Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Идиот и Бесы ~ романы Ф

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

«Идиот» и «Бесы» – романы Ф. Достоевского с различной пафосной энергией.

Роман «Идиот» по сиоей композиции значительно сложнее «Преступления и наказания», так как охватывает более широкий круг явлений жизни, проблем и типов. В нем дана картина пореформенного русского общества, в котором ясно обозначились характерные для капиталистического развития черты. Это особенно наглядно проявляется в развитой с большой силой теме власти денег. В романе представлены типы людей из среды аристократии, среднего дворянства, купечества, чиновничества, военных, простонародья. В нем немало второстепенных лиц и эпизодов. Писатель ярко характеризует социально-историческую обстановку, в которой совершаются события романа. Социальный план весьма значителен, так как роман представляет собой социальную трагедию. Писатель дает социальную мотивировку событиям и поведению героев. Важнейшая тема романа — власть денег. Деньги — источник и причина преступлений, унижения людей; в мире, который рисует автор, все продается и покупается, в том числе и человек. В романе есть два лагеря людей; тех, кто властвует в жизни, потому что у них деньги, и тех, кто подвергается унижению и оскорблению, потому что они бедны. С одной стороны стоят жестокие, жадные, бесчеловечные, с другой — бесправные, отчаявшиеся. Роман носит трагическую окраску. Она создается и гибелью Настасьи Филипповны, и страданиями князя Мышкина, который не в состоянии помочь людям, которым хочет помочь.

В романе сильна обличительная сторона. Автор осуждает общество, в котором царят жестокость и унижение человека, идеалом служат богатство и власть, гибнет все прекрасное; роман заканчивается убийством Настасьи Филипповны, безумием Мышкина, душевными страданиями Аглаи.

В противовес мрачному миру жадности писатель рисует образ положительного героя — князя Мышкина как воплощение любил, бескорыстия и честности.

В роман включена не имеющая прямого отношения к основной линии действия история нигилистического кружка Бурдовского.  Наиболее обстоятельно обрисован Ипполит, болезненный, озлобленный, ненавидящий людей, пытающийся покончить самоубийством. Нигилисты показаны Достоевским как люди циничные (Келлер), нетерпимые (Докторенко), как разрушители. Очевидно, Достоевский имел в виду противопоставление положительных героев романа и нигилистов, когда определял тему романа как борьбу «любви и ненависти».

Основной герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин — человек больной, кроткий и незлобивый. Он живет  сердцем, как Соня Мармеладова. Этим он противопоставлен и Раскольникову, герою предыдущего романа, и Ипполиту. Он сердцем решает все мучительные вопросы. Но ничего не может разрешить в жизни. Мышкин наивен, бескорыстен, простодушен и чист, он неудачник. Автор выделяет его смирение и всепрощение. Он всех примиряет. Его радует, когда между людьми устанавливаются добрые отношения. К нему за решением нравственных вопросов обращаются и Настасья Филипповна, и генерал Епанчин, и купец Рогожин. Но Мышкин ничем никому не может помочь. Он не может ничего противопоставить жестокости и жадности людей, разгулу страстей. Он становится невольным виновником гибели Настасьи Филипповны и сам гибнет, попав в жестокую схватку карьеристов.

Образ Мышкина нетипичен тем, что автор сделал его человеком больным, но Мышкин типичен для творчества Достоевского, который в образе этого героя продолжает идею, выраженную в образе Сони Мармеладовой. Слова Мышкина о том, что «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», выражают основную идею автора. Именно поэтому Мышкин стоит нравственно выше других героев романа. Он болеет за страдающих, готов служить другим, облегчить их боль. Своеобразно развивается в романе линия личных отношений Мышкина к Настасье Филипповне и Аглае. Первую он жалеет, вторую любит. Но первая отвергает жалость как унижение, вторая, гордая, становится жертвой доброго сердца Мышкина, забывающего все ради спасения Настасьи Филипповны, которую он губит, толкнув к Рогожину.

Образ Настасьи Филипповны раскрывается в ее отношениях к добросердечному Мышкину, болезненно ревнивому Рогожину и жадному карьеристу Иволгину. Образ Настасьи Филипповны — трагический образ потрясающей силы. В детстве она воспитывалась у барина Афанасия Ивановича Тоцкого, который сделал ее своей любовницей. Желая затем отделаться от нее, когда он решил жениться на богатой невесте, Тоцкий хочет выдать ее за Ганечку Иволгина, дав ему денег, зная, что этим может заставить его согласиться на этот брак. Но Настасью Филипповну страстно любит купец Рогожин, человек дикий, бешеный, мстительный. Он готов купить Настасью Филипповну и дает ей пачку денег в сто тысяч рублей, перевязанную грубой и грязной веревкой. Большой идейный смысл имеет сцена, когда Настасья Филипповна приглашает к себе на именины всех своих знакомых, чтобы при них бросить в огонь деньги Рогожина. Эта сцена великолепно характеризует героев романа: презрение к деньгам самой Настасьи Филипповны, дикую страсть Рогожина, бескорыстие Мышкина и жадность Иволгина, которого Настасья Филипповна заставляет выхватывать деньги из огня. Но красота Настасьи Филипповны оказывается для нее роковой. Гордая и нравственно чистая, она становится жертвой страстей жестоких и грубых людей, которые видят в ней только предмет наслаждения. Тогда в ней вспыхивает бунт против унижения и подлости, против грязи и пошлости. Бросая деньги в огонь, она этим подчеркивает, что красота не продается.

Роман «Идиот» в своей теме нигилизма, в изображении кружка Бурдопского был своеобразным переходом к роману «Бесы», в котором Достоевский широко развернул критику нигилизма. Но и в этом романе, и еще сильнее, нежели в других произведениях, он критикует нигилизм. Это и стало основной темой «Бесов», в отличие от «Идиота», где, по словам самого писателя, «главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека».

Роман «Бесы» (1871 - 1872) рассказывает о нарождении нового явления в жизни – революционеров. Их Достоевский понимает как что-то безобразное, страшное. В романе «Идиот» главной была мысль о красоте. В романе «Бесы» показано безобразие мира. Это противопоставляет два романа друг другу. Кроме революционеров автор показал моральное разложение помещиков, раскрыл   связь  философских и моральных идей с идеями политическими, он гневно осудил «сверхчеловека» и проповедь презрения к народу.

В основе сюжетной линии – реальный факт. В 1869 году был убит революционерами студент. Это потрясло Достоевского. Он увидел в этом будущую судьбу России.

В образе Николая Ставрогина — основного героя романа — автор изобразил аристократа, оторванного от народа и жизни страны, индивидуалиста, презирающего людей, «сверхчеловека». Ставрогин дошел до последней степени морального падения. Он переживает глубокий духовный кризис, отражающий его растерянность перед новыми условиями жизни и свидетельствующий о ненужности помещиков в пореформенную эпоху. Ставрогин умен, красив, но ни во что не верит. Герой пьянствует в Петербурге, путешествует по миру, ходит в церковь, женится ради шутки на калеке Марии Лебядкиной, уезжает в Америку. В Швейцарии от скуки Ставрогин вступает в революционную организацию Петра Верховенского. Затем приезжает в Россию, к матери, влюбляется в Лизу, соглашается с желанием Петруши убить Марию Лебядкину. В городе начинаются пожары, и Лиза погибает, Ставрогин повесился.

Еще более низок и мерзок Петр Верховенский, именно он создает революционную организацию. Ее цель - вызвать «смуту» на Руси ради разрушения не только общественного строя, но и всех моральных устоев. Как своеобразный теоретик разрушения выступает в романе Шигалев, проповедующий необходимость разделить человечество на избранных, людей, свободных и имеющих власть, и на людей-рабов, покорное стадо. Герои романа отличаются своей «интеллектуальностью», которая здесь проявляется в создании человеконенавистнических теорий. Так, Шатов, приходит к проповеди религии, потому что ни одного народа в истории не было без религии: отказаться от религии — значит утратить понятнее добро. Напротив, Кириллов выступает как атеист, но атеист своеобразного толка; с его точки зрения, отрицание бога ведет к отрицанию всяких норм, к полному проявлению свободы воли. Он и кончает самоубийством, желая доказать, что свободен в своих поступках.

Достоевский в романе «Бесы» высказывает мысль о том, что «лишние люди» являются идейными предшественниками революционеров-демократов. Эту мысль он развивает, рисуя образ Степана Верховенского, отца Петра. В нем он представил либерала с такими типичными его чертами, как фразерство, пустое мечтательство, незнание жизни. В образе писателя Кармазинова Достоевский создал шарж на Тургенева. Роман заканчивается трагически, все главные герои погибают, а Петр Верховенский бежит за границу.




1. Алмазы на предприятиях Москвы
2. коррупция является совокупность двух существенных признаков- сращение государственных структур со струк
3. тематика Контрольная работа 1 номера заданий ~ 5аб 6 9а 2 Найти решение системы линейных уравнений п
4. Тема урока Лишайники Программа В
5. Протокол Frame Relay
6. НА ТЕМУ- Преступность несовершеннолетних в Новгородской области
7. Виражи любви П
8. Органы налоговой полиции
9. Элитология как наука
10. Найменування органу державної податкової служби Фізи.html
11.  Проблема возрастной периодизации детского развития По теоретическим основам предложенные в науке схемы
12. Контрольная работа- Оперативное планирование в управлении производством
13. Понятие задачи предмет и структура методики расследования Задачи успешного расследования преступлений
14. философии культурологии истории этнографии социальной антропологии и др
15. Тема 5 Медичне страхування Лекція 5 Організаційні основи та форми медичного страхування
16. МОДУЛЬ БЕЗПЕКА ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТИ
17. Славянский миллиард
18. во Цена Сумма руб
19. Детская школа искусств 57 Город Осинники Кемеровская область Хрустальная туфел
20.  Статистические гипотезы и критерии согласия При использовании экспериментальных методов для решении кон