Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

История зарубежной литературы ФФ Журналистика 3 курс ЗАНЯТИЕ 6

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Планы практических занятий

по дисциплине «История зарубежной литературы»

(ФФ, «Журналистика», 3 курс)

ЗАНЯТИЕ 6. Литература немецкого Просвещения

Личность И.В. Гете и научное знание эпохи.

Творческая история «Фауста» Гете.

Жанровое своеобразие «Фауста».

Композиционные особенности:

характер «Посвящения»;

эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»;

символический характер «Пролога на небе»;

сущность спора между Богом и Мефистофелем.

Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»:

Фауст и Дух Земли;

Фауст и Вагнер;

Фауст и Мефистофель;

Фауст и Маргарита; Фауст и Елена; Фауст и народ.

Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог).

7 . Универсальность «Фауста».

Литература

Гете И.В. Фауст (любое издание).

Аникст А.А.  Гете и «Фауст»: От замысла к свершению. М., 1983.

Аникст А.А.  Творческий путь Гете. М., 1986.

Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

Гетевские чтения. М., 1986, 1991, 1993, 1999.

Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.

Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

Лейтес Н.С.  От «Фауста» до наших дней. М., 1987 (гл.1).

Михайлов А.В. Природа в творческой мысли Гете // Гетевские чтения. 1991. М., 1991.

Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

Эккерман И.П.  Разговоры с Гете. М., 1981.

Якушева Г.В. Дегероизированный Фауст XX века // Гетевские чтения. 1999.

МОДУЛЬ 3

ЗАНЯТИЕ 7. Литература европейского романтизма

1. Романтическая новелла-сказка Э.Т.А. Гофмана. Специфика жанра новеллы в творчестве Гофмана («Крошка Цахес», «Золотой горшок»).

2.Воплощение принципа двоемирия в новеллах Гофмана:

распадение мира и личности художника;

мир реальный и его характеристика;

мир ирреальный, мифологические и сказочные элементы;

силы добра и зла;

смысл эпизода попадания героя «под стекло»;

двуплановость композиции новелл.

3.Романтический герой в новеллах, вопрос об «активности» героя.

4.Мотив двойничества в новелле.

5.Женские образы в новелле, смысл их «удвоения».

6.Особенности романтической иронии в новеллах, средства ее выражения.

7.Гротеск и метаморфоза в новелле, их функции.

8.Происхождение золотого горшка и его предназначение. Двойственность трактовки финала. Смысл названия новеллы.

9.Романтический герой в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

10.Любимые герои Гофмана – энтузиасты, «люди с поэтической душой».

Литература

Гофман Э.Т.А.  Новеллы (любое издание).

2.  Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3 томах. М., 1962.

3. Бент М.И. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э.Т.А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994.

4. В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей. Вып. № 1 / Гл. ред. В.И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994.

5. Ботникова А. Б. Функция фантастики в произведениях немецких романтиков // Проблемы художественного метода. Рига, 1970.

6.  Гильманов В. Мифологическое мышление в сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э. Т. А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994.

7. Дмитриев А. С. Предисловие // Избранная проза немецких романтиков. М., 1979. Т. 1. С. 3 - 30.

8. Карабегова Е. Роль автора-повествователя в сказочных повестях Э. Т. А. Гофмана // В мире Э.Т.А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994.

9.Панкова Е. С. Принцип двоемирия в романтической сказке «Золотой горшок» // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе  М., 1979.

10.Скобелев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982.

11.Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982.

ЗАНЯТИЕ 8. Литература критического реализма

Общий обзор творческого наследия Стендаля; разнообразие его художественных пристрастий.

Мировоззренческие (атеизм, сенсуализм) и эстетические позиции писателя (анализ статей «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»).

Идея создания романа «Красное и черное».

Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».

Тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации – центральная для французской литературы 19 века.

Конфликт Жюльена Сореля со средой:

а) выбор жизненного пути;

б) панорама французского общества глазами Жюльена Сореля: провинциальный Верьер, духовная семинария Безансона, политико-аристократические круги Парижа;

в) характер плебея Сореля: истоки его лицемерного поведения, взаимоотношения с женщинами, самооценка (внутренние монологи), авторская оценка поступков героя;

г) борьба героя с самим собой; раздвоение, саморазрушение личности;

д) трагизм финала: победа или поражение героя?

Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.

Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.

Литература 

Стендаль.  Расин и Шекспир // Стендаль.  Собр.соч. в 12 т. Т.7. М., 1978.

Стендаль. Расин и Шекспир. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» // Зарубежная литература XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.

Стендаль.  Красное и черное // Стендаль.  Собр.соч. в 12 т. Т.1-2 М., 1978, и др.издания.

Андрие Р.  Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985.

Бальзак О.  Этюд о Бейле (по хрестоматии историко-литературных материалов).

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов, 1982.

Реизов Б.Г.  Стендаль. Годы учения. Л., 1968.

Реизов Б.Г.  Стендаль: Философия, история, политика, эстетика. Л., 1974.

Реизов Б.Г.  Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.

Эпштейн М. О стилевых началах реализма // Вопросы литературы. 1977. №  8.

ЗАНЯТИЕ 9. Символизм и натурализм

1. Эстетические взгляды М. Метерлинка

2. Жанр сказки в драматургии М. Метерлинка.

3. Пьесы-сказки: фольклорный и символический слой («Принцесса Мален», «Пелеас и Мелисанда», «Семь принцесс»).

4. «Синяя птица». Символическая многозначность образа синей птицы.

5. Пьесы М. Метерлинка на сцене МХАТа.

6. Натурализм как отражение позитивистских тенденций в литературе.

7. Теория натурализма у Э.Золя (ст. «Экспериментальный роман»). Э.Золя и И.Тэн.

8. Художественная практика натурализма – анализ одного из романов Э.Золя.

Литература

1. Золя Э. Дамское счастье. Чрево Парижа. Творчество (на выбор).

2. Золя Э. Экспериментальный роман // Э. Золя. Собр. соч. в 26 тт. Т. 24.

3. Метерлинк М. Синяя птица (любое издание).

4. Метерлинк М. Трактаты «Сокровище смиренных», «Погребенный храм» и др.

5. Блок А. О «Голубой птице» Метерлинка // А.Блок. Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. М., 1971.

6. Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Художественное и идейно-философское единство. Саратов, 1984.

7. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. М,, 1993.

8. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя.  М.: Терра, 1997.

9. Лосев А.Ф. Реализм, натурализм, позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.

10. Тэн И.-А. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987.




1. Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольнико
2. УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ОАО Лужский ККЗ В
3. Альтернативное решение проблемы твердых отходов в Украине
4. тематиков и в особенности юристов
5. IF объединяющей разработчиков и производителей оборудования с шиной USB
6. тема Образовательная система России
7. В мире бактерий
8. от начальной формы II i отнимаем us um от начальной формы;
9. Ситуации преступной (криминальной) деятельности
10. Индивидуальное задание по изучению оборудования и процессов теплоэнергетических установок1
11. Тема- Властивості елементів ІІВ групи на прикладі Zn
12. 17 OT Keele v~nkumised T~~ eesm~rk- Seisulinete tekitmine keelel j nende uurimine T~
13. Тема- Процессы адаптации и приспособление
14. тема и экономический рост ДМИТРИЙ ЛЬВОВакадемик РАН Стратегическая цель развития страны состоит в
15. Лекция по БЖД 5 К природным опасностям относятся стихийные явления которые представляют непосредственную у
16. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б1
17. Позитив ул. Юбилейная12 Б 89122814300 д
18. Основные принципы ценообразования продукции общественного питания и промышленных товаров
19. Инженерно геодезическая практика
20. Древний Катастрофа- Популярная литература; М