Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ГЛАВА XV СПЕЦИФИКА ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ
Для выявления характерных черт диалектики как логики ее целесообразно сопоставлять, во-первых, с другими логическими дисциплинами, прежде всего с формальной логикой, и во-вторых, с другими сторонами материалистической диалектики, с которыми она неразрывно связана, онтологией и гносеологией. В первом случае отличие будет выражено понятием «диалектика», во втором понятием «логика».
Сам термин «логика» многозначен. С ним соотносятся: 1) наука о познающем мышлении, его законах, формах, средствах; 2) закономерный ход рассуждений, умозаключений («логика доказательства») ; 3) закономерности развития и взаимосвязей предметов объективной действительности («объективная логика»). Логика это «наука здравомыслия, наука правильно рассуждать, умосло-вие. Логикумослов, правильный 'и здравый мыслитель, знающий науку правильного рассуждения. Логический, логичный, согласный с логикою; здравое, правильное рассуждение» '.
Предметом логики как науки является мыслительная деятельность, ее законы, формы, методы и приемы; она изучает также язык как инструмент познания. «Логика в широком смысле слова состоит из двух больших частей диалектической логики и логики, при применении методологических и иных средств которой можно отвлекаться от процессов развития. Для последней логики нет особого названия. Ее можно назвать синхронической» ". В синхронической логике выделяются символическая логика (современная формальная логика), логическая семантика и логическая методология. Сюда же относится и традиционная формальная логика. Между ней и современной формальной логикой имеются отличия по решаемым проблемам, получаемым результатам и применяемым методам исследования (для символической логики специфичен метод формализации метод отображения изучаемых логических связей и отношений и соответствующих форм рассуждений в специально создаваемых формализованных языках). «Основным пред-
' Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. II. С. 262.
^ Бочаров В. А., Войшвилло Е. К., Палев Ю. В. Предмет и структура современной логики // Предмет и структура общественных наук. М„ 1984. С. 100.
метом формальной логики являются формы отражения действительности на ступени абстрактного мышления и связи и отношения между мыслями по форме, составляющие основу правильных рассуждений. Некоторые из этих связей являются формально-логическими законами» '.
В «Философском энциклопедическом словаре» отмечается, что формальная логика есть наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания; к общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений в системы, способы формализации таких систем и т. п. Представляя общие основания для корректности мысли (в ходе рассуждений, выводов, доказательств, опровержений и пр.), формальная логика является наукой о мышлении и как метод анализа дедуктивных и индуктивных процессов мышления, и как метод (норма) мышления, постигающего истину. Основными формально-логическими законами являются закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
В философской и логической литературе встречается немало точек зрения на определение того главного, что различает формальную логику и логику диалектическую. Одни полагают, что различие проходит по линии «Форма содержание» (первая абстрагируется от содержания, а вторая сугубо содержательна); другие делают акцент на их отношения к достоверности результата мышления (формальная логика исследует вопросы формальной правильности рассуждений, диалектическая изучает способы достижения истины), третьи считают, что их разграничивает характер отражаемых отношений и связей (формальная логика имеет своим предметом непосредственные отношения и связи, диалектическая же отношения и связи опосредованные), четвертые за основу берут «устойчивое изменчивое» в объективной действительности (формальной логике присуща ориентация на устойчивое, инвариантное, диалектической изменение, движение, развитие) и т. п. На основании взаимосвязи формы и содержания, устойчивости и изменчивости делается вывод, лишающий формальную логику статуса самостоятельной науки: поскольку устойчивость есть момент движения, а форма есть сторона содержания, постольку и формально-логическое мышление есть лишь сторона предмета диалектической логики. «Нет и не может быть двух логик. Логика едина
Бочаров В. А., Войшвилло Е. К., Палев Ю. В. Предмет и структура современной логики. С. 105.
это диалектическая логика» '. Следуя такой логике рассуждения, нужно, наверное, и физику с биологией включить в состав философии, так как изучаемые ими структуры и связи тоже не обособлены от всеобщих структур и закономерностей, изучаемых философией.
Ссылки на то, что формальная логика не касается изменений и развития материальных объектов, основаны на недоразумении. Вовсе времена мышление человека было мышлением и о статичных, относительно неизменных предметах и ситуациях, и о предметах, ситуациях, непрерывно изменяющихся (об изменениях в самом человеке, в его семье, государстве и т. п.). Оказать помощь в адекватном отражении отдельных частей объективной действительности было одной из главных функций традиционной формальной логики. Иное дело выход за рамки локального познания, способность охватить взаимосвязи родов бытия, включая мышление, генезис познания. На это формальная логика (по определению своих задач) и не претендует. Но исторические условия были таковы, что я течение столетий в общественном и индивидуальном сознании господствовал метафизический подход к толкованию мира (в религиозном мировоззрении, в идеалистической и материалистической философии); не миновало такое толкование и самого' мышления, форм и средств познавательной деятельности. Более того, характер формальной логики в ряде отношений оказывался созвучным метафизическому методу (обособленность анализа от синтеза, индукции от дедукции и т. п.). Специфика всеобщего метода гораздо в большей степени зависела от общего состояния культуры, науки, всей человеческой цивилизации, чем только от формальной логики; она сама испытала деформации от воздействия метафизического метода. Лишь диалектическая форма всеобщего мировоззренческого метода способна в полной мере раскрыть все эвристические возможности формальной логики как науки о познающем мышлении.
Диалектика как логика не антипод формальной логики, как не является она антиподом и по отношению к физике, биологии. Формальная логика никогда не была и' не может быть философией, мировоззрением; она всегда частная наука, подобная другим, хотя в некотором смысле и более близкая к философии (к гносеологии и универсально-философской методологии). Диалектическая логика противостоит не ей, а той «логике», которая выступает на одном уровне с ней мировоззренческой, философской метафизической логике. Именно здесь складываются отношения конфронтации и взаимоисключения. Отношение же диалектической логики и логики формальной есть отношение «общего» и «частного», или, точнее «всеобще-философского» и «общенаучного».
' Шептулин А. ./7. Предмет диалектической логики // Ежегодник Философского общества СССР. 1984. М. С. 62.
Подобно тому как любое «частное» своеобразно и имеет свои преимущества перед более общим, так и формальная логика, занимаясь специфическими проблемами, должна обладать своим ненарушаемым суверенитетом, оставаться самостоятельной наукой в ряду имеющихся наук. В то же время ее специфическая ограниченность обусловливает ее стремление к установлению связей со всеобщим. Философия дает ей не только мировоззренческую онтологию и теорию познания, но и философскую логику (они выступают в качестве соответствующих оснований ее развития).
Логика, конечно, может рассматриваться и как логика субъекта познания, и как наука. Но, будучи наукой, она дифференцирована. Помимо уже отмеченных имеется множество других логических дисциплин. Предложенное В. А. Бочаровым, Е. К. Войшвилло и Ю.В. Ивлевым подразделение логических наук на диалектическую и синхроническую логику при всей условности второго названия отражает важный факт: диалектическая логика есть философская логика, а другая часть не-философская (в этом плане нам представляется некорректным утверждение тех же авторов, что несмотря на широкую математизацию формальной логики, она, как это было и ранее, остается составной частью философии). Авторы отмечают, что при применении методологических и иных средств синхронической логики можно отвлекаться от процессов развития; заметим: «можно отвлекаться» (т. е. можно и не отвлекаться). Но если синхроническая логика может быть связана с развитием, а диалектическая со статическими состояниями, то не следует ли усматривать их различие все в той же философичности диалектической логики и в немировоззренческом характере, в целом, логики формальной?
Посмотрим, что представляет собой философская логика в ее диалектической форме.
Для Гегеля диалектическая логика субъекта совпадает с логикой Абсолютного духа, проявляющейся в природе как инобытие Духа. В этом смысле диалектическая логика содержательна. Конспектируя «Науку логики» Гегеля, В. И. Ленин отмечал: Гегель «требует логики, в коей формы были бы gehaltvolle Formen (содержательными формами. Ред.), формами живого, реального содержания, связанными неразрывно с содержанием... Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» '.
Но содержательность логики Гегеля была связана с ее мистификацией. Конечно, Гегель не теолог; его Абсолютный дух не Бог создатель природы, существующий во времени до природы. Для него природа неотделима от логики, а логика от природы.
Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 29. С. 84.
283
Обнаружив природную логику, он абстрагировал ее от природных же систем и положил в качестве Абсолютного субъекта в основание многообразия природы; они даны вместе. «Форму инобытия, писал Гегель,составляет непосредственность, которая заключается в том, что отличные друг от друга предметы существуют абстрактно сами по себе. Но это лишь мгновенное существование, оно не является подливным. Лишь идея (т. е. логикаАвт.) существует вечно, потому что она есть в-себе-и-для-себя-бытие, т. е. она есть возвратившееся в себя бытие. Во времени природа является первым, но абсолютным prius'OM является идея... Положительным в природе является просвечивание в ней понятия... Природа должна быть рассмотрена как система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основание природы. Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие» '. Индивид, проникая в понятия, приобщается, по Гегелю, к движению Абсолютного духа, к логике Абсолютного субъекта. Человеческий дух способен разобраться в многообразии случайного, внешне нелогичного, разглядеть за этим природным, за бренностью этой внешности подлинную логику, постичь ее. Но мышление, постигающее понятие, само должно быть логичным в содержательном смысле. Логика всеобщих категорий, овладевающая индивидуумом и им используемая, и является философской логикой. Гегель иллюстрирует высказанное положение на примере развития. Он пишет: «Существуют две формы, в которых постигается переход от одной ступени природы к другой: эволюция и эманация» ". Анализируя содержание этих форм (т. е. философских категорий), Гегель усматривает их несовершенство и недостаточность для выражения подлинного развития идеи и указывает на адекватные ей формы категории «скачок» и «снятие».
Прежняя, формальная логика была неспособна ухватить отрицательность, единство противополжностей, антиномичность, текучесть. И не потому, что она «отвлекалась» от содержания; в этом, кстати, повинны сами логики («Если логика, как утверждают, лишена содержания, то это вина не предмета логики, а только способа его понимания»^). Традиционная логика в известной мере содержательна, но ее содержательность ограничена предметным смыслом самих форм мышления, которые она изучает (понятий, суждений, умозаключений, дефиниций и т. п.). Она сохраняет свое значение в рассуждениях, при изложении мыслей, в словесных спорах. Но Абсолютный дух есть творчество, творчеством является и
' Гегель. Энциклопедия философских наук. М„ 1975. Т. 2. С. 33. ^ Тям же С ^5 з Гегель. Наука логики. М„ 1970. Т. 1. С. 101.
вся совокупность материальной и .духовной культуры человечества, т. е. реальное коллективное мышление людей; все это требуется постигнуть, чтобы выработать всеобщий метод творческого мышления, метод, становящийся логикой творческого познания.
Всеобщие философские категории и являются моментами такого метода. Они в полной мере содержательны, а главное в своей необходимой связи есть всеобщий содержательный метод. Метод, указывал Гегель, «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутр.и себя, диалектика, которую он имеет в самом себе, движет вперед это содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого метода есть движение самой сути дела» ^
Категории диалектики встречаются уже в повседневном языке. Оперируют ими и в частных науках. Здесь они присутствуют в скрытом, но могут быть и в более или менее разработанном виде. Но специально здесь они не рассматриваются. Их роль сводится к духовной обработке живого содержания, к созданию и сообщению другому человеку представлений, относящихся к этому содержанию. «Успехи образования вообще, и в частности наук, даже эмпирических наук и наук о чувственно воспринимаемом, в общем двигаясь в рамках самых обычных категорий (например, категорий целого и частей, вещи и ее свойств и т. п.), постепенно выдвигают и более высокие отношения мысли или по крайней мере подяимают их до большей всеобщности и тем самым заставляют обращать на них больше внимания. Если, например, в физике получило преобладание такое определение мысли, как «сила», то в новейшее время самую значительную роль играет категория полярности... Рассмотрение природы благодаря самой реальности, в которой удерживаются ее предметы, необходимо заставляет фиксировать категории, которые уже нельзя более игнорировать в ней...» ^ Уже Платон и Аристотель вычленяли такие категории как самостоятельные и положили начало их познанию. Они должны стать предметом специального изучения и осознанного применения. «Высшая задача логики очистить категории, действующие лишь инстинктивно как влечения и осознаваемые духом прежде всего разрозненно, тем самым как изменчивые и путающие друг друга; доставляющие ему таким образом разрозненную и сомнительную действительность, и этим очищением возвысить его в них к свободе и истине» ^ Диалектическая логика имеет дело с мыслительными категориями, и в этом отношении она «мышление о мышлении». Но поскольку она предметна, она совпадает с философией (метафизикой). «Ло-
гика совпадает поэтому с метафизикой наукой о вещах, постигаемых в мыслях, за которыми признается, что они выражают существенное в вещах» '.
Основоположники марксизма высоко ценили разработку Гегелем диалектического способа мышления, диалектики как логики. Вместе с тем они по-новому взглянули на диалектическую логику и прежде всего с точки зрения материализма, причем материализма последовательного, охватывающего и природу, и общество. К. Маркс отмечал, что диалектико-материалистический метод по своей исходной мировоззренческой установке «не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью» ". Материалистический исходный пункт нового мировоззрения нацеливал на критическое отношение к гегелевскому учению о философской логике. Конспектируя «Науку логики» Гегеля, В. И. Ленин отмечал: «1) Небо природа дух. Небо долой: материализм.
2) Все veriruttelt= опосредствовано, связано в едино, связано переходами. Долой небо закономерная связь всего (процесса.) мира... Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически: Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу) т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc.» '. Твердая опора на материализм, ориентация на естественные, от человека и какого-либо духа не зависящие природные связи и отношения, отражаемые в логике человеческого мышления, дала возможность внести коррективы в решение многих конкретных проблем диалектики как логики познания. Пример тому характер ритмики развития. Если Гегель абсолютизировал триа-дический ритм развития, накладывал на природу схему познавательного цикла, действительно более широко распространенную в познании, нежели в природе, то основоположники марксизма в полном соответствии с объективной реальностью отмечали ограниченность триадной формы развития, наличие многих других форм развития.
Несмотря на то что схематизм Гегеля, обусловленный его идеализмом, наложил серьезный отпечаток на разработку им диалектической логики, она все же предстала широкой систематической концепцией. Под ее напором отступал порой Абсолютный дух, призванный определять логику самодвижения понятий. В. И. Ленин писал: «Замечательно, что вся глава об „абсолютной идее" почти ни словечка не говорит о боге (едва ли не один раз случайно вылезло ..божеское" „понятие"), и кроме того это NB почти не содержит специфически идеализма, а главным своим предметом имеет диалектический метод. Итог и резюме, последнее
' Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 120. " Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 21. " Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 29. С. 92, 93.
слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод это край-незамечательно. И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. „Противоречиво", но факт!»'.
Советские философы своими трудами внесли значительный вклад в дальнейшее исследование принципов диалектического мышления.
Одним из направлений разработки диалектики как логики является изучение природы логических форм. В этом отношении коснемся лишь одной мысли, развернутой в «Диалектической логике» Э. В. Ильенкова. Он полагает, что логические формы и законы деятельности человека суть следствие (отражение) действительных, ни от какого мышления не зависящих законов предметно-человеческой деятельности практики во всем ее объеме и развитии. Практика же, понятая материалистически, предстает как процесс, в движении которого каждый предмет, в него вовлеченный, функционирует (ведет себя) сообразно своим собственным закономерностям, выявляя в происходящих с ним из1менениях собственную форму и меру. Практика человечества есть совершенно конкретный (особенный) и в то же В1ремя всеобщий процесс. Она включает в себя как абстрактные моменты 'все другие формы и виды движения материи и совершается в согласии с их законами. Поэтому общие законы изменения природы человеком оказываются и общими законами изменения самой природы, выявляемыми деятельностью человека, а не чуждыми ей предписаниями, диктуемыми извне. Всеобщие законы изменения природы человеком это и есть всеобщие законы природы, в согласии с которыми человек только и может успешно ее изменять. Будучи осознанными, они и выступают как законы разума, как логические законы^.
Приведенные суждения, высвечивающие под новым углом зрения положение о социальной природе всеобщих категорий, о единстве законов природы и общества, позволяют более глубоко понять фундаментальность социально-исторической практики в отношении категорий и законов диалектики, форм и законов мышления, изучаемых диалектической логикой. В них заложена пока еще нереализованная задача раскрытия конкретного механизма формирования категорий и других форм диалектического мышления.
Для тех, кто решает посвятить себя исследованию проблем диалектической логики, есть немало других задач, связанных с освоением философского наследия основоположников марксизма. В недостаточной мере изучены еще труды домарксовых философов, в том числе и Гегеля.
У Гегеля диалектическая логика была онтологизирована в том смысле, что служила основой развертывания материальных систем;
1 ' Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 215. '. ^ См.: Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 1 М„ 1984. С. 187.
в неменьшей мере можно обнаружить гносеологизированность ло гики. Она не была представлена как какой-то комплекс норматив ных правил познания, регулятивных требований к мышлению, за конов, приемов познания, собранных воедино, в четкой взаимосвя занной системе, отдельно от системы миропредставления. В этом как уже говорилось, сильная сторона гегелевской философской логики; но в этом состояла и трудность ее последующей перера ботки. Немало познавательных регулятивов, законов и приемо1 познания было сформулировано Гегелем по ходу изложения ег( философской системы, и их нужно было вычленить из его онтоло гяческих и г,носеолог.ическ'их суждений. Такая работа по их вы членению и переосмыслению проводится в наши дни, но пока он; далека от завершения.
Для уяснения специфики марксистской диалектической логик1 в сравнении с онтологией и гносеологией требуется посмотреть чем отличается метод от теории.
Под методом понимается совокупность приемов и правил, регу пирующих деятельность субъекта и обеспечивающих ее целена правленный, упорядоченный характер. В методе (речь идет о по знавательном методе) выражается содержание изучаемого объек та, его природа. В этом смысле метод объективен, содержателен «фактичен». Более развитая теория объекта позволяет более полис разработать и метод его познания.
Поскольку с точки зрения генетической метод производен о' определенной системы знания, постольку можно признать, что oi занимает в науке подчиненное (по отношению к ее содержанию] положение. В другом отношении сама система знания оказываете? в подчиненном положении у метода. Метод, нацеленный на общи< законы, структуру объекта, формирует содержание знания. В про цессе своего функционирования он принимает завершенный ре зультат, «расширяется в систему» '.
Вместе с тем метод имеет субъективную сторону. Как отмечая П. В. Копнин, сами по себе объективные закономерности не сое тавляют метода; необходимо выработать на их основе приемы дл? дальнейшего познания и преобразования действительности. Мето; непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, г то, как человек должен поступать в процессе познания и практиче ского действия. Закономерности объекта, выраженные в систем» истинного знания, преобразуются в методе в правила действи} субъекта. Познанные закономерности составляют объективнук сторону метода, а возникшие на их основе правила, приемы иссле дования субъективную. Метод делает науку способной к само движению, к достижению новых истин ".
' Гегель. Соч. М.; Л., 1930. Т. VI. С. 313,
" См.: Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М., \97i С. 509510.
Метод это не теория как таковая, а теорияя«снятая», модифицированная, преобразованная, адаптированная логико-гносеологически. Это система следствий из теории (законов, категорий), нацеленных на дальнейшее познание мира. Этим объясняется принятое среди философов понимание существа метода: метод это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразование мира:
Под углом зрения практических целей науки все содержание научного знания представляетсяяодинаково важным во всех своих элементах. Иногда же теории и законы отодвигают на второй план методы познания. Практику текущего момента интересует прежде всего то, что уже добыто методом; здесь важен достигнутый уровень знания, уже открытые законы. Но самая глубокая сущность науки (да и практики) заключается не в каком-либо фиксированном их моменте, а в поступательном развитии. Поскольку наука непрерывно развивается, всегда должна идти вперед, постольку для творцов науки важнее сам «светильник» (т. е. метод), освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути. Да и в процессе обучения, в условиях информационного взрыва все большее значение приобретает вооружение будущих специалистов методом ориентации в фактическом материале науки, методом его применения; все более важной становитсяявыработка умения использовать фактический материал для решенияяновых познавательных задач, а не простое накопление фактов. На человека все больше ложатся творческие задачи, требующие актуализации метода решения проблем, а механические, нетворческие операции отходят на второй план и все чаще передаются «машинной памяяи», «машинному интеллекту».
В философии, как и в других науках, есть теоретическое содержание и метод. Этот метод, в отличие от частных методов всеобщий.
Философский метод в целом и в своих элементах предметно-содержателен. За каждым его нормативным правилом, или требованием, стоит и должно стоять содержание, его обосновывающее. Пример тому требование изучать предметы, явления, процессы в развитии, самодвижении, в борьбе противоположно направленных сил, тенденций изменения. Если оторвать это правило метода от содержания учения о развитии, то оно сведется к банальному, информационно бедному положению, которое можно интерпретировать правильно и ошибочно, в частности субъективистски и идеалистически. В таком виде оно не связано неразрывно с принципом материального единства мира, с вытекающими из него методологическими принципами (принципом отражения, принципом системности и др.). Между тем сам ход истории науки, генезис диалектической концепции развития показывают содержательный характер идеи всеобщего развития, неразрывную связь учения о развитии с учением о материальном единстве мдра, а так^е со-
держательность вытекающего из этого учения познавательного ре-гулятива. Лишь содержательная основа методологических пр.инци-пов, приемов, положений способна обеспечить их органичную связь между собой, их естественную субординацию, позволяет им эффективно выполнять эвристическую роль в познании.
В понятие «мировоззрение» не входит представление о научно-методологическом инструментарии, посредством которого оно реализуется в деятельности субъекта. Мировоззрение не всегда служит особым методом научного познания. Если, допустим, обыденное мировоззрение и обладает методологической значимостью, то для науки этого недостаточно. Лишь философское мировоззрение, связанное с наукой, обладает развитым методом познания.
Учитывая тот факт, что диалектико-материалистический метод, как и любой научный метод, имеет две стороны объективную и субъективную, можно заключить, что теоретический аспект научной философии охватывает и онтологию, и гносеологию, и частично диалектическую логику (поскольку она имеет дело со всеобщими законами развития и с обоснованием методологических регулятивов и приемов диалектического познания). Диалектическая логика есть всеобщий метод познания (и в этом плане она не теория, а метод) плюс его теоретическое обоснование.
При рассмотрении структуры всеобщего метода в современной философской литературе встречается узкий подход: оценка в качестве метода только элементов диалектики и игнорирование элементов материализма. Между тем и диалектика, и материализм суть одновременно и теория, и метод; не только диалектика, но и материализм методологически значимы; через соответствующие познавательные регулятивы категории материализма входят также в структуру метода. Вследствие неразрывной связи обеих этих сто рон все категории, законы материалистической диалектики выпол няют функцию метода. В этом отношении можно говорить о мето де диалектико-материалистического монизма, детерминизма, кон кретно-целостного, сущностного воспроизведения объекта субъек том, аналитико-синтетическом методе и т. д.
Диалектическая логика это материалистическая диалектика взятая в своей логической (методологической) функции.
Выступая в качестве логики, диалектика подобно традиционно формальной логике имеет дело с определенными формами мышле ния. К числу таких форм принадлежат прежде всего всеобщие ф1 лософские категории (мы будем называть их сокращенно «катег( рии»). Именно категории являются фундаментальной формой осв( енияяпредмета философии, формой выражения мировоззрения диалектической логики. На них базируются формулировки и общ< методологических, и общетеоретических принципов, на основе и взаимосвязи действует и такая форма мышления, как «законы диг лектики». Категории это элементарная и фундаментальная фо) ма диалектического мышления, поэтому в диалектической логи1
как теоретическом разделе философской методологии должен быть освещен вопрос о природе и специфике философских категорий, о взаимосвязях и взаимопереходах категорий материалистической диалектики '.
Рассматривая гегелевское понимание логики и его современное значение, И. С. Нарский обратил внимание на то, что диалектическая логика, как логика философская, исследует специфические формы мышления, выходящие за рамки тех форм, которыми занимается традиционная формальная логика. Он пишет: «Диалектическая логика исследует свои формы, как-то: антиномии-противоречия, диалектические анализ, синтез и дедукцию, позволяющие прослеживать взаимодействие сторон противоречия в познаваемом объекте, а также категориальные пары «абстрактное конкретное», «логическое историческое» и т. д., которые действуют именно как формы» ".
Диалектико-логические принципы и приемы познания не только не делают излишними законы и правила логики формальной, но могут быыь реализованы только на основе их строгого соблюдения.
Между диалектикой как логикой и логикой формальной не может быть отношений взаимоисключения. Представление об их анта-гонистичности ошибочно и является следствием их узкокорпоратив-ного использованияяотдельными лицами. Несколько десятилетий тому назад в литературе можно было встретить такое заяяление: «Адвокатам формальной логики, доказывающим якобы «по Энгельсу», что формальная логика пригодна в обыденной домашней обстановке, нужно ответить: с этой домашней бытовой обстановкой, для которой хороша и формальная логика, мы боремся не менее, чем с ее логическим продуктом... Новый социалистический быт будет наряду со всеми процессами борьбыыи социалистической перестройки жизни вырабатывать диалектическое мышление... Метафизика и формальная логика в советских условиях являются методологической основой и правого и «левого» оппортунизма и контрреволюционного троцкизма»^ Такое отношение было созвучно произволу в теории (а не только в правовой практике) тех лет. Однако последующее развитие нашего общества восстановило статус формальной логики как науки, и речь идет теперь лишь об уточнении их предметов, задаччи механизма взаимодействия, что естественно для любых близких друг к другу наук.
' См.: Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 1980; ГоттВ.С. Землянский Ф. М. Диалектика развитияяпонятийной формы мышления. М., 1981; Борисов В. Н. Категориальное знание: гносеологическая природа, формы, способы функционирования // Категориальные основания научного познания. Куйбышев, 1988; Макаров М. Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. М., 1988.
" Нарский И. С. Гегель и современная логика // Вопросы философии. 1970. № 8. С. 49.
' Диалектический и исторический материализм / Под ред. М. Б. Митина. М., 1934. Ч. 1. С. 224225.
10* 291
Приведем одну достаточно авторитетную характеристику диа лектики как логики в ее сопоставлении с форшальной логикой. Эта характеристика принадлежит известному советскому логику и философу П. В. Коганину*. Он считает, что диалектика и формальная логика являются двумя логиками, имеющими значение для всякого научного познания. Они имеют разные предметы исследования и дополняют друг друга. Науке нужны и строгие правила дедукции, и системы категорий, лежащие в основе продуктивного воображения, творческой деятельности мышления по освоению новых объектов действительности. Диалектика дает систему категорий, работающих в процессе движения мышления к новым результатам, а формальная логика аппарат, с помощью которого из имеющегося знания по заданным правилам можно вывести все возможные следствия. На основе формальной логики устанавливается соответствие или несоответствие одного суждения другим (т. е. она служит орудием доказательства правильности суждений). Диалектическая же логика выступает наукой о процессе совпадения содержания знания с объектом. Диалектика кроме других своих задач имеет целью создать и совершенствовать аппарат для научно-теоретического мышления, приводящего к объективной истине. Этим аппаратом является здесь система категорий, содержание которых взято из объективного мира. Формы и законы мышления, изучаемые диалектикой как логикой, суть не что иное, как формы и закономерности движения предметного мира, вовлеченного в совокупный процесс труда и вошедшего в сферу человеческой дея тельности. Материалистическая диалектика является логикой в другом смысле, чем формальная. Она берет мышление не как опе рирование знаками по определенным правилам (это задача фор мальной логики), а как процесс создания понятий, в которых данг природа в преобразованной на основе человеческих потребностей форме. Поэтому здесь нужен аппарат для перехода по определен ным правилам не от знака к знаку, а от понятия к понятию. В за дачу материалистической диалектики как науки входят: во-пер вых, обнаружение наиболее общих законов развития объективного мира; во-вторых, раскрытие их значения как законов мышления их функций в движении мышления. В последнем случае диалекти ка выполняет функции логики, становится диалектической логи кой. Законы и формы формальной логики, как и законы и формь логики диалектической, носят всеобщий характер в том смысле что их надо соблюдать всегда и всюду, независимо от того, каково содержание нашего мышления. Диалектическая же логика всеоб ща в том смысле, что является мировоззренческой теорией, преоб разованной во всеобщий метод познания. Мышление, чтобы быт)
1 См.; Копнин П. В. Философские идеи В. И. Ленина и логика. М., 1968 его же. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гиосеологическог исследования. М., 1973.
эффективным, должно руководствоваться и формальной, и диалектической логикой.
Мировоззренческий (по ее содержательно-предметному основанию) философский характер диалектической логики проявляется, помимо отмеченных выше аспектов, также и в ходе ее сопоставления с онтологией и гносеологией при рассмотрении вопроса о соотношении диалектики (в узком смысле как онтологии, учения об объективной диалектике), теории познания и логики.
В домарксистской философской мысли онтология, гносеология и логика находились по преимуществу в отрыве друг от друга. Гегель предпринял попытку связать их.
В произведениях основоположников марксизма формула о единстве диалектики, логики и теории познания направлена, как и у Гегеля, против структурного разрыва частей философского знания; вместе с тем она выразила принципиально иной подход к диалектике, теории познания, логике, к их взаимоотношению. Диалектика стала трактоваться как материалистическое учение о сущем, о бытии (как онтология) и как учение о диалектике идей (как логика и гносеология); второе оказывалось производным от первого, а не наоборот. Будучи производной от диалектики бытия, диалектика идей совпадает с диалектикой вещей по своему основному содержанию. Логика есть онтология постольку, поскольку выступает наукой о законах развития всего бытия. В этом отношении предмет диалектической логики совпадает с предметом онтологии. Это не принципиально разные, резко обособленные друг от друга науки; в названном аспекте они тождественны. Так, изучение противоречий развития материальных систем, т. е. разработка закона единства и борьбы противоположностей в онтологическом его содержании, означает вместе с тем (в определенной мере) разработку диалектической логики в качестве метода научного познания реальных противоречий. Здесь сливаются воедино задачи логики и онтологии.
Логика (и диалектика) есть также учение о законах развития познания объективного мира, итог, вывод истории познания. История познания (и в этом смысле теория познания) должна показать возникновение и развитие категорий, общие диалектические зако-•ны их формирования.
Законы развития гносеологических отношений субъекта и объекта это законы диалектики; их действие охватывает как филогенез (историю философии и т. п.), так и онтогенез познания (историю умственного развития ребенка). Диалектические законы развития становятся также предметом изучения теории познания. В этом отношении последняя имеет общий предмет исследования с логикой и диалектикой. Наличие предметного «тождества» между ними обусловливает их совпадение и по основному составу категорий: они имеют общие категории, именно те, что связаны с процессом развития.
Изложенное приводит к выводу о тождественности в отмеченных отношениях диалектики, логики и теории познания.
В диалектическом материализме нет онтологии как самостоятельной дисциплины без учения о мышлении. Здесь онтология гно-сеологична, ей свойствен и логический аспект, а гносеология и логика онтологичны, имеют онтологическое основание.
Трактовка совпадения диалектики, логики и теории познания как конкретного тождества в понимании их соотношения является важной, но не исчерпывающей. К сожалению, некоторые исследователи на этом останавливаются. Они акцентируют внимание на поиске моментов совпадаемости, что само по себе необходимо и не может вызвать возражений. Но абсолютизация такого подхода не выявляет предметного различия диалектики, логики и теории познания; это различие выглядит тогда как терминологическое или функциональное. Понимание формулы не может быть истинным, если исходить из дилеммы: либо предметное тождество, либо его отсутствие.
Между диалектикой, логикой и теорией познания имеется полное тождество, когда в предмете философии, в предмете диалектического материализма вычленяются только всеобщие законы развития; каждая из трех дисциплин в этом случае может быть названа учением о всеобщих законах развития. Но за этими рамками они имеют свои специфические предметные области, поэтому любая из них есть нечто большее, чем только наука о всеобщих законах развития. Если взять диалектическую логику, то она изучает всеобщие законы развития под углом зрения того нового, что можно извлечь из онтологического рассмотрения для способов t принципов познания. Теория познания отвечает на вопрос «поче му?», выясняя причину расхождения познания и действительность и определяя условия достижения конечной адекватности познаны и реальности: все вопросы теории познания в научной философы связаны с обоснованием тезиса о возможности достоверного позна ния сущности материальных систем и критикой агностицизма. Диа лектическая логика отвечает на вопрос «как?» (как, какими средст вами достичь истины); она опирается на данные, получаемые в гно теологии, и разрабатывает приемы, способы и принципы логиче ского воспроизведения многогранной, развивающейся действитель ности.
Сама постановка вопроса о соотношении диалектики, логики теории познания в философской литературе говорит о несомненно философской природе диалектической логики. Да и решение да1 ной проблемы, независимо от того, какое единство здесь усматр1 вается (конкретное ли, формальное ли тождество если брат разные точки зрения), свидетельствует о широком признании ф1 лософами мировоззренческого характера диалектической логик1
Существует позитивистская концепция философии, отрицающа всякую специфичность диалектической логики и подменяющая е
законы и принципы законами и правилами логической семантики, символической логики. Как замечает И. С. Нарский, «сторонники логического позитивизма целиком отрицают существование диалектической логики как науки, а признание философского (гносеологического) значения формальной логики гипертрофируют, превращая в утверждение о совпадении формальной логики и «подлинной философии» '.
С другой стороны, имеет место то, что С. А. Лебедев назвал «логической натурфилософией»: умозрительный подход к познанию законов, форм и методов мышления, стремление постигнуть Истину, Сущность Логического, минуя стадию обобщения частно-научных исследований мышления. Основу «логической натурфилософии», пишет С. А. Лебедев, составляет противопоставление философского учения о мышлении и его законах частнонаучным логико-методологическим исследованиям (формальной логике, логике науки, логике научного исследования и др.) как «высшего», «подлинно научного» знания о мышлении знанию «низшего» сорта, знанию, хотя и имеющему известный смысл и право на существование, но находящемуся лишь на пути к Истине, к Науке. Соответственно частнонаучные логико-методологические дисциплины третируются «логическими натурфилософами» как эмпиризм, позитивизм и т. п. «Логический натурфилософ» ничем не отличается от обычного натурфилософа и в том плане, что он свысока смотрит на тех, кто занимается формальной логикой и другими специальными логико-методологическими исследованиями, и, разумеется, поучает их ".
Для развития диалектической логики необходимо, во-первых, отправляться от специфически философских мировоззренческих проблем, ориентироваться прежде всего на них, на всеобщие (основные и неосновные) законы диалектики, на их дальнейшую разработку и развитие в аспекте познавательной деятельности субъекта и, во-вторых, на обобщение результатов специальных логико-методологических исследований, способных заключать в себе информацию мировоззренческого характера. В свою очередь, специальные логические дисциплины должны расширять каналы связи с философской логикой.
' Нарский И. С. К вопросу о соотношении формальной логики и диалектики ,'/ Вестник Московского университета. 1960. №3. С. 51.
" Лебедев С. А. Диалектическая логика и ее место в системе логико-методологических дисциплин // Философские науки. 1983. № 3. С. 63.