Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
Мы уже имели возможность познакомиться с концепцией «демонии техники» и связанными с нею интерпретациями последствий научно-технической революции. Совершенно особое место в этом плане занимает знаменитая концепция ноосферы выдающегося советского ученого и мыслителя Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945). Общеизвестны факты, свидетельствующие об исключительной одаренности и работоспособности В.И. Вернадского и одновременно - о необычайно высокой «планке» его нравственных принципов. Основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о биосфере; участник народнического движения, защитник свобод высшей школы, ушедший в 1911г. из Московского университета (в знак протеста против ограничения этих свобод) - таким был создатель известной ныне теории ноосферы.
Что же представляет собой учение о ноосфере? Сам термин "ноосфера» был введен в научный оборот в начале XX века французскими учёными П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа. Соединение греческих слов «noos» - «разум» и «sphaira» - «сфера» породило понятие, обозначающее сферу взаимодействия природы и человеческого разума, причем разум выступает здесь как важнейший фактор преобразования и развития природы.
Основные положения концепции ноосферы изложены В.И.Вернадским в работе "Научная мысль как планетное явление". Над этой книгой ученый работал практически всю жизнь и особенно интенсивно - в последние годы. Вкратце важнейшие моменты концепции ноосферы представляют собой следующее:
I. «До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей ее среде, как нечто ей чуждое».
2. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте».
3. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой» (стр.237).
4. «Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты... В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизационного человечества - на изменение биосферы».
5. «Человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, никогда в ней не бывшую» (стр.24). «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой».
6. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда», проявляющихся как геологическая сила, «биосфера переходит в новое состояние в ноосферу».
7. «В наше время под влиянием окружающих ужасов жизни, наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества. Мне представляются эти построения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающее».
8. Цивилизация «культурного человечества», поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, … не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим ... миллиарды лет процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдёт так или иначе - рано или поздно - в ноосферу», т.е. что в истории народов произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.
Александр Леонидович Чижевский - фигура не менее уникальная, нежели академик В.И.Вернадский. Знаменитый ученый, почетный президент I Международного конгресса биофизиков, поэт, он был выдвинут конгрессом на соискание Нобелевской премии и назван был при этом (за многогранную научную и литературную деятельность) «Леонардо да Винчи двадцатого века...»
А.Л.Чижевский известен как крупнейший специалист в сфере космической биологии; огромное значение по сей день имеют его работы по аэроионизации, по применению математических методов к изучению физических свойств крови в кровяном русле; в 20-ые годы А.Л.Чижевский пользовался достаточно широкой поэтической славой, написал оригинальное эссе «Академия поэзии».
Для нас А.Л.Чижевский интересен прежде всего как автор исследований по проблемам солнечно-земной связи; постановка этих проблем и варианты их решения нашли свое отражение в известных работах А.Л.Чижевского «Физические факторы исторического процесса» (1924) и «Земное эхо солнечных бурь» (1973). Особое значение для нас имеет также то обстоятельство, что работы эти были написаны человеком, закончившим Московский археологический институт и обучавшимся на физическом и медицинском факультетах Московского университета: перед нами редчайший пример гармонии исторического и естественно-научного знания, причем знания академического уровня.
Сам А.Л.Чижевский следующим образом обосновывает закономерность появления у него идеи параллелизма или взаимообусловленности солнечных и земных процессов (этот фрагмент взят из главы «Гневы Солнца» его автобиографического эссе).
Основные положения теории гелеовоздействия на земные процессы (по А.Л.Чижевскому) представлены здесь следующим образом:
1. Изучение летописей, анналов и хроник дает полную уверенность в том, что все виды обычных геофизических событий являются членами одной системы - системы всего тела Земли.
2. Космос или, точнее, космоземной окружающий нас мир представляет собой источник бесконечного количества сигналов, непрерывно обрабатывающих нас со всех сторон. Если бы все эти сигналы воспринимались нашим сознанием, то жизнь человека предельно сократилась бы, ибо тотчас же после начала процесса жизни наступило бы катастрофическое переутомление организма.
3. Но некоторые весьма смутные, расплывчатые и темные наши ощущения..., не доходя до сознания, ...могут явиться причиной ряда (других) ощущений, вызвать "беспричинное" чувство бодрости или угнетения, склонить организм к болезни или выздоровлению, способствовать или мешать творческой работе и т.д., т.е. создают среду, в которой цветет пли увядает, радуется или печалится, ...творит или бездействует, выздоравливает или умирает человек.
4. Десятки различных явлений в атмосфере Земли и её литосфере обязаны своим происхождением цикличным солнечным процессам... Большинство явлений в растительном и животном царстве (биосфера Земли) подчинены одиннадцатилетнему циклу и имеют место приблизительно через сутки (или немногим более) после прохождения возмущенного места через центральный меридиан Солнца.
5. Мы говорим здесь о среде жизни, создаваемой неведомыми нам силами окружающей природы. Только наше малое знание создает иллюзию свободы, независимости от этих сил... Мы живем в нашем мире так, как если бы он был ярко освещен миллионами огней, забывая, что живем, по существу, почти что в полной темноте. Но об этом нам напоминает наука! Она указывает на способы освещения нашего пути: она требует изучения окружающей нас среды.
6. Влияние состояния Солнца по отношению к Земле и ее обитателям так велико, что оно проявляется во всем, не исключая не только рождения и смерти, но и большей или меньшей потенциальной энергии у целых поколений, т.е. рожденных в известный ряд лет. Периодичность даже таких свойств отрицать не приходится.
Итак…
Много споров вызывает известная концепция пассионарности, созданная Львом Николаевичем Гумилёвым. Основы его теории изложены в монографии «Этногенез и биосфера Земли» (Л.,1989). Прежде всего Л.Н.Гумилев вводит новое понятие этноса: не языковое, не социальное, а этнопсихологическое, поведенческое, лежащее на грани социального и биологического миров. В соответствии с утверждением, что «этнос является фрагментом биосферы планеты Земля», Л.Н.Гумилев рассматривает этапы формирования, взлета и ослабления жизнедеятельности этноса, уподобляя этническую историю человечества закономерностям эволюции биосферы. Биохимическая энергия, аккумулирующаяся в телах людей, регулирует культурную историю этноса от его становления до исчезновения в соответствии с законами биосферы.
Л.Н.Гумилевым просчитаны и вероятные сроки функционирования отдельных этнокультур. Весь процесс становления и ухода с исторической арены занимает приблизительно 1200 - 1500 лет, причём на фазы формирования, взлета, успокоения и депрессии этнокультуры приходится около 300 лет.
Весьма примечательно следующее наблюдение ученого: он пишет: «Исчезновение этносов - факт столь же достоверный, как и факт их возникновения, но вымирание (депопуляция) - случаи крайне редкий. Обычно происходит рекомбинация элементов, как в колоде карт при перемешивании».
Особый интерес вызывает понятие пассионарности, предложенное Л.Н.Гумилёвым в конце 30-х годов и раскрывающее смысл и логику развития этнокультур. Сам Л.Н.Гумилев заявляет, что это понятие возникло у него спонтанно и ассоциативно никак объяснено быть не может. Однако у неискушенного слушателя сразу возникают воспоминания о знаменитой Долорес Ибаррури, именовавшееся часто Пассионарией «пламенной», «возжигающей сердца». Тема Испании в 30-е годы была одно из самых трагических тем истории тех лет, и вполне возможно, что носившиеся в воздухе представления о пассионарности испанского антифашистского движения сказались на выработке нового понятия самим Л.Н.Гумилёвым. Толкование пассионарности у Л.Н.Гумилёва сводится к следующему:
1. Любая живая система, будь то этнос или организм, развивается единообразно.
2. Внезапно в ней появляется некоторое количество особей, наделенных пассионарностью пассионариев.
3. Историческое время от вспышки до затухания этнокультуры совпадает с фазами этногенеза. «Возрасты этноса» определяются процентом пассионариев в этнической популяции. Растет их число до определенного предела - система усиливается; выше итого предела - пассионарность уничтожает сама себя и снижается, т.к. пассионарии истребляют друг друга; ниже идет спад пассионарности с выбросом свободной энергии, порождающей искусство, роскошь, политику и социальные идеи.
4. Чем вызывается упадок этнокультуры? Наряду с пассионариями при мутации появляются субпассионарии - особи, абсорбирующие меньше энергии, чем требуется для уравновешивания потребностей инстинкта. Им все трудно, а желания их примитивны: поесть, выпить, выделиться одеждой, утолить половую потребность. Субпассионарии отнюдь не так безобидны, как может показаться... Не рабы, и не варвары, и не христиане погубили Рим, а любители цирковых зрелищ, бездельники, которых кормили даром.