Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Классификация ощущений Ч. Шеррингтона
Интероцептивные (рецепторы расположены внутри организма),
Проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках)
Экстероцептивные ( рецепторы расположены на поверхности тела)
Экстероцептивные
Контактные Дистантные
2 Эпикритическая и протопатическая чувствительность. Эксперимент Х. Хэда.
В экспериментах по перерезке периферического нерва, поставленных на себе самом, Хэд показал, что чувствительность за счет регенерации афферентных волокон возвращается последовательно, в два этапа.
Протопатическая чувствительность (от греч. protos первый, pathos болезнь) форма кожной чувствительности, характерная для этапа восстановления после травмы кожной чувствительности, когда несильное прикосновение к коже или вообще не вызывает ощущения, или вызывает болевые ощущения
Эпикритическая чувствительность -
понятие ввёл английский невропатолог Генри Гед (Head Henri, 1861-1940).Обозначает филогенетически более позднюю чувствительность, не связанную с восприятием повреждающих воздействий.
Эпикритическая чувствительность даёт возможность организму ориентироваться в окружающей среде, воспринимать слабые раздражения, на которые организм может отвечать так называемой реакцией
выбора - определённым двигательным актом, носящим характер произвольного действия.К эпикритической чувствительности относят тактильную - восприятие невысоких колебаний температур (от 27° до 35°), чувство локализации раздражений, их дискриминации (различения) и мышечно-суставное чувство.
3. Понятие интермодальной чувствительности и синестезии
интермодальные виды чувствительности является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым
к примеру вибрационная чувствительность
Синестезии: состояние, при котором восприятие одного типа, регулярно сопровождается образами других сенсорных модальностей
4. Эйдетический и фантомный образы как особые виды образных явлений.
Эйдетический образ субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же достаточно редко.
Из статьи Выготского
Фантомный образ (от фр. fantome призрак) иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных волокон
5. Экспериментальное доказательство теории дифференциации (Дж. Гибсон).
Развитие, обозначаемое как дифференциация заключается в том, что субъект научается извлекать всё больше и больше информации из проксимальных стимулов, которые воздействуют на его органы чувств (обычно говорят, один человек более наблюдательный, чем другой).
В качестве иллюстрации такого развития в плане дифференциации Гибсоны приводят следующий эксперимент:
Стимульный материал карточки с фигурками (спирали), эти фигуры различались по 3 параметрам:
1)по количеству витков (3,4,5);
2)по степени сжатия (могли быть круглые, уплощенные, совсем сплющенные);
3)по направлению закручивания витков: по часовой стрелке и против.
Всего 18 фигурок. Эти стимулы друг за другом предъявлялись испытуемым и они должны были опознавать лишь одну (эталон), которую им заранее показывали; дополнительно показывались и другие карточки. Испытуемые были различных возрастов. С первого раза эта задача не решается, при повторении эксперимента (неоднократного) испытуемые научались их различать это и есть развитие восприятия в плане дифференциации
6. Эксперимент со зрительным обрывом: основные выводы
Эксперимент: со зрительным обрывом (Э.Гибсон, Уок): над ямой в 1,5 метра глубиной располагалось толстое стекло; на край ямы сажали ребёнка 6-7 мес, чтобы хорошо ползал, но ещё не ходил. Практически все дети доползая до края останавливались, следовательно, младенцы осознавали опасность падения с обрыва. Позднее этот эксперимент был проведён со множеством животных; кроме уток и черепах, остальные виды животных предпочитали не пересекать линию обрыва. Со взрослыми людьми был проведён эксперимент со стеклянным полом.
Вывод: врожденность восприятия глубины
7. Сравнительная характеристика двух типов сил, действующих в зрительном поле (гештальтпсихология восприятия).
И так две силы:
1) Связывающая сила поля - сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга.
Сдерживающие силы они являются перефирическими по происхождению, разделяющими по функциям, и сенсорные по природе.
Сравн. Характеристика:
1) Чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связь между ними
2) Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы
3) Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие силы.
4) Чем меньше временной интервал между сходными процессами тем сильнее связывающие их силы
С Сдерживающей силой тоже самое… только все обратное
8 Принцип изоморфизма и его применение в гештальтпсихологии восприятия.
Принцип изоморфизма - (от греч. isos - равный, одинаковый, подобный и morphe - форма), методологический принцип, предполагающий соответствие (отношение) между объектами или явлениями, выражающее тождество их структуры или строения; понятие современной математики, уточняющее широко распространенное понятие аналогии, модели. Изоморфизм соответствие (отношение) между объектами, выражающее тождество их структуры (строения).
Так-принцип этот-как равенство форм.главное чтобы все было по порядку.то есть пространственная и временная упорядоченность ответа соответствует физиологическим процессам.это как психический параллелизм. например-воспринимаемый квадрат должен соответствовать но форме определенному участку на сетчатке.все это неверно так как не учли многие детали,например ассоциации
9. Метод исследования восприятия в структурализме: критическая оценка.
Аналитическая интроспекция - метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа - они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения.
Эксперимент с красным яблоком
Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.
10. Эксперименты А. Эймса по исследованию зрительного восприятия глубины.
Эксперимент, подтверждающий, что линейная перспектива является признаком глубины (Эймс):
Вызывал у испытуемых с помощью этого признака иллюзию глубины. «Комната Эймса»: асимметрична по высоте (от 1 до 2 м) и ширине (от 1 до 2 м). Когда испытуемый смотрит на эту комнату через отверстие 1 глазом, он видит обычную комнату, прямоугольную, и не замечает искажений. С помощью пропорциональных искажений на сетчатке возникает сетчаточное изображение, такое, как если бы смотрел внутрь прямоугольной комнаты.
11. Объемлющий оптический строй: общая характеристика (Дж. Гибсон).
Объемлющий оптический строй это совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отражённого от окружающего мира света, а вершины этих углов находятся в общей точке схода этих лучей.
Эксперимент: дерево телесные углы образованы кроной, более мелкие встроенные в неё (ветки, листочки), пустоты не образуется.
В качестве проксимального стимула для зрительного восприятия выступают так называемые инвариантные структуры светового потока.
12. Этапы категоризации (Дж. Брунер).
В центре внимания теории находятся объектные свойства предметов, воспринимаемые в аспекте соотношения образа восприятия предметов с их значением. С точки зрения Бруни это свойство восприятия возникло в процессе категоризации это процесс отнесения единично воспринимаемых предметов по их признакам к более общему классу предметов это класс предметов называется категорией.
1)первичная категоризация;
2)поток признаков;
3)подтверждающая проверка;
4)окончательное подтверждение.
1 стадия: первичная категоризация.
Выделяются признаки воспринимаемых предметов на основании которых будет осуществляться их последующая категоризация. Эти признаки представляют собой особенные формы предметов (величина, поверхность, цвет и т.д.); на этой стадии выделяются признаки предметов в виде специальных сенсорных качеств или определённых особенностей конфигурации.
2 и 3 стадии присутствуют в процессе восприятия не всегда; если признак выделяется на 1 стадии полностью соответственно какой-то имеющейся у человека категории, то категоризация мгновенно минуя 2 и 3 стадию и переходит сразу на 4 стадию.
2 стадия: поиск признака.
Происходит в том случае, если выделенный признак не позволяет однозначно отнести предмет к какой-то определённой категории; на этой стадии происходит поиск дополнительных признаков, которые могли бы способствовать более подробной категоризации этого предмета. Эта стадия завершается тем, что по дополнительно найденным признакам происходит либо предварительная, либо окончательная категоризация предмета; если категоризация является предварительной, то наступает 3 стадия.
3 стадия: подтверждающая проверка.
На этой стадии поиск признаков продолжается, но он более узкий и направленный, поскольку цель этого поиска состоит в том, чтобы найти дополнительный признак, чтобы закончить категоризацию.
4 стадия: окончательное подтверждение.
Процесс категоризации завершён, и перцептивный образ приобретает определённое значение; все признаки, не соответствующие этой категории полностью игнорируются и не воспринимаются.
Эксперимент: испытуемым предъявляли слайды с изображением различных ситуаций, причём слайды были слегка расфокусированны, чтобы испытуемым было не всегда понятно, что на них изображено. Это делалось потому, что в обычных условиях выделить процессы категоризации, так как они происходят очень быстро. Если затруднить условия восприятия, то стадии категоризации значительно увеличиваются во времени и их можно наблюдать. Испытуемым предъявлялся слайд в коричневых, чёрно-белых тонах, на котором были изображены корова и мужчина, смотрящие друг на друга, а между ними заграждение, на которое и облокачивается мужчина (слайд расфокуссирован).
Высказывания испытуемого:
1)снимок цветной, похоже на двух людей фехтующих;
2)выглядит так же, но много на …. Всего, чтобы можно
3)ага, пока ничего нет;
4)знаю, они стоят вокруг каштанов;
5)ого, куча всякого;
6)препараты биологической лаборатории;
7)парень целует корову, на которую надет чепчик;
8)корова, он на неё смотрит;
9)скорее женщина, смотрящая на корову.
Здесь отчётливо выражена стадия поиска признаков и стадия подтверждающей проверки (после 7 высказывания), 9 высказывание иллюстрирует стадию окончательного подтверждения.
Ещё одна важная характеристика процесса это то, что он является избирательно направлен. Избирательная направленность процесса восприятия тесно связана с основной функцией процесса восприятия, а именно функцией снабжения информацией человека той или информацией об окружающем мире, которая необходима для решения задач поведения, следовательно человек должен уметь выбирать информацию, которая емё нужна и необходима или в которой он заинтересован с точки зрения задач поведения. Избирательная направленность процесса восприятия обеспечивается перцептивной готовностью, то есть готовностью различных категорий для восприятия. Эта степень готовности зависит от целого ряда факторов (личностных и ситуативных).
Эксперимент 1. Влияние факторов на степень готовности различных категорий.
Испытуемых усаживали перед экраном и в течение короткого времени предъявлялись слова. Инструкция: скажи, что написано и нажми на ключ. Внезапно в потоке слов появлялись нецензурные слова; оказалось, что время их обозначения значительно увеличивалось по сравнению с обычными словами.
Объяснения Брунера: в данной ситуации готовность категорий для восприятия нецензурных слов была очень низкой.
13. Иллюзии восприятия движения
Исследования проводились... Кем бы вы подумали!? Гибсоном, мать его! Понятие зрительной кинестезии: зрение кинестетично в том смысле, что оно реагирует на движение точно так же, как это делает система проприорецепторов ("мышца-сустав-кожа"). Зрение схватывает движение всего тела относительно земли, равно как и движение частей тела относительно целого. Зрительная кинестезия действует наряду с мышечной. Учение, согласно которому зрение действует только экстерорецептивно и получает только внешнюю информацию, попросту неверно. Верхние и нижние края поля зрения задают самого наблюдателя. Их передвижения относительно объемлющего строя, задающего внешний мир и дают восприятие движения. Экспериментальные исследования: - Эксперимент с летающей комнатой: комната подвешена, пола нет, испытуемый пола не видит. Передвижения комнаты воспринимаются им как собственные передвижения, если испытуемый не видит пола или не имеет контакта с опорной поверхностью (Лишман и Ли добивались этого, ставя испытуемого на тележку). - Эксперимент с качелями: двое сидят на качелях, свисающих с перекладины; на этой же перекладине держится и комната. Комната начинает раскачиваться, а сидящему кажется, что качается он сам. - Разнообразные тренажеры - летные, синерамные, можно протолкнуть байку про виртуальные шлемы.
Так же… можно еще сказать про Стреттона и прочих извращенцев - восприятия движения внешнего объекта - байки про псевдоскоп и лицо куклы - фи-феномен - кажется, что движется, ан нет! ;) -------------- Немного по Грегори: - аутокинетический эффект (свет от зажженной сигареты, помещенной в другом конце темной комнаты начинает спонтанно переменщаться - объяснений много, в том числе и то, что при отсутствии текстурного градиента, не возможно нормально локализовать световой сигнал, есть вариант, что просто глаз не привык к подобным раздражениям, а потому и глючит...) - колебания окружающих предметов: Шеридан - "Я жду, когда моя дверь приблизится ко мне, и тогда я в нее проскочу!" - в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. - эффект водопада: нарушение системы изображение-сетчатка. При рассматривании спирали или полосы с черно-белыми линиями, или даже прибоя, в один прекрасный момент, когда мы остановим тем или иным способом это движение, нам будет казаться, что оно продолжается, да еще и в обратном направлении. Этот эффект возникает только при относительном движении. - кажущееся движение:
а. инерция зрения - при активной (вспышками) стимуляцией сетчатки, могут возникать глюки, которые объясняются перегрузкой сетчатки и реверсией образа к неким следовым. Мелькания могут вызывать приступы эпилепсии.
б. фи-феномен - индуцированное движение: у нас есть склонность воспринимать большие предметы как неподвижные, а маленькие как движущиеся. Пример: экран и пятно света. Движется экран, а нам кажется, что именно пятно света. - кажущееся движение и расстояния: они соотносятся весьма интересно: во-первых байка про Луну, которую нельзя догнать, во-вторых про связь между скоростью и удаленностью/размером: два окошка, одно в два раза меньше второго, в обоих движутся полоски с кружочками. Надо подобрать скорость в "дальнем" такую, чтобы она была такой же, как и в ближнем. Результат: скорость в дальнем в два раза меньше.
14. Феномен «кожного зрения».
Кожное зрение: проекция и укрепление связей между неспецифическими тактильными и зрительными ощущениями у слепых. Камера преобразует визуальную информацию в тактильные раздражения. После долгой адаптации это позволяет видеть многое.
Эксперимент : Человека заматывали (не помню во что… помоему в тряпки…
Потом помещают в камеру с водой Камера преобразует визуальную информацию в тактильные раздражения
После долгой адаптации это позволяет видеть многое.
Так же можно рассказать эксперимент про Розу Кулешову она была способна различать цвета кожей пальцев
Экспериментатор: Е. Б. Рабкин
Вопрос 15 Особенности зрительного восприятия прозревших людей
1) В самом начале человек не воспринимает организованный зрительный мир таким, каким его видят нормальные люди. В начале он чрезвычайно смущен потоком незнакомой стимульной информации..
2) Сразу видит целостные фигуры, и отдаленные фигуры, значит нету хаоса
3) Больше того он сразу же способен фиксировать обьекты и рассматривать их, а так же следить глазами за движущимися фигурами.
4) Пациент видит, что обьекты различны, но не может дать названия обьектам, несмотря на то что обе задачи для него совершенно привычны в другой сенсорно модальности.
5) Обьекты кажутся пациенту расположенными в пространстве, а не в одной фронтальной плоскости.
16. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста
Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.
Йост (1897) задумался о том, что эффективнее для запоминания: повторять беспрерывно упражнение до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени.
Метод: двое испытуемых 30 раз подряд повторяли ряд бессмысленных слов при двух различных условиях:
Результат: число проб, необходимых для повторного заучивания, несколько больше, когда все 30 повторений падают на один и тот же день. Почему? Потому что, повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, при концентрированном научении самые новые («давность» ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения).
Оптимальное распределение упражнений:
17. Влияние характера (сходства, различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.
Степень сходства или различия материала особенно важна в перцептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памяти. Степень сходства двух стимулов высока, если:
Сходство материала. Гибсон (бессмысленные изображения), Андервуд (триграммы согласных, прилагательные, предъявляемые в рядах или попарно): число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами.
Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях.
I опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% если только одна пара фигур среди 7 других пар. Вывод: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные.
II опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы:
ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов
ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел
ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ
Результат:
Вывод:
Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов.
18. Кривая забывания и ее модификации
Эббингауз заучивал 1200 рядов по 13 слогов в каждом (по 2,5 секунды на слог) до двукратного безошибочного воспроизведения. Затем. После 15-секундного перерыва он заучивал следующий ряд. Итого 8 рядов за сеанс.
После определенного перерыва он вновь заучивал тот же материал до достижения того же критерия научения. Единицей измерения, по отношению к которой Эббингауз определял величину сбережения при повторном заучивании, является общее время заучивания всех 8 рядов слогов.
Кривая:
на кривой видно, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания, затем падение замедляется и становится почти незначительным.
Пьерон: быстрый и значительный спад кривой вызван тормозящим воздействием интерференций, которые возникли из-за заучивания других рядов.
Пьерон предложил заучивать 5 рядов из 50 цифр, до первого безошибочного воспроизведения и получил график, в котором была выявлена фаза, в течение которой не наблюдалось заметных изменений в сохранении заученного.
Эти результаты более согласуются с теорией реминисценции.
19. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: основные результаты исследований.
Интерференция вообще это вот что: «Если я учился А, то после этого трудно будет усвоить В» или «Если я научился В, то трудно будет вспомнить, как делать А».
Ретроактивная интерференция это ухудшение сохранения материала А, вызванное заучиванием другого материала В, которое происходит в период между заучиванием А и определением его сохранения.
Ретроактивная интерференция результат взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь надо изучать те, которые относятся к:
Исследования:
итого: по Дженкинсу и Далленбаху, повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание: именно из-за отсутствия этой деятельности сон и способствует улучшению памяти.
Явление реминисценции.
Реминисценция воспроизведение мнемических ответов, которые субъект не мог воспроизвести прежде при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания.
Реминисценция изучалась в рамках двух вопросов:
Сторонники обеих подходов полагают, что реминисценция является синонимом количественного улучшения памяти. Но это суживает понятие, т.к. припоминание может сопровождаться забыванием других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения.
20. Изменения памяти при корсаковском синдроме
синдром Корсакова (при длительной. алкоголизации миелиновые оболочки мозга. Размягчается и.энцефалопатия) и происходит. потеря памяти на текущие события (т.е. наруш. процессы воспроизв., в то время как информация сохраняется)
Эксперименты: Дядюшкой Леонтьевым и больным с корсаковским синдромом.
Кнопка приклеенная к руке + Рукопожатие = Больной драпает от Леонтьева ( Больной не понимает почему ему нужно убижать, не знает что ему угрожает, но он чувствует что должен уйти )
Зависимость от зрительного или слухового образа. При отвлекании все забывается. Слова, часто произносимые до болезни, человек произносит и после начала болезни
21. Емкость иконической и эхоической памяти (эксперимент Сперлинга, эксперимент с «четырехухими людьми»).
Эксперимент Сперлинга: методика частичного отчета с задержкой и без задержки, результаты и выводы.
Эксп-т Сперлинга: методика частичного отчета с задержкой и без задержки.
Испытуемому предъявляют в тахистоскопе карточку, на которой изображено 9 букв на 50 мс. Обычно испытуемый может прочитать 4-5 букв. если с точкой фиксации все
Характеристика эхоической памяти. В эхоической памяти информация храниться в среднем 2 секунды.
Эксперимент Морэя показал, что из четырех каналов одновременно человек может услышать один, тот, который его попросят.
22. Кодирование информации в кратковременной памяти (эксперименты Познера, М. Петерсон и Л. Петерсона).
Главное свойство КП небольшая емкость. (7±2), но эта емкость не слишком чувствительна к длине хранящейся в ней единиц ( т.е. 7 букв или 7 слов практически все равно)
Эксперимент Петерсонов (1959): они просили испытуемых запомнить 3 буквы, затем 18 секунд вести счет назад тройками, а затем вспомнить 3 буквы. Испытуемые не могли. То же произошло и с тремя словами.
По оси абсцисс отложено время между моментом предъявления 3-х букв и их воспроизведением. По оси ординат процент случаев, когда испытуемые могли припомнить материал по истечении различного времени.
Ошибки припоминания в КП. Акустические (вместо «труд» м.б. «пруд», но не м.б. «работа») Даже если материал предъявлялся зрительно, то люди делали именно акустические ошибки, следовательно, человек проговаривает все, что читает, и слово запоминается именно на слух. В качестве ответа на вопрос «зачем преобразовывать все в слова?» возникла версия о необходимости единообразия вводимого материала. Независимо от того, в каком виде нам поступили слова, хранить нужно только их смысл.
Путем повторения про себя можно:
Неограниченно долго удерживать элементы в КП
23. Сканирование кратковременной памяти
Эксперимент Стернберга.
Цель изучить каким образом происходит извлечение информации из КП: воспринимается она целиком, сканируется или считывается? И если сканируется то одновременно, с помощью параллельного сканирования, или последовательно?
В каждой пробе испытуемому предъявляли «стандартный набор»: от 1 до 5 цифр и просили их запомнить. Затем предъявляли «контрольный стимул» 1 цифру. Он д.б. сказать, была она в наборе или нет.
Измеряемой переменной было время реакции промежуток между предъявлением контрольного стимула и ответом испытуемого (нажатие на кнопку)
Предполагаемые психические процессы, происходящие во время пробы:
Испытуемый сохраняет стандартный набор в КП |
→ |
Испытуемый воспринимает и кодирует контрольный стимул |
→ |
Испытуемый сравнивает контрольный стимул со стандартным набором |
→ |
Испытуемый отвечает |
← время реакции→
При наличии гипотезы о параллельном сканировании КП можно предположить, что человек способен обрабатывать неограниченное число цифр, и, следовательно, добавление цифры не повлечет увеличения времени, необходимого для сравнения.
Согласно другой гипотезе, человек может одновременно сравнивать стимул только с одним из элементов стандартного набора. Следовательно, с добавлением одной цифры в набор, ВР должно увеличиваться на время, необходимое для одного сравнения.
В дальнейшем исследовании учитывались отрицательные ответы, т.к. отрицательный ответ м.б. дан только после того, как испытуемый сопоставит с контрольным стимулом все элементы стандартного набора. В случае положительного ответа испытуемый прекращает сканирование, как только находит нужную цифру гипотеза «самопрекращения».
Побеждает теория исчерпывающего последовательного сканирования.
Есть объяснение: при сканировании процесс сканирования делится на два компонента. Один акт сравнения как таковой, а второй принятие решения относительно результатов сравнения.
Далее смысл в том, что при исчерпывающем сканировании решение нужно принимать только 1 раз после того, как все просканировал. А при частичном: сканирование решение сканирование решение… что занимает больше времени.
Стернберг. Сравнения производятся не на основе словесных меток, представленных в КП акустически. Стернберг говорит о малой скорости внутренней речи (ок. 6 элементов в секунду), а значит, быстрее сравнивать в зрительной системе.
24. Виды долговременной памяти, по Тульвингу
1. Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки);
2. Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами;
3. Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между ними.
25. Мнемотехника: возможные приемы улучшения запоминания
Мнемотехники - совокупность приемов кот. облегчает. кодирование, хранение и воспроизведение. информации из памяти. Разработано много методик ; среди них опирающиеся на образы и опосредование (размещение и слов-вещалок), на фонематических. и орфографических. характеристики (си-ма воспрризв. слов и чисел), на фонемат. подсказки-признаки и образное опосредование (метод ключевых слов - иностр. слова или разн. способы воспроизв. имен Aunt-to-save-itch) и на семант. организа. (набор слов предств в виде текста). Способность мнемотехники улучшать память. связано. с тем , что она помогает. организовывать. информацию. и создавать. опосредованную. связи между элементами.