Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 4. История литературы и дисциплины гуманитарного цикла. Текстология: основные приемы критики текста.
Текстология (от латинск. textum связь слов, и греческ. lógos слово) прикладная филологическая дисциплина, изучающая приемы анализа текста литературных произведений в целях его критики (рецензии), исправления (эмендации) и издания (публикации).
Принципы критики текста в русской науке были сформулированы еще А. Шлецером. Он называл ее “малой критикой”, или “критикой слов”. Перед критикой летописи Нестора А. Шлецер ставил такую конкретно задачу “Что Нестор писал действительно? Ему ли принадлежит такое-то слово (иногда такая-то буква), такая-то строка, такое-то целое место? или переписчик, по невежеству, нерадению или высокоумию, испортил это слово, вставил или выпустил эту строку, это место? Вот малая критика или критика слов” Переписчики Нестора “грубые невежды” Чтобы отыскать правильное чтение, по Шлецеру, надо оценивать отдельные места по “внутреннему достоинству”, а чтобы открыть эти достойные места, надо сличать списки. А. Шлецер, первым выдвинувший принцип критического издания текста, писал: “Да не скажет никто, что я похитил себе честь быть первым издателем Нестора: я говорю только о критическом, ученом, искусном, истолкованном издании, которое могло бы представить сочинителя в его настоящем виде, очистив его от крупнейших описок, объяснить, где он темен, исправить, где ошибается”.
Восстановление “подлинного” текста для его издания считают, в основном, целью изучения текста и западные филологи. Так, основные задачи текстологии были сформулированы Г. Посом следующим образом: “Вся наука критики текста состоит в том, чтобы из претендующего на подлинность текста реконструировать текст действительный, законный, подлинный”. Задачу критики текста в определении текста для издания видит и крупнейший знаток греческих рукописей А. Дэн: “Непосредственная цель изучения рукописей, пишет А. Дэн, издание текстов”. Иных серьезных целей А. Дэн не видит: “Редки ученые,я все же знал таких, которые читают рукописи только ради удовольствия чтения. Еще более редки, по-видимому, но есть и такие, которые ходят в библиотеки для удовольствия рассматривать миниатюры лицевых рукописей. Настоящий ценитель сокровищ наших библиотек филолог издатель текстов”. Больше того, А. Дэн утверждает: “Весь прогресс филологической науки связан с проблемой издания текстов”.
Критика текста в основном сводится к двум моментам:
1) к установлению подлинности или подложности источника,
2) к реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искаженного переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов. Сводка этого анализа всех существующих вариантов данного текста и их отношений друг к другу называется «критическим аппаратом», который в настоящее время считается необходимой принадлежностью всякого научного критического издания литературных произведений.
Критика текста источника, признанного подлинным, в свою очередь состоит из двух последовательных моментов:
1) диагноза (т. е. констатирования испорченности данного места текста), основой которого служит либо нарушение логического смысла, либо несоответствие архитектонике целого, показаниям других памятников или других частей того же памятника
2) конъектуры, т. е. составления проекта исправления текста, источником которого могут быть или косвенные указания в самом исследуемом памятнике и близких к нему, или же гадательное предположение, исходящее из общего толкования логического смысла памятника, исторических условий его возникновения, отношения к другим памятникам, его художественной структуры (напр. ритм) и т. д.
В последнем случае мы часто имеем дело с т. наз. «дивинаторской критикой» (от латин. divinatio «способность угадывать»), когда сильно испорченный текст реконструируется по косвенным данным. Здесь налицо опасность перейти в область отвлеченных построений, опасность произвола.
Вопрос 5. История литературы и дисциплины гуманитарного цикла. Хронология.
Хронология (от греч. χρόνος время; λόγος учение):
1 вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;
2 последовательность исторических событий во времени;
3 перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Хронология в литературе занимается вычислением циклов, периодов, наблюдает за литературными течениями и направлениями, внося их и в рамки исторические, чтобы проследить их истоки и последствия.
1). Древнерусская литература литература восточнославянских княжеств с момента создания государственности на Руси вплоть до монголо-татарского нашествия. Её хронология:
а) Письменность, фольклор и литература X века
б) Литература XI века
в) Переводные памятники XI века
г) XII век
д) 13 век
14 век - В XIV веке, наконец, происходят масштабные общественные события: распространение в Новгородской епархии ереси стригольничества, первая победа над ордынскими полчищами, богослужебная реформа святителя Киприана.
Все это не могло не сказаться на литературной жизни русского народа. Прежде всего, огромные усилия и средства отдавались поддержанию и восстановлению необходимого корпуса богослужебных книг. Кроме того, надо было упорядочить нормы, прави-ла и обычаи во всей жизни русской Церкви. Так, с этой целью еще в 1262 году митропо-лит Кирилл II получил из Болгарии Сербскую Кормчую книгу с толкованиями, дополнил ее бытовавшими на Руси церковно-юридическими текстами и создал таким образом русскую редакции Кормчей (около 1280).
Имело развитие в XIV столетии и собственно литературное творчество. Прежде всего, в области агиографии. Подвижническая борьба русских князей с иноверными прославлялась в летописях.
15 век - Во 2-й половине 15 в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» -описание путешествий. Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, достигшего Индии в 60-е годы 15 в. Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры.
16 век - В русской литературе 16 века летописание продолжало оставаться самым распространенным её жанром. Литература 16 века в России развивалась, как вся страна, двигалась вперед. Поэтому в этом литературном жанре произошли некоторые изменения. Летописцы стали видеть свою задачу не только в том, что бы фиксировать факты происходящих событий, но и обосновывать события, давать характеристику историческим личностям. В русской литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» В ней содержались портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.
Русская литература 16 века была отмечена и таким трудом как «Летописец начала царства», книга повествовала о первых годах правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе 16 века стала Николаевская летопись. Это уникальная книга, один из списков этой книги содержал около 16 тысяч великолепных миниатюр, и получил название лицевого свода. Большое распространение в русской литературе 16 века получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории. Были в русской литературе 16 века и произведения, которые затрагивали проблемы морали. «Житие митрополита Филарета», «Четьи Минеи». «Четьи Минеи» - 12 томное собрание житие святых и других религиозных текстов. Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». «Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший настольной книгой для русского общества долгое время.
17 век - 17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.
Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века «Сказание Келаря Троице Сергеевой Лавры Авраама Палицына».
В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера.
Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы.
Свою нишу в литературе 17 века заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума «Житие протопопа Аввакума».
В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.
18 век - В русской литературе 18 века начинает складывать первое самостоятельно направление классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а так же школа европейского просвещения.
Во второй половине 18 века, в русской литературе начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.
В конце века, в русской литературе складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина.
19 век - Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров. XIX век это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.
20 век - Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.
Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (19461953 гг.); "оттепель" (19531965 гг.); застой(19651985 гг.), перестройка (19851991 гг.); современные реформы (19911998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.