Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №18» комбинированного типа
Логоритмика как один из оздоровительных методов развития детей дошкольного возраста
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №18»
Юдина О.Г.
Саранск - 2011
В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития. Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Современные родители прекрасно понимают суть проблемы и стараются не тянуть с визитом к логопеду[2,45].
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексикограмматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами-практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой[5,27].
Современной педагогике еще предстоит освоить немало «резервов», заложенных в художественных формах, для применения их в педагогических целях. Логоритмика, музыка и ритмика представляют собой те виды деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, которые комплексно воздействуют на ребенка[7,23]. Чем же отличаются и что объединяет эти три вида деятельности? Логоритмика направлена на развитие речи детей, она основательно разработана в области коррекционной педагогики, но при этом обладает большим потенциалом в развитии дошкольников в различных направлениях. Музыка направлена на обогащение музыкальной культуры детей, ритмика на развитие их двигательной активности. Все три направления связаны ритмом.
Логоритмика призвана развивать ритмичность речи, музыка ритмичность эмоций, ритмика ритмичность тела. Остановимся на ритмике, как связующем звене сознания, эмоции и тела. Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве действенного метода музыкально-ритмического воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Его система была направлена, прежде всего, на развитие музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Регулятором движения Э. Жак-Далькроз считал музыку. Дети должны упражняться в координации своих движений под музыку, поскольку именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. Музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением. В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Э. Жак-Далькроз считал музыку. По его мнению, музыка нужна потому, что нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов. Музыка имеет, кроме ритма как вспомогательного средства выражения, еще звук и гармонию, тогда как тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний. Э. Жак-Далькроз утверждал, что музыка приобретает телесные формы, тем самым преобразует наши тела.
Ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания заключается в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование» и проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Он создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет. В ней музыкально-ритмические задания сочетались с играми, с ритмическими упражнениями с мячом, лентой и др.
Система Э. Жак-Далькроза нашла широкое распространение в разных странах: в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Германия, России. Музыкально- ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественная система музыкально- ритмического воспитания разработана, прежде всего, Н. Г. Александровой и ее сподвижниками и последователями.
Ритмика по системе Э. Жак-Далькроза, основанная на принципе доступности, есть одно из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека. Отечественные специалисты по ритмике творчески развивали, обогащали основные положения этого музыкально- педагогического метода, и тем самым поднимали его на качественно новую ступень. Ими были разработаны различные направления высоко эстетических образцов народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки.
Особое внимание уделялось подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике. Наряду с классической музыкой российские ритмисты широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, с яркими и динамичными музыкальными образами.
В создании системы по ритмике, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, позднее Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман и др.
Ритмика позволяет ребенку проявиться в движениях, не заученных, не зафиксированных, а всегда новых, неожиданных[10,65]. В этих свободных движениях выявляются все особенности психофизического аппарата. Ребенок, во-первых, совершает целесообразное, упорядоченное во времени и пространстве движение, то есть некоторый биомеханический акт. Во-вторых, он решает поставленную перед ним задачу совершает интеллектуальный акт. В-третьих, он испытывает эстетическую эмоцию, заключающуюся в особом удовлетворении от факта полного слияния с динамикой, и самим характером музыки.
Основная цель речевого, музыкального и двигательного развития детей не только доведения его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, но и как способ самовыражения личности. Воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания, словарная работа проводятся на каждом возрастном этапе с постепенным усложнением задач. Воспитывая вокальную (звуковую) и речевую культуру педагоги используют как музыкальные, так и речевые упражнения, как звуковые, так и словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к звуку и слову. Среди приемов словарной работы, лексические упражнения способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению(4,123).
При слушании и обсуждении музыки также наблюдается у детей связь с практическими речевыми навыками: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово к характеру музыки, составить предложение, различить оттенки в значении слов при описании музыкального образа. Ознакомление детей со звуковой стороной слова связано с развитием диалогической и монологической речи. Музыкальные фразы строятся аналогично речевым фразам.
В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение. Дети постепенно переходят от простого названия предметов к образному описанию. Работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка, речи и музыки, а это заставляет его думать над словом, смыслом и образом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном и музыкальном творчестве и самовыражении.
Анатомо-физиологические механизмы музыкальной и вербальной речи едины, поэтому основные закономерности их развития у ребенка одинаковы и заключаются в следующем. Для нормальной речевой и вокальной деятельности необходима целостность всех психических процессов. Особое значение для такого развития имеет слуховая, зрительная и моторная системы. Устная и музыкальная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает возникновение звука в процессе речи и пения. Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Вся работа периферического вокально-речевого аппарата, которая связана с координацией мышц, регулируется центральной нервной системой.
Качественные характеристики устной и вокальной речи зависят от синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий головного мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в левом полушарии. Ритм мелодии песни также фиксируется в левом полушарии
Остановимся на особенностях развития ритма и речи. До года ребенок хорошо владеет ритмом: он ритмично гулит, произносит звуки, затем слоги, все это он делает с определенной эмоциональной окраской. К одному году ребенок начинает произносить первые слова и продолжает играть в ритмизацию слогов. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух- трех слов), которые он может произносить еще не эмоционально, как это делал со слогами.
К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. Именно в этот период ребенок начинает ощущать фразировку и ритм в процессе пения. Ритмическое самовыражение у него в этот период произвольное, но он уже способен передать ритм стиха и песенки, хотя поет еще «свои мелодии».
К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания и певческой выразительности. Именно в этом возрасте ребенок переходит от пения «своих мелодий», к пению песен, предложенных педагогом.
К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. В пении ребенок начинает различать темп, динами, ритм. К условиям формирования нормальной речи относятся наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи и пения, одновременно развивается его речевой и вокальный слух ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и музыкальных, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий.
Воспитание у детей внимания к интонационной стороне речи и пения развивает речевой и музыкальный слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука. Музыкальные занятия, ритмика и логоритмика способствуют овладению важных средств звуковой выразительности (тон, тембр, паузы, разные типы ударений и интонаций), учат передавать не только их смысловое значение, но и эмоциональные особенности.
Параллельно идет формирование умений правильно пользоваться звуковой культурой речи. Безусловно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, выговаривание звуков и слов, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его биологической наследственности, с одной стороны, от условий воспитания, музыкальной и речевой среды, которая его окружает, с другой стороны. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка правильно, уместно и осознанно использовать выразительные средства речи.
Практика показывает, что если регулярно заниматься логоритмикой, то такие занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многому другому.
Список использованной литературы
Санкт- Петербург, КАРО, 2005;
Санкт-Петербург, КАРО, 2004;
развития, 2006;