинейный или криволинейный рисунок, сгибая бумагу по этим линиям, из плоского листа можно получить рельефную пластику поверхности. Поверхность может иметь разную глубину рельефа, как нюансные светотеневые оттенки, так и четкие градации с четкими падающими тенями, в зависимости от нанесенных членений поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях (рис. 15, 16).

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14


Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Задание 3. Фронтальная композиция из простых геометрических элементов.

Цель: Ознакомиться с основными понятиями и принципами построения фронтальной композиции.

Задачи: освоить принцип выполнения макета из сложных выкроек; добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов; выявить фронтальность плоского листа; сориентировать композицию по отношению к зрителю (определить верх и низ).

Требования: Выполнить фронтальную композицию в виде макета-рельефа на вертикальной плоскости из простых геометрических фигур. Для композиции использовать простые геометрические фигуры, врезанные друг в друга (куб, призма, цилиндр, конус и т. д.). Количество элементов от 5 до 9 (рис. 17-19).

Методические указания: композиция должная быть уравновешенной, в ней должна передаваться пространственная очередность расположения фигур и прослеживаться первоначальная форма каждого элемента. Высота рельефа задается автором. Допускается как симметричное, так и асимметричное расположение элементов на листе. Композиция должна иметь главный элемент или композиционный центр. Выделение главного элемента по отношению к подчиненным достигается неравенством их по трем признакам: форме, величине и расположению на плоскости;

Порядок выполнения: Делаются тоновые наброски композиции, потом маленький черновой (рабочий) макет, на котором проверяется правильность композиционного замысла и соединения элементов, делаются поправки. По рабочему макету выполняются выкройки отдельных элементов для основного макета. На этом задании происходит освоение основных навыков выполнения сложных выкроек, предусматривающих врезку, стыковку и склеивание отдельных элементов и соединение их не только между собой, но и с поверхностью основания.

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Лабораторная работа № 5. Структура объемной формы

Поверхности некоторых геометрических тел криволинейной формы нельзя развернуть в одну плоскость, например, шар. Для развертки таких поверхностей используют способы приближенной развертки, так как эти формы не поддаются буквальному их воспроизведению из бумаги и картона. Для изготовления шара и тора в макете предложены варианты их макетной имитации (рис. 20).

Для изготовления макета шара используется способ взаимно перпендикулярных секущих плоскостей. Поверхность шара рассекают вертикальными и горизонтальными взаимно пересекающимися плоскостями, которые в сечении представляют собой круги разного диаметра с надрезами для соединения кругов в единую модель. Чем чаще эти плоскости расположены по отношению друг к другу, тем больше модель приближена к натуральному изображению шара. Для того, чтобы рассчитать размеры плоскостей и их надрезы, нужно вычертить проекции шара с секущими плоскостями. Взаимно перпендикулярные плоскости соединяются друг с другом путем вставки через надрезы одной плоскости в другую. При этом возможно минимальное использование клея для фиксации соединений. Круги секущих плоскостей вырезаются циркульным ножом или ножницами.

Задание 1. Формирование объема геометрически правильного тела вращения шара с помощью взаимно перпендикулярно секущих плоскостей.

Цель: Ознакомиться с методом секущих плоскостей.

Задачи: Освоить макетирование объемной формы из плоских элементов.

Требования: Выполнить макет шара по образцу (рис. 20, 21). Диаметр 8 см.

Рис. 20

Методические указания: Макет собирается без клея из отдельных деталей, выкройки которых показаны на рис. 21. Если через окружность (горизонтальную проекцию шара) провести через равные промежутки взаимно перпендикулярные сечения, то им будут соответствовать определенные элементы, имеющие форму круга, радиус которого равен половине длины соответствующего сечения. Основными конструктивными элементами будут две окружности с диаметром, равным величине диаметра шара. Они закрепляются перпендикулярно, вставляясь одна в другую за счет прорезей, равных толщине листа бумаги, из которой сделан макет. Прорези равны половине высоты соответствующей части элемента. Остальные элементы представляют собой полуокружности с радиусом, равным половине длины соответствующего сечения, и крепятся последовательно в прорези на основных элементах. Для придания конструктивной жесткости дополнительно вставляются горизонтально два элемента.

Задание 2. Самостоятельная работа (дома). Выполнить макет тора с внешним диаметром 10 см, внутренним 6 см.

Методические указания. Вертикальные секущие в виде круга располагаются радиально по отношению к центру, а горизонтальные кольца параллельны основанию. Если поверхность шара образуется вращением окружности вокруг оси, проходящей через ее центр, то тор образуется вокруг оси, не проходящей через ее центр. Поэтому для изготовления модели тора используется другой вариант метода секущих плоскостей. Здесь вертикальные секущие в виде круга располагаются радиально. Круги имеют надрезы для вставки в них горизонтальных секущих в виде колец переменного диаметра и ширины. Сборка модели тора ведется аналогично с моделью шара (рис. 22).

Рис. 21

Рис. 22

Задание 3. Формирование объема конуса с помощью взаимно перпендикулярных секущих поверхностей.

Цель и задачи см. задание 1.

Требования: Выполнить макет конуса по образцу (рис. 20, 23). Диаметр 8 см, высота 8 см.

Методические указания: Сечения конуса, сделанные вертикальными плоскостями параллельными высоте, представляют собой гиперболы, постепенно уменьшающиеся по величине. Особенность этого макета состоит в том, что отсутствует горизонтальная плоскость связи. Конус из объемного может сложиться в плоский.

Секущие плоскости могут проводиться не только вертикально и горизонтально, но и под любым углом. В таком случае для цилиндра, конуса и шара деталями макета станут элементы в виде эллипсов. Таким образом, можно сделать любую фигуру при помощи сечений; выявить ее конструктивную структуру и пространственную характеристику.

Задание 4. Структура объемной формы.

Цель: Ознакомиться со структурным строением объемной формы.

Задачи: Выявить взаимосвязь внутренней структуры и внешней формы (рис. 24-26). 

Требования: Выявить структурные особенности конуса. Диаметр 10 см, высота 16 см.

Методические указания: Секущие плоскости могут браться под любым углом и с любой частотой. Для изменения массивности формы и выявления ее внутреннего пространства можно применять не только метод сечений, но и другие варианты членения объема конуса соразмерными друг с другом элементами, как плоскостными, так и объемными.

На примерах можно видеть, как глухая, массивная форма конуса превращается в легкий динамичный объем.

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Лабораторная работа № 6. Модели сложных тел вращения

К сложным телам вращения можно отнести объемы, где имитируются различные архитектурные формы: луковицы, балясины, вазы, параболоиды, эллипсоиды и т.д. В моделировании таких объемов требуется знание построения сопряжений. Сопряжением называется плавный переход от прямой линии к дуге окружности, и от дуги одной окружности к дуге другой окружности. Более подробно с построением сопряжений можно познакомиться в специальной литературе по черчению. Рассмотрим несколько примеров такого вида моделей, выполненных двумя другими вариантами способа секущих плоскостей.

Первый вариант формирует модель только из радиально расположенных плоскостей, повторяющих абрис формы, например, балясины. Абрис формы имеет сложное очертание и вычерчивается с использованием различного рода сопряжений. Для того чтобы сделать макет, вычерчиваем вертикальное сечение балясины, делаем надрезы по оси вращения снизу или сверху и собираем модель с минимальным использованием клея, только для фиксации плоскостей сечений (рис. 27, аг).

Рис. 27

а)

б)

Рис. 28

Второй вариант формирует модель горизонтальными плоскостями сечений, нанизанных на вертикальный стержень. Для этого выклеивается горизонтальный стержень в виде длинного цилиндра небольшого диаметра (рис. 27, б). Третий вариант представляет собой вариации рассмотренных выше способов моделирования тел вращения (рис. 27, 28).

ЗАДАНИЕ 1. Сделать макет малой архитектурной формы балясины по предложенным образцам на рис. 29.

Цель задания. Освоить метод секущих плоскостей.

Методические указания. Макеты могут быть выполнены указанными выше способами.

Рис. 29

ЗАДАНИЕ 2. Сделать макет одной из ваз, предложенных на рис. 30.

Цель задания. Освоить метод секущих плоскостей.

Методические указания. Макеты могут быть выполнены указанными выше способами. В этом задании ученик использует не только свои знания в выклеивании моделей методом секущих плоскостей, но и проявляет себя творчески в выборе варианта решения задачи.

Рис. 30

Рис. 30, окончание

Лабораторная работа № 7. Ритм как средство архитектурной выразительности

Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (речевых, звуковых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведений архитектуры ритм играет ведущую роль как средство архитектурной композиции.

Наиболее часто используется в архитектурной композиции одна из разновидностей ритма — метрический ряд, особенностью которого является повторяемость одинаковых элементов и интервалов между ними.

Сочетание нескольких метрических рядов образует сложный метрический ряд.

Ритм — это закономерное изменение элементов композиции и интервалов между ними в определенной закономерности (арифметической, геометрической, гармонической и т. д.).

Задание 1. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритмических закономерностей.

Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т. п.

Задачи:   усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы.

Требования: создать фронтальную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10x10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (рис. 31-34).

Методические указания: композиционный центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

 

Рис. 31

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Задание 2. Преобразование архетипа

Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т. п.

Задачи:   усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы.

Требования: создать фронтальную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10x10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (рис. 35-36).

Методические указания: композиционный центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

Рис. 35

Рис. 36

Задание 3. Композиционный этюд с использованием ритмических рядов

Ритмические закономерности свойственны как отдельным сооружениям, так и целым комплексам, архитектурным ансамблям. Обычно архитектурная композиция строится не на одном каком-либо ритмическом порядке, а на сопоставлении нескольких ритмических или метрических рядов, находящихся в соподчинении.

Цель задания: показать возможности ритмических рядов при композиционном решении открытого (экстерьерного) пространства.

Задачи: решить композицию открытого пространства, выделить центр композиции, организовать движение воображаемого зрителя по направлению к композиционному центру.

Требования:

  1.   Макет выполняется на плоском прямоугольном подмакетнике размером 20x30 или 25x25 см.
  2.   Реальная величина пространства от 150 до 10000 м, масштаб макета соответственно от 1:50 до 1:400.
  3.   Композиция пространства решается взаимодействием двух или трех ритмических (метрических) рядов.
  4.   Для построения рядов используются кубы или параллелепипеды.

Методические указания:

- величина организуемого пространства и масштаб макета выбираются автором и показываются с помощью фигурки условного зрителя;

- величина, пропорции и число объемных элементов определяются в соответствии с выбранным масштабом и авторским замыслом;

- элементы могут находиться на расстоянии или врезаться один в другой;

- композиционный центр может находиться между объемными элементами, но может быть обозначен единым объемом или группой элементов;

- в целях достижения единства композиции и напряженности ритма возможно нарушение элементарных ритмических закономерностей;

- для уточнения масштаба композиции возможно размещение на макете условных деревьев или кустарников, не нарушающих однако композиционного единства;

- по согласованию с преподавателями разрешается ограниченное применение цвета.

Время выполнения задания: 2—4 ч в аудитории с предварительной подготовкой дома.

 

  

Рис. 39

Задание 4. Моделирование на основе ритмической сетки

Рис. 38

Рис. 39

Рис. . Модульные решетки в качестве упорядочения архитектурной композиции

Рис. . Модульные решетки как средство

гармонизации архитектурной композиции

(авторы: Г. Заславский, А. Бобылев)

Рис. . Модульные решетки как средство

гармонизации архитектурной композиции

(авторы: С. Лаврищева, Н. Маслевцова)

Рис. . Модульные решетки в качестве основы упорядочения

архитектурной композиции

(авторы: Е. Урявина, В. Мухамедзянов)

Рис. . Модульные решетки в качестве основы упорядочения

архитектурной композиции (авторы: Л. Камалова, Т. Сафронова)

         

       

          

Рис. Примеры композиционных решеток

PAGE  53




1. Принципиальное устройство, безопасная эксплуатация сооружений водопользования
2. Социально-направленные геоинформационные системы
3. ТЕМАТИЧНЕ МОДЕЛЮВАННЯ РЕЛАКСАЦІЙНИХ ПРОЦЕСІВ ТЕПЛОМАСОПЕРЕНОСУ 01
4. Семь раз отмерь Джеймс Хэдли Чейз Семь раз отмерь Семь раз отмерь- Центрполиграф; 2000
5. Средняя общеобразовательная школа 33 г
6. стопа pedis s. pes образован базиподием заплюсной trsus из трёх рядов коротких асимметричных костей метаподие
7. ТЕСТЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ 2010
8. f ~x cos x sin x f ~~x sin x 2
9. TM-коммутация
10. Лямбирский детский сад 3 комбинированного вида Открытое районное занятие Разрешение
11. ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ 11~22 ноября 2013 г
12. Ребенка обобрали сделали больнымэпилепсия пил курил не глядя на все это я его забрал и вырастил нормальн
13. пирующей на морском просторе
14. тематический факультет Заочное отделение
15. Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы
16. Автоматизация редукционно-охладительной установки
17. А развивается по своим объективным законам; В имеет государственный сектор; С регулируется государством
18. методического управления Журавлёв М
19. реферату- Англійський класичний реалізм в літературіРозділ- Література світова Англійський класичний реал
20. Мікродіагностика підприємства