Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Архитектуры и дизайна»
Доклад на тему:
«Деревянное зодчество Тюмени»
Выполнила:
Преподаватель: Кулачковский В. Н.
Тюмень, 2013
Содержание
Введение 3
1. Особенности деревянной резьбы 4
1.1 Виды деревянной резьбы 6
1.2 Формирование орнамента 9
2. Деревянная архитектура 10
2.1 Дома Ямской слободы 10
2.2 Тюменское левобережье. Городища 11
2.3 Памятники деревянного зодчества Тюмени 13
3. Технология строительства деревянных домов 15
Заключение 17
Библиографический список 18
Введение
Русское деревянное зодчество - одно из значительных явлений мировой культуры. Уходящее корнями своими в глубь веков, к самым истокам русской государственности и национальной самобытности, оно по-настоящему народно, демократично и чрезвычайно разнообразно по своим формам.
Среди всего многообразия русского деревянного зодчества архитектура Тюмени занимает особое место, выделяясь удивительной сочностью и плотностью объемной домовой резьбы при относительной простоте самого здания. Эта уникальность повышает ценность деревянного зодчества Тюмени. К числу характерных особенностей тюменских построек можно отнести и удивительную их добротность.
От деревянной Тюмени ХVII-XVIII вв. не сохранилось ничего, кроме фрагментов планировки. Все то, что сейчас составляет «деревянную» часть исторической территории города, построено в XIX- начале XX в. Но и в этой, сравнительно молодой, застройке прослеживается корни древних приемов и форм, неистребимых традиций, рожденных длительным опытом жизни в суровых условиях. На этой основе в XIX в. выросли новые, необычные формы, соответствующие уже другим условиям жизни и человеческим отношениям.
Тюменское деревянное зодчество неоднородно, хотя и имеет единый, целостный характер. По-разному застраивались различные районы города- Ямская слобода, левобережье, городища, районы прибрежные и центральные.
В деревянном зодчестве Тюмени XIX начале XX веков и его декоре нашли отражение различные архитектурные стили и направления. Однако это не привело к утрате чистоты того своеобразного стиля, который сложился здесь. Строители и мастера-резчики сумели в сложных условиях перестройки архитектурных привязанностей и вкусов, с одной стороны, и требований заказчиков с другой, сохранить здоровый дух народного искусства. Они коллективно способствовали расцвету домовой резьбы в Тюмени.
Тюмень продолжала развивать традиции художественной обработки дерева, начатые еще в XVII столетии. Об этом свидетельствуют памятники деревянного зодчества.
Мастера в большом случае нам не известные умели каждому зданию придать неповторимость облика; они умели создать гармонию целого и частного всей постройки и ее декора. Но настоящий художественный эффект был бы невозможен без превосходно знания резчиками материала дерева и свободного, профессионального владения им. Этот реферат знакомит нас с деревянной архитектурой первого в Сибири русского города Тюмени, основанного в 1586 году. Духовная нить связывает нас с прошлым благодаря искусству.
1. Особенности деревянной резьбы
Резные подоконные доски украшение нижней части наличника принадлежность многих деревянных домов. Распространенным декоративным мотивам подоконных досок является «занавеска», «солнышко», «балюстрада» -ограждение балконов, террас в виде перил и просто рамка. Величина досок зависит от величины окна. Чем меньше окно и чем выше оно расположено - тем больше размеры подоконных досок. Это объяснялось тем, что существовало представление о некоем среднем положительным уровнем декоративной насыщенности фасадов в зависимости от зажиточности домовладельцев. Недостаточность одних элементов восполнялось некоторой избыточностью других. Большие окна, наличники, высокие очелья обеспечивали ту степень декоративной плотности, при которой не было необходимости в значительных размерах подоконных досок.
Большие подоконные доски имеют, как правило, прямоугольные очертания и барельефное изображение занавесок либо цветочного орнаментального узора. Тюменское барельефное изображение «занавесок» - такая же особенность городской архитектуры, как в Костроме «полотенца». Но в отличие от среднерусской резьбы, сибирская более рациональна, крупномасштабна, менее вычурна. Поэтому барельефное изображение всегда заключено в строгую рамку. Однако изображение тонко, проработано почти до иллюзорности. Это помогает смягчать некоторую суровость тюменских деревянных домов. Да и вся улица от резных занавесок становится по-домашнему уютной.
Подоконная доска деревянного дома на ул. Хохрякова
Оригинальный растительный узор подоконных досок, как правило, применяется в двухэтажных домах. Здесь организующее влияние рамок сказывается обычно меньше- пышный декор покрывает почти всю плоскость доски, оставляя по краям лишь небольшие поля. Растительный узор обычно вырезался симметричным в объемно-плоскостной манере. На фоне бревенчатых стен такие доски, тронутые временем, выглядят как драгоценные украшения.
Наличники окон во многих избах чрезвычайно монументальны. Они имеют, как правило, прямоугольный профиль боковых элементов - просто составленных из различный геометрических фигур - вытянутых пирамид, кубов, пластин и т.д.
Очелье (верхняя венчающая часть оконного наличника особо декоративная форма) в этих случаях представляет собой сложную по абрису доску с накладным периметральным узором или резным. Внушительность наличников в одноэтажных домах усиливается большими тяжелыми ставнями. Красноватая, прокаленная жарой и морозом древесина стен и декора придает фасадам теплоту, объединяет их одной колористической гаммой, демонстрируя красоту дерева. Таким домам не нужны сложные резные украшения, их красота в доброй простате и основательности. Обильно украшенное навершие и нижняя часть наличника и строгие боковые колонны Сибирская важность и основательность вот слова хорошо описывающие наличники Тюмени. В водосточных трубах декоративно художественной обработке подвергались лишь верхние колена с водоприемной воронкой. Крутой изгиб этих колен на углах зданий хорошо воспринимался при движении по улице, разнообразил видовые перспективы, даже придавал упругость формам самих зданий. В отличие от дымников Европейской России, как правило, округлых, сплошь кружевных, тюменские дымники более сдержаны, в их декоре ощущается влияние восточных мотивов.
Верхняя часть наличника
Изготовлением дымников в Тюмени занимались кровельщики, экипажники, иногда печники. Известными в городе были кровельно-малярные мастерские Подрезова и Заостровского. Фантазия тюменских мастеров рождала дымники в виде беседок с оградкой или корон, увенчанных своеобразным пятиглавием, сложным узором, флажками, шишечками, фигурками птиц, всадников и т.п. Интересно, что дымниками в Тюмени украшались только дома с относительно простым декором наличников и подоконных досок на богато декорированных домах их, как правило нет. Дымники нередко устанавливались не на одну, а на несколько труб. Подобные металлические венчания получали и опорные столбы ворот. Вместе с коронами водосточных труб все это рождало богатую композицию и придавало особую мажорность окружающему пространству. Искусство изготовления дымников живо по сей день.
Тюменские дымники
Непременной принадлежностью любой тюменской усадьбы является высокий глухой забор и ворота. Внешний вид ворот всегда являлся предметом особого внимания хозяев.
Полотна их украшались накладным декором «солнышком» либо верхние части делались кружевно-прорезными. Надворотная балка нередко принимала вид фронтона, сегмента, изогнутой дуги- коромысла или была прямой, но защищенной широким двускатным навесом. Воротные столбы часто имели венчание деревянное или металлическое. Лицевая поверхность столбов декорировалась резьбой или прорезными плоскими накладками, на классических пилястрах (плоская колонна, выступающая из поля стены на ¼ своей ширины). Нижняя часть столбов иногда обшивалась таким образом, чтобы создать иллюзию постамента это сказывалось влияние каменной архитектуры.
В церквах появились великолепные золоченные иконостасы. Выполняли работу резчики и позолотчики высокой квалификации. Деревянная золоченная объемная резьба нашла свое место и в пышных дворцовых интерьерах. В соответствии с господствующем стилем направлением резьба принимала формы барокко, рококо, классицизма.
1.1 Виды деревянной резьбы
По технике исполнения резьба делится на три основных вида: глухая или долбленая, объемная и пропильная.
Глухая резьба выполнялась на толстой доске путем углубления фона. Постепенно выявляется рельефный рисунок, высота которого колеблется от одного до дувух сантиметров. Края его либо остаются острыми, под прямым углом к фону, либо округло моделируются. В зависимости от индивидуального подчерка мастера рельеф оживляется различными по глубине и характеру дополнительными прорезками, придающие сочность его формам. В Тюмени украшались глухой резьбой и одноэтажные и двухэтажные здания.
Глухая или плоскорельефная, резьба по времени происхождения самая старая. Ею ис покон веков покрывали бытовые предметы, а в XIX веке она прочно заняла место на карнизах и на наличниках домов.
В Тюменской глухой резьбе можно встретить лишь стилизованные мотивы солнца занавесок с кистями и растительный орнамент, состоящий из стебля и листьев. Зато одинаковые, казалось бы, композиции интересны разнообразием своих вариантов, а главное непохожестью своей резьбы.
Рассмотрим орнамент занавес с кистями они делают по-домашнему уютные не широкие тихие улицы купеческого города. Их можно увидеть и на подоконных досках, и на воротах. Нередко они сочетаются с изображением солнца в различных его вариантах. Рельефы с занавесом середины XIX века обычно не высокие, мягкие по пластике, со скругленными выпуклостями. Они очень красивы при боковом скользящем освещении, которое придает им особую сочность. При этом углубленный фон погружен в тень и четко выявляются выпуклые детали.
Другой характер имеют рельефы с занавесом, в конце XIX начале XX веков. Вместо мягко моделированных форм здесь преобладают резкие линии, острые грани.
В Тюмени на улице Челюскинцев, 13 сохранилась усадьба 1854 года, где в декоре дома и ворот можно увидеть сразу два варианта солнца и занавес с кистями. Этот ансамбль интересен еще и потому, что здесь мы встречаемся с работой резчика, бывшего не только искусным ремесленником, но и мастером, свободно отступившим от заданных схем.
Усадьба по ул. Челюскинцев, 13
Ампирная, (архитектурный стиль, по характеру и времени развития соответствующий позднему классицизму) строго уравновешенная композиция дома с воротами и забором говорит о равнении на «образцовые фасады». Но это не помешала мастеру живо и по-своему выполнить разные части. А самое явное отступление от канонов введение им больших солнечных розеток вместо традиционных капителей на опорных столбовых воротах, хотя они обработаны под каннелированные пилястры. А пилястры как элемент ордерной архитектуры (исторически выработанная художественная форма стоечно-балочной конструкции) должны иметь базу, ствол и капитель.
Весь дом обшит тесом, расположенным по вертикали. Торцы бревен по углам и в месте перерубов, забранные досками, получают вид пилястр. Окна завершены карнизами. Над карнизами окон первого этажа укреплены «кокошники», и это, в сочетании с филенчатыми ставнями, сразу отличает их от окон второго этажа. Первый этаж зрительно более весом, кверху постройка облегчается.
Тимпаны (основная часть фронтона, обрамленная карнизом) окон первого этажа украшены изображением изящной вазы на не высокой ножке. Из центра ее расходятся в стороны изогнутые ветви с листьями. Тонкая линия рельефа подрезана с обеих сторон под прямым углом к фону, волокнистая неровная поверхность которого придает мягкость всему изображении. По сторонам в очень низком рельефе выполнены изображение крупных пятилепестковых цветов на стебле. В тимпанах над калитками размещены разные вставки: здесь мягкий занавес с перехватом по середине, кисти на шнурах, круглые розетки.
Тюменская глухая резьба по своей пластике, как правило, сдержанна, рельеф ее невысок. Если день пасмурный и нет выгодного для нее бокового освещения, взгляд не задерживается на глухой резьбе, ему не за что «зацепиться».
Варианты одного мотива, подоконные доски наличников дома по улице Сакко, 22 заполнены легким «графичным» рельефом. Рисунок узора прочитывается свободно: стилизованные стебли и листья образуют два овала, обращенные сверху и снизу к центру выпуклыми, пересекающимися сторонами. В месте пересечения возникает пространство в виде уплощенного эллипса, в центре которого помещен восьмилепестковый круглый цветок с выпуклой серединкой. Это центр подоконной доски.
По двум сторонам от ядра композиции расположены изогнутые стебли и листья. Все изображение воспринимается очень легко оттого, что вокруг образующей его тонкой линии много открытого фона.
На подоконных досках наличников второго этажа дома по улице Свердлова, 56 пересекающиеся овалы становятся более высокими ( с увеличением самой доски), упругими; меняется и цветок в их средокрестии. Появляется множество дополнительных завитков.
В результате вся композиция выглядит по-иному она более плотно, напоминает густое кружево, закрывает весь фон.
В наличниках дома по улице Сакко, 5 заметно меняется сама пластика резьбы, становясь более живописней. Увеличивается поверхность листьев и стеблей, а дополнительные порезки оживляют их форму. Жесткий линейный ритм, на котором строилась выразительность предыдущих рельефов, сменяется мягкостью пластики. Такая вариантность узоров и своеобразие манеры исполнителя в каждом из случаев говорят о том, что Тюмени работала целая группа мастеров глухой резьбы. Коллективно утверждая господство того или иного мотива резьбы в городе, они в тоже время выполняли его каждый на свой лад, выводя на первый план или опуская те или иные детали и распоряжаясь резцом либо играючи, свободно, либо более скованно. Индивидуальность творческой манеры мастеров и различный уровень их таланта будут ощущаться постоянно, к какому бы виду домовой резьбы мы ни обращались.
Подоконные доски. Варианты «Вьющейся лозы». Глухая резьба. Ул. Хохрякова 25.
Надвратная доска с глухой резьбой ул. Челюскинцев, 13
Объемная накладная резьба в которой, все детали будущей композиции выполняются мастером по отдельности, тщательно моделируются и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набиваются на доску основу. Иногда деталь украшения (яблоко, цветок, сложная розетка) может состоять из двух-трех частей, наложенных одна на другую: мастер, желая придать резному украшению большую сочность, наращивает его объемы. Особую красоту накладной резьбе придает ее разновидность: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то больше (центр композиции) и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа обогащает игру светотени то полупрозрачной то густой, насыщенной. Естественно, что и такой рельеф, так же как и в глухой резьбе, выигрывает при солнечном освещении, но его сочная эффектная пластика обращает на себя внимание при любых погодных условия.
Как правило, объемные украшения встречаются на сравнительно крупных постройках, легко несущих богатый резной убор. Объемной резьбы в Тюмени много. Широкому распространению ее, эффектной, но дорогостоящей в производстве, в качестве украшения домов способствовало прежде всего то, что здесь исторически сложились традиции
объемной резьбы вспомним иконостасы. Кроме того был заказчик. Тюменские купцы хотели видеть свои хоромы богатыми. Они таким способом утверждались в своей среде.
Объемной резьбой украшен бывший купеческий особняк, расположенный на углу улиц Дзержинского, 30 и Хохрякова, 19.
Купеческий особняк на углу улиц Дзержинского, 30 и Хохрякова, 19.
В плане он представляет собой букву П. Основной этаж покоится на полуподвальном кирпичном этаже цоколе и общим вертикальным тесом. Главный фасад украшенный наиболее эффективно, выходит на одну из основных улиц города. Боковые фасады обращены: один на перпендикулярно расположенную улицу, другой на хозяйственный двор с амбарами. Декор их наличников различается между собой и менее пышен, чем на главном. Все три фасада увенчаны фигурными аттиками, (парапед высокая стенка над карнизом) объединенными балюстрадой. Четвертый фасад дома, с двумя сильно развитыми ризалитами, (часть здания, выступающая на основную линию фасада) выходит на внутренний двор с небольшим садом, место отдыха хозяев. Между ризалитами, на уровне основного этажа, устроена терраса. Кровля ее поддерживается тонкими четырех угольными колонками со сложными капителями. Во двор с террасы ведет лестница с перилами. Для украшения окон особняка мастер применил четыре типа наличников, каждый из которых представляет собой сложное сочетание элементов декора, присущих различным стилям и разному времени. В этой постройке сталкиваются строгость и уравновешенность классицизма и динамизм барокко, проявляющийся в живой пластике объемной резьбы наличников. Здесь удачно найдено пропорциональное отношение величины наличника к самому оконному проему, высоты его к общей высоте постройки, одного наличника к общему их ряду. «Кокошник», или оконный фронтон, и подоконная доска вместе составляют две три высоты оконного проема. Верхушка фронтона достигает подкарнизного фриза (средняя часть антаблемента- верхняя горизонтальная, опирающаяся на колонны) подоконная доска опущена почти до цокольного этажа. Такая удлиненность окон, придающая облику дома особую стройность, характерна как для одноэтажных, так и для двухэтажных деревянных домов Тюмени.
Центральные наличники главного фасада украшены изображениями цветов, стеблей, листьев, яблок, груш. Тонко моделированная резьба выполнена руками талантливого мастера. Вверху, в разрыве лучкового фронтона, доминирует картуш, (декоративная архитектурная скульптура, в виде щита, свитка рукописи для размещения герба, девиза) увенчанный шаром со шпилем; главный элемент подоконной доски крупная, плавно очерченная пальметка ( живописный орнамент в виде веера узких листьев).
Резьба мощный кронштейнов, поддерживающих навес крыльца, не наложена на доску-основу, а выполнена как круглая скульптура. Здесь преобладают крутые ритмы и объемы: короткие загнутые стебли, шишки в центре, спиралевидные гирьки, свисающие по бокам кровли. Сохранилась лишь левая, калитка, увенчанная массивными волютообразными завитками, между которыми помещена объемная остролистая пальметка. В тимпане, по сторонам от ее нижнего малого веера, расположены туго завитые стебли с листьями и крупные виноградные грозди. Однако объемная резьба во второй половине XIX и XX веков получила распространение не только в городе, но и в некоторых южных районах Тюменской области в частности в Исетском районе помимо характерных для тюменской объемной резьбы растительных мотивов встречаются изображение масок чертей с рожками и бородами, а в Упоровском районе стилизованные изображения птицы с распахнутыми крыльями Тюменская резьба обладает рядом особенностей по сравнению с резьбой других городов Сибири. Среди них и преобладание не профильной, а глухой и накладной объемной резьбы, и своеобразие мотивов и приемов обработки дерева. Тюменская резьба «немногословна», точно рассчитанные, спокойные композиции наличников с сочно вырезанными деталями оставляют впечатление, цельности и соответствия месту расположения. Они как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной.
Пропильная или ажурная плоскорельефной резьбы, в которой фон вынут полностью, так, что рисунок получается сквозным и напоминает кружево. В Тюмени пропильная резьба не получила широкого применения. Основным типом по-прежнему оставался более дорогостоящий объемно-резной декор.
Фасад со стороны улицы Хохрякова. Дзержинского 30.
Верхняя часть центрального наличника, Дзержинского 30
Аттик дома, Дзержинского 30.
Кронштейны парадного крыльца, Дзержинского 30.
Парадное крыльцо, Дзержинского 30
Расскажем не много о мастерах которые делали такую красоту из дерева. Есть три пути установление имен мастеров, и первый путь их «автографы» в самой резьбе. Правда, это возможно лишь там, где дело касается сельского зодчества. Здесь мастер иногда вплетал свою фамилию или инициалы в узор резьбы фриза на доске, которая прикреплялась аод свесом кровли.
Но городская архитектура обладала целым рядом особенностей, да и производственные отношения были иными, нежели в селе. Здесь появление в самой резьбе фамилий мастеров было невозможно. И еще одно обстоятельство способствовало забвению мастеров-резчиков: к ним относились не как к творцам-художникам, а как к простым исполнителям заказа.
Между тем, внимательно вглядываясь в резьбу, украшающую деревянные дома Тюмени, можно обнаружить разницу творческого подчерка мастеров в исполнении даже однотипных наличников. В одном случае пластика резьбы отличается особой мягкостью, тщательностью моделировки, в другом- изобилует острыми гранями, выявляет лишь основные формы, без разделки мелкими порезками. Все это наводит мысль о том, сто в Тюмени работали артели резчиков с разными мастерами и подмастерьями. Мысль о существовании артелей подтверждается документально. В «Деле регистрации ремесленников» за 1894 год есть упоминание о резчиках среди списка других мастеровых: экипажников, живописцев, кузнецов, кровельщиков, меднолитейщиков и ружейников.
Старшиной столярного, сундучного, бондарного, гармонного и резного дела назван Княжев Василий Петрович. По опросам старожилов города одним из ведущих резчиков в городе был Привалов Василий Никитович. Хорошо сохранился дом самого В.Н. Привалова по улице Кирова, 16, где во втором этаже были размещены жилые комнаты, а внизу - мастерская и подсобные помещения. Наличники второго этажа украшены объемной резьбой, выполненной с большим мастерством.
1.2 Формирование орнамента
Мотив виноградной лозы, которой мы видим и в декоре многих Тюменских домов, может показаться странным и неожиданным для Сибири, где виноград никогда не возделывался. Тем не менее его появление понятно. Снова придется обратиться к резьбе иконостасов, где изображение различных плодов было традиционным так же, как занавесок с кистями. Эти мотивы любимы мастерами.
Сибирского происхождения изображение кедровых и сосновых шишек на наличниках дома по ул. Осипенко, 19. Не исчезли даже шестигранные водосточные трубы с колпаками, украшены просечкой и выколоткой, придающие постройке законченный вид.
Резные шишки, листья и фрукты, расположенные в тимпанах наличников, издали не видны ясно, поскольку выполнены в более низком рельефе, чем детали основной конструкции.
ул. Осипенко, 19. Дом Д.Г. Барышникова. 2-я половина XIX в.
Можно рассмотреть нюансы в украшении крупных элементов: жемчуг и мелкие колокольчики на свитках, узор на волютах да и саму тонкую моделировку резьбы.
2. Деревянная архитектура
Таким образом, пышный расцвет декора деревянных домов, начавшейся по всей России с середины XIX века и не оставивший в стороне Тюмень, не был случайностью. В сибирских городах в частности в Тюмени, где до этого было много домов, построенных в традициях крестьянского зодчества, стали появляться здания нового типа. Заказчиков, среди которых были и «купцы-миллионщики», часто ездившие не только в Москву и Петербург, но и за границу, уже не удовлетворяли открытые бревенчатые срубы и отсутствие эффектных, затейлевых деталей в отделке. Возникло желание видеть постройку более импозантной. Стало появляться больше высоких двухэтажных домов, крытых на четыре ската, с обшивкой тесом и большими окнами, требовавшими соответствующего оформления. Одним словом, город центр торговой, административной, политической жизни предъявлял свои требования к облику зданий.
И все же резном декоре деревянных зданий Тюмени можно усмотреть самые разные влияния. Элементы, пришедшие из архитектуры классицизма, встречаются с мотивами чисто народными, перекочевавшими из народных рисунков и вышивок, с предметов крестьянского обихода.
Прав был известный исследователь народного искусства Д.А. Болдырев-Казарин, писавший: «Заслуга не в том, чтобы создать свое искусство только из своих элементов, а в том, чтобы суметь в полном окружении двух художественных культур сохранить его и, просочившееся из вне, впитать в порядке своеобразной художественной диффузии и сделать своим».
2.1 Дома Ямской слободы
Ямская слобода в 1960 г. Была объявлена заповедной охранной зоной. Поэтому большой участок, ограниченный улицами Коммунистической, Садовой, Затюменской, Ямской, не подвергся значительным изменениям. Этот интереснейший памятник архитектуры и градостроительства имеет хорошо сохранившуюся планировочную систему в виде прямоугольной сетки улиц и фрагменты застройки XIX в.
Ямская слобода с самого начала застраивалась регулярно. Несколько раз она горела, но каждый раз возрождалась в прежнем виде. План 1766 г. Закрепил и узаконил планировку слободы.
Жилые дома Ямской слободы не отличаются богатством декора, но рублены добротно. Окружали их высокие заборы с воротами и калитками. Двор нередко мостился плахами и наполовину перекрывался навесом. Далеко выступающий карниз изб всегда обшивался досками. Это предохраняло стену от излишнего увлажнения, создавало впечатление защищенности, надежности жилища. Избы слободы не имеют богатой резьбы, часто встречающейся в домах центральной части Тюмени. Но декоративная сдержанность слободских домов не означает их эстетической второсортности. Напротив, основательность, постоянство и некоторая суровость жизненного уклада ее обитателей нашли в формах деревянной архитектуры свое отражение. Изящные дымники, красивые водосточные трубы, резные подоконные доски, наличники, ставни- все эти элементы в сочетании с мощными рубленными стенами образуют архитектурное единство высокого жизненного смысла.
2.2 Тюменское левобережье. Городища
В отличии Ямской слободы левобережье застраивалась беднейшей частью населения, и поэтому там мало интересных в архитектурном отношении деревянных зданий. Кроме того, вся береговая полоса была занята различными предприятиями. В крестьянском зодчестве до XIX века чисто декоративных деталей практически не было, Декоративными были сами архитектурные формы: бревенчатые срубы, создававшие чересполосицу света и тени, двухскатных крыш в двойных и тройных избах. Украшение если и вводились, то очень сдержано: под скатом кровли узкий подзор со скупой прорезью на карнизе или над окнами иногда вырезали ряд сухариков (зубчиков) небольших прямоугольных выступов на одной доске. Даже такой эффектный, видный элемент, как конек вытесанное из бревна и увенчивающее двухскатную кровлю изображение головы коня, был частью практически необходимого верхнего бревна кровли, удерживающего доски скатов.
Среди одноэтажной застройки старой части Тюмени левобережья выделяются несколько двухэтажных деревянных зданий, построенных в начале ХХ в. Отличительной их особенностью является декор, представляющий собой свободную фантазию на темы классицизма и местной резьбы.
Фасад дома ул. Первомайская, 16
Наиболее совершенным образцом рассматриваемого типа зданий можно назвать дом № 19 на улице Осипенко. В отличие от других подобных домов, где декоративные наличники подавляли своей пышностью объем здания, здесь декор подчинен крупной и четкой кубической форме здания. Большой вынос карниза и угловые филенчатые пилястры-обшивки создают своеобразное обрамление, в которое заключены украшенные наличниками окна. Смело и органически соседствуют здесь стилизованные ионические капители (верхняя, венчающая часть колонны, пилястры или пилона- мощный столб поддерживающий арки или своды), вазоны элементы карнизов, характерные тюменские завитки- волюты(архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка) и целый ряд растительных орнаментов. Используются, в частности, формы виноградной лозы и самобытно-сибирские «шишечки». При всей своей пластической красоте здание не претендует на роль дома-дворца. Фасады создают правдивый образ большого жилого дома, созданного по законам красоты своего времени.
Разновидность двухэтажных деревянных домов в Тюмени- это дома «дворцового типа, композиционно повторяющие каменную архитектуру, но по декоративному решению не выходящие за пределы эстетики деревянного зодчества. Типичный дом такого рода находится на улице Перекопской, 5 построенный в 1910-х гг.. Главный фасад здания имеет два больших боковых ризалита(часть здания, выступающая за основную линию фасада) с треугольными фронтонами. Ось фасада выделена фигурным картушем (декоративная архитектурная скульптура в виде щита, свитка рукописи и служит для размещения на нем герба, девиза, надписи) над карнизом и далеко выступающим балконом. Все торцы фронтонов, карниз и подкарнизный фриз обработаны пропильной бахромой.
Фрагмент фасада деревянного дома по ул. Осипенко, 19
Чрезвычайно интересной разновидностью деревянных домов являются здания в стиле «модерн». «Деревянный» модерн быстро распространился с начала ХХ в. По всем крупным сибирским городам. Он являлся последним этапом в развитии деревянного городского зодчества и уже по одной этой причине заслуживает пристального внимания. На фоне необшитых бревенчатых стен довольно свободно расположены разной величины окна с очень простыми наличниками. Зато карниз имеет очень активную «сталактитовую» форму, выполненную из толстых брусков. Мягкие очертания кровли и подчеркнутая фактурность всех наружных поверхностей позволяет отнести это здание к «скандинавскому» («северному») модерну, которым в начале века увлекались русские архитекторы.
Фрагмент наличника ул. Челюскинцев, 13
Тонкая изящная резьба ворот «занавески», «кисти», «солнышки»- все эти элементы древнего народного искусства выполнены в манере барельефной и выемчатой резьбы.
Фрагмент ворот ул.Челюскинцев, 13
Особняк по ул. Дзержинского, 12.
Своеобразно проявилось влияние модерна в архитектуре особняка по улице Дзержинского, 12. Воздействие этого стиля ощущается в усложненности общего объема здания, форме окон и оконных переплетов, рисунке металлических решеток, декоре ворот, дверей, водосточных труб. Но в тоже время присутствуют и традиционные формы- арочки, колонки, линейчатый подкарнизный фриз. Нависающий над узким тротуаром балкон- фонарик виден издалека и очень украшает улицу.
Городища являются большим и относительно самостоятельным массивом деревянной застройки, расположенным на трех своеобразных островах между оврагами. Каждое из городищ Большое, Малое и Царево имеет свои архитектурные особенности, но объединяет их общий характер и высотная особенность ландшафта.
В домах городища на фоне мощных бревенчатых стен еще более сложными кажутся огромные от цоколя до подкарнизной доски резные наличники окон. Декор наличников характерен для деревянной архитектуре центральной части Тюмени.
Высокие очелья и большие подоконные доски придают ясно выраженный вертикализм. Подоконные доски забраны выступающими кронштейнами, между которыми в верхней части доски помещен стилизованный плотно закрученный свиток.
Деревянный дом на улице Немцова, 98.
Остальная часть плоскости доски между кронштейнами занята барельефным растительным узором. Конфигурация нижнего обреза доски напоминает знаменитые тюменские «занавески».
Декор очелий свидетельствует о тонком понимании народными мастерами значения венчающих элементов. Завершаются они двумя выступающими из плоскости, круто изогнутыми волютами, направленными друг к другу.
Большой район старой деревянной застройки между улицей Ленина и берегом Туры застраивался в большинстве своем самостоятельными слоями населения. Поэтому здесь можно увидеть много зданий которые, которые не характерны для других районов города. Одни из них комбинированные дома с кирпичным первым этажом и деревянным вторым.
Деревянный особняк на улице Челюскинцев, 17.
2.3 Памятники деревянного зодчества Тюмени
Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, является дом, построенный в начале века Колокольниковым. Этот дом известен в Тюмени как «дом Блюхера». В 1919 г. В нем размещалась штаб-квартира В.К. Блюхера.
Дом поднятый на деревянный цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживленный большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь барочно ренессансную полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под не подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объемной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой, венчающий фасад ризалита. Второй уличный фасад строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного характера с венчающими фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки (выступ) карниза. Наличники окон выполнены в традиционном тюменском духе, хотя и с высокой степень обобщения. Целостностью отличаются и ныне восстановленные интерьеры дома. Планировка его отражает влияние каменных особняков с их печами-каминами, анфиладами (ряд комнат, расположенных по одной оси и соединенных друг с другом дверными проемами) комнат, гостиными со скругленными углами, лепными плафонами.
Не сохранился, к сожалению, приусадебный участок с садом и оградой. Это ослабило некоторые пространственные связи, привело к замкнутости здания «в самом себе».
«Дом Блюхера» ул. Республики, 18
Дом «дворцового» типа, композиционно повторяющие каменную архитектуру, но по декоративному решению не выходящие за пределы эстетики деревянного зодчества. Главный фасад здания имеет два больших боковых ризалита с треугольными фронтонами. Ось фасада выделена фигурным картушем над карнизом и далеко выступающим балконом. Все торцы фронтонов, карниз и подкарнизный фриз обработаны пропильной бахромой. Своеобразные пики на фронтонах, фигурные водосточные трубы, резные каннелированные обшивки-пилястры по углам ризалитов создают ощущение легкости и праздничности, несмотря на то, что бревенчатые стены оставлены не обшитыми, демонстрируя прочность и надежность здания. Наличники выполнены в плоскостно-геометризованной манере, органично сочетающейся с общей архитектурной структуре дома. Декор воротных столбов тесно увязан с фасадным, что усиливает архитектурную выразительность всей композиции.
Дом на улице Перекопской, 5
Чрезвычайно интересной разновидностью деревянный домов являются здания в стиле модерн. Он явился последним этапом в развитии деревянного городского зодчества и уже по одной этой причине заслуживает пристального внимания. Воздействие этого стиля ощущается в усложненности общего объема здания, форме окон и оконных переплетов, рисунке металлических решеток, декоре ворот, дверей, водосточных труб. Но в то же время присутствуют и традиционные формы арочки, колонки, линейчатый подкарнизный фриз. Нависающий над узким тротуаром балкон-фонарик виден из далека и очень украшает улицу. Ажурная линейногнутая металлическая оградка на балконе создает в этой части улицы особое неуловимо лиричное настроение.
3. Технология строительства деревянных домов
Дома имели достаточно сложную систему без гвоздевого крепления конструкции. Гвозди не применяли по двум причинам: во-первых, это его дороговизна железа и его дефицитность, а второе это сокращение срока службы древесины.
Сруб - это скрепленные (связанные) между собой в четырехугольник бревна. Ряд бревен называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.
По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, с просветом между ними, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Сами ряды бревен венцы связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
Простой прямоугольный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». Обычно сруб ставился на «подклете»- нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. Верхние венцы сруба, обычно расширялись кверху, образуя карниз - «повал». Он имел не только эстетическое значение, но практическое. При помощи него создавался больший навес крыши, для защиты сруба от осадков.
Кровля - самая важная часть деревянной постройки. Кровлю над срубом устраивали в древности без гвоздевую «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся по длине бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди «дольники», «слеги» (от слов лечь, слечь). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.
Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода.
И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока, а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает. Покрытие для крыш было довольно разнообразным, и зависело от местности. Крыли соломой связанной в снопы, щепили осиновые поленья по типу черепицы, а в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту. Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
Покрывали крышу обычно в два слоя «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» - половина).
Весь фронтон избы именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской «полотенцем».
Существовало несколько форм крыши. Наиболее простым и естественно самым распространенным был «клетский» верх - простая двускатная крыша.
Заключение
Деревянное зодчество в своем развитии прошло огромный путь - от примитивных сооружений, до великолепных, сложнейших в изготовлении храмов, деревянных дворцов и усадеб.
Можно бесконечно бродить по улицам старой деревянной Тюмени, разглядывая каждый дом и каждую деталь на нем, и всякий раз наградой будет неисчислимое множество открытий, небольших, но радостных для доброжелательного и внимательного глаза.
Тюмень с середины XIX века продолжала развивать традиции художественной обработки дерева, начатые еще в XVII столетии. Об этом свидетельствуют памятники деревянного зодчества, сейчас их называют объектами культурного наследия Тюмени перечислим лишь не которые из них:
К сожалению, немалая доля из того, что было сотворено талантом народа, в настоящее время утрачена. Наша задача - постараться сохранить то, что еще живо. Муниципальные власти города должны вести плановые реставрационные работы.
Хочется верить, что этот удивительный мир старой архитектуры, этот зримый образ исторического времени деревянная Тюмень не исчезнет под натиском железобетона и асфальта и еще долго будет дарить людям ни с чем не сравнимое ощущение перехода из одной эпохи в другую, ощущение непрерывности прошлого и настоящего.
Библиографический список
Уральское издательство, 1984.
2. Шайхдинова Н.Х., Деревянная резьба Тюмени Свердловск: Средне Уральское
книжное издательство, 1984.
3. Проскурякова Т.С., Старое и новое в градостроительстве Сибири. Архитектурное
наследие, 1978.