Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

индивид человек личность индивидуальность

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

41. Понятие личности. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».

Человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к целенаправленной деятельности. В чем принципиальное различие между человеком и животным? Человек – открытое миру существо, т.к. у него нет биологической предопределенности к какому-то определенному виду деятельности. Он – творец, сам выбирает свою судьбу через выбор образования, профессии, лич жизни.

Человек – многогранное существо, поэтому для его полной характеристики требуются след понятия: индивид, личность, индивидуальность. Каждый рождается биологическим индивидом – единич представитель человеч рода homo sapiens, в котором не фиксируются ни биологич, ни социальные качества. По мере социализации биологич индивид превращается в чел-ка. Понятие личность включает не только общие, но и особенные признаки. Личность – соц. хар-ка чел-ка, совокупность социально значимых качеств, принадлежащих чел-ку как субъекту деятельности и общения. Соц. Значимые качества: ответственность, инициативность, творчество.

Индивидуальность – уникальность и неповторимость чел-ка во всем богатстве его природных и социальных качеств. Именно индивид-ть  обеспечивает чел-ку возможность не раствориться в общ-ве, а сотворить свою автономность, независимость.

42. Человеческое бытие как философская проблема. Смысл человеческого бытия. Смерть и бессмертие.

Бытие человека(existentia) – его повседневная жизнь с заботами, тревогами, радостями и достижениями, в процессе которой он удовлетворяет свои различные потребности. Потребности у человека различные: физиологич., социальные, духовные, престижные, мнимые, разумные. Экзистенциальный проблемы чел-ка отражены в творчестве Камю, Сартра, Хайдеггера. Глав. проблема экзистенциализма – сущность и существование чел-ка. Сущность едина для всего человеч рода, она социальна и представляет собой трудовую деят-ть. Существование – совокупность форм жизнедеят-ти людей, составляющих его бытие. Различают подлинное и неподлтнное бытие. Подлинное бытие чел-ка – его личностное, индивид. бытие на едине с самим собой, в состоянии осознания себя. Неподлинное бытие – соц. бытие, включенность чел-ка в различные соц. группы.

Чел-к – единственное существо, осознающее свою смертность, и это ставит перед чел-ком ряд проблем: как надо жить, как выполнить поставленные цели? Это формирует ответственность. Глав. вопрос – о смысле жизни – самостоятельный осознанный выбор чел-ом тех целей, задач, которые ориентируют его на самореализацию, творчество. Включает идеалы, мечты, ценности. Утрата смысла жизни превращает чел-ка в «живой труп». Смерть является неизбежным завершением жизни организма, который в результате подвергается действию только законов неорганической природы. Любому образованному человеку она представляется естественным финалом его жизненного пути. В религии и религиозной философии смерть человека представляется неким таинством, понимаемым как поглощение его временем Вечности, как воссоединение с Богом. Поэтому идея бессмертия нередко связывается с идеей воскрешения.

43. Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм.   

Свобода личности – важнейшая философская категория, возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. По Гегелю: свобода есть познанная необходимость. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение со знанием дела. Также существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". Ответственность - саморегулятор деятельности личности. Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека.

44. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума. Сократ был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Христианство: Иисус Христос. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Новое время: Фауст. В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. ХХ век. Мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания. Мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти.

45. Сущность и структура сознания. Понятие идеального. Сознательное и бессознательное.

Существуют различные подходы к определению сознания: а) вульгарный материализм (Фохт Молемотт). Не видит различия между материальным и идеальным, т.е. между мозгом и мыслью. б) диалектический материализм (марксизм) утверждал, что материя и сознание – противоположности, материя первична, а сознание вторично.  Сознание – способность высокоорганизованной материи (человеч мозг) отражать объектив. действительность в субъектив. образах. – мысли, чувства. Для генезиса сознания необходимы были исторические предпосылки: труд, общение, язык, мышление. Структура мышления: мышление, чувства, эмоции, воля, память, внимание. «Идеальное» (противоположность «материального») - невещественная и непротяженная реальность, существующая в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые не осознаются человеком (в отличие от сознательного). К бессознательному относятся: интуиция, вера, самосознание, поведенческие автоматизмы и стереотипы, неосознаваемые мотивы, сновидения, оговорки.

46. Общественное сознание и его структура.

Любой человек является носителем сознания. И поэтому его сознание уникально, индивидуально. Но в индивидуал. сознании всегда присутствует некоторое содержание общее для групп людей или для всех людей. Оно выражает наличие в индивидуальном сознании чел-ка общих с другими людьми потребностей, интересов, установок, целей. Такое общее, надындивидуальное, а потому безличностное содержание сознания называется общественным сознанием. Общест. Сознание представляет собой совок-ть идей, теорий, взглядов, желаний, настроений, отражающих данную природную и социальную реальность. Оно находится в постоянном взаимодействии с обществ. Бытием людей и зависит от него. Но общест. сознание может опережать общест. бытие (тогда способствует движению общ-ва вперед), а может отставать от него (тормозит).

Структура. Уровни: обыденное, житейское сознание; общественная психология; идеология; теоретический уровень. Они различаются по глубине. Формы сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное, философское, отражающие различные аспекты бытия.

47. Познавательная деят-ть человека: субъект и объект познания. Мышление и язык.

Познание – не только процесс приобретения знаний о мире, но и процесс взаимодействия объекта и субъекта познания, в результате чего в сознании субъекта отражается изучаемый объект, предмет. Объект познания – та часть мира, на которую направлена познават. деят-ть субъекта познания. Субъект познания – чел-к, наделенный умениями и навыками познания мира. Любой познават. процесс сводится к единой цели – получению истинных знаний о мире. Познание – единство мышления и чувств, след-но, познават. процесс складывается из 2ух ур-ней: чувственного и рационального. Чувственное познание необходимо дополнить более глубоким понимание изучаемого предмета (рациональным познанием). Формы чувст. познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рац. познания: понятие, суждение, умозаключение. Мышление – логическая операция, отражающая объективный мир в понятиях, суждениях, теориях. Глав. задача мышления – понять и объяснить происходящее. Язык - система словесного выражения мыслей. Язык является орудием мышления.

48. Формы чувственного и рационального познания. Учение об истине.     

Формы чувств. познания: а) ощущение – чувств. образ, отражающий единичные поверхностные св-ва предмета при непосредств. взаимодействии субъекта с объектом. Б) восприятие – чувств. образ, дающий целостное отражение предмета при непосредств. взаимодействии субъекта с объектом. В)представление – чувств. образ, воспроизводимый по памяти ранее полученных ощущений и восприятий. Формы рац. познания: а) понятие – мыслительный образ, отражающий наиболее существенные, характерные, необхожимые признаки и св-ва предмета. Б) суждение – мыслит. Образ, в котором что-либо утверждается или отрицается об изучаемом предмете. В)умозаключение – мыслит. Образ, в котором из 2ух суждений, не противоречащих друг другу, выводится новое суждение. Учение об истине включает объективную, относительную и абсолютную истину. Объектив. истина – такая истина, содержание кот. не зависит от чел-ка и чел-ва, она отражает объективный мир. Относит. истина – неполное, неточное знание о мире, которое будет в дальнейшем дополняться. Абсолют. истина – исчерпывающее полное знание о предмете, которое не может быть опровергнуто. Чел-во живет в мире относит. истин, содержание истины развивается исторически. Ленин определял абсолют истину как сумму относит-х. в учении об истине 2 позиции: догматизм (абсолютиз-ет в знаниях абсолют. содержание) и релятивизм (абсолют-ет относительный момент). Истина меняла содержание исторически: а) Аристотель: истина – соответствие знания изучаемому предмету. Б) богословское понимание: высшая истина Бог. В)прагматизм: истина – то, что полезно чел-ку. Г) экзистенциализм: истина – переживания чел-ка. Совр. понимание истины основывается на Аристотелевском.

49. Научное и вненаучное познание. Научная картина мира.     

Наука и науч. знание – высшая форма знаний и познания. Науч. знание – результат науч. револ-ии 16-17 веков. До совр. науки в течение длительного времени существовали только донауч. и вненауч. знания: а) обыденное, житейское б) религиозно-мифологическое в) художественное г)нравственное. Все перечисленные формы знаний иррациональны. Первая форма рац. знания – философия. В рамках фил-ии зарождались натурфил-я, нумерология... Научное и вненаучное знания различают по след. критериям: 1.объективность науч. знаний 2.доказательность. 3.экспериментальность. 4.общезначимость. 5.формализация и математизация науч. знаний. 6.применение на практике. Структура науч познания включает 2 ур-ня (эмпирический и теоретический) и их методы. Наука и науч. картина мира прошли 3 этапа: 1)классический(16,17в – конец 19). Механистическая картина мира. Законы механики Ньютона. 2)неклассический(19в – начало 20в). Релятивистская картина миара. Теория относ-ти Эйнштейна. 3)постнеклассический(60е годы 20в). Приходит синергетика.

50. Философское понимание общ-ва. Общ-во как система.      

Ведущая роль в изучении общ-ва принадлежит фил-ии и социологии. Ф-я рассматривает общ-во в его общем и целостном процессе, от социогенеза через развитие к будущему всего чел-ва. Общ-во в широком смысле: обособившееся от природы материальное образование как историч. Форма жизнедеят-ти людей. В узком смысле: опред. группа людей, объединенная совместной деят-ю, общением, челями. Основы соц. Ф-ии закладываются в древнем мире, но как предмет науки формируется лишь в Новое время в трудах англ и франц просветителей. Примером этого явл-ся теория общест договора. Система – совокупность взаимодействующих эл-ов и подсистем, где подсистемами выступают 4 сферы общ-ва: экономика, соц. сфера, политика, дух. сфера. Динамика – постоянные изменения в общ-ве: прогресс, развитие, регресс, реформы, револ-ии. Общ-во прежде всего совокупность и система отношений между людьми, группами, интситутами по поводу материальной деят-ти. Соц. структура рассматривается с 2ух позиций – как классовая структура в марксизме и как стратификация в Зап. Ф-ии. Признаки общества, характеризующие его как социальную систему: иерархичность, саморегуляция, открытость, информационность, самоорганизация.

51. Человек и общ-во. Чел-к в системе общественных связей.

Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность.  Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами. Чел-к работает, общается, получает инф-ю в общ-ве. Кроме зависимости человека от общества, существует обратная ей зависимость общества от человека. Чел-к как активный элемент влияет на общ-во, преобразовывает его. Человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений.

52. Проблема насилия и ненасилия в Ф-ии. Государство и гражданское общ-во.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Особенность человеческой формы жизни состоит в том, что преодоление насилия становится сознательным усилием и целенаправленной деятельностью. Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения. Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Гражданское общ-во ограничивает насилие гос-ва над людьми.

53. Формационная и цивилизационная модели общественного развития.

Формационный подход: первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории. Цивилизационный подход: дикость, варварство, аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная. Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: Данилевского, Шпенглера, Сорокина и др. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции. В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл.

54. Цивилизация как социокультурное образование. «Восток», «Запад» и Россия.  

Цивилизация как понятие появилось в трудах франц. просветителей. Цивилизация имеет различ значения  - тождественно культуре; противоп-ть дикости и варварству; материально – технический базис культуры; совокупность всего чел-ва на совр. этапе разв-я. Типология цивилизаций: аграрные, индустриальные, постиндустриальные. «Восток» : закрытое общ-во; бережное отношение к природе, растворение в ней; чел-к растворен в коллективе, общ-во доминирует над чел-ом; коллективизм; деспотия, тоталитаризм, авторитаризм. «Запад»: открытое общ-во для новации и мобильности людей; чел-к покоритель и завоеватель природы; чел-к и его свобода – высшие ценности; индивидуализм; демократия, гражданское общ-во. Россия, геополитически расположенная между двумя мощными центрами цивилизационного влияния — Востоком и Западом. Ей присущи: сильная религиозность; более демократия, сем самоднржавие; индивидуализм; покорение природы.

55. Культура как объект философского анализа. Культура и цивилизация.

Понятие впервые употреб-ся Цицероном во 2в до н.э. Дословно «возделывание почвы». Культура – совокупность всех достижений чел-ва за всю историю; совок-ть материал и дух ценностей, созданных чел-вом. Объектом философского изучения становится в эпоху просвщения. Культура – искусств. среда, вторая природа, которая создается самим чел-ом и она надстраивается над 1ой естеств. природой. Культурогенез начинается с первым чел-ом. Если чел-к не создает искусственные условия выживания, то он погибает. Культура воплощает в себе соц. опыт прежних поколений.В основе культуры лежат традиции и новации. Традиции сохр ценное, новации обеспеч пргресс. Виды культуры: офиц., неофиц, субкультура, контркультура. Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа».

56. Понятие, природа и классификация ценностей.  

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Ценности – значимые для чел-ка обьекты (материальные и идеальные); важнейшие компоненты человеч. культуры. В античной философии ценности отождествлялись с самим бытием. В средние века они связываются с божественной основой. Эпоха Возрождения выдвигает на 1-ый план ценности гуманизма. Ценности делятся на естественные (вода, земля) и созданные человеком (плотины, электр-во). На материальные и духовные. Классифиц-ют соответственно областям общест. жизни: произв-во, потребление, искусство, право, мораль, религия. Ценности делят на предметые и непредметные (ценности сознания).

57. Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни.

В ходе процесса усвоения общечеловеч. ценностей особое значение приобретают нормы – общепризнанные правила, регулирующие поведение людей. Соц. нормы определяют границы возможного и допустимого поведения в общ-ве, влияя на разв-е ценностных ориентаций в общ-ве. Нормы различают: формальные и неформальные, письменные и устные, позитивные (предписания) и негативные (запреты). Чем лучше индивид усваивает ценности, тем устойчивее общ-во в целом.

59. Будущее человечества и средства его прогнозирования.

Проблема будущего и его предвидения относится к вечным темам. Теоретической

разработкой и обоснованием разных вариантов развития общества и чел-ка в будущем занимается в западном мире футурология. Прогнозы разрабатываются с помощью опред методов: а)экстраполяция – основывается на допущении о непрерывности разв-я большинства явлений реальной жизни. Б)экспертные оценки –проведение экспертами анализа проблемы с последующей обработкой рез-тов. Принимается обобщенное мнение экспертов. В)моделирование – основывается на изучении моделей, результаты переносят с модели на объект. Г)историческая аналогия – выявляются закономерности и тенденции. Д)сценарии будущего – гипотетическая последовательность событий, внимание сосредоточено на причинно-следственных связях.

60. Глобальные проблемы современности и пути их решения.  

1) военно-политические: на смену мировым войнам пришли локальные войны и угроза международного терроризма и экстримизма. 2) экологические, связанные с разрушением природной среды: загрязнение воздуха, мирового океана, недостаток питьевой воды, исчезновение некот. видов растений, животных, истощение плодород слоя почвы, истощение ресурсов. 3)демографическая, нерегулир рост населения на юге, а на севере нехватка. 4)социально-экономические: увеличение разрыва в Ур-не жизни между богатым Севером и бедным Югом; эпидемии неизвестных болезней, наркомания,алкоголизм. 5)упадок культуры и духовности во всем мире, рост числа безграмотных.




1. Ричард Пайпс и его концепция исторического развития России
2. Дипломна робота з психології Структура здібностей креативність співвідношення розумових здібностей сп
3. Информационные логистические системы
4. ВАРИАНТ П5 УКАЖИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 001
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора філологічних наук Київ ~ 2002
6. Українська культура Архітектура Росії XVIII-XIX століття
7. Реферат- Традиционная японская литература
8. а К О М М Е Р Ч Е С К О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Мы работаем в сфере производства и реализации рабочих перча
9. УТВЕРЖДАЮ Директор СПбГБУ Центр физической культуры спорта и здоровья Приморского района
10. Четвертий Універса
11. Гражданские правоотношения
12.  Статистика капитальных вложений Инвестиции ~ это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринима
13. Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников
14. Финансовые результаты деятельности организации 1
15. Y-хромосома и могуществ
16. Воспаление Лихорадка Ответ острой фазы Гипертермия 1
17. декабря 2013г 71 Москва О проведении научноисследовательской работы магистров НИРМ В соотв
18. вариант 1 Зимний дворец Ф
19. ТЕМА 1 ФИНАНСЫ КАК СТОИМОСТНАЯ КАТЕГОРИЯ
20. Результати дослідження сімейних відносин